1.3. Проблемы взаимодействия бизнеса и органов власти
На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением государственного регулирования в экономике и использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.
С начала 1990-х по начало 2000-х годов в России действовала система поддержки малого предпринимательства, основой которой выступали федеральные программы поддержки малого предпринимательства. В начале прошлого десятилетия реализация таких программ в силу их очевидной неэффективности и предбанкротного состояния ряда ключевых институтов была свернута. Неутешительные результаты и отрицательный экономический эффект от реализации программ в свое время были подробно проанализированы экспертами нашего института в книге «Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее».
С 2005 года в России на федеральном уровне формируется новая система поддержки малого (а с 2008 года – еще и среднего) предпринимательства. Государство начинает принимать нормативно-правовые и программные документы, «фундаментирующие» новую систему.
Наиболее активно новая система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) стала разворачиваться с 2007-2008 годов – с момента принятия и вступления в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Последствием внедрения данного закона выступило принятие ряда правительственных и ведомственных документов как программного, так и непрограммного характера.
Так, Правительством РФ и Минэкономразвития России была инициирована работа по сокращению административных барьеров в сфере МСП, упорядочиванию имущественной поддержки МСП, упрощению доступа субъектов МСП к технологической инфраструктуре. Были приняты федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов.
Ежегодно Минэкономразвития России определяет порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, в рамках которого указанный в Постановлении № 178 перечень мероприятий, которые могут быть поддержаны из федерального бюджета, детализируется. Так, Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2011 г. № 277 «Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» был определен следующий перечень иных мероприятий, поддерживаемых в 2011 году:
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции;
- содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
- содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в проектах по локализации промышленного производства;
- создание промышленных (индустриальных) парков;
- создание технопарков;
- поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- содействие развитию микрофинансирования;
- создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (фондов поручительств);
- создание фондов содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- создание и обеспечение деятельности региональных представительств Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра;
- реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований;
- поддержка бизнес-инкубаторов в части развития процессов бизнес-инкубирования
- реализация массовых программ обучения и повышения квалификации;
- формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства;
- содействие развитию молодежного предпринимательства.
Анализ указанных направлений позволяет сделать следующие выводы.
1) Программа нацелена на унификацию инструментов поддержки сектора МСП без учета реальных потребностей (обусловленных в частности уже достигнутым уровнем развития сектора в регионе) и возможностей субъектов РФ. Как заявляется руководством профильного департамента, в каждом регионе должен действовать полный набор таких инструментов. Мероприятия по внедрению таких инструментов как раз и поддерживаются в рамках реализации федеральной программы финансовой поддержки МСП. Однако возникает вопрос, нужен ли полный набор данных инструментов во всех регионах, у каждого из которых есть своя специфика? Уже не один раз высказывалось мнение о неэффективности в регионах программы грантов для начинающих и дороговизны затрат на администрирование и контроль их целевого использования. Другой пример – реализация мероприятия «Обеспечение деятельности Российского Евро Инфо Корреспондентского центра и его региональных представительств». Однако, никто еще не измерял эффективность деятельности таких центров в различных регионах. Кроме того, как поясняют представители регионов, результат от включения в такие базы может быть только в европейской части России. Что касается восточной части страны, здесь целесообразно создавать центры, ориентированные на рынки азиатских стран.
2) Программа в большей степени ориентирована на снятие ресурсных ограничений, в частности на решение проблем, связанных с доступом малых предприятий к финансовым, имущественным, кадровым и другим ресурсам. Однако, как показывают данные опросов самих предпринимателей и экспертов, основные потребности предприятий в настоящий момент связаны в большей степени с преодолением административных барьеров. До тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего предпринимательства может быть минимальным. Этот тезис подтверждается результатами исследования «Малый бизнес и государственная поддержка сектора», в рамках которого был сделан вывод об отсутствии значимой связи между объемами финансовой помощи сектору МСП и динамикой развития сектора.
3) Меры поддержки настроены таким образом, что поддержка в большей мере оказывается собственно «поддерживающим» структурам (т.е. организациям, образующим инфраструктуру поддержки), а не самим адресатам программы – субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно такие организации получают финансовые ресурсы на бесплатной и безвозвратной основе без сопутствующего требования по привлечению внебюджетных средств. Как следствие, возникают предпосылки для нецелевого использования получаемых средств, а также для оппортунистического поведения («рисования» бодрых отчетов и т.д. – или же, наоборот, для преувеличения проблем с целью получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета).
4) В перечне поддерживаемых мероприятий имеются значительные пересечения и дублирование с программами, реализуемыми другими ведомствами и государственными организациями. Так, технопарки в России одновременно создавались в рамках реализации Государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Мероприятия по поддержке инновационных компаний, разрабатывающих инновационную продукцию, по сути, аналогичны программам, реализуемым Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Мероприятия по поддержке начинающих предпринимателей в форме грантов одновременно реализуются Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития России.
В 2014 году на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства федеральным бюджетом предусмотрено 20 млрд. рублей.. За 2014 год регионам на поддержку малого и среднего бизнеса было передано в общей сложности 21,14 миллиардов рублей.
Основными получателями федеральных субсидий в прошлые годы явились крупные субъекты РФ, такие как Москва, Республика Татарстан, Пензенская область, Ставропольский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург. В 2014 году перечисленные субъекты РФ получили почти треть всех федеральных средств, выделенных на поддержку МСП.
Общие принципы распределения денежных средств по регионам выглядят следующим образом: ежегодно Минэкономразвития России объявляет конкурс на выделение бюджетам регионов субсидий на поддержку малого и среднего бизнеса. Субъектам РФ предлагается подать одну или несколько заявок на получение средств для финансирования мероприятий, перечень которых утверждается в правилах конкурсного отбора.
Для проведения конкурса ежегодно Минэкономразвития России публикует 2 документа: приказ о порядке конкурсного отбора и приказ об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. Поскольку критерии оценки конкурсных заявок закреплены в Постановлении № 178, то в данных документах устанавливаются значимость отдельных критериев и методика их расчета, а также детальные требования к мероприятиям, проводимым в рамках программы.
Так, в рамках участия в программе по мероприятию «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере» субъектам РФ предлагается учредить или обеспечить функционирование фонда содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты МСП в научно-технической сфере. К фонду предъявляется ряд требований, включающих, в том числе, требования к названию фонда, использованию денежных средств фонда, порядку формирования и работы попечительского совета и др.
В рамках мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта, регионам предлагается поддерживать начинающие экспортно-ориентированные субъекты малого и среднего предпринимательства (т.е. выдавать гранты начинающим экспортерам – не более 500 тысяч рублей на одного получателя поддержки), компенсировать части затрат экспортно-ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах, бизнес-миссиях и других мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки (не более 300 тысяч на одного получателя), компенсировать части затрат на проведение и подготовку бизнес-миссий (не более 500 тысяч рублей на один субъект МСП).
Объемы предоставляемых конкретным субъектам РФ субсидий при этом ограничены лимитами, пропорциональными удельным весам организаций малого и среднего бизнеса конкретного субъекта РФ в общем количестве субъектов МСП в РФ. Иными словами, чем больше субъектов малого и среднего бизнеса зарегистрировано на территории региона, тем на больший объем субсидий данный регион может претендовать. Например, в 2010 году лимит федерального финансирования поддержки МСП для г. Москвы был установлен на уровне порядка 2 млрд. рублей, для Пермского края – 180 млн. рублей, для Рязанской области – 100 млн. рублей.
Теоретически, каждый субъект РФ, при условии адекватного софинансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства из средств регионального бюджета, имеет возможность получить субсидию в полном объеме в пределах установленного лимита. При этом необходимо отметить, что в конечном итоге нераспределенный остаток бюджетных ассигнований, т.е. объем невостребованных субсидий, перераспределяется между регионами, и, таким образом, фактические размеры предоставленных субсидий могут отличаться от лимитов не только в меньшую, но и в большую сторону.
Для участия в конкурсном отборе субъекты РФ направляют в Минэкономразвития России заявки по одному или нескольким мероприятиям поддержки МСП, содержащие собственно описание планируемых мероприятий, запрашиваемую сумму из средств федерального бюджета, а также информацию о развитии и поддержке малого и среднего бизнеса в регионе.
Для рассмотрения заявок и принятия решений создана специальная конкурсная комиссия. На первом этапе конкурсная комиссия проводит оценку соответствия заявок субъектов РФ требованиям конкурсной документации, в том числе к проводимым в рамках программы мероприятиям. При этом справедливости ради нужно заметить, что требования на практике оказываются не столь строгими: в протоколах заседаний конкурсной комиссии часто встречается формулировка «признать заявку удовлетворяющей требованиям в виде исключения». Такое решение может быть принято, например, если площадь бизнес-инкубатора, указанная в заявке, ниже минимально установленной.
Заявки, признанные соответствующими требованиям конкурсной документации, оцениваются далее по следующим критериям конкурсного отбора:
а) доля средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, в общем объеме средств, направляемых на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
б) прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации и численности работников, занятых в этой сфере, за предыдущий год;
в) прирост доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий) в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций за предыдущий год;
г) прирост доли объема товаров (работ, услуг), производимых на территории субъекта Российской Федерации субъектами малого и среднего предпринимательства (в том числе производимых на экспорт и в научно-технической сфере), в общем объеме валового регионального продукта за предыдущий год;
д) размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с применяемой в 2011 году методикой оценки конкурсных заявок каждая заявка может набрать до 60 баллов по первому критерию (доля средств, направляемых на поддержку инновационных МСП) и по 10 баллов по остальным критериям.
Конкурсная комиссия устанавливает минимально необходимое значение оценки конкурсной заявки, при котором участники конкурсного отбора признаются победителями, обычно 30 баллов.
Регионы, заявки которых соответствуют требованиям и получают оценку выше минимально необходимой, признаются победителями и получают субсидии на финансирование соответствующих мероприятий. Далее с победителями конкурса заключаются соглашения о предоставлении субсидии на финансирование соответствующих мероприятий.
С одной стороны, созданная система администрирования федеральной программы финансовой поддержки МСП предполагает использование перечня формализованных критериев оценки и сопоставления заявок, что повышает объективность процедур оценки заявок. Применение существующих критериев оценки заявок стимулирует регионы предусматривать в собственных бюджетах финансовые ресурсы на поддержку малого и среднего бизнеса.
С другой стороны, складывается ситуация, при которой основное финансирование получают «сильные» регионы с относительно высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства. Процедура оценки заявок в рамках конкурсного отбора напрямую способствует повышению рейтинга заявок субъектов РФ, демонстрирующих высокую динамику развития малого и среднего предпринимательства и выделяющих большие объемы финансовых средств на поддержку МСП из региональных бюджетов. Для программы поддержки малого и среднего бизнеса в последние годы в целом характерна ситуация, когда треть регионов получает две трети финансирования программы. При этом указанная треть регионов – это субъекты с относительно высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства, самостоятельно направляющие внушительные средства на региональные программы поддержки МСП. Иными словами, основную помощь получают как раз такие субъекты РФ, у которых все и без того неплохо. Благоприятствование «сильным» регионам непосредственно заложено в порядке распределения субсидий.
Понятно, что такой подход вызывает некоторые вопросы. Так, в исследовании «Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации» отмечается, что существующая система поддержки МСП не ориентирована на стимулирование развития МСП в регионах, где предпринимательская активность очень слаба, что приводит к росту межрегиональной дифференциации развития малого бизнеса.
Можно возразить, что федеральная программа поддержки малого предпринимательства в принципе не преследует цели выравнивания экономического пространства РФ. Кроме того, существуют также и аргументы в пользу поддержки регионов, самостоятельно развивающих МСП и вкладывающих в это развитие собственные деньги. При этом бесспорно одно: основные финансовые средства должны получать те субъекты РФ, которые распорядятся ими наиболее эффективно. Но именно в этом месте у действующей системы наблюдаются основные проблемы.
Фактически, в рамках конкурсного отбора не оцениваются ожидаемые результаты проведения мероприятий, указанных в заявке. Сами мероприятия оцениваются только на соответствие обязательным требованиям. Безусловно, субъект РФ обязан провести расчет целевых показателей и представить их в Минэкономразвития России, но такая обязанность возникает на этапе заключения соглашения о предоставлении субсидии. При принятии решения о предоставлении субсидии никакие целевые показатели роли, по сути, не играют.
Более того, процедура конкурсного отбора практически не учитывает продемонстрированную в предыдущие годы эффективность расходования средств, выделенных региону по программе поддержки МСП: не учитывается ни то, насколько эффективно были израсходованы средства, ни были ли достигнуты планируемые показатели.
Критерии оценки заявок включают показатели динамики развития МСП в регионе за предыдущий год. Однако, во-первых, совокупная значимость критериев, касающихся динамики развития МСП, составляет лишь 30%. Во-вторых, связь между реальным развитием малого и среднего бизнеса и эффективностью реализации программы, как минимум, неочевидна. Развитие МСП зависит не только и не столько от программ поддержки МСП, сколько от других факторов.
Проблему хорошо иллюстрирует следующий пример. В 2010 году Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в результате проверки использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку МСП за 2009 год, выявила ряд существенных нарушений. Наиболее высокий уровень финансовых нарушений от суммы проверенных средств был выявлен в Республике Дагестан (59,2%), Кабардино-Балкарской Республике (61,0%), Красноярском крае (75,5%), Ивановской области (97,5%). В то же время, при решении вопроса о предоставлении субсидий в последующие годы, эти нарушения, ввиду особенностей порядка распределения субсидий, учтены не были. В том же 2010 году Ивановской области было выделено 94 млн. рублей, Кабардино-Балкарской Республике – 170 млн. рублей, Республике Дагестан – почти 700 млн. рублей.
Нарекания у многих экспертов вызывает также и использующийся в сложившейся системе единственный параметр, определяющий предельный объем субсидий, выделяемых региону – число зарегистрированных малых и средних предприятий. Так, Басарева В.Г. в статье «Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка?» пишет, что существующий порядок распределения субсидий в действительности не стимулирует регионы самостоятельно содействовать развитию малого бизнеса, и предлагает объем финансовой поддержки привязать к успехам субъектов РФ в сборе налогов с предприятий малого бизнеса. Это может стать одним из вариантов совершенствования действующей системы.
Несовершенство самих принципов распределения финансовых ресурсов является далеко не единственным недостатком механизма администрирования программы. Так, процедуры принятия решения о выделении субсидий характеризуются низким уровнем прозрачности. В состав конкурсной комиссии, принимающей основные решения, входит узкий и не меняющийся состав представителей главным образом тех же ведомств, которые отвечают за распределение ресурсов. Деятельность конкурсной комиссии мало открыта. Не всегда заранее размещаются анонсы о заседаниях комиссии, план работы комиссии доступен только ее членам, не ведутся трансляции заседаний комиссии. Тексты протоколов заседаний комиссии сложно достать (свежие протоколы, как правило, размещаются на официальном портале Минэкономразвития России, однако найти нужную гиперссылку неопытному пользователю довольно проблематично), иногда протоколы публикуются задним числом.
Существенную проблему представляют несовершенные процедуры планирования мероприятий, связанных с конкурсным отбором. Как показывает практика, сроки опубликования конкурсной документации и проведения конкурса могут затягиваться, что приводит к тому, что субъекты РФ получают средства на поддержку малого и среднего предпринимательства к окончанию бюджетного года. Как следствие, расходование полученных средств на региональном уровне происходит вынужденно спешно, часто носит формальный характер и имеет высокие коррупционные риски. Кроме того, неравномерное расходование средств и выплескивание большей части из них в конце бюджетного года превращается в дополнительный фактор, разгоняющий инфляцию. С 2011 года субъектам РФ разрешили использовать в очередном финансовом году остаток неизрасходованных субсидий по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, до этого такой возможности не было. Однако это коренным образом пока не изменило ситуацию.
Еще одним недостатком механизма администрирования программы выступает отсутствие действенной системы мониторинга результатов программы.
Инициировав в свое время разработку и принятие ведомственных программ поддержки МСП, Минэкономразвития России не сумело своевременно обеспечить координацию, методологическое и методическое сопровождение их внедрения. Будучи принятыми, программы реализовывались и продолжают реализовываться ведомствами автономно, без оглядки на «коллег-смежников».
Во второй половине 2011 года была предпринята попытка по обеспечению координации разнородных программ. Во исполнение поручения Президента РФ по вопросу обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и малых форм инновационного предпринимательства, приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2011 года №372 создана Рабочая группа по обеспечению координации и мониторинга реализации программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Можно заключить, что в отсутствие единого координирующего субъекта органы власти, наделенные полномочиями по поддержке МСП, имеют слабое представление о том, как можно скоординировать сложившуюся систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Возникла своего рода институциональная ловушка – «зависимость от траектории предшествующего развития»: изначально при формировании системы поддержки координация не была продумана, сейчас же система действует уже несколько лет, поэтому создать механизмы координации с нуля – очень сложно. В этой связи предлагаемые в документе меры по координации можно назвать «половинчатыми».
Глава 2. Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства
Становление малого предпринимательства как динамично развивающейся части рыночного сектора экономики страны, а также наличие разнообразных финансово-кредитных учреждений, обслуживающих малые предприятия, и возникшие трудности с привлечением инвестиционных ресурсов требует изменить методы, способы государственной поддержки малого предпринимательства.
Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Программы поддержки малого и среднего предпринимательства можно разделить на 2 категории: Федеральная и Региональная.
К Федеральной поддержки малого и среднего предпринимательства относятся:
Минэконмразвития России.
С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.
В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.
В реализации программы задействованы все регионы страны.
В рамках программы предусмотрены как прямые, так и непрямые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства;
- поддержка и развитие молодежного предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг);
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного производства, разработку и внедрение инновационной продукции;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающей имущественную поддержку (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);
- создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.);
- содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих представителям малого бизнеса получить доступ к заемным средствам;
- поддержка социального предпринимательства.
При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.
Основные характеристики реализуемых мероприятий и требования к заявителям на 2015 год определены в приказе Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
Агентство кредитных гарантий.
В первом полугодии 2014 года завершена работа по учреждению и запуску работы специализированной федеральной гарантийной организации – АО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (далее – АКГ).
АКГ предоставляет гарантии по кредитам и иным долговым обязательствам, разделяя кредитные риски с банками и иными финансовыми организациями. В задачи АКГ входит разработка единых требований и стандартов деятельности региональных гарантийных фондов и расширение их возможностей по предоставлению поручительств.
Ключевые цели и направления деятельности АКГ:
- Выполнение задач Федерального гарантийного фонда.
- Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства банковских гарантий (контргарантий) по кредитным и другим долговым обязательствам.
- Повышение уровня доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства инвестиционных и других бизнес-кредитов.
- Минимизация гарантийных и кредитных рисков посредством их разделения с гарантийными организациями регионов, банками и иными кредитными организациями.
- Стимулирование банковских организаций для улучшения условий кредитования.
- Создание системы комплексной гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.
АКГ предоставляет три типа гарантийных продуктов, ориентированных на обеспечение исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии).
Гарантийные продукты предоставляются в рамках соглашений, заключенных АКГ с банками и региональными гарантийными организациями, и направлены на повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях недостаточности залогового обеспечения и обеспечения в виде поручительств региональных гарантийных организаций.
В настоящее время АКГ совместно с Минэкономразвития России и Банком России разработана Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, целью которой выступает создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления кредитных средств на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала путем применения механизма предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных поручительствами АКГ.
Базовыми условиями Программы установлено, что полная стоимость инвестиционного проекта для участия в ней должна составлять не менее 50 млн. рублей и не более 1 млрд. рублей.
Размер процентной ставки для конечного заемщика не должен превышать уровень процентной ставки, установленной Банком России по кредитам Банка России, обеспеченным поручительствами АКГ, предоставляемым уполномоченным банкам, увеличенной на размер комиссионного вознаграждения АКГ при предоставлении поручительства АКГ за уполномоченные банки перед Банком России, плюс 3,0 процента годовых (при условии, что конечным заемщиком является субъект среднего предпринимательства) или 4,0 процента годовых (при условии, что конечным заемщиком является субъект малого предпринимательства).
Средства, предоставляемые в рамках инвестиционных кредитов, могут быть направлены на покрытие капитальных затрат (не менее 70% от совокупной величины инвестиционных кредитов), а также текущих расходов, связанных с реализацией сопутствующих мероприятий (не более 30% от совокупной величины инвестиционных кредитов).
МСП Банк
C 2004 года АО «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами Банка в области поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально-экономической ситуацией и моногородах;
- предоставление максимально широкого спектра форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры;
- обеспечение доступности кредитных ресурсов для приоритетных сегментов, особо нуждающихся в поддержке: производственный сектор, модернизационные, инновационные и ресурсосберегающие, социально и регионально значимые проекты.
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется по двухуровневой системе, через широкую сеть партнеров:
- через банки-партнеры;
через организации инфраструктуры (лизинговые компании, факторинговые компании и микрофинансовые организации).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф