Меню Услуги

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса на примере Московской области

Вид работы: Дипломная работа
Тема: Государственная поддержка малого и среднего бизнеса на примере Московской области

ВУЗ: РАНХиГС

Предмет: Государственное управление

Введение

Актуальность исследования проблем развития и поддержки малых и средних форм предпринимательской деятельности (малого и среднего бизнеса) объясняется следующими положениями.

Развитие малого предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики, и возникновением частных малых предприятий. Однако, понадобилось ещё около семи лет, чтобы сложилась сколь-нибудь массовая база предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития.

Малое предпринимательство и крупный корпоративный капитал в любой экономике являются объектами пристального внимания различных слоев общества. Однако истинная роль малых предприятий и финансово-промышленных групп в народном хозяйстве не выяснена, что обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, почти все исследования, посвященные малому и крупному бизнесу, основаны на микроэкономическом анализе, т.е. от частного к общему. Такой подход сводится, как правило, к рассмотрению отдельных фактов, которые затем экстраполируются на всю экономику. Разумеется, подобные обобщения не всегда правомерны, и, следовательно, макроэкономическая картина остается непонятной. Во-вторых, статистические данные для оценки функционирования малого и среднего бизнеса весьма нестабильны.

Объектом исследования в данной работе выступает Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Предмет исследования – процесс развития малого и среднего бизнеса при помощи Государственной поддержки.

Целью данной работы является исследование малого и среднего предпринимательства в России, его места и финансово-кредитных методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере Московской области.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи для изучения:

  • определить понятие, значение и формы малого и среднего предпринимательства, рассмотреть критерии оценки малого предпринимательства и проанализировать данные о развитии малого и среднего предпринимательства в Московской области;
  • изучить основные направления поддержки и финансирования малого и среднего предпринимательства в России, а именно такие направления как господдержка и финансовый механизм регулирования малого и среднего предпринимательства, налоговое регулирование, на примере Московской области;
  • проанализировать основные проблемы малого и среднего предпринимательства и предложить рассмотреть мероприятия направленные на преодоление этих проблем;
  • сформулировать выводы и заключение.

В ходе выполнения работы, было изучено законодательство, направленное на регулирование отношений малого и среднего предпринимательства, учебная и специальная литература, освящающая рассматриваемый вопрос, публикации в периодических изданиях и статистические справочники.

Особенно отметим соотношение понятий «малое предпринимательство» и «малый бизнес»: анализ законодательства и литературы приводит к выводу, что данные понятие используются как равнозначные. Часто авторы и эксперты не проводят различий между данными понятиями, в то же время определения, приводимые в различных источниках приводят к тому, что данные понятия равнозначны, при том, что нигде не приведены отличия и разведение данных понятий. Следовательно, и в данной работе они используются как равнозначные.

Основная часть работы состоит из трех глав.

Первая глава работы раскрывает понятие малого предпринимательства, характеризует критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству, формы малого и среднего предпринимательства, а также рассматриваются проблемы взаимодействия бизнеса с органами власти.

Во второй главе приводятся меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу, а также раскрываются принципы государственной поддержки.

Третья глава содержит основные характеристики развития малого и среднего предпринимательства в Московской области, финансовые обоснования, а также условия предоставления субсидий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Понятие и значение малого и среднего бизнеса

1.1. Понятие малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику. Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице (лицах). Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое и среднее предпринимательство, из которого по мере углубления разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы.

Следует сказать о том, что малое предприятие — это не организационно-правовая форма предприятия. Термин «малое» в данном случае характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной (либо муниципальной) собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому и среднему бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

Экономический словарь дает следующее определение: малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

Как следует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.

Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Важно добавить, что при определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран Европейского Союза могут применяться и другие показатели (помимо приведенных выше в тексте данной работы), а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

В России существование малого предпринимательства было официально разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» было установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (то есть частные предприниматели).

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: для среднего предпринимательства – от 100 до 250 человек, для малого — 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

  • для микропредприятий – 60 млн. рублей;
  • для малых предприятий – 400 млн. рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Данные критерии могут быть пересмотрены Правительством Российской Федерации через 5 лет – в 2018 году.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

С 1 января 2010 года также вступила в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: