Заявка на расчет
Меню Услуги

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА. ЧАСТЬ 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


В среднесрочной перспективе Управлением будет осуществляться координация и контроль реализации плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории города. Деятельность Управления в сфере социального обслуживания граждан в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (от 28.12.2013 № 442-ФЗ) позволила систематизировать работу в Регистре получателей социальных услуг.

За 2019 год признаны нуждающимися в социальном обслуживании 5 555 человек, для 2 600 из них разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуги заключены договоры на социальное обслуживание, 2 955 гражданам оказаны срочные социальные услуги.

В ведении Управления находятся три муниципальных бюджетных учреждения. Услугами «Комплексного центра социального обслуживания населения» воспользовались 2 916 человек, реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» обслужено 563 ребенка, услугами Центра социальной помощи семье и детям «Норильский» воспользовались 2 076 человек. Количество обращений за отчетный период составило 53 821.

На официальных сайтах города Норильска и Министерства социальной политики Красноярского края работает электронный онлайн сервис «Запись на прием», где граждане могут записаться на прием к специалистам Управления. Информация о сервисе размещена на информационных стендах, а также в раздаточных информационных материалах для граждан. Управлением реализована возможность обращения слабослышащих граждан по программе «Skype»; установлены инфоматы с доступом к Единому порталу государственных услуг, ведется настройка программного обеспечения; также можно получить все необходимые услуги, зарегистрировавшись на сайте www.gosuslugi.ru.

Кроме того, в марте 2019 года в Управлении реализована возможность подтверждения учетной записи на Едином портале государственных услуг. За отчетный период обратилось 269 человек. В 2019 уровень удовлетворённости граждан качеством предоставленных Управлением государственных (муниципальных) услуг, на основании ежегодного социологического опроса «Декада качества -2018» составил 99,1% от числа опрошенных. Мы считаем эту цифру показателем высокого профессионализма коллектива Управления и подведомственных учреждений. Отчетное собрание о деятельности Управления социальной политики Администрации города Норильска за 2018 год 16 «Мы стали ещё ближе!» под таким девизом в 2019 году появились страницы Управления в таких социальных сетях, как ВКонтакте, одноклассники, Фейсбук. Данный способ взаимодействия с населением нашел положительный отклик в сердцах норильчан.

На регулярной основе появляются публикации о мерах социальной поддержки, о планируемых встречах с населением, о деятельности отделов Управления, что позволяет оперативно информировать большее количество потенциальных и реальных получателей мер социальной поддержки.

Установление дружеских отношений с жителями города, а также налаживание партнерских взаимоотношений с коллегами из других учреждений является важным для руководителей и специалистов Управления. Традиционными стали встречи в Управлении с ветеранами ВОВ, на которых насущные, жизненные вопросы обсуждаются за чашечкой чая в теплой, неофициальной обстановке. Ежеквартально специалисты нормативно-правового отдела Управления консультируют жителей Норильска на «Дне бесплатной юридической помощи». В августе 2019 года сотрудники Управления приняли активное участие в педагогической конференции «Территория образования, состояние, преимущества и перспективы развития». В результате встречи был разработан и запущен проект «Сегодня школьник, завтра — выпускник», имеющий своей целью развитие взаимодействия между учреждениями образования и Управлением социальной политики, а также подготовку школьников к взрослой жизни.

Коллектив Управления ежегодно проявляет активную жизненную позицию и интерес к общегородским, общекраевым и отраслевым мероприятиям. В апреле, в рамках масштабных празднований Дня здоровья, наша команда «Успех» приняла участие в спортивно-массовом мероприятии на стадионе «Заполярник» и победила в номинации «Самая позитивная команда», а команда по боулингу показала мастерство в городском турнире. Также 11 специалистов Управления приняли участие в проекте «ГТО: Норильск, на старт», 4 удостоено золотых знаков отличия, 4 получили серебро и 3 бронзу. С целью привлечения детей и их родителей для участия в мероприятии «Экологический десант», проводимого в рамках благотворительного фестиваля «Летний Добрый Норильск – 2018» Управлением совместно с Центром «Виктория» проведен конкурс на изготовление кормушек (скворечников). По итогам конкурса 20 ярких и функциональных домиков для птиц нашли свое место на деревьях лыжной базы «Оль-гуль».

Ежегодно специалисты управления принимают самое активное участие в смене «Общество» на территории инициативной молодежи «Бирюса», представляя военно-патриотические и гражданские программы и проекты в составе отраслевой команды министерства социальной политики Красноярского края.

Традиционным для сотрудников Управления стали общегородские мероприятия посвященные празднованию Дня Победы, а День защиты детей, который в прошлом году прошел как карнавал «В тридевятом царстве», перевоплотил сотрудниц в прекрасных Василис. Также на «отлично» выполнялись и сдавались работы Управления по очистке и озеленению города, проводимые в рамках общегородских субботников.

Май 2019 года прошел под эгидой проекта «Мы вместе». Это первый региональный отраслевой проект, направленный на объединение и совместную работу Управления социальной политики Администрации города Норильска и подведомственных ему социальных учреждений. Цель: формирования положительного имиджа сферы социальной защиты населения муниципального образования город Норильск. В каждом из учреждений были проведены дни открытых дверей в форме презентаций, викторин, квест-игр и различных мастер-классов. Дополнительно в рамках проекта был проведен конкурс на разработку логотипа социальной сферы населения, организатором которого выступило Управление социальной политики города Норильска. Все участники конкурса были торжественно награждены дипломами, а эмблема — победитель используется как символ в совместных проектах и мероприятиях.

Программа действий отрасли на 2021 год также очень масштабная и задача органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания обеспечить её полное и качественное исполнение. В перспективном плане на 2021 год основными направлениями работы отрасли остаются:

— качественное и своевременное исполнение публичных обязательств перед жителями города, как государственного, так и муниципального уровня;

— увеличение количества услуг, предоставляемых в электронном виде.

— экономное и эффективное расходование средств краевого и местного бюджетов;

— создание безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных граждан;

— проведение работы по привлечению социально-ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в деятельности по оказанию социальных услуг гражданам;

— внедрение независимой системы оценки качества работы Управления и учреждений, открытость и доступность информации о ее деятельности;

— осуществление межведомственного взаимодействия по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

— обеспечение информационной прозрачности и открытости Управления и учреждений.

Кроме того, в текущем году в рамках обеспечения доступности оказания услуг для маломобильных категорий граждан запланирован переезд Клиентской службы из помещения, расположенного на Ленинском проспекте 26 в помещение, расположенное на улице Советской 14, где обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к месту оказания услуг.

Анализ работы Управления социальной защиты населения был бы неполным без учета общественного мнения. Для этого в рамках данного исследования было проведено анкетирование горожан. Было опрошено 50 человек (анкеты анонимные, Приложение 2).

По данным опроса, большинство респондентов оценивает уровень своей жизни как средний (57%), 41% – «низкий», 2 – «за чертой бедности».
В органы соцзащиты регулярно или периодически обращались более половины опрошенных – 37%.  В числе полученных услуг опрошенные, ответившие утвердительно на предыдущий вопрос, отметили: социальные услуги (транспортные, коммунальные, медицинские и др.) – 42%, материальная помощь по различным основаниям – 27%, санаторно-курортное лечение – 21%; натуральная помощь (питание, продуктовые наборы, одежда и т.п.) – 10%:

Этот ответ свидетельствует о разнообразии видов помощи, оказываемой населению. Достаточно велико число тех, кто получает социальные услуги и матпомощь.

На вопрос о том, каковы наиболее актуальные проблемы социальной защиты населения в муниципальном образовании, ответы распределились следующим образом: организация назначения и выплаты государственных социальных пособий и компенсаций – 45%; поддержка семьи и детства — 31%; соцподдержка инвалидов — 19%; предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг — 5%. В числе прочих респонденты называли защиту материнства, помощь многодетным семьям:

«Считаете ли Вы доступными условия оказания социальных услуг в организации, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп граждан?» — ответы на этот вопрос оказались следующими: «определенно да» — 62%, «скорее нет, чем да» — 24%, «определенно нет» —  14%. Респонденты в целом удовлетворены компетентностью социальных работников при предоставлении социальных услуг – «полностью удовлетворен» и «чем-то удовлетворен, чем-то нет» — 47% и 35% соответственно. Однако настораживает факт, что 18% отметили, что полностью не удовлетворены, что говорит о том, что на этот факт следует обратить пристальное внимание руководства управления.

Ответы на вопрос «Используете ли вы интернет для записи на прием к специалисту?» показал, что только 3% опрошенных используют запись по инетернету, остальные предпочитают появиться в Управлении лично, несмотря на то, что это рождает очередность.

А вот следующий вопрос показал, что проблемы у граждан возникают уже на следующем этапе значительно чаще: «Удовлетворяют ли Вас следующие условия предоставления социальных услуг в данной организации?» — порядком оплаты социальных услуг довольны лишь 48% получателей; оперативностью решения вопросов – и вовсе 24%, предоставлением услуг в натуральном измерении (питание, парикмахерские и гигиенические услуги) – 73%. Тем не менее, 78% опрошенных готовы порекомендовать своим родным и друзьям обращаться в социальные органы для получения различных видов помощи.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Социальная защита в городе имеет достаточно широкий охват, ведется разнообразная деятельность, включающая помощь самым разным категориям граждан. Норильчане в целом осведомлены об этой деятельности, однако в целом не всегда удовлетворены качеством получаемых услуг, а также компетентностью оказывающих их специалистов. Самый тревожный фактор – невысокий в целом (по оценкам самих жителей) уровень их жизни, в результате чего к помощи социальных служб прибегает много горожан.

ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Предложения по оптимизации социальной сферы региона

В предыдущей главе была проанализирована деятельность социальных служб Красноярского края, приведены итоги деятельности за последний год. Также оценена работы социальной сферы МО «город Норильск». Были выявлены следующие проблемы в реализации деятельности отрасли:

— недостаток квалифицированных специалистов в отрасли; требуется совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

— недостаточно качественные условия получения социальных услуг гражданами;

— нехватка достаточного количества мест в социальных учреждениях для всех, кому требуется помощь;

— недостаточное развитие оказания дистанционной помощи (консультативной, правовой и т.п.) – через интернет.

— развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

— улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти муниципалитета, региона, Федерации, предприятиями и организациями различных форм собственности.

Основным содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения должно стать усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.

Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.

  • В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.

Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.

Реабилитация инвалидов является эффективной мерой их социальной защиты, она экономически рентабельна, так как оплата данных мероприятий более выгодна государству, чем расходы на выплату пенсий по инвалидности, поэтому целесообразно создание центров профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (при сохранении значительной доли государственного финансирования) на основе самоокупаемости и самофинансирования; первоочередная безвозмездная передача инвалидным ассоциациям имущества закрывающихся нерентабельных госпредприятий.

Кроме того, все объекты обслуживания следует проектировать с учетом использования их населением, проживающим в радиусе пешеходной или удобной транспортной доступности. В тоже время нужно обеспечивать социальные учреждения необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем, оказывать содействие стационарным учреждениям социального обслуживания в целевом направлении средств городского бюджета и внебюджетных источников на развитие сети, обновление технологического и медицинского оборудования. Нужно внедрять в практику социального обслуживания комплексные выездные бригады и миницентры, укрепляя оперативную информацию, дистанционную связь, социальную диспетчерскую службу, развивать самообслуживание и самопомощь, самосовершенствование пожилых людей, обеспечивая условия для групп само и взаимопомощи, (агентств, пунктов) обменных услуг на безденежной основе, формулировать базу данных для предоставления адресной социальной помощи, учитывая потребности граждан и заключая встречные обязательства с гражданами трудоспособного возраста при предоставлении им помощи.

  • В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

По многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:

  • обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);
  • создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
  • обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:

  • государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
  • развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.
  • регулярно анализировать выполнение законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, принимать оперативные меры по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ.

В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:

  • обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
  • расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, приемные семьи);
  • создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.
  • срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
  • на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания с надзором от учреждения социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.
  • В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов. Важно делать упор на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и включить в социальную активность, помочь в становлении полноправными членами общества. Для этого следует сместить акцент со стационарного обслуживания инвалидов на надомное, оказание помощи на дому, способствуя независимости этих людей.

При этом трудовая реабилитация инвалидов не только важна для людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку включает их в социум, но и экономически обоснована, поскольку оплата устройства новых рабочих мест остается на частных партнерах (в большинстве городов страны, в том числе и в Норильске, частные работодатели, организующие места для инвалидов, получают компенсацию понесенных расходов либо налоговые послабления), при этом государство не тратит средств на выплату пенсий по инвалидности неработающим гражданам из этой категории населения. Более того, есть смысл открывать центры профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (при сохранении значительной доли государственного финансирования) на основе самоокупаемости и самофинансирования.

Отдельного внимания заслуживает реализация программы «Доступная среда», буквально позволяющая сделать город доступным для инвалидов. Сюда входит обустройство пандусов, специальных лифтов, светофоров, низкопольного городского транспорта, открытие службы «Социального такси».  Учреждения должны быть обеспечены мебелью, оборудованием, инвентарем. Причем делаться это должно не только в учреждениях социальной сферы, но и в учреждениях культуры, спорта, торговых центрах, банках и т.п. Безусловно, при этом важно понимание ситуации и со стороны частных структур, однако муниципалитет имеет возможность оговорить эти моменты при утверждении проекта очередного строящегося или реконструируемого учреждения.

Кроме того, в практику соцобслуживания надо вводить комплексные выездные бригады, социальную диспетчерскую службу, развивать самообслуживание и самопомощь.

  • В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.

Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

В развитии системы социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека. Необходима разработка и внедрение в практику социального обслуживания новых более эффективных технологий социальной работы, например, создание института приемной семьи, готовой взять на обслуживание пожилого человека. Этот опыт интересен и полезен, и может быть внедрен в наших условиях. Это особенно важно, учитывая местный климат и подчас вынужденное «затворничество» пожилых людей в своих квартирах большую часть года. Государственно-частное партнерство может работать и в области расширения рабочих возможностей для пожилых – как это делается для инвалидов. Это снизит зависимость этих людей от государства, а для него – бремя их обеспечения.

Для тех же, кто работать не может по причине здоровья или по иным личным причинам, важно создавать условия для включения их в более активную социальную жизнь. В этом большую роль могут сыграть как муниципальные службы и учреждения (спорта, культуры), так и негосударственные – при соответствующей поддержке муниципалитета.

Основная задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, — не просто предоставить им требуемую помощь и услуги, но и сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица».

Необходимо более эффективно оказывать поддержку инициативам пожилых людей, нацеленным на укрепление солидарности при решении экономических и других жизненно важных проблем, предоставляя консультативную и прочие виды квалифицированной самореализации и самообеспечения. Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан.

Рассмотрим следующую возможность для пенсионеров: обучение работе на ПК и в Сети Интернет.

По мере развития электронного правительства и информатизации процесса предоставления государственных услуг необходимость подготовки россиян к использованию современных технологий становится всё более актуальной задачей, и не только молодежи, но и пенсионеров. Поэтому на основе количественного и качественного анализа населения региона создадим бесплатные курсы по обучению работе на ПК и в Сети Интернет для пенсионеров на базе компьютерного клуба на основании договора-аренды.

Преподавателями данных курсов будут являться преподаватели по информатике. В таблице 1  представлен состав курса по обучению пенсионеров работе на ПК и в Сети Интернет.

Таблица 1. Состав курса по обучению пенсионеров работе на ПК и в Сети Интернет

По всем темам будет выдаваться подробные учебно-методические материалы, которые останутся у слушателей. Весь материал будет преподноситься в исключительно понятной и доступной форме. Программа предусматривает так же самостоятельную работу с компьютером в учебных классах. Для комфортного обучения и лучшего освоения материала в группе будут заниматься не более 10 человек и у каждого обучающегося будет свое личное рабочее место, количество групп — 2. Предполагаемое количество желающих заниматься — 100 человек.Курсы построены так, что их может освоить любой обучающийся с любым уровнем знаний. Вся информация, полученная на уроках, легко усваивается и запоминается, все навыки и приёмы работы быстро и легко закрепляются, благодаря их глубокой проработке в течение всего курса.

В таблице ц представлено штатное расписание курсов по обучению пенсионеров работе на ПК и в Сети Интернет.

Таблица 2. Штатное расписание курсов по обучению пенсионеров работе на ПК и в Сети Интернет

В крае традиционно большой процент получателей социальной помощи – многодетные и малообеспеченные семьи, неблагополучные семьи. Основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

— обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, усиление контроля за медицинскими учреждениями);

— соблюдение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное и социальное развитие (это подразумевает поддержку ДЮСШ на бесплатной основе, льгот по питанию в школах, оказание матпомощи на приобретение школьно-письменных принадлежностей для таких семей, постоянный надзор за семьями, состоящими на учете по различным основаниям и др.);

— развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

— поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудовая поддержка детей-сирот по достижению ими определенного возраста;

— предложение новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские, патронажные семьи);

— усиление системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних.

— продолжение практики организации оздоровительного отдыха детей, находящихся на попечении государства или нуждающихся в его помощи;

— продолжение работы по формированию муниципального жилищного фонда, часть квартир из которого подлежит выделению детям-сиротам (по достижении определенного возраста)

Для проведения всей выше описанной работы важно расширять штат сотрудников, проводить работу по привлечению квалифицированных и опытных специалистов. Особого внимания заслуживает аттестация сотрудников, представляющая собой комплексную процедуру оценки персонала с целью выявления соответствия уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности[1]. Она должна быть оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также локальными нормативными документами организации[2].

Таблица 3. Потенциальные выгоды от проведения аттестации

Особо важно подчеркнуть социальную защищенность сотрудников – именно чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне позволяет людям трудиться с большей отдачей. Именно формирование стабильной команды позволит увеличить и производительность труда, позволяя решить еще одну проблему — предоставление недостаточно качественных условий получения социальных услуг гражданами. Для формирования сплоченного коллектива важно привлекать на работу высоко мотивированных сотрудников, в то же время, поднимая мотивацию уже работающих.

3.2. Факторы участия местных органов власти, влияющие на совершенствование системы управления социальной сферой в Норильске

Социальная сфера предполагает наличие больших объемов информации, в том числе правового характера, для обработки которой можно создать информационную технологию адресной социальной помощи. Важна доступность понимания информации гражданами, иными словами, возможности изучения ими своих прав. Это позволит обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи; обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи; распределять и контролировать финансовые средства; организовывать взаимодействие различных ведомств.

В результате система будет способствовать росту открытости, адресности и результативности социальной поддержки населения, позволит реализовать дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в соответствии с положением гражданина.

Учитывая современное экономическое состояние, следует развивать участие негосударственного сектора в социальной защите населения. В числе конкретных предложений можно предложить развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующимися бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами и др.

Не менее важно и улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти муниципалитета, региона, Федерации, предприятиями и организациями различных форм собственности. К сожалению, сегодня время между принятием решения и реальным получением услуги достаточно велико – это связано с бюрократическим процессом, согласно которому ряд решений должен получать одобрение региональных органов социальной защиты населения. Оптимизация этого процесса была бы выгодна всем участникам социальной работы.

Хорошим мероприятием может стать создание Сектора службы «одного окна» Управления социальной защиты населения МО «город Норильск».

Сектор службы «одного окна» предназначен для максимального упрощения для заявителей процедуры оформления запрашиваемых документов; сокращения времени, необходимого для подачи соответствующей заявки и получения готового документа; исключения необъективности принятия решений и контактов заявителей с чиновниками, принимающими решение о выдаче конкретного документа; освобождение заявителей от работы по сбору и представлению в службы «одного окна» документов, не имеющих непосредственного к ним отношения.

Сектор службы «одного окна» норильского управления социальной защиты населения создается на базе норильского управления социальной защиты населения.

Функции Сектора службы «одного окна» Норильского управления социальной защиты населения:

1) организационное, аналитическое, информационно-справочное, документационное, методическое обеспечение деятельности управления социальной защиты населения в режиме «одного окна»;

2) прием заявлений на выполнение работ в режиме «одного окна» у заявителей, выдача конечных документов или мотивированного отказа;

3) проверка наличия, состава (комплектности) и соответствия исходных документов, представляемых заявителем и необходимых для оформления конечного документа, установленным формам;

4) сбор, размножение рассылка копий документов заявителей в управления социальной защиты и другие организации, участвующие в подготовке согласований (заключений) по обращениям заявителей;

5) сбор документов в управлениях социальной защиты населения и других организациях, не касающихся непосредственно заявителей, но необходимых для выдачи запрашиваемых документов и совершение иных операций, направленных на обеспечение подготовки требуемых заявителем документов;

6) организация и ведение делопроизводства в соответствии с Регламентом работы норильского управления социальной защиты населения в режиме «одного окна», включает учет обращений заявителей в электронной базе данных, обеспечение установленного порядка тиражирования, использования документов, сохранности документов заявителей, представляемых для оформления запрашиваемых документов, а также документации, проходящей через Сектор;

7) информирование заявителей о прохождении и контроле исполнения документов, консультативная помощь по интересующим заявителя вопросам в пределах своих полномочий.

Впоследствии функции Сектора службы «одного окна» могут быть расширены.

Основными задачами сектора службы «одного окна» являются:

  • осуществление деятельности по оформлению документов, запрашиваемых заявителями;
  • организация взаимодействия с управлениями социальной защиты населения и другими организациями, по получению согласований (заключений), необходимых для предоставления конечного документа, контроль за соблюдением сроков исполнения документов.

В целях качественного выполнения функций, возложенных на службу «одного окна», Сектор имеет право:

1) представлять по поручению начальника управления социальной защиты населения интересы управы района в государственных и иных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию;

2) запрашивать у заявителей документы, необходимые для рассмотрения и выполнения их запросов;

3) предоставлять информацию, касающуюся подготовки и выдачи документов структурным подразделениям управления социальной защиты населения и подведомственным учреждениям;

4) использовать информационные базы структурных подразделений управления социальной защиты населения в пределах компетенции Сектора службы «одного окна»;

5) контролировать своевременность и качество рассмотрения поступивших в Сектор обращений заявителей для принятия соответствующих мер в пределах компетенции Сектора службы «одного окна».

В течение годы Сектор службы «одного окна» сможет «перетянуть» на себя свыше нескольких тысяч клиентов управления, в том числе посредством дистанционной работы. Такой объём выполняемой работы будет возможен благодаря переводу на интернет-обслуживание целого ряда получателей соуциальныху услуг, которые также оценят удобство такого подхода к работе.

К сожалению, сегодня остается актуальным и вопрос нехватки достаточного количества мест в социальных учреждениях для всех, кому требуется помощь (учитывая численность тех, кому требуется специализированная помощь). На сегодня КЦСОН не может вместить всех потенциальных клиентов, требуется выделение дополнительных площадей.

Зато уже сегодня в силах управления и его сотрудников осуществить иную схему работы с потребителями социальных услуг – посредством интернета,  позволяющее свести к минимуму «живую» очередь. Важно, чтобы люди могли записаться по необходимому вопросу к нудному специалисту – для этого немаловажен и понятный сайт Управления, позволяющий понять, к кому именно следует обращаться и по какому поводу. Отдельного внимания заслуживает организация консультационной работы для посетителей — онлайн, по телефону и лично. И если последняя успешно работает в Управлении (плюс размещены стенды с наглядной информацией), то для работы в онлайн режиме и по телефону требуется выделение отдельного специалиста, что для текущего штата управления пока представляет трудность.

В продолжение приведенных выше мер поддержки можно предложить в качестве дополнительной меры социальной защиты населения долгосрочную муниципальную целевую программу «Социальная поддержка пожилых людей» на 2019-2021гг. Ее появление обусловлено в целом невысоким уровнем жизни норильчан старшего поколения (от 70 лет и старше). Эта программа выступает средством для защиты таких граждан от неблагоприятных воздействий социальной среды.

Выбор аудитории программы объясняется тем, что в этом возрасте большинство пенсионеров уже не может работать, то есть рассчитывает только на пенсии, кроме того, нередко они становятся одиноко проживающими, оставаясь в силу возраста без своих спутников жизни. Кроме того, дети таких пенсионеров тоже, как правило, приближаются к пенсионному возрасту, имеют взрослых детей, которых надо обучать в вузах, следовательно, часто не могут оказать весомой помощи престарелым родителям.

Наступление пожилого возраста ведет к росту зависимости таких людей от экономически и социально активного населения. Большинство неработающих пенсионеров ощущают свою невостребованность в обществе, тяготятся своим статусом. В повседневной жизни  затрудняются их социальные контакты, доступ к  общественным услугам в различных сферах — охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания.

Таблица 4. Численность норильчан в возрасте от 70 лет и старше.

Принятие предлагаемой программы позволит улучшить положение пожилых норильчан с помощью комплексного решения ряда существующих трудностей.Как видно из таблицы, продолжается старение горожан, численность людей в возрасте 70 лет и выше возросла сразу на 12%. Более того, 37% из них являются инвалидами всех групп (по различным основаниям). 78% из них имеют статус ветерана войны и труда.

Программой предусматривается решение следующих задач:

— развитие надомного соцобслуживания ветеранов Великой Отечественной войны и труда;

— обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения граждан старшего поколения;

— повышение качества оказания медицинской помощи;

— усиление взаимодействия администрации города с общественными объединениями для решения проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;

— реализация комплекса мер, направленных на участие граждан пожилого возраста в жизни общества, создание позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества.

Реализацию Программы осуществляют структурные подразделения администрации города, муниципальные учреждения и предприятия.

Реализация Программы будет способствовать формированию «дружественной» социальной среды для пожилых норильчан, созданию более комфортных условий проживания, росту показателей здоровья, в целом повышению качества жизни.

В качестве «вещественных» итогов выполнения программы за 2019 -2021 годы будет реализовано следующее:

— улучшены жилищные условия ветеранов войны и труда (30 чел.);

— открыто муниципальное учреждение  для оказания гражданам пожилого возраста социальных услуг;

— поддержка людей старшего поколения в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

— объединение волонтеров по решению социальных проблем пожилых людей;

— повышение уровня адаптации пожилых людей в обществе и упрочнение их социальных связей;

— рост  культуры обслуживания граждан пожилого возраста.

Таблица 5. Перечень мероприятий по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста МО «город Норильск» согласно программе «Социальная поддержка пожилых людей» на 2019-2021гг.

Таблица6. Результативность мероприятий Программы оценивается с учетом индикаторов

Таблица 7. Структура мероприятий долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка старшего поколения на 2019-2021 годы».Общий объем средств программы составляет 280487,43 тысяч рублей (за счет городского бюджета).

Резюмируя, следует отметить, что предложенные пути муниципальной работы в рамках отрасли социальной защиты населения имеют практическое обоснование и могут быть интересны для применения в работе руководством управления.

 

Заключение

Темой настоящей выпускной квалификационной работы стало изучение государственного регулирования социальной сферы региона. Базой послужил Красноярский край и отдельно взятый муниципалитет – МО «город Норильск».

Сегодня работа социальной сферы региона направлена на решение поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач по повышению качества жизни и уровня материального благосостояния отдельных категорий граждан, которые в силу разных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке и помощи. Ведущее место уделялось: демографической политике, повышению социальной активности пожилых людей, вопросам интеграции инвалидов в жизнь общества, развития системы социального обслуживания, повышения эффективности управления отраслью.

Решение этих вопросов в крае осуществлялось в рамках мероприятий государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан».

В целом на реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения в отчетном году было направлено 26,7 млрд. рублей, или 11 процентов краевого бюджета. Около семидесяти процентов, или 17 миллиардов рублей, направлено на предоставление мер социальной поддержки. Третью часть составили расходы на социальное обслуживание.

В целях повышения качества жизни граждан, нуждающихся
в поддержке государства, повышения адресности её предоставления, внесены изменения в отдельные нормативные акты края. Например, Правительством края принято решение об оказании с 2018 года адресной материальной помощи родителю ребенка-инвалида на приобретение слухового аппарата. В среднем её размер составил 50 тысяч рублей, максимально возможная сумма компенсации – 100 тысяч. Учитывая, что у родителей появилась возможность самостоятельно приобрести слуховой аппарат с лучшими техническими характеристиками с учетом особенностей конкретного ребёнка, число обращений и средний размер компенсации увеличивается.

С 2020 года поручено расширить категорию семей, имеющих право
на ежемесячную денежную выплату при рождении первого ребенка, подняв планку среднедушевого дохода до двух прожиточных минимумов на члена семьи.

Кроме того, к числу первоочередных мер относится: снижение налоговой нагрузки на многодетные семьи; планируется пересмотреть процентную ставку ипотечного кредитования для семей с двумя и более детьми; ввести дополнительную меру поддержки семей, где рождается третий и последующий ребёнок — напрямую из федерального бюджета «погасить»
за такую семью 450 тысяч рублей из её ипотечного кредита.

На территории муниципального образования город Норильск деятельность отрасли «Социальная защита» осуществляют: управление социальной политики Администрации Норильска; МБУ «КЦСОН», МБУ РЦ «Виктория», МБУ Центр семьи «Норильский». Каждый имеет свои задачи и функции, в частности управление занято:  формированием социальной политики, социальной поддержки и социального обслуживания, реализацией в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в области социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан; обеспечением законности, информационной открытости, доступности и повышения качества предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения муниципального образования и др.

МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения
мун

иципального образования город Норильск», созданный с целью улучшения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

МБУ Центр семьи «Норильский» занимается предупреждением и профилактикой распространения социального неблагополучия детей и семей с детьми, осуществлением мер по выявлению семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально-опасном положении и мер по обеспечению их прав и законных интересов.

В рамках социальной работы сегодня в Норильске действует утвержденная Постановлением Администрации города Норильска от 08.12.2014 №685 муниципальная программа «Социальная поддержка жителей муниципального образования город Норильск» на 2018 – 2020 годы (в ред. Постановлений Администрации города Норильска от 02.04.2017 № 127).

В 2018 году приоритетом деятельности отрасли оставалось безусловное исполнение всех социальных обязательств, повышение качества и адресности оказания социальной поддержки. В 2017-м все обязательства перед гражданами выполнены нами в объёме 677,6 млн. руб.

В рамках осуществления переданных государственных полномочий, Управлением сегодня предоставляется 65 государственных услуг.  Также деятельность Управления была направлена на реализацию более 30 видов дополнительных мер социальной поддержки, предоставленных за счёт средств местного бюджета.

Одной из дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, в том числе детям-инвалидам, является реализация мероприятий по профилактике инвалидности, повышение социально-культурной адаптации и качества жизни. В 2018 году такая материальная помощь оказана 5768 получателям.

В ходе анализа деятельности социальной сферы на территории были выявлены следующие проблемы в реализации деятельности отрасли:

— недостаток квалифицированных специалистов в отрасли; совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

— недостаточно качественные условия получения социальных услуг гражданами;

— нехватка достаточного количества мест в социальных учреждениях для всех, кому требуется помощь;

— недостаточное развитие оказания дистанционной помощи (консультативной, правовой и т.п.) – через интернет.

— развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

— улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти муниципалитета, региона, Федерации, предприятиями и организациями различных форм собственности.

В этой связи важно проводить работу по привлечению квалифицированных специалистов, в том числе специфика региона предусматривает приглашение специалистов из других регионов. Однако пока сколько-нибудь серьезного увеличения числа работников по этой программе не происходило. Особого внимания заслуживает аттестация сотрудников. Для формирования сплоченного коллектива важно привлекать на работу высоко мотивированных сотрудников, в то же время, поднимая мотивацию уже работающих.

Вопрос нехватки достаточного количества мест в социальных учреждениях для всех, кому требуется помощь, крайне актуален, учитывая численность тех, кому требуется специализированная помощь. На сегодня КЦСОН не может вместить всех потенциальных клиентов, требуется выделение дополнительных площадей. Однако это подразумевает серьезные бюджетные вложения, которые пока – в том числе  по прогнозному плану бюджета-2018 не предусмотрены.

Зато уже сегодня в силах управления и его сотрудников осуществить иную схему работы с потребителями социальных услуг – посредством интернета,  позволяющее свести к минимуму «живую» очередь. В результате система будет способствовать росту открытости, адресности и результативности социальной поддержки населения, позволит реализовать дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в соответствии с положением гражданина.

Рассмотрим меры, которые могли бы предпринять местные органы власти для оптимизации социальной работы на территории.

  • В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов. Важно сместить акцент со стационарного обслуживания инвалидов на надомное, оказание помощи на дому, способствуя независимости этих людей.

При этом трудовая реабилитация инвалидов не только важна для людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку включает их в социум, но и экономически обоснована, поскольку оплата устройства новых рабочих мест остается на частных партнерах (в большинстве городов страны, в том числе и в Норильске, частные работодатели, организующие места для инвалидов, получают компенсацию понесенных расходов либо налоговые послабления), при этом государство не тратит средств на выплату пенсий по инвалидности неработающим гражданам из этой категории населения.

  • В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.

Основным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, то есть обязательное развитие сети таких учреждений как КЦСОН, спецотделения социальной помощи на дому.

  • В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

Основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать: увеличение дотаций на детей, усиление контроля за медицинскими учреждениями; поддержка ДЮСШ на бесплатной основе, льгот по питанию в школах, оказание матпомощи на приобретение школьно-письменных принадлежностей для таких семей и др.);  развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, — и др.

В продолжение приведенных выше мер поддержки можно предложить в качестве дополнительной меры социальной защиты населения долгосрочную муниципальную целевую программу «Социальная поддержка пожилых людей» на 2019-2021гг. Ее появление обусловлено в целом невысоким уровнем жизни норильчан старшего поколения (от 70 лет и старше). Эта программа выступает средством для защиты таких граждан от неблагоприятных воздействий социальной среды.

В качестве «вещественных» итогов выполнения программы за 2019 -2021 годы будет реализовано следующее: улучшены жилищные условия ветеранов войны и труда (30 чел.); открыто муниципальное учреждение  для оказания гражданам пожилого возраста социальных услуг; поддержка людей старшего поколения в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; объединение волонтеров по решению социальных проблем пожилых людей; повышение уровня адаптации пожилых людей в обществе и упрочнение их социальных связей; рост  культуры обслуживания граждан пожилого возраста.

Резюмируя, следует отметить, что предложенные пути муниципальной работы в рамках отрасли социальной защиты населения имеют практическое обоснование и могут быть интересны для применения в работе руководством управления.

Список использованной литературы:

Книги

  1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М.: РАГС, 2017. – 325 с.
  2. Алексеев Ю.П. Муниципальный менеджмент / Ю.П. Алексеев, А.Я. Гапоненко, А.Н. Алисов. — М.: РАГС, 2016. – 467 с.
  3. Агапова Т.А. Социальная защищенность населения: вопросы, поднятые реформой / Т.А. Агапова //Российский экономический журнал. — 2018. — № 12. — С. 14.
  4. Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС / В.В. Антропов. — М., 2016. – 211 с.
  5. Астахов Ю. Кадры муниципальной службы: Проблемы и перспективы развития / Ю. Астахов // Справочник по управлению персоналом. – 2017. — № 5. — С. 25.
  6. Бабич А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы (роль государства в обеспечении социальных гарантий и социальной защиты населения) / А.М. Бабич, А.В. Егоров. — Казань, 2016. – 242с.
  7. Базоева И.З. Механизм формирования региональной социальной политики государства переходного периода / И.З. Базоева. — М., 2017. – 329 с.
  8. Бочкарева В. Макроэкономический фон активной социальной политики / В. Бочкарева //Общественные науки и современность. — 2017. — № 9. — С. 23-26.
  9. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. — 2018. — №12. — С. 32.
  10. Вильямский В. Основы организации деятельности социальных систем. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 325 с.
  11. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. — М: 2016. – 225-230 с.
  12. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление — М.: Финансы и статистика, 2016. – 258 с.
  13. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Φедерации /ред. Галаганов, В. П Изд. М: КноРус, 2017. – 160, 65-70 с.
  14. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие — М; ИНФРА -М, 2018. – 349 с.
  15. Жуков В.И. Теория и методика социальной работы / В.И. Жуков, И.Г. Займышев. — М., 2016. – 309 с.
  16. Дрегало А.А. Социальная защита: общественная потребность и принципы перестройки / А.А. Дрегало // Экология человека. — 2018. — № 1. — С. 17.
  17. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. — 2018. — №2. – С. 18.
  18. Захаров М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. — изд. Москва, 2016. – 231 с.
  19. Иванов В.Н. Основы социального управления. М., 2018. – 250-251 с.
  20. Корнеев И.М, Корнеев М.И. Гаврилова С.Н. Проблемы управления инвестирования социальной сферы. Екатеринбург, 2018. – 325 с.
  21. Кощеев А.А. Рынок и социальная защита населения / А.А. Кощеев. — Киев, 2018. – 298 с.
  22. Куликов В.В. Приоритетные задачи усиления социальной политики / В.В. Куликов //Российский экономический журнал. — 2017. — № 5-7. — С. 40-47, 61 с.
  23. Леонтьева А.Г. Социальная защита населения в регионе: проблемы управления и финансирования: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. – 240 с.
  24. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2018. – 425 с.
  25. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. — М.: Книжный мир, 2016. – 86, 292 с.
  26. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2017. – 53, 85, 290 с.
  27. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2016. – 225 с.
  28. Основные положения комплексной системы социального обеспечения // Социальная защита. — 2016. — №10. — С. 7.
  29. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок — М.: ИНФРА-М., 2016. – 425 с.
  30. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2017. – 338, 420-423 с.
  31. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник — М: ИНФРА-М, 2016. – 68-70 с.
  32. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 360 с.
  33. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. – 184 с.
  34. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы/ Под ред. В.В. Кукушина. — Изд. 4 — е, перераб. и доп. — Москва: ИКЦ «Март», Ростов — на — дону: Издательский центр «Март», 2018. – 400-405 с.
  35. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник/ Сулейманова Г.В. — изд. Ростов — на — Дону, 2016. – 115 с.
  36. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. — М., 2018. – 24, 68, 398 с.
  37. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. — М., ГАСБУ, 2016. – 299 с.
  38. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 2018. – 439 с.
  39. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования / Сост. В.Б. Корняк и др. — М., 2016. – 309 с.
  40. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2018. – 432 с.
  41. Фролова Е.П. Пособия по социальному обеспечению и социальному страхованию / Е.П. Фролова, И.А. Егорова. — М., 2016. – 210 с.
  42. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан. М.: ИНИОНРАН, 2016. – 351 с.
  43. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 319-320с., 512 с.
  44. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. — 2 — е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 668 с.
  45. Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. — 2018. — №2. – С. 43.
  46. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики / Ф.И. Шарков. — Чебоксары, 2016. -190 с.
  47. Шеденков С.А. Социальная защита в условиях местного самоуправления / С.А. Шаденков. — Белгород, 2016. – 328-330 с.
  48. Юшкова С.А. Структура и условия функционирования социальной защиты населения РФ в условиях социально-экономических изменений / С.А. Юшкова. М., 2016. – 320 с.

Периодические издания

  1. Агапова Т.А. Социальная защищенность населения: вопросы, поднятые реформой / Т.А. Агапова //Российский экономический журнал. — 2016. — № 12. — С. 12-17.
  2. Айзинова И.М. Социальные гарантии — методологический аспект / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 1. — С. 3-8.
  3. Андреев В.М. О системной методологии социально-политического реформирования / В.М. Андреев //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2018. — № 3. — С. 12-15.
  4. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике в социальной поддержке семей / В.Н. Архангельский //Семья в России. — 2016. — № 2. — С. 21-27.
  5. Астахов Ю. Кадры муниципальной службы: Проблемы и перспективы развития / Ю. Астахов // Справочник по управлению персоналом. – 2017. — № 5. — С. 22-28.
  6. Березин И.С. Социальная дифференциация и социальная защита в переходный период / И.С. Березин //Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика. — 2018. — № 2. — С. 12-16.
  7. Боденко Б.Н. Проблема оценки эффективности практической социальной работы (к построению теории социальной работы) // Работник социальной службы. 2016. — №2. С. 14-19.
  8. Бочкарева В. Макроэкономический фон активной социальной политики / В. Бочкарева //Общественные науки и современность. — 2018. — № 9. — С. 23-26.
  9. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2017. — №12. — С. 29-34.
  10. Гриценко Н.Н. Социальное государство (задачи и программы социальных реформ с точки зрения концепции социального государства) / Н.Н. Гриценко //Общество и экономика. — 2016. — № 8. — С. 28-33.
  11. Добреньков В.И. Социальная зашита населения РФ: анализ результатов социологического опроса / В.И. Добреньков, В.Г. Харчева, И.М. Степанов И.М. //Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. — 2016. — № 3. — С. 12-20.
  12. Дрегало А.А. Социальная защита: общественная потребность и принципы перестройки / А.А. Дрегало // Экология человека. — 2017. — № 1. — С. 14-17.

1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф