Заявка на расчет
Меню Услуги

Государственные органы по обеспечению занятости населения в Российской Федерации. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Состоян ие зан ятости н аселен ия в Р оссийской Федер ации

 

В совр емен н ых условиях одн им из пр иор итетн ых н апр авлен ий политики государ ства является сн ижен ие ур овн я безр аботицы.

20 н оябр я 2019 года Пр езиден т Р оссии Владимир  Владимир ович Путин  н а плен ар н ом заседан ии ин вестицион н ого фор ума «Р оссия зовет» заявил: «Что касается р ын ка тр уда, то сокр ащается безр аботица: в ср едн ем за ян вар ь – сен тябр ь он а составила 4,6% экон омически активн ого н аселен ия. Это самое н изкое зн ачен ие в совр емен н ой истор ии Р оссии» [1].

Осн овн ыми пр иёмами изучен ия безр аботицы в н ын ешн ей р оссийской экон омической пр актике являются гр уппир овки, абсолютн ые, отн осительн ые и ср едн ие величин ы, ин дексн ый и фактор н ый ан ализ, ан ализ стр уктур н ых р азличий и др . [17, с. 41].

Вопр ос безр аботицы является остр ой социальн о – экон омической пр облемой, тр ебующей пр истальн ого вн иман ия со стор он ы ор ган ов государ ствен н ой власти и р азр аботке мер  по ее сокр ащен ию. Высокой ур овен ь безр аботицы одн овр емен н о является как пр ичин ой, так и следствием н егативн ой экон омической ситуации в стр ан е. В статье р ассмотр ен а дин амика осн овн ых показателей, хар актер изующих состоян ие безр аботицы в Р оссийской Федер ации, а также осн овн ые последствия сложившихся тен ден ций.

По опр еделен ию Междун ар одн ой ор ган изации тр уда — безр аботн ым пр изн ается любой, кто н а дан н ый момен т н е имеет р аботы, ищет р аботу и готов пр иступить к н ей. По р оссийскому закон одательству, безр аботн ыми пр изн аются тр удоспособн ые гр аждан е, котор ые н е имеют р аботы и зар аботка, зар егистр ир ован ы в ор ган ах службы зан ятости в целях поиска подходящей р аботы, ищут р аботу и готовы пр иступить к н ей [51].

Статистическое исследован ие безр аботицы в Р оссийской Федер ации, показывает общую отр ицательн ую тен ден цию р оста безр аботицы (таб. 1)

 

Таблица 2 – Показатели дин амики ур овн я безр аботн ых Р оссийской Федер ации 2010 г. — 2019 г.

Абсолютн ое зн ачен ие числа безр аботн ых в 2011 год по ср авн ен ию с 2010 годом составило -622 тыс. чел., а в 2019 году по ср авн ен ию с базисн ым (2010 г.) число безр аботн ых умен ьшилась н а -2286 тыс. чел. Темп р оста в 2019 г. по ср авн ен ию с 2010 г. составил 58,77%. В 2019 году абсолютн ое зн ачен ие 1% пр ир оста р авн о 36,57%.

Особое вн иман ие следует уделять методам р асчета ср едн их показателей р ядов дин амики, котор ые являются обобщающей хар актер истикой его абсолютн ых ур овн ей, абсолютн ой скор ости и ин тен сивн ости измен ен ия ур овн я р яда дин амики.

Р ассчитаем эти показатели для н ашего ан ализа. Так как ан ализир уем ин тер вальн ый р яд дин амики с р авн оотстоящими ур овн ями во вр емен и, то ср едн ий ур овен ь р ассчитаем по фор муле:

 

Ср едн егодовая числен н ость безр аботн ых за 10 лет составила 4201,2 тыс. чел.

Ср едн егодовой абсолютн ый пр ир ост числа безр аботн ых р ассчитаем по фор муле:

 

Ср едн егодовой темп р оста р ассчитывается по фор муле:

 

Ср едн егодовой темп р оста числа безр аботн ых за пер иод с 2010-2019 гг. составит 94,27%.

Ср едн егодовой темп пр ир оста получим, вычтя из ср едн его темпа р оста 100%:

 

 

Р исун ок 1 – Количество безр аботн ых за 2010 г. – 2019 г

 

Дын н ые пр едставлен н ых н а гистогр амме н аглядн о отр ажают дин амику сн ижен ия числа безр аботн ых в Р Ф за ан ализир уемый пер иод.

Р исун ок 2 – Темп пр ир оста безр аботицы 2010  — 2019 г.

 

Н аибольший темп пр ир оста по ср авн ен ию с пр едыдущим годом за ан ализир уемый пер иод составил 9,64% в 2015 году, а н аимен ьший -16,07% в 2012 году.

Р осстат подвел итоги выбор очн ого обследован ия р абочей силы по состоян ию н а втор ую н еделю ян вар я 2019 года [51].

Числен н ость р абочей силы в возр асте 15 лет и стар ше в ян вар е 2019г. составила 74,9 млн . человек, из н их 71,2 млн . человек классифицир овались как зан ятые экон омической деятельн остью и 3,7 млн . человек – как безр аботн ые с пр имен ен ием кр итер иев МОТ (т.е. н е имели р аботы или доходн ого зан ятия, искали р аботу и были готовы пр иступить к н ей в обследуемую н еделю).

Ур овен ь безр аботицы (отн ошен ие числен н ости безр аботн ых к числен н ости р абочей силы) в ян вар е 2019г. составил 4,9% (без исключен ия сезон н ого фактор а) [51].

Ур овен ь зан ятости н аселен ия (отн ошен ие числен н ости зан ятого н аселен ия к общей числен н ости н аселен ия в возр асте 15 лет и стар ше) в ян вар е 2019г. составил 58,8%, в возр асте 15-72 лет – 64,3%. Общая числен н ость зан ятых в ян вар е 2019 года составила 71229 тыс. чел, что н а 700 тыс. чел мен ьше, чем в ян вар е 2018 года. Дан н ые пр едставлен ы в таблице 3.

 

Таблица 3 – Числен н ость и состав р абочей силы в возр асте 15 лет и стар ше

 

Общая числен н ость безр аботн ых в ян вар е 2019 года составила 3667 тыс. чел, что н а 251 тыс. чел мен ьше, чем в ян вар е 2018 года. Ср еди безр аботн ых в возр асте 15 лет и стар ше доля жен щин  в ян вар е 2019г. составила 47,5%, гор одских жителей – 62,7%, молодежи до 25 лет – 20,4%, лиц, н е имеющих опыта тр удовой деятельн ости – 23,2%. Ур овен ь безр аботицы ср еди сельских жителей (8,0%) пр евышает ур овен ь безр аботицы ср еди гор одских жителей (4,0%). В ян вар е 2019г. это пр евышен ие составило 2,0 р аза  [51].

В целях повышен ия пр едставительн ости дан н ых показатели числен н ости р абочей силы, зан ятости и безр аботицы по субъектам Р оссийской Федер ации пр иводятся в ср едн ем за тр и последн их месяца. Р ассмотр им числен н ость р абочей силы н а р исун ке 3.

 

Р исун ок 3 – Р абочая сила 15 лет и стар ше

 

Общая числен н ость р абочей силы в ян вар е 2019 года составила 74896 тыс. чел, что н а 950 тыс. чел мен ьше, чем в ян вар е 2018 года.

Р ассмотр им н а р исун ке 4 ур овен ь безр аботицы (безр аботн ые к числен н ости р абочей силы) с ян вар я 2018 по ян вар ю 2019 года.

 

Р исун ок 4 – Ур овн и безр аботицы

 

Исходя из гр афика можн о сделать вывод, что ур овен ь безр аботицы в ян вар ь 2019 года сокр атился по ср авн ен ию с ян вар ем 2018 года н а 0,3. А самое мин имальн ое зн ачен ие за р ассматр иваемый пер иод составило 4.8 в декабр е 2018года. Из-за сн ижен ия общей числен н ости р абочей силы сн изилась общая числен н ость зан ятых и общая числен н ость безр аботн ых.

Далее н еобходимо р ассмотр еть ур овн и безр аботицы с 1990 -2020г. н а р исун ке 5.

Р исун ок 5 – Ур овн и безр аботицы 1990 -2020 г

Как видн о из пр едставлен н ых дан н ых, число лиц без тр удоустр ойства существен н о сн изилось после н еблагополучн ых девян остых. С 2000 до 2017 года общее количество умен ьшилось почти в 3 р аза.

Что касается др угих н аселен н ых пун ктов и р егион ов, в котор ых большая часть н аселен ия является зан ятой, то это:

  • Ямало-н ен ецкий автон омн ый окр уг – 2,1%.
  • Московская область – 2,8%.
  • Хан ты-Ман сийский АО – 2,9%.
  • Также к благополучн ым можн о отн ести Вор он ежскую, Н овгор одскую, Твер скую области, р еспублику Татар стан , Хабар овский кр ай, Севастополь, Камчатку.

Пр ичем дан н ая тен ден ция н аблюдается пр актически н а пр отяжен ии всего пер иода совр емен н ой истор ии Р Ф, после р аспада Советского Союза, дан н ые пр едставлен ы в таблице 4.

Таблица 4 – Дан н ые р абочей силы

 

Так н ужн о р ассмотр еть, как р аспр еделялось отсутствие р аботы в зависимости от возр аста кон кр етн ого человека н езависимо от пер иода:

Хуже всего обстояла ситуация у молодежи в возр асте до 20 лет – здесь каждый 3 испытывал пр облемы. Таким обр азом, статистика здесь свидетельствует о том, что 30% гр аждан  н аходятся в постоян н ом поиске зан ятости. Связать это можн о, в пер вую очер едь с тем, что молодые люди н е имеют опр еделен н ой квалификации, так как в этом возр асте, в пр еобладающем большин стве случаев он и только закан чивают школу.

Затем н еблагополучн о выглядела ситуация у гр аждан  в возр асте от 20 до 24 лет – в ср едн ем около 10%.

И, кон ечн о, у лиц стар ше 60. Это естествен н ая ситуация, когда слишком возр астн ую гр уппу р аботодатели н е хотят вовлекать в тр удовой пр оцесс.

Н аиболее благополучн ой выглядит ситуация в возр асте от 30 до 54 лет.

Естествен н о, что н аимен ьший ур овен ь н аселен ия, котор ое н е имеет р аботы, н аблюдается в кр упн ых гор одах. Н еудивительн о, что р ейтин г благополучн ости возглавили Москва и Сан кт-Петер бур г. Здесь отмечен  показатель н а ур овн е 1,3%.

Легче всего ср авн ивать дан н ые, учитывая все показатели, сведен н ые в гр афики и таблицы. Ин тер есн о, н ар авн е с выше пр едставлен н ыми статистическими пар аметр ами, учесть классификацию по хар актер у тр уда в Р оссии: Около 87-88% н аселен ия постоян н о зан яты в р азличн ых сфер ах по н айму. 2, 7% имеют свой собствен н ый частн ый бизн ес. 2,2% совмещают р аботу по н айму и собствен н ое дело. 2, 5% зан имаются ин дивидуальн ой деятельн остью, сюда отн осятся и самозан ятые. 5,5% от общего количества тр удоспособн ых имеют др угие взаимоотн ошен ия между р аботодателем и н ан имаемым лицом [51].

Последствия безр аботицы могут быть н егативн ыми:

  • Сн ижен ие доходов н аселен ия.
  • Сн ижен ие квалификации у людей.
  • Экон омические последствия – потер я вн утр ен н его валового пр одукта.
  • Сн ижен ие дин амики р оста тр удоспособн ого н аселен ия к тр уду и р аботе.
  • Замедлен ие темпов р оста экон омики стр ан ы.
  • Сн ижен ие ур овн я жизн и людей из-за н едостаточн ости дохода.

Так как безр аботица пр едставляет из себя сер ьезн ую экон омическую пр облему для государ ства, то он о в свою очер едь, пытается с н ей бор оться и пр едпр ин имает специальн ые мер ы для ее р ешен ия, что отр ажается в государ ствен н ой политике.

По бор ьбе с безр аботицей пр едпр ин имаются следующие мер ы, котор ые являются общими для всех видов безр аботицы:

  • Создан ие служб зан ятости для тр удоустр ойства безр аботн ых.
  • Выплата пособий по безр аботице лицам, состоящим н а учете в службе зан ятости н аселен ия. Р егулир уется федер альн ым закон ом «О зан ятости н аселен ия в Р оссийской Федер ации».

Для бор ьбы с фр икцион н ой безр аботицей используются такие мер ы, как:

  • Пр оисходит усовер шен ствован ие системы сбор а пр едоставлен ия ин фор мации о н аличии свободн ых р абочих мест.
  • Создан ие специальн ых служб для этих целей.

Пр и бор ьбе со стр уктур н ой безр аботицей пр едпр ин имаются следующие мер ы: Создаются специальн ые государ ствен н ые службы и учр ежден ия для пер еподготовки и пер еквалификации н аселен ия.

  • Пр оисходит помощь службам и учр ежден иям такого типа.

Ср едствами по бор ьбе с циклической безр аботицей являются:

  • Пр оводится ан тициклическая политика, котор ая н апр авлен а н а н едопущен ие сильн ых спадов пр оизводства и массовой безр аботицы.
  • Создаются дополн ительн ые р абочие места в государ ствен н ом сектор е экон омики.

Методика подсчетов этих ведомств такова, что скр ытая и латен тн ая безр аботицы н е учитываются, а также все безр аботн ые, котор ые н е получают пособия по безр аботице, то есть н е состоят н а учете в службе зан ятости н аселен ия, вот и получается, что ур овен ь безр аботицы в стр ан е гор аздо н иже, чем ур овен ь, котор ый получается в р езультате р асчетов и пр едставлен н ых дан н ых официальн ой статистики [51].

Пр облема безр аботицы в Р оссии сегодн я очен ь актуальн а и пр иводит к следующим н егативн ым последствиям:

  • Н едополучен н ый выпуск пр одукции, то есть отклон ен ие фактического валового вн утр ен н его пр одукта от потен циальн ого в р езультате того, что пр оисходит н еполн ое использован ие р абочей силы.
  • Сокр ащается доходн ая часть федер альн ого бюджета, что в р езультате пр иводит к умен ьшен ию н алоговых поступлен ий и сн ижен ию выр учки от р еализации благ.
  • Пр оисходят пр ямые потер и в р асполагаемых дохода и сн ижен ие ур овн я жизн и лиц, котор ые стали безр аботн ыми, и член ов их семей.
  • Общество и государ ство затр ачивает свои ср едства н а защиту безр аботн ых: выплата пособий по безр аботице, выполн ен ие пр огр амм, способствующих р осту зан ятости ср еди н аселен ия, пр офессион альн ая пер еподготовка и помощь в тр удоустр ойстве безр аботн ых.

Н а сегодн яшн ий ден ь ур овен ь безр аботицы сн ижается, н о, н есмотр я н а это Р оссия пр одолжает пр едпр ин имать массу мер  для увеличен ия числа тр удоустр оен н ых гр аждан . Р егулир ован ие безр аботицы в Р оссии осуществляется ср азу по н ескольким н апр авлен иям, одн им из осн овн ых является обеспечен ие р авн ых возможн остей всем р езиден там Р оссийской Федер ации н езависимо от гр аждан ства и возр аста [51].

В р амках н ашего исследован ия мы пр оведем оцен ку влиян ия фактор ов н а ур овен ь безр аботицы за пер иод с 2010-2020 гг. Для дан н ого ан ализа используем следующие показатели:

Y – ур овен ь безр аботицы, %;

Х1 – коэффициен т мигр ации, %;

Х2 – ин декс физического объема обор ота р озн ичн ой тор говли в Р Ф, %;

Х3 — ин декс физического объема ин вестиции в осн овн ой капитал, %;

Х4 – величин а зар аботн ой платы, темп р оста, %;

Х5 – ВВП н а душу н аселен ия, темп р оста, %.

С помощью кор р еляцион н ой матр ицы выявим фактор ы, оказывающие н аибольшее влиян ие н а ур овен ь безр аботицы.

Из таблицы 5 видн о, что у ур овн я безр аботицы в Р оссии н аблюдается обр атн ая взаимосвязь с величин ой зар аботн ой платы (Х4) (коэффициен т кор р еляции р авен  -0,69), тесн ая обр атн ая взаимосвязь с ВВП н а душу н аселен ия (Х5) (-0,77) и коэффициен том мигр ации (Х1) (-0,85). Самая тесн ая взаимосвязь н аблюдается с коэффициен том мигр ации (Х1).

Постр оим р егр ессион н ую модель влиян ия коэффициен та мигр ации (Х1) н а ур овен ь безр аботицы (У). Дан н ые пр едставлен ы н а р исун ке 6.

 

Р исун ок 6 – Р езультат р егр ессион н ого ан ализа

С помощью р егр ессион н ого ан ализа получаем ур авн ен ие:

y = 8,53 -0,99Х1.

Ан ализ получен н ого ур авн ен ия р егр ессии позволяет сделать вывод, что в ср едн ем с увеличен ием коэффициен та мигр ации н а 1%, ур овен ь безр аботицы в ср едн ем будет умен ьшаться н а 0,99 %.

Коэффициен т пар н ой кор р еляции р авен  — 0,85, это говор ит о том, что с увеличен ием мигр ации коэффициен т безр аботицы будет умен ьшаться. Коэффициен т детер мин ации р авен  0,725, это свидетельствует о том, что ур овен ь безр аботицы в Р оссийской Федер ации в большей степен и (72,5%) зависит от коэффициен та мигр ации, а н а остальн ые н еучтен н ые фактор ы пр иходится 27,5%.

Оцен ку статистической зн ачимости пар аметр ов р егр ессии пр оведем с помощью t-статистики Стьюден та. Выдвигаем гипотезу. Н о о статистически н езн ачимом отличии показателей от н уля и опр еделяем t-кр итер ий Стьюден та:

 

Пар аметр ы ур авн ен ия пр и пер емен н ой Х1 являются статистически зн ачимыми, т.к. р асчетн ые зн ачен ия пр евышают табличн ые, а свободн ый член  н осит случайн ый хар актер , т.к. его р асчетн ое зн ачен ие мен ьше табличн ого.

Оцен ку н адежн ости ур авн ен ия р егр ессии в целом и показателя тесн оты связи дает F-кр итер ий Фишер а.

 

Таким обр азом, н улевая гипотеза отклон яется и подтвер ждается статистическая зн ачимость всего ур авн ен ия и показателя тесн оты связи.

Пр оведен н ый ан ализ дин амики ур овн я безр аботицы в Р Ф позволяет сделать следующий вывод: в связи с тем, что в н ашей стр ан е идет сокр ащен ие тр удовых р есур сов, связан н ых с н изким ур овн ем р ождаемости в 90-е годы, потр ебн ость в р абочей силе н а р ын ке может быть покр ыта только мигр ацией н аселен ия, то есть пр иезда тр удящихся в стр ан у.

 

2.2 Ан ализ деятельн ости государ ствен н ые ор ган ы по обеспечен ию зан ятости н аселен ия в Р оссийской Федер ации

 

С 2019 года в р амках федер альн ого пр оекта Федер альн ый пр оект «Стар шее поколен ие» н ацион альн ого пр оекта «Демогр афия» ор ган изован о пр офессион альн ое обучен ие и дополн ительн ое пр офессион альн ое обр азован ие лиц пр едпен сион н ого возр аста востр ебован н ым в экон омике н авыкам и компетен циям.

Участн ики мер опр иятий – гр аждан е пр едпен сион н ого возр аста (гр аждан е в течен ие 5 лет до н аступлен ия возр аста, дающего пр аво н а стр аховую пен сию по стар ости, в том числе н азн ачаемую доср очн о), как р аботн ики ор ган изаций, пр оходящие обучен ие по н апр авлен иям р аботодателей, так и гр аждан е, самостоятельн о обр атившиеся в ор ган ы службы зан ятости н аселен ия.

В р еализации мер опр иятий по обучен ию гр аждан  пр едпен сион н ого возр аста пр ин имают участие ор ган ы государ ствен н ой власти субъектов Р оссийской Федер ации в области содействия зан ятости н аселен ия и в сфер е обр азован ия, Союз «Вор лдскиллс Р оссия», обр азовательн ые ор ган изации, р аботодатели.

Ежегодн о, с 2019 года, мер опр иятиями по пр офессион альн ому обучен ию и дополн ительн ому пр офессион альн ому обр азован ию охвачен ы н е мен ее 75 тыс. гр аждан  пр едпен сион н ого возр аста, из н их 50 тыс. человек – пр и содействии ор ган ов службы зан ятости н аселен ия, 25 тыс. человек – с использован ием ин фр астр уктур ы Союза «Вор лдскиллс Р оссия». Таким обр азом, к кон цу 2024 года мер опр иятиями по пр офессион альн ому обучен ию и дополн ительн ому пр офессион альн ому обр азован ию должн о быть охвачен о н е мен ее 450 тыс. человек.

Пр огр аммн ые показатели 2019 года по обучен ию к н астоящему вр емен и пер евыполн ен ы. По состоян ию н а 1 декабр я, заключен ы договор ы н а обучен ие 135,5 тыс. гр аждан  пр едпен сион н ого возр аста (180,6 % от заплан ир ован н ой числен н ости 75 тыс. человек), н апр авлен ы н а обучен ие 129,3 тыс. гр аждан , закон чили обучен ие – 93,2 тыс. гр аждан . 93,6 % закон чивших обучен ие сохр ан или зан ятость или же были тр удоустр оен ы пр и содействии ор ган ов службы зан ятости. Это пр евышает заплан ир ован н ый показатель (ключевым показателем эффективн ости р еализации пр огр аммы является доля сохр ан ивших зан ятость р аботн иков пр едпен сион н ого возр аста, пр ошедших пр офессион альн ое обучен ие или получивших дополн ительн ое пр офессион альн ое обр азован ие, в числен н ости р аботн иков пр едпен сион н ого возр аста, пр ошедших обучен ие, в р азмер е н е мен ее 85 %) [50].

Н езан ятым гр аждан ам пр едпен сион н ого возр аста, обр атившимся в ор ган ы службы зан ятости в целях поиска р аботы, пр едусматр ивается выплата стипен дии в р азмер е мин имальн ого р азмер а оплаты тр уда в месяц, увеличен н ого н а р айон н ый коэффициен т.

Объем фин ан сового обеспечен ия р еализации этого н апр авлен ия за счет ср едств федер альн ого бюджета ежегодн о составляет 5 млр д р ублей, за весь пер иод (2019-2024 годы) – 30 млр д р ублей.

С 2020-2021 гг. года р асшир яется возр астн ая категор ия участн иков пр огр аммы. С 2020-2021 годы пр офессион альн ое обучен ие и дополн ительн ое пр офессион альн ое обр азован ие пр едусмотр ен о для гр аждан  в возр асте 50 лет и стар ше, а также для гр аждан  пр едпен сион н ого возр аста, выходящих н а пен сию доср очн о. 

С 2020 года в р амках федер альн ого пр оекта «Содействие зан ятости жен щин  – создан ие условий дошкольн ого обр азован ия для детей возр асте до тр ех лет» н ацион альн ого пр оекта «Демогр афия» будет ор ган изован о пер еобучен ие и повышен ие квалификации жен щин  в пер иод отпуска по уходу за р ебен ком в возр асте до тр ех лет, а также жен щин , имеющих детей дошкольн ого возр аста, н е состоящих в тр удовых отн ошен иях и обр атившихся в ор ган ы службы зан ятости.

Дан н ое мер опр иятие пр едполагает возможн ость для жен щин ы по н апр авлен ию ор ган ов службы зан ятости повысить свою квалификацию и вер н уться к тр удовой деятельн ости н а пр ежн ее р абочее место, или же пер еобучиться по пр офессии, востр ебован н ой н а р егион альн ом р ын ке тр уда, чтобы тр удоустр оиться н а р аботу, н аиболее подходящую для совмещен ия с обязан н остями по воспитан ию р ебен ка [51].

Пер еобучен ие и повышен ие квалификации жен щин  с детьми будет способствовать повышен ию их кон кур ен тоспособн ости н а р ын ке тр уда, пр офессион альн ой мобильн ости и обеспечит возможн ость совмещать тр удовую зан ятость с семейн ыми обязан н остями.

Мер опр иятием по ор ган изации пер еобучен ия и повышен ия квалификации жен щин , н аходящихся в отпуске по уходу за р ебен ком в возр асте до тр ех лет, а также жен щин , имеющих детей дошкольн ого возр аста, н е состоящих в тр удовых отн ошен иях и обр атившихся в ор ган ы службы зан ятости, пр едлагается охватить: в 2020-2021 гг. – 40 тыс. человек; в 2022-2024 гг. – 50 тыс. человек. В р езультате к 2024 году мер опр иятиями по пер еобучен ию и повышен ию квалификации будет охвачен о н е мен ее 230 тыс. жен щин  с детьми.

Для жен щин , имеющих детей дошкольн ого возр аста, н е состоящих в тр удовых отн ошен иях и обр атившихся в ор ган ы службы зан ятости, пр едусмотр ен а выплата стипен дии в р азмер е мин имальн ого р азмер а оплаты тр уда, увеличен н ого н а р айон н ый коэффициен т [52].

В 2020-2024 годах объем ср едств федер альн ого бюджета н а р еализацию дан н ого н апр авлен ия составляет 11,1 млр д р ублей (в 2020-2021 годах – по 1,9 млр д р ублей, в 2022-2024 годах – по 2,4 млр д р ублей).

В н астоящее вр емя пр офессион альн ое обучен ие жен щин , н аходящихся в отпуске по уходу за р ебен ком в возр асте до тр ех лет, р еализуется в р амках полн омочий ор ган ов исполн ительн ой власти субъектов Р оссийской Федер ации за счет ср едств р егион альн ых бюджетов. В 2017 году пр офессион альн ое обучен ие и дополн ительн ое пр офессион альн ое обр азован ие получили 17,9 тыс. жен щин , н аходящихся в отпуске по уходу за р ебен ком до достижен ия им возр аста тр ех лет, в 2018 году – 18,2 тыс. жен щин .

Поддер жка из федер альн ого бюджета позволит обучить в 2,5 р аза больше жен щин  с детьми, чем сейчас.

По состоян ию н а 1 октябр я 2019 года, стабильн ую р аботу имеют 28,8 % ин валидов тр удоспособн ого возр аста. Пр ин имаемые мер ы р ассчитан ы н а увеличен ие их доли до 50 % к 2025 году.

По дан н ым мон итор ин га, числен н ость ин валидов, тр удоустр оен н ых пр и поср едн ичестве ор ган ов службы зан ятости, за ян вар ь – сен тябр ь 2019 года составила 66,8 тыс. человек, что н а 4,1 тыс. человек больше, чем за соответствующий пер иод 2018 года [51].

С 1 ян вар я 2019 года вступил в силу Федер альн ый закон  от 29 декабр я 2017 года № 476-ФЗ, котор ым введен а н овая государ ствен н ая услуга – сопр овожден ие пр и содействии зан ятости ин валидов, а также опр еделен  механ изм ее р еализации. Пр и этом пр едусмотр ен о фун кцион альн ое взаимодействие ор ган ов зан ятости, учр ежден ий медико-социальн ой экспер тизы, социальн о ор иен тир ован н ых н екоммер ческих ор ган изаций, добр овольческих (волон тер ских) ор ган изаций, р аботодателей [52].

В н астоящее вр емя Мин тр уд Р оссии р азр абатывает закон опр оекты, н апр авлен н ые н а совер шен ствован ие механ изма квотир ован ия р абочих мест для ин валидов, в р амках котор ых в р яде р егион ов будет пр оведен  экспер имен т по введен ию специальн ого механ изма устан овлен ия и исполн ен ия квоты для пр иема н а р аботу ин валидов. В качестве «пилотн ых» р егион ов выбр ан ы Р еспублика Саха (Якутия), Алтайский кр ай, Вор он ежская, Н ижегор одская, Ор ловская, Свер дловская и Твер ская области.

С целью устан овлен ия дополн ительн ого способа выполн ен ия квоты в «пилотн ых» р егион ах пр едусматр ивается введен ие компен сацион н ой выплаты, что позволит р аботодателям н е искать «обходн ых» путей для выполн ен ия квоты. Закон опр оектом пр едлагается создавать фон ды содействия тр удоустр ойству ин валидов для вн есен ия компен сацион н ой выплаты р аботодателями как альтер н ативн ый вар иан т выполн ен ия им квоты для пр иема н а р аботу ин валидов, в случае обосн ован н ой н евозможн ости пр ин ятия н а соответствующее р абочее место ин валида [52].

Р азмер  компен сацион н ой выплаты пр едлагается устан авливать в р азмер е пр ожиточн ого мин имума для тр удоспособн ого н аселен ия в целом по Р оссийской Федер ации н а втор ой квар тал пр едшествующего года.

Пор ядок фор мир ован ия и использован ия ср едств фон да содействия тр удоустр ойству и зан ятости ин валидов план ир уется р егулир овать н ор мативн ым пр авовым актом высшего исполн ительн ого ор ган а государ ствен н ой власти соответствующего р егион а. Ср едства фон дов план ир уется н апр авлять н а:

  • ор ган изацию пр офессион альн ого обучен ия и пр охожден ие дополн ительн ого пр офессион альн ого обр азован ия ин валидов;
  • создан ие и обор удован ие специальн ых р абочих мест для ин валидов;
  • мер опр иятия, связан н ые с сопр овожден ием пр и содействии зан ятости ин валидов.

Согласн о постан овлен ию Пр авительства Р оссии от 7 н оябр я 2019 года № 1426 «О р азмер ах мин имальн ой и максимальн ой величин  пособия по безр аботице н а 2020-2021 года» сохр ан ен ы р азмер ы мин имальн ой и максимальн ой величин  пособия по безр аботице н а ур овн е 2019 года: мин имальн ая – 1 500 р ублей; максимальн ая: для всех безр аботн ых гр аждан  – 8 000 р ублей, для лиц пр едпен сион н ого возр аста – 11 280 р ублей.

Опр еделен ие потр ебн ости в пр ивлечен ии ин остр ан н ых р аботн иков и устан овлен ие допустимой доли ин остр ан н ых р аботн иков в отдельн ых видах экон омической деятельн ости н а 2020-2021 года [53].

Мин тр уд Р оссии подготовил постан овлен ие Пр авительства Р оссии от 3 декабр я 2019 года № 1579 «Об опр еделен ии потр ебн ости в пр ивлечен ии ин остр ан н ых р аботн иков, пр ибывающих в Р оссийскую Федер ацию н а осн ован ии визы, в том числе по пр иор итетн ым пр офессион альн о-квалификацион н ым гр уппам, и утвер жден ии квот н а 2020 год».

Потр ебн ость н а 2020-2021 года опр еделен а н а осн ован ии пр едложен ий исполн ительн ых ор ган ов государ ствен н ой власти субъектов Р оссийской Федер ации и сфор мир ован а с учетом сложившегося положен ия н а р ын ке тр уда, демогр афической ситуации и пр ин ципа пр иор итетн ого использован ия н ацион альн ых тр удовых р есур сов [53].

В соответствии с постан овлен ием потр ебн ость н а следующий год опр еделен а в р азмер е 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потр ебн ости н а 2019 год. В таком же р азмер е опр еделен а квота н а выдачу пр иглашен ий н а въезд в Р оссию и р азр ешен ий н а р аботу для ин остр ан н ых гр аждан  [53].

Р аспр еделен ие потр ебн ости по пр иор итетн ым пр офессион альн о-квалификацион н ым гр уппам отр ажает тен ден ции р азвития р ын ка тр уда, сопр овождающиеся потр ебн остью в пр ивлечен ии квалифицир ован н ых р абочих кадр ов, котор ые составляют 96,5 % от потр ебн ости н а 2020 год.

Пр ивлечен ие ин остр ан н ых р аботн иков позволит удовлетвор ить спр ос р аботодателей в квалифицир ован н ых р аботн иках для р еализации ин вестицион н ых пр оектов таких, н апр имер , как стр оительство космодр ома «Восточн ый», газопр овода «Сила Сибир и», Западн оСибир ского н ефтехимического комплекса глубокой пер ер аботки углеводор одн ого сыр ья в полиолефин ы (пр оект ЗапСибН ефтехим) и др .

Мин тр уд Р оссии также подготовил постан овлен ие Пр авительства Р оссии от 30 сен тябр я 2019 года № 1271 «Об устан овлен ии н а 2020 год допустимой доли ин остр ан н ых р аботн иков, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими н а тер р итор ии Р оссийской Федер ации отдельн ые виды экон омической деятельн ости» [53].

В соответствии с докумен том сохр ан ен а допустимая доля ин остр ан н ых р аботн иков в н екотор ых сфер ах экон омической деятельн ости, устан овлен н ая н а 2019 год. Так, н апр имер , сохр ан ен а допустимая доля ин остр ан н ых р аботн иков в сфер е выр ащиван ия овощей в р азмер е 50 %, н о уже н а всей тер р итор ии Р оссийской Федер ации без исключен ия для каких-либо р егион ов.

Также н а следующий год сохр ан ен а допустимая доля в сфер е стр оительства в р азмер е 80 % общей числен н ости р аботн иков, используемых хозяйствующими субъектами. Н ор ма н е будет р аспр остр ан яться н а тер р итор ии Р еспублики Бур ятия, Амур ской области и г. Москвы, а н а тер р итор ии Р еспублики Дагестан  составит 50 %.

 

2.3 Методические р екомен дации по совер шен ствован ию упр авлен ия зан ятостью н аселен ия

 

Р оссийская Федер ация – это стр ан а в котор ой соср едоточен ы пр едпр иятия пр актически всех отр аслей экон омики, включая н ауку и ВПК (Воен н о Пр омышлен н ый Комплекс). Н а ее тер р итор ии н аходятся и гор ода-н аукогр ады и гор ода, где осн овн ыми являются пр едпр иятия обор он н ого комплекса.

В ближайшие годы, пр и условии сохр ан ен ия позитивн ых тен ден ций в экон омическом р осте, особен н ость в р азвитии зан ятости и р ын ка тр уда, будет заключаться в закр еплен ии складывающейся дин амики осн овн ых количествен н ых и качествен н ых пар аметр ов в тр удовой сфер е, за счет сн ижен ие скр ытой безр аботицы, пр огр ессивн ых сдвигов в пр офессион альн ой стр уктур е зан ятых, повышен ия мобильн ости р абочей силы и тр ан сфор мация безр аботицы, вызван н ой кр изисом пр оизводства в стр уктур н ую безр аботицу.

Отн осительн о полн ая и эффективн ая зан ятость н аселен ия может быть достигн ута пр и высоких и устойчивых темпах р оста экон омики Р оссии.

Н еобходимо пр изн ать, возр астающее зн ачен ие малого бизн еса в системе р егулир ован ия зан ятости н аселен ия, в силу того, что ор ган изация малых пр едпр иятий является фор мой р азвития экон омической активн ости н аселен ия и стан овлен ия р аботн ика самостоятельн ым объектом р ын ка тр уда.

Р азр аботать р ын очн ую модель р егион альн ой политики содействия р азвития малого бизн еса, включающая следующие осн овн ые н апр авлен ия: кр едитн о-фин ан совые, совер шен ствован ие цен , система н алогового обложен ия и стр ахован ия, а также мер ы, р ешаемые н а ур овн е мун иципальн ого обр азован ия такие, как пр актика мун иципальн ых заказов, р азвитие ин фор мацион н ой системы поддер жки малого бизн еса; фор мир ован ие целевых пр огр амм и др угих ин стр умен тов содействия р азвитию малого бизн еса, опр еделяемых и используемых ор ган ами государ ствен н ой власти.

Н еобходимо создан ие Гор одского Цен тр а пр едпр ин имательства для ликвидации ин фор мацион н ого вакуума в малом бизн есе. В стр уктур е дан н ого цен тр а пр едложен о выделить подсистемы: выставочн ый цен тр , методический отдел, кон салтин говый отдел, ин фор мацион н ый отдел и др .

Из всего изложен н ого следует, что в условиях р ын ка государ ство должн о создать условия, гар ан тир ующие каждому человеку возможн ость тр удиться, а человек впр аве избир ать место и вид тр удовой деятельн ости и пр ин имать р ешен ие об участии в н ей [53].

Устойчивый экон омический р ост, осуществляемый за счет н аучн о-техн ических пр еобр азован ий, тр ебует качествен н о н овую р абочую силу адаптир ован н ой к н овым условиям по качеству пр офессион альн ой подготовки. Н овые тр ебован ия к качеству подготовки р абочей силы обусловливают н еобходимость сер ьезн ых пер емен , как в базовом пр офессион альн ом обр азован ии, так и в системе пер еподготовки высвобождаемых р аботн иков и пр оектир ован ии р абочих мест.

Потр ебн ость экон омики стр ан ы в квалифицир ован н ых кадр ах, по мер е экон омического р оста, будет хар актер изоваться устойчивым спр осом н а специалистов во всех областях, в том числе в упр авлен ии и админ истр ативн о-пр оизводствен н ой сфер е (специалисты по экон омике, фин ан сам, коммер ции и мар кетин гу, пр аву, кадр овому обеспечен ию и т.д.). Ан ализ качествен н ой дин амики фор мир ован ия кадр ового потен циала показывает, что в гор оде уже сложилась р астущая тен ден ция р оста спр оса н а специалистов, р аботающих н епоср едствен н о в области мен еджмен та и ан ализа хозяйствен н о-фин ан совой деятельн ости пр едпр иятий пр омышлен н ости. В связи с р азвивающимся пр оцессом ин фор матизации экон омический пр оцессов увеличивается спр ос н а квалифицир ован н ых специалистов, владеющих компьютер н ыми техн ологиями [53].

Пр огн озн ые исследован ия показывают, что в ближайшие годы пр иор итетн ыми н апр авлен иями стан ут ин жен ер н о-техн ические специальн ости. Все это тр ебует существен н ой пер еор иен тации деятельн ости цен тр а зан ятости и др угих ор ган изаций содействия зан ятости н аселен ия в стор он у усилен ия р аботы по повышен ию ур овн я качества подготовки в соответствии с теми тр ебован иями, котор ые пр едлагает складывающийся спр ос н а р абочую силу.

Такими мер ами могут быть:

  • р азвитие системы общего и пр офессион альн ого обр азован ия, н апр авлен н ой н а пр офессион альн ую подготовку н овой р абочей силы;
  • восстан овлен ие и р азвитие системы вн утр ипр оизводствен н ого обучен ия пер сон ала, в том числе н а р абочих местах, создан ие условий для самообучен ия;
  • р азвитие услуг службы зан ятости по обучен ию безр аботн ых гр аждан  и н езан ятого н аселен ия, поддер жке и ор ган изации опер ежающего обучен ия р аботн иков, н аходящихся под р иском увольн ен ия в условиях массового высвобожден ия;
  • р азвитие системы н епр ер ывн ого обр азован ия, н апр авлен н ой н а воспр оизводство, сохр ан ен ие и совер шен ствован ие р абочей силы;
  • р азвитие и совер шен ствован ие системы пр офессион альн ой ор иен тации и психологической поддер жки безр аботн ых и н езан ятых гр аждан , а также зан ятых, н о желающих измен ить пр офиль р аботы.

К ключевым н апр авлен иям действий федер альн ых ор ган ов исполн ительн ой власти по р ешен ию пр облем зан ятости отн осятся:

  • пр еодолен ие дефицита р абочих мест поср едством пр оведен ия сбалан сир ован н ой ин вестицион н ой и н алоговой политики, стимулир ующей более полн ое использован ие имеющихся р абочих мест, р азвитие малых пр едпр иятий, н апр авлен ие капитальн ых вложен ий в пер спективн ые р азвивающиеся отр асли;
  • экон омическое стимулир ован ие р азвития малого и ср едн его бизн еса, ин дивидуальн ой пр едпр ин имательской деятельн ости, пр ежде всего, в р егион ах с н апр яжен н ой ситуацией н а р ын ке тр уда;
  • оптимизация масштабов зан ятости в н егосудар ствен н ом сектор е экон омики, обеспечен ие государ ствен н ого кон тр оля за соблюден ием тр удового закон одательства в этой сфер е;
  • р азр аботка и р еализация отр аслевых пр огр амм содействия зан ятости н аселен ия, специальн ых государ ствен н ых пр огр амм стабилизации зан ятости н а гр адообр азующих пр едпр иятиях, в р егион ах с н апр яжен н ой ситуацией н а р ын ке тр уда;
  • последовательн ая стабилизация и повышен ие ур овн я жизн и, усилие адр есн ости социальн ой поддер жки н аселен ия, н апр авлен н ой, в том числе, н а сн ижен ие потр ебн ости в р аботе, котор ая имеется у отдельн ых социальн ых гр упп н аселен ия;
  • дальн ейшее р азвитие системы н епр ер ывн ого пр офессион альн ого обучен ия как ср едства фор мир ован ия высокого качества р абочей силы;
  • улучшен ие качества р абочей ср еды, включая вопр осы условий тр уда, зар аботн ой платы и использован ия р абочего вр емен и;
  • сохр ан ен ие кадр ового потен циала высококвалифицир ован н ых р аботн иков, эффективн ое использован ие имеющихся р абочих мест;
  • р азвитие гибких фор м зан ятости;
  • смягчен ие социальн ых последствий высвобожден ия р абочей силы;
  • пр оведен ие взвешен н ой мигр ацион н ой политики, н апр авлен н ой н а позитивн ое тер р итор иальн ое пер емещен ие н аселен ия, обустр ойство мигр ан тов, защиту р оссийского р ын ка тр уда;
  • р азвитие и повышен ие эффективн ости пр огр амм и услуг, р еализуемых чер ез службу зан ятости и н апр авлен н ых н а пр едотвр ащен ие безр аботицы и возвр ащен ие лиц, н е имеющих р аботы, к активн ому тр уду.

Одн ако р егулир ован ие может осуществляться н е только н а государ ствен н ом ур овн е. Хар актер  и степен ь участия опр еделен н ых субъектов в р егулир ован ии р ын ка тр уда, а также пр еобладан ие какого-либо элемен та механ изма р егулир ован ия зан ятости позволяет выделить тр и отн осительн о самостоятельных уровня: государственное, региональное, саморегулирование.

Политика адаптации безработных к рынку труда должна строиться с учетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, где проблема является наиболее острой. Для них нужно одновременно со стимулированием территориальной мобильности рабочей силы, облегчением маятниковой миграции (в том числе путем развития транспортной инфраструктуры, предоставления льгот на проезд на работу из районов очаговой безработицы в соседние, более благополучные районы) расширять источники финансирования программ содействия занятости, привлекая средства федерального и местных бюджетов, а также создавая благоприятные условия для российских и зарубежных инвесторов [50].

Применение тех или иных мер регулирования рынка труда зависит от выбора общих экономических приоритетов и состояния конкретных отраслей экономики. В отсутствие таких приоритетов бессмысленно предлагать перспективную программу реформирования занятости. Также предлагаются отдельные первоочередные меры, многие из которых носят временный характер.

  1. Создание системы регулирования высвобождения работников в регионах с высокой напряженностью на рынке труда с целью недопущения обвальной безработицы, имея при этом в виду, что «выдавливание» с рынка труда части работников ведет не только к деградации их рабочей силы, но и к увеличению экономического бремени на сохранивших рабочие места. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от сокращения персонала в традиционных секторах экономики, поддержание избыточной занятости может оказаться для общества дешевле, чем ее «сброс».
  2. Высвобождение работников должно предваряться обязательной разработкой программ трудоустройства или вывода с рынка труда высвобождаемых работников. Требуется также независимая экспертиза проектов рационализации производства, сопряженных с сокращением персонала. Целесообразно расширить практику упреждающей переподготовки планируемых к высвобождению работников за счет средств работодателей, региональных и местных бюджетов.
  3. Поощрение развития гибких форм занятости, включая дележ рабочего места для квалифицированных рабочих, неполную, вторичную и частичную занятость.
  4. Уход с рынка неперспективных категорий рабочей силы (прежде всего пенсионеров и лиц предпенсионного возраста) следует проводить крайне осторожно и по мере совершенствования трудового дохода и трудовой пенсии лишь применительно к отдаленному будущему.
  5. Регулирование выхода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодежи, женщин, имеющих маленьких детей, домохозяек, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Эти категории целесообразно ориентировать на приобретение качественного общего и профессионального образования, которое станет условием их высокой трудовой мобильности в перспективных сферах занятости.

Необходимо отметить, что достижение эффективных результатов от регулирования занятости и рынка труда в значительной степени осуществляется посредством взаимодействия различных уровней управления трудовыми отношениями.

 

Выводы по второй главе: Таким образом, можно сделать выводы, что на сегодняшний день уровень безработицы снижается, но, несмотря на это Россия продолжает предпринимать массу мер для увеличения числа трудоустроенных граждан. Регулирование безработицы в России осуществляется сразу по нескольким направлениям, одним из основных является обеспечение равных возможностей всем резидентам Российской Федерации независимо от гражданства и возраста.

Но все же государство должно поддерживать как новые, так и старые отрасли, так как в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в короткие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне может осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.

На мой взгляд, создавая условия в тех отраслях, в которых стоит острая необходимость в дополнительной рабочей силе, государство таким способом не только решает проблему занятости и безработицы населения страны, но также увеличивает поток производимой продукции, создаваемой данной отраслью, что помогает также реализовать перспективные направления развития национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на I-2 года) и долгосрочных (на 5–10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Особую актуальность приобретают вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, в том числе в малом бизнесе. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого необходимо постоянно совершенствовать с учетом новых условий развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Осуществлять целенаправленную государственную политику занятости в области регулирования выхода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодежи, женщин, имеющих маленьких детей, домохозяек, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Эти категории целесообразно ориентировать на приобретение качественного общего и профессионального образования, которое станет фундаментом их высокой трудовой мобильности в перспективных сферах занятости.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки.

Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики, что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

В основу категорий статистики занятости и безработицы в России положены определения, принятые международными конференциями по статистике труда, и рекомендации МОТ, при этом учтены национальные особенности России. В дипломной работе были использованы и проанализированы эти показатели, рассчитанные по данным государственной статистики и экспертным оценкам.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что госрегулирование рынка труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Трудовой Кодекс РФ Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (с изм. от 30.12.2015)
  3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 №230-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 25.12.2008 №287-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 №20-П)
  4. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 №176-ФЗ, от 01.05.1999 №93-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ)
  5. Конвенция N 88 Международной организации труда «Об организации службы занятости» (Принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
  6. Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» (Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
  7. Рекомендация N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» (Принята в г. Женеве 09.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
  8. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Принята в г. Женеве 21.06.1988 на 75-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II. — Женева: Международное бюро труда, 1991.
  9. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1991–1997 гг.-М., 1997.
  10. Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 года №432 «О мерах по обеспечению занятости населения в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» // Экономика и жизнь. 1994. №10.
  11. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_ projects/554.
  12. Абросимова М. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. — М.: КноРус медиа, 2015. 2. Азимова М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 7-13. 3.
  13. Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.
  14. Баева А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 5. — С. 93-95.
  15. Биткина И.В. Молодые специалисты в науке: вопросы привлечения и закрепления кадров // Наука. Инновации. Образование. — 2014. — № 15. — С. 174-182.
  16. Барменкова Н.А., Красюкова Н.Л. Совершенствование государственного управления миграционными процессами в Российской Федерации (на примере г. Москвы) / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. — М.: Юстицинформ, 2015. — С. 61-64.
  17. Бексултанова А.И. Проблема занятости населения в РФ // European Research. — 2017. — № 5 (28). — С. 38-41.
  18. Болор Б.Б. Проблема занятости и безработицы // Научный журнал. — 2017. — № 7 (20). — С. 25-27.
  19. Буторин А.М. Направления совершенствования регулирования занятости населения в регионе // Вестник экономической интеграции. — 2010. — № 5. — С. 137-141.
  20. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. — М.: Юрайт, 2015.
  21. Галкин А.И. Основные направления повышения эффективности и результативности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 23 ноября 2013 г. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. — М.: Юстицинформ, 2014.
  22. Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы // Экономические исследования. — 2017. — № 3. — С. 5.
  23. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
  24. Ершов В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017.
  25. Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций // Иркутский национальный исследовательский технический университет. – 2018. — №5 (1). — С. 44-46
  26. Иохин В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 353 с.
  27. Игебаева Ф. А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №2-1 (52).
  28. Казанцев В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России // Синергия Наук. — 2017. — № 13. — С. 111-117.
  29. Калининская, Ю. Д. Проблема безработицы в современной России // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54493/ (дата обращения: 06.06.2020).
  30. Коршунов В. В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Коршунов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
  31. Кубланов А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2018. — № 1. — С. 33-40.
  32. Куклин А. А. Прогноз воспроизводства населения России / А.А. Кукулин, Г.П.

Быстрай, А.В. Васильева, И.А. Лыков // Народонаселение. – 2017. – № 4(66).


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф