Меню Услуги

ГОСы по общей социологии

Вид работы: ГОСы
Тема: Социология

ВУЗ: ФГБОУ ВО КГАУ

  1. Социология в системе научного знания.

Человеческое общество является объектом изучения многих наук. Каждая из них стремится изучать свой предмет – отдельные сферы общественной жизни. Современное обществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с экономической теорией, правоведение – с психологией и т. д. Каждая из этих наук располагает своими категориями и методами, каждая имеет свое лицо и традиции. Социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками.

Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло).

Различия этих наук в том, что история не может отойти от хронологического изложения исторических событий, в то время как социология обобщает социологический опыт прошлого и настоящего. Объединяет социологию и историю то, что социологические теории опираются на определенный исторический опыт. Взаимосвязь наук проявляется в образовании социологии истории, которая дает социологический анализ исторического процесса.

Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают.

Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.

Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.

Как мы видим, науки очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейер вообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э. Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряд других наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическим материалом.

 

  1. Электронные исследования как фактор эффективной избирательной кампании.

Политология во всем спектре электоральных проблем рассматривает избирательные кампании как политическое явление. Эту науку интересуют политическая, в том числе электоральная, культура, политические установки избирателей, особенности избирательных систем, избирательная инфраструктура и прежде всего избирательные технологии.

Политическая социология, а в ее рамках электоральная социология, акцент делают на комплексе проблем, связанных с поведением избирателей на выборах, с электоральными ожиданиями и предпочтениями социальных групп и общностей, на анализе факторов, детерминирующих электоральное поведение, на мотивах участия или, напротив, неучастия в выборах, на изучении структуры электората, особенностей восприятия его представителями предвыборных мероприятий, политических платформ и программ участников избирательных кампаний, на оценке эффективности роли средств массовой информации, пропаганды и агитации в предвыборной борьбе, на прогнозировании итогов голосования. Но, в отличие от политологии, которая стремится комплексно подойти к исследованию избирательного явления или процесса, политическая социология концентрируется преимущественно на изучении электората.

Вопросы эффективности избирательных кампаний служат предметом анализа и со стороны специалистов в области конституционного и избирательного права, а также социологии права. Ими рассматривается полнота реализации в ходе избирательных кампаний прав граждан, мера развитости правовой основы избирательного процесса, его соответствие международным правовым нормам и избирательным стандартам и много другое.

Несмотря на то, что проблематика избирательных кампаний в современной России исследуется сравнительно недавно, отечественным специалистам удалось не только адаптировать к российским условиям ряд теоретико-методологических положений, разработанных за рубежом, но и сформулировать собственные, характеризующие весьма отличные условия современной российской действительности. Этому способствовали активное формирование новой политической системы в стране, становление нового избирательного законодательства и бурное развитие избирательного процесса, а главное то, что в ходе практически ежегодно проводящихся избирательных кампаний, теоретические наработки и практические рекомендации сразу же получали апробацию и соответствующую оценку.

Приступая к изучению эффективности избирательных кампаний в условиях современного российского общества, обозначим сложившиеся в отечественной и зарубежной политической науке подходы, которые явились теоретико-методологическими основаниями для раскрытия предмета исследования.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Прежде всего, теоретико-методологическому осмыслению подверглись отдельные факторы, детерминирующие электоральный процесс, которые получили достаточно подробное изложение в литературе. Эти факторы имеют важное значение для понимания эффективности современных избирательных кампаний.

 

  1. Основные категории экономической социологии.

В составе категорий экономической социологии присутствуют общенаучные, общесоциальные и специфические категории.

Общенаучные категории (структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, устойчивость, изменения, развитие и т. п.) заимствованы из языка общей методологии. В экономической социологии они используются как средство описания экономической и социальной сфер, социального механизма развития экономики, частных социальных механизмов, для выделения и анализа специфических «подсистем» общества (таких, как социально-территориальная, профессионально-должностная, социально-управленческая и др.).

Общесоциальные категории, используемые в других общественных науках, заимствованы экономической социологией из лексикона последних. Так, ею используются категории политической экономии (собственность, производственные отношения, производительные силы, производство, распределение, обмен, потребление, оплата труда и т. п.), правоведения (должностной ранг, полномочия, делегирование власти), исторического материализма (общественное сознание, общественные отношения), общей социологии (социальная группа, социальная структура, социальная организация, социальный статус, социальная мобильность, социальная роль, престиж), социальной психологии (коллектив, личность, поведение, мотивация, идентификация, адаптация, конформизм, конфликтность, взаимодействие), социологии труда (профессия, должность, специальность, квалификация, содержание труда, условия труда, организация труда, трудовая дисциплина, отношение к труду, удовлетворецность трудом), социологии благосостояния (материальное положение, удовлетворение потребностей) и т. д.

Специфические категории экономической социологии — это те, которые возникли внутри ее самой и отражают характерный именно для нее угол зрения, подход к общественной жизни. Главные из категорий этой группы — социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое поведение (демографическое, миграционно-мобильное, образовательно-квалификационное, управленческое, профессионально-трудовое, индивидуально-трудовое, поведение в сфере распределения доходов, покупательское, потребительское), экономическая культура, социальный тип работника.

Система категорий экономической социологии имеет иерархическую структуру. Категории, относящиеся к разным уровням, различаются степенью их абстрактности (конкретности).

 

  1. Социальная структура современного российского общества.

В социальной структуре современного российского общества выделяются четыре основных слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний (6% занятого населения) Элитные и субэлитные группы, занимающие ключевые позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах (политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры). Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6—7 раз — доходы базового слоя. Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы, происходящие в обществе.

Средний (18% занятого населения) Состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и, соответственно, заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то что большинство представителей среднего слоя не обладает ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса.

Базовый (66% занятого населения) представляющих этот слой живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различны, их модель поведения достаточно сходна: это приспособление к изменяющимся условиям и стремление по возможности сохранить достигнутый статус.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Нижний (10% занятого населения) Лица, обладающие наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом (работники, которые заняты простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т. д.). Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% — в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: две трети живут за чертой бедности, из них четверть — за гранью нищеты.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: