Меню Услуги

ГОСы «Теория государства и права»

Вид работы: Государственный экзамен
Тема: Теория государства и права

Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Наука, как таковая ставит целью выработку системы знаний об объективном мире. Все научные дисциплины принято делить на естественные, точные и гуманитарные. Поскольку все юридические науки занимаются изучением общественных явлений, постольку они все являются науками гуманитарного цикла, в том числе и «Теория государства и права». Государство и право связаны между собой неразрывно, поэтому в юриспруденции выделена вузовская дисциплина «Общая теория государства и права». ОТГП исследует существующую правовую действительность ставит задачей, выделить общее в истории стран и эпох, но и анализирует конкретный материал, (отдельные правовые системы, правовые течения) на основе всеобщей теории государства и права. Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.

Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Функции теории государства и права определены тем, что в системе юридических наук она носит мировоззренческий, установочный характер. Выделяют теоретическую, методологическую, воспитательную, идеологическую, практическую, организационную функции.

Как любой науке теории государства и права присуща своя методология и методы познания. Большинство современных исследователей придерживаются диалектико — материалистических позиций, рассматривают процессы через призму историзма. Используются методы систематизации, абстрагирования, формализации, сравнения, структуирования, переход от частного к общему и другие.

Но в теории Государства и права используются не только общие, но и специальные методы, характерные только для специальных наук: статистическая и компьютерная обработка, моделирование, психологические и социологические наблюдения, анкетирование, анализ документов, опрос. Существуют и частные методы, используемые только теорией государства и права и другими юридическими науками, например, формально — юридический, толкование норм права.

Принципами исследования являются всесторонность, историзм, плюрализм, комплексность, практика как критерий истинности, что характерно для любой науки. Теория государства и права использует анализ, синтез, аналогии, гипотезы, дедукцию и индукцию, как логические приемы исследования. Таким образом, ТГП как базовая по отношению к другим юридическим наукам использует как общие, так и специальные и частные методы. Комплекс этих методов составляет методологию.

Место теории государства и права в системе юридических наук, которая в широком смысле понимает совокупность знаний о государстве, управлении, примени права и т.д. теория государства и права находится на положении основной науки.

В целом систему юридических наук можно представить следующим образом:

1).Общетеоретические и исторические науки — теория государства и права, всеобщая теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений

2).Отраслевые юридические науки о материальном праве (конституционное, финансовое, уголовное, гражданское право и т.д.) и науки о процессуальном праве (Уголовно — процессуальное, административно — процессуальное)

3)Науки о международном праве: международное публичное (в том числе международное дипломатическое, морское, космическое и т.д.) и частное право.

3) Право, изучающее деятельность отдельных органов: судебное, нотариальное, прокуратура, судоустройство…

4).Прикладные юридические науки: криминология, криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика и прочие.

Ни одна из перечисленных наук не может обеспечить изучение государства и права в комплексе. Этим и занимается теория государства и права, а следовательно она играет роль вводной, обобщающей, методологической науки.

В силу того, что категории государства и права являются наиважнейшими в системе юридических знаний. В юридических учебных заведениях выделяются специальные учебные дисциплины для изучения этих понятий: «Теория государства и права», «Теория Права», «Теория государства», Общая теория государства и права». Опыт раздельного преподавания этих дисциплин не оправдывает себя. Учебная дисциплина «Теория государства и права» формирует первоосновы научного мировоззрения студента, избравшего юриспруденцию своей будущей профессией, формирует необходимую теоретическую базу для дальнейшего изучения юридических дисциплин.

«Теория государства и права» изучает происхождение и закономерности возникновения государства, сущность государства, его формы, функции, систему права, нормы права, правоотношения, источники права, правонарушения, юридическую ответственность и т.д.

  1. Основные теории происхождения государства.

Одной из ранних теорий на происхождение государства и права является теологическая теория , которую нельзя считать научной, так как она опирается не на научные доказательства а на веру. Зачатки этих воззрений восходят еще к Древнему Востоку и Древнему Западу. Основоположниками теологической теории были греческие мыслители Сократ, Аристокл, Платон, Аристотель. Сущность этой теории сводится к идее создания государства и права Богом. В основе законов лежит божественный порядок, не зависящий от воли людей, — утверждали эти мыслители. Законы не только божественны по своему происхождению, но и составляют естественное право людей. Аристотель, например, считает рабство естественным состоянием: «Рабы — это говорящие орудия труда».

В средневековой Европе появилась теория «двух мечей», которые Господь вложил в руки церкви. Один мечь она вручила правителям, другой оставила себе. Государь, по мнению богословов должен повелевать людьми и подчиняться церкви. Фома Аквинский, развивая теологическое происхождения государства и права, создал учение, получившее название томизм. Суть его сводится к тому, что процесс возникновения государства аналогичен сотворению мира, что и должна обосновывать религия, монарх – это помазанник Божий. Современный Ватикан утверждает, что Бог, создав государство и право, не указал конкретных лиц и конкретные формы, методы правления. Таким образом, теологическая теория существует и в настоящее время.

Патриархальная теория тоже зародилась в античности. Одним из создателей её является Аристотель, который утверждал, что патриархальная семья лежала в основе общества, из нее произросли все другие общественные институты, в том числе, и государство. В Англии VII века эта теория вылилась в теорию Фильмера божественного права королей, как изначальных патриархов. Эту же теорию поддерживал русский мыслитель Михайловский. Современная наука опровергает эту теорию, считая, что патриархальная семья возникает в период разложения первобытных отношений, в то же самое время, что и государство.

В период Просвещения складываются договорная и естественно — правовая теории, которые считаются наиболее емкими нематериалистическими воззрениями. Договорная теория основана на естественных правах человека и включает следующие положения:

1). Возникновению государства предшествует естественное состояние людей

2). Государство возникло на основе общественного договора как продукт разума и воли людей, добровольно отдавших государству часть своих врожденных прав и свобод. Государство же должно обеспечивать защиту безопасности и собственности людей.

3). С созданием государства возникают две системы права: позитивное и естественное. Позитивное право исходит от государства, а естественное — присуще человеку от рождения, дано самой природой: право на жизнь, свободу, равенство, собственность. Естественное право первично по отношению к позитивному, определяет идеал законов и норм, устанавливаемых государством. В период антифеодальных революций образуется школа естественного права, создателями которой стали Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Монтескье, а в России — Радищев, Пестель и др. Руссо считал, что каждый человек передает обществу добровольно свою личность и силы.

Практическое применение основы естественного права нашли в Декларации независимости США, автором которой был Томас Джефферсон. Декларация независимости провозглашала право народа на суверенитет внешний и внутренний, право на справедливую власть, равенство, свободу, справедливость (собственность).

Свое продолжение эти идеи нашли в Декларации прав человека и гражданина, принятой французской революцией. Свобода, равенство, собственность, сопротивление угнетению – вот основные ценности, которые человек имеет от рождения. Эти ценности общепризнанны и сегодня и закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 года). Официальное выражение естественные права нашли и в Конституции РФ 1993 года (ст. 2). В большинстве развитых стан цели демократических преобразований достигнуты, но всякий раз, когда обостряются социальные отношения наблюдается рост естественно — правовых теорий. Важно отметить, что само естественное право, как нравственные идеи, принципы, идеалы не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, то есть предпосылку права. Претворение их должно быть выражено в государственно — нормативном или международном нормативном акте. Влияние естественно — правовых теорий с принятием Европейской конвенции о правах человека 1950 года и других правовых документов пошло на убыль.

В VIII веке договорную школу стала теснить историческая школа права, возникшая в Германии. Эта школа стоит на позиции историзма права. Савиньи, Пухт, Гуго утверждали, что право появляется самопроизвольно. Оно не создается законодателем, а возникает и развивается вместе с народом, аналогично языку, обычаям. Государство является органическим проявлением народа. Причин возникновения государства и права эта теория не объясняет.

Психологическая теория возникла в начале ХХ века. Её представителями являются Петражицкий, Фрейд, Дюркгейм. Право здесь подразделяется на интуитивное (представления и взгляды, присущие человеку) и позитивные (Официальные правовые нормы). Фрейд считал, что потребность человека повелевать ведет к возникновению государства.

Более научными являются материалистические теории. Одной из них является органическая теория , в которой биологические закономерности переносятся и на общество. Так Спенсер рассматривает государство как господство целого организма над его частями. Но современная наука утверждает, что биологические и социальные закономерности не совпадают. Теория насилия имеет зачатки еще в античности и развита в XIX веке Гумпиловичем. Суть ее в том, что стремление одного народа поработить другой, завоевания, а также порабощение одного класса другим ведет к образованию государства. Елинек утверждает, что теория насилия имеет целью не объяснение причин возникновения права и государства, а объяснение его существования в настоящем. Марксистско-ленинская теория объясняет происхождение государства и права совершенствованием орудий труда, зарождением собственности и классов. Развитие государства и права происходит благодаря классовой борьбе. Но и эта теория ограничена, так как утверждает, что государство как институт отомрет.Историческая немарксистская теория считает, что роль классов в возникновении государства преувеличена.

Существует ирригационная теория (Витфогель), которая утверждает, что государство в странах Востока возникло с необходимостью сооружения ирригационных систем, образовался бюрократический класс, поработивший общество. Таким образом, имеется множество теорий, объясняющих происхождение государства и права, многие из которых страдают антинаучностью или ограниченностью.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: