Заявка на расчет
Меню Услуги

Изменения в процессе государственных закупок. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4

Глава 3 Пути развития системы государственных закупок

3.1 Необходимость модернизации нормативно-правовой базы системы государственных закупок

Анализ существующих нормативных правовых актов в сфере государственных закупок показывает, что в них отсутствуют определения основных  категорий, раскрытие которых помогло бы сформировать единый терминологический аппарат в данной сфере. Так, понятие «государственные нужды», содержащееся в законе № 44-ФЗ,  не раскрывает сути таких нужд, а лишь закрепляет источник их финансирования. Отсутствие изначального правового понимания первоосновы государственных нужд не позволяет оценить эффективность обеспечения, правомерность расходования средств бюджета на оплату государственных контрактов [6]. Существенная часть положений законодательства в сфере контрактной системы сформулирована неопределенно, что затрудняет их применение участниками закупочных процессов.

Нормативное правовое регулирование отношений в сфере государственных закупокпроизводится на принципе единства законодательной и иной нормативной базы, являющегося производным от принципа правового государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации. Данный принцип обязывает получателей бюджетных средств, выступающих в качестве государственных заказчиков, руководствоваться законодательством Российской Федерации при разработке нормативных актов.

Значительным шагом на пути к созданию механизма исполнения принципа единства законодательной и иной нормативной базы стало общественное обсуждение и раскрытие федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов [12]. Однако проекты нормативных правовых актов в части расходов бюджетов на оплату государственных контрактов федеральными органами исполнительной власти могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти. В то же время под действие данного механизма и вовсе не подпадают проекты федеральных законов по вопросам федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов и их исполнения, а такжепроекты нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов [11]. По мнению автора, проекты законодательной базы, касающейся финансового обеспечения федеральными органами исполнительной власти реализации государственных контрактов, должны быть включены в перечень обязательных для общественного обсуждения и раскрытия.

Реализация указанного принципа подразумевает достижение высокого уровня развития институтов правоприменительной практики. Неминуемый изъян федеративного устройства России проявляется в особенно низком качестве правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации.

В условиях сложного социально-экономического положения, сложившегося в России под воздействием западных санкций, последовавших за этим ответных мер правительства и значительного удешевления энергоресурсов, ярко обнажились структурные проблемы отечественной экономики.  Отчетливо обозначилась сильная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, которые составляют более 40% доходов федерального бюджета. [1] Вместе с тем остро стал вопрос выполнения всей совокупности социальных обязательств государства перед населением, что требует экономного распределения средств федерального бюджета на другие нужды. Выполнение задачи рационального освоения средств бюджета во многом связана с эффективным исполнением государственных закупок продукции для нужд госорганов. Проблемы в сфере организации системы логистики государственных закупок уже затрагивались автором [5], а также   в работах многих отечественных исследователей, таких как И.И. Смотрицкая, Н.В. Афанасьева, А.Ю. Гущин. Стоит отметить, что задача совершенствования системы государственного заказа на товары и услуги с ориентацией на стимулирование развития отечественной экономики и обеспечением необходимого уровня соответствия предмета заказа имеющимся требованиям субъектов процесса госзаказа является актуальной и имеет большое социально-экономическое значение.

В период дефицита финансовых и иных ресурсов, а также отсутствия серьезных намерений со стороны игроков российского рынка в сфере реализации значимых инвестиционных и инфраструктурных проектов, эффективность сможет продемонстрировать механизм государственного стимулирования долгосрочного развития по средствам продуманного планирования управлением государственным заказом. В широком смысле государственный заказ можно определить, как заказ на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг, направленный на удовлетворение потребностей властей различных уровней. [7] Госзакупки обеспечивают реализацию государственных функций, направленных на оптимизацию управленческого процесса, сокращение расходов, рационального управления финансовыми потоками. Стоит отметить, что опыт развитых стран наглядно показывает, что госзаказ месте с оптимальным механизмом трансфера технологий становится одним из важных инструментов государственного стимулирования научно-технического развития.

Исполнение государственного заказа в тяжелых экономических условиях, в которых пребывает российская экономика, может стать потенциальным источников роста деловой активности, обеспечивая присутствие на рынке платежеспособного спроса, обеспеченного бюджетными средствами. Подобное стимулирование позволит пережить сложные времена ряду отечественных предприятий, задействованных в системе обеспечения государственных нужд. Стоит понимать, что «сфера госзаказа является системообразующим элементом, через который происходит трансферт (движение) финансовых потоков в различные сектора экономики». [6, с. 204] Поэтому от эффективности функционирования логистической системы государственного заказа напрямую зависит успешность развития всего государственного сектора российской экономики. При этом эффективность удовлетворения публичных потребностей также выступает в качестве одного из существенных показателей так называемого «широкого понятия эффективности» государства. [3, с. 36]

Однако, система логистики государственных закупок в Российской Федерации, как и в любой другой стране, не лишена недостатков и требует дальнейшего совершенствования.

Среди ключевых недостатков имеющийся системы можно выделить:

  1. во-первых, неэффективное освоение и расходование бюджетных средств в процессе реализации государственного заказа, что выражается в огромных хищениях из бюджетов различных уровней, о которых довольно часто сообщают как отечественные, так и иностранные СМИ;
  2. во-вторых, чрезмерный и большой вес ценового критерия при выборе и оценивании поданных заявок, сравнение вариантов в ущерб важным критериям функциональности и уровня качества, без должного учета квалификации участников системы логистики госзакупок;
  3. в-третьих, недостаточно проработанная правовая основа осуществления государственных закупок, что, тем не менее, в значительной степени исправлено с вступлением в силу нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [2], определяющего сферу государственных закупок;
  4. в-четвертых, наличие серьезных проблем в сфере государственного заказа на инновационные виды продукции, выражающихся в отсутствие особенных процедур размещения заказа на научно-техническую и инновационную продукцию и малых сроках рассмотрения и отбора проектов, что осложняет заключение долгосрочных контрактных соглашений на осуществление НИОКР;
  5. в-пятых, не определена методология обоснования плана закупок продукции для удовлетворения публичных нужд государства, отражающая «приоритеты социально-экономического, научно-технического и инновационного развития страны» [4, с. 227], что создает вероятность реализации неэффективных закупок и проведения различных коррупционных схем, особенно при отсутствии развитой конкуренции на рынке.

Также необходимо обозначить и основные позитивные сдвиги в развитии системы государственных закупок, среди которых особенно важно выделить положительные изменения в законодательной сфере:

  • а) введения механизма общественного контроля госзакупок;
  • б) принятие норм-принципов, среди которых: принцип прозрачности информации о государственных закупках, принцип открытости системы, стимулирование развития инноваций, принцип свободной конкуренции;
  • в) введение на уровне федерального законодательства условия обязательного планирования закупок для государственных нужд вместе с усилением самостоятельности заказчиков и уровня их ответственности;
  • г) общее повышение внимания к инновационным видам продукции при выработке плана госзакупок.

Итак, можно отметить, что нормативно-правовая база в сфере государственных закупок развивается в правильном направлении, также большое внимания уделяется дальнейшему развитию электронных видов проведения аукционов и развитию информационных технологий в целом, что обеспечивает публичность и открытость проведения мероприятий закупок. Активное внедрение новых технологии необходимо продолжать в организации всей системы логистики государственных закупок, в том числе при проведении процедур обработки и выбора поданных заявок. Тем не менее, как уже отмечалось выше, российская система государственных закупок обладает рядом структурных и глобальных недостатков, серьёзно препятствующих достижению полного удовлетворения публичных нужд. Поэтому требуется незамедлительное принятие решений по совершенствованию данной системы как организационного, так и правового характера.

Среди подобных мер, по мнению автора, можно выделить:

  1. Активная и результативная борьба с коррупционной составляющей и, так называемой, практикой откатов в системе логистики государственных закупок по средствам обеспечения максимальной прозрачности проведения торгов и строжайшего соблюдения регламента процедуры.
  2. Установление строгих правил и требований к квалификации участников закупочного процесса, запрет на участие в данном процессе всех юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах и на иных территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения. Подобная поправка, кстати, уже внесена в новую, еще не вступившею в силу редакцию соответствующего федерального закона.
  3. Ужесточение ответственности для чиновников и иных ответственных лиц, в том числе и уголовной, за нарушения, выявленные при расходовании бюджетных средств в процессе выполнения госзакупок. При этом необходимо не забывать и о разработке оптимальных механизмов управления рисками, в том числе и контроле за процессом исполнения контракта.
  4.  Расширение прав и возможностей для участия в государственных закупках субъектов малого предпринимательства, а также разумное снятие различных перепон информационного и административного характера, что позволит задействовать малых предпринимателей и повысить конкуренцию среди участников.
  5. Реализация в практической деятельности оптимальных логистических цепей поставок, исключающих излишних элементов (посредников), увеличивающих конечную стоимость выполнения госзаказа. Требуется создание логистической системы, имеющую специализированную организационную структуру управления государственными закупками, что определено потребностью в формировании единого экономического пространства государственных закупок, осуществления скоординированной политики в удовлетворения публичных нужд.
  6. Определение отличных от обычных правил и процедур на заказ инновационных видов продукции, увеличивающих роль критериев качества и новизны до уровня основополагающих.
  7. Дальнейшее развитие электронных систем коммуникации при проведении закупок, что позволит снизить представительские издержки и обеспечит равные возможности для различных участников.

Таким образом, разумное расходование бюджетных средств на удовлетворение государственных нужд, не только выполняет свою искомую цель, но и приносит положительный мультипликационный эффект, который можно сравнить по своему экономическому эффекту с разумным инвестированием в развитие отечественной экономики, при котором гарантированный полученный доход будет выражаться в увеличении налоговых поступлений в связи с ростом деловой активности предприятий, как непосредственно занятых в выполнении государственного заказа, так и их партнеров.

В тоже время, современный госзаказ становится не только эффективным инструментом управления бюджетными средствами, но и механизмом, стимулирующем развитие различных отраслей экономики России и отвечающем требованиям рыночной экономики, что позволяет использовать его в целях умеренного протекционизма. Выполнение госзаказа требует создания и поддержания эффективной организации системы логистики государственных закупок, выражающейся в тесном взаимодействии закупочной, поставочной и складской деятельности, а также всех участников этого процесса в рамках, определенных законодательными актами.

3.2 Совершенствование системы государственных закупок

На сегодняшний день одной из наиболее серьезных проблем Российской экономики является проблема коррупции и незаконного получения доходов лицами, занимающими государственные и муниципальные должности. По оценкам экспертов объем российского рынка коррупции составляет порядка 300 миллиардов долларов в год. Из них 90% средств приходится на сферы, связанные с госсектором и распределением бюджетных средств [1].

Основной схемой преступной легализации доходов, полученных из бюджетных средств, в особо крупных размерах считается недобросовестное применение контрактной системы в сфере закупок. Неоднократно независимыми аналитиками, осуществляющими свою деятельность в области контроля государственных закупок, устанавливалось, что в закупочных процедурах, потенциально направленных на отмывание денежных средств, участие принимают одни и те же субъекты предпринимательской деятельности, которые постоянно выигрывают проводимые в рамках этих закупок конкурсы, аукционы, котировки, как на поставку товаров, оборудования, так и на выполнение работ, оказание услуг.

С компаниями, признанными победителями, заключаются государственные контракты, по которым им перечисляются колоссальные суммы, причем порой эти компании никакого отношения ни к работам, ни к поставкам не имеют. Суммы, указываемые в таких контрактах, как правило, завышены в 6-7 раз по сравнению с рыночной стоимостью. После этого эти компании закупают оборудование и товары у завода-производителя по рыночной цене, поставляют государственному предприятию, а разницу средств перечисляют на фиктивные предприятия. В конечном счете деньги с последних компаний снимаются наличными.

Однако какой бы ни была схема незаконной легализации доходов в сфере государственных закупок, всё сводится к тому, чтобы искусственно ограничить круг потенциальных участников. Такие ограничения могут создаваться включением необоснованно завышенных требований к срокам поставки товаров, к срокам организации оказания услуг, к квалификации сотрудников, наличию лицензии на вид деятельности, работы по которому по каким-то причинам привязали к основной закупке и т. п.

Рассмотрим случай, при котором муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) публикует закупку, по которой желает получить услугу телефонной связи и услугу по предоставлению доступа в сеть Интернет. С первого взгляда по данному заказу не возникает никаких вопросов, однако при детальном изучении заказа становится понятно, что МБУ требует предоставить технологически и функционально не связанные между собой услуги, что запрещается частью  3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2].

Компания, не имеющая возможности предоставить телефонную связь (ввиду отсутствия соответствующей лицензии), но при этом готовая предоставить услугу доступа к сети Интернет, направляет МБУ запрос на разъяснения положений документации с целью выяснить, на каком основании МБУ включает в закупочную документацию требования, противоречащие действующему законодательству. И, как это бывает часто, получает необоснованный ответ, либо вообще не получает ответа на свой запрос. В соответствии с российским законодательством компания имеет право обратиться в контрольный орган в сфере государственного заказа (в настоящее время функции контрольного органа выполняют Управления Федеральной антимонопольной службы субъектов РФ) с жалобой на неправомерные действия заказчика [3], однако зачастую останавливается на этом этапе, не желая ввязываться в длительную и по своей сути непростую процедуру.

Составление жалобы в УФАС требует соблюдения определенного формата, а значит, подразумевает выделение дополнительного рабочего времени или даже привлечения сторонних организаций. Для  компаний, расположенных в отдаленных от районного центра субъектах РФ, к тому же встает вопрос покрытия транспортных расходов. Коммерческим структурам часто проще отказаться от участия в конкурсе или аукционе, чем «вести борьбу» с недобросовестным заказчиком. В результате компании, закрывающие глаза на противоречия законодательству РФ в закупочной документации, часто сами того не подозревая, оказываются «кормильцами» преступников, легализирующих свои доходы.

Для того чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, необходимо на законодательном уровне изменить порядок подачи жалобы в контрольные органы, сделать его более простым и доступным. Наилучшим вариантом создания упрощенных условий была бы организация ресурса в сети Интернет на портале УФАС субъекта РФ (например, для Красноярского края это может быть сайт http://krsk.fas.gov.ru/), на который компании, участвующие в государственных и муниципальных закупках, могли бы направлять ссылки на проводимые закупочные процедуры, сформированные в Единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru, с указанием причины несоответствия требованиям законодательства РФ.

Со стороны контрольного органа, в свою очередь, необходимо назначить ответственных лиц, возможно даже, сформировать соответствующий отдел, который бы самостоятельно оценивал правомерность действия (бездействия) заказчика на основе полученных от компаний данных и выдавал предписания заказчикам устранить несоответствия, либо, в случае признания действий заказчика правомерными, направлять компаниям-подателям жалобы через ту же систему отказ от принятия жалобы.

В целях ограничения поступления нежелательных сообщений (СПАМа, пустых или бессмысленных сообщений) в службу контрольного органа доступ к сервису следует организовать с использованием электронной подписи по аналогии с электронными торговыми площадками. Это вполне оправдано, так как бόльшая часть закупочных процедур проводится в форме электронных аукционов, а значит, применение электронной подписи не усложнит процесс подачи жалобы.

Таким образом, реализация предложенного сервиса и его законодательное подкрепление позволит не только упростить процесс подачи жалобы, но и сократить расходы компаний, повысить эффективность деятельности контрольного органа в сфере закупок и в конечном счете приведет к ограничению нарушений, связанных с легализацией доходов, полученных преступных путем.

В числе главных новаций Федерального закона № 44-ФЗ – введение института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд [1]. Общественный контроль включает любые активные действия социума, способствующие улучшению ситуации в закупочной области. Речь идет о краудсорсинге как новом способе воздействия на государство и учете со стороны государства общественных потребностей социума.

Данный термин образован соединением двух самостоятельных слов «crowd» («толпа») и «sourcing» («использование ресурсов») и был введен в 2006г. английским журналистом Джеффом Хау в контексте решения общественно значимых задач силами множества добровольцев, координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий [6; с. 10].

Элементы краудсорсинга в настоящем актуализированы в системе государственного управления в России. Речь, в частности идет о краудсорсинг-проектах правительства Москвы: по состоянию на 01.11.2016г. реализовано 11 проектов; в них приняли участие 125245 жителей; в ходе проектов подано более 80000 идей, из которых экспертами для дальнейшей проработки отобрано около 1600 идей. Среди проектов, реализованных в 2016г.: «Активное долголетие», «Новая платформа», «Детские поликлиники» [7]. Кроме того, на портале «Открытое правительство» статус «открытый» имеют ряд важнейших вопросов и сфер прямого и косвенного участия государства в общественной жизни: деятельность госкомпаний, бюджет и организация бюджетного процесса, государственные программы, государственные услуги и закупки.

Действительно, государственные закупки – сфера, где обращается колоссальный объем финансовых ресурсов. Качество исполнения, а также прозрачность финансовых схем может гарантировать тот факт, что нужды населения удовлетворены. Именно максимально активные граждане в рамках института общественного контроля должны дисциплинировать заказчиков на всех стадиях планирования госзакупок, ориентируясь на справедливую критику.

Так, антикоррупционная гражданская позиция объединила 5 тыс. активистов в проект Общероссийского национального фронта (ОНФ) «За честные закупки», запущенный в сентябре 2013г. Граждане занимаются борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Результатом работы проекта стала отмена и устранение нарушений в государственных закупках на 227 млрд. руб. При этом, на закупках предметов роскоши, автомобилей, чартерных перелетов и дорогой мебели удалось сэкономить порядка 20 млрд. руб. [8]

Цели общественного контроля официально изложены в части 2 статьи 102 отмеченного выше Закона №44-ФЗ и сводятся к предупреждению и выявлению нарушений требований российского законодательства в области контрактной системы, содействию ее развитию и совершенствованию. В свою очередь, общественное участие в планировании и осуществлении закупок можно разделить на две формы: участие в обязательном общественном обсуждении закупок и осуществление собственно общественного контроля.

Обязательному общественному обсуждению подлежат не все закупки, а только признанные наиболее важными (закупки свыше 1 млрд. рублей). Данный факт, а также собственно последовательность обсуждения зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835 [2]. Исключением признаются случаи закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); реализации государственного оборонного заказа; проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Обращаясь к статистическим материалам, следует отметить, что общий объём закупок, прошедших такое обсуждение, в 2015 году составил более 1 трлн. рублей, но лишь по закупкам с совокупной стоимостью около 30 млрд. рублей по итогам обсуждений были внесены изменения в документацию, причём в основном они носили технический характер.

По состоянию на 01.11.2016г. Комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области на обязательное общественное обсуждение вынесено 6 направлений деятельности:

Строительство 0-й Продольной магистрали (рокадной дороги) с примыканием автомобильных дорог по ул. им. Калинина в Ворошиловском районе и ул. Химической в Центральном районе Волгограда (1 732 870 350,00 руб.; Электронный аукцион);

Оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 г.г. (1 549 125 480,00 руб.; открытый конкурс);

Выполнение комплекса работ по строительству объекта: «Водоочистные сооружения Краснооктябрьского района г. Волгограда. Проектирование и реконструкция сооружений с увеличением производительности до 200 тыс. куб. м/ сут. (реконструкция системы обеззараживания и реагентного хозяйства, модернизация технологии водоподготовки)» (2 295 395 726,64 руб.; открытый конкурс);

Оказание услуги финансовой аренды (лизинга) автобусов, работающих на газомоторном топливе, в количестве 72 единиц в 2015-2018 годах (1 103 088 000,00 руб.; электронный аукцион);

Реконструкция автомобильной дороги «Шоссе Авиаторов» от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая («Самарский разъезд») (2 450 950 850,00 руб.; электронный аукцион);

Выполнение работ по строительству объекта «Берегоукрепление правого берега р. Волга в г. Волгограде» (2 817 051 485,78 руб.; открытый конкурс) [12].

Законом №44-ФЗ не ограничивается круг участников обсуждения, в котором может принять участие любой желающий как на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, так и на специальных очных слушаниях [3; с. 84]. Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

С другой стороны, хотя среди субъектов, имеющих право на осуществление общественного контроля, обозначены граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, специальные права в этой области установлены только для общественных контролеров — общественных объединений (общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности, политических партий) и юридических лиц, но не для граждан.

Права общественных контролеров следующие:

  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  • осуществление независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок;
  • обращение от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях заказчика, уполномоченного органа/учреждения, комиссий по осуществлению закупок, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • направление заказчикам запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • обращение от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с 44-ФЗ;
  • обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

Объективно, что положение об общественном контроле, закрепленное в отмеченном ранее Законе, является следствием длительного мониторинга работы системы госзакупок, в том числе и с целью выявления нарушений. Так, исследования проводились НП «Информационная культура», Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ), Высшей школой экономики (ВШЭ) [10].

Перманентный мониторинг сверхдорогих госзакупок на протяжении последних лет позволил НАИЗ выделить наиболее распространенные способы ограничения конкуренции в данной сфере, а именно:

  • размещение не всех необходимых документов, мешающее потенциальному поставщику получить полное представление о закупке;
  • установка сжатых, нереалистичных сроков поставки продукции;
  • установка в проекте контракта незаконного требования о выполнении работы исключительно собственными силами, без привлечения субподрядчиков.

Идентифицированы типовые случаи искажения информации — замена кириллических букв на аналогичные по написанию латинские, опечатки и грамматические ошибки в ключевых словах, замена букв на похожие по написанию цифры, использование тире в корне слова или разделение букв в словах лишними пробелами. В результате, по официальной базе данных невозможно найти информацию о закупке [11].

Важной проблемой остаются закупки у единственного поставщика. Институт единственных поставщиков первоначально формировался применительно к естественным монополиям, которые работают на неконкурентном рынке. В настоящем единственные поставщики стали захватывать власть на конкурентных рынках, в частности, на рынках топлива и лёгкой промышленности [4; с. 156]. Согласно данным Счетной Палаты РФ, более 70% крупных контрактов (свыше 1 млрд. рублей) заключаются с единственным поставщиком. Если в 2015г. закупки у единственного поставщика составляли порядка 18%, то за год они увеличились до 21% [9]. В этой связи актуален вопрос о проведении инвентаризации и вводе единственных поставщиков обратно в конкурентное поле, о качественной общественной экспертизе, которая позволит увеличить долю конкурентных закупок, их экономическую эффективность.

Наконец, важной проблемой является также недостаточный уровень конкуренции участников системы госзакупок [5; с. 217]. В закупках на сумму свыше 500 млн. рублей среднее количество участников в 2015 году составило всего 1,3, а снижение стартовой стоимости — 1,5–3,5%. Основные рынки надёжно закреплены за устоявшимися поставщиками.

В системе самого общественного контроля также следует выделить ряд проблем, а именно:

  • безынициативность общественных организаций. В обсуждениях участвовали специально приглашенные лица, поддерживающие конкретную закупку, «разовые» общественники, проверяющие определенную документацию, поставщики-конкуренты, анонимно высказывающиеся против определенного заказчика или закупки;
  • неудобство текущей статистики общественных обсуждений, размещенной на официальном сайте (не разделены экспертные и технические комментарии (публикация протоколов, сведения о месте слушания));
  • отсутствие норм размещения информации (документы выкладываются в многотомных архивах с произвольными названиями и в произвольных форматах), что осложняет работу эксперта;
  • неурегулированность сроков и мест проведения общественного обсуждения.

Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф