Меню Услуги

Изменения в процессе государственных закупок

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты анализа в процессе государственных закупок
  • 1.1 Понятие, сущность и функции государственных закупок
  • 1.2 Нормативно-правовая база проведения процесса государственных закупок
  • 1.3 Роль системы государственных закупок в развитии экономики
  • Глава 2. Анализ изменений в процессе государственных закупок из-за изменений в Федеральном законе № 44-ФЗ
  • 2.1 Динамика развития системы государственных закупок
  • 2.2 Анализ изменений нормативно-правовой базы системы государственных закупок
  • 2.3 Проблемы реализации изменений системы государственных закупок
  • Глава 3. Пути развития системы государственных закупок
  • 3.1 Необходимость модернизации нормативно-правовой базы системы государственных закупок
  • 3.2 Совершенствование системы государственных закупок
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Система государственных закупок – это алгоритм приобретения товаров и услуг для нужд государственного аппарата за счет бюджетных средств. Процесс регулируется федеральным законом №44-ФЗ (от 05.04.2013, ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с действующим законодательством, система госзакупок должна быть максимально прозрачна и открыта, чтобы не нарушать права участников торгов и избежать фактов коррупции.

Только такой подход к данному процессу позволяет обеспечить экономическую безопасность в органах государственной власти. Однако, несмотря на четко прописанный алгоритм и методику проведения государственных закупок, в этой сфере нередко встречаются нарушения, особенно со стороны заказчиков. Это подвергает национальную экономику ряду угроз.

Задачи, которые решает система закупок, вытекают из ее главной цели — материально-техническое обеспечение исполнения бюджета и по содержанию могут быть разбиты на:

  1. обеспечение институциональных предпосылок и инструментов СБЗ;
  2. проведение закупок.

К первой группе задач относятся:

  • формирование единого правового поля государственных (муниципальных) закупок и конкурентной среды для поставщиков;
  • установление полномочий, прав и обязанностей участников СБЗ;
  • обеспечение организационной, информационной, методологической и иной инфраструктур проведения закупок.

Вторая задача включает:

  • проведение оценки, прогнозирование и планирование потребностей государственных (муниципальных) органов в товарах, работах, услугах;
  • определение оптимальных способов удовлетворения государственных (муниципальных) нужд;
  • осуществление взаимодействия с поставщиками, организацию отбора поставщиков, заключение и контроль исполнения контрактов.

Обеспечение институциональных условий означает создание правил, норм и процедур, которые регламентируют действие всех участников. В соответствии с этими правилами осуществляются оценка потребностей, планирование закупок и заключение контрактов. Кроме того, система управления закупками должна поддерживать и совершенствовать информационную среду для проведения конкурсов, заключения и контроля закупок.

Фактически система бюджетных закупок выполняет следующие функции:

  1. планирование бюджетных закупок субъекта Российской Федерации (муниципалитета) в товарах, работах, услугах (в натуральных величинах);
  2. обеспечение открытого доступа субъектов рынка к информации о планах по закупкам и процедурам размещения государственных (муниципальных) заказов для обеспечения конкуренции;
  3. осуществление процедур закупок;
  4. администрирование исполнения государственных (муниципальных) контрактов для обеспечения своевременной поставки качественной продукции по контракту;
  5. ведение учета товарных запасов товарно-материальных ценностей для поддержания оптимальных объемов закупок;
  6. обеспечение своевременной и полной оплаты принятых на себя бюджетных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам;
  7. унификация процедур размещения государственных (муниципальных) заказов для облегчения проведения контроля и стимулирования привлечения к заказам субъектов рынка;
  8. составление отчетности по закупкам и проведение на ее основе анализа эффективности произведенных закупок и функционирования системы в целом;
  9. учет закупок в форме реестра закупок;
  10. автоматизация типовых процессов и процедур в системе закупок для повышения производительности системы в целом.

Актуальность работы объясняется тем, что в современных условиях жесткой конкуренции, повышение эффективности бюджетных закупок – одна из главнейших стратегических целей любого предприятия.

Объектом исследования курсового проекта является бюджетные закупки. Предметом: закупки на региональном и муниципальном уровнях.

Цель работы: проанализировать изменения в процессе Государственных закупок из-за изменений в Федеральном законе № 44-ФЗ.

В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические аспекты темы;
  • проанализировать функции участников региональной (муниципальной) системы бюджетных закупок;
  • охарактеризовать основные этапы и процедуры бюджетных закупок
  • проанализировать особенности оценки эффективности бюджетных закупок.

В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1  Теоретические аспекты анализа в процессе государственных закупок

1.1. Понятие, сущность и функции государственных закупок

За последние годы число закупок у единственного поставщика выросло. Это связано с тем, что заказчики стараются обходить конкурентные процедуры путем осуществления закупок через унитарные предприятия, которые имеют право проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07. 2011 г. № 223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, наблюдается ухудшение уровня прозрачности и понижение уровня конкурентности госзакупок.

По данным Минэкономразвития Российской Федерации в 2015 году закупки у единственного поставщика составляли 18% от общего числа закупок, а только за 1 квартал 2016 года они составили уже 21%. Такой темп уменьшения закупок путем конкурентных процедур является достаточно высоким.

Считается, что институт единственных поставщиков был сформирован применительно к естественным монополиям, работающим на неконкурентном рынке. В настоящее время единственные поставщики работают путем захвата конкурентных рынков, поэтому государственные ресурсы в огромных количествах уходят мимо конкурсных процедур.

Поэтому Минэкономразвития в марте 2016 года на заседании Правительства Российской Федерации был поднят вопрос о проведении инвентаризации для того, чтобы большинство единственных поставщиков вернуть в конкурентное поле, таким образом повысить прозрачность госзакупок [1,с.128].

Так, по данным Счетной палаты, среднее количество участников в закупках на сумму, превышающую 500 миллионов рублей за 2015 год, и составляет – 1,3, а снижение стартовой стоимости составляет лишь 1,5–3,5%. Налицо полное отсутствие конкуренции между участниками.

По сути, основные рынки надёжно закреплены за устоявшимися поставщиками. Новых поставщиков не появляется, поскольку для новых предприятий барьер входа на эти рынки крайне высок. На сегодняшний день налицо ухудшение качества закупок.

Действующая в настоящее время система госзакупок, даёт возможность масштабного применения прозрачных конкурентных процедур, путем проведения общественных обсуждений крупнейших госзакупок, сумма которых составляет более 1 миллиарда рублей.

Общий объём закупок, прошедших такое обсуждение в 2015 году составляет более 1 триллиона рублей. Только по итогам обсуждений по закупкам с совокупной стоимостью около 30 миллиардов рублей были внесены незначительные изменения в документацию о госзакупках.

В настоящее время многие крупные закупки, превышающие 1 миллиард рублей, заказчиками для общественного обсуждения не представляются, соответственно, никаких мер дисциплинарного характера в отношении таких заказчиков не применяется. Однако для осуществления общественного контроля данный механизм необходимо использовать.

Так, с 1 января 2017 года вступит в силу ст. 20 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ (редакция от 09.03.2016 года) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), касающаяся обязательного общественного обсуждения госзакупок, что позволит вносить изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках, а также возможность отменять закупку. Кроме того, закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, с 1 января 2017 года, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Процедуры общественного контроля за госзакупками осложняются еще и тем, что информация о закупках представляется в сложном и непонятном виде для простого обывателя – общественного контролера госзакупок. Кроме того, даже большинству чиновников в ней разобраться крайне трудно.

Если бы общественные структуры, в обязательном порядке, участвовали в организации и мониторинге закупок, то заказчик вряд-ли захотел бы завышать цену.

Результат закупки выражается в цене, параметрах, объёмах закупаемой продукции, а также её качестве.

На полноценный запуск системы госзакупок необходимо ещё некоторое время, поскольку в полном объеме она не работает. В настоящее время, для того, чтобы заказчик не завышал цену, необходимо участие общественных структур и организаций в мониторинге закупок.

В первую очередь, для того чтобы повысить эффективность законодательства о закупках, необходимо проводить заседания конкурсных комиссий в формате автоматизированной системы, в режиме онлайн. Такие меры приведут к совершенствованию закупочной системы.

Одной из главных проблем в сфере законодательства о закупках необходимо назвать дисбаланс между Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. При применении федерального закона № 223-ФЗ заказчик имеет больше свободы действий, чем при применении федерального закона № 44-ФЗ. Реализация бюджетных средств, должна осуществляться при применении федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки, как за счет бюджетных субсидий, так и за счет иных средств. Так же Федеральный закон № 44-ФЗ позволяет бюджетному учреждению осуществлять закупки за счет грантов, средств, полученных учреждением при осуществлении им иной приносящей доход деятельности.

Кроме того, согласно п. 1–3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в случаях, если то или иное учреждение выступает исполнителем по заключенному контракту в порядке, установленном Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ предметом закупки могут выступать только товары, работы, услуги, приобретаемые за счет средств соответствующего бюджета.

Начальную максимальную цену контракта (НМЦК) заказчики вправе определять на основании сравнения двух ценовых предложений или применяя иной метод.

К примеру, в целях определения НМЦК с помощью анализа рынка (сопоставления рыночных цен) необходимо использовать не менее трех вариантов цен, из числа предлагаемых различными поставщиками.

Согласно п. 3.19, п. 3.20.2 Методических рекомендаций применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, при определении НМЦК в случае, когда коэффициент вариации цены более 33% необходимо проведение дополнительных исследований в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

В соответствии с письмом Минэкономразвития от 28 января 2015 г. № Д28и-158 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ» приведенные правила носят рекомендательный характер. Из этого следует, что заказчики вправе производить расчет НМЦК с отклонением от приведенных в нормативном акте инструкций. Бывают случаи, когда отсутствует достаточное количество информации о цене, тогда заказчики могут определить НМЦК на основании только двух ценовых предложений даже тогда, когда коэффициент вариации цены превышает установленные 33%.

Часть 5 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривает условие, по которому, если заказчик применяет метод сопоставимых рыночных цен, то он вправе пользоваться не только предоставляемой поставщиками информацией о ценах, но и данными, полученными в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (ЕИС).

С учетом того, что Методические рекомендации определения НМЦК носят рекомендательный характер, заказчики имеют возможность использовать еще один вариант определения НМЦК, предусмотренный ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

Применение метода сопоставимых рыночных цен в данном случае невозможно, поскольку, согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ это является основанием для использования затратного метода НМЦК. В законе не указаны конкретные случаи невозможности применения того или иного метода обоснования НМЦК. Поэтому, частью 12 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, на заказчика возложена обязанность пояснения в обосновании НМЦК о невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен.

Заказчик также имеет возможность уменьшить количество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также осуществлять новое обоснование НМЦК по имеющимся у него данным, которое не будут превышать объем имеющихся денежных средств.

Так же, согласно ч. 18 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик вправе использовать иные источники информации о ценах на товары, работы и услуги для расчета НМЦК, которая не будет превышать размеры выделенных лимитов.

В соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, контракты могут быть заключены и оплачены только в случаях, когда цена соответствует лимитам бюджетных обязательств. Таким образом, если цена контракта, превышает размер доведенных до заказчика лимитов, то заказчик не вправе осуществлять закупку.

Требования к участникам закупок, заказчику необходимо устанавливать только строго соответствуя Федеральному закону № 44-ФЗ. На практике встречаются случаи, когда заказчик прописывает ограничения для компаний из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), действия который ограничиваются требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Примером служит указание заказчиком условий о сроках осуществления организацией своей деятельности, а также предоставления иной информации и документов. Данные требования контрольные органы, расценивают как умышленное сокращение заказчиком количества участников.

При осуществлении закупок, необходимо уделить особое внимание порядку оценки заявок участников, при разработке которого необходимо учитывать Правила оценки [2, с. 341].

Кроме того, на заказчика накладывается обязанность по разработке четкой и понятной инструкции по заполнению конкурсной заявки для участников. При ее разработке, следует обратить особое внимание на Правила определения штрафов, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Прежде всего, это связано с тем, что Федеральным законом № 44-ФЗ не предусмотрено изменение положений проекта контракта по истечении срока, для внесения изменений в извещение, поэтому размер неустойки надо определить еще в конкурсной документации.

Таким образом, в соответствии с письмо Минфина России от 10.02.2016 № 02-01-10/6831, при расчете неустойки, для всех контрактов (заключенных и заключаемых) необходимо использовать ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ), в том числе, учитывая последние изменения, вступившие в силу с 1 января 2016 г.

Заказчики обязаны разместить в ЕИС отчет о закупках, предусмотренный ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, у СМП за 2015 отчетный год до 1 апреля 2016 года. Нарушение срока размещения отчета о закупках у СМП и СОНО стало одним из самых распространенных нарушений. Это связано с тем, что далеко не все заказчики успевают опубликовать сведения за предыдущий год до 1 апреля. Таким образом, последним днем для размещения отчета за 2015 год является 31 марта 2016 года.

Помимо этого, новая редакция Федерального закона 223-ФЗ, регламентирующего закупки государственных учреждений, нуждается в совершенствовании.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По нашему мнению, система госзакупок должна быть единой, точно так же, как и правила для всех участников должны быть одинаковыми. Это связано с тем, что доверие к зоне действия 44-ФЗ значительно выше, чем к зоне действия 223-ФЗ, поскольку экономия, достигаемая в ходе закупок по 44-ФЗ, значительно больше, чем при осуществлении закупок, согласно 223-ФЗ (76% против 2% соответственно) [3, с. 131].

Помимо этого, появилась необходимость вернуться к вопросу возможной централизации закупочной деятельности на уровне федерального правительства в отдельном ведомстве, поскольку существующая на сегодняшний день, распределённая система выявила свою неэффективность.

1.2  Нормативно-правовая база проведения процесса государственных закупок

В целях определения понятия торги, рассмотрим определения термина торги, которые определяют современные исследователи и законодательство.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), в частности статья 447, определяющая, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов, не раскрывает содержание понятия «торги».

«ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» определяет торги (тендер), как форму торговли, характеризующуюся заключением на торгах договора купли-продажи с победителем, предложившим условия, наиболее полно отвечающие требованиям организаторов конкурса (тендера).

Беляева О.А., характеризуя торги как специальную процедуру, посредством которой заключается договор, указывает на отличие ее от торга между единичным покупателем (заказчиком) и продавцом (подрядчиком), выражающееся в возможности изменять цену предлагаемых товаров (работ, услуг), используя механизм конкуренции между многочисленными претендентами. Кроме того, торги — это специальная юридическая процедура, опосредующая процесс предоставления какого- либо права, включая право на заключение договора [3].

Л.Ф. Гатаулина определяет торги, как специфический способ заключения гражданско-правового договора, преследующим цель выявления претендента, способного предложить максимально высокую цену (аукцион) или другие наилучшие условия договора (конкурс) и тем самым с большей вероятностью удовлетворить интересы, как организатора торгов, так и победителя [4].

Фоминых О.М. определяет торги, как специальный способ заключения договора, позволяющий организатору торгов выбрать наиболее выгодные условия благодаря конкуренции между, как минимум, двумя контрагентами [11].

Андреева Л.В. рассуждая над сущностью торгов для государственных нужд, определяет их, как систему, состоящую из нескольких элементов, которые взаимосвязаны и функционирование их подчинено единой цели — удовлетворению государственных нужд. Государственные нужды — это потребности в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций и полномочий государства и государственных заказчиков [1].

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупки определяются, как совокупность действий, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка охватывает весь спектр действий поставщика и контрагента от определения поставщика до исполнения обязательств по договору.

Таким образом, рассмотрев вышеизложенные определения, можно определить две функции торгов: экономическую и юридическую. При чем первая заключается в установлении цен на товар, а вторая — как способ заключения договора [2].

В рамках подготовки торгов определяется цена товаров, работ или услуг. Под ценой договора понимается размер денежных средств, подлежащих уплате одним участником договора другому [7], согласованная между продавцом и покупателем в ходе заключения договора [5].

Экономическая природа формирования цены предусматривает: нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. r. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств и верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Таким образом, посредством торгов устанавливается цена, компромиссно удовлетворяющая интересы обоих контрагентов.

Необходимо отметить, что сами торги не являются сделкой, так как представляют собой сложный юридический состав, включающий в себя последовательный ряд юридически значимых действий. Так проведение торгов включает в себя: опубликование извещения о проведении торгов, подачу заявок на участие в них, определение победителя и заключения с ним договора. Таким образом, торги представляют собой гражданско-правовой институт — способ заключения гражданско-правового договора, а также как определенный юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений [8].

В целях заключения любых договоров, направленных на продажу имущества, а также прав, можно применять торги, за исключением случаев, когда природа договора не совместима с сущностью торгов, это, к примеру, договор дарения, издательский договора, договор о совместной деятельности.

Основной задачей торгов является выявление лица, предлагающего наилучшие условия заключения договора для заказчика, который оказывается победителем торгов.

При проведении торгов возникают правоотношения между заказчиком и участниками. Таким образом, у заказчика возникает обязанность провести торги, выявить победителя, подписать протокол по итогам торгов, а у участников возникает обязанность подписать протокол торгов, причем только у одного из них — победителя [2].

ГК РФ не устанавливаются специальные правила к торгам, в соответствии со сферами деятельности. Между тем в настоящее время существуют различи между общими правилами проведения торгов, установленными ГК РФ и правилами, определенными Законом о контрактной системе. Так Андреева Л.В. отмечает, что Закон о контрактной системе предусматривает наличие торгов покупателя, при которых обеспечивается закупка товаров, работ, услуг, а не их продажа, при этом правила о торгах не совпадают с нормами ГК РФ.

Андреева Л.В., как и Беляева О.А. в качестве предмета торгов определяет не товар (работу, услугу), а право на приобретение (продажу) товаров (работ, услуг), опосредованное заключением договора.

Рассматривая, субъекты торгов, в частности для государственных и муниципальных нужд, Л.В. Андреева выделяет две основные группы: заказчики и поставщики.

Закон о контрактной системе определяет государственных, муниципальных заказчиков, а также бюджетные учреждения, которые могут осуществлять закупки.

Функции государства, как заказчика в соответствии со статьей 125 ГК РФ могут обеспечивать органы государственной власти, а также государственные корпорации, органы (учреждения) управления государственным внебюджетными фондами, а функции муниципального заказчика, соответственно, органы местного самоуправления.

Государственными заказчиками могут также выступать и иные получатели бюджетных средств [1].

Участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, участником закупки могут быть не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия, казенные учреждения и некоммерческие организации. При этом особое положение при участии в закупках устанавливается для учреждений уголовно-исполнительной системы [9] при производстве определенного перечня товаров (работ, услуг) и для субъектов малого предпринимательства [10].

В действующем законодательстве момент приобретения юридическим лицом статуса участника конкурса определён довольно не четко.

Так Федеральным законом «Об организованных торгах» участником торгов является лицо, которое допущено к участию в организованных торгах.

ГК РФ понятие участника торгов не раскрывает, определяя, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов, следовательно, можно предположить, что статус участника торгов присваивается уже на момент подачи заявки на участие в конкурсе, подкрепленной денежными средствами в форме задатка.

Л.В. Андереева отмечает, что претендент, имея намерения стать поставщиком товара (работы, услуги) для государственных нужд проходит определенные стадии изменения своего статуса: участник размещения заказа, участник конкурса (аукциона и т.п.), победитель конкурса, поставщик товаров (работ, услуг) для государственных нужд [1].

1.3  Роль системы государственных закупок в развитии экономики

Проведение официальных государственных мероприятий, регламентация которых осуществляется нормами государственного протокола Российской Федерации, требует приложения огромных усилий рядом ответственных подразделений компетентных органов.

Протокольные мероприятия, будучи инструментом формирования внешнеполитического образа Российской Федерации [1], призваны сосредоточить в себе лучшие формы и черты торжественности, представительности, официальности, властности, значимости и политичности, изображающие «лицо» Российского государства при международных контактах, что обуславливает успешное выполнение посредством комплекса протокольных норм – общепризнанного инструментального компонента дипломатической деятельности – целей и задач внешней политики Российского государства [2].

Главным участником и координатором проведения таких мероприятий является Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо, уполномоченное представлять интересы государства внутри страны и в международных отношениях [3].

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации предусмотрели возможность проведения пяти видов визитов иностранных представителей в Российскую Федерацию на высшем и высоком уровне, отличающихся друг от друга форматом визита: государственный визит, официальный визит, рабочий визит, неофициальный (частный) визит и визит проездом [4]. Формат визита по полноте мероприятий делового и протокольного характера зависит от уровня и вида визита в совокупности: на высшем уровне (глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств), на высоком уровне (министров иностранных дел, представителей глав государств и глав правительств и руководителей международных организаций), и определяет, в свою очередь, объем подготовительной работы, непременно затрагивающей экономическую сферу обеспечения деятельности высших органов государственной власти (т.н. «государственного сервиса» [5]), а также массив используемых средств и имущества.

Как отмечает П.Ф. Лядов, подготовка любого визита на высшем и высоком уровне всегда представляет собой «ответственное и трудоемкое дело» [2]. Подтверждением тому выступает перечень мероприятий, подлежащих обязательному проведению в рамках визита гостя на соответствующем уровне.

К примеру, государственный визит в Российскую Федерацию главы иностранного государства, как имеющий максимально полный по объему проводимых мероприятий формат, подразумевает церемонию встречи и проводов гостя, церемонию отдания воинских почестей (возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата), церемонию официальной встречи гостя Президентом Российской Федерации, официальные переговоры с ним, подписание официальных документов, встречу с представителями СМИ, государственный обед от имени Президента Российской Федерации, встречу с высшими должностными лицами государства, поездку по стране и вручение памятных подарков, наличие отдельной программы визита для супруги (супруга) гостя, а также физическую охрану [6], персональное транспортное обеспечение и размещение гостя (с семьей) в его официальной резиденции на время пребывания в Российской Федерации, функции которой по сложившейся традиции выполняют представительские здания Московского Кремля, государственные особняки на Воробьевых горах либо президентские номера в гостиницах Управления делами Президента Российской Федерации (по желанию гостя) [2].

Для этих целей привлекается огромное количество персонала и государственных служащих, а также имущественных объектов (вещей и предметов), в т.ч. тех, которые отличаются свойствами потребляемости и однократности использования. Именно поэтому Управление делами Президента Российской Федерации, организующее и непосредственно осуществляющее материально-техническое обеспечение деятельности высших федеральных государственных органов [7], выступает основным заказчиком различных услуг по организации, обслуживанию и оформлению мест проведения протокольных мероприятий с участием главы государства и Правительства Российской Федерации. В этой связи для наибольшей эффективности обеспечения протокольных нужд им активно применяется механизм государственных закупок – ведущий инструмент оптимизации бюджетных расходов [8], ставший на сегодня абсолютной нормой административно-хозяйственной деятельности субъектов федерального государственного аппарата.

При организации закупочных мероприятий Управление делами Президента Российской Федерации в целях удобного, своевременного, экономного и эффективного осуществления материального обеспечения проведения запланированных протокольных мероприятий в некоторых случаях избирает метод «годичной обобщительной закупки» (т.е. формирования в конце предыдущего или в начале текущего календарного года суммарного заказа услуг (товаров), предполагаемых к использованию в течение всего года) у единственного поставщика.

Так, задолго до проведения запланированных на 2016 год мероприятий в конце 2015 года ведомство разместило извещения о проведении следующих закупок: изготовление и поставка в 2016 году сувенирной продукции для подарочного фонда Президента Российской Федерации на сумму 650 000 руб. [9]; оказание услуг по предоставлению автобусов и микроавтобусов по заявкам Администрации Президента Российской Федерации для обеспечения мероприятий, проводимых с участием Президента Российской Федерации или по его поручению в 2016 году, на сумму 1 403 100 руб. с условием выполнения заказа в течение календарного года с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г. в территориальных пределах Москвы [10]; и оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав правительств иностранных государств и обеспечением питанием на протокольных мероприятиях с участием высших должностных лиц Российской Федерации, проводимых Правительством Российской Федерации в 2016 году, на сумму 6 000 000 руб. [11].

В части обеспечения визитов в Российскую Федерацию на высшем уровне Управление делами Президента Российской Федерации размещает информацию о закупках, как правило, придавая им комплексный (абстрактный) характер (т.е. не подразделяя визит на отдельные его составляющие), а в определенных ситуациях и конкретно детализируя.

К примеру, были осуществлены закупки услуг по организации, обслуживанию и оформлению места проведения в рамках визитов в Российскую Федерацию Президента Республики Армения С.А. Саргсяна, Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Президента Киргизской Республики А.Ш. Атамбаева и Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и заседания Высшего Евразийского экономического совета 20-22 декабря 2015 года на сумму 1 361 000 руб. [12]; услуг по организации, обслуживанию (с обеспечением питания) и оформлению мест проведения официальных визитов в Российскую Федерацию: Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 14-16 декабря 2015 года на сумму 752 000 руб. [13], Премьер-министра Республики Индия Н. Моди 23-25 декабря 2015 года на сумму 669 500 руб. [14], Короля Марокко Мухаммеда VI в декабре 2016 года на сумму 749 000 руб. [15], Эмира Государства Катар Т. Аль Тани 17-19 января 2016 года на сумму 354 300 руб. [16]; услуг по организации, обслуживанию (с обеспечением питания) и оформлению мест проведения рабочих визитов в Российскую Федерацию: Премьер-министра Венгрии В. Орбана на сумму 400 100 руб. [17], Короля Бахрейна Х. Аль Халифы 8-10 февраля 2016 года на сумму 695 100 руб. [18], Президента Киргизской Республики А.Ш. Атамбаева на сумму 539 900 руб. [19]; в то же время была произведена закупка услуг по буфетному обслуживанию журналистов в рамках официального визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Республики Индии Н. Моди 23-25 декабря 2015 года на сумму 297 220 руб. [20], которая не вошла в ранее приведенную общую закупку услуг по обеспечению проведения официального визита Н. Моди.

Таким образом, опыт Управления делами Президента Российской Федерации в обеспечении проведения протокольных мероприятий государственного значения посредством закупок необходимых услуг и товаров для протокольных нужд у определенных поставщиков, являющихся единственными, вполне обоснованно может признаваться успешным. Он показал, что закупочный механизм в условиях нынешних экономических реалий в должной мере способен своевременно обеспечивать государственные нужды, касающиеся протокольной страницы деятельности высших органов государственной власти.

Однако проведенное исследование позволяет выявить и некоторые недостатки в закупочной практике сервисного ведомства, распространенные во всей контрактной системе [21]: искажение или абстрактность информации о проводимых закупках услуг не позволяет установить объем мероприятий (количество этапов и действий) в рамках одной оказываемой услуги, что существенно вводит в заблуждение исполнителя, а также компетентные контрольные органы, и как следствие, не дает возможность определить объективную цену контракта в зависимости от количества проводимых мероприятий в рамках оказания одной услуги.

Приведенные примеры показали, что зачастую цена контракта определяется необоснованно, об этом, в частности, может свидетельствовать сопоставление информации о закупках услуг по обеспечению проведения визитов одинакового формата (с одинаковым перечнем мероприятий) – официальных визитов формально равных по статусу глав иностранных государств с одинаковой продолжительностью пребывания в Российской Федерации, но с разной стоимостью контракта, даже приблизительно не одинаковой по значению (в некоторых случаях контрактные цены превосходят друг друга в разы). Представляется, что озвученная проблема должна иметь внеочередной характер при устранении недостатков в функционировании системы закупок для обеспечения нужд протокольных мероприятий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4