Меню Услуги

Гражданско-правовые механизмы экономической антикризисной политики

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Концептуально-правовые основания экономической антикризисной политики Российской Федерации и города Москвы
  • 1.1 Правовой статус государства как субъекта экономической деятельности в условиях кризиса
  • 1.2 Правовое обеспечение экономической антикризисной стратегии Российской Федерации и Правительства Москвы
  • 1.3 Правовые формы реализации экономической антикризисной политики Российской Федерации и Правительства Москвы и их правовое закрепление
  • Глава 2. Гражданско-правовое обеспечение направления экономической антикризисной деятельности Правительства Москвы их пути совершенствования
  • 2.1 Арендные отношения как фактор экономической антикризисной деятельности города Москвы их гражданско-правовое обеспечение
  • 2.2 Градостроительное развитие и развитие рынка недвижимости в системе антикризисных мероприятий: правовое основание
  • 2.3 Дополнительные меры правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор антикризисного развития города Москвы
  • Заключение
  • Список источников
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что надлежащая реализация региональной политики в рамках антикризисного административно-правового регулирования позволяет использовать преимущества каждого элемента системы административно-территориального устройства с наибольшей эффективностью, учитывая его специализацию, а также характерные особенности хозяйственного комплекса. Осуществление антикризисных мероприятий не может происходить на уровне центральных органов исполнительной власти, а потому требует своего применения на уровне отдельных регионов. И приоритетное место в выполнении данной задачи следует предоставить местному самоуправлению.

Вместе с тем становление и дальнейшее развитие местного самоуправления требует создания действенной системы прав территориальных общин, политических, социально-экономических и других прав населения региона. Именно уровень территориальной общины должен быть тем уровнем, на котором необходимо реализовать основную часть антикризисных мер. Ведь даже относительно совершенная общегосударственная политика антикризисного административно-правового регулирования не сможет учесть особенности каждого региона, каждого города, села, поселка. Соответственно, обоснованным выступает стимулирование принятия и выполнения на уровне местного самоуправления собственных программ антикризисных мер, которые бы применяли положения общегосударственной политики в условиях конкретных территорий и территориальных общин[1]

Исходя из вышесказанного, актуальность данной работы объясняется значительным потенциалом местного самоуправления в процессе обеспечения реализации антикризисных мер. Именно региональный уровень управления общественными отношениями в состоянии учесть характерные особенности развития местного хозяйственного комплекса, а также определить приоритетность реализации тех мероприятий, которые дадут наибольший антикризисный эффект при наименьшем объеме затраченных ресурсов.

Степень научной разработанности темы. Направления совершенствования системы местного самоуправления, а также осуществления эффективной региональной политики рассматривались в работах таких ученых, как П.П. Билык, И.С. Алакоз, О.Г. Мордвинов, И.П. Сторожук, Е.С. Шурина и др.

Требуется достаточная проработанность критериев эффективности региональной политики, возникающие при выполнении общегосударственной антикризисной политики сельскими, поселковыми, городскими советами и их исполнительными органами, а также районными и областными советами.

Научную основу исследования составляют труды Алиев Б.Х., Антипова О.М., Ануфриева А.А.,  Богатырев А.Г., Богуславский М.М., Бутковский В., Веселкова Е.Е., Вознесенская Н.Н, Гущин В.В., Дораев М.Г., Доронина Н.Г., Дручек. Т.П., Ершов О.Г., Козлова Е.Б., Коновалов В.В., Копылова Е.Ю., Кропотов Л.Г., Лисица В.Н., Ляхова М.А., Майфат А.В., Махдиева Ю.М, Овчинников А.А., Проскурякова Н.А., Прохоров А.П., Семилютина Н.Г., Тихомиров Ю.А., Трапезников В.А.,Фархутдинов И.З., Хоменко А.Б., Цепов Г.В.,Юзвович Л.И. и других, было выстроено данное исследование правового регулирования инвестиционных отношений в России и в ее столице, в историческом ракурсе и в современном аспекте существования и реализации.

Актуальность исследования гражданско-правовых механизмов экономической антикризисной государственной политики в современных условиях определила выбор темы, его объект, предмет, цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в юридическом анализе гражданско-правовых механизмов экономической антикризисной политики Правительства Москвы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • —  раскрыть правовой статус государства как субъекта экономической деятельности в условиях кризиса;
  • —  проанализировать правовое обеспечение антикризисной стратегии Российской Федерации и Правительства Москвы;
  • — рассмотреть гражданско-правовые механизмы экономической антикризисной деятельности Правительства Москвы на примере арендных отношений, градостроительной политики и дополнительных мер правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  •  — проанализировать законодательство города Москвы на предмет устойчивого и эффективного функционирования органов власти.

Объектом исследования является общественные отношения в сфере реализации гражданско-правовых механизмов экономической антикризисной политики Правительства Москвы.

Предметом исследования является правовые нормы, которые регулируют реализацию гражданско-правовых мер экономической антикризисной политики Правительства Москвы.

Методология исследования. Проведение исследования базируется на общенаучных методов: диалектического, логического, системного анализа, научности, историзма, индукции и дедукции и др., также на частнонаучных методов: правовой компаративистики, моделирования, прогностического, статистического и др. Помимо этого, методы эмпирического и теоретического уровня исследования (метод анализа – использован в рамках разложения периода становления инвестиционного законодательства на отдельные фрагменты (этапы) и изучения особенностей развития предмета исследования в каждом из них; метод синтеза – в рассмотрении общих правовых закономерностей в каждом историческом этапе, их объединение и формирование, в итоге, целостной картины антикризисной политики России и г. Москвы.

Научная новизна исследования. Обстоятельное изучение исторических и научно-правовых материалов, теоретических позиций и практических методов правового регулирования гражданско-правовых механизмов экономической антикризисной политики Правительства Москвы; выявление имеющихся пробелов в теоретическом и практическом правовом регулировании экономической антикризисной политики Москвы – все это позволило выявить и сформулировать научно-теоретические, а также практические рекомендации по восполнению и совершенствованию действующего законодательства в сфере гражданско-правовых механизмов и практики его применения. Эти рекомендации в своем содержании носят элементы научной новизны и предлагаются к вынесению на защиту.

Основные положения и выводы дипломного исследования, выносимые на защиту:

  • Исследование действующего налогового законодательства позволило предложить урегулировать налоговый контроль арендных отношений, в связи с чем предложить новую редакцию Главы 14 ст. 83 «Учет организаций и физических лиц» Налогового кодекса РФ , и регламентировать предоставление отдельным категория арендаторов дополнительные льготы при расчете арендной платы за жилые помещения для физических лиц, арендующих объекты жилого фонда.
  • Обосновывается необходимость учреждения консультативно-правового отдела при Департаменте науки и промышленной политики предпринимательства города Москвы в целях предоставления поддержки малому и среднему предпринимательству.
  • Предлагается новая редакция отдельных пунктов Плана об обеспечении устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 года и последующих планов и программ путем включения положение о предварительном экологическом мониторинге строительного проекта, а именно пункт 38 Плана «Принятие поправок в  Градостроительный кодекс РФ в части отмены обязательности  разработки проектов планировки на линейные объекты инженерной инфраструктуры»;
  • Представляется целесообразным предусмотреть в ГрК РФ совместную разработку единых документов территориального планирования городов федерального значения и прилегающих областей;
  • Обосновывается необходимость разработки и принятия единых документов территориального планирования (например, в виде генеральных планов города Москвы и Московской области) в целях обеспечения безопасности и создания благоприятных условий жизнедеятельности населения субъектов, выбора оптимальных мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения
  • Предлагается новая редакция …п. 3 ч. 3 ст. 8 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. «О землепользовании в городе Москве» (с учетом изменений, внесенных Законами г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13; от 24 декабря 2014 г. N 67; от 10 июля 2013 г. N 42; от 27 июня 2012 г. N 31; от 21 декабря 2011 г. N 66; от 13 апреля 2011 г. N 13; от 23 марта 2011 г. N 10; от 3 февраля 2010 г. N 3), в связи с чем рассмотреть указанный нормативный акт ст. 12.1 следующего содержания: «Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для размещения органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области в постоянное (бессрочное) пользование, а для размещения представительств субъектов Российской Федерации и дипломатических представительств иностранных государств на праве аренды без проведения торгов. Размещение дипломатических представительств иностранных государств может также осуществляться на основании международных договоров».

Нормативная база исследования представлена действующим законодательством Российской Федерации и входящим в него законодательством субъекта (города Москвы), а именно: Конституцией Российской Федерации, Бюджетным, Налоговым, Гражданским и другими кодексами в сочетании с региональным законодательством города Москвы, а также положениями международных конвенций и соглашений.

Эмпирическая база исследования. Представлена здесь совокупностью практики применения норм российского законодательства, включая нормативную базу Москвы, регулирующих вопросы и порядок осуществления деятельности по стабилизации экономики в период кризиса, выработки гражданско-правовых механизмов антикризисной политики.

Структура работы обусловлена указанными целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка источников, используемых в процессе исследования и при подготовке работы.

Глава 1. Концептуально-правовые основания экономической антикризисной политики Российской Федерации и города Москвы

1.1 Правовой статус государства как субъекта экономической деятельности в условиях кризиса

Антикризисная политика государства (АПГ) — применяется во время кризиса, целью которой является преодоление инвестиционного спада.

Данная направленность является общей частью системы государственного правления, которая включает в себя:

  • прогноз;
  • своевременную диагностику кризисных ситуаций;
  • выявление причин возникновения;
  • составление мер по сдерживанию кризисных явлений;
  • построение программы по выходу из кризисной ситуации;
  • и в дальнейшем восстановление устойчивого экономического роста.

Во время кризиса государственная роль в управлении экономики и социальной жизни населения значительно возрастает. Государство выступает неким спонсором, координатором  правовых, финансовых, организационных, управленческих мероприятий, выступает главным инициатором оплаты расходов по антикризисным мерам, разрабатывает стратегию выхода из кризиса.

Государство – это политико-правовая организация общества, обладает суверенитетом, обеспечивает единство и территориальную целостность, реализует власть, управляет и регулирует общество в целом. Главенствующий признак государства, вытекающий из вышесказанного, — это плотная органическая связь государства и права, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственное воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

По состоянию несовершенства экономики государственное вмешательство становится необходимым. Экономические кризисы проявляются при разрешении проблем в сфере конкуренции. Такие  меры как: запрещение монополии, поддержка малого и среднего бизнеса и т.д. приобретают систематичный и действенный характер.

В отсутствии вмешательства государства становится невозможным развитие экономики. По этой причине государство принимает на себя всю ношу в регулировании экономики. Главной целью в заданной ситуации является удерживание экономической стабильности, устойчивости, смягчения циклических спадов и подъемов в формировании экономики.

Регуляторы правовой основы  статуса государства экономического антикризисного пространства выступают, в первую очередь, Конституция РФ, далее законы, распоряжения и указы Президента РФ, распоряжения  и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов, нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Начиная с конца 2014 г., большинство субъектов РФ попали под сферу кризиса, и Правительство РФ утвердило антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. Данный План представлялся в виде распоряжения от 27 января 2015 г. №98-р, был подготовлен для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в пору волны неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры[2]

Оценка готовности страны к проведению  антикризисный мер реализуется посредством принятых стратегических документов, которые подлежат обязательному исполнению. Во время выработки мероприятий антикризисного характера является обязательным предусматривать базисные направления, которые заложены в основной концепции развития РФ.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (принят 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ) подтверждает обязательность исполнения закона на всей территории РФ.[3]

Первостепенно государство влияет на хозяйственную деятельность предпринимателя. С этой целью увеличивает плодотворность рыночного механизма. Помимо этого, государство занимается такими основополагающими вопросами, как правовая основа и социальный климат, непосредственно влияющие на действенность функционирования рыночной экономики.

Исследование вопроса об экономических формах административно-правового регулирования представляет особый интерес, так как эти формы имеют первостепенное значение при упорядочении общественных отношений хозяйствующих субъектов. Более того, в науке административного права существуют аналогичные подходы к анализу форм административно-правового регулирования в сфере экономики[4].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Если с логической точки зрения данные виды административно-правового регулирования экономики можно классифицировать в рамках форм административно-правового регулирования (например, в рамках дифференциации форм на правовые и организационные или неправовые), то в границах экономического исследования гражданско-правовых механизмов регулирования экономические меры имеют первостепенное значение. Как следствие, выделение данного вида форм гражданско-правового регулирования представляет особый интерес.

Более того, к данной форме гражданско-правового регулирования можно отнести и те правовые акты, которые не выделяются в рамках классических классификаций видов форм административно-правового регулирования (например, рекомендательные акты индикативного планирования и прогнозирования). Иначе говоря, особенности сферы экономических отношений требуют обособления альтернативных классификаций форм административно-правового регулирования экономики, т.е. отхода от классического деления форм на правовые и неправовые или организационные и материально-технические.

К экономической форме гражданско-правового регулирования можно отнести меры гражданско-правового регулирования, направленные на совершенствование условий ведения бизнеса, стимулирующего благосостояние государства и общества, и реализующиеся посредством прогнозирования и программирования государственного регулирования с учетом интересов экономического развития государства. К данной категории форм гражданско-правового регулирования можно отнести как программно-установочные способы регулирования экономики (целевые программы), так и средства поддержания и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов (дотации, кредиты, льготы). Эти меры особо популярны в периоды экономических кризисов, хотя, по сути своей, играют немаловажную роль для развития экономики и в периоды стабильности.

Иначе говоря, к экономическим формам гражданско-правового регулирования мы относим как меры сугубо рекомендательного характера, так и те нормативные правовые акты, которые предусматривают принятие мер финансового свойства и получают выражение в денежном эквиваленте.

Прогнозирование и планирование являются наиболее обоснованным примером для выделения экономических форм гражданско-правового регулирования в отдельный вид, так как, выражаясь в виде программных документов, они не носят нормативного характера (поскольку являются сугубо рекомендательными документами), но в то же время не могут быть отнесены и к индивидуальным правовым актам. Действительно, в рамках данных актов устанавливаются цели, задачи, стратегия, которые, в отличие от экономических планов советского периода, носят индикативный, а не императивный характер[5] и посему не могут быть причислены к нормативным правовым актам. Такая категория документов и, как следствие, такая форма экономического административно-правового регулирования могли появиться только в рамках рыночной экономики, т.е. в условиях, когда государство не может навязать свою волю автономным хозяйствующим субъектам.

Современное прогнозирование, программирование и планирование в сфере экономики регулируются Федеральным законом от  28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[6] (далее — Закон о стратегическом планировании). В документе, в частности, уточняется, что речь идет о «научно обоснованных представлениях о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования» (ст. 1) с целью создания системы «представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей», которые используются органами государственной власти при принятии решений. Прогнозирование существует на региональном и муниципальном уровне, о чем свидетельствует также Бюджетный кодекс РФ[7] (ст. 173).

Практическое использование прогнозов осуществляется в рамках программ (экономического) развития, которые также носят рекомендательный характер. Помимо того что такие программы существуют как на уровне Федерации, ее субъектов, так и на муниципальном уровне, они реализуются и по отраслям экономики (например, п. 8 ст. 4 Закона о стратегическом планировании). Более того, они разрабатываются как на долгосрочную, среднесрочную, так и на краткосрочную перспективы (статьи 3, 4 и 5 Закона о стратегическом планировании).

К экономическим формам гражданско-правового регулирования мы также можем отнести и государственную закупку, тем более что форма, в которой она осуществляется, является довольно новым для российского административного права институтом — проведение конкурсов, аукционов и т.п. Действительно, в отличие от предыдущего периода развития экономики, когда в рамках административно-командной системы государственный заказ производился в отношении казенных предприятий, сегодня при осуществлении госзаказа органам государственной власти приходится его реализовывать в рамках отношений с частным сектором экономики, т.е. в условиях конкурентной среды и свободного ценообразования. Как следствие, если сама форма реализации отношений заказчика и поставщика не нова, так как государственный заказ реализуется в форме контракта (например, на поставку товаров для государственных нужд), то его разработка приняла несколько новых, доселе не знакомых административному праву форм (аукционы, торги). Очевидно, что в данных случаях мы также можем говорить о новых формах реализации административно-правового регулирования отношений в сфере экономики.

На практике порядок заключения таких контрактов предполагает всеобщее информирование потенциально заинтересованных поставщиков посредством Единой информационной системы в сфере закупок, а также возможность привлечения специализированных организаций к данной процедуре[8]. Таким образом, несмотря на тот факт, что здесь административно-правовое регулирование осуществляется посредством уже ставшего привычным для российского административного права института договора, — форма его разработки и заключения обладает серьезными особенностями, непосредственно обусловленными рыночной формой экономики, что, как следствие, позволяет выделить ее в особую экономическую форму административно-правового регулирования[9].

Государственная поддержка является еще одним видом экономической формы гражданско-правового  регулирования экономики. Как отмечается, «государственная поддержка предпринимательской деятельности является специфической формой государственного регулирования экономики и может осуществляться, в свою очередь, посредством правовых, экономических и организационных форм»[10]. Иначе говоря, на первый взгляд она не отличается какими-либо значительными особенностями, позволяющими выделить ее в отдельную — именно экономическую — форму гражданско-правового  регулирования. В отличие от других форм государственного регулирования, посредством которых чаще всего устанавливаются определенные рамки деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка направлена на расширение возможностей этих хозяйствующих субъектов и выражается чаще всего в материальной (финансовой) форме[11].

Несмотря на многоликость форм и видов государственной поддержки, следует остановиться именно на видах поддержки, получающих финансовое выражение в денежном эквиваленте. Среди них: инвестиции, субсидии, бюджетное и налоговое кредитование, налоговые льготы. Очевидно, что такие формы административно-правового регулирования предполагают возложение дополнительных финансовых обязательств на бюджеты Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Так, например, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[12] однозначно предусматривает необходимость определения объемов и сроков финансирования. Аналогичным образом в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» было установлено: «В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию» (ст. 7). Подобные положения существуют и в других нормативных актах.

Как следствие, отличительной чертой государственной материальной поддержки являются ее выражение в финансовой форме, а также необходимость учета бюджетного баланса (соответствия расходов на поддержку с доходами бюджета). Таким образом, материальная государственная помощь, а также другие виды поддержки хозяйствующих субъектов, имеющие экономическое, или, точнее, финансовое выражение (льготы, субсидии, инвестиции и т.п.), обладают определенной спецификой. Стоит отметить, что данная особенность, заключающаяся в необходимости принимать во внимание приоритет соблюдения бюджетного баланса, характерна для всех мер, которые мы можем отнести к экономическому виду гражданско-правового регулирования. Как следствие, государственная поддержка, наряду с другими мерами гражданско-правового регулирования экономики, может быть выделена в отдельную — экономическую — форму гражданско-правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Государственное антикризисное управление – является частью системы государственного управления, которая имеет систему, этапы формирования  и правовое закрепление данного процесса. Данный процесс предполагает стадию выявление проблемы, прогнозирование и необходимость вовремя устранить кризисную ситуацию, вместе с этим предупреждение будущих инцидентов.

Статус государства, как субъекта государственного антикризисного управления закрепляется соответствующими документами: Конституцией РФ, законами, распоряжениями и указами Президента и т.д.

Государство, выступая субъектом, определяет изначальную проблему, далее занимается планированием мер предотвращения и реализует конкретные  направления антикризисных мер преобразуя это в право.

1.2 Правовое обеспечение экономической антикризисной стратегии Российской Федерации и Правительства Москвы

Современный период экономического развития Российской Федерации характеризуется проведением комплекса мероприятий, инициированных в большинстве случаев государством, с целью инновационного развития, внедрения во все сферы производства, управления, социального обеспечения высоких технологий, продуктов интеллектуального развития, позволяющего минимизировать ресурсные, материальные, временные затраты.

Для предотвращение кризисной ситуации и для совершенствования системы государственного гражданско-правового управления следует формирование стратегии развития, которая показывает современное состояние, текущие проблемы, сценарии и ключевые пути.

Как и любой процесс,  формирование стратегии имеет этапы:

  • выявление и анализ основных проблем, представленных перед экономикой;
  • всесторонняя оценка основополагающих внутренних и внешних факторов;
  • формирования нескольких вариантов потенциальных путей выхода из кризисной ситуации;
  • выявление рисков и ресурсных возможностей субъекта;
  • определение конкретного плана выхода из кризисной ситуации ;
  • выработка правовых систем направлений выхода из кризисной ситуации;
  • закрепление итога правовой базой (схематично представлено в Приложении 1)

Начиная с позиций фискально-ориентированной экономики через экономику социальной направленности, Российское государство прошло достаточно долгий и сложный путь в выборе оптимального направления развития экономических процессов, чтобы обозначить в качестве основного приоритета экономику знаний, информационных продуктов, интеллектуальных достижений. Справедливо отмечено, что «в настоящее время перед Российской Федерацией в связи с утверждением нового типа общественного устройства… стоят вызовы и задачи, решение которых требует инновационных подходов к управлению развитием социально-экономических систем. Превращение науки в главную производительную силу, создание условий для раскрытия творческого потенциала человеческой личности как носителя и генератора знаний и распространение новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления, становятся фундаментальными характеристиками экономики знаний»[13].

Не отрицая значимости, важности и эффективности подобного типа развития экономических отношений, следует констатировать один недостаток — необходимость осуществления на первоначальных этапах большого объема материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны субъектов частного хозяйствования вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Государство в настоящее время создает необходимую правовую базу для упрощения осуществления инвестиционных процессов в наукоемкие отрасли, стимулирует развитие и рост рынка инновационной продукции, содержащего объекты интеллектуальной собственности, осуществляет финансовую поддержку субъектов, занимающихся научными разработками, результаты которых обеспечат совершенствование системы функционирования инновационной экономики.

В целом все условия такого функционирования возможно разделить на несколько групп:

— программно-правовые условия, предполагающие наличие в правовой системе государства комплекса нормативных правовых актов, в полном объеме регулирующих развитие инновационных процессов, и содержащие адекватные потребностям правовые средства и методики. На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд документов, являющих собой ориентиры процесса построения инновационной ориентированной экономики, например Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года[14], основной целью которой является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Еще одним документом аналогичной направленности является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[15], определяющая в целом инновационный потенциал и степень технического развития в государстве, устанавливающая в качестве основных целей и задач построение экономики инновационного типа в указанные сроки и представляющая весь арсенал инструментов и методов для их достижения и решения.

При этом приходится констатировать отсутствие единого концептуального нормативного правового акта, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, необходимость которого постоянно обосновывает научное сообщество[16]. В настоящее время Российская Федерация при необходимости может применять положения принятого 16 ноября 2006 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ Модельного закона об инновационной деятельности[17]; организационные условия, к которым следует отнести наличие в системе государственной власти органов, реализующих и осуществляющих поэтапные мероприятия в рамках инновационного развития государства; экономические условия, включающие в себя наличие закрепленных в законодательстве механизмов и инструментов, обеспечивающих вовлечение в развитие рынка инновационных и интеллектуальных продуктов. К подобным условиям целесообразно отнести наличие налоговых стимулов для хозяйствующих субъектов, чья деятельность связана с созданием продукта для указанных рынков.

Именно налоговому стимулированию отводится главная, исключительно важная роль, поскольку оно имеет целевую направленность на поощрение исследований, развитие науки и технологий в целях создания объектов интеллектуальной собственности, благоприятного инновационного климата и доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики[18].

Принципиально важно отметить, что современные нормы законодательства о налогах и сборах уже закрепляют определенные стимулы для субъектов, вовлеченных в процесс инновационного развития.

Прежде всего, на основании ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации[19] (далее – НК РФ) не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с действующим законодательством о науке и государственной научно-технической политике, а также выполнение аналогичных работ учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.

Также обложению налогом на добавленную стоимость не подлежит выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включается, например, разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги), и т.д.

В рамках налогового стимулирования в указанной сфере применяется также субъектный подход. Например, в соответствии со ст. 145.1 Налогового кодекса РФ правом на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) наделяется организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в рамках Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»[20] в течение 10 лет со дня получения подобного статуса. Более того, участники инновационного центра «Сколково» освобождены от уплаты налога на прибыль на основании ст. 246.1 Налогового кодекса РФ.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Еще одна стимулирующая мера для указанных субъектов — это снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование до уровня 14%.

Налоговое стимулирование развития инновационного потенциала — механизм, используемый в большинстве стран, считающихся мировыми лидерами. Следовательно, изучение имеющегося опыта есть залог дальнейшего эффективного развития Российского государства с постоянным возрастанием объема инновационной составляющей во всех сферах его функционирования. Так, Китай использует субъектно-индивидуальный подход в области применения налоговых льгот, заключающихся в установлении пониженной ставки налога на прибыль, равной 15%, при стандартной ставке в 25%.

Однако право на применение данной ставки имеют лишь компании, получившие статус инновационного высокотехнологичного предприятия, т.е. отвечающие следующим условиям и требованиям:

  • — иметь право на интеллектуальную собственность на основные технологии;
  • — производить товары, оказывать услуги определенного назначения (например, информационные, биологические и медицинские, космические и авиационные технологии, технологии, связанные с освоением природных ресурсов и борьбой с загрязнением окружающей среды, и проч.);
  • — иметь определенную численность научно-технических кадров с дипломом об окончании колледжа или высшего учебного заведения при условии обязательного привлечения части из них к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам;
  • — наличие доли расходов на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в совокупном доходе в течение трех последних отчетных периодов не менее определенного уровня.

Создание на территории РФ особых экономических зон технико-внедренческого типа — один из базовых шагов в процессе стимулирования развития инноваций.

Так, на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа действует особый режим налогообложения, сущность которого заключается в предоставлении налоговых льгот по уплате отдельных налогов. Так, например, для организаций, являющихся резидентами особой экономической зоны, законодательством субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента[22].

В некоторых законодательно определенных случаях возможно применение резидентами технико-внедренческих особых экономических зон «нулевой» налоговой ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Ставка по страховым взносам на рассматриваемых территориях до конца 2017 г. будет составлять 14%. Начиная с 2018 г. она увеличится на 7 пунктов, а с 2019 г. будет составлять 28%.

К настоящему времени можно отметить, что РФ имеет десятилетний опыт их существования. Функционирование пяти территорий со статусом технико-внедренческой ОЭЗ позволило достигнуть определенных результатов, которые не всегда можно оценить как положительные.

Так, например, по данным официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации, к 1 июля 2014 г. на территории Москвы как технико-внедренческой ОЭЗ зарегистрировано 34 резидента, что составляет 53% от планируемого количества к 2020 г., большая часть которых в полном объеме осуществляет свою деятельность[23].

Однако на территории зоны «Иннополис» к указанной дате зарегистрированных резидентов нет. Одной из причин невыполнения зоной «Иннополис» показателей перспективного плана развития территории можно назвать несформированное законодательство Республики Татарстан в части предоставления резидентам налоговых льгот.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость совершенствования системы определения эффективности функционирования особых экономических зон в целом и технико-внедренческих в частности, которая на сегодняшний день включает в себя:

  • — финансовую (коммерческую) эффективность, учитывающую последствия реализации проекта для его непосредственных участников — резидентов зоны;
  • — экономическую эффективность, показывающую затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников;
  • — бюджетную эффективность, которая оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств бюджета РФ и всей совокупности доходов бюджета, а также возникающей благодаря реализации проекта ОЭЗ экономии в расходах бюджета;
  • — налоговую эффективность, учитывающую отношение бюджетного эффекта к объему полученных резидентами ОЭЗ льгот по таможенным пошлинам и другим налогам;
  • — социальную эффективность, характеризующую общественную сторону осуществления проекта и его значимость для населения региона и всего государства[24].

Одним из базовых налоговых стимулов в рамках инновационной деятельности является институт инвестиционного налогового кредита, определяемый Налоговым кодексом РФ как способ изменения срока исполнения налоговой обязанности, а учеными — как налоговая льгота. Право на инвестиционный налоговый кредит имеют организации, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе направленные на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, что в целом можно признать способом стимулирования осуществления инновационной деятельности.

Представленные законодательные способы налогового стимулирования позволят оптимизировать затраты хозяйствующих субъектов при производстве высокотехнологичной продукции, товаров интеллектуальной собственности, тем самым повысив их конкурентоспособность и облегчив процесс коммерциализации результатов инновационной деятельности, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Однако в настоящее время возможно есть необходимость принять единый нормативный правовой акт, содержащий в себе регулирование общественных отношений в области инновационной деятельности в Российской Федерации, где будут аккумулированы нормы и правила, закрепляющие особенности налогообложения в инновационной сфере, результаты инновационной деятельности, а также налогово-правовые стимулы ее развития.

Исследовав сложившуюся ситуацию, трудно отрицать утверждение Д.В. Грибанова о том, что «осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности»[25].

Кроме бизнеса, антикризисные меры предусмотрены и для населения. Так, Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»[26] приняты условия помощи ряду оказавшихся в трудной финансовой ситуации ипотечных заемщиков. В частности, данным постановлением определены условия помощи отдельным категориям попавших в сложную финансовую ситуацию заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам). Данная помощь будет оказана гражданам РФ, которые, например, имеют двух и более несовершеннолетних детей, являются ветеранами боевых действий и др. Помощь будет заключаться, в частности, в предоставлении кредитором заемщику права не осуществлять платежи в счет погашения основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) на срок от 6 до 12 месяцев. Вместе с тем соответствующие плановые платежи будут перенесены на более поздние периоды в том числе при увеличении срока возврата такого кредита. Для получения помощи заемщику нужно будет обратиться к кредитору (заимодавцу) с заявкой на реструктуризацию кредита.

Заемщик должен будет одновременно соответствовать ряду условий. Среди них, например, отсутствие сведений о том, что заявление о признании заемщика (залогодателя) банкротом обосновано и введена реструктуризация его долгов. К предмету ипотеки также будут предъявляться определенные требования. Это, в частности, расположение на территории РФ, отсутствие в отношении него судебного спора о праве собственности и запрета на совершение регистрационных действий. Кроме того, предмет ипотеки не может находиться под арестом. Для получения указанной помощи необходимо, чтобы ипотечный жилищный кредит (заем) одновременно соответствовал некоторым условиям: в том числе он должен быть предоставлен не позднее 1 января 2015 г., а просрочка платежей по нему составлять не менее 30 и не более 120 дней по состоянию на дату подачи заявки на реструктуризацию данного кредита.

Рассматривая оценку влияния государственной политики формирования, развития и эффективности ресурсов в целях развития территорий можно прийти к выводу, что Правительством РФ принят целый ряд документов, регламентирующих стратегическое развитие территорий.

Наиболее значимые из них:

  • — Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принят 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ — Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.
  • — Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. — Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
  • — Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
  • — Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606
  • — Указ Президента РФ от 03.06.96 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ»
  • — Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями РФ и сопредельными государствами на период до 2020 г.,
  •  — Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г., утвержденная Правительством РФ от 30 ноября 2010 г. №2136-р.
  • — Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р города  Москва
  • — «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» — ФЗ от 06.10.2003 г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[27]

Таким образом, государственное антикризисное управление представляет собой комплексный процесс, который имеет последовательную цепочку реализации. Данный процесс предполагает возможность восстановить свою платежеспособность или обеспечить стабильное функционирование экономики, или предупредит и своевременно устранить вероятные проблемы.

Можно сделать вывод, что указанные антикризисные меры для бизнеса и населения, представленные в планах Правительства РФ и Правительства Москвы, уже имеют результат, который со временем позволит пережить имеющийся сейчас экономический кризис.

Однако, возможной проблематикой в развитии стратегии и ее реализации – является долгосрочность, тем самым отмечается нарушение принципа срочности антикризисного управления.

Введение санкций, имеющих начало с 2014 г., падение цены на нефть, ухудшение экономической обстановки так и закрепились в стране по сей день, что вызвало колоссальное снижение рубля относительно иностранных валют, увеличение инфляции, уменьшение реальных доходов населения и отдельное ухудшение положения города Москвы в экономической среде. Данное ухудшение экономической среды требует совершенствовать и вновь вводить антикризисные направления мероприятий по оздоровлению и нормативную  закреплению.

1.3 Правовые формы реализации экономической антикризисной политики Российской Федерации и Правительства Москвы и их правовое закрепление

Реализация антикризисного плана позволила пройти пик кризиса без последствий для городской экономики.

Одним из важных антикризисных решений стало сокращение расходов, в том числе и на госзакупках. Проверки закупок проводятся по двум направлениям: по их обоснованности и на предмет повышенной комфортности.

Помимо этого, были смягчены требования для поставщиков, что позволило им существенно сэкономить на госзакупках. Еще одним итогом реализации антикризисного плана стала практически полная остановка инфляции.

Если общая инфляция за период с января по май составила 8,5%, то инфляция в апреле оказалась на уровне 0,5%. [28]При этом ни по одному виду продуктов не наблюдалось дефицита, по итогам проверки не было выявлено необоснованного роста цен.

В соответствии с Планом обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы[29] утверждены первоочередные и системные мероприятия.

К первоочередным мероприятиям обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы отнесены следующие:

  1. правовые меры финансовой поддержки экономической активности,
  2. правовые меры по поддержке импортозамещения,
  3. правовые меры по поддержке социальной стабильности,
  4. правовые меры по снижению административных барьеров,
  5. правовые меры по обеспечению продовольственной безопасности,
  6. правовые меры по градостроительному развитию и развитию рынка недвижимости,
  7. правовые меры по повышению эффективности бюджетных расходов,
  8. правовые мероприятия в транспортной отрасли.

Среди системных мероприятий для обеспечения экономической активности и социальной стабильности можно только мероприятия по развитию реального сектора экономики и содействию импортозамещению и мероприятия с сфере бюджетной  налоговой политики.

Рассмотрим данные меры и мероприятия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Первоочередными правовыми мерами финансовой поддержки экономической активности являются:

  1. введение моратория на увеличение действующих ставок арендной платы за городское имущество и отмены действующих в отношении него льгот;
  2. формирование механизма предоставления льгот и (или) отсрочек по уплате арендной платы за землю, а также снижения налоговой нагрузки предприятий реального сектора экономики в целях обеспечения повышения инвестиционной активности
  3. увеличение срока рассрочки по арендной плате за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления и снижения пороговых значений размера арендной платы, при котором предоставляется рассрочка для осуществления строительства (реконструкции)
  4. оптимизация порядка взимания размера платежей за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ВРИ), включая установление рассрочки платежей
  5. доработка механизмов отбора юридических лиц для получения государственной поддержки в части использования критерия «отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»,
  6. введение «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, выбравших упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в научной, производственной и социальной сферах,
  7. подготовка предложений по расширению перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения
  8. подготовка предложений по снижению уровня налоговой нагрузки предприятий IT-сектора,
  9. определение механизма корректировки цены государственного контракта и расширения случаев, не требующих предоставления банковских гарантий для исполнения государственного заказа в целях обеспечения бесперебойной работы организаций, участвующих в реализации государственных контрактов,
  10. в целях повышения инвестиционной активности и субсидирования субъектов малого предпринимательства обеспечить проведение территориального эксперимента в границах ЦАО по предоставлению по результатам проведенных торгов на право заключения договора аренды объектов нестационарной торговли нового образца «под ключ» без взимания стоимости указанных объектов с арендаторов,
  11. в целях оптимизации расходов предпринимателей перенесение срока внедрения новых требований к вывескам, размещенным на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы за пределами Третьего транспортного кольца и вылетных магистралей,
  12. в целях оптимизации расходов предпринимателей перенести сроки введения ограничений движения грузовых автомобилей по экологическому классу,
  13. взаимодействие с крупнейшими системообразующими предприятиями в целях обеспечения их устойчивости и своевременной выплаты заработной платы работникам.

В настоящее время платежей за аренду и замораживание цен на аренду земли в настоящее время, по словам Мэра Москвы, выполнены. Однако среди проблем остались спад строительства и снижение числа строек. Горожане стали покупать меньше, но в сравнении с 2014 годом.[30].

Также за период с 10 по 26 февраля  2015 г. были приняты следующие правовые меры:

  1. до 1 июля 2016 г. сохраняются льготные ставки арендной платы для малого бизнеса, арендующего помещения, находящиеся в городской собственности;
  2. минимальная ставка аренды городских нежилых помещений (1800 рублей за квадратный метр в год) будет распространяться на все образовательные учреждения города;
  3. введены и увеличены рассрочки для инвесторов, вкладывающих деньги в строительство на территории города Москвы;
  4. перенесены сроки закрытия некапитальных сельскохозяйственных рынков на 1 год – до 1 января 2016 г.;
  5. счета автономных учреждений и госконтрактов на поставки для городских нужд в случае отсутствия у подрядчиков банковской гарантии были переведены на обслуживание в городское казначейство.

Первоочередные правовые меры по поддержке импортозамещения являются:

  1. утверждение первоочередного плана по импортозамещению товаров и услуг, размещение производства которых на территории города является приоритетом, а также разработка программ развития новых высокотехнологичных отраслей экономики на основе расширения использования научно-производственного потенциала Москвы,
  2. разработка и реализация дополнительных мер государственной поддержки создания и стимулирования промышленных и сервисных кластеров, индустриальных парков и промышленных зон в приоритетных сферах, в том числе в фармацевтике и производстве медицинских изделий, авиастроении, информационных технологиях, микроэлектронике, биохимии, производстве автокомпонентов, строительных материалов и оборудования, пищевой промышленности. Практической реализацией указанных правовых мер является Законопроект № 821579-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Приложение 2),
  3. внедрение механизма заключения долгосрочных государственных контрактов в отношении продукции, которая в настоящее время является импортной, с условиями создания и развития производства соответствующей продукции в городе, в первую очередь в приоритетных сферах,
  4. передача в управление городу особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» и разработка дополнительных мероприятий по привлечению резидентов,
  5. формирование механизма субсидирования расходов на уплату процентов по кредитам, полученным малыми и средними предприятиями, а также предприятиями реального сектора экономики по приоритетным проектам, связанным с импортозамещением,
  6. разработка механизмов минимизации рисков для иностранного капитала при организации новых промышленных производств на территории города Москвы,
  7. разработка более гибкого механизма расчета процентной ставки, от которой рассчитывается уровень государственной поддержки приоритетных проектов, и предложение этого механизма Правительству РФ,
  8. обеспечение подготовки приоритетных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в сфере развития транспортной инфраструктуры, транспортного машиностроения, электроэнергетики и др.,
  9. финансирование создания инфраструктуры индустриальных парков, технопарков, технополисов, промышленных зон в рамках проектов, получивших поддержку из федерального бюджета,
  10. разработка программ в сфере импортозамещения и развитие производств в городе Москве совместно с государственными корпорациями «Ростех», «Росатом», ОАО «ОАК» (объединенная авиационная корпорация), Роснанотех, Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и др.,
  11. разработка механизмов комплексного развития промышленных зон и введение земель промышленного назначения в активный производственный оборот,
  12. разработка мер по налоговому стимулированию в целях повышения инвестиционной активности предприятий.

Среди первоочередных мер по поддержке социальной стабильности можно выделить:

  1. принятие мер по реализации в полном объеме социальных гарантий по лекарственному обеспечению препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий населения, в том числе по компенсации расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов,
  2. введение дополнительной адресной поддержки нуждающихся категорий населения города Москвы, особо подверженных влиянию экономической нестабильности
  3. разработка дополнительных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в целях снижения напряженности на рынке труда г. Москвы.

Также выделяют и первоочередные меры по снижению административных барьеров, среди которых:

  1. дополнительное сокращение сроков выдачи документов и минимизация издержек бизнеса,
  2. ускорение и удешевление процедур, связанных с получением документации, регистрацией, выдачей разрешений, и др. процедур, направленных на обеспечение технологического присоединения объектов строительства,
  3. оптимизация работы в целях повышения позиции города в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации,
  4. упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах,
  5. сокращение количества выездных налоговых проверок, проводимых в отношении субъектов малого предпринимательства, а также в отношении крупнейших налогоплательщиков, добросовестно исполняющих налоговые обязательства.

Сегодня предпринимательская активность в столице по-прежнему высокая, так, с декабря 2014 по февраль 2015 г. объем выкупленных из аренды помещений в столице вырос более чем в 8 раз. При этом в прошлом году было заключено 1,5 тысячи договоров купли-продажи на сумму более 36 миллиардов рублей[31].

В столице вводят двухлетние налоговые каникулы для бизнеса. По оценке председатель комитета по налогам «Деловой России» Марины Зайковой — эта мера поможет легализоваться начинающим предпринимателям. Речь не идет о спасении малого бизнеса. Эта мера позволит тем, кто занимает активную позицию и хочет попробовать себя в бизнесе, организовать рабочее место и в течение двух безналоговых лет попробовать, получится или не получится, это касается «налоговых каникул» для определенных сфер деятельности. Имеются промышленные индивидуальные предприниматели и социальные, такие как сиделки, репетиторы, гувернеры, уборщики квартир. Это только для тех, кто впервые попробует себя как индивидуальный предприниматель.

В соответствии с  «налоговых каникул» (налоговая ставка 0%) [32]смогут впервые зарегистрированные московские предприниматели, использующие упрощенную или патентную систему налогообложения. Законопроектом предусматривается более 40 видов деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применяется нулевая налоговая ставка.

Роста предпринимательской деятельности удалось достичь благодаря мерам, которые предпринимаются властями для поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, о сохранении высокой активности бизнеса свидетельствует то, что городе было вновь зарегистрировано более 153 тысяч организаций. Это на 18 процентов больше, чем в прошлом году. Помимо этого, Москва остается самым динамично развивающимся регионом России по количеству индивидуальных предпринимателей, число которых увеличилось на 4,7 процента. [33]

Первоочередными мерами по обеспечению продовольственной безопасности являются:

  1. обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускоренного роста цен и дефицита сельскохозяйственной и иной продовольственной продукции путем обеспечения взаимодействия производителей, в первую очередь российских, с представителями рынка сбыта (торговые сети, розница, рынки);
  2. в целях обеспечения всех категорий населения города сельскохозяйственной и иной продовольственной продукцией перенести сроки закрытия сельскохозяйственных рынков города Москвы;
  3. активизация работы по изысканию новых каналов поставок продовольствия на московский рынок, расширение межрегиональных связей и активное взаимодействие со странами Евразийского экономического союза и ближнего зарубежья;
  4. поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса, включая их субсидирование.

Среди первоочередных мер по градостроительному развитию и развитию рынка недвижимости выделяют:

  1. принятие поправок в Градостроительный кодекс РФ в части отмены обязанности по разработке проектов планировки на линейные объекты инженерной инфраструктуры (и определения достаточности ГПЗУ для этих целей),
  2. разработка мер по стимулированию развития жилищного строительства
  3. подготовка дополнительных мер по поддержке ипотечного жилищного кредитования
  4. внесение изменений в градостроительные нормативы города Москвы в части обеспечения парковочным пространством с учетом реальной транспортной ситуации
  5. утверждение территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов в целях формирования нормативной базы для принятия и обоснования градостроительных решений о развитии данных территорий и подготовки проектов планировки территории,
  6. подготовка предложений о внесении изменений в законодательство в части реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»:
  • — распространение действия норм № 214-ФЗ на апартаменты и ЖСК;
  • — изменение ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ в части ужесточения административного наказания за непредставление застройщиком сведений и документов в контролирующий орган;
  • — установление обязательности проведения государственной экспертизы в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для долевого строительства которых привлекаются денежные средства граждан и юридических лиц в соответствии с № 214-ФЗ,
  1. в целях недопущения роста издержек субъектов предпринимательской деятельности и бюджета города Москвы сформировать предложения по оптимизации нормативов энергопотребления,
  2. комплекс мероприятий по внесению изменений в нормативные документы, устанавливающие инсоляцию жилых помещений,
  3. в целях недопущения роста издержек бизнеса и бюджета сформировать предложения об оптимизации требований по энергоэффективности зданий, строений и сооружений, разработать правила определения класса энергетической эффективности объекта
  4. освобождение инвесторов от налога на прибыль по построенным и переданным в собственность субъекта или муниципалитета объектам социальной сферы.

Одним из направлений поддержки бизнеса стала аренда недвижимости. После продления действия минимальной арендной ставки город поддерживает более 8 тысяч предпринимателей. В столице активно действует и рассрочка по аренде земли при изменении вида разрешенного использования.

С декабря 2014 по февраль 2015 г. объем выкупленных из аренды помещений в столице вырос более чем в 8 раз. При этом в прошлом году было заключено 1,5 тысячи договоров купли-продажи на сумму более 36 миллиардов рублей[34]. Город наращивает и поддержку малого и среднего бизнеса, расширяя доступ к государственному и корпоративному заказу. Так, наблюдается динамика: за два месяца 2015 г. вдвое вырос объем закупок у субъектов малого предпринимательства.

Важной мерой поддержки стала возможность перехода подрядчиков на обслуживание в казначейство, это освобождает от необходимости предоставлять банковские гарантии. Еще одна антикризисная мера – это предоставление дополнительных гарантий инвесторам, реализующим промышленные и высокотехнологичные проекты.

Первоочередные меры по повышению эффективности бюджетных расходов являются:

  1. сокращение численности государственных служащих с учетом объема исполняемых ими функций и оказываемых услуг,
  2. оптимизация бюджетных расходов путем отказа от закупок товаров (услуг) повышенной комфортности и товаров (услуг), не относящихся к первоочередным и неотложным нуждам,
  3. создание механизма рассмотрения на Межведомственной рабочей группе предложений поставщиков об изменении условий государственных контрактов,
  4. организация работы с поставщиками товаров (услуг) в целях недопущения необоснованного завышения цен по государственным контрактам
  5. регламентация закупок товаров, работ, услуг в целях повышения эффективности, прозрачности закупок, осуществляемых отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе утверждение типового положения о закупках, стандартизация расчета начальных цен,
  6. осуществление анализа эффективности и контроля за закупками товаров, работ, услуг, осуществляемыми отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
  7. повышение надежности обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам путем их сопровождения в Московском городском казначействе,
  8. снижение требований по банковским гарантиям для участия в городском заказе и обеспечении государственного контракта
  9. подготовка обращения в Правительство Российской Федерации по поводу контроля ценообразования на продукцию нефтепереработки, используемую в городском хозяйстве (асфальтобетонные смеси, битумы),
  10. реализация политики ценообразования в строительстве объектов городского заказа:
  • — оптимизация градостроительных, проектных и технологических решений;
  • — оптимизация технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям;
  • — оптимизация стоимости за счет импортозамещения.

Первоочередные мероприятия в транспортной отрасли являются:

  1. подготовка предложений по государственной поддержке предприятий, приобретающих на условиях лизинга подвижной состав пассажирского транспорта (вагоны для метрополитена и железнодорожного транспорта) и дорожно-коммунальную технику для обеспечения бесперебойной работы по государственному заданию и государственному заказу г. Москвы, путем компенсации части затрат за счет средств федерального бюджета,
  2. подготовка мероприятий по финансовой поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих таксомоторные перевозки, а также перевозки городским наземным транспортом, в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за счет средств бюджета города Москвы,
  3. подготовка дополнительных мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в конкурсах на получение прав аренды торговых площадей в подуличных переходах Московского метрополитена,
  4. подготовка предложений по сокращению стоимости аренды торговых площадей в подуличных переходах Московского метрополитена для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса за счет перехода на модель «прямой аренды»
  5. подготовка предложений о снижении административных санкций в отношении легальных перевозчиков, работающих на регулярных маршрутах

Среди системных мер можно назвать следующие:

  1. Системные мероприятия по развитию реального сектора экономики и содействию импортозамещению:
  • формирование общедоступной базы данных о производственном потенциале инновационно-промышленных кластеров и имеющихся у них потребностях в сторонних товарах, работах, услугах
  • контроль инвестиционных программ естественных монополий и разработка мер по их оптимизации
  • подготовка дополнительных мер по развитию внутреннего и внешнего туризма в городе Москве
  • выработка дополнительных мер поддержки крупных проектов развития территорий
  • подготовка предложений по упрощению налоговой, бухгалтерской отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
  • мониторинг ситуации на рынке труда и занятости города Москвы
  • мониторинг задолженности по заработной плате работникам организаций, находящихся в городе Москве
  1. Системные мероприятия в сфере бюджетной и налоговой политики:
  2. формирование заявки на получение бюджетного кредита и направление ее в Министерство финансов России для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.
  3. формирование предложений по совершенствованию методики расчета бюджетной обеспеченности субъектов РФ (в части индекса бюджетных расходов) в целях более справедливой оценки возможностей регионов по выполнению своих полномочий
  4. взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам совершенствования налоговой политики
  5. мониторинг социально-экономической ситуации в городе Москве и обеспечение реализации мероприятий настоящего плана.

Анализ системных мероприятий позволил сделать вывод, что антикризисный план Правительства Москвы на 2015 г. включает 70 мероприятий, среди ключевых направлений — социальная поддержка граждан и обеспечение продовольственной безопасности. План был утвержден на заседании Правительства 10 февраля 2015 г.

Важнейшими направлениями антикризисного плана города являются:

  1. поддержка предприятий реального сектора и сферы услуг, развитие импортозамещения;
  2. поддержка транспортной отрасли;
  3. поддержка строительного комплекса;
  4. снижение административных барьеров для ведения бизнеса, поддержка предпринимательства;
  5. повышение эффективности бюджетных расходов.

Важнейшим критерием эффективности экономических антикризисных мер следует отметить, социальную поддержку граждан предполагается сохранить действующие льготы и социальные гарантии москвичей, оказывать дополнительную адресную поддержку нуждающимся категориям граждан. На это из резервного фонда выделят 1,7 миллиарда рублей.

Кроме того, в перспективе, власти будут в полном объеме обеспечивать горожан лекарствами, а также:

  1. разрабатывать дополнительные мероприятия по подготовке и переподготовке кадров в целях снижения напряженности на рынке труда;
  2. принимать дополнительные меры по поддержке ипотечного жилищного кредитования;
  3. реализовывать меры по защите участников долевого строительства с целью недопущения появления «обманутых дольщиков»;
  4. мониторить ситуации на рынке труда города Москвы;
  5. следить за задолженностями по зарплате.

Помимо этого, в сфере поддержки предприятий реального сектора и импортозамещения Правительство Москвы реализует поддержку развития кластеров в приоритетных отраслях, включая медицину, авиастроение, информационные технологии, микроэлектронику, биохимию и пищевую промышленность.

Технопарки и технополисы также получат поддержку, а с производителями, которые будут заниматься импортозамещением, будут заключать долгосрочные госконтракты. Кроме того, предусматривается введение льгот и рассрочек по арендным платежам за землю.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности планируется отложить закрытие некапитальных сельскохозяйственных рынков и недопущение дефицита и ускоренного роста цен на продукты. Активной будет и работа с новыми поставщиками продовольствия на московский рынок.

В сфере строительства и транспорта власти планируется снижение стоимости градостроительных проектов и перенести введения ограничений для грузовых автомобилей низких экоклассов. Также, предусматривается снижение штрафов за нарушения для легальных перевозчиков.

К правовым мероприятиям поддержки предпринимательства следует отнести:

  1. упрощение процедур регистрации юридических лиц;
  2. перенос внедрения нового формата вывесок магазинов, расположенных за пределами ТТК и вылетных магистралей;
  3. сохранение действующих ставок и льгот для арендаторов городского имущества (заморожены ставки аренды городских помещений);
  4. расширение патентной система налогообложения;
  5. введение налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей в научной, производственной и социальной сферах, которые выбрали упрощенную или патентную систему налогообложения;
  6. проведение в ЦАО эксперимента по предоставлению киосков «под ключ», арендаторы будут освобождены от оплаты стоимости изготовления палаток.)
  7. подготовка предложений по снижению стоимости аренды торговых площадей в подуличных переходах метро.

Помимо этого, в сфере повышения эффективности бюджетных расходов планируется сокращение численности госслужащих органов исполнительной власти, а также отказ от закупок за счет бюджета товаров роскоши. При этом надежность выполнения государственных контрактов будет обеспечиваться с помощью Московского городского казначейства.

В целом следует отметить важную роль государственной поддержки для построения эффективного механизма правового регулирования инновационной экономики. Данный процесс будет завершен лишь при применении системы правовых инструментов и способов, включающих в себя государственную поддержку, базирующуюся на теоретических и практических основах отраслевого правового регулирования, направленного на создание условий постоянного совершенствования технологий, модернизации принципа конкурентоспособности и прибыльности инновационной продукции, а также доктринально обоснованные концепции и стратегии стимулирования инноваций, в рамках которых налоговому законодательству должно отводиться первостепенное значение.

Страницы: 1 2 3