Меню Услуги

Биология большого мучного хрущака. Часть 3.

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

3.1 Анализ учебных программ и учебников по биологии

В современном обществе возросла потребность во всесторонней грамотности личности, поэтому необходимо обратить внимание биологическое образование детей, т.к. знание основ биологии является важным материалом для познания себя, окружающего нас мира и принципы взаимодействия всех живых организмов и окружающей среды. Поэтом школьный курс биологии играет большую роль в воспитании экологической культуры, включающей в себя любовь и уважение ко всему живому что нас, окружает.

Современная школа должна научить ребенка в первую очередь мыслить, рассуждать, анализировать и применять свои знания на практике в любой ситуации. А этот аспект крайне важен в воспитании самостоятельной личности.

Каждый учитель должен ставить перед собой определенные цели во время организации процесса обучения биологии, а именно:

  1. Анализ – каждый ученик доложен уметь анализировать любую информацию, полученную не только на уроке, но и извне;
  2. Применение теории на практике – необходимо сформировать умение детей применять полученные знания на практике, при этом осознавать их необходимость и особенность в повседневной жизни;
  3. Творчество – учащие должны уметь творчески подходить к выполнению домашнего задания или проверочных работ;
  4. Метапредметность – ученик должен уметь применять знания, полученные из других областей на уроках биологии (физика, математика, химия, ИЗО, музыка и др.).

Для решения поставленных целей, учителю необходимы инструменты, одним из которых является учебная программа. На сегодняшний день, содержательный аспект получаемых знаний в образовательном учреждении определен федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Поэтому, анализируя множество учебных программ по биологии, задумываешься о целесообразности их использования в образовательном процессе.

Из истории методики можно вынести, что были случаи, когда в образовательный процесс «запускали» учебную программу, но на практике она оказывалась не эффективной. Поэтому предлагаю рассмотреть пару наиболее удачных и часто используемых учебных программ в изучении курса биологии.

  1. Программа основного общего образования по биологии коллектива авторов Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. для 5 – 9 классов.

Данная программа построена по принципу от общего к частному. В ее основу легло взаимодействие различных подходов к обучению, таких как: научный, гуманистический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, историко-проблемный, интегративного и компетентностный.

Основное внимание обращено на знакомство обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, которые учащиеся способны решить самостоятельно. Это позволяет формировать основы научного мировоззрения, развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес. Если говорить о приобретении практических навыков и повышении уровня знаний учащихся, то в программу включены практические и лабораторные работы, являющиеся этапами комбинированных уроков.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия, которые формируются у учащихся при изучении определенной темы.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально — групповые занятия.

  1. Программа основного общего образования по биологии коллектива авторов Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С. для 5 – 9 классов.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как о биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  • биологическая природа и социальная сущность человека;
  • структурно-уровневая организация живой природы;
  • ценностное и экокультурное отношение к природе;
  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.

В преподавании школьного курса биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ. [19]

На данный момент можно выделить некоторые основные линии УМК по предмету «Биология». В них входят учебные программы, учебники, рабочие тетради, методические пособия, лабораторные практикумы и другое методическое сопровождение. Рассмотрим основные, из существующих, УМК, направленные на изучение многообразия живых организмов (зоология):

  1. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. Авторский коллектив: Захаров В. Б., Сонин Н. И. В данном учебнике рассматривается происхождение и особенности организации класса Насекомые, их многообразие, об­щая характеристика, отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом, мно­гообразие и значение насекомых в биоценозах.
  2. Учебники «Биология. Животные» 7 класс. Авторский коллектив: Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. и «Биология. Животные» 7 класс. Авторский коллектив: Латюшин В.В. и Шапкин В.А. очень похожи. В разделе «Класс Насекомые» представлен материал в виде общей характеристики класса, рассмотрение многообразия насекомых, особенностей их строения, передвижения, питания, дыхания, размножения и развития. Далее более подробно рассматриваются важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые, Клопы и с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. В конце раздела говориться о насекомых, наносящих вред лесным и сельскохозяйственным растениям и об одомашнивании насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Рассматриваются насекомые – переносчики заболеваний человека, борьба с ними. Достаточно подробно говориться об общественных насекомых, особенностях их жизни и организации семей, поведении, инстинктах. Поднимается вопрос значения насекомых в природе и жизни человека и их охраны. Также говориться о насекомых, относящихся к растительноядным, хищным, падальщикам, паразитам и сверхпаразитам, об их биогеоценотическом и практическом значении.
  3. Учебник «Биология. Животные» 7 класс. Авторский коллектив: Трайтак Д.И., Суматохин С.В. В разделе «Класс Насекомые» рассматривается общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и развития на примере жуков. Более подробно рассматривается цикл развития на примере бабочки и тутового шелкопряда. Даются понятия об общественных насекомых на примере медоносных пчёл, муравьев, о насекомых паразитах и распространителях болезней человека и животных. В конце раздела сформулировано значение насекомых в природе и сельском хозяйстве.
  4. Учебник «Биология. Животные» 7 класс. Авторский коллектив: Никишов А.И., Шарова И.Х. В данном учебнике изучение класса Насекомые начинается с вводной характеристики, далее рассматриваются места обитания, особенности строения, типы развития, самые главные отряды насекомых. Также достаточно много говориться о насекомых-вредителях и о местах их деятельности, о мерах борьбы с насекомыми-вредителями. Интересно изложен материал о насекомых «одомашненных», приносящих пользу и насекомых, которые являются переносчиками, возбудителями различных болезней, паразитами, как человека, так и домашних, сельскохозяйственных животных.

Во всех учебниках материал изложен интересно, понятно и информативно, он подкреплен яркими иллюстрациями, в конце параграфов и учащимся предлагается ответить на контрольные вопросы. В конце каждого раздела предлагается выполнить лабораторную работу или пойти на экскурсию.

3.2 Особенности преподавания биологии детям с ОВЗ, в частности детям, страдающим тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – нарушения, связанные с отсутствием или недоразвитием речи. Нарушения речи у детей с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза); заикание. [40]

В данное время в современной школе достаточно остро стоит вопрос о коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ.  Наблюдается тенденция к росту детей, страдающих различными заболеваниями и отклонениям в развитии, поведении, речи. Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос обучения биологии детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Речь детей с ТНР характеризуется тем, что она не понятна для окружающих, но учителю очень важно каким-то образом проверять уровень и качество знаний таких учеников, поэтому главной задачей, которая стоит перед учителем в работе с детьми с ТНР – установить обратную связь.

Ученики с ТНР имеют ряд трудностей, связанных с обучением: отсутствие определенной базы теоретических и практических знаний, следовательно, не способность анализировать, сравнивать, отбирать или сопоставлять.

Они быстро устают, материал усваивают медленно, поэтому на уроках часто возникает необходимость в индивидуальной коррекции, с использованием различных форм и технологий, активизирующих познавательную активность, помогающих в овладении навыками способными раскрыть их потенциал. Кроме коррекционных методов (физкультминутки, пальчиковые гимнастики, артикуляционные гимнастики и т.д.) необходимо применять современные технологии (ИКТ).

Что касается обучения и воспитания детей с ТНР, то необходимо понимать два основных принципа – систематика и непрерывность. Начинать нужно с дошкольного образования, и, не прерывая на ступенях начального продолжать на ступенях среднего образования. Для осуществления этих принципов на уровне дошкольного образования существуют специализированные детские сады, комплектуются логопедические группы в массовых дошкольных учреждениях, далее в общеобразовательных школах образованы логопедические пункты, существуют специальные коррекционные школы для детей с ТНР. Например, одно из таких учреждений, существующих в Воронеже это КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

В КОУ ВО «ЦЛПДО» обучение детей с ТНР в школьном отделении осуществляется на 2 ступенях общего образования:

  1. на 1 ступени обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, получающие начальное общее образование;
  2. на 2 ступени обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, получающие основное общее образование.

Для преодоления нарушений речи, развития эмоционально-волевой, познавательной сфер необходимо своевременно и адекватно применять комплексы психолого-педагогических и медицинских воздействий на учащихся в образовательном и воспитательном процессах. Основная работа по коррекции речи проводится учителями-дефектологами и логопедами, и психологами в форме фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Педагогами Центра проводиться коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. На уроках обязательны физкультминутки и речевые зарядки. Во внеурочное время выделяются специальные часы для выполнения заданий логопеда по коррекции речи отдельными детьми или подгруппой под руководством воспитателя.

Немного подробней хотелось бы рассмотреть непосредственно методические особенности преподавания биологии детям с ТНР:

  1. Ситуация успеха. Учащимся предлагаются задания, предполагающие создание ситуации успеха, в которой реализуется право ученика исправить допущенную ошибку, незаметно для окружающих. Например, «Кроссворд», необходимо предложить ребенку заполнять его не ручкой, а карандашом, это позволит ему при обнаружении ошибки легко исправить ее.
  2. Схематический рисунок. Данное задание предполагает выполнение схематического рисунка по пройденному материалу, это помогает облегчить работу ученикам, испытывающим затруднения отвечать в устной или письменной форме, т.к. позволяет им оформить свой ответ в виде рисунка. Например, «Где живет это животное?», задание, предлагающее ученику нарисовать животное и место его обитания.
  3. Игра. Использование различных игр на уроке во время изучения материала благоприятно сказывается как на психическом состоянии, а это оказывает большое влияние на развитие речи у детей с ТНР, так и на учебной деятельности учащихся, т.к. в процесс игры они выполняют различные задания с применением теоретических знаний, полученных на уроке. Например, игра «Лес», в которой учащимся предлагается сконструировать объект живой природы.
  4. Капелька за капелькой. В процесс обучения детей с ТНР необходимо давать материал дозировано, но при этом у последующим усложнением. В связи с этим меняется уровень сложности и количество заданий, выполняемых на уроке.
  5. Переключение видов деятельности. В связи с тем, что внимание у детей с ТНР нарушено, то соответственно и его концентрация не позволяет ученикам длительное время заниматься одним и тем же видом деятельности. Поэтому, очень важно часто переключать учеников с одного вида деятельности на другой. Например, сначала пользуемся учебником, потом заполняем схемы, переходи к активной деятельности (игра), возвращаемся к учебнику и т.д.
  6. Больше красок. Для концентрации внимания, развития памяти и речи учащихся на уроках необходимо использовать большое количество дидактического материала, представленного в виде наглядных пособий, рабочих тетрадей и т.д. Это помогает учащимся развивать свой словарный запас, а соответственно речь и память.
  7. Повторение. Для того чтобы ученики с ТНР намного эффективней усвоили материал, предлагается повторение изученного материала.
  8. Рациональное запоминание. Для того чтобы учащиеся лучше и качественнее запоминали материал, могли ориентироваться в нем и использовать на практике можно применять приемы рационального запоминания. Например, выполнение заданий на установку связей.
  9. Опора на образец. Для того чтобы работа учащихся проходила легко и без затруднений, можно предложить им выполнить задание с опорой на образец. При этом желательно сначала разобрать задание по учебнику, а затем предложить ученикам самостоятельно выполнить задание в тетради, при этом необходимо использовать отличающийся наглядный материал, это не даст познавательной мотивации снизиться. Например, по учебнику разобрать органы дыхания насекомых, а в тетради нарисовать органы дыхания человека.
  10. Развитие мелкой моторики детей с ТНР способствует не только развитию речи, но и воспитывает усидчивость, трудолюбие, сосредоточенность, помогает качественно воспринимать изучаемый материал.
  11. Кроме этого можно при письменной формулировке заданий можно использовать минимальное число символов, это помогает сократить время, потраченное на чтение заданий в связи с нарушениями речи детей. Так же можно обращать внимание на практическую направленность учебного материала и его применение в жизни.

3.3 Методическая разработка изучения класса Насекомые на примере большого мучнистого хрущака

 Для решения некоторых задач, поставленных перед данной работой, была разработана методика изучения класса Насекомые в школьном курсе биологии. В рамках данной методики были разработаны и проведены несколько уроков и лабораторно-практическое занятие.

Проанализировав различные методические рекомендации по изучению класса Насекомых, было решила данную методику, внедрить в школьную практику.

На это есть несколько причин:

  1. Работа проводилась в КОУ ВО «ЦЛПДО», где обучаются дети с ТНР, темп учебы таких детей снижен из-за характерных особенностей заболевания данного типа. Для детей с ТНР существуют некоторые трудности в изучении и восприятии учебного материала, представленного в общепринятой форме. Поэтому преподаваемый материал должен быть построен предельно четко, понятно и скомпоновано. К сожалению, современные учебники, в частности учебник Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология. 7 класс. Животные», по которому обучаются учащиеся 7 класса, дает материал, очень разнообразный, но это не дает результативности, в связи с тем, что внимание и память учащихся с ТНР не позволяет им в полной мере воспринимать материал, представленный в этом учебнике.
  2. Для более качественного усвоения любого материала кроме теоретических знаний необходимо давать и практические знания. Дети лучше воспринимают, запоминают, воспроизводят какую-либо информацию, если они имели возможность увидеть, услышать, понюхать, потрогать, почувствовать объект. Поэтому проведение исследовательской работы было более чем актуально.
  3. Создание новой методики, предположительно должна быть полезна не только в рамках данной дипломной работы, но и в дальнейшем ее применении на практике в процессе обучения учащихся в рамках коррекционной работы с детьми с ТНР.

Обучение в Центре проходит по АООП ОО, позволяющей учащимся не отставать от общеобразовательной программы, которая используется в общеобразовательных школах. Обучение учащихся 7 класса проводится по учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология. 7 класс. Животные» линия УМК В.В. Пасечника. Биология (5-9 класс). Данный учебник предполагает изучение класса Насекомые на примере различных отрядов. В данном разделе достаточно подробно рассматривается разнообразие внешнего строения, типов конечностей и ротового аппарата, особенности развития, питания, мест обитания, сообществ. Рассматривается роль насекомых как одомашненных, так и вредителей. В рамках раздела проводится лабораторная работа «Изучение представителей отряда Насекомые».

На первом уроке по классу Насекомые проводится ознакомление c миром насекомых, рассказывается о том, кто такие насекомые, о том, что они многообразны по внешнему виду и многочисленны, широко распространены по территории все планеты.

Конспект урока «Класс Насекомые. Общая характеристика и значение представителей этого класса»

Цель: познакомить учащихся с представителями нового для них класса Насекомые

Задачи:

Образовательные: дать четкое представление о внешнем виде и строении насекомых, выделить отличительные черты; познакомить с особенностями образа жизни насекомых; познакомить учащихся с самыми распространенными представителями класса Насекомые; научить учащихся самостоятельно распознавать и отличать представителей класса Насекомые от представителей других ранее изученных классов.

Развивающие: провести работу, направленную на развитие памяти, внимания, мышления, осмысления полученных знаний, развивать способность в проведении сравнительного анализа в процессе тактильного слухового и зрительного восприятия; развивать речь, обогащая активный словарный запас учащихся новыми биологическими терминами.

Воспитательные: формировать основы экологического сознания учащихся; формирование бережного отношения к природе и ее компонентам.

Коррекционно-развивающие: повышать уровень развития логического мышления; развивать наглядно-образное мышление, речь, восприятие и ориентировку в пространстве, личностно-мотивационную сферу.

Словарь урока: насекомые, членистоногие, сегмент, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин, фасетки, насекомые вредители, одомашненные насекомые.

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор и экран, мультимедийная презентация, коллекция насекомых, лупы, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть сегодня. У меня есть один вопрос: какое у вас сейчас настроение? (слайд 1) (Ответы учащихся: Хорошее)

— Предлагаю вам его улучшить. Посмотрите на лево и улыбнитесь, теперь на право и тоже улыбнитесь, а теперь на меня и снова улыбнитесь. (Выполняют разминочное упражнение). Молодцы, садитесь.

— На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с одним очень интересным классом животных – класс Насекомые. (слайд 2) Чем же интересен этот класс? А интересен он тем, что в его состав входит огромное количество представителей, разнообразных по внешнему и внутреннему строению, которые зависят от места обитания, условий жизни и способов выведения потомства. Откройте учебники на странице 63.

  1. Сообщение темы урока.

— Класс Насекомые является уникальными, потому что представители данного класса составляю более 70% всех видов животных на Земле. Их можно назвать истинными хозяевами нашей планеты. Они живут везде от Антарктиды до Заполярья, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев. (слайд 3)

— Многие представители класса Насекомые могут летать – у них есть крылья, некоторые могут плавать – водомерки. Их можно встретить везде: в поле, в лесу, в воде, в земле, даже в пустыне и во льдах. (слайд 4)

— Посмотрите на слайд и озвучьте план нашего сегодняшнего урока (слайд 5), причем попытайтесь предположить, что именно мы будем делать на каждом этапе изучения класса Насекомые сегодня (ученики по очереди зачитывают пункты плана и поясняют их)

План изучения нового материала.

  1. Внешнее строение насекомых.
  2. Особенности органов дыхания.
  3. Органы зрения.
  4. Мышечная система.
  5. Нервная система.
  6. Органы чувств.
  7. Кровеносная система.
  8. Пищеварительная система.
  9. Органы выделения.
  10. Размножение.
  11. Среда обитания.
  12. Многообразие.
  13. Значение насекомых в природе и жизни человека.

— Я хочу обратить ваше внимание на то, что материала много, поэтому эту тему мы будем разбирать с вами на протяжении нескольких уроков.

  1. Изучение нового материала.

— Насекомые – пчелы, тараканы, блохи, стрекозы, бабочки, колорадские жуки и многие другие животные которых мы можем встретить везде. Кто может ответить на вопрос – почему этих животных мы называем НАСЕКОМЫЕ (Insecta)? (слайд 6)

На предыдущих уроках мы узнали с вами, что каждый класс, вид, отряд, семейство и т.д. имеет название на латинском языке. А в переводе с латинского INSEСTA Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе с него насекомые – это «разделённые на членики» или «покрытые насечками». Поэтому русское название класса — насекомые. Если рассмотреть внешний вид насекомых, например, большого мучного хрущака (слайд 7), то мы можем увидеть, то, что его тело состоит из отдельных члеников или сегментов. Также тело любого насекомого состоит из сегментов или члеников, поэтому насекомые относятся к типу Членистоногих животных. (запись в тетрадь нового термина)

— Давайте более подробно рассмотрим внешнее и внутренне строение тела насекомых. (слайд 8). У каждого насекомого есть отделы тела, включающие:

  1. Голову, состоящую из 6 сросшихся между собой сегментов: на первом, располагаются глаза сложного строения, на втором – усики, третий сегмент сливается со вторым, на остальных находятся 2 пары челюстей и нижняя губа; (слайд 9)
  2. Грудь, которая представлена 3 сегментами, на которых располагаются парные конечности. На спине находятся крылья, количество которых варьируется в зависимости от многих факторов, у некоторых представителей класса крылья защищены надкрыльями. Отличительной особенностью насекомых от всех беспозвоночных является их способность к полету, за счет наличия крыльев; (слайд 10)
  3. Брюшной отдел состоит обычно из 10, но иногда из 12 сегментов. По бокам брюшка располагаются ДЫХАЛЬЦА – органы дыхания, представленные мелкими отверстиями и упругими трубочками – трахеями. (запись в тетрадь) (слайд 11) По трахеям воздух поступает в тело насекомого, и оно может дышать.

Все тело насекомого покрыто ХИТИНОМ – жесткий, плотный покров, выполняющий защитную функцию. (запись в тетрадь) (слайд 12) Хитин защищает насекомого от воздействий окружающей среды и служит опорой тела.

Органы зрения насекомых представлены сложными глазами, состоящими из отдельных ячеек, которые называют ФАСЕТКИ. (запись в тетрадь) (слайд 13) Их часто называют простыми глазками, которых может быть более 28 000. За счет большого количества простых глаз, насекомые видят предметы как будто состоящими из множества мелких кусочков, такое зрение называют фасеточным.

Разнообразие ротового аппарата насекомых поражает свои разнообразием. (слайд 14) Челюсти у насекомых бывают:

  • грызущие, с острыми краями (тараканы, кузнечики и большинство жесткокрылых;
  • сосущие хоботки (бабочки);
  • лижущие челюсти (мухи);
  • колюще – сосущие хоботки (комары) и т.д.

Такое разнообразие ротовых аппаратов обусловлено тоем, что насекомые питаются разнообразной пищей – нектар, листья растений, кора деревьев, остатки пищи, кровь и т.д.

  1. Физкультминутка.

— Я смотрю, вы немного устали, давайте сейчас чуть-чуть отдохнем. Встаньте из-за парт повторяйте за мной. (слайд 15)

Утром бабочка проснулась (зевнуть, потереть глаза)
Улыбнулась, потянулась, (потянуть руки вверх, в стороны)
Раз – росой она умылась, (потереть лицо ладонями)
Два – изящно покружилась, (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)
Три – нагнулась и присела, (нагнулись вперед, присели)
На четыре – улетела. (махи руками вверх-вниз)

— Отлично, можете вернуться на свои места.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  1. Закрепление пройденного материала.

— Ребята, предлагаю вам рассмотреть коллекции насекомых (слайд 16 и столы) и параллельно заполнить табличку, в которой необходимо заполнить признаки представителей различных отрядов насекомых. (заблаговременно учитель должен разложит на партах бланки таблицы)

Рассмотри коллекцию насекомых и заполни таблицу

(раздаточный материал)

Отряд Представители Признаки
Прямокрылые Кузнечик, саранча, медведка Грызущий, передние и задние крылья с разным жилкованием.
Равнокрылые Тля Колюще-сосущий, 2 пары прозрачных крыльев.
Клопы Лесные клопы, водомерки Колюще-сосущий, 2 пары верхние – жесткие, нижние – перепончатые
Жесткокрылые Майские жуки, божьи коровки Грызущий, жесткие передние и задние крылья.
Чешуекрылые Бабочки Сосущий, крылья чешуйчатые.
Перепончатокрылые Пчелы, осы, муравьи Грызущий или лижущий, 2 пары прозрачных крыльев
Двукрылые Мухи, комары Колюще-сосущий или лижущий, пара крыльев

 

— Какой вывод мы можем сделать по результатам данной таблицы?

(На основе этой таблицы сделаем вывод: строение конечностей и ротового аппарата указывает на способ питания и кормовую базу насекомых)

  1. Рефлексия.

— На сегодняшнем уроке мы познакомились с вами с классом Насекомые, и я хочу вас попросить, чтобы каждый по очереди продолжил фразы, которые вы видите на слайде (слайд 17):

Сегодня я узнал…

Я научился…

Меня удивило…

У меня получилось…

Было трудно…

Я понял, что…

Я попробую…

Я теперь могу….

Мне захотелось….

Было интересно…

— Отлично. Большое всем спасибо за урок. Все молодцы!  До свидания!

  1. Домашнее задание: учебник § 15, стр. 63-64 читать, знать определения (см. запись в тетради) (слайд 18)

На втором уроке более подробно рассматриваются отряд Таракановых, Прямокрылых (кузнечик, саранча, медведка и т.д.), Уховерток и Поденок. Для улучшения представления учащихся можно использовать мультимедийную презентацию со схемами, таблицами и изображениями. Если в кабинете биологии есть коллекции насекомых, то их тоже можно использовать как наглядность.

По планированию третий час посвящен изучению отрядов Стрекозы, Вши, Клопы и Жуки. Во время этого урока целесообразно провести лабораторную практическую работу, на которой учащиеся смогут самостоятельно, используя прежде полученные знания и собственный опыт, установить характерные особенности внешнего строения насекомых на примере большого мучнистого хруща. Предварительно необходимо кратко ознакомить учащихся с особенностями обитания, развития, питания, распространения. После чего можно приступить к работе. Для этого учитель раздает бланки лабораторной работы с заданиями, в которых ученики заполняют свои личные данные (имя, фамилия, класс) и, используя инструкции к выполнению заданий, проводят лабораторную работу. Для улучшения качества выполнения работы можно предложить учащимся использовать учебник, рабочую тетрадь, мультимедийную презентацию, а самое главное – это использование живого препарата в виде большого мучнистого хруща, которого можно предварительно начать разводить в рамках исследовательского проекта.

После выполнения данной работы необходимо провести рефлексию. Например, можно задать несколько контрольных вопросов по особенностям строения каждого отдела тела большого мучнистого хрущака, типов конечностей и усиков.  В результате учащиеся должны сделать вывод в бланке лабораторной работы.

Бланк лабораторной работы (раздаточный материал)

КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

 Выполнил(а) ученик(ца) 7 класса КОУ ВО «ЦЛПДО»

______________________________________________________________

(фамилия, имя учащегося)

Лабораторно-практическая работа по классу Насекомые

«Особенности внешнего строения большого мучного хрущака»

Цель: изучить особенности внешнего строения большого мучного хрущака.

Задачи:

  1. рассмотреть основные части тела насекомого;
  2. изучит особенности строения органов осязания;
  3. изучить особенности строения органов передвижения;

Оборудование: живые экземпляры большого мучного хрущака, ручная лупа, пинцет, препаровальная игла, раздаточный материал с заданиями.

Ход работы.

Задание 1. Определить систематическое положение животных, используя раздаточный материал и составить схему систематики насекомых.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Изучить внешнее строение насекомых на примере большого мучного хрущака: обратить внимание на расположение конечностей, крыльев, положение головы относительно оси тела, рассмотреть основные отделы тела: голову с ротовыми органами и органами чувств, грудь с тремя парами конечностей и крыльями, брюшко.

Используя схему «Принципиальная схема внешнего строения насекомого» подписать основные части тела.

«Принципиальная схема внешнего строения насекомого»


1 – голова, 2 – грудь, 3 – брюшко, 4 – передняя пара крыльев, 5 – задняя пара крыльев, 6 – три пары конечностей, 7 – ротовой аппарат, 8 – усики, 9 – глаза.

Задание 3. Изучить особенности строения и различные типы органов осязания большого мучного хрущака по рисунку «Типы усиков насекомых» и определить тип усиков. Для определения типа усиков использовать прилагаемые под рисунком описания.

«Типы усиков насекомых»

  • А. Нитевидные усики. Все членики цилиндрические, то есть. более или менее одинаковой ширины, лишь у основания они могут быть несколько утолщены.
  • Б. Щетинковидные усики. Членики постепенно суживаются от основания так, что усики к вершине явно заострены. Усики могут быть длинными и короткими.
  • В. Четковидные усики. Состоят из коротких и широких члеников, основания последних сужены так, что членики отделены один от других перетяжек, первые (1-2-й) членики могут быть удлиненными.
  • Г. Булавовидные усики. Несколько вершинных члеников расширены и составляют булаву.
  • Д. Пиловидные усики. Членики, составляющие усик, имеют оттянутый верхний угол и в совокупности напоминают зубья пилы.
  • Е. Гребневидные усики, каждый членик которого имеет отросток; отростки образуют гребень.
  • Ж. Перистые усики. Каждый членик усика имеет двусторонние выросты, уменьшающиеся от основания к вершине; в общей сложности усики напоминают перо птицы.
  • З. Щетинконосные усики состоят из трех коротких и широких члеников различной формы; на последнем членике сбоку или на вершине имеется щетинка, которая может быть перистой.
  • И. Пластинчато-булавовидные усики. Булава усиков состоит из пластинок, складывающихся веерообразно, то усик носит название.
  • К. Коленчатые усики. Первый членик усика значительно длиннее остальных, составляющих жгутик, и направлен под углом к ним.

Ответ: У большого мучного хрущака ______________________________ тип усиков.

Задание 4. Изучить особенности строения и различные типы органов передвижения большого мучного хрущака по рисунку «Типы конечностей» и определить типы конечностей. Для определения использовать прилагаемые описания.

  • «Типы конечностей»

    А. Ходильные конечности имеют широкую и уплощенную лапку, нижняя поверхность которой снабжена короткими волосками, подушечками и щетинками и образует подошву; часто третий членик раздвоен.
  • Б. Плавательные конечности. Голень и лапка сужены от основания к вершине и густо усажены длинными волосками и щетинками, увеличивающими гребневую поверхность ноги. Этот тип ног присущ водным насекомым; плавательными бывают задние, реже средние ноги.
  • В. Прыгательные конечности. Характерной их особенностью является утолщенное и часто удлиненное заднее бедро, голень также удлинена и большей частью снабжена шипами; на вершине ее могут располагаться подвижные образования – шпоры.
  • Г. Хватательные конечности. Удлиненные передние ноги с зазубренными бедрами и голенями; на бедре зубцы или шипы расположены на внутренней стороне двумя рядами, между которыми имеется желобок для вкладывания голени.
  • Д. Присасывательные конечности.  На ногах имеются тарелкообразные расширения, представляющие собой сложно устроенный аппарат, состоящий из множества отдельных круглых дисков.
  • Е. Собирательные конечности. Задняя пара ног с измененной голенью и лапкой; на наружной стороне голени имеется гладкое блестящее вдавление, окруженное прямостоячими волосками; это приспособление носит название корзиночки и используется для переноса собранной насекомым пыльцы; первый членик лапки сильно увеличен, расширен и несет на внутренней стороне 10-12 рядов крупных золотистых волосков, составляющих щеточку для счесывания пыльцы.
  • Ж. Бегательные конечности характеризуются удлиненными, стройными голенью и лапкой; тазик и бедро могут быть узкими или широкими.
  • З. Копательные конечности. Голень расширена и снабжена зубцами с наружной стороны, часто она изогнута; лапка недоразвита или развита слабее голени и бедра; бедро и тазик короткие и массивные. Копательные ноги обычно передние.

Ответ: У большого мучного хрущака _____________________________ тип конечностей.

Задание 5. Изучить особенности строения брюшка большого мучного хрущак, из чего оно состоит, подсчитайте количество члеников на брюшке большого мучного хрущака. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения большого мучного хрущака.

«Внешнее строение тела большого мучного хрущака»

Отделы тела Органы отделов тела
 

 

 

 

 

 

 

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На четвертом уроке учащиеся знакомятся с Равнокрылыми, Бабочками, Двукрылыми и Блохами. На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения ротового аппарата, стадий развития и превращения насекомых.

На пятом уроке идет ознакомление с Перепончатокрылыми. Учащиеся знакомятся с понятием «одомашненные насекомые» на примере пчел. Узнают об особенностях семей пчел и муравьев и о роли каждого из насекомых в этих семьях. Параллельно проводится обобщение полученных знаний по классу Насекомые.

Для того чтобы закреплять и улучшать качество знаний учащихся, полученные в процессе уроков и практического занятия, можно на каждом уроке проводить сравнение между представителями каждого отряда с большим мучным хрущаком. На примере этого сравнения учащиеся смогут не только увидеть характерные особенности в строении, поведении, питании, развитии, распространении и роли в природе и жизни человека, они получат возможность вычленить определенные особенности, присущие каждому отряду насекомых, а это позволит более четко и ясно усвоить знания, полученные на данных уроках биологии.

В основе методики лежат методы актуализации знаний учащихся (индивидуальный опрос, фронтальная беседа). На этапе изучения нового материал используется наглядный материал (иллюстрации, схемы, таблицы, коллекции, живые объекты), его содержание учащиеся должны самостоятельно озвучить. В процессе работы важно не просто рассказывать и показывать учащимся учебный материал, необходимо активизировать их на самостоятельную работу, направленную на осознанное познание.

Данная методика применялась в школе для детей с ТНР, важно отметить коррекционную направленность проведенной работы. Данная методика включает в себя использование не только здоровьесберегающих технологий (физкультминуток), но и методов, направленных на коррекцию речи обучающихся в процессе обучения, а именно применение артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик и т.д.

Страницы: 1 2 3 4