Меню Услуги

Биология большого мучного хрущака. Часть 4.

Страницы: 1 2 3 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Подводя итог данной работы можно сказать, что в процессе решения поставленных задач, нам удалось достичь цели этой работы — разработка методики изучения класса Насекомые на примере мучнистого хрущака.

В начале данной дипломной работы был проведен теоретический анализ биологии мучнистого хрущака. В результате поиска информации о мучнистом хрущаке было выяснено, то, что мучнистый хрущак, как вредитель, был известен достаточно давно. В современной науке, мучнистый хрущак является объектом различных исследований, которые возможно в будущем позволят решить множество проблем, связанных с экологией нашей планеты. Несмотря на то, что мучнистый хрущак является вредителем, решение проблем с утилизацией мусора позволит переквалифицировать его в жука – помощника. Мы рассмотрели разнообразие мучнистого хрущака, стадии развития каждого вида, особенности развития, питания, распространения, видовое разнообразие.

Следующая глава посвящена выявлению благоприятных методических условий, способствующих качественному изучению класса Насекомые на примере большого мучного хрущака в практической деятельности. В основном была рассмотрена практическая деятельность самих учащихся, которая позволила им не только изучить материалы урока по классу Насекомые, но и самостоятельно провести исследования на живом препарате.

Кроме исследовательского проекта, для улучшения качества знаний учащихся, мною были проведены уроки биологии по теме «Класс Насекомые» и лабораторная работа, на которых учащиеся на примере большого мучного хрущака познакомились с особенностями морфологии и биологии класса Насекомые.

Таким образом, применяемая методика позволила учащимся познакомиться с классом насекомых, но оказала благотворное влияние на качество речи учащихся с ТНР, так как в процессе изучения класса Насекомые велась активная работа, направленная на коррекцию речи.

Третья глава посвящена анализу средств биологического образования, а именно программ и учебников разных линеек. В результате анализа учебников биологии разных авторов можно сказать, что класс Насекомые непосредственно в основном рассматривается по стандартной схеме, раскрывающей понятие о различных насекомых, особенностях их морфологии, жизненных циклах и роли в жизни человека и природы. Весь материал в учебниках дан понятно, интересно и ярко. Каждый проанализированный учебник наполнен яркими иллюстрациями, четкими схемами и содержательными таблицами. В конце раздела «Членистоногие» приведены практические, лабораторные работы, контрольные вопросы, направленные на проверку знаний учащихся. В некоторых, предлагается отправиться на экскурсию или провести исследование. Авторы учебников предлагают познакомиться с миром насекомых на примере самых известных представителей класса: бабочка, майский жук, муравей, пчела, оса.

В конечном итоге можно сказать, что вся проведенная работа позволила достичь поставленной цели, методика изучения класса Насекомые на примере мучнистого хрущака разработана и успешно введена в образовательный процесс, о чем свидетельствует акт внедрения методической разработки (приложении 3).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  • 1 Закон Воронежской области «Об образовании» № 3-03 от 14 февраля 2005 года.
  • 2 Примерная государственная программа по биологии для общеобразовательных школ.
  • 3 Программа основного общего образования Биология. 5 – 9 классы Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.
  • 4 Программа основного общего образования Биология. 5 – 9 классы Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.
  • 5 Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760).
  • 6 Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года).
  • 7 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  • 8 Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089).

Учебники, журналы и научная литература

  • 9 Барышева, Ю.А. Из опыта организации экологической работы / Ю.А. Барышева // Начальная школа. – 2008. №6. с. 92 – 94.
  • 10 Болдырев, В.Ф., Бухгейм, А.Н., Попов, П.В. и др. Основы защиты сельско-хозяйственных растений от вредителей и болезней. В.Ф. Болдырев, А.Н. Бухгейм, П.В. Попов 2 часть. – Москва: Сельхозгиз. – 1936. – 736 с.
  • 11 Волкова, С.Н. Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва.: ВЛАДОС. – 2008. – 680 с.
  • 12 Ганиев, М.М., Недорезков, В.Д., Шарипов, Х.Г. Вредители и болезни зерна и зернопродуктов при хранении / М.М. Ганиев, В.Д. Недорезков, Х.Г. Шарипов. – Москва.: КолосС. – 2009. – 208 с.
  • 13 Горлова, Н.А. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? / Н.А. Горлова // Коррекционно-развивающее образование. – 2009. № 1. – с. 53 — 60.
  • 14 Данкверт, С.А., Вредные организмы, имеющие карантинное фитосанитарное значение для Российской Федерации / С.А. Данкверт [и др.]. – Воронеж.: Научная книга. – 2009. – 449 с.
  • 15 Деревянкина, Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития / Н.А. Деревянкина. – Ярославль.: ЯГПУ. – 2010. – 261 с.
  • 16 Еременко, В.М. Руководство по борьбе с вредителями хлебных запасов / В.М. Еременко [и др.]. – Москва.: Колос. – 1967. – 336 с.
  • 17 Закладной, Г.А., Путеводитель по вредителям хлебных запасов и простор как средство борьбы с ними / Г.А. Закладной [и др.]. – Москва.: МГОУ. – 2003. – 108 с.
  • 18 Кабушко, А.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие / под ред. А. Ю. Кабушко. – Ставрополь.: СГП. – 2011. с. 19 − 20.
  • 19 Калинова, Г.С. Учебники и учебно-методические пособия по биологии / Г.С. Калинова // Первое сентября серия «Биология». – 2007. №09 (832). – с. 12 – 17.
  • 20 Климцова, Т.А. Экология в начальной школе. Из опыта. / Т.А. Климцова // Начальная школа. – 2000. №6. – 75 с.
  • 21 Клюге, Н.Ю. Современная систематика Насекомых / Н.Ю. Клюге. – Санкт-Петербург.: Лань. – 2000. – 336 с.
  • 22 Колов, С.В., Казенас, В.Л. Жуки-нарывники (тип Членистоногие, класс Насекомые). Серия «Животные Казахстана в фотографиях» / С.В. Колов, В.Л. Казенас. – Алматы. – 2013. – 110 с.
  • 23 Латюшин, В.В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии / В.В. Латюшин // Биология в школе. – 2009. № 3. с. 17 – 21.
  • 24 Лауткина, С.В. Логопсихология. Учебно-метод. пособие / С. В. Лауткина. – Витебск.: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 175 с.
  • 25 Левкина, Е.В. Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Е.В. Левкина. – Бузулук.: БГТИ (филиал) ОГУ. – 2013. – 154 с.
  • 26 Леонтьев, А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». / А.Н. Леонтьев. Екатеринбург.: УГПУ. – 2007. – 287 с.
  • 27 Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. – Смоленск.: СНПИ. – 2010. – 464 с.
  • 28 Маслов, М.И., Магомедов, У.Ш., Мордкович, Я.Б. Основы карантинного обеззараживания: монография / М.И. Маслов, У.Ш. Магомедов, Я.Б. Мордкович. – Воронеж.: Научная книга. – 2007. – 196 с.
  • 29 Мордкович, Я.Б., Соколов, Е.А. Справочник – определитель карантинных и других опасных вредителей сырья, продуктов запаса и посевного материала / под ред. Поповича В.В. – Москва.: Колос. – 2009. – 384 с.
  • 30 Мустаева, Е.Р. Индивидуализация обучения детей с особыми потребностями как педагогическая проблема / Е.Р. Мустаева // Москва.: Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2008. № 1. с. 79 – 81.
  • 31 Павлов, С.И. Морфологические детерминанты формирования адаптивного поведения жуков / С.И. Павлов. – Самара.: ПГСГА. – 2010. – 69 с.
  • 32 Рыльников, В.А. Управление численностью проблемных биологических видов: Учебное пособие / под ред. В.А. Рыльникова. – в 3 томах. т. 2. Дезинсекция / ред. А.А. Жаров. — Москва.: Институт пест-менеджмента. – 2012. – 169 с.
  • 33 Снитко, М.Л., Коготько Л.Г. Карантин растений / М.Л. Снитко, Л.Г. Коготько. – в 2 частях. ч. 2 Карантинные вредители: учебно-методическое пособие. – Горки.: БГСХА. – 2012. – 77 с.
  • 34 Соколов, Е.А. Вредители запасов, их карантинное значение и меры борьбы / Е.А. Соколов. – Оренбург.: Печатный дом «Димур». – 2014. – 104 с.
  • 35 Третьяков, Н.Н., Митюшев, И.М. Карантинные вредители: идентификация, биология, фитосанитарные меры борьбы / Н.Н. Третьяков, И.М. Митюшев. – Москва.: РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева. – 2010. – 93 с.
  • 36 Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова [и др.]. – Санкт-Петербург.: Питер. – 2015. – 463 с.
  • 37 Фейденгольд, В.Б. Меры борьбы с потерями зерна при заготовках, послеуборочной обработке и хранении на элеваторах и хлебоприемных предприятиях / В.Б. Фейденгольд. – Москва.: ДеЛипринт. – 2007. – 320 с.
  • 38 Фейденгольд, В.Б., Меры борьбы с потерями зерна при заготовках, послеуборочной обработке и хранении на элеваторах и хлебоприемных предприятиях / В.Б. Фейденгольд [и др.]. – Москва.: ДеЛи принт. – 2007. – 320 с.
  • 39 Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи: уч. Издание / Г.В. Чиркина. – Москва.: Просвещение. – 2008. – 248 с.
  • 40 Шаховская, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., – Москва.: ВЛАДОС. – 2013. – 364 с.
  • 41 Шорохов, П.И., Шорохов, С.И. Амбарные вредители и меры борьбы с ними \ П.И Шорохов, С.И. Шорохов. – Москва.: Государственное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». – 1936. – 382 с.

Интернет источники

  • 42 Информационный портал ЭКД «Китайские ученые открыли способ быстрой переработки пенопласта с помощью червей» — режим доступа: http://ekd.me/2015/11/plastics-worms/ свободный. (Дата обращения: 6.04.2016 г.)
  • 43 Исторический обзор на LISTVERSE.com «10 Groundbreaking Women Scientists Written Off By History» — режим доступа: http://listverse.com/2013/10/14/10-groundbreaking-women-scientists-written-off-by-history/ свободный. (Дата обращения: 6.04.2016 г.)
  • 44 Научная статья «Мучной хрущак умеет считать» / ред. Мария Голова/Infox.ru — режим доступа: http://www.infox.ru/science/animal/2009/01/14/Skarabyei_umyeyut_sc.phtml свободный. (Дата обращения: 6.04.2016 г.)
  • 45 Сайт – Жуки и (Coleoptera) колеоптерологи / ред. Лобанов А.Л. – режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/intro.htm свободный. (Дата обращения: 26.03.2016 г.)
  • 46 Сайт Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области «Чернотелки – вредители продовольственных запасов Чувашской Республики» — режим доступа: http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=145&id=1215385 свободный. (Дата обращения: 26.03.2016 г.)
  • 47 Статья на VektorNews «Ученые открыли уникальный способ борьбы с пластиковым мусором» — режим доступа: http://vnews.agency/news/technology/18365-uchenye-otkryli-unikalnyy-sposob-borby-s-plastikovym-musorom.html свободный. (Дата обращения: 30.03.2016 г.)
  • 48 Электронный ресурс – Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России – режим доступа: http://spisok-literaturi.ru/books/opredelitel-nasekomyih-kratkiy-opredelitel-naibolee-rasprostranennyih-nasekomyih-evropeyskoy-chasti-rossii_3794930.html свободный. (Дата обращения: 9.04.2016 г.)
  • 49 Электронный ресурс — Пестициды.ru «Вредитель» — режим доступа: http://www.pesticidy.ru/pest/tribolium_castaneum свободный. (Дата обращения: 13.04.2016 г.)
  • 50 Электронный ресурс – Террафорум.net «Мучной хрущак (Tenebrio molitor) — описание, обитание, разведение.» — режим доступа: http://www.terraforum.net/showthread.php?2581-Мучной-хрущак-%28Tenebrio-molitor%29-описание-обитание-разведение свободный. (Дата обращения: 6.05.2016 г.)
  • 51 Электронный ресурс — Экология справочник «Хрущак малый» — режим доступа: http://ru-ecology.info/term/76210/ свободный. (Дата обращения: 26.03.2016 г.)
  • 52 Электронный ресурс – ЭСБЕ / ред. Иван Ивлев – режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Мучной_червь свободный. (Дата обращения: 26.03.2016 г.)

Приложение

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Приложение 3

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КОУ ВО «ЦЛПДО»

Аверченко Л.В. _____________

«_____» __________201__ года

АКТ

о внедрении результатов выпускной квалификационной работы бакалавра естественно-географического факультета, по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология» Воронежского государственного педагогического университета

Настоящий акт составлен об использовании в образовательном процессе разработки, выполненной по теме «Методика преподавания в школьном курсе биологии раздела «Класс Насекомые» на примере большого мучного хрущака». В рамках данной методики разработаны и проведены лабораторная работа «Особенности внешнего строения большого мучного хрущака», комбинированный урок «Класс Насекомые. Общая характеристика и значение представителей этого класса» и исследовательская работа с учащимися 7 класса КОУ ВО «ЦЛПДО».

В процессе работы, учащиеся на примере большого мучного хрущака познакомились с внешним строением насекомых (жесткокрылых), рассмотрели особенности поведения и проследили стации развития насекомых с полным превращением. Это позволило им не только качественно освоить материал, но и дало возможность применять полученные знания на практике. В кроме того у ребят повысился интерес к биологии, а за счет того, что в данной работе требовалось многократное повторение сложных терминов, улучшилось звуко- и слогопроизношение, повысилось качество правописания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Заместитель директора по УВР.

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей ВКР – «БИОЛОГИЯ БОЛЬШОГО МУЧНОГО ХРУЩАКА И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ».

Необходимо обратить внимание на изучение жесткокрылых в школьном курсе биологии, как на крайне необходимый элемент биологического воспитания, т.к. знания, получаемые на уроках биологии, составляют основу для осознания проблем экологии и поиска их решения.

Перед выполнением данной работы, были поставлены определенные цель и задачи.

Цель: разработать методику изучения класса Насекомые на примере большого мучного хрущака.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ биологии мучнистого хрущака.
  2. Выявить методические условия, способствующие изучению класса Насекомые на примере большого мучного хрущака в практической деятельности.
  3. Исследовать результаты использования применяемой методики в процессе обучения детей с ТНР и доказать её эффективность.

В школе на уроках биологии класс Насекомые изучается на примере различных хорошо всем известных насекомых: пчелы, бабочки, муравьи, майские жуки. Но, к сожалению, не всегда у учителя биологии есть возможность показать учащимся живые примеры на уроке.

Мы предлагаем изучать особенности строения, питания, развития на примере большого мучного хрущака. Выращивать его очень просто, только необходимо соблюдать простые условия содержания.

  1. Емкость – инсектарий (пластиковый или стеклянный короб, который накрывается крышкой с отверстиями)
  2. Субстрат (подстилка, она же корм – различные крупы, мука, хлеб, опилки. Можно добавлять кусочки яблок, моркови, капусты для поддержания влажности).
  3. Укрытие (в нем личинки смогут окуклиться и превратиться в имаго)
  4. Температура (должна быть комфортной +20 — +25оС)
  5. Влажность.

В РАМКАХ ПРОЕКТА НАМИ были поставлены СЛЕДУЮЩИЕ задачи:

  1. Формирование познавательного интереса в процессе практической деятельности.
  2. Развитие коммуникативных способностей учащихся с помощью общения между одноклассниками и учителем за рамками урока.
  3. Воспитание бережного отношения к живым существам.
  4. Привитие трудовых, эстетических, нравственных навыков.
  5. Развитие разговорной речи с использованием научной терминологии и здоровьесберегающих технологий в рамках коррекционной работы с детьми с ТНР.

Наша работа проходила поэтапно. Можно выделить три основных этапа:

  1. Подготовительный (поиск информации, подготовка к практической части наблюдения).
  2. Организационно-практический (наблюдение с фиксированием данных в дневнике наблюдений, проведение уроков по классу Насекомые и лабораторной практической работы).
  3. Аналитический (подведение итогов, выводы).

Вывод: в результате проведения исследовательской работы, учащиеся на примере большого мучного хрущака познакомились с внешним строением насекомых (жесткокрылых), рассмотрели особенности поведения и проследили стации развития насекомых с полным превращением. Это позволило им не только качественно освоить материал, но и дало возможность применять полученные знания на практике. В кроме того у ребят повысился интерес к биологии, а за счет того, что в данной работе требовалось многократное повторение сложных терминов, улучшилось звуко- и слогопроизношение, повысилось качество правописания.

В данное время в современной школе достаточно остро стоит вопрос о коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ.  Наблюдается тенденция к росту детей, страдающих различными заболеваниями и отклонениям в развитии, поведении, речи. Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос обучения биологии детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Для преодоления нарушений речи, развития эмоционально-волевой, познавательной сфер необходимо своевременно и адекватно применять комплексы психолого-педагогических и медицинских воздействий на учащихся в образовательном и воспитательном процессах.

В результате анализа учебников биологии разных авторов можно сказать, что класс Насекомые непосредственно в основном рассматривается по стандартной схеме, раскрывающей понятие о различных насекомых, особенностях их морфологии, жизненных циклах и роли в жизни человека и природы. Весь материал в учебниках дан понятно, интересно и ярко. Каждый проанализированный учебник наполнен яркими иллюстрациями, четкими схемами и содержательными таблицами. В конце раздела «Членистоногие» приведены практические, лабораторные работы, контрольные вопросы, направленные на проверку знаний учащихся. В некоторых, предлагается отправиться на экскурсию или провести исследование. Авторы учебников предлагают познакомиться с миром насекомых на примере самых известных представителей класса: бабочка, майский жук, муравей, пчела, оса.

В конечном итоге можно сказать, что вся проведенная работа позволила достичь поставленной цели, методика изучения класса Насекомые на примере мучнистого хрущака разработана и успешно введена в образовательный процесс, о чем свидетельствует акт внедрения методической разработки

Таким образом, Цель работы достигнута.

Спасибо за внимание! Доклад окончен.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4