Меню Услуги

Художественное своеобразие басни как литературного жанра и особенности её изучения в средней школе. Часть 3.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.1. Материалы для слова учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 (13) февраля 1769 г. в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, поручик Оренбургского драгунского полка, не был дворянином и именовался в документах «из обер-офицерских детей». Во время Пугачевского восстания 1771 г. А.П. Крылов был направлен на Урал и принимал участие в защите Яицкого городка. Семья находилась в Оренбурге во время осады города Пугачевым. И.А. Крылову было тогда четыре года. Впоследствии А.С. Пушкин в своей «Истории Пугачева» записал ряд подробностей осады Оренбурга, сообщенные ему Крыловым. Есть предположение, что образ капитана Миронова из «Капитанской дочки» включал в себя черты А.П. Крылова [20. с. 299].

После выхода отца в отставку в 1775 г. семья переехала в Тверь. И.А. Крылов учился дома, под надзором матери, которая была «простая женщина, без всякого образования, но умная от природы» [28. с. 2–3]. В 1778 г. отец умер, и семья осталась без средств. Иван Андреевич начал работать в магистрате, где ранее служил его отец. По воспоминаниям современников, Крылов увлекался чтением. «День и ночь занимался он чтением и часто даже пренебрегал для того службою» [24]. Служба рано познакомила Крылова с жизнью, нравами чиновников, судов, простого народа. Сознание собственных незаурядных способностей и унижающее сознание бедности в немалой степени формировали характер юного Крылова.

Хотя Крылов не получил систематического образования, благодаря чтению, он обладал весьма обширными знаниями. Ранние сочинения показывают его близкое знакомство с русской и западноевропейской литературой, историей, философией, музыкой и живописью, математикой. Он читал на нескольких языках. Вся эта эрудиция обнаруживает себя в ранних статьях и пьесах писателя.

Зимой 1782 г. Крылов вместе с матерью и братом отправляется в Петербург, где находит новое место службы. В столицу его влекли литературные планы, мечты о писательской карьере. Мать умерла в 1788 г., и Крылов взял на себя заботы о младшем брате, который до старости уважал его и называл «милым тятенькой» [24].

Крылов попадает в «Северную Пальмиру» в конце правления Екатерины Второй. Петербург 1780-х гг. жил интенсивной культурной жизнью, здесь находился первый русский театр, Российская академия, жили известные писатели. Далее следовали хлопоты начинающего писателя по опубликованию комической оперы «Кофейница» (1784). Издатель Брейткопф предложил ему за либретто 60 рублей. Это были первые деньги, заработанные литературным трудом, но Крылов, страстный читатель «просил заплатить ему не деньгами, а книгами, и получил Расина, Мольера и Буало» [28. с. 5].

В Петербурге юный Крылов переживает горячее увлечение театром, сближается с миром артистов и литераторов, пишет исторические трагедии («Филомела», «Клеопатра»). Трагедии не были успешны, и автор переходит на комедии и либретто комических опер («Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.). Он становится профессионалом-драматургом, получает заказы от П.А. Соймонова (заведующего театрами).

Характер молодого Крылова – резкий и горячий. Пьесы его, несмотря на оригинальность и талантливость, не ставятся. Возникает конфликт между Крыловым и Соймоновым и другими «театральными заправилами» Петербурга. В мемуарах упоминается о том, что прямым поводом конфликта стало то, что Крылов написал комедию «Проказники», в которой описал жизнь знаменитого драматурга Я.Б. Княжнина, изображая его литературным «вором» (Рифмокрадом) и представляя в неприглядном виде его семейную жизнь.

Сразу же после ссоры с верхами театрального мира Крылов бросает службу и становится профессиональным писателем. «Во время юности Крылова бросить службу и жить литературными трудами, весьма скудно вознаграждавшимися, завести типографию и быть вместе и автором, и почти наборщиком своих сочинений – это означало не прихоть, а признак высшего призвания», – отмечал В.Г. Белинский [7. с. 588].

С 1787 г. Крылов систематически пишет в журнал И.Г. Рахманинова «Утренние часы». Здесь же в 1788 г. анонимно печатаются и первые крыловские басни. На средства Рахманинова, дворянского вольнодумца XVIII в., Крылов печатает, в сотрудничестве с А.И. Клушиным, сатирический журнал «Почта духов». Журнал признавался «самым колким из всех, какие когда-либо осмеливались публиковать в России» [24].

Из свидетельств мемуаристов вырисовывается поразительно широкий диапазон дружеских знакомств и связей Крылова. Молодой литератор дружил с Г.Р. Державиным и его первой женой, с семьей Татищева, кругом гвардейских офицеров и с представителями высшего света. А.И. Герцен писал о том, что его отец уважал только двух писателей – Державина и Крылова [12]. Есть предположение, что одной из влиятельных заступниц Крылова стала президент Академии наук и литературной Российской академии княгиня Е.Р. Дашкова. Она опубликовала в «Российском феатре» (наиболее авторитетном литературно-театральном журнале тех лет) все пьесы Крылова (кроме трагедии «Клеопатра»). Но в 1793 г. Дашкова впала в немилость двора и вышла в отставку.

В 1791 г. Крылов с товарищами (пайщиками) основывает собственную типографскую компанию. В 1792 г. приступает к изданию журнала «Зритель», в 1793 г. издает журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». Оба журнала были закрыты цензурой. Крылову было запрещено заниматься литературой; он уехал в провинцию. «Правда, его не сослали, не посадили в крепость. Но на то были особые причины. Прежде всего – вскоре после суда над Новиковым императрица, вероятно, не хотела нового громкого процесса. Во-вторых, – и это еще важнее – Крылов не призывал к бунту, как Радищев, он не состоял в связи с тайным масонским орденом, как Новиков. Он всего лишь язвил, издевался над порядками в стране и над самой верховной властью. Преступление его было явным, но судить за него оказалось крайне затруднительно. Ведь открыто принять его сатирические фантазии на свой счет значило удостоверить их сходство с действительностью [24].

С середины 1790-х гг. происходит резкий поворот в образе жизни писателя: на волне успеха и известности, он отдаляется об общественной и литературной жизни, почти не пишет. С 1795 по 1801 гг. Крылов «исчезает» из литературы. Живет в доме князя С.Ф. Голицына в качестве секретаря и домашнего учителя детей. Некоторые время живет в имении Татищевых, имении отставного военного И.И. Бенкендорфа в селе Виноградово под Москвой. Дом Бенкендорфов был известен в старой Москве. Среди лиц, бывавших в этом доме – крупнейшие писатели конца XVIII в. – Карамзин, Херасков, Дмитриев [28. с.66]. В 1800 г. на любительском спектакле в имении Голицына была сыграна комедия Крылова «Подщипа» («Триумф») – «шуто-трагедия», сатира на порядки при Павле I и на самодержавные порядки вообще.

В 1801 – 1803 гг. служил секретарем у князя С.Ф. Голицына в Риге. По позднейшим рассказам Крылова, это было время разгульной жизни, карточной игры и, в свободные часы, чтения.

В 1803 г. Крылов был в Москве. В начале 1804 г. была поставлена его комедия «Пирог». В этот же период Крылов читает французского баснописца Жана де Лафонтена, переводит его басни («Дуб и Трость» и др.). Среди его московских литературных знакомств следует отметить знакомство с И.И. Дмитриевым (1760 – 1837) – русским поэтом и известным баснописцем. Басни Крылова первым напечатал журнал «Московский зритель» в 1806 г.

Примерно в конце 1805 г. Крылов возвратился в Петербург. На столичной сцене с успехом прошли его новые пьесы («Модная лавка», «Урок дочкам»), а также волшебно-комическая опера «Илья Богатырь» (музыка Кавоса). В 1809 г. вышел в свет его первый сборник «Басни Ивана Крылова».

В 1812 г. по ходатайству А.Н. Оленина был определен в императорскую Публичную библиотеку. Помимо Крылова, там работали известные литераторы и ученые-библиографы: Н. Гнедич, А. Дельвиг, М. Загоскин, А. Востоков и др. Так в библиотеке образовалась особая, литературная атмосфера. Известно, что много лет Крылов работал над составлением капитального каталога «Библиографические алфавитные указатели, составленные Иваном Андреевичем Крыловым, библиотекарем имп. Публичной библиотеки», где содержался рекомендательный перечень из более чем трех тысяч наиболее качественных книг по физике, химии, литературе [40].

Поэт оказывается на самом виду в петербургской литературной жизни. Но это было время не прежнего, а «нового Крылова», героя многих легенд. Это противоречит скудости воспоминаний о молодом Крылове, что видимо, вызвано тем, что его удивительно дерзкое поведение, «история его бурной юности была не вполне удобна для изложения в печати даже и в середине XIX века» [24].

После богатой событиями молодости жизнь Крылова, начиная с возвращения в 1806 г. в Петербург, входит в мирное и тихое русло. Здесь мало внешних событий, на протяжении более чем 30 лет сохраняется установленный размеренный образ жизни. Практически нет писем, писатель не оставил собствнных воспоминаний, освещающих его жизнь. Недаром даже для своих современников Крылов оставался «загадкой» [40].

Крылов стал одним из участников литературных собраний, происходивших в доме А.С. Шишкова с 1807 г. Эти собрания вскоре приняли характер постоянного литературного общества, объединявшего в основном сторонников классицистского направления, отрицательно относившихся к западническим увлечениям «карамзинистов». В 1811 г. литературное объединение стало называться «Беседы любителей русского слова». В последние годы существования (1813 – 1816) «Беседы» стали мишенью для критики нового поколения писателей из объединения «Арзамас» (входили Жуковский, Батюшков и др.). В споре «беседчиков» и «арзамасцев» Крылов занимал особую позицию. Как писал современник, «свет литературный делился тогда на две, резко обозначенные партии – Шишкова и Карамзина… Державин, Крылов, Гнедич держались середины» [40. с. 65]. С. А. Пушкиным и В. Жуковским Крылов часто встречался на «субботах» Жуковского.

Первая попытка вступления Крылова в Российскую академию в 1809 г. была неудачной – его кандидатуру отклонили. Но в 1811 г. академики не решились вторично провалить известного баснописца.

В последний период жизни и творчества И.А. Крылов получает известность не только как знаменитый писатель, но и как знаменитый чудак, человек со странностями. Многие события жизни писателя приобретают юмористический оттенок и неоднократно упоминаются в прессе, мемуарах, анекдотах. С одной стороны, это говорит о необычном стиле жизни (привычках, суждениях, словечках) Крылова, и, с другой стороны, что писатель сам инициировал такой образ: говоря современным языком, осознанно создавал такой имидж, был сам себе «имиджмейкером».

Баснописец, мастер комических ситуаций, Крылов в глазах современников сливается со своим образом, сам становится как бы литературным персонажем. В конце жизни его называли не иначе, как «дедушка Крылов».

Между идеальными стремлениями Крылова-поэта и странным образом жизни Крылова-чудака было явное противоречие. Жестокий скептицизм, ирония, стали стилем жизни и стилем творчества Крылова. Современники Крылова изображают его очень умным, но «холодным» (равнодушным к окружающим, расчетливым) человеком, любившим «подтрунить над собою». «В действительности все это было оборотной стороной его всегдашнего требования не терять «уважения к самому себе». … До старости сохранив свой юношеский максимализм, он этой «холодностью», этим презрительным «равнодушием» отрицал враждебный ему жизненный порядок столь решительно, как это осмеливались делать лишь немногие», – считают литературоведы М.А. Гордин и А.М. Гордин [24. с.43].

Сами же воспоминания о Крылове разрушают искусственный образ. Так, легенда о его лености и сонливости соседствует с рассказами о том, каким деятельным и живым человеком он был. Крылов писал басни (по две – три в месяц), упорно работал над своими стихами, много читал, знал несколько языков, в возрасте 50 лет выучил древнегреческий язык и читал в подлиннике Гомера и Платона, затем стал учить английский язык.

Был здоровым, с прекрасным аппетитом, человеком. Но эту свою способность съесть много он тоже явно выставлял напоказ, много говорил о еде и своем «обжорстве».

При любви к покою был подвижен и даже непоседлив. Распорядок жизни писателя, как описывается в мемуарах, в зрелые годы был следующий: утро проводил в должности или дома за чтением, в разговорах с приятелями. Обедать отправлялся в Английский клуб, оттуда ехал в гости, театр, возвращался домой к ночи [28].

Известно, что 14 декабря 1825 г. Крылов пришел на Сенатскую площадь, понимая смысл декабрьского восстания. «Крылов попал на площадь в разгар событий. В это время восставшие отбивали атаки правительственных войск, гремели залпы, в любую минуту мог разразиться жестокий бой. Как рассказывает Оленина, Крылову кричали из рядов: «Иван Андреевич, уходите, пожалуйста, скорей!» Но Крылов пробрался к самому каре, он смотрел на Кюхельбекера в военной шинели. Как ни мало мог он верить в успех восставших и, главное, в разумность их дела, но все же у него, радикала 1790-х годов, с тем порядком, который хотели свергнуть декабристы, были свои, старые счеты» [28, с. 71].

Популярность Крылова росла из года в год, само превосходное чтение новых басен автором становилось литературным событием. «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверное: часто не находилось места в зале; гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни слова» [40, с. 101]. Выражения из крыловских басен быстро становились пословицами. Крылов стремился, чтобы басни выполняли воспитательную задачу: «Нравоучительные правила должны состоять не в пышных и высокопарных выражениях, а чтоб в коротких словах изъяснена была самая истина» [23].

Басни Крылова выходили в свет регулярно. Всего поэтом сочинено более 200 басен.  По сведениям М. Лобанова, прижизненные издания басен следовали: в 1809 г. (22 басни), 1811 г., 1815 г. (в трех частях), 1816 г. (в пяти частях), 1819 г., 1825 г. и др. Последнее издание – 1843 г. (в девяти частях).

По тематике басни Крылова можно разделить на несколько тематических групп:

  1. Басни на общественные и политические темы («Слон на воеводстве», «Кот и повар», «Конь и Всадник», «Лягушки, просящие Царя», «Волк и Ягненок», «Рыбья пляска», «Листы и Корни» и др.); басни, затрагивающие проблему просвещения («Сочинитель и Разбойник», «Огородник и Философ», «Ларчик», «Обезьяны», «Вельможа и Философ», «Петух и жемчужное зерно», «Свинья под Дубом» и др.).
  2. Басни на исторические темы – отклик в иносказательной форме на значимые события в жизни России («Квартет», «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот», «Собачья дружба»).
  3. Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух» и др.).
  4. Бытовые басни с обобщением типичных жизненных ситуаций («Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Крестьянин и Топор», «Кукушка и Горлинка», «Мельник» и др.) [1,с. 13–21].

Достигнув широкой известности, Крылов сохранил скромный образ жизни. «Жил он по соседству со службой, в здании Библиотеки, в небольшой квартирке. Обычно Крылов сидел дома в халате, перед столиком на диване, в угловой комнате, откуда хорошо был виден Гостиный двор. Он редко куда выходил из дома, помимо службы в Библиотеке, лишь обедал в Английском клубе да по вечерам посещал семейство Олениных, у которых часто гостил летом на их даче в Приютино. На этой даче собирались не только семейство Олениных, но постоянно гостили сотрудники Библиотеки и петербургские литераторы» [40, с.111].

Любопытен портрет Крылова, данный со слов лиц, близко его знавших. Так, Лемонте пишет так: «Господин Крылов имеет от роду около 56 лет, высок ростом, полон лицом и телом; походка его небрежна; простое и открытое его обращение внушает к нему доверие. Ни от кого не завися и не будучи женат, он не избегает ни игры, ни удовольствий. В обществе он больше замечает, нежели говорит; но когда его взманят, то разговор его бывает весьма занимателен… Под тучною его наружностью кроется ум тонкий и быстрый, вкус разборчивый, сердце человеколюбивое и доброхотное, и все качества превосходного друга» [26, с. 277].

Поэтом-философом, счастливым мудрецом изобразил Крылова поэт Батюшков, понимавший, что за внешностью чудака и ленивца скрывалось наблюдательное и мудрое отношение к жизни, глубокое ее восприятие:

«Поэт, лентяй, счастливец

И тонкий философ.

Мечтает там Крылов

Под тению березы

О басенных зверях

И рвет парнасски розы

В приютинских лесах» [6, с. 235–236].

В 1823 г. у Крылова было два удара паралича, и состояние его здоровья вызвало беспокойство в обществе. Тяжело больному баснописцу была предоставлена возможность отдыха в Павловске – одной из резиденций царской семьи.

В феврале 1838 г. состоялось торжественное чествование Крылова в ознаменование 70-летия со дня рождения и 50-летия его литературной деятельности. Чествование носило широкий общественный характер.

Облик уже престарелого Крылова запечатлел В. Белинский: «Человек живой по натуре, умный, хорошо умевший понять и оценить всякие отношения, всякое положение, знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам ни подо что не подделывался. …Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собой древнего мудреца» [7]. Таким изображен престарелый Крылов на известном портрете К. Брюллова (Приложение).

По выходе в отставку в 1841 (ему было 72 года) Крылов поселился в тихой квартире на Васильевском острове. По свидетельству П. Плетнева, он проводил там свое время, «обучая детей грамоте и прослушивая их уроки музыки. Он усыновил семейство крестницы своей, которое и поместил на квартире с собой. Ему весело было, когда около него играли дети, с которыми дома обедал он и чай пил» [40, с. 128].

9 ноября 1844 г. Крылов скончался от паралича легких в возрасте 75 лет. Похоронили баснописца в Александро-Невской лавре, рядом с его друзьями Гнедичем и Карамзиным. В 1855 г. по всенародной подписке ему был поставлен памятник в Летнем саду (Приложение).

Крылов прожил большую и долгую жизнь. Современник Фонвизина, Радищева, Державина, он пережил поколение декабристов и Пушкина и на закате своей жизни встретился с деятелями 1840-х гг. – Белинским, Тургеневым. Он как бы «прописан» в двух литературных эпохах.

Писатель, мифологизированный в середине XIX в., был человеком сложным и загадочным. Существуют как бы два Крылова. Один – непоседливый авантюрист, сатирик, журналист, автор комедий. Другой – баснописец, ленивец и сибарит, автор около 200 басен. Почти 30 лет Крылов посвящает исключительно жанру басни, и именно этим определяет свое место в истории русского общественного сознания и русской литературы.

3.2. План-конспект урока по литературе в 5-м классе

Тема: И.Крылов – выдающийся русский поэт поэт-баснописец. Басня И. Крылова «Волк и Ягненок».

Цель: заинтересовать учащихся фактами биографии баснописца И.Крылова; работать над выразительным чтением басен; развивать навыки анализа литературного произведения, сопоставлять басни Эзопа и Крылова; воспитывать у учащихся стремление к высоким моральным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, сборник басен, иллюстрации к басням, презентация.
Эпиграф к уроку:

…Поэтические уроки мудрости…
В. Жуковский

Ход урока

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

І. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальная беседа.

– Что такое басня?
– Каких баснописцев вы знаете?
– Что такое аллегория?
– Что такое эзопов язык?

II. Открытие (выведение) темы урока.

III. Мотивация учебной деятельности.

Чтение и запись эпиграфа, работа с ним.

IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя. (Слайды)

Знакомство с биографией И.Крылова. (1769-1744 г.)
1855. памятник скульптора Клода в Летнем саду;

2. Чтение басни «Волк и Ягненок»

– Понравилась ли вам басня? Что вас в ней поразило?
– Назовите действующих лиц басни.

4. Чтение басни в лицах.

5. Беседа

– Из каких частей состоит басня? Как они называются?
– В чем особенность расположения морали в данной басне в сравнении с баснями Эзопа?
– Какие эпитеты использует поэт для характеристики Волка и Ягненка? Кто дает эти характеристики? Как герои обращаются друг к другу?
– Какие обвинения в адрес Ягненка выдвигает Волк?
– Докажите, что эти обвинения безосновательны.

6. Составление схемы

— Какие черты характера олицетворяют образы Волка и Ягненка?

Волк / Ягненок ( – /+ )

коварство доброта
грубость воспитанность
хитрость разумность
лживость логичность
наглость беззащитность
злость

– Кто из героев является носителем положительных качеств, а кто – отрицательных?
– Справедливым ли является окончание истории? К какому выводу подводит читателей баснописец? Или это единичный случай? Актуальна ли басня сегодня?

7. Сравнение басни Эзопа и Крылова

– Крылов часто заимствовал сюжеты басен у Эзопа или Лафонтена, но менял их, создавая новые произведения;
– Чем похожи и чем отличаются сюжеты басен Эзопа и Крылова?
– Что нового внес в басню русский поэт?

8. Инсценировка басни «Ворона и Лисица» подготовленными ученика-ми.

— Кто из героев басни был неискренен?

9. Чтение басни учащимися про себя.

10. Анализ басни. Словарная работа.

– Прочитайте мораль басни. Что означают слова «лесть», «льстивый»? Чем отличаются слова «лесть» и «комплимент»?

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Обратимся к толковому словарю.

«Лесть» — угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с це-лью добиться его благосклонности;
«Льстивый» — тот, что хвалит кого-то с корыстной целью;
«Комплимент» — приятный отзыв, любезная похвала.

Вывод: Лесть и комплимент – разные понятия, со знаком + и -; ком-плименты говорят с целью доставить удовольствие человеку, а лесть применяют для использования человека в корыстных целях.

– Чем опасна лесть?
– Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
– Какие человеческие пороки высмеиваются автором в образах Лисы и Вороны?
– Какие фразы из этой басни стали крылатыми?
(«Спой, светик, не стыдись!», «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок»)

V. Рефлексия. Оценивание.

– Что вы знаете о баснописце И. Крылове?
– Против каких человеческих пороков и общественных недостатков направлена басня «Волк и Ягненок»?
– Что осуждает басня «Ворона и Лисица»?

VI. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к басням (по желанию), выразительно читать басни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретический анализ подходов различных ученых показал, что понятием басня в современном литературоведении называется короткое, преимущественно стихотворное, аллегорическое повествование, в котором заложено дидактическое содержание; басня – одна из разновидностей лиро-эпического жанра. Состоит из повествовательной части и вывода-поучения.

В развитии жанра басни выделяют два направления – Эзоповы басни-притчи и басни эпохи классицизма (Ж. Лафонтен). Следовательно, интерес к басне неслучаен. Он объясняется двойственностью ее природы, которая содержит в себе два начала: морально-психологическое (морализаторское) и собственно литературное (поэтическое). В поступках персонажей басни – зверей, птиц, растений – усматриваются и высмеиваются человеческие пороки. Мораль, заложенная в басне – глубинная, архетипная.

Проведение исследования подтвердило необходимость четкой системы работы по изучению басни школьниками, которая включает несколько взаимосвязанных этапов, что включают подготовительную работу, чтение басни, беседу эмоционально-оценочного плана, анализ фактического содержания басни, раскрытие аллегории, анализ морали, чтение басни в ролях и выводы.

Для того чтобы в полной мере реализовать потенциал нравственного воспитания басни, учитель должен организовать детальное обсуждение басни и ее морали на уроке литературы, провести параллели с реальной жизнью, помочь школьникам привести примеры с собственной жизнью. Изучение басни должно содержать эмоционально-оценочный компонент, благодаря этому осуществляется усвоение школьником норм культуры поведения, нравственности.

Нами была исследована теоретико-методическая база изучения басен И.А. Крылова на уроках литературы в классах средней школы.

Личность И.А. Крылова до сих пор недостаточно известна школьникам, либо известна односторонне. Вместе с тем, баснописец был драматургом, поэтом, философом, сатириком. Крылов жил в двух литературных эпохах – от Фонвизина до Тургенева. Необычен стиль жизни Крылова, а также поддержание им собственного мифа («дедушка Крылов»). Существовало как бы «два Крылова» – молодой авантюрист и мудрый баснописец.

В наши дни актуализируется новый подход к басням – с психологической точки зрения (с опорой на исследование Л.С. Выготского), с точки зрения философии и т.д. Обращается внимание на двойственность морали и сюжета басен, познавательные функции басни.

Методистами и педагогами-практиками освещены ключевые вопросы преподнесения басен Крылова в средних классах школы. Разработаны типы и схемы уроков, формы работы, приемы и методы, помогающие учащимся освоить материал о творчестве Крылова и его баснях. Нами отмечены такие интересные учащимся средних классов формы, как: викторины, дидактические игры, групповая работа.

В результате изучения и анализа можно сделать следующие выводы.

Басня – уникальный жанр литературы, представляющий собою поучительно-назидательное повествование (преимущественно в стихотворной форме) с иносказательным и аллегорическим смыслом, в котором персонажи – животные и растения олицетворяют те или иные человеческие характеры, пороки.

В процессе своего развития жанр басни изменялся и совершенствовался. Из прозаического произведения с дидактическим компонентом – к литературному стихотворному произведению со своей стилистикой, речевым оформлением, уникальной образностью, что берет истоки из устного народного творчества.

Выделены такие характерные жанровые признаки басни, как особая структура, что состоит из двух обязательных компонентов – повествования и морали, универсальность времени и пространства, абстрактность, аллегоричность содержания.

Было установлено, что язык басни близок по организации к устному народному творчеству, афористичен, содержит пословицы, поговорки, фразеологизмы. Аллегория является основным выразительным средством в басни, иносказательность этого жанра позволяет обособить языковое оформление басни как эзопов язык. Выбор зверей и растений для названия персонажей – не случаен, смыслы заложенные в этих образах восходят к архетипному мышлению, поэтому их несложно декодировать.

Мораль является основой каждой басни, ее организующим звеном. Система образов басни организовывается сюжетом повествования для обличения человеческих пороков и актуализации морали.

Согласно школьным программам по литературе, жанровое своеобразие басни более детально изучается в средней школе, а именно в 5-м и 6-м классе на уроках литературы. Для усвоения учебного материала целесообразным будет использование системного подхода к изучению, что охватывает и анализ литературного произведения, и изучение понятий теории литературы, и реализацию воспитательного потенциала басни. В 5-м классе осуществляется изучение основных положений о жанровых чертах басни, в 6-м классе происходит детализация знаний и более углубленное изучение басни в контексте изучения творчества И. А. Крылова [35].

Таким образом, изучение басен на уроках литературы – сложный многоаспектный процесс, который способствует формированию читательской компетенции школьника, практических навыков и умений анализировать произведения, духовно- нравственных качеств личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азарова, Н. М. Текст : пособие по русской литературе XIX века / Н. М. Азарова. – М. : Прометей, 2000. – 304 с.
  2. Анненкова, Н. М. Лингвостилистическая характеристика прозаической басни (на материале Лессинга и других немецких писателей) : дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 / Н. М. Анненкова. – М., 1977. – 176 с.
  3. Аудерский, В. А. О методике анализа басни Крылова «Волк на псарне» / В.А. Аудерский. // Литература в школе. – 1958.– № 4. – С. 37–41.
  4. Бабинский, М. Басни И. А. Крылова в школе : традиции изучения и новые возможности [Электронный ресурс] : Литература. Первое сентября. – 2003. – № 37 – Электрон. текстовые дан. –. – Режим доступа : http://lit.1september. ru/article.php?ID=200303703.
  5. Бакулина, Г. А. Басня как средство формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения / Г. А. Бакулина, И. В. Патрушева // Концепт. – 2015. – № 27. – С. 26–30.
  6. Батюшков, К. Н. Послание к А. И. Тургеневу («Есть дача за Невой…») / К. Н. – Батюшков М. – Л. : Сов. Писатель. – 1964. – С. 235–236.
  7. Белинский, В. Г. Иван Андреевич Крылов [электронный ресурс] : полн. собр. соч. В 13 т. Т. 8. Электрон. текстовые дан. – М., 1955 –. – Режим доступа : http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0370.shtml.
  8. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
  9. Бочаров, Г. К. Наблюдения за уроками литературного чтения в VI классе по темам «Устная народная поэзия» и «И. А. Крылов». / Г. К. Бочаров // Известия.– Акад. пед. наук РСФСР.– вып. – 109. – 1959. – С. 67–88.
  10. Выготский, Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский – М. : Лабиринт, 2008. – 352 с.
  11. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987. – 344 с.
  12. Гаспаров, М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). / М. Л. Гаспаров – М. : Наука, 1971. – 280 с.
  13. Герцен, А. И. : Былое и думы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0090.shtml.
  14. Глушкова, А. Особенности жанра басни. Басни И. А. Крылова [Электронный ресурс] : Литература. Первое сентября. – Электрон. текстовые дан. – 2004. – № 47. – . – Режим доступа : http://lit.1september.ru/article. php?ID=200404706.
  15. Грызлова, М. Л. Внеклассное чтение басен И. А. Крылова в связи с развитием речи [V–VI классы] / М. Л. Грызлова // Литература в школе. – 1957. – № 5. – С. 62–67.
  16. Гурьева, Т. Н. Новый литературный словарь / Т. Н. Гурьева. – Ростов н/Д : Феникс. – 2009. – 364 с.
  17. Дановский, А. В. Создатель русской реалистической басни [И. А.Крылов]/ А. В. Дановский. // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 119–122.
  18. Демиденко, Е. «Уж сколько раз твердили миру…» : Цикл уроков, посвящённых жанру басни, в 6-м классе / Е. Демиденко // Литература. Первое сентября. – 2003. – № 47. – С. 25–27.
  19. Дмитриева, Е. Д. Особенности чтения басен И. А. Крылова в школе. / Е. Д. Дмитриева. // Начальная школа. – 1969. – № 2. – С. 67–70.
  20. Елеонский, С. Ф. Басни И. А. Крылова. Связь их с народными пословицами и сказками / С. Ф. Елеонский // Литература и народное творчество. – 1956. – С. 103–113.
  21. Кеневич, В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова / В. Кеневич. – СПб., 1878. – 392 с.
  22. Коровина, В. Я., Збарский, И. С. Литература. 5 класс [Электронный ресурс] : Методические советы / под ред. В. Я. Коровиной. – Электрон. текстовые дан. – М. : Просвещение, 2014. – . – Режим доступа : http://old.prosv.ru/ ebooks/korovina5/06.htm.
  23. Крошнева, М. Е.Теория литературы: уч. пособие / М. Е. Крошнева. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 103 с.
  24. Крылов, И. А. «Почта духов» [Электронный ресурс] : Письмо 48-е. – Электрон. текстовые дан. –. – Режим доступа : http://rvb.ru/18vek/krylov/ 01text/vol1/01prose/001.htm.
  25. Крылов, И. А. в воспоминаниях современников / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. А. М. Гордина, М. А. Гордина [Электронный ресурс]– М. : Худож. лит., 1982. Режим доступа : http://az.lib.ru/k/krylow_i_a/text_ 0100.shtml.
  26. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : Детская литература, 1983. – 32 с.
  27. Лемонте, П.-Э. Из «Предисловия» к изданию басен Крылова на французском и итальянском языках. Жизнь Ивана Крылова / П.-Э. Лемонте. – М. : Терра-Книжный клуб. – 2001. – С. 276–278.
  28. Литературный словарь / ред.-сост.: А. В. Безрукова. – М. : Луч, 2007. – 320 с.
  29. Лобанов, М. Жизнь и сочинения И. А. Крылова / М. Лобанов. – СПб. : 1847.– 104 с.
  30. Мещерякова, М. И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников / М. И. Мерещакова. – М. : Мегатрон, 1998. – 58 с.
  31. Машевский, А. Парадоксы Крылова [Электронный ресурс]. – Литература. Первое сентября. – Электрон. текстовые дан.– . – Режим доступа : http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101905.
  32. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика : учеб. пособие для филол. фак. вузов / А. А.Потебня; сост., авт. предисл. Муратов А. Б. – М. : Академия, 2003. – 373 с. – (Классическая учебная книга) (Высшее образование).
  33. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы / Под ред. Г. И. Беленького. – М. : Мнемозина, 2009. – 110 с.
  34. Программа общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2007. – 87 с.
  35. Рамзаева, Т. Г., Методика чтения басен // Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие / Т. Г Рамзаева. М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – С. 169–175.
  36. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения : пособие для учителя / М. А. Рыбникова. – М. : Просвещение, 1985. – 288 с.
  37. Сазонова, Л. И. От басни барокко к басне классицизма / Л. И. Сазонова // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в./ Л. И. Сазонова. – М. : Наука, 1989. – С. 118–148.
  38. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. – М. : Просвещение,1974. – 509 с.
  39. Сосницкая, М. Д. Отечественная война 1812 года в баснях Крылова / М. Д. Сосницкая. // Литература в школе. – 1974. – № 6. – С. 88–91.
  40. Стенник, Ю. В. О специфике жанровой природы басни / Ю. В. Стенник // Русская литература. – 1980. – № 4. – С. 106–119.
  41. Степанов, Н. Л. Крылов / Н. Л. Степанов. – М. : Молодая гвардия, 1963. – 340 с. – (ЖЗЛ).
  42. Степанов, Н. Л. Мастерство Крылова баснописца / Н. Л. Степанов. – М. : Советский писатель, 1956. – 289 с.
  43. Супрунова, А. О внеклассной работе по литературе [Электронный ресурс] : Литература. Первое сентября. – 2009. – № 14. – Электрон. текстовые дан. –– . – Режим доступа : http://lit.1september.ru/view_article.php?ID=200901421.
  44. Тарновский, Р. Б. Календарные русские имена в басенном рассказе И. А. Крылова. / Р. Б. Тарновский // Русс. яз. в шк. – 1983. – № 2. – С. 69–76.
  45. Три басни Крылова / Детские книги издательства Л. Н. Кнебель // Дет. лит. – 1990. – № 11. – С. 49–50.
  46. Тумакова, И. Басни Крылова: играя, учимся [Электронный ресурс] : Литература. Первое сентября. – Электрон. текстовые дан. – 2005. – № 14 – . – Режим доступа : http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501406.
  47. Харина, Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе (по программе под редакцией А. Г. Кутузова) [Электронный ресурс] : Литература. Первое сентября. – Электрон. текстовые дан. – 2005. – № 5 –. – Режим доступа : http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500503.

Страницы:   1   2   3