Меню Услуги

Управление формированием профессиональной идентичности специалиста (ДВФУ). Часть 2.

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Глава 2. Особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе

2.1. Характеристика структуры управления ДВФУ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее -Университет) является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» мая 2016 г. № 522 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» переименовано в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».

Полное наименование Университета на русском языке: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».

Сокращенные наименования Университета на русском языке: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Дальневосточный федеральный университет, ФГАОУ ВО ДВФУ, ДВФУ.

Полное наименование Университета на английском языке: Far Eastern Federal University.

Сокращенное наименование Университета на английском языке: FEFU.

Место нахождения Университета (фактический адрес): г. Владивосток, о. Русский, поселок Аякс — 10, кампус ДВФУ. Юридический адрес: Россия, 690091, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

Учредителем Университета является Российская Федерация.

Университет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Учредителя, иных федеральных органов исполнительной власти, другими нормативными правовыми актами и Уставом ДВФУ.

Управление университетом осуществляется на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ДВФУ.

Органами управления Университета являются: наблюдательный совет Университета, конференция работников и обучающихся Университета, ученый совет Университета, ректор Университета, попечительский совет Университета. В Университете создаются ученые советы школ (подразделений) Университета.

Для решения важнейших вопросов деятельности университета Ученым советом или ректором созывается конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.

В университете создан Наблюдательный совет, в состав которого входят представители Учредителя университета, представители исполнительных органов государственной власти и представители общественности.

Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган — Ученый совет университета. В состав Ученого совета университета без избрания входят ректор, который является его председателем, проректоры. Другие члены Ученого совета Университета избираются по представлению коллективов школ и других структурных подразделений на Конференции тайным голосованием.

Миссия ДВФУ: образованием и просвещением, приумножением научных знаний и созданием новых технологий способствовать взаимопониманию и сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их социальному и культурному процветанию, развитию молодого человека.

Основными ценностями ДВФУ определены:

  • свобода исследовательской мысли и творчества,
  • приоритет научного знания,
  • дух товарищества и честная конкуренция,
  • компетентность и профессионализм,
  • непрерывность образования и развития,
  • молодость духа
  • здоровый образ жизни.

Главными целями и задачами ДВФУ являются:

  • в сотрудничестве с лучшими исследовательскими, образовательными, инновационными структурами России и стран АТР развивать научные исследования, приумножающие интеллектуальный, инновационный и экономический потенциал России и стран АТР;
  • на основе научных исследований и в сочетании с образовательным процессом развивать сотрудничество с бизнесом, в том числе в рамках региональных инновационных программ, а также в части современных образовательных стандартов;
  • максимально содействовать интеллектуальному, духовному и физическому развитию студентов университета, раскрытию их творческого потенциала, приобретению ими наилучших профессиональных знаний и навыков, способности обновлять и углублять их на протяжении всей жизни;
  • создать уникальные условия для талантливой молодежи со всего мира для планирования карьеры, развития лидерских качеств и личностного роста в самом динамично развивающемся регионе России;
  • содействовать интеграции студентов и выпускников ДВФУ в научные, деловые и другие профессиональные сообщества России и стран АТР для наилучшего применения приобретенных ими знаний и навыков;
  • обеспечить своим выпускникам уровень знаний и навыков, позволяющий им быть востребованными на самых высоких позициях в науке, бизнесе, политике, государственном управлении в соответствии с высоким экономическим потенциалом России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона»;
  • улучшать качество образовательных услуг, повышать профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава путем стажировок, участия в научных конференциях и экспедициях, в том числе международных;
  • создавать условия для творческого досуга студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета, поощрять их занятия искусством, физкультурой и спортом, участие в фестивалях, конкурсах и соревнованиях, всемерно способствовать здоровому образу жизни.

Непосредственное управление университетом осуществляет ректор, который назначается Правительством РФ на срок не более 5 (пять) лет. Непосредственное руководство учебными, воспитательными, научными, методическими, административно-хозяйственными и другими видами работ осуществляется проректорами.

Деятельность университета регламентируется постановлениями конференции педагогических и научных работников, представителей других категорий работников и обучающихся, решениями Ученого совета университета, приказами и распоряжениями ректора, правилами, положениями, инструкциями и другими внутренними локальными актами.

В рамках исследования управления формированием профессиональной идентичности специалиста были выделены следующие структурные элементы, которые имеют непосредственное отношение к изучаемой проблеме: проректор по учебной и воспитательной работе, проректор по научной работе, проректор по развитию.

К обязанностям проректора по учебной и воспитательной работе относятся:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.
  • обеспечение реализации образовательных программ высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, установленных государственных образовательных стандартов, качество образования в соответствии с лицензией ДВФУ;
  • осуществление контроля разработки политики ДВФУ в сфере прогнозирования и развития высшего профессионального образования;
  • координация организационно-кадровой, учебно-методической работы и технического обеспечения учебного процесса;
  • контроль за разработкой учебных планов и других учебных материалов основных образовательных программ специальностей и направлений подготовки (в том числе, уровневой подготовки), обеспечение их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
  • осуществление контроля учебно-методической работы школ, кафедр и иных образовательных структурных подразделений ДВФУ, включая филиалы, учебные центры, школы, лицеи и колледжи;
  • организация воспитательной и профориентационной работы со студентами;
  • организация аттестации, аккредитации и лицензирования специальностей и направлений подготовки ДВФУ;
  • осуществление контроля за качеством обучения студентов;
  • организация работы экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссий;
  • организация и координация сотрудничества ДВФУ с органами государственной власти, организациями и предприятиями в области подготовки специалистов.

В подчинении у проректора по учебной и воспитательной работе находятся такие подразделения, как департамент контроля за учебной работой, департамент академической политики, департамент довузовского образования и организации набора студентов.

Следующий рассматриваемый структурный элемент – проректор по научной работе. К его основным обязанностям относятся:

  • осуществление планирования и формирования научной тематики ДВФУ, в том числе, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
  • контроль формирования планов научной, научно-технической и инновационной деятельности ДВФУ;
  • организация и контроль научно-исследовательской и инновационной деятельности (НИИД) школ, кафедр и иных структурных подразделений ДВФУ, включая филиалы, а также обособленные структурные подразделения, наделенные частичными правомочиями юридического лица;
  • координация вопросов научно-исследовательской и инновационной деятельности ДВФУ с Министерством образования и науки Российской Федерации, Российскими академиями наук, отраслевыми министерствами и другими научными учреждениями;
  • руководство организацией системы современных научно-образовательных и экспертных центров, центров коллективного пользования, научных лабораторий, малых инновационных предприятий, научно-исследовательских институтов и других элементов инфраструктуры НИИД;
  • организация и проведение в ДВФУ научные и научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы и т.п.;
  • обеспечение организации научно-исследовательской работы студентов (совместно с проректором по учебной и воспитательной работе).

В подчинении у проректора находится департамент научной и инновационной деятельности, который занимается вопросами организации научно-исследовательской работы студентов и координации взаимодействия с РАН и фондами.

И последним рассматриваемым структурным элементом является проректор по развитию. В его обязанности входит:

  • организация и координация деятельности по разработке и реализации миссии, политики и стратегии развития ДВФУ, в том числе функциональных стратегий по направлениям;
  • организация разработки и осуществление контроля внедрения и развития системы целевого планирования и мониторинга ключевых показателей эффективности ДВФУ на всех уровнях управления;
  • организация, реализация, проведение мониторинга и контроль выполнения Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2010-2019 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2300-р;
  • организация подготовки, осуществление контроля разработки, мониторинг и контроль реализации программ развития Школ ДВФУ;
  • разработка и организация проведения мероприятий по повышению имиджа ДВФУ в качестве работодателя;
  • планирование, организация и контроль продвижения ДВФУ на рынке образовательных и иных услуг, осуществляемых ДВФУ, в том числе посредством реализации рекламных кампаний ДВФУ;
  • участие в организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях обеспечения повышения уровня информационной открытости ДВФУ;
  • осуществление координации взаимодействия ДВФУ со стратегическими партнерами, в том числе бизнес-сообществом;
  • контроль исполнительской дисциплины подчиненных должностных лиц и структурных подразделений ДВФУ;
  • планирование, организация, координация и контроль деятельности непосредственно подчиненных структурных подразделений, а также координация и контроль деятельности школ, кафедр и иных структурных подразделений ДВФУ в части ведения ими инновационной деятельности;
  • осуществление взаимодействия с Министерством образования и науки Российской Федерации, иными органами власти и органами местного самоуправления, организациями и учреждениями по вопросам деятельности ДВФУ в установленной сфере ведения.

В подчинении у проректора по развитию находятся департамент молодежной политики и центр развития карьеры.

В прямом подчинении у ректора находятся директора школ ДВФУ, которые также являются важным структурным элементом при рассмотрении процесса управления формированием профессиональной идентичности. В подчинении у дирекции школы находятся учебно-методическое управление, отдел воспитательной работы, студенческие офисы и ученый совет.

Управление ДВФУ строится в соответствии с системой менеджмента качества. В целях соответствия деятельности руководителей и сотрудников подразделений ДВФУ требованиям международных стандартов в области качества, внедрения процессного подхода и системы планирования и мониторинга по показателям разработаны рекомендации по включению соответствующих дополнений в должностные инструкции руководителей и сотрудников подразделений.

В настоящее время в ДВФУ, в рамках реализации программы развития, проводится разработка новых моделей организации и управления образовательным процессом по программному принципу.

Таким образом, проанализировав структуру управления Дальневосточного федерального университета были выделены структурные элементы, которые имеют непосредственное отношение к формированию профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе, а также были проанализированы обязанности и функции выделенных структурных элементов системы управления ДВФУ и определены их подчиненные структуры.

2.2. Анализ особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста на примере ДВФУ

Для определения особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста было проведено социологическое исследование на тему «Особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста».

Для достижения целей исследования были разработаны программа социологического исследования и инструментарий, также проведен экспертный опрос, а затем был сделан анализ собранных данных.

Программа социологического исследования включает две стандартные части: методологический и методический разделы.

Методологический раздел содержит обоснование актуальности исследования, постановку проблемы, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, теоретическую и эмпирическую интерпретацию основных понятий, а также гипотезу исследования.

Методический раздел содержит вид принципиального (стратегического) плана исследования, определение выборки, обоснование метода сбора информации и метода анализа данных.

Был разработан разведывательный план исследования, т.к. представления о предмете достаточно размыты. Следовательно, целью разведывательного исследования является уточнение проблемы и формулировка гипотез для дальнейших исследований.

Так как план исследования был выбран разведывательный, то в соответствии с этим методом сбора информации был выбран экспертный опрос для получения более глубинной и детальной информации по изучаемой проблеме.

Метод сбора информации: фокусированное интервью. Перед проведением интервью эксперты были ознакомлены с перечнем вопросов и осведомлены о теме исследования – особенности управления формированием профессиональной идентичности специалистов. Проведенные интервью были проведены индивидуально. Интервью были проведены по месту работы экспертов, для удобства экспертов и наиболее полного включения в тему исследования, т.к. тема связана с профессиональной деятельностью.

Инструментарий представляет собой опросный лист.

Были опрошены сотрудники управленческих структур ДВФУ, причастные к процессу формирования профессиональной идентичности специалиста.

Объект исследования – сотрудники управленческих структур ДВФУ.

Предмет исследования – знания сотрудников об особенностях управления формированием профессиональной идентичности в ДВФУ.

Целью исследования была определена как:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Изучение знаний сотрудников об особенностях формирования профессиональной идентичности специалистов в ДВФУ.

Для достижения данной цели был поставлен следующий ряд задач:

  • Оценить профессиональную подготовку, которую специалист получает в университете;
  • Определить наиболее эффективные подходы к формированию профессиональной идентичности;
  • Определить какие недостатки присутствуют у существующей системы управления формированием профессиональной идентичности в вузе;
  • Определить показатели эффективности управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности.

Основной исследовательской гипотезой является следующее:

Основным показателем эффективности управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе является показатель трудоустройства студентов по специальности.

Анализируя структуру управления Дальневосточного федерального университета были сделаны некоторые выводы о качестве подготовки специалистов. Выпускники университета традиционно пользуются спросом на рынке труда не только в Приморском крае, но и далеко за его пределами. География вакансий для выпускников очень обширна. Выпускники университета востребованы предприятиями и организациями широкого спектра деятельности – телекоммуникационными, промышленными, строительными, транспортными компаниями, а также организациями юридической, педагогической, финансовой, культурной, туристской, коммерческой и других сфер деятельности.

Собранные эмпирические данные подтвердили, что формирование профессиональной идентичности специалистов в процессе их обучения в вузе — управляемый процесс.

По мнению экспертов, действующая система профессиональной подготовки специалистов в университете в целом справляется со своими задачами.

Далее были рассмотрены наиболее эффективные способы формирования профессиональной идентичности. Были выделены способы, нацеленные на усиление роли практической деятельности студентов в процессе обучения в вузе (включение студентов в профессиональные сообщества, увеличение продолжительности производственной практики, включение в образовательный процесс практикующих специалистов).

Большинство экспертов в качестве критериев эффективности управленческого воздействия на процесс формирования профессиональной идентичности выделяют качество подготовки специалиста, востребованность на рынке труда и показатель трудоустройства по специальности или продолжение обучения в своей первоначально выбранной научной области, что подтверждает выдвинутую в данном исследовании гипотезу.

Элементы оценки качества подготовки будущих специалистов являются одними из основных в вопросе обеспечения функционирования системы оценки качества образования в целом. Для оценки качества подготовки студентов в Дальневосточном федеральном университете используются: текущий контроль успеваемости и рейтинговая оценка, промежуточная и итоговая государственная аттестации, а также внешняя независимая оценка качества подготовки студентов.

Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления учебно-воспитательным процессом, активизации самостоятельной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий в различной форме, избранной преподавателем.

Целью промежуточной аттестации является комплексная и объективная оценка знаний, умений и навыков студентов в процессе освоения образовательных программ высшего образования.

В промежуточную аттестацию включаются зачеты и экзамены по дисциплинам и видам работ, предусмотренным учебными планами соответствующих направлений и специальностей высшего образования на соответствующем курсе.

Для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется автоматизированная рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Целью рейтинговой системы является повышение качества процесса контроля успеваемости, оценки освоения структурных элементов программы (СЭП) студентами Университета и организации образовательного процесса в Университете.

В целях повышения качества подготовки студентов, выявления талантливой, одаренной молодежи и раскрытия их интеллектуальных способностей в 2015-2016 учебном году студенты ДВФУ принимали участие в Открытых международных студенческих Интернет-олимпиадах по следующим дисциплинам высшего образования: экономика, статистика, информатика, физика, химия, математика, история России, русский язык, философия, социология.

Государственная итоговая аттестация является заключительным этапом подготовки в университете и регулируется Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».

Связующим звеном между студентами и работодателями является Центр развития карьеры ДВФУ, который также позволяет оценить управленческое воздействие на формирование профессиональной идентичности с точки зрения сразу двух критериев, выделенных экспертами: востребованность на рынке труда и показатель трудоустройства по специальности или продолжение обучения в своей первоначально выбранной научной области.

Центр развития карьеры Дальневосточного федерального университета (далее — Центр, ЦРК ДВФУ) является структурным подразделением, входящим в состав аппарата проректора по персоналу. За Центром закреплен процесс «Содействие трудоустройству студентов и выпускников образовательных программ высшего образования».

Приказом ректора ДВФУ от 22 мая 2015г. утверждена Программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников ДВФУ в которой отражены основные задачи, стоящие перед Центром:

  • обеспечение эффективного функционирования информационной системы ЦРК ДВФУ «Карьерный навигатор» для удовлетворения 77 потребностей целевых аудиторий (студентов и выпускников ДВФУ, работодателей, потенциальных абитуриентов и их родителей) в получении актуальной информации о ситуации на рынке труда, о кадровых потребностях организаций и предложениях вакантных рабочих мест, мест прохождения практики и стажировки;
  • формирование двухуровневой системы содействия трудоустройству студентов и выпускников;
  • организация мониторинга трудоустройства выпускников в течение года с момента выпуска, включая индивидуальный учет и заполнение Индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускников очной формы обучения;
  • повышение карьерной компетентности выпускников университета Центром развития карьеры через развитие карьерных сервисов для студентов ДВФУ (оказание информационно-консультационных услуг, формирование банка вакансий постоянной и вторичной занятости и т.п.);
  • реализация на постоянной основе обучающих мероприятий для студентов ДВФУ по технологии развития карьеры и юридическим аспектам трудоустройства.

За отчетный период объем предложений (вакансий) для обеспечения вторичной занятости студентов составил более 900 (чел./год).

Более года прошло с момента запуска в эксплуатацию Центром развития карьеры новой информационной системы ДВФУ «Карьерный навигатор» (далее «КН») – комплексного медиаресурса, содержащего видео-, аудио- и текстовый контент, направленный на содействие развитию карьерной компетентности студентов и абитуриентов университета, а также информирующего целевую аудиторию ресурса о наличии карьерных предложений на рынке труда.

В разделе «Вакансии» размещаются актуальные на текущий момент предложения рабочих мест, распределенные по отраслевым блокам. Зарегистрированный в системе соискатель имеет возможность напрямую 78 связаться с работодателем, используя специальную функцию в своем «личном кабинете». В свою очередь, используя аналогичную функцию, работодатель также может связаться с кандидатом, чье портфолио привлекло его внимание. Вакансии на сайт вносят представители компаний самостоятельно после прохождения регистрации. По желанию работодателя информация может быть внесена специалистами ЦРК на основании заявки, направленной в адрес Центра по электронной почте.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Отличительной особенностью новой информационной системы «Карьерный навигатор» является возможность публикации не только стандартных резюме соискателей, но и формирование электронных портфолио студентов, включающих документы, подтверждающие успехи и достижения соискателей, в том числе – видеорезюме.

Информация о вакансиях и местах стажировки (практики), а также о мероприятиях карьерной направленности дублируется в социальных сетях Центра развития карьеры. Информирование студентов об имеющихся вакансиях осуществляется также путем адресной электронной рассылки. Со студентами, обратившимися в ЦРК, проводятся индивидуальные консультации по вопросам поиска работы, составления портфолио и резюме, а также первичное собеседование, подготовка к интервью с работодателем. Если в базе данных Центра развития карьеры отсутствует вакансия по запросу обратившегося студента, специалист ЦРК во время консультации помогает осуществлять поиск по внешним информационным ресурсам.

Консультацию по вопросам подготовки резюме, самопрезентации, прохождения собеседования с работодателем, юридическим аспектам трудоустройства студенты могут получить непосредственно в Центре (обратившись лично, позвонив по телефону, задав вопрос по электронной почте или в соцсети), а также во время мероприятий, проводимых Центром. Сотрудники ЦРК разработали 6 мастер-классов, которые в течение года проводятся для студентов.

Центр развития карьеры оказывает комплексную информационно- консультационную услугу, включающую:

  • тестирование с использованием комплекса «Профкарьера», разработанного Центром тестирования и развития при МГУ им. М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии»;
  • консультирование (индивидуальные и групповые коуч-сессии);
  • тренинговые программы личностного роста (разработаны методические указания по проведению 8 тренинговых программ «Стрессменеджмент», «Уверенность в общении», «Эффективная коммуникация» «Саморегуляция» и др.).

Структура и механизм реализации мероприятий карьерной направленности, реализуемых сотрудниками Центра развития карьеры, достаточно отработаны. Это традиционные общеуниверситетские события «День НК «Роснефть» в ДВФУ», «День карьеры», «Карьерный марафон «Аякс», мастер-классы «JTI», которые могут посетить не только студенты университета, но и других образовательных организаций. Презентации компаний, как правило, проводятся локально на площадках Школ ДВФУ. Компании, заинтересованные в сотрудничестве с ДВФУ, обращаются в ЦРК, а затем с учетом решаемых задач формируется план работы с конкретными школами или кафедрами.

В настоящее время основной упор в обучении делается на овладении знаниями, т.е. внимание акцентируется на интеллектуальной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития практико-ориентированного освоения профессии.

Таким образом, обобщая ответы экспертов и их рекомендации по совершенствованию управленческого воздействия на процесс формирования профессиональной идентичности специалиста можно сделать следующий вывод. Успешное управление формированием профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе детерминируется созданием условий, которые способствовали бы самостоятельному выбору студентами практико-ориентированных заданий в соответствии с их уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, а также включением студентов в профессиональные сообщества с целью развития личностных и профессионально значимых качеств, отражающих ценностные ориентации профессиональной деятельности.

Решение обозначенной проблемы возможно за счет включения в содержание образования, помимо познавательной деятельности, преобразовательной деятельности в виде спецпрактикумов (спецзанятий), охватывающих две базовые составляющие обучения: образование для личности и образование для профессии.

 

Заключение

В данной работе исходной была мысль, что идентичность представляется как некоторая совокупность характеристик людей, которая являет собой уникальную структуру. И эта структуру подвержена изменениям, которые, в свою очередь, определяются под воздействием различных субъективных ориентаций самой личности и прагматических устремлений окружающих, включая общественные институты.

В целом идентичность представляет собой сложный интегративный социально-психологический феномен.

Исследователи выделяют разные виды идентичности (сознательную и бессознательную, частичную и полную), но в данной работе рассматривалась типология, основанная на выраженности социальных или личных аспектов «Я» (социальная или личная идентичность). В частности, рассматривая феномен профессиональной идентичности, ее относят как к личностной, так и к социальной. Однако здесь логичным представляется отнести профессиональную идентичность к типу социальной идентичности, которая характеризуется принадлежностью индивида к какой-либо социальной группе, в том числе и к профессиональной.

В науке нет единого подхода к определению профессиональной идентичности, так как разные авторы укладывают свой смысл в трактовку этого феномена.

Основываясь на проведенном анализе разных подходов в литературе в данной работе профессиональная идентичность рассматривалась, как итог процесса профессионального самоопределения, т.е. профессиональная идентичность складывается в процессе профессионального установления личности или в процессе профессионализации.

Профессионализм повышает конкурентоспособность будущего специалиста, обеспечивает активность личности, способность самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подтверждение профессионализма требует от человека постоянного углубления полученных знаний и овладение новыми профессиональными умениями. Таким образом, удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста высокой культуры, нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, заинтересованности в творческом развитии, способности к инновационной деятельности, самосовершенствовании и т.д. Развитие творческих возможностей человека создает реальные условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, нравственного потенциала личности, стимулированию стремления реализовать себя в профессиональной деятельности.

Особое значение в развитии профессионализма специалистов в современных условиях приобретает усвоение студентами знания научных основ будущей профессиональной деятельности, овладение ими профессиональными умениями и навыками. Это позволяет им уже в процессе обучения в вузе идентифицировать себя с профессиональным сообществом. Вследствие этого, проблема формирования профессиональной идентичности студентов обусловливается интересом общества.

Проанализировав литературу можно констатировать, что идентичность отражает процессы интеграции и дезинтеграции личности на внутриличностном и межличностном уровне. В профессиональной идентичности выделяется социальная и личностная составляющие. Социальная форма идентичности помогает формировать социальную и профессиональную позицию; личностная — позволяет формировать профессиональную самотождественность человека. Эти две формы реализуют функции: формирования и обеспечения стабильности «профессионального Я» индивида; профессионального развития личности и ее профессиональной социализации; регуляции профессионального поведения-личности.

Процесс формирование профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе является целенаправленным управляемым процессом, который проявляется студентами через осознанную активности при усвоении ими профессиональных знаний, умений и навыков. В результате чего студенты овладевают соответствующими профессиональными функциями и профессиональными ролями, отражающими единство представлений о самом себе и отношение к себе как профессионалу, которое человек сам себе задает и к которому стремится, характеризующееся эмоциональными переживаниями, на основе которых появляется чувство тождественности с профессиональным сообществом, и проявляющееся в профессиональном поведении.

Опираясь, на полученные в результате социологического исследования данные об особенностях управления формированием профессиональной идентичности специалистов на этапе обучения в вузе, можно предложить следующие рекомендации по организации процесса обучения: в учебный процесс целесообразно вводить организацию встреч с представителями профессиональных сообществ, с целью знакомства и обсуждения со студентами, актуальных вопросов; в том числе в процессе планирования, воспитательной работы вуза уделять особое внимание целенаправленной организации и проведению внеучебных мероприятий, имеющих профессиональную направленность; при формировании преподавательского состава вуза целесообразно вводить в его состав практикующих специалистов.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, а позволяет определить перспективные направления ее дальнейшей разработки.

 

Список использованных источников

  1. Аблова, О.Н. Психологическое сопровождение процесса формирования профессионального самосознания будущего юриста в вузе // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №4(11). – С. 17-23.
  2. Аверин, Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования / Ю.П. Аверин. – М.: Академический проспект, 2014. – 432 с.
  3. Акопян, А.В. Управление процессом формирования профессиональной идентичности адвокатов как социально-профессиональной группы: социально-технологические аспекты[Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук (22.00.08) / Акопян Артур Вачаганович; ИНЖЭКОН. – СПб., 2009. – 23 с.
  4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспент пресс, 2001. – 288 с.
  5. Базарова, Т.С. Профессионализация будущего специалиста по социальной работе на этапе вузовской подготовки // Вестник БГУ. – 2008. – №5. – С. 82-88.
  6. Барщевский Г.А. Профессионализация студентов в столичном мегаполисе // Управление мегаполисом. – 2011. – №4(34). – С. 53-59.
  7. Гузь, А.В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя[Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Гузь Александр Васильевич; Московский пед.ун-т. – М., 1997. – 20 с.
  8. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методология и методика социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Академический проспект; Альма Матер, 2014. – 537 с.
  9. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 51-59.
  10. Завалишена, Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. – 2011. – №7. – С.110-117.
  11. Збровский Г.Е. История социологии: Учебник / Г.Е. Збровский – М.: Гардарики, 2004. – 371 с.
  12. Зеер, Э.Ф. Психология профессии / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2013. – 336 с.
  13. Зеленова, М.Е. Профессиональная идентичность и уровень стресса у субъектов труда // Научные труды SWORLD. – 2015. – №1(38). – С. 91-95.
  14. Иванова, Е.М. Качественный анализ: репертуарные личностные методики / Е.М. Иванова. – Ярославль: Речь, 1999. – 24 с.
  15. Ильин, В.И. Драматургия качественного полевого исследования / В.И. Ильин. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256 с.
  16. Исакова, Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – №2. – С.17-25.
  17. Каргин, Г.П. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Г.П. Каргина. – Ярославль: Аверс Пресс, 2003. – 214 с.
  18. Кашапов, М.М Методологическая основа профессионального педагогического мышления // Психология субъекта профессиональной деятельности. – 2012. – №5. – С. 192-206.
  19. Киселев, И.Ю. Формирование идентичности в российской провинции / И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова. – М.: МОСУ, 2001. – 243 с.
  20. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – М.: Время, 1996. – 48 с.
  21. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. – Обнинск: Принтер, 1993. – 56 с.
  22. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – М.:АСТ, 2010. – 448с.
  23. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2003. – 207 с.
  24. Ласкин, А.А., Мартынова, А.А. Профессионализация и диструкции высвобождаемых специалистов // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №4. – С. 15-17.
  25. Любимова, А.Ю. От первокурсника до выпускника // Вестник московского университета. – 2000. – №1. – С. 11-19.
  26. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Время, 1996. – 298 с.
  27. Митрошенков, О.В. Управление идентичностями: возможности и пределы // Свободная мысль. – 2011. – №10(1628). – С. 133-148.
  28. Овсянникова, В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии. – 1991. – №5. – С. 20-25.
  29. Орлов, А.И. Экспертные оценки / А.И. Орлов. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 283 с.
  30. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 135-142.
  31. Петровский, А.В. «Я» в «других» и «другие» во «мне» / А.В. Петровский. –М.: Время, 1999. – 607 с.
  32. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. – М.: Время, 2007. – 92 с.
  33. Разуваев, С.Г. Профессиональная социализация и профессионализация в системе высшего образования // Вестник высшей школы. – 2012. – №4. – С. 25-28.
  34. Семенова Е.В. Внеучебная профессионализация студентов в социокультурном пространстве вуза // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – №11. – С. 135-137.
  35. Семенова, Л.А., Андросова, О.А., Зобина, К.Е. Особенности профессионального выбора и его реализации в современном российском обществе // Общество и право. – 2014. – № 1(3). – С. 35-45.
  36. Троянская, А.И. Продуктивная профессионализация: обретение культуросообразных способов самоорганизации в профессии // Акмеология. – 2009. – №2(30). – С. 46-52.
  37. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. – 2003. – №4-5. – С. 258-269.
  38. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2001. – 256 с.
  39. Шпота, В.А. Профессиональная идентичность как личностная и социальная идентичность личности // Научное обозрение. – 2008. – №6. – С. 83-86.
  40. Яковлева, Н.Ф. Социологическое исследование / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 250 с.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2