Меню Услуги

Управление формированием профессиональной идентичности специалиста (ДВФУ)

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основания изучения формирования профессиональной идентичности
  • 1.1. Понятие «профессиональная идентичность» в социальных науках
  • 1.2. Особенности формирования профессиональной идентичности специалиста
  • 1.3. Особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста
  • Глава 2. Особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе
  • 2.1. Характеристика структуры управления ДВФУ
  • 2.2. Анализ особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста на примере ДВФУ
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

С исследованием формирования профессиональной идентичности ученые увязывают возможность решения ряда профессиональных проблем специалистов, появляющихся при исполнении деятельности. Представления о себе как о специалисте, как о профессионале интегрируются в систему профессиональных действий, определяя специфику межличностного в профессиональном сообществе. Успешно сформированная профессиональная идентичность позволяет специалисту определить не только свое место в профессиональном мире, но и в социальной реальности в целом, а также но сформировать систему убеждений и ценностей, соответствующих требованиям современных социально-экономических условий, которые, в свою очередь, определяю требования к профессиональным сообществам.

Профессиональная идентичность входит в число понятий, где отражено концептуальное понимание человеком своего места в профессиональной общности или группе. Т.е. профессиональная идентичность определяется как сложное социально-психологическое понятие, которое включает взаимозависимость личных свойств индивида и его профессиональных характеристик. Эта взаимосвязь обеспечивают ориентацию среди различных профессий, предлагает возможность реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также помогает предопределить возможные последствия сделанного профессионального выбора.

Особое значение в современных условиях приобретает изучение проблемы управления формированием профессиональной идентичности, актуальность которой обусловлена различными экономическими и политическими изменениями, происходящими в российском обществе, которые предъявляют новые требования к специалистам, занятым в различных профессиональных сферах. Формирование профессиональной идентичности является одной из сторон процесса социализации личности, которому присуще влияние различных институтов общества, или агентов социализации (как первичных, так и вторичных, включая институт образования).

На сегодняшний день управленческий аспект формирования профессиональной идентичности является недостаточно изученным, но необходимость его изучения неоспорима, так как положительно сформированная профессиональная идентичность является основным фактором включения специалиста в профессиональное сообщество.

Анализ литературы дал возможность сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости управленческого воздействия на процесс формирования профессиональной идентичности.

Объект исследования в работе – формирование профессиональной идентичности специалиста.
Предмет – особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста.

Цель работы состоит в определении особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста.

Соответственно поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:

1) определение понятия профессиональной идентичности специалиста;
2) рассмотреть процесс формирования профессиональной идентичности специалиста;
3) изучить особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста.

Теоретико-методологической базой исследования стали концепции идентичности, профессиональной идентичности и Я-Образа профессионала (А.В Гузь , Е.П. Ермолаева , Е.А. Климов , Д.И. Завалишина , В.И. Павленко , Н.С. Пряжников , Л.Б. Шнейдер ). Частной методологией для исследования послужили также концептуальные положения про психологические закономерности, особенности профессионального формирования личности (Е.А. Климов , Э.Ф. Зеер и пр.); теоретические положения про личность и деятельность специалиста (А.К.Маркова , А.И. Троянская и пр.).

Эмпирической базой исследования являются результаты экспертного опроса, проведенного среди сотрудников управленческих структур ДВФУ. Целью опроса являлось выявление особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе.

Практическая значимость данной работы в том, что было проведено обобщение литературы по данной теме. Полученные данные об особенностях управления формированием профессиональной идентичности специалиста могут быть использованы в организации профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Приобретенные результаты могут быть также использованы в образовательных целях.

Данная работа состоит из введения, двух глав, в первой из которых представлено теоретическое обоснование проблемы профессиональной идентичности, во второй – изучение особенностей управленческого воздействия на формирование профессиональной идентичности специалиста, а также заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основания изучения формирования профессиональной идентичности

1.1. Понятие «профессиональная идентичность» в социальных науках

Проблематика идентичности на стыке интересов истории, социологии, когнитивной психологии, культурологии, психологии личности, социальной психологии.

Идентичность индивида можно определить, как совокупность определенных качеств, которые индивид непрерывно воспроизводит в своей деятельности. Для индивида, как носителя определенной идентичности, существенно важной является потребность в переживании своей идентичности.

В целом идентичность представляет собой сложный интегративный социально-психологический феномен.

Восприятие понятия «идентичность» можно представить в трех формах:

  • рациональная форма понимания: здесь идентичность рассматривается как нечто неделимое, целостное, представление индивида таким, каким он кажется;
  • понятийная форма понимания: идентичность предстает как научное понятие, содержание которого устанавливают исследователи на основании соответствия индивида какой-либо социальной группе;
  • иррациональная форма понимания: идентичность рассматривается как нечто иллюзорное, признается необходимость разделения сознания индивида с содержательной стороной его личности.

В данной работе идентичность представляется как некоторая совокупность характеристик людей, которая являет собой уникальную структуру. И эта структуру подвержена изменениям, которые, в свою очередь, определяются под воздействием различных субъективных ориентаций самой личности и прагматических устремлений окружающих, включая общественные институты.

Для современных работ по психологии характерно разделение понятия «идентичность» и понятия «идентификация. Соответственно, при рассмотрении понятия «идентичность», акцент делается на конкретном состоянии индивида. Под идентификацией же понимается некоторый процесс, специфика социальных и психологических механизмов, ведущих к обретению идентичности.

С одной стороны, идентичность предполагает, что индивид осознает свою собственную индивидуальность, свое отличие от других индивидов, с другой -идентичность способствует формированию принадлежности индивида к определенной общности, основанием для выделения которой является общая идентичность. Т.е. в зависимости от выраженности социальных или личных аспектов «Я» можно выделить социальную или личную идентичность соответственно.

Анализ современных изысканий социальной идентичности дозволил выделить основные функции следующие:

  • когнитивная функция: связана со знанием о себе как о члене определенной социальной группы, а также осознанием определенных особенностей этой социальной группы, которые отличают ее от других;
  • ценностная (смысловая) функция: заключается в разных ценностных представлениях про себя и свою группу, про запреты и разрешения, атрибуты должного, требования и нормы;
  • эмоциональная функция: выражает оценку своего членства в социальной группе. Выражается через удовлетворение и неудовлетворение членством;
  • регулятивная функция: связана с влиянием на поведение индивида, принадлежность к социальной группе обязывает соблюдать определенные нормы;
  • защитная функция: обретение социальной идентичности удовлетворяет потребность индивида в психологической устойчивости и стабильности.

Функционально социальная идентичность придает определенность, непрерывность и целостность личности, обеспечивает подобие одних людей и категории отличия их от прочих.

Рассматривая более подробное социальную идентичность, в качестве одной из ее форм в данной работе подробнее будет рассмотрена профессиональная идентичность для последующего теоретического и эмпирического изучения.

В последние годы профессиональная идентичность изучается интенсивно в российской психологии, учеными — Н.Л. Ивановой, Е.П. Ермолаевой, Л.Б. Шнейдер, Д.И. Зевалишеной, Е.В. Коневой и прочими.

Идентичность соотносится с вопросом «Кто Я?», который сопровождает человека в ходе всей его жизни. От ответа на этот вопрос зависит многое в профессиональной деятельности. Поэтому можно предположить, что идентичность человека проявляется в ситуациях при выполнении им социальной роли.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Важно заметить, что существует точка зрения, которая утверждает, что понятие «профессиональная идентичность» аналогично иным понятиям, которыми оперирует психология. Например, такие понятия, как профессионализация, профессиональное самоопределение, профессиональное саморазвитие, профессиональные роль и статус. Очевидно, что между всеми этими понятиями существует некоторая близость, т.к. они выражают сущность изменения, трансформации личности в процессе профессионального развития, но, одновременно с этим, каждое из них имеет некоторые содержательные отличия.

Профессиональная идентичность является понятием, которое отражает представление индивида о своем месте в профессиональной группе. Кроме этого, представление сопровождается определенными мотивационными и ценностными ориентирами, также, как и субъективным отношением (не принятием или принятием) своей профессиональной принадлежности. Т.е. профессиональная идентичность определяется как сложное социально-психологическое понятие, которое включает взаимозависимость личных свойств индивида и его профессиональных характеристик. Эта взаимосвязь обеспечивают ориентацию среди различных профессий, предлагает возможность реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также помогает предопределить возможные последствия сделанного профессионального выбора.

Исследования профессиональной идентичности достаточно усиленно проводятся отечественными социологами и психологами в последние годы. Но, несмотря на это, все еще существует некоторая рассеянность относительно как проблемы профессиональной идентичности, так и относительно проблемы социальной идентичности в целом.

Представитель ряда публикаций — Е.П. Ермолаева отталкивается от того, что профессиональная идентичность – продукт длительного профессионального и личностного развития, что складывается лишь на довольно высоких уровнях освоения профессии, выступает как неизменное согласование важнейших элементов профессионального процесса, а именно, согласованность идеальных и реальных профессиональных образов «Я».

С точки зрения этого автора, идентичность профессиональная выступает регулятором, исполняющим преобразующую и стабилизирующую функции. Узловая стабилизирующая функция для профессиональной идентичности — снабжение нужной степени профессионального центризма и профессионально-ментальной стабильной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности выражается через:

  • диапазона модификации степени идентификации себя с профессией и профессионально важных качеств — возможности адаптации больше у людей с обширной идентификацией;
  • дистанцирования образа своей профессии от прочих, профессиональная самоизоляция усложняет адаптацию в поменявшихся условиях и «установка мостов» при переходе в другое профессиональное пространство;
  • системности либо «рыхлости» структуры идентичности.

Преобразующая и стабилизирующая функции безусловно помогают личности в обеспечении возможности профессионального саморазвития и преобразовании собственного образа профессионала.

Под профессиональной идентичностью Завалишена Д.И. разумеет, характеристику субъекта, реализующего и выбирающего способ профессиональной согласованности с окружающим миром, обретение смысла самоуважения через исполнение такой деятельности.

Профессиональной идентичностью предполагается соединение личности и профессии на экзистенциональном и функциональном уровне. Это содержит принятие в профессии себя, понимание собственной профессии, умение хорошо и с пользой для прочих выполнять профессиональные функции. Все это определяет существование обширных познавательных возможностей профессиональной идентичности, без чего понимание и принятие своей профессии неосуществимо.

Достаточно сложной оказалась проблема места профессиональной идентичности в системе общих идентификационных процессов. Автор большого количества статей о соотношении личностной и социальной идентичности, Павленко В.И. считает, что профессиональная идентичность является частью личностной идентичности. Во многих исследовательских изысканиях понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как конкретизация понятия «идентичность личностная». Важность введения понятия «профессиональная идентичность», Пряжников Н.С. поясняет тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой формирования идентичности.

Необходимо отметить, что точка зрения на профессиональную идентичность как вид личностной идентичности существует по причине недостаточной разработанности в отечественной психологической литературе проблемы сущности социальной идентичности.

Профессиональная идентичность не может быть частью личностной идентичности, так как связана с принадлежностью к определенной социальной группе (профессиональная идентичность связана с принадлежностью к определенному профессиональному сообществу).

Тем компонентом идентичности, что придает ей характер личностный, стала система ценностей, сопутствующая восприятию членством в группе. По причине того, что процесс профессионализации базируется на переработке системы ценностей, которая была сформирована ранее, и на формировании и принятии личных профессиональных качеств, возникает возможность рассматривать профессиональную идентичность как часть личностной идентичности.

Более плодотворной является такая точка зрения, где идентичность профессиональная рассматривается как подвид идентичности социальной. С такой точки зрения, профессиональная идентичность имеет все основные признаки социальной идентичности, которые выражаются через членство в определенной социальной группе, положительное отношением к этой социальной группе, осознание отличий от других социальных групп и т.п.

Однако, определяя профессиональную идентичность как подвид социальной идентичности, она все же является личностным качеством, поэтому оказывает воздействие на некоторые стороны мышления личности.

Сущность профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. определяет, как самостоятельный и ответственный подход к построению личностью своего профессионального будущего, что, в свою очередь, предполагает поведенческую готовность к выполнению личностного самоопределения, формированию своего профессионального образа и интеграции в профессиональное сообщество.

Исследователи профессиональной идентичности также обращают внимание на то, что процесс формирования идентичности не всегда бывает осознан в силу своей сложности.

В науке нет единого подхода к определению понятия «профессиональная идентичность», так как разные авторы вкладывают свое собственное значение в определение рассматриваемого феномена идентичности.

На базе проведенного анализа разных подходов логичным представляется рассматривать профессиональную идентичность, как плод процессов профессионального самоопределения, самоорганизации и персонализации, проявляющийся в постижении себя представителем какой-то определенной профессии, и отображающийся в эмоционально-когнитивно-поведенческих самоописаниях.

Таким образом, профессиональная идентичность личности — это интегративное качество человека, характеризующееся принятием личности соответствующих профессиональных ролей и функций, а также, единство представлений о самом себе, отношением к себе как профессионалу, которое человек сам себе задает. И к которому стремится, вследствие проявляемой осознанной активности при овладении профессиональными функциями и ролями, и эмоциональные переживания, на основе которых появляется чувство тождественности с профессиональным сообществом.

Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Критериями профессиональной идентичности являются такие показатели как удовлетворенность трудом, собой, карьерой, выбранной профессией.

Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения, принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы.

Профессиональную идентичность стандартно рассматривают через три структурных элемента:

  1. Когнитивный элемент, т.е. это конкретные профессиональные знания и профессиональные убеждения.
  2. Эмоциональный элемент, т.е. это оценочное отношение к профессиональной деятельности и к себе как к профессионалу.
  3. Поведенческий элемент, т.е. это межличностные взаимодействия, возникающие в профессиональном сообществе.

Другими словами, видение себя, своего образа-Я – это не столько определение и описание своих личностных черт, сколько сумма оценочных характеристик себя и, следовательно, отражение этих оценок в поведении. Благодаря направленности на себя, все эти образы и оценки собственной личности являются очень сильными и устойчивыми.

Устойчивость профессиональной идентичности проявляется через:

  • качественно выполненную работу, результаты которой приносят удовлетворение как самому специалисту, так и окружающим;
  • включение в профессиональное сообщество, которое приобретает характеристику «своей группы» и позитивную оценку. Здесь же рассматривается отчуждение от других профессиональных сообществ, чья профессиональная идентичность отличается от идентичности рассматриваемого специалиста;
  • непосредственно личность специалиста, раскрытие своего личностного потенциала, самореализацию

Таким образом, обобщая все вышесказанное, понятие идентичности предстает как интегративный сложный психологический феномен, что рассматривают и как сумму знаний про себя, и как чувство, и как единство поведенческое. Выделяются разные виды идентичности, среди которых присутствует социальная идентичность, которая характеризуется принадлежностью к какой-либо социальной группе. В данной работе рассматриваемой социальной группой является профессиональное сообщество, поэтому определить профессиональную идентичность можно, как итог процессов профессионального самоопределения, самоорганизации и персонализации, проявляющийся в осмыслении себя представителем определенной профессии. В реальности психологического сообщества вопрос о профессиональной идентичности не только признан, актуализирован, но и исследуется. И именно при помощи понятия «профессиональная идентичность».

1.2. Особенности формирования профессиональной идентичности специалиста

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация — процесс становления профессионала. Такой процесс включает выбор профессии человеком с учетом своих собственных способностей и возможностей, освоение норм и правил профессии, осознание и формирование себя как профессионала, обобщение за счет личного вклада опыта профессии, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация — одна из сторон социализации, подобно тому, как и становление профессионала есть одним из аспектов личностного развития».

Исследователи феномена профессиональной идентичности обращают внимание на то, что процесс формирования профессиональной идентичности очень сложен, в связи с чем не всегда осознается индивидом.

В русле представленной проблемы Климов Е.А. отмечает, что процесс формирования профессиональной идентичности у современных специалистов почти всегда имеет совсем неосмысленный или слабо осмысленный характер. Причиной этого является унификация большинства трудовых функций и операций, что является результатом внедрения технических средств в трудовой процесс. Это задерживает формирование целостного представления человека про свою роль в процессе профессиональном, без чего невозможно понимание собственного места в профессиональной среде, достижение степени профессионального мастерства.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Формирование профессиональной идентичности происходит посредством неких эталонов, которые формируют типичное представление о некоторых профессиональных событиях, а также при помощи схем, которые концептуализируют профессиональное поведение.

Так, Маркова А.К. пишет, что наиболее глубокое усвоение профессиональных стереотипов и нормативов упорядочивает и дифференцирует образ «идеального профессионала», что дополняется образом «себя — профессионала», уточняющимся при профессиональном самопознании – от неких стереотипов поведения в ситуациях непредсказуемых, развития и самореализации личности в среде. В противном случае специалист рискует остаться на уровне исполнителя определенного узкого набора функций и быть неспособным изменить ситуацию под влиянием обстоятельств.

А. Тэшфел, в рамках социально – психологических изысканий выявил такие этапы формирования профессиональной идентичности:

  • социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, что имеет для индивида смысл;
  • социальной идентификации: процесс помещения специалистом себя в избранную категорию;
  • социальной идентичности: социальное полное отождествление.

Особый интерес в рассмотрении феномена профессиональной идентичности представляет роль профессионального сообщества как значимой группы, идентификация с которой способствует формированию у специалиста собственно идеального образа себя как профессионала.

По мнению российского исследователя Н.С. Пряжникова, возможна такая иерархия уровней профессиональной идентичности:

  1. Осознание ближней и дальней профессиональных целей, овладеть ими в полном объеме, стремление понять собственное дело, усвоить все трудовые функции (при профессиональном опыте равном нулю); установление структуры профессиональных отношений и поиск собственного места в них (при профессиональном общении равном нулю); соответствие человека и профессии определяется в модальности: «хочу»; характеристика собственно субъекта деятельности — мечтающий. Профессиональная идентичность – не выражена.
  2. Усвоение важнейших знаний, требований профессии к человеку осознание собственных возможностей, представление про исполнение данной деятельности, исполнение деятельности по образцу (опыт профессиональный не равен нулю); установка профессиональных контактов, проникновение в профессиональное сообщество (общение профессиональное не равно нулю); соответствие профессии и человека находится в модальности: «знаю», характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профессиональная идентичность выраженная, но пассивная.
  3. Практическая реализация избранных профессиональных целей, осознанное и самостоятельное исполнение деятельности, формирование индивидуального собственного стиля деятельности (профессиональный опыт — константа); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение — константа); соответствие профессии и человека находится в модальности: «могу»; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профессиональная идентичность — активная.
  4. Свободное исполнение профессиональной деятельности, рост уровня притязаний — поиск профессиональных сложных задач, профессиональное мастерство, совершенствование и творчество (профессиональный опыт устремлен к бесконечности);ощущение значимости своих профессиональных контактов, осознание собственной профессиональной неповторимости, желание свой опыт передавать другим, делиться им (профессиональное общение устремлено к совершенству) соответствие профессии и человека находится в модальности: «делаю»: характеристика самого субъекта деятельности – творческий. Профессиональная идентичность – устойчивая.

Автор, рассматривая понятие профессиональной идентичности, проводит аналогию между понятием идентичность и понятием самоопределение. Однако содержательные стороны этих двух понятий разнятся. Профессиональная идентичность — это осознание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности.

Феномен ритуализации в профессиональном поведении имеет важное значение для становления профессиональной идентичности. Ритуализация основана на соглашении взаимодействия, по крайне мере, двух людей, возобновляющих через определенные временные промежутки акт взаимодействия в повторяющихся обстоятельствах, например, прохождение стажировок, защита диссертаций, выступления на круглых столах, симпозиумах.

Ритуализация имеет важное значение для формирования профессиональной идентичности специалиста. В ритуалах, обрядах профессиональная группа подвергает «новичка» испытаниям. Это позволяет совершить определенные действия, чтобы уподобить свое «Я» некоему «идеальному типу», который характерен для данного профессионального сообщества.

Сформированная профессиональная идентичность предполагает соответствие между профессией и личностью человека. Это соответствие детерминировано пониманием своей профессии, принятием своего профессионального образа, способностью качественно исполнять свои профессиональные функции.

Процесс формирования профессиональной идентичности можно рассматривать через процесс развития субъекта труда. В таком случае профессиональное самоопределение, выражающееся в определенных профессиональных функциях, в контексте конкретной трудовой ситуации, в специальности, в культуре, в типе мышления личности, выступают как объективные составляющие профессиональной идентичности. К субъективным составляющий можно отнести формы или уровни реализации этого самого профессионального самоопределения.

Понятие «профессиональное самоопределение» некоторые авторы рассматривают как понятие более широкое, чем «профессиональная идентичность», другие — как более узкое. Первая точка зрения объясняется тем, что понятие «профессиональное самоопределение» рассматривает больший возрастной диапазон. Вторая точка зрения в качестве доказательств своей правоты приводит в аргумент, что понятие «профессиональное самоопределение» в основном относится к операциям выбора, поиска профессии, целей профессиональной деятельности, способов реализации этих целей).

Но также и само понятие «профессиональной идентичности» можно рассматривать с таких же двух противоположных точек зрения. Т.е. понятие «профессиональная идентичность» будет определяться как более узкое по отношению к понятию «профессиональное самоопределение», потому что является категориальной единицей профессионального самосознания, отражает единство человеческой личности и профессиональной группы, профессиональные достижения, выражается через способы профессионального общения и накопленный профессиональный опыт и знания. В противовес первой точке зрения, понятие «профессиональная идентичность» является понятием более широким, чем понятие «профессиональное самоопределение», так как относится и к профессиональному выбору, и к профессиональным решениям, и к кризисам профессионального самосознания, выражается через речь, соединяя человеческую реальность и ментальность.

И все же можно говорить о том, что профессиональное самоопределение, если исходить рассматривать его как процесс обретения профессионального смысла выполняемой работы, то в таком понимании профессиональное самоопределение предшествует обретению профессиональной идентичности, которая в таком случае понимается как осознанное и самостоятельное владение профессиональными смыслами выполняемой работы.

Как было отмечено выше, формирование профессиональной идентичности протекает как часть процесса профессионализации в совокупности с процессом профессионального самоопределения.

Понятие «профессионализация» обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека». Так А. К. Маркова, пишет о профессионализации как о восхождении человека к профессионализму.

При рассмотрении процесса профессионализации необходимым является учет связи компонентов личностных и деятельностных. Эту связь подчеркивает в частности В. Б. Григорьев, который определяет профессионализацию как целостный процесс соединения личности и профессии. Осуществляется такое соединение именно в процессе трудовой деятельности специалиста.

Процесс формирования профессиональной идентичности специалиста носит индивидуальный характер, он своеобразен и неповторим, но, несмотря на это, ему присуще определенные особенности и закономерности.

Данный процесс проходит ряд стадий. В данной работе будет рассмотрена классификация Э.Ф. Зеера. Основанием автор выделил социальную ситуацию и ведущую деятельность.

  1. Аморфная оптация (0 – 12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности.
  2. Оптация (12 — 16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования, учебно-профессиональное самоопределение.
  3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года). Профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду.
  4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет). Освоение новой роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
  5. Первичная профессионализация (26 – 33 года). Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. Квалификационный труд.
  6. Вторичная профессионализация (34 – 42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, гибкий стиль деятельности, корпоративность.
  7. Профессиональное мастерство (42 – 60 лет). Творческая профессиональная деятельность, вершина профессионального развития.

Профессиональное становление специалиста — один из аспектов теоретического анализа, необходимый для решения проблемы нашего исследования. В процессе этого анализа важно было увидеть стадии профессионального становления, поскольку предполагается изучение формирования профессиональной идентичности специалистов с различным стажем работы.

Таким образом, процесс формирования профессиональной идентичности специалиста не является только лишь фактором поступательного развития и самоактуализации. Для этого процесса характерны как позитивные, так и негативные изменения. Эти изменения базируются на рефлексивных процессах, которые способствуют развитию идентичности и профессионального самосознания.

1.3. Особенности управления формированием профессиональной идентичности специалиста

Абсолютно любая идентичность, представляя собой продукт сложных взаимодействий общества, культуры и истории, являет собой также и итог осознаваемого и мотивированного воздействия и управления со стороны различных социальных институтов. Иными словами, всякая идентичность является итогом сложных социальных отношений и взаимодействий, среди которых значимое место занимают управленческие воздействия.

Однако, в отличие от других видов социальной идентичности (половой, этнической и др.), только профессиональная идентичность подразумевает специальную целенаправленную, организованную обществом подготовку и выполняется, за определенное вознаграждение.

Под «специальной целенаправленной организованной обществом подготовкой» понимается обучение в высших учебных заведениях с целью получения определенной специальности. В связи с этим предъявляются более четкие требования к уровню подготовки специалистов: быстрая адаптация к изменяющимся условиям; умение мыслить нестандартно и творчески. Поэтому необходимо построение гибкой системы образования, в которой осуществлялся бы процесс формирования профессиональной идентичности студентов.

Процесс управление касательно понятия «идентичность» означает целенаправленное конструирование, деконструирование, форматирование, переформатирование идентичности (включая профессиональную). Т.е. любое целенаправленное изменение идентичности может охарактеризоваться как процесс управления формированием идентичности.

Целенаправленность, управляемость, технологичность и результативность деятельности человека детерминирует изменения социальной реальности, на которую эта деятельность направлена, в том числе и идентичности — как собственной, так и окружающих людей. В этом смысле процесс воспитания и образования детей в семье, детском саду, школе или вузе есть формирование и переформатирование контуров идентичности. Сюда же относится и самовоспитание.

Присутствие в жизнедеятельности общества и человека, в том числе в наличных и формирующихся идентичностях осознанного, целевого начала, а также управленческого элемента, дает основания рассматривать идентичности как проекты, которые люди реализуют с большим или меньшим успехом. Действия по их изменению также означают реализацию некоего проекта.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации. Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Качественный скачок в профессиональном развитии человека происходит в ходе профессионального обучения.

Профессиональное обучение является основой формирования профессиональной идентичности студентов – будущих специалистов. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Профессиональная деятельность является основой формирования профессиональной идентичности специалиста.

Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности представляет собой научно обоснованную и технологически упорядоченную систему управленческих воздействий социальных субъектов высшей школы, развивающуюся на основе принятых в обществе социальных стандартов и с учетом региональной, отраслевой и профессиональной специфики вуза.

Главная функция этого механизма – обеспечить формирование и максимально эффективное воздействие на специалиста интеллектуальной развивающей среды. К основным элементам этого механизма относятся управленческие цели и задачи, объекты и субъекты управленческих воздействий, технологический, социально-нормативный, административный, учебно-педагогический, информационно-методический, воспитательный и личностный элементы управленческого воздействия.

Все элементы социально-технологического механизма функционально связаны между собой в едином управленческом процессе, который определяется единством внешних и внутренних управленческих воздействий, учебными циклами высшего учебного заведения, его управленческими возможностями и опытом практической работы конкретного учебного заведения.

Создание или использование технологий дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости и моделируемости процесса деятельности, гарантию получения заданных свойств и качеств, ради которых сама технология и применяется.

Согласно мнению автора, наибольший интерес представляет классификация социальных технологий с позиции отношения к управленческим решениям. По этому основанию социальные технологии делятся на два типа:

  • социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений в рамках социологической проблематики или технологии социологической диагностики;
  • социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений или социальные технологии реализации.

Одной из существенных особенностей социальной технологии является умение работать с людьми, чтобы раскрывать их потенциальные ресурсы и возможности в целях оптимизации и повышения эффективности их деятельности.

Управленческие цели и задачи выражают общую направленность социально-технологического механизма управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности специалиста на достижение позитивного результата. Они сориентировны на конечный результат — развитый интеллект, который характеризуется объемом знаний и умений, позволяющих адаптироваться к условиям окружающего мира и реализовать себя как автономную личность.

К объектам управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности следует отнести: совокупность параметров многоуровневого порядка врожденных и приобретенных: физических, психических, духовных и социальных в их целостности, многообразии и взаимозависимости; социально значимые факторы и процессы, оказывающие на развитие интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности студентов-юристов прямое и опосредованное влияние.

К субъектам управленческих воздействий в вузе относятся: лица, занимающие административные должности; профессорско-преподавательский состав; студенческие коллективы (группы); молодежные организации и объединения; средства массовой информации; семья. Для эффективного влияния на интеллектуальное развитие объекта воздействия сами субъекты управления должны иметь высокий уровень интеллекта, который может служить ориентиром для студентов, развития их интеллектуальных качеств и профессиональной идентичности.

Социально-нормативный элемент управленческого воздействия выполняет регулирующую и стимулирующую роль в развитии интеллектуального потенциала в обществе и в системе образования. В настоящее время его состояние обусловлено существующей законодательной и служебно-нормативной базой обеспечения образовательного процесса. Но, к сожалению, ценность интеллектуального ресурса и направленность высших образовательных учреждений на подготовку качественно новых интеллектуально развитых управленческих кадров законодательно и концептуально не закреплена.

К административному элементу управленческого воздействия относятся лица, занимающие административные должности. Он может рассматриваться как система исполнительно-распорядительных функций, по поддержанию определенного порядка, организации образовательной деятельности, способствующей развитию интеллекта и профессиональной идентичности специалистов. Управление развитием интеллектуального потенциала специалистов со стороны администрации может и должно осуществляться в рамках установленной и принятой системы мероприятий, обеспечивающих интеллектуальную потребность специалистов, умение совершенствовать свои интеллектуальные возможности.

Учебно-педагогический элемент социально-технологического механизма — это один из основных компонентов управленческого воздействия на процесс формирования интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности специалиста на этапе обучения в вузе. Поэтому в современном вузе основную роль в управлении развитием интеллектуального потенциала студентов играет преподаватель. Однако, деятельность педагогов в основном направлена на обеспечение студентов большим объемом знаний и профессиональными умениями, но недостаточно ориентирована на развитие его интеллектуального потенциала, формирование творческого, поискового отношения к самому себе, будущей профессии и обществу в целом.

Информационно-методический элемент управленческого воздействия представляет собой необходимую информационно-методическую базу, которая используется в процессе управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности студента. Возможности вуза в области научного информирования и формирования банка данных научной информации формируются за счет нескольких источников: высоко подготовленных в профессиональном и научном отношении кадров профессорско- преподавательского состава; пополнения фондов библиотек вузов новой литературой и информационными материалами; периодического издания научно-информационных материалов, обзоров научной информации кафедрами и научно-исследовательскими отделами; обобщения материалов научных конференций, форумов, дискуссий и других мероприятий. Развитие отношений между субъектом и объектом управления, грамотное принятие управленческого решения всецело зависит от полноты и своевременности поступления социально-управленческой информации.

Технологический элемент (социальные технологии и процедуры) управленческого воздействия представляет собой совокупность приемов, методов и действий, с помощью которых достигаются поставленные цели в процессе осуществления управленческой деятельности. По сути — это «лаборатория» исследования и формирования управленческих действий социальных субъектов (приемов, методов, подходов и др.) в области управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности студентов-юристов.

Воспитательный элемент управленческого воздействия предполагает обоснование ценности высокого интеллекта будущего юриста в его самореализации, в обучении, развитии индивидуальности. Ценность интеллектуального развития в результате такой деятельности должна быть интериоризована студентами.

Личностный элемент управленческого воздействия является интегрирующим. Он включает в себя весь спектр выделенных элементов управления, воздействие которых направлено непосредственно на личность студента и -имеет относительную самостоятельность в воздействии на его интеллектуальное развитие, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставлять себя обществу и идти на компромисс. Личностный элемент сопряжен с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю, в целом, к самоуправлению развитием собственного интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности.

Таким образом, социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности специалистов представляет собой упорядоченную систему целенаправленных управленческих действий непосредственно связанных между собой социальных субъектов и объектов, формируемых на основе внешних управленческих воздействий (функциональное управление) и внутренних личностных управленческих воздействий (самоуправление). Главная функция этого механизма — обеспечить формирование и максимально эффективное воздействие на студентов-юристов интеллектуальной развивающей среды.

Обобщая первую главу, можно сделать вывод касательно того, что идентичность являясь синтезом характеристик людей в уникальную структуру, рассматривается и как сумму знаний про себя, и как чувство, и как единство поведенческое. Выделяются разные виды идентичности, например, в зависимости от выраженности социальных или личных аспектов «Я» выделяют социальную и личную идентичность. Социальная идентичность характеризуется принадлежностью человека к определенной социальной группе.

Изучение идентичности социальной сконцентрировано на понимании механизма отнесения себя человеком к какой-нибудь социальной группе, в данном случае, к профессиональной.

В данной роботе был сделан вывод касательно того, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать в качестве подвида социальной идентичности. Такую точку зрения доказывает следующее утверждение о том, что профессиональная идентичность имеет все основные признаки социальной идентичности, которые выражаются через членство в определенной социальной группе, положительное отношением к этой социальной группе, осознание отличий от других социальных групп и т.п.

Однако, определяя профессиональную идентичность как подвид социальной идентичности, она все же является личностным качеством, поэтому оказывает воздействие на некоторые стороны мышления личности.

Единого подхода к определению профессиональной идентичности нет, так как авторы разных психологических школ укладывают свой смысл в трактовку этого феномена.

На базе проведенного анализа разных подходов профессиональная идентичность рассматривается, как итог процессов профессионального самоопределения, самоорганизации и персонализации, проявляющийся в осмыслении себя представителем определенной профессии.

Профессиональная идентичность складывается в процессе профессионального установления личности.

Профессиональное обучение является основой формирования профессиональной идентичности студентов — юристов. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

Важной задачей вузовского образования, помимо передачи знаний и умений, является формирование личности профессионала, содействие в развитии его профессиональной идентичности.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2