2.3. Проведение программы формирования межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса учащихся во внеклассной игровой деятельности и оценка результативности
Для достижения поставленной в исследовании цели формирования социального статуса школьника в детском коллективе в условиях внеклассной игровой деятельности совместно с классным руководителем и психологом была разработана и апробирована «Программа формирования познавательной активности, развития межличностных отношений и социального статуса младшего школьника в условиях внеклассной игровой деятельности».
Обоснование формирующей программы
Необходимость разработки данной программы, вызвана выявленной в результате констатирующего этапа исследования низкого уровня познавательного интереса, а также и в большинстве случаев, негативного отношения учащихся 2Б класса и к школе и друг к другу.
Таким образом, учащиеся 2А класса явились контрольной группой, а учащиеся 2Б класса – экспериментальной.
Цель программы формирования познавательной активности, развития межличностных отношений и социального статуса младшего школьника в условиях школьного коллектива во внеклассной деятельности.
Достижение этой цели предполагало решение ряда задач:
1).Создание определенных условий для повышения самооценки, снятия барьеров и страхов общения, снижения тревожности учащихся.
2). Расширение общей осведомленности учащихся, пополнение активного словарного запаса.
3). Активизация познавательного интереса в процессе проведения психотехнических игр.
4). Вовлечение учащихся в совместную в микрогруппах игровую познавательную деятельность за счет разработки познавательного проекта — презентации.
Программа формирования и развития сплоченности детского коллектива включала в себя блоки.
Первый блок программы направлен на создание условий для последующей более активной деятельности учащихся посредством проведения психотехнических упражнений по снятию тревожности, повышению самооценки, уверенности в себе, по развитию конструктивных способов общения с одноклассниками и взрослыми.
Второй блок программы так же направлен на создание условий для последующей более эффективной внеклассной работы — психопрофилактическая работа с педагогами по повышению их психолого – педагогической компетентности в проведении внеклассной игровой деятельности по специально подобранным темам.
Третий блок программы направлен на развитие познавательной активности путем конкретизации познавательного интереса к какой-либо области на основе игровой работы детей в парах, тройках или микрогруппах при контроле и психологической поддержке учителя.
Четвертый блок занятий предусматривает работу по подготовке к презентации подготовленного группами детей информации на изучаемую тему.
Содержание программы
Первый блок.
Цель: мотивирование детей на самопознание.
Занятие 1. Цель: создание психологических условий для активизации познавательной активности.
Задачи: — повышение общей самооценки;
— преодоление психологических барьеров;
Занятие 2. Цель: Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Задачи: — осознание позитивных и негативных сторон личности;
— обучение навыкам диалогового общения;
Занятие 3. Цель: Развитие умений воспринимать себя и других окружающих.
Задачи: — обучение навыкам высказывания и принятия обратной связи;
— обучение умениям сопереживать и выражать симпатию;
Занятие 4. Цель: закрепление умений и навыков восприятия себя и окружающих.
Задачи: — закрепление навыков сопереживания и выражения симпатии;
— закрепление навыков принятия обратной связи;
Занятие 5. Цель: активизация творческого потенциала.
Задачи: — развитие умений находить необычное в обычном;
— развитие умений находить новое применение обычным вещам;
— развитие умений словотворчества;
Блок второй
Цель: Пропагандистская, психопрофилактическая, семинарская работа (в основном с педагогами).
Цель: повышение психолого–педагогической компетентности.
Темы занятий: 1.«Особенности психического развития младших школьников. Причины трудностей обучения проблемных и трудных детей».
«Психотехнологии эффективного обучения младших школьников» (Использование НЛП нейролингвистического подхода, принципов развивающего обучения).
«Психология познавательного интереса. Психолого–педагогические условия оптимизации познавательной активности».
«Формы и методы работы с младшими школьниками по активизации познавательного интереса».
Блок третий
Цель: Развитие познавательной активности учащихся посредством лекционно–просветительской работы.
Задачи: — расширение общей осведомленности; обучение навыкам научно – познавательной деятельности.
Учащиеся подготовили пока индивидуальные сообщения на следующие темы: «Мир звезд», «Солнечная система», «Освоение космоса», «Из чего состоит Земля», «Времена года», «Формы земной поверхности», «Вода в природе», «Животные нашей страны», «Жители степей и пустынь», «Жители Крайнего Севера», «Великие географические открытия», «История компьютеров», «Компьютер и безопасность» и др. темы, в подборе материала и написании которых учащимся помогали старшеклассники и родители.
Во время занятий учащиеся готовят свои микропроекты по интересующим темам в микрогруппах по интересам. Готовят рефераты с использованием словарей, справочников и энциклопедий. Во внеклассной работе дети свои знания дополняют в библиотеке, с помощью родителей и старшеклассников.
Четвертый блок
Цель: Развитие коммуникативных умений, самопрезентации творческих способностей учащихся.
На этом этапе учащиеся разных микрогрупп проводят защиту своих микропроектов используя презентации.
Задачи:
— развитие «умения рассуждать» по теме своего исследования;
— развитие «умений отвечать на вопросы»;
— развитие умений задавать уточняющие вопросы и благодарить собеседников.
Подведение итогов всей деятельности. Обмен впечатлениями. Награждение и поощрений лучших.
Оценка эффективности программы
- В ходе реализации первого блока программы на первом этапе наблюдались трудности в силу личностных особенностей учащихся, их трудной организуемости и привлекаемости к активной групповой работе. Однако за исключением 2 – 3 учеников, остальные все же к концу занятий начали проявлять интерес друг к другу, к своей теме и групповой работе.
- При реализации второго блока программы затруднений не наблюдалось, дети проявили достаточно живой интерес к подготовленным темам, задавали много вопросов по ходу изложения тем.
- При реализации третьего блока, учащимся по выбранным темам были продемонстрированы книги, справочники. С большим удовольствием почти все учащиеся выбрали темы для самостоятельной подготовки в своих микрогруппах сообщения на различные темы. Им было сообщено, каким образом можно подготовить реферат, как работать с книгами и справочниками.
Темы проектных познавательных исследований детей на внеурочных занятиях:
- «Что, как и почему? Удивительный мир техники».
- «Где кончается вселенная? История освоения космоса».
- «Мир живой и неживой природы». «Почему вымерли мамонты?
- «Из истории древнего мира». «Куда и как течет время?»
- При реализации четвертого блока учащиеся испытывали некоторые зажимы в проявлении своей познавательной активности, однако, подготовленные учащимися доклады и презентации были предъявлены слушателям (разрешалось зачитывать доклад с места). По итогам проведенной «Программы…» со всеми учащимися и экспериментальной и контрольной групп была проведена повторная диагностика познавательной активности. О том, насколько изменилась познавательная активность учащихся 4Б класса (экспериментальной группы), можно судить по содержанию задаваемых учащимися вопросов.
У детей появился интерес и познавательная активность к областям познания: астрономия, философия, история, археология, религия, биология, география, психология взаимоотношений, информатика и др.
Область астрономии, космическая область:
Правда ли, что к нам прилетают летающие тарелки? Есть ли люди на Луне? Есть ли другие галактики? Когда наступит конец света? Как произошел мир? Что на свете всего важнее? Как создан человек? Как рождаются дети? Есть ли на Марсе кислород?
Область биологии и географии:
Как выводятся живые существа? Зачем нужны деревья? Почему на деревьях листья? Зачем нужен природный газ? Почему слон большой? Почему небо течет? Почему озеро глубокое, а дно неровное? Почему Земля круглая? Как появилась Вселенная? Как появились планеты, Земля? Почему после лета идет осень? Почему львы рачат, орлы летают? Сколько на планете людей? О чем говорят дельфины? Сколько на планете людей?
Область истории и археологии:
Когда появился первый человек? Почему вымерли динозавры? Были ли на самом деле мамонты? Какая пирамида самая старая?
Область техники:
Как делают компьютер? Как горит свет в лампе?
Сколько было лет Ленину перед смертью? Для чего мы живем?
Кто открыл Америку? Почему мечты не сбываются?
Какая температура внутри солнца?
Есть ли внутри Земли ядро и можно ли его взорвать?
Почему в пустыне много песка?
Сохранилась некоторая общая тревожность, о которой можно судить по вопросам: Сколько я буду жить? Как я буду жить? Смогу ли я учиться на 4 и 5? Когда люди перестанут загрязнять и убивать природу?
Когда прекратятся войны между странами? Почему со мной никто не водится? Как научиться не ссориться? Как научиться быстро делать уроки?
У многих учащихся 2Б класса появилось желание получать 4 и 5, научиться быстро делать уроки, быстро узнать обо всем, не ссориться с друзьями и др. желания.
С большим удовольствием учащиеся готовили свои презентации и рефераты в картинках по выбранной теме выступления. Выступления, не зачитанные застенчивыми учащимися, также были отмечены и выставлены на выставку проектов в день науки в школе.
Для оценки эффективности проведенной работа была проведена повторная диагностика познавательной активности в этих двух классах. Полученные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 Соотношение качественных характеристик познавательной активности учащихся 2 — х классов до и после эксперимента
Область познания | 2 А класс | 2 Б класс | ||
до | после | до | после | |
1.Материально – бытовая область | 68 | 52 | 64 | 18 |
2. Область философии | 6 | 8 | 4 | 24 |
3.Область истории | 4 | 9 | 4 | 31 |
4.Область астрономии | 4 | 6 | 2 | 82 |
5.Область человекознания | 6 | 12 | 8 | 48 |
6.Область психологии | — | — | — | 26 |
7.Область биологии | — | 4 | — | 64 |
8.Область географии | — | 6 | — | 49 |
9.Область механики | — | — | — | 38 |
10. Область экзистенции | 12 | 16 | 8 | 12 |
11. Общая тревожность | 48 | 52 | 56 | 24 |
Представленные в таблице данные демонстрируют нам следующее:
По сравнению с контрольной группой у учащихся экспериментальной группы (2Б класс) уменьшился интерес к материально – бытовой сфере, вероятно в силу того, что в ходе занятий была реализована идея, что «…человек имеет большие возможности, если захочет достичь жизненных целей».
Резко возрос интерес к астрономии, биологии, географии, механике, философии, истории, человекознанию, что проявилось в количестве задаваемых по этим областям знаний вопросов.
Уменьшилась общая тревожность учащихся (вероятно в силу проведенных индивидуальных занятий по коррекции внимания, памяти, мыслительных навыков), незначительна разница и в области экзистенции.
Полученные данные проявления познавательной активности до и после формирующей работы представили в таблице 7 и на рисунке 7.
Таблица 7 Показатели уровней познавательной активности учащихся 2 – х классов до и после проведенного эксперимента (%)
Класс | Высокий | средний | низкий | |||
до | после | до | после | до | после | |
2 А | 35 | 35 | 40 | 45 | 25 | 20 |
2 Б | 10 | 40 | 25 | 40 | 65 | 20 |
Познавательная активность существенно увеличилась у учащихся 2Б класса, что подтверждается предыдущими комментариями качественной стороны их активности. Низкого уровня активности не обнаружено, видимо по причине активного участия в доступной для каждого ученика форме в научно – познавательной деятельности, пусть даже пока на уровне начальной школы.
Результаты до и после повторной диагностики привлекательности класса и внутригруппового статуса представлены в таблице 8, на рисунке 5 и в приложении 1.
Таблица 8 Средние значения уровней оценки учащимися привлекательности до и после экспериментальной работы своего класса (%)
Класс | Высокий | Хороший | Нейтральный | Негативный | ||||
до | после | до | после | до | после | до | после | |
2 А | 35% | 30% | 45% | 50% | 20% | 20% | 0% | 0% |
2 Б | 0 | 30% | 35% | 50% | 45 | 10% | 20 | 0%% |
Из представленных данных видно, что в целом также 80% учащихся 2А класса в целом довольны атмосферой своего классного коллектива. Для них классный коллектив является очень привлекательным.
Нейтральное отношение ребенка к коллективу выявлено у 20% учащихся. Вероятно у них появилось некоторое желание изменить свое отношение в коллективе. Негативного отношения к классу не выявлено.
Во 2Б классе высокий уровень выявлено уже 30% наиболее активных учащихся. Хорошо адаптированы уже 50% учащихся. Нейтральное отношение у 10% и негативного отношения к классу и школе не выявлено.
Результаты до и после повторной диагностики социального статуса представлены в таблице 9, на рисунке 6 и в приложении 1.
Таблица 9 Средние значения выявленных статусов учащихся внутри классного коллектива в (%)
Класс | Звезды | Предпочи таемые | Игнори руемые | Отвергаемые | ||||
до | после | до | после | до | после | до | после | |
2 А | 25% | 25% | 75% | 75% | 0% | 0% | 0% | 0% |
2 Б | 10% | 30% | 70% | 70% | 20% | 0% | 0% | 0% |
При повторной диагностике после экспериментальной работы выявлены следующие варианты социометрического статуса.
В 2А классе — популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) остались при своих положительных выборах. Ситуация в статусах детей не изменилась.
А во 2Б классе, вероятно за счет самопрезентации в проектах, совместной деятельности детей среди детской группы этого класса появились новые «звезды» их стало 30%.
Практически все дети стали интересоваться друг другом. Об этом свидетельствует то, что 70% оказались в числе предпочитаемых. Вероятно такая ситуация сложилась и по причине изменения отношения учителя к детям с сурового на более теплое и дружелюбное. Каждый ребенок получал внимание и поддержки детей со стороны учителя.
Для оценки результативности проведенной формирующей работы с учащимися 2Б класса, полученные результаты мы еще раз сравнили результаты после с применением U-критерия Манна–Уитни.
Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10 Показатели различий изучаемых характеристик в классах после формирующей работы
Исследуемые характерис тики | Эмпирич. значение критерия U | Уровень значи мости | Сумма рангов «в 1 группе» | Сумма рангов «во 2 группе» | Вывод о Значимости различий |
Познавательная активность | 195,0 | 0,903 | 415,0 | 195,0 | нет разницы |
Привлекательность класса | 180,0 | 0,579 | 430,0 | 390,0 | нет разницы |
Статус | 179,5 | 0,568 | 430,5 | 389,5 | нет разницы |
Из представленных данных мы видим, разницы в изучаемых характеристиках не выявилось. Показатели по этим изучаемым характеристикам сравнялись. Учащиеся 2Б класса стали проявлять больший интерес к своим одноклассникам на основе общих интересов. Они стали более дружными и коммуникабельными.
Таким образом, проведенная с учащимися 2Б класса работа по формированию положительного внутригруппововго статуса и эффективных межличностных отношений детей в классе на основе совместной познавательной деятельности в условиях внеклассной игровой деятельности оказались результативной.
Выводы по второй главе
В результате констатирующего этапа исследования были получены результаты, свидетельствующие о хорошей познавательной активности учащихся 2А класса и достаточно низком познавательном интересе учащихся 2Б класса. Достаточно низкой обнаружилась и познавательная активность, 65% учащихся 2Б класса не проявили познавательного интереса ни к каким областям знаний. Содержание познавательной активности разнообразием не отличалось, и носило в основном материально – бытовой характер.
Оценка школьниками привлекательности своего класса показала, что 80% учащихся 2А класса в целом довольны атмосферой своего классного коллектива. Для них классный коллектив является очень привлекательным. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива. Все дети хорошо адаптированы в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
Во 2Б классе – иная картина высокого уровня отношения к классу не выявлено. Хорошо адаптированы только 35% учащихся, нейтральное отношение у 35% и негативное к классу и школе – у 20% учащихся. Можно утверждать, что эти дети не удовлетворены своим положением и ролью в классе, возможна их дезадаптация.
Анализ полученных данных по статусам детей показал во 2А классе хорошую взаимность выборов детей. В 2Б классе таких выборов было выявлено мало. Предположительно, такая ситуация сложилась из-за неправильной очень жесткой стратегии воспитания межличностных отношений учителем 2Б класса.
Таким образом, было выявлено, что во 2А классе ситуация межличностных отношений более благоприятна, а во 2Б классе необходима коррекционно-формирующая работа.
До формирующей работы для подтверждения наличия разницы в измеряемых показателях учащихся 2А и 2Б класса применялся статистический метод U критерия Манна-Уитни. Результаты статистического анализа выявили различия в изучаемых характеристиках (познавательном интересе, привлекательности класса и статуса внутри коллектива) у учащихся 2А и 2Б класса. Во 2А классе все исследуемые характеристики выше, чем у учащихся 2Б класса.
Исходя из полученных результатов, по запросу учителя этого класса была разработана и проведена «Программа формирования познавательной активности, развития межличностных отношений и социального статуса младшего школьника в условиях школьного коллектива» для школьников 2Б класса.
После проведенных формирующих занятий с учащимися 2Б класса была проведена повторная диагностика по всем показателям.
Поскольку с учащимися 2А класса (контрольной группой) никаких занятий не проводилось, то и изменений при повторной диагностике не выявилось ни по одному измеряемому параметру.
Во 2Б классе обнаружились изменения познавательного интереса. О том, насколько изменилась познавательный интерес учащихся 2Б класса (экспериментальной группы), мы судили по содержанию задаваемых учащимися вопросов. Появился интерес и познавательная активность учащихся к областям познания: астрономия, философия, история, археология, религия, биология, география, психология взаимоотношений, информатика и др. У многих учащихся появилось желание учиться на 4 и 5, научиться быстро делать уроки, быстро узнать обо всем, не ссориться с друзьями и др. желания, косвенно свидетельствующие о произошедших изменениях в потребностно – мотивационной сфере учащихся.
По сравнению с контрольной группой у учащихся экспериментальной группы уменьшился интерес к материально – бытовой сфере, вероятно в силу того, что в ходе занятий была реализована идея, что «…человек имеет большие возможности, если захочет достичь жизненных целей». Вырос интерес к астрономии, биологии, географии, механике, философии, истории, человекознанию. Уменьшилась общая тревожность учащихся. Существенно улучшились отношения в коллективе учащихся они стали более дружными при выполнении совместных проектов, изменился также в положительную сторону и социальный статус детей.
Заметно изменилось также и отношение педагога 2Б класса к детям. В процессе подготовки с каждой группой детей проектов, она оказывала каждому индивидуальное внимание, поощряла, учила их искать и обрабатывать нужную информацию, помогала готовить выступления.
Сравнительный анализ полученных данных до и после проведенной экспериментальной формирующей работы c применением статистического метода U критерия Манна-Уитни, показал отсутствие различий в измеряемых показателях у детей 2А и 2Б класса, что позволяет сделать вывод, что разработанная и апробированная нами «Программа формирования познавательной активности, межличностных отношений и социального статуса во внеклассной игровой деятельности» является результативной.
Заключение
Теоретический анализ темы и проблемы данной работы показал, что роль учителя при формировании коллектива очень велика. В работе по формированию социального статуса школьника в классном коллективе важное место отводится не только классно-урочной деятельности, но и внеклассной деятельности и особым педагогическим и психологическим условиям. Непосредственное отношение к формированию этих условий имеет классный руководитель. Он может вполне формировать межличностные отношения и сплоченность ребят во внеклассной деятельности на основе игровых технологий, коллективной деятельности или разработки совместных проектов, обеспечивая тем самым положительный статус каждого школьника внутри коллектива.
Цель выпускного квалификационного исследования состояла в выявлении возможность формирования благопрятных межличностных отношений, познавательной активности и cоциального статуса учащихся во внеклассной игровой деятельности.
Поэтому, для достижения цели исследования была проведена диагностическая работа по выявлению отношения школьников к своему классу, выявлению их внутригрупповых статусов и познавательных интересов. Полученные данные позволили разработать программу формирования игровой познавательной активности, развития межличностных отношений и социального статуса младшего школьника в условиях школьного коллектива на основе совместной познавательной деятельности школьников по разработке групповых проектов.
С применением разработанной программа была проведена формирующая работа с детьми 2Б класса по развитию познавательной активности, благоприятных межличностных отношений учащихся, а также обеспечения тем самым положительного социального статуса школьника.
Повторная диагностика и сравнительный анализ полученных данных до и после формирующей работы позволяют сделать выводы, что: формирование социального статуса младших школьников в условиях коллектива класса будет результативным при создании соответствующих педагогических условий.
Таким образом, результаты проведенной программы формирования положительного социального статуса младших школьников во внеурочной деятельности, успешное совместное выполнение детьми проекты и рефераты под руководством классного руководителя, позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование социального статуса младших школьников в условиях коллектива класса будет результативным при создании соответствующих педагогических условий, а именно:
— при наличии у ребенка высокого уровня познавательной активности;
— при включении младшего школьника в коллективные виды игровые виды деятельности;
— при положительном стиле взаимодействия педагога с учащимися.
Теоретический анализ работ по теме показал, что наиболее важными навыками, которые дети приобретают посредством игры, являются умение сотрудничать, вести переговоры и разрешать возникающие конфликты, что поможет в дальнейшем избегать или правильно решать возникающие в общении проблемы. Именно игра в группе помогает детям быстрее освоиться с новыми эмоциями и чувствами – гневом, счастьем, печалью, страхом, волнением, разочарованием и стрессом.
В решении задач личностного развития особое внимание исследователи уделяют сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям и играм интеллектуально-познавательного характера.
Все рассмотренные в данной контрольной работе категории и виды игр имеют очень большое значение и для личностно-эмоционального, и для социально-интеллектуального и для физического развития дошкольника.
В играх дети получают возможность проявления разнообразной умственной и двигательной активности, развиваются их творческие способности и вместе с тем и все социально- психологические умения и навыки. Особое значение игры игра приобретает в период подготовки дошкольников к школе.
Таким образом, на cегодняшний день уже многими педагогами и психологами признается, что игра как средство развития дошкольников и младших школьников является одним из лучших способов воспитания и обучения ребенка, и чем разнообразней будут эти игры, тем более развитым будет ребенок.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют констатировать, что формирование благоприятных межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста возможно при условии включения школьников в организованную игровую творческую деятельность по расширению и побуждению их к познавательной активности во всех сферах жизнедеятельности.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Список использованных источников
- Абраменкова, В. В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2010. — №7. – М. – С.16 – 19.
- Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 2013. — 256 с.
- Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2011. — 195 с.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т.4.
- Арсентьева, В.П. Игра ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: ФОРУМ, 2009. 286 с.
- Бакина, М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. – М. — С.58 – 61.
- Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение,2011. – 186 с.
- В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. – Челябинск. – Южно-Уральское книжное издание, 1970. – 258 с.
- Винникова, И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. – 2002. — №3. – М. – С.25 – 28.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2012. 288с.
- Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие – М.: А.П.О., 2009. – 184 с.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1999, № 6. C.14-16.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — Минск: Харвест; М.: ООО Издательство АСТ, 2003. 800 с.
- Детская психология: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 19888. -399с.
- Довыдов, К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива / К.Д. Довыдов. Кадры, 2015. 208 с.
- Дружинин, В.Е. психология эмоций, чувств, воли. -М.: ТЦ Сфера, 2003.180 с.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
- Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. — 2004. — №5. – М. — С.14 – 24.
- Елжовой, Н.В. Познаём мир и себя. М.: И.В.Ц. Минфина, 2012. 184 c.
- Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. — №4. – М. – С.2 – 7.
- Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М.: Просвещение, 2012.
- Зайцева, О.В., Карпова, Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль. – Академия развития, 1998. – 119 с.
- Захарова, Т., Лежнева, Г. Начальная школа как составная часть воспитательной системы // Воспитание школьников. – 2003. — №8. – М. – С. 6 – 8.
- Зябкина, И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. — 2002. — №4. – М. — С.124 – 126.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин– СПб.: Питер, 2012. – 783 с.
- Киричук, А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе: проблемы общения и воспитания / А. В. Киричук, Л. А. Буевой. –М.: Тарту, 2014. – 197 с.
- Кларин, М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. — 2004. — №5. — М. — С.45 – 59.
- Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие / Я.Л. Коломенский. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
- Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА — информ», 2013 – 312 с.
- Колоцца, Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Пер. с итал. — М.: Наука, 1999. – 220 c.
- Леонтьев, А.Н. Очерк развития психики / А.Н. Леонтьев–2-е изд. М.: Академия, 2012. 240 с.
- Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
- Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М. — Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
- Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. – Речь, 2012. – 156 с.
- Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко, В.В. Кумарин. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1999. — 261с.
- Моторин, В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 2001. — №5. – М. – С. 6 – 15.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.:ТЦ Сфера, 2010.- 234 c.
- Петрунек, В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. – М.: Педагогика, 2014. — 239 с.
- Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 320 с.
- Прихожан, А.М. Психология тревожности. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2012. — 206 с.
- Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание. – М. – Новая школа, 1998. – 252 с.
- Соковня, И. Игровые методики // Родительское собрание. – 2004. — №1. – М.. – С. 77 -91.
- Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.
- Ушакова, О., Графова, Е. Скрытые возможности игровой терапии // Защити меня. – 2005. — №1. – М. – С. 39 – 43.
- Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;
- Флюгельман, Э. и др. Сборник игр «Приключения в классной комнате». – М.: ВЛАДОС, 2012. — 220 c.
- Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. – 2005. — №3. – М. – С. 30 – 34.
- Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. – 2005. — №2. – М. – С. 119 – 126.
- Ханина, Е.Е., Солопова, А.В. Игровая форма обучения // Открытая школа. – 2004. — №5. – М. – С. 63 – 66.
- Шмаков, С.А. Игра и дети. – М. – Знание, 2009. – 64 с.
- Щербаков, С.В. Коллективные игры на уроках // Биология в школе. – 2002. — №3. – Пенза. – С. 28 – 32.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2012 384 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014— 360 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1] (дата обращения 05.01.2018).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф