2.2 Основные информационные законы.
Информация подчиняется основным законам:
Закон взаимодействия информации и энергии.
Информация не существует без носителя. Энергоинформационная емкость системы определяет устойчивость ее функционирования. Информация взаимодействует с энергией, энергия взаимодействует с информацией. В результате такого взаимодействия информация как явление подчиняется обще физическим законам, одновременно сохраняя свои особенные закономерности.
Закон цикличности и периодичности движения информации в системе.
Движение информации в системе происходит с определенной частотой и периодичностью. Количество информации в системе снижается и повышается с определенной частотой. Соответственно изменяется количество энергии в системе. Гармонично с колебаниями системы колеблются процессы в ее элементах. Сама система колеблется с определенной гармонической частотой относительно более общей системы, в которой она играет роль ее элемента. Такой подход позволяет создать методики для прогнозирования состояний систем в будущем и оценки прошлых состояний на основе исследования известных периодов колебаний.
Закон информационно – вероятностного постоянства.
Суммарное количество информации (I) и энтропии (S) i- того состояния системы возникающего в результате любого процесса является постоянным.
Закон накопления информации, постоянного увеличения энергоинформационной емкости систем.
Один из основных законов существования и развития органического мира. В результате постоянно расширяющего разнообразия форм материи накапливается информация позволяющая совершенствоваться в вопросах сохранения энергии и свойствах обеспечивающих устойчивость существования и накопления дальнейшей информации. С увеличением производительности средств и способов накопления и сохранения информации энергоинформационная емкость существующих систем увеличивается, позволяя тем самым обеспечивать сбор, обработку и хранение еще больших объемов информации.
Закон предельного количества информации обрабатываемого в единицу времени.
Для человека существует понятие первого информационного барьера. Поток информации, который необходимо обработать, пропорционален сложности системы управления.
V=yСл=y(n+m)^2, где
y — некоторый коэффициент пропорциональности подбираемый эмпирическим путем.
n – число управляющих подсистем;
m — число объектов управления в системе.
Для человека возможности по переработке информации (число выполняемых операций в единицу времени в единицу времени) считается равным Vчел = 106 операций в год. Если V≥Vчел , то эффективно управлять один человек уже не может. При сложности системы выше первого информационного барьера возможности человека увеличивают с помощью средств, повышения производительности интеллектуального труда. Для дельнейшего расширения возможностей по переработке проводятся мероприятия по разделению объемов информации между несколькими лицами. Создаются специализированные коллективы по переработке информации.
2.3 Информационная природа чрезвычайной ситуации и ее последствий
Рассмотрев некоторые предположения о природе информации, предпримем попытку применить их в области теории гражданской защиты населения и территории.
В результате воздействия определенной энергии Е, уровень энтропии в некоторой системе, такой как предприятие или территория, возрастает. Количество информации в системе недостаточно для снижения энтропии и восстановления упорядоченности. Энергетическая составляющая системы возросла, как показано на рис. 4

Однако количество информации уменьшилось относительно того, каким оно было при меньшем количестве энергии. Соответственно система вышла из равновесия. Дальнейшее поведение системы нетрудно предсказать. Так как количество информации и без того не обеспечивает энергетику системы, количество энтропии будет возрастать, а количество информации в системе будет снижаться, наступит хаос и произойдет разрушение системы.
Вывод из предложенных рассуждений можно сформулировать следующим образом.
Главной задачей предотвращения и ликвидации ЧС предположительно является накопление больших массивов информации заблаговременно и ввод «информации» в аварийную систему.
Из такого подхода вытекает, что потенциал гражданской защиты должен иметь структуру, позволяющую в короткое время обеспечить управление в районе ЧС силами и средствами, соизмеримыми с масштабами ЧС.
Система гражданской защиты России должна получить свою философию, свои основные принципы, одним из которых, возможно, после дополнительной проработки, проведения исследований и станет принцип информационного подхода к природе чрезвычайных ситуаций.
Исходя из предложенного подхода к природе энергоинформационного обмена в системах, сущность информационного воздействия на систему будет иметь аналогичные последствия, как в случае с прямым энергетическим воздействием.Рис№4.
Теория защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени должна включать в себя вместе с вопросами предотвращения и ликвидации ЧС возникающих в результате природных катаклизмов и техногенных аварий и вопросы ведения информационного противоборства в своей области.
В работах профессора Мухина В.И. рассматриваются основные задачи информационной борьбы.
Снижение информационного потенциала государства вероятного противника, которое достигается путем:
- информационно – психического воздействия на общество;
- промышленного, научного и военного шпионажа;
- организации «утечки мозгов».
Завоевание информационно-технологического превосходства:
- проведение исследований в области информационных технологий;
- скупка передовых информационных технологий за рубежом;
- влияние на лицензионную политику в области экспорта передовых технологий;
- совершенствование технологий и технических средств защиты информации и технических средств обеспечения информационной безопасности.
Обеспечение информационной безопасности государства, которая достигается применением технических средств защиты информации, совершенствованием организационных структур, правовой основы, форм и методов обеспечения информационной безопасности.
Механизмы влияния на общество и отдельную личность информационного оружия изучены не в полной мере. Но известно, кто ими владеет, тот и побеждает. Великие полководцы прошлого в разной степени успешно применяли информационное оружие с большим успехом. В современном мире информационные технологии приобрели невиданный размах в политике. Такое положение дел подтверждает истинность высказывания о том, что информация правит миром.
2.4 Система Гражданской защиты населения и территорий.
Система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов взаимодействующая с внешней средой, и, как правило, является частью системы более высокого порядка, элементы которой представляют собой системы более низкого порядка.
Теория систем в современном состоянии представляет собой многоуровневую понятийную схему, включающую разнообразные модели систем, которым придается различная форма от описательной формы, до строго формальной.
Теория гражданской защиты – система знаний о характере, закономерностях возникновения ЧС, путях их предотвращения, строительстве и подготовке системы ГЗ к проведению комплекса мероприятий защиты и ведения АСДНР.
Система ГЗ — организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих защиту населения, территории, природных ресурсов, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного и военного характера, возникающих в мирное и военное время.
Управление системой — функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы или цели деятельности системы.
Основным «материалом» обрабатываемым в процессе управления является информация.
В системе управления ГЗ используются два способа формирования локальных функциональных подсистем: по временным признакам (по фазам управления) и по функциональным признакам. Возможно использование так же критериев разбиения таких как, минимальное число информационных связей (объем информационных потоков) между подсистемами, минимальные транспортные потоки между подсистемами и др.
При формировании совокупности функциональных подсистем СГЗ, хорошо описывать связи между подсистемами заключающиеся в выделении и последующем изучении материальных и информационных потоков. Под материальными потоками понимается первичное сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, электрическая и тепловая энергия, рабочая сила, механизмы и т.д. Информационные потоки представляют собой различные сведения о состоянии элементов ЧС и внешней среды, о возмущающих и управляющих воздействиях и другие данные необходимые для достижения цели наиболее эффективным способом.
Формирование функциональных подсистем по временному признаку предполагает разделение общего процесса управления на стратегическое и оперативное планирование и стратегическое и оперативное управление.
Основные противоречия, влияющие на оптимальность управления в ЧС:
- – между сложностью оценки ситуации и принятия оперативных решений и практически нулевыми ресурсами времени для принятия и реализации управленческих решений;
- – эволюцией в направлении все большей специализации при решении управленческих задач на конкретном объекте (участке) и необходимостью общей системной интеграции при принятии управленческих решений в органе управления;
- – необходимостью централизации управления, обеспечивающей взаимоувязку действий, сил и средств, а так же оперативность координации и управления, и потребностями децентрализации, которая гарантирует устойчивость в управлении, повышает оперативность решения локальных задач и инициативу руководителей на объектах (участках) ведения АСДНР;
- – обоснованностью принимаемых решений и оперативностью управления.
Разрешение указанных противоречий является целью совершенствования системы оперативного управления в условиях ЧС.
Комплекс мероприятий по оперативному руководству операцией ГЗ включает в себя:
- Оповещение и информирование населения о возникновении ЧС.
- Организация и ведение разведки зоны ЧС.
- Мобилизация сохранившихся сил и средств для ликвидации ЧС.
- Охрана важных государственных объектов и оцепление разрушенных участков и районов.
- Восстановление и организация систем и средств связи.
- Определение зон и участков ведения АСДНР.
- Организация комплексного обеспечения групп и формирований ведущих АСДНР.
- Эвакуация населения.
- Организация медицинской помощи и стационарной базы для госпитализации пострадавших.
- Организация эпидемиологического и ветеринарного контроля.
- Обслуживание безвозвратных потерь.
- Организация работы пресс-центра и информационно- справочной службы.
Информационное обеспечение – комплекс мероприятий по сбору, накоплению и обработке информации, проводимых в целях предоставления органам управления исходных данных для принятия решений и контроля их исполнения. Согласно ГОСТу в состав информационного обеспечения включается:
- Единая система классификации и кодирования информации.
- Унифицированные системы документации.
- Массивы информации, используемые в АСУ.
Процесс управления делится на фазы количество и содержание, которых в разных источниках несколько различается. Для системы ГЗ приняты следующие фазы управления:
- Определение цели предстоящих действий.
- Сбор информации.
- Принятие решения.
- Планирование.
- Доведение задач до подчиненных.
- Непосредственное управление выполнением поставленной задачи.
- Контроль эффективности действий.
Рассмотрим, как распределяются фазы управления в соответствии с предложенным выше подходом. Рис.5.

В точке со значением Imax принимается решение на проведение работ. В противоположной точке Еmax начинается выполнение работ. Предложенный цикл длится во времени, приобретая вид спирали. Необходимо оговорится, что представление цикла в виде правильной окружности является упрощением для реального процесса.
В соответствии энергоинформационным обменом в системе располагаются и фазы управления. Конечная фаза управления – контроль эффективности действий является ни чем иным как первой фазой нового цикла управления – сбор информации для осуществления нового цикла управления.
Условия работы системы управления в ЧС определяются главным образом сжатыми сроками для оценки ситуации и принятия решений. Это предъявляет высокие требования к достоверности исходной информации. Основная задача органа управления в организации информационного обеспечения это выполнение функций по накоплению оперативной информации, ее фильтрации, обработке и обобщению.
При управлении в условиях ЧС не существует затрат труда и капитала, несвязанных с использованием информации. Информационный фонд в условиях ЧС становится основным ресурсом эффективного принятия решений, направленных на ликвидацию ЧС. Как правило, в условиях ЧС основной проблемой в принятии и реализации эффективных управленческих решений является недостаток не ресурсов, а информации, необходимой для эффективного использования этих ресурсов. Информация о возможностях возникновения ЧС и тенденциях ее развития поступает в систему управления в ходе изучения внешней среды, прогнозирования и анализа ее состояния.
2.5 Анализ информационных потоков на базе классической модели системы управления
Рассмотрим процесс функционирования системы с точки зрения взаимодействия информации и энергии.
Система S находится в начальном состоянии характеризующимся набором параметров S0 . С получением некоторого количества информации I0 и, используя ресурсы (энергию) Е0 система переходит в состояние S1. С получением информации I1 и используя оставшуюся энергию Е1, система переходит в состояние S2. Так, последовательно, с получением некоторых количеств информации, система изменяет свое состояние, используя энергию, имеющуюся с системе или подаваемую из вне, приобретая положение, характеризующееся набором показателей S3..
Так используя, знания и физическую энергию трудится человек. Для достижения успеха в деятельности подразделения необходимо вооружить личный состав знаниями, поставить определенную задачу (информационная составляющая), после чего надлежащим образом обеспечить ее выполнение соответствующими материальными ресурсами и техникой (энергетическая составляющая).
Модель такой системы указанна на рис.6

Важнейшими показателями для изменения состояний системы являются информация и энергия.
Информационную составляющую можно описать следующим выражением: I0= I1= I2= I3= I4. То есть для последовательной смены состояний системы необходимо примерно одинаковое количество информации. Но в системе накапливается опыт (DI)после каждого цикла управления. В этом случае снижается количество информации, поступающее из органа управления необходимое для смены состояний системы. При условии, что в ходе каждого цикла в системе в виде опыта накапливается примерно равное количество информации, выражение примет вид:
I0= I1 (ОУ) +DI= I2 (ОУ) +2DI= I3 (ОУ) +3DI= I4 (ОУ) +4DI;
С увеличением количества циклов управления количество информации передаваемой из органа управления и необходимой для деятельности системы будет снижаться.
Предпримем попытку рассмотреть взаимодействие информации внутри цикла.
На Рис 7. представлено схематическое изображение процесса изменения состояния системы. Получая информацию (Iнач.) от старшего органа управления, орган управления исследуемой системы получает информацию об имеющихся ресурсах (Iресурс), получает информацию об имеющихся силах (Iсил) и средствах (Iср-в), подвергается внешнему информационному воздействию и получает информацию о сложившейся обстановке (Iвнеш) , вырабатывает управляющее воздействие (Iупр) на имеющиеся в наличии силы. Силы, получив информацию (Iупр), подвергаясь внешнему информационному воздействию, получают данные о сложившейся обстановке (Iвнеш), формируют конечное информационное воздействие на средства (Iконеч). Все информационные воздействия зависят от коэффициента достоверности (k)- характеризующего достоверность передачи и получения информации ее полноту и соответствие действительности. Более полно свойства коэффициента достоверности будут рассмотрены ниже.

На основании представленной схемы можно предположить, что значение конечной информации (Iконеч) будет описываться выражением:
Iконеч = k Iсил+ Iвнеш;
где Iсил = k Iупр+ k Iср-в+ Iвнеш;
где Iупр = k Iнач + k Iресурс+ k Iсил+ k Iср-в+ Iвнеш;
тогда
Iконеч= Iвнеш + k(k(k Iнач + k Iресурс+ k Iсил+ k Iср-в+ Iвнеш) + k Iср-в+ Iвнеш);
В конечном виде Выражение запишется так:
Iконеч= k3 Iнач + k3 Iресурс+ k3 Iсил+ k3 Iср-в+ k3 Iвнеш + k2Iвнеш+ (k+1) Iвнеш ;
Для случая, когда конечное воздействие будет равно нулю, т.е. внешняя информация по своему объему и качеству компенсирует информационное воздействие Органа управления выражение примет следующий вид:
k2Iвнеш+ (k+1) Iвнеш = k3 Iнач + k3 Iресурс+ k3 Iсил+ k3 Iср-в;
Iвнеш=(k2+k+1/k)=Iнач+Iресурс+Iсил+Iср-в
В левой части уравнения мы видим внешнее информационное воздействие, а в правой работу органов управления. При коэффициенте достоверности получаемых, передаваемых и обрабатываемых сведений 0,5 количество информации обрабатываемой органами управления должно превышать количество внешнего информационного воздействия в 7 раз. Можно предположить, что в течение одного цикла выполнения задачи подразделениями орган управления должен провести как минимум семь циклов своей работы.
Основное значение в ходе расчетов информационного баланса системы приобретает коэффициент достоверности информации k.
Рассмотрим понятие Коэффициента достоверности k.
Коэффициент достоверности это отношение имеющихся в распоряжении органов управления информационных данных и необходимых для принятия решения.
k=Iналич/Iпотр
Например, из десяти позиций нам достоверно известно пять коэффициент достоверности 0,5. На практике указанный коэффициент значительно ниже 0,5. Так же в понятие коэффициента можно внести ошибки передачи данных, и не полное понимание задачи поставленной органом управления подчиненными, вследствие различного уровня подготовки и несоответствия понятийного аппарата. Это еще более снижает эффективность работы органа управления.
В случае, когда нет ошибок в собранной информации, и она имеется по всем необходимым вопросам, система связи передает все команды без искажений и ошибок, управляемые силы и средства обучены и полностью понимают смысл и порядок действий при получении команд органа управления, коэффициент достоверности приближается к единице и для выполнения задачи необходимо выполнить три цикла работы органа управления.
Рассмотрим примерный состав информационных потоков перерабатываемых органом управления.
Iнач — Начальная информация
- Место и роль части в боевом порядке при выполнении задачи.
- Задача части.
- Порядок и способ выполнения задачи.
- Информация о силах и средствах приданных решением старшего начальника.
- Задачи, выполняемые старшим начальником в интересах части.
Iресурс — Информация о материальных ресурсах.
- Количество имеющихся в наличии материальных ресурсов.
- Качественное состояние имеющихся ресурсов.
- Положение ресурсов.
- Способы транспортировки.
- Пропускная способность средств доставки.
Iср-в — Информация о имеющихся в распоряжении части средствах.
- Наличие средств.
- Качественное состояние .
- Возможности.
- Место положение.
- Способы доставки.
- Скорость доставки.
Iсил — Информация о имеющихся в распоряжении части силах.
- Наличие (укомплектованность).
- Место расположения.
- Морально-психологическое состояние.
- Возможности.
- Степень подготовки.
- Обеспеченность.
- Уровень стимулирования.
Iвнеш — Информация о влиянии окружающей среды.
- Естественное воздействие Время года, погода, время суток, состояние местности.
- Искусственное пожар, химическое заражение, др. опасные факторы, вид разрушений, мертвых людей, погибших животных.
- Влияние посторонних людей на персонал (общественное мнение, паника среди населения, угрозы, слухи, сплетни ).
- Влияние пострадавших на персонал (вид человеческих страданий, просьбы о помощи).
- Влияние персонала друг на друга (совместимость, подверженность коллективным настроениям, лидерство и т.д.)
- Влияние средств массовой информации (своих и противника).
- Личные качества персонала ( героизм или трусость и т.д.).
Указанное выше выражение, описывающее процесс информационного обмена в системе истинно для первого цикла без учета опыта накапливаемого в ходе выполнения задач, как в органе управления, так и в подразделениях. Для исследования этого вопроса введем в первоначальное выражение показатель (DI) характеризующий опыт, накопленный в ходе работы:
Iконеч= k3 Iнач + k3 Iресурс+ k3 Iсил+ k3 Iср-в+ k2Iвнеш+( k+1) Iвнеш+ (k2DIоу+ k DIсил)
Выясним долю опыта работы в общем, количестве информации при различных коэффициентах достоверности: Iконеч= 1
Тогда
k3 Iоу + k3 Iресурс+ k3 Iсил+ k3 Iср-в+ k2 Iвнеш + 2k Iвнеш+ (k2DIоу+ k DIсил)=1
Выражение примет вид:
kIоу+DIоу/k+DIсил/k2+Iвнеш*k2+k+1/k2=1
С изменением значения коэффициента достоверности изменяется значение информационных потоков в формуле (2.3). Таблица 1.
Таблица 1. Значения коэффициентов при информационных потоках от значений коэффициента достоверности.
| Коэффициент достоверности (k) | k2+k+1/k2 | 1/k2 | 1/k |
| 0,1 | 111,00 | 100,00 | 10,00 |
| 0,2 | 31,00 | 25,00 | 5,00 |
| 0,3 | 15,44 | 11,11 | 3,33 |
| 0,4 | 9,75 | 6,25 | 2,50 |
| 0,5 | 7,00 | 4,00 | 2,00 |
| 0,6 | 5,44 | 2,78 | 1,67 |
| 0,7 | 4,47 | 2,04 | 1,43 |
| 0,8 | 3,81 | 1,56 | 1,25 |
| 0,9 | 3,35 | 1,23 | 1,11 |
| 1 | 3,00 | 1,00 | 1,00 |

Из приведенных расчетов (таблица1) и графика (рис.9) видно, что опыт, накопленный в подразделениях, при низких коэффициентах достоверности играет постоянно увеличивающуюся роль и становиться, сравним с внешним информационным воздействием при низких коэффициентах достоверности информации. В начальный период ЧС, когда коэффициент достоверности информации имеет чрезвычайно низкие значения, способность органов управления выдавать адекватные управляющие воздействия значительно снижается. Эффективность выполнения работ по ликвидации ЧС возрастает в зависимости от личного опыта, знаний, навыков и умений участников ликвидации ЧС.
2.6 Анализ информационных потоков в системе ГЗ с применением метода анализа иерархи
Перечисленный в предыдущем параграфе примерный состав информационных потоков, обрабатываемых органом управления в процессе цикла управления, имеет разное значение в процессе управления. Информация каждого потока в различной степени влияет на конечный результат деятельности системы.
Для определения значимости перечисленных информационных потоков и их влияния на решение поставленной задачи может быть использован метод анализа иерархий. (МАИ)
Метод анализа иерархий обеспечивает решение сложных многоразмерных и многокритериальных задач, когда необходимо учитывать большое число различных по физическому смыслу политических, экономических, социальных и военных факторов, которые, как правило, не имеют четких количественных оценок, а представляются в форме различных суждений. Метод анализа иерархий основан на новом подходе к построению и анализу иерархических структур, описывающих процесс решения сложных задач и позволяющих вырабатывать решение путем попарного сравнения относительно несложных элементов.
Для применения метода была построена иерархия следующих уровней.
Общая цель – проведение АСДНР в указанные сроки силами определенной группировки, имеющей некоторое количество материальных ресурсов. Общая цель соответствует 1-му высшему уровню иерархии.
Подцели – задачи, на которые разбивается основная задача в процессе ее декомпозиции. В нашем случае это:
- Поиск и извлечение пострадавших из-под завалов.
- Локализация и тушение пожаров.
- Ликвидация аварий на КЭС.
- Локализация источника заражения, подавление опасных факторов.
- Разбор завалов.
- Оказание ПМП пострадавшим.
- Эвакуация из зоны ЧС.
- Мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения(ЖОН).
Силы (факторы) – воздействия (мероприятия, процессы, действия) оказывающие положительное влияние на успешное достижение общей цели управления или подцелей. Для проведения анализа избранны следующие силы управления, обеспечивающие выполнение указанных подцелей:
- Отдел оперативного планирования.
- Служба РХБЗ.
- Инженерная служба.
- Служба охраны общественного порядка.
- Поисково-спасательная служба.
- Медицинская служба.
- Служба связи с общественностью.
- Службы тыла.
- Противопожарная служба.
- Техническая служба.
Акторы – субъекты (отдельные подразделения, техника, вооружение, информационный поток), обеспечивающие выполнение задачи. В нашем случае предложены для анализа следующие информационные потоки:
- Информация от старшего ОУ о задачах, приданных и взаимодействующих силах, их составе и предназначении.
- Количество и состояние материальных средств, их расположение, способы доставки.
- Состояние и возможности техники и технических средств проведения работ, их наличие степень готовности к выполнению задач, % заправки, запас хода, место расположения.
- Характеристики объектов и территории в зоне ЧС. Данные о конструкции объектов, плотности населения, свойствах местности, наличии маршрутов для организации перевозки сил и средств.
- Характеристики ЧС. Поражающие факторы, время, место, площади заражения, состояние сооружений, маршрутов движения.
- Укомплектованность подразделений и формирований личным составом, степень подготовки к выполнению работ в зоне ЧС. Наличие практического опыта.
- Морально — психологическое состояние личного состава органов управления, подразделений и формирований.
- Морально — психологическое состояние населения в районе ЧС. Степень и направление влияния СМИ.
- Накопленная информация, базы данных, расчеты, документы.
В результате была построена иерархия с главной целью, задач необходимых к выполнению для достижения главной цели, органов управления отвечающих за выполнение указанных задач и информационных потоков которые подвергаются обработке в органах управления в ходе подготовки и реализации поставленных перед ними задач. Рис. 9.
Процесс выработки решений с использованием иерархических структур осуществляется путем последовательной оценки влияния элементов нижестоящего уровня на элементы вышестоящего уровня. Для выполнения этих действий формируются матрицы приоритетов.
Матрица приоритетов — квадратная m*m матрица, заполненная результатами попарного сравнения элементов нижестоящего уровня по влиянию на элемент вышестоящего уровня. Заполненная матрица приоритетов содержит результаты только попарного сравнения влияния элементов нижестоящего уровня на заданный элемент вышестоящего уровня и не обеспечивает усредненную оценку этого влияния.

Вектор приоритетов — вектор, содержащий m- координат каждая из которых характеризует влияние определенного элемента нижнего уровня на заданный элемент вышестоящего уровня.
Согласованность матрицы приоритетов – свойство, определяемое тем, что из результатов попарного сравнения элементов А1 и А2 , А1 и А3 вытекает результат сравнения элементов А2 и А3, и этот результат не противоречит соответствующим оценкам, полученным при формировании матрицы. Согласованность матрица определяется индексом согласованности:
k=k0/kcc
Где: λ – среднее значение полученных величин λ=1/m(g1+g2+…..gm);
m – количество строк (столбцов ) в матрице;
g — отношение координат dj полученного вектора-столбца на соответствующие координаты bj вектора приоритетов . gj=dj/bj, j=1,2,..m;
kcc. -среднестатистический коэффициент согласованности. kcc.=0,9.
Матрица считается согласованной, если индекс согласованности матрицы k ≤ 0.1. В случае значения индекса согласованности матрицы k ≥0.1, согласованность матрицы находится вне допустимых пределов и необходимо пересмотреть результаты попарного сравнения элементов соответствующего уровня иерархии.
