Меню Услуги

Информационное обеспечение управления действиями сил ГЗ в ходе ликвидации ЧС

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • 1. Анализ взглядов отечественных и иностранных специалистов на вопросы информационного противоборства и информационного обеспечения систем управления в настоящее время
  • 1.1 Информационное противоборство глобальная стратегия США
  • 1.2 Анализ содержания информационного обеспечения управления в ЧС в соответствии с положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
  • Выводы
  • 2. Информационное обеспечение мероприятий системы гражданской защиты
  • 2.1 Сущность информационного обмена в системе
  • 2.2 Основные информационные законы
  • 2.3 Информационная природа чрезвычайной ситуации и ее последствий
  • 2.4 Система Гражданской защиты населения и территорий
  • 2.5 Анализ информационных потоков на базе классической модели системы управления
  • 2.6 Анализ информационных потоков в системе ГЗ с применением метода анализа иерархий
  • Выводы
  • 3. Выработка предложений по созданию перспективного органа управления для проведения операции ГЗ по ликвидации ЧС природного и техногенного характера
  • 3.1 Организационные предложения
  • 3.2 Технические предложения

    3.3 Структурная схема

  • 3.4 Функциональная схема
  • 3.5 Предложения по эксплуатации
  • 3.6 Показатели эффективности
  • Заключение

 

Введение

 

Вопросы изучения природы информации и ее влияния на общественные процессы получают все возрастающее значение в современном мире.

Информация является основным материалом в процессе управления.

В создании, накоплении, хранении и использовании важнейшего ресурса управления — информационного в настоящее время господствуют эмпирические методы работы.

Понятие информационного ресурса появилось совсем недавно. Ведущим показателем  до недавнего прошлого  считался энергетический потенциал. Однако в последнее время в качестве ведущего показателя  рассматривается не энергетический ресурс, а информационный, т.е. доля  интеллектуального труда в валовом продукте. [1.]

Западные ученые предлагают новую концепцию дальнейшего развития общества.  На передний план западной философской мысли выходят идеи информационного общества, как основного направления будущего общественного развития.

Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл, О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами”, по теории Е.Масуда. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы — индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия.  В работах Дж. Пелтона выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики — “телекомпьютерэнергетики”. Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества. [3.]

Изучение вопросов связанных с природой информации, информационной безопасности, роли информации в управлении различными системами  приобретает все возрастающее значение в связи с развитием информационных технологий.

Информационное обеспечение и его роль в процессе управления  являются предметом исследования настоящей работы.

 

1. Анализ взглядов отечественных   и  иностранных специалистов на вопросы информационного противоборства и информационного обеспечения систем управления в настоящее время.

 

Информационное обеспечение  является одной из актуальных и малоизученных проблем в теории и практике организации и ведения гражданской защиты населения и территорий.

 

1.1 Информационное противоборство глобальная стратегия США.

 

Вместе с переходом от постиндустриального к информационному обществу новое прочтение приобретает извечная борьба щита и меча, брони и снаряда. Поле боя – это виртуальное  киберпространство, в котором разворачиваются действие информационных  войн.

Несмотря на неопределенность встающих угроз, и проблем XXI века, США намерены  и в будущем сохранить роль мирового лидера. Для этого они ориентируются на опережающее формирование благоприятной их интересам стратегической обстановки в мире, а в случае неуспеха – на готовность к силовой нейтрализации неблагоприятных для США процессов.

Суть информационного противоборства: — создание всеми средствами необходимой политической атмосферы, отвечающей глобальной стратегии США, в тех регионах, которые, как они полагают, входят в сферу их национальных интересов. Интересно, что силовое решение при этом считается провалом и может быть использовано, только в крайнем случае.

Такая стратегия прослеживается в ходе событий и военных конфликтов в Югославии, на Кавказе. Одной из основных целей такой политики является дальнейшее ослабление России как соперницы в мировой политике.

Информационное противоборство – открытое, либо скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. В основе такого противоборства лежат, прежде всего, психологические и мировоззренческие факторы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Задача информационного противоборства – комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противника, на военно-политическое руководство, начинающееся еще в мирное время и приводящее к принятию благоприятных решений для инициатора информационного давления, а с началом боевых действий к параличу функционирования инфраструктуры управления.

Информационное превосходство — способность собирать, обрабатывать и распределять  непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое, или поддерживать такой темп операции который превосходит любой возможный темп противника.

Информационное превосходство позволяет  иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную  картину  действий противника  и своих войск в реальном времени. Обеспечивает возможность применять широко рассредоточенные построения разнородных сил, повышать защиту войск и вводить в сражение группировки, состав которых в максимальной степени соответствует задачам, а так же осуществлять гибкое материально техническое обеспечение.

Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается с помощью:

  • Психологических операций, направленных против персонала и лиц, принимающих решения. Влияние производится на эмоции и мотивы, снижается моральная устойчивость этих лиц.
  • Выполнения мероприятий по оперативной, стратегической маскировке и дезинформации.
  • Физического уничтожения объектов инфраструктуры управления противника.

Основные направления информационного воздействия.

Подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления.

Электромагнитное воздействие на элементы  информационных и телекоммуникационных  систем (радиоэлектронная борьба).

Получение разведывательных данных в результате перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а так же по побочным излучениям и за счет внедрения специальных средств перехвата информации.

Осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам (благодаря использованию программно-аппаратных средств) с последующим их уничтожением, искажением или нарушением функционирования этих систем.

Формирование и массовое распространение по информационным каналам  противника или глобальным сетям дезинформации  или тенденциозной информации для оказания влияния на оценки намерения и ориентацию населения и лиц принимающих решения.

Получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой  информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, а так же публикуемой в открытом порядке  в СМИ.

Основные объекты информационного воздействия:

  • Сети связи и информационно вычислительные сети, используемые государственными организациями при выполнении управленческих функций.
  • Военная информационная инфраструктура.
  • Информационные и управляющие структуры банков транспортных и промышленных предприятий, органов управления различных уровней.
  • Средства массовой информации (в первую очередь электронные).

Технология информационного воздействия:

  • Анализ способов и механизмов активации конкретной системы противника и заложенных  в нее программ.
  • Поиск программы самоуничтожения.
  • Разработка конкретного информационного оружия.
  • Применение информационного оружия по заданному объекту.
  • Основной формой ведения информационного противоборства считается проведение информационных операций.

В документе комитета начальников штабов «Joint  Vision 2010» (Единая перспектива 2010)  указано, что основной составляющей кардинального повышения боевых возможностей вооруженных сил является достижение информационного и технического превосходства, которое преобразит современные понятия о техническом маневре и ударах, защите и тыловом обеспечении и приведет к появлению новых оперативных концепций господствующего маневра, высокоточного сражения, целенаправленного тылового обеспечения и всеобъемлющей защиты.

Требования к информационной системе:

  • Надежная и качественная связь.
  • Оперативная информация о ходе операции.
  • Точные и своевременные разведывательные данные о местоположении и действиях противника.
  • Каталог баз данных, относящихся к зоне операции и способностям противника.
  • Точное положение своих сил и их боевой статус (в реальном масштабе времени).
  • Способность проведения операций на всем ТВД, выполняемых непрерывно с рассредоточенных мест проецирования силы.
  • Обработку в реальном времени информации, дающей общую картину ситуации, складывающейся на ТВД.
  • Встроенные способности самозащиты (с многоуровневой защитой доступа) позволяющие распределять информацию между потребителями.

 

1.2 Анализ содержания информационного обеспечения управления в ЧС в соответствии с положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

 

Исследование вопросов влияния информации на основные процессы жизнедеятельности общества имеют большое значение для нашего государства. Понятие информационной безопасности государства прочно заняло свое законное место в иерархии приоритетов государственной политики.        

Основные положения в области информационной безопасности изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

 

Интересы РФ в области информационной безопасности:

  • Соблюдение конституционных прав и свобод граждан РФ в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
  • Информационное обеспечение государственной политики РФ, доведение до Российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни.
  • Развитие современных информационных технологий, индустрии информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи, а так же накопление сохранность и эффективное использование отечественных информационных ресурсов.
  • Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Угрозы информационной безопасности РФ;

Угрозы в области духовной жизни, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России:

  • ущемление прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
  • монополии на формирование, получение и распространение и информации;
  • применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
  • неправомерное ограничение доступа граждан к социально значимой информации;
  • дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей;
  • вытеснение российских СМИ с внутреннего информационного рынка.
  • девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры;
  • снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, осложняющее подготовку трудовых ресурсов;
  • манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие, искажение).

Угрозы Информационному обеспечению государственной политики:

  • монополизация информационного рынка;
  • блокирование деятельности государственных СМИ;
  • низкая эффективность информационного обеспечения вследствие недостатка квалифицированных кадров.

Угрозы развитию отечественной информационной индустрии:

  • противодействие доступу к новейшим информационным технологиям;
  • вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем:

  • нарушение технологии обработки информации;
  • внедрение программ и систем, реализующих функции, не предусмотренные документацией;
  • уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
  • разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных систем;
  • воздействие на парольно-ключевые системы защиты, компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
  • утечка информации по техническим каналам;
  • несанкционированный доступ к информации во всех проявлениях.

 

Основные задачи по обеспечению информационной безопасности РФ;

  • Разработка основных направлений государственной политики в области информационной безопасности РФ, системы обеспечения информационной безопасности, федеральных целевых программ, совершенствование нормативно-правовой базы.
  • Развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом геополитической обстановки и угрозы применения информационного оружия.
  • Обеспечение технологической независимости РФ в области информатизации.
  • Разработка современных методов и средств защиты информации.
  • Создание современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и в военного времени.
  • Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности.
  • Создание системы подготовки кадров.

Основные направления развития системы информационной безопасности в ЧС:

  • Разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности.
  • Совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения ЧС, условиях их возникновения и развития.
  • Повышение надежности систем обработки и передачи информации.
  • Прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных ЧС и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в этих условиях.
  • Разработка специальных мер по защите информационных систем обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Вывод:

Развитие теории и средств информационного противоборства в мощных мировых державах представляет угрозу Национальной безопасности Российской Федерации и ставит дополнительные задачи по организации информационного противоборства в нашей стране.

От степени развития системы информационного обеспечения и устойчивости информационных систем государства зависит степень защищенности государства.

Информационное обеспечение управления в ЧС является одной из основных задач изложенной в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

 

2. Информационное обеспечение мероприятий системы гражданской защиты.

2.1 Сущность информационного обмена в системе.

 

Информация — это, данные, знания — соотношение понятий.

Информация — всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах.

Информация — (от латинского informato — разъяснение, изложение), в первоначальном смысле сведения передаваемые людьми различными способами, в общенаучном смысле – понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке.

Информация это основа управления в любой сфере деятельности.

Рассмотрим свойства информации. Представим изучаемый объект различными способами.

1 способ.

Представление объекта в виде нульмерной (сингулярной) точки.

В данном случае количество информации, которую можно получить об объекте, не велико и сводится в общем случае к определению, что данный объект существует в некотором множестве плоскостей и измерений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2 способ.

Представление объекта в виде одномерной линии, последовательности состояний, в которые переходит объект с течением времени.

В этом случае мы можем изучить большую часть свойств, присущих объекту изучения. Одномерная линия может описать некий процесс, происходящий с объектом изучения относительно одного какого-либо измерения. Например, можно описать длительность существования системы во времени в виде временного отрезка.

3 способ.

Представление объекта в двухмерной плоскости.

Этот способ наиболее популярный. Он позволяет с относительной точностью описать основные зависимости объекта изучения от выбранных двух величин. Данные, полученные в ходе изучения, подставляются в следующую плоскость, и изучается зависимость третьей величины от функции предыдущих двух. Для изучения n – зависимостей необходимо создать (n-1) плоскостей.

По сути, это — двухмерная проекция траектории движения объекта в пространстве состояний. Рис. 1.

Энергоинформационный обмен в объекте изучения и его информационном поле будет представлять собой кривую, близкую к синусоиде. Примем ее за синусоиду.

Рис. 1. Двухмерная проекция траектории движения объекта в пространстве состояний

 

Аналогичное описание информационного процесса и его глубокое обоснование можно найти в книге И.И. Юзвишина «Основы информациологии».

В основе природы информации лежат колебания во времени. В случае отсутствия колебательного процесса получение информации становится невозможным.

Используя двухмерную плоскость, мы можем:

  • определить характер изменения параметров объекта изучения относительно выбранного нами показателя;
  • определить экстремумы;
  • описать движение объекта с помощью функции;
  • с высокой вероятностью проводить прогнозирование процессов, протекающих в данном объекте и с его участием;
  • другие данные;

4 способ.

Представление в трехмерном Эвклидовом пространстве.

Преимущество этого способа в том, что с его помощью можно построить модель энергоинформационного обмена объекта исследования с еще большей точностью. Рис. 2.

Предположительно, что это движение характеризуется окружностью с радиусом R во времени. Известная нам синусоида представляет собой двухмерную проекцию этого движения.

Рис. 2. Трехмерная проекция траектории движения объекта в пространстве состояний.

 

В этом случае появляется возможность изучения поведения объекта в зависимости от множества факторов в многомерном пространстве.

В упрощенном виде процесс энергоинформационного обмена в системе можно представить в виде графика. Рис. 5.

В таком случае, движение системы можно описать как – увеличение количества информации – уменьшение энтропии — увеличение количества энергии – увеличение энтропии – увеличение количества информации.

Рис. 3. График процесса энергоинформационного обмена в системе.

 

В рассматриваемом случае приведена наиболее общая модель движения информации в системе. При приближении к реальным условиям поведение модели усложняется. Так основная траектория движения информации состоит из вращающихся вокруг основной спирали траекторий движения информации подсистем составляющих данную систему и т.д.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3