Скоро защита?
Меню Услуги

Информационный терроризм: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


3.1. Общее направление профилактики информационного терроризма через средства массовой информации

На сегодняшний день трудно представить себе человека, живущего без телевизора, сети Интернет, не читающего газет и журналов. Информационный поток оказывает значительное влияние на человеческое мировоззрение. СМИ, как средство формирования общественного климата, давно уже используются людьми, пытающимися путем влияния на группы и слои граждан решить проблемы достижения своих целей, причем не всегда благих. К сожалению, уникальные возможности СМИ также активно используются для достижения целей террористов и экстремистов. Путем освещения в СМИ террористических актов, особенно их последствий, в обществе нагнетается паника, сильно увеличивается общее ощущение уязвимости и страха. Террористам это известно и СМИ активно используются ими, чтобы заранее поставить граждан в положение защищающихся.

Сегодня необходимо рассматривать информационную безопасность не только с точки зрения безопасности электронных сетей, связи банков данных, но и с точки зрения безопасности общества от воспевания и героизации насилия и террора в СМИ.  Наибольшую опасность для общества представляет подталкивание (вольное или невольное) СМИ неуравновешенных людей к подражанию действиям террористов путем широкого и неадекватного освещения имеющих место инцидентов. Поэтому работники СМИ, включая редакторов и журналистов, должны оценивать публикуемую ими информацию о подобных происшествиях с точки зрения возможного подражания. А это значит, что в текстах и комментариях информационных сообщений должно отсутствовать описание «технологии» действий террористов и преступников, а также информация, содержащая указания по совершению террористических действий.

Эффективная борьба с терроризмом и экстремизмом невозможна без идеологического противодействия, организованного в виде коммуникационных сообщений транслируемых через каналы средств массовой коммуникации. На наш взгляд, содержание информационных продуктов представляет собой набор идеологических конструкций, с помощью которых субъекты массовой коммуникационной деятельности оказывают влияние на массовое сознание. Однако исследователи отмечают, что хотя на первый взгляд идеология формирует человека «спонтанного», но в действительности, эта спонтанность является идеологической иллюзией, необходимой для воспроизводства социального порядка.

Выполненные в жанре социальной рекламы, различного рода ролики подготавливают массовое сознание к принятию экстремистских идей, формируют соответствующие социальные представления, облегчают процесс группообразования, активизируют антисоциальную активность населения. Очевидно также, что массовое сознание, технологично сформированного подобным образом, является залогом эффективного рекрутинга в экстремистские группы, обеспечивает членам последних социальную поддержку за счет легитимизации соответствующих практик. В общем виде подобное массовое медийное воздействие является составной частью террористических и экстремистских практик, фактором их эффективного функционирования.

Идеология терроризма и экстремизма – сложный феномен, требующий методологии междисциплинарного исследования и выработки системных практик по противодействию данной идеологии.  Ведь идеология терроризма и экстремизма, реализуясь в области массового сознания предполагает воздействие на определенные социальные группы, активное формирование таких групп. С этой целью используются, в том числе, и массовые коммуникации.

Применительно к практикам противодействия экстремизма и терроризма целесообразно организовать системную работу по информированию различных социальных групп о сути этой идеологии, о её негативных следствиях; специальной системной деятельности по социальной профилактике, социальной терапии и социальной реабилитации. Полагаем, что данные цели могут быть максимально эффективно решены в жанре социальной рекламы. Стратегически социальная реклама может формировать адекватные социальные представления об экстремизме и терроризме, задавать мировоззренческие установки, формировать социально желательные виды поведения (бдительность, готовность оказывать помощь правоохранительным структурам, конструктивное поведение в экстремальных ситуациях и т.д.).

В соответствии ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О противодействии терроризму», общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Основными задачами противодействия терроризму через средства массовой информации являются:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Чтобы окончательно решить проблему терроризма в России, необходимо регулировать работу СМИ, а также саму культуру журналистики. Цель организаторов терактов — не гибель людей, а обстановка напряжённого информационного поля, эмоциональная напряжённость сотен тысяч людей.

Конечная цель организаторов чудовищных преступлений – возбудить страх и неуверенность в действиях простых, далёких от геополитики обывателей; вызвать стресс, приблизив эмоциональное состояние людей до паники.

В связи с данным обстоятельством необходимо внести поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации. А именно – внести дополнения в статьи 205 и 205.1 УК РФ. Следует расширить трактовку термина «пособничество терроризму», раскрыв причинно-следственные связи между самим терактом и дальнейшей передачей информации о нем средствами массовой информации. Именно СМИ способствуют созданию у населения чувства страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия террористов. Именно поэтому необходимо внести изменения в закон «О средствах массовой информации» в части ограничений на освещение терактов. Полагаем, что эффективная борьба с терроризмом и экстремизмом невозможна без идеологического противодействия, организованного в виде коммуникационных сообщений транслируемых через каналы средств массовой коммуникации. Содержание информационных продуктов представляет собой набор идеологических конструкций, с помощью которых субъекты массовой коммуникационной деятельности оказывают влияние на массовое сознание.

3.2. Международное сотрудничество в рамках борьбы с информационным терроризмом

В современном мире, столкнувшимся с новыми угрозами, активно развиваются интеграционные процессы, способствующие разрешению  вооруженных конфликтов и противодействию международным террористическим организациям. В интеграционных процессах большое  значение имеют информационные обмены, обеспечивающие  взаимопонимание между странами с различными культурами.

Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем. Фактически терроризм вырастает на основе  значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводит  комплекс причин. Это конфликты политического, социального, национального,  территориального, религиозного, психологического (мировоззренческого)  характера. Современная ситуация показывает, что порой и уголовная преступность  приобретает террористические масштабы.

Общий социально-психологический климат в России характеризуется  утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем положении и  перспектив на будущее, разрушением многих идеалов бывшего советского  общества, царящей атмосферы насилия, жестокости, культивируемой зачастую средствами массовой информации. На этой благодатной почве произрастают семена  преступности, и терроризм обретает масштабы национального бедствия.

Вместе с положительными аспектами интеграционных процессов есть и  негативные, связанные с единым информационным пространством.  Навязчивое участие стран-соседей в решении внутренних проблем других государств заканчивается порой их жесткими действиями: от экономической и политической блокады до проведения военных акций.

Есть одна сфера – этнокультурная, которая в открытом информационном пространстве  подвергается вмешательствам других стран. Еще одним нежелательным  моментом становится перенос негативных ценностей и установок из одного  общества в другое, а иногда привнесение идей и норм, диссонирующих с  исторической и этнографической культурой общества. Подобные моменты  провоцируют внутренние социально-психологические кризисы, вызывающие  усиление сепаратистских настроений, развитие этнического, религиозного, политического и иных форм экстремизма, разрушают механизмы социального  контроля.

Наибольшей угрозой становятся процессы подмены культурной  составляющей общественной жизни принципами и нормами общества-потребления,  это неминуемо снижает образовательный, демографический и  культурный потенциал общества, вызывает формирование инертных  обществ. Национальные СМИ могут самостоятельно собирать, анализировать и  оценивать информацию, создавать свою повестку дня. Однако аудитория к  этому моменту, возможно, уже получила первоначальное представление о  проблеме через систему глобального вещания как по каналам телевидения, так  и через Интернет. Поэтому национальным СМИ требуется особое искусство по  формированию общественного представления о проблеме внутри  национального информационного поля. При этом СМИ должны сами решить, какую позицию они займут по отношению к событиям: поддержат ли позицию глобального вещателя, будут ли отстаивать собственные убеждения или встанут на позицию своего правительства.

В момент начала информационно-психологического противоборства  неминуемо происходит раскол и позиционирование сторон участников  информационного процесса. При самом большом разнообразии причин,  вызвавших информационно-психологическое противоборство, всегда  образуется сторона атакующая. Такой атакующей стороной выступают СМИ,  сочувствующие террористическим организациям. Есть и сторона  обороняющаяся. Как правило, это средства массовой информации, поддерживающие позиции стороны, борющейся с терроризмом, хотя некоторые могут занять позицию наблюдателя. Чаще всего эту роль играют  масс-медиа других государств, не участвующих в конфликте, и собственные  оппозиционные СМИ, способные не только освещать конфликт со стороны, но и саботировать контртеррористическую информационную политику.

В главе II «Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно – технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

  • внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
  • уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
  • определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно – телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
  • создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно – техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
  • разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
  • создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
  • выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно — телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
  • сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
  • совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
  • контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

  • разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
  • совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно — технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Таким образом, на международном уровне необходимо обеспечить организацию межгосударственного сотрудничества в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий в проектах развития мировых информационных сетей; создание единого антитеррористического пространства стран-союзников; выработку механизмов взаимного информирования о широкомасштабных компьютерных атаках и крупных инцидентах в сети Интернет пространстве, также способов совместного реагирования на угрозы информационного терроризма.

3.3. Перспективы борьбы с информационным терроризмом в рамках российского правового поля

Принятие федеральных законов от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», а также Указа Президента РФ N 116 «О мерах по противодействию терроризму», как представляется, обозначило определенный раздел, открывающий возможности для преодоления ряда негативных тенденций, наметившихся в российском законодательстве в сфере противодействия информационному терроризму.

  1. Прежде всего, речь идет о слабой и недостаточной в свете новых террористических угроз разработанности правовой базы противодействия терроризму, регламентировавшей в основном вопросы борьбы с терроризмом, его выявления и пресечения правоохранительными органами и органами безопасности. В отличие от советского законодательства по борьбе с терроризмом и системы его общей и частной профилактики, а также незначительности самой угрозы терроризма в советский период, современное правовое регулирование после известных демократических преобразований в России и возрастания террористической угрозы как таковой оказалось не способно своевременно реагировать на происходящие перемены.
  2. Необходимо учитывать, что в системе противодействия терроризму важное значение имеет профилактика этого явления как крайней формы экстремизма и политического насилия. Но в последние годы профилактика терроризма рассматривалась как вспомогательное средство, главный же акцент делался на борьбе с организаторами и исполнителями террористических актов. Из существовавшей в советское время системы профилактики терроризма и экстремизма лишь фрагментарно сохранилась частная (специальная) профилактика, осуществлявшаяся органами внутренних дел и федеральной службы безопасности. Поэтому противодействие терроризму стало носить не упреждающий, а в основном реагирующий характер. Кроме того, вплоть до последнего времени вся система противодействия терроризму в нашей стране сводилась к борьбе с отдельными проявлениями терроризма и совершением террористических актов, а не как противодействие угрозе, исходящей от такого сложного и многоаспектного явления, как терроризм.
  3. В практике противодействия терроризму превалировали односторонние карательно-репрессивные мероприятия, как правило, военного характера с участием силовых структур. Главная опасность при этом состояла не столько в возможности ответной реакции на репрессивные меры, сколько в том, что эти санкционированные государством действия, направленные на решение сиюминутных проблем, не могли устранить первопричин терроризма и выявить его истоки. Эти действия носили скорее оборонительно-ответный, чем наступательно-упреждающий характер.
  4. Еще одной негативной тенденцией следует признать фундаментальные изменения в самом социальном явлении терроризма, что было связано с его интернационализацией, резким повышением степени социальной опасности его проявлений, появлением новых видов угроз, исходящих от терроризма, как для внутригосударственной, так и для международной безопасности. Стал реальностью терроризм с использованием оружия массового уничтожения, произошла динамичная трансформация его форм, методов, средств и целевых установок, рационализация всей террористической деятельности путем повышения степени ее организованности и конспиративности.

Как представляется, отмеченные негативные тенденции не нашли своего адекватного и своевременного отображения в системе противодействия терроризму в Российской Федерации. Это было связано частично с особенностями угроз террористического характера, которые в начале 90-х гг. стали проявляться на территории России и к которым она была просто не готова.

С принятием федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», а также Указа Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», российское законодательство в сфере противодействия терроризму не только претерпело серьезные качественные изменения, но и получило мощный положительный импульс для дальнейшего своего развития на новом этапе правовой регламентации системы противодействия терроризму.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», был учрежден Национальный антитеррористический комитет в качестве органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в субъектах РФ, и разрабатывающего своевременные предложения Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму и совершенствованию законодательства в этой сфере.

С учетом серьезности угроз, исходящих от терроризма для нашего государства, полагаем необходимым создать целостную систему комплексного правового регулирования противодействия терроризму, которая не только бы регламентировала вопросы борьбы с терроризмом и отдельные способы его профилактики, но и была бы нацелена на реализацию специализированного антитеррористического законодательства. Отличительной особенностью такой системы правового регулирования должен стать комплексный подход к проблеме противодействия терроризму, предполагающий взаимосогласованное регулирование всех подсистем и составляющих этого механизма: профилактика, борьба, ликвидация и (или) минимизация последствий терроризма, при одновременном использовании всего правового инструментария как в рамках международного сотрудничества, так и во внутригосударственной политике.

Для своего динамичного развития и эффективного функционирования система противодействия терроризму, в том числе информационному, должна базироваться на следующих основных принципах:

1) вновь предлагаемые меры по ее наполнению должны носить упреждающий характер в отношении угроз, исходящих от терроризма, при нацеленности на решение приоритетных задач противодействия терроризму;

2) адекватность вновь предлагаемых мер противодействия угрозам, исходящим от терроризма;

3) постоянная актуализация системы противодействия терроризму и ее подсистем;

4) согласованное участие в процессе противодействия терроризму всех государственных органов и институтов гражданского общества.

Правовое регулирование системы противодействия терроризму должно охватывать все уровни, подсистемы и направления: международный уровень (глобальную, региональную и двустороннюю подсистемы, каждая из которых включает межгосударственное, межправительственное и межведомственное направления) и внутригосударственный уровень (федеральный, субъектов РФ и муниципальный). Так, на международном уровне представляется актуальным включение в число антитеррористических международных соглашений универсальных, региональных и двусторонних международно-правовых актов, которые непосредственно посвящены противодействию терроризму или имеют косвенное отношение к этому вопросу, в частности, направлены на противодействие организованной преступности, используемой террористами для своей финансовой подпитки, а также актов в области профилактики и минимизации последствий терроризма. Такой подход обусловлен новыми тенденциями в развитии самого явления терроризма и необходимостью решения одновременно целого ряда взаимосвязанных проблем профилактики терроризма, борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации его последствий.

Внутригосударственный уровень функционирования системы противодействия терроризму должен включать в себя следующие подуровни:

1) внутригосударственное правовое регулирование (Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, федеральные законы, в том числе Уголовный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также акты муниципальных образований, которые в основном должны касаться профилактики и минимизации последствий терроризма и защиты прав и свобод граждан, что вытекает из ст. 72 Конституции РФ);

2) правоприменительная практика в сфере противодействия терроризму;

3) комплекс организационно-правовых мер по противодействию терроризму;

4) специальная экспертиза на всех уровнях и этапах подготовки и ратификации международных договоров РФ и нормативно-правовых актов в данной сфере как институтами гражданского общества, так и палатами Федерального Собрания РФ и ФСБ России на предмет выявления возможного ущерба интересам национальной безопасности.

Конкретное наполнение системы правового регулирования противодействия терроризму должно осуществляться на основе следующих базовых положений:

а) приоритетный и комплексный характер нормотворчества по вопросам профилактики терроризма, борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации его последствий, при постоянном поиске оптимальных путей правового регулирования;

б) основой должны служить международные договоры РФ и федеральные законы «О противодействии терроризму» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»;

в) своевременное и адекватное усиление мер ответственности физических и юридических лиц, расширение полномочий компетентных органов в целях борьбы с терроризмом и с учетом степени угроз, исходящих от терроризма, при одновременном усилении всех видов контроля за деятельностью таких органов;

г) соразмерность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях новых террористических угроз;

д) установление и разграничение компетенции всех субъектов, участвующих в профилактике и борьбе с терроризмом, ликвидации и (или) минимизации его последствий;

е) совершенствование правового регулирования и координации деятельности субъектов, участвующих в противодействии терроризму, и наделение координирующего органа необходимыми полномочиями для адекватного отражения угроз, исходящих от терроризма;

ж) постоянный поиск наиболее оптимальных путей совершенствования правовой базы противодействия терроризму и упреждения вероятных вызовов и угроз, исходящих от терроризма;

з) своевременная криминализация новых террористических проявлений, в том числе путем имплементации норм международных договоров по вопросам борьбы с терроризмом;

и) всесторонний охват вопросов противодействия финансированию терроризма, защиты потерпевших, судей, свидетелей и других участников уголовного процесса, реабилитации и защиты жертв терроризма и военнослужащих, участвующих в борьбе с ним; а также запрет незаконной миссионерской деятельности, псевдорелигиозных организаций и сект, борьба с незаконной миграцией, запрет пропаганды идей терроризма и экстремизма и деятельности их идеологов; защита жизненно важных объектов и мест массового скопления людей, которые могут быть избраны террористами в качестве потенциальных объектов преступных посягательств; привлечение политических партий, общественных и религиозных объединений и структур бизнеса к деятельности по профилактике и противодействию терроризму.

Предложенная система правового регулирования противодействия терроризму и экстремизму в целом может рассматриваться как универсальная правовая модель в данной сфере и представляет определенный научно-практический интерес. Выработка конкретных предложений по наполнению системы правового регулирования противодействию терроризму может рассматриваться как актуальная законотворческая проблема.

В качестве основных направлений теоретического изучения и практического наполнения разрабатываемой системы правового регулирования противодействия терроризму могут быть предложены следующие:

1) анализ международных договоров РФ в сфере противодействия терроризму на предмет выполнения РФ своих обязательств по имплементации норм международного права;

2) анализ нормативных правовых актов РФ и поручений Президента РФ и Правительства РФ на предмет выполнения содержащихся в них предписаний по разработке нормативных правовых актов в сфере противодействия терроризму;

3) уточнение компетенции субъектов, участвующих в противодействии терроризму, и уточнение отдельных правовых оснований деятельности Национального антитеррористического комитета как координирующего органа; 4) анализ правоприменительной практики в сфере противодействия терроризму через призму задач, решаемых уполномоченными субъектами.

Кроме того, с 1 февраля 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно поправкам, интернет-страница, содержащая информацию с призывами к массовым беспорядкам, к участию в террористической деятельности или провокацию к разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни, может быть заблокирована, а сама информация удалена. Для этого будет достаточно заявления Генпрокурора или его заместителей (закон от 28 декабря 2013 года № 398-ФЗ).

По закону, оператор после получения требования Роскомнадзора обязан незамедлительно ограничить доступ к сайту или к размещённой на нём незаконной информации. После этого провайдер хостинга должен уведомить владельца сайта об обязанности незамедлительно удалить незаконную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней. После получения требования генеральной прокуратуры Роскомнадзор незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Операторы связи после получения данного требования обязаны незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к размещенной на нем незаконной информации. В дальнейшем Роскомнадзор определяет провайдера хостинга интернет-ресурса, на котором содержится противозаконная информация, и направляет ему уведомление о необходимости удаления такой информации. Провайдер хостинга должен сообщить владельцу информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить противоправный контент. Доступ к информационному ресурсу возобновляется после того, как Роскомнадзор получит от владельца сайта или хостинг-провайдера сообщение о том, что незаконная информация удалена, и удостоверится в этом.

В рамках подготовки к реализации закона проведены все необходимые технические мероприятия. Закон содержит ряд терминов, не имеющих легального определения и допускающих произвольное толкование и применение, а именно: «массовое (публичное) мероприятие» (п. 1 ст. 15.3). В анализируемом Законе не дается, а в действующем законодательстве отсутствует определение указанного понятия.

Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает определение похожему общему понятию — «публичное мероприятие», а также содержит дефиницию отдельного вида такого мероприятия – митинга, как «массового присутствия граждан в отдельном месте».

Однако, порядок проведения именно «массового (публичного)  мероприятия» законодательством не установлен, что затрудняет  возможность однозначно определить, что конкретно следует считать призывом к нарушению такого порядка.

«Незамедлительно» (п. 2 и п. 3 ст. 15.3). Указанный термин не позволяет однозначно определить срок, в течение которого Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций должна выполнить возлагаемые на нее Законом функции, а оператор связи должен ограничить доступ к информационному ресурсу. Поскольку данная норма возлагает на операторов связи обязанность, неисполнение которой может служить основанием для привлечения его к ответственности, постольку неопределенность в исчислении срока является критическим недостатком Закона. Следует отметить, что в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для ограничения доступа к определенному сайту отводится другой срок – сутки. Т.е. законодатель предусмотрел срок, представлявшийся реальным с точки зрения технической осуществимости указанной операции.

Закон противоречит положениям Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 02.07.2013). Закон, в частности, предусматривает ограничение распространения призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Между тем, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности, является экстремистским материалом.

Согласно абзацу 2 ст. 13 указанного федерального закона информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Следовательно, предоставление Генеральному прокурору полномочий по признанию информационных материалов, распространенных в сети Интернет экстремистскими, является необоснованной передачей ему функций федерального суда.

Закон не учитывает особый статус сетевых средств массовой информации.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 02.07.2013) нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере СМИ не могут противоречить данному закону.

Блокирование доступа к сайту сетевого СМИ фактически является приостановлением или прекращением деятельности СМИ, что по закону возможно только по решению учредителя или на основании судебного решения, принятого по иску регистрирующего органа. Таким образом, порядок внесудебного блокирования доступа к информации в сети Интернет, предусмотренный Законом, не соответствует требованиям отраслевого законодательства и противоречит ст. 29 Конституции РФ.

Наконец, необходимо отметить важный правовой аспект, связанный с техническими особенностями информационных ресурсов, фактически представляющих собой социальные сети и не имеющих статуса СМИ. При принятии мер по ограничению доступа к таким информационным ресурсам – четом их доменных имен и сетевых адресов – во многих случаях неизбежным оказывается ограничение доступа ко всей социальной сети, то есть ко всем аккаунтам.

Это показал и недавний практический опыт. Для того, чтобы выполнить требование Генеральной прокуратуры, оператор связи вынужден будет прервать доступ ко всей социальной сети: ограничить доступ к отдельным аккаунтам зачастую невозможно технически. В результате подобных действий могут пострадать многие пользователи сети.

Блокирование доступа к любой социальной сети (среди которых есть сети с многомиллионной аудиторией — «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter и другие) неизбежно приведет к нарушению прав миллионов пользователей, которые не имеют никакого отношения к распространению информации, послужившей основанием для блокировки. Нельзя исключить возможность предъявления массовых претензий и судебных исков со стороны пользователей. Кроме того, если заблокирована одна социальная сеть, то это событие будет серьезным поводом для обсуждения в другой социальной сети.

Вывод. В настоящее время целесообразным является необходимость выработки жестких границ информационного терроризма, позволяющих четко отграничивать информационный терроризм от действий, которые лишь внешне имеют его признаки. Одновременно необходимо обратить внимание и на объективно существующие трудности, вызванные тем, что информационный терроризм — явление довольно сложное, многогранное, носящее зачастую международный характер. Поэтому возникают проблемы соответствия понятий информационного терроризма, зафиксированных в международных документах и национальных законодательствах, и выработки комплексных мер коллективной безопасности, направленных на борьбу с этим видом преступлений.

Как уголовно-правовое явление информационный терроризм должен иметь более определенный характер и четкие границы. Это необходимо в силу известной формальности права и обязательности установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности (признаков состава преступления). Как уголовно-правовой феномен информационный терроризм может носить международный характер и в соответствии с рядом международных документов, относиться к числу международных уголовных преступлений. Формы его проявления в этом качестве достаточно разнообразны. Однако в связи с отсутствием международных уголовно-правовых санкций и органа, который рассматривал бы такие дела, ответственность за совершение названных преступлений наступает по национальному уголовному законодательству.

На наш взгляд, в нормативно-правовых актах необходимо отразить, что информационный терроризм как уголовно-правовое явление имеет следующие отличительные признаки: зачастую в качестве инструмента используется сеть Интернет; информационный терроризм всегда носит публичный, т.е. демонстративный и ультимативный, характер; преднамеренно создает и поддерживает обстановку страха, паники, напряженности, подавленности и парализует социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления, а также общественных формирований и объединений; порождает общую опасность для неопределенного круга лиц и создает реальную угрозу гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно-опасных последствий, т.е. представляет «рассеянную» угрозу и опасность населению и обществу; путем создания обстановки страха воздействует на других лиц либо принуждает их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий;  опасное насилие при информационном терроризме применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие оказывается на других лиц, т.е. насилие влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно — через выработку волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов.

Заключение

В результате проведенного исследования удалось сформулировать следующие выводы.

Активизация терроризма, ставящая под угрозу нормальное существование мироустройства, требует от мирового сообщества поиска эффективных методов противодействия. До сих пор не выработано единого определения понятию «терроризм». Например, Организация Объединенных Наций ведет интенсивную работу в данном направлении с момента учреждения в 1972 г. в своем составе Комитета по международному терроризму, но так и не может прийти к единому знаменателю.

Отличительной чертой информационного терроризма является его дешевизна и сложность обнаружения. Анонимность, обеспечиваемая Интернетом, позволяет террористу стать невидимым и, как следствие, практически неуязвимым и ничем (в первую очередь жизнью) не рискующим при проведении преступной акции. Положение усугубляется тем, что преступления в информационной сфере влекут за собой наказание существенно меньшее, чем за осуществление «традиционных» террористических актов. Одной из важнейших проблем противодействия терроризму является проблема обоснования мероприятий по обеспечению антитеррористической и противокриминальной защиты объектов (защиты объектов). Решение данной проблемы возможно при адекватной оценке эффективности этих мероприятий, в том числе методами аналитического моделирования.

В отличие от традиционного терроризма, который затрагивал основ жизнедеятельности общества, современный высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой. Развитие социальных сетей сопровождается все более широким использованием их возможностей для осуществления информационного противоборства, возрастанием координации, масштабов и сложности действий его участников, в качестве которых чаще всего выступают как государства, так и отдельные организованные группы, в т.ч. террористические. Объектом атак все чаще становятся информационные ресурсы, вывод из строя или затруднение функционирования которых может нанести противостоящей стороне значительный экономический ущерб или вызвать большой общественный резонанс. Все ведущие государства серьезно обеспокоены проблемами информационной безопасности, и это, как правило, быстро отражается в их законодательстве.

Комплексное решение задач противодействию информационного терроризма позволит существенно снизить вероятность реализации его угроз в отношении критической инфраструктуры и обеспечить защиту национальных интересов. Экономическую и научно-техническую политику подключения к мировым открытым сетям следует рассматривать сквозь призму решения вопроса национальной информационной безопасности. Участие России в международных системах телекоммуникаций и обмена информацией должно носить плановый характер, осуществляться в соответствии с действительными потребностями, экономическими и технологическими возможностями, и быть монополией государства.

В настоящее время целесообразным является необходимость выработки жестких границ информационного терроризма, позволяющих четко отграничивать информационный терроризм от действий, которые лишь внешне имеют его признаки. Одновременно необходимо обратить внимание и на объективно существующие трудности, вызванные тем, что информационный терроризм — явление довольно сложное, многогранное, носящее зачастую международный характер. Поэтому возникают проблемы соответствия понятий информационного терроризма, зафиксированных в международных документах и национальных законодательствах, и выработки комплексных мер коллективной безопасности, направленных на борьбу с этим видом преступлений.

Как уголовно-правовое явление информационный терроризм должен иметь более определенный характер и четкие границы. Это необходимо в силу известной формальности права и обязательности установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности (признаков состава преступления). Как уголовно-правовой феномен информационный терроризм может носить международный характер и в соответствии с рядом международных документов, относиться к числу международных уголовных преступлений. Формы его проявления в этом качестве достаточно разнообразны. Однако в связи с отсутствием международных уголовно-правовых санкций и органа, который рассматривал бы такие дела, ответственность за совершение названных преступлений наступает по национальному уголовному законодательству.

На наш взгляд, в нормативно-правовых актах необходимо отразить, что информационный терроризм как уголовно-правовое явление имеет следующие отличительные признаки: зачастую в качестве инструмента используется сеть Интернет; информационный терроризм всегда носит публичный, т.е. демонстративный и ультимативный, характер; преднамеренно создает и поддерживает обстановку страха, паники, напряженности, подавленности и парализует социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления, а также общественных формирований и объединений; порождает общую опасность для неопределенного круга лиц и создает реальную угрозу гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно-опасных последствий, т.е. представляет «рассеянную» угрозу и опасность населению и обществу; путем создания обстановки страха воздействует на других лиц либо принуждает их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий; опасное насилие при информационном терроризме применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие оказывается на других лиц, т.е. насилие влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно — через выработку волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов.

Список нормативных актов и литературы

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // Российская газета. № 237 от 25.12.1993.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ  (ред. от 28.12.2013)  (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.01.2014)  // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета», № 165, 29.07.2006 // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Парламентская газета», № 17, 08-14.04.2011 // «Российская газета», № 75, 08.04.2011,
  6. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.
  7. Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.11.2013, № 44, ст. 5641.
  8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
  10. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
  11. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.
  12. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  13. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. N 198.
  14. Письмо ВАС РФ от 31.10.2000 № С1-7/УЗ-1121 «О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»
  15. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) «Российская газета». № 187. 28.09.2000

Комментарии к нормативным актам:

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт-Издат, 2012.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова – М.: Юрайт-Издат, 2012.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. – М.: Проспект, 2013.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, / Под ред. Лебедева В.М., -М.: Юрайт-М, 2007.

Учебная и научная литература

  1. Wiener, N. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine / N. Wiener. — 2nd revised ed. — Paris, (Hermann & Cie) & Camb. (MIT Press), 1961.
  2. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М. : ВЛАДОС, 2008.
  3. Алиев У. А. Уголовно-правовые и криминологические особенности предупреждения религиозного экстремизма // Российский следователь. 2012. № 15. С. 36 – 38.
  4. Басецкий И.И. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы: [монография]. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001.
  5. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмов в России: монография. – М.: Юрлитинформ, 2012.
  6. Бреев А. В. Основные меры противодействия терроризму в Российской Федерации // Юридическая наука. 2012. № 2. С. 111-115.
  7. Быстрицкий А. Информационные системы и технологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  8. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт // Российский следователь. 2012. № 14. С. 31–33.
  9. Васильев В. Ф. Административно-правовые механизмы пресечения экстремистской деятельности в России / // Административное право и процесс. 2013. № 10. С. 37 – 40.
  10. Взрывы под заказ // Рос. газета. 2011. 1 марта.С. 8.
  11. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F0%F0%EE%F0%E8%F1%F2%
  12. E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%E0%EA%F2%FB,_%F1%EE%E2%E5%F0%F8%B8%ED%ED%FB%E5_%E2_%D0% EE%F1%F1%E8%E8#2014 (дата обращения 31.03.2014)
  13. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%
  14. D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения 31.03.2014)
  15. Вишняков Я. Д. Противодействие терроризму: учеб.для студ. Учреждений высш. проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  16. Гаухман Л.Д. Уголовно-правовая борьба с терроризмом. [Электронный ресурс]. Правовая поисковая система «Консультант плюс».
  17. Гевелинг Л.  В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма // Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансового терроризма. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2009.
  18. Гомлешко Р. Р. Молодежный экстремизм в современном социокультурном пространстве // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. Вып.2. С.167 — 172 .
  19. Гриб Н. Н. Терроризм как инструмент перестройки мира в эпоху глобализации // Российский следователь. 2013. № 1. С. 21—28.
  20. Губрий В. Информационный терроризм // Военный вестник Юга России». № 2. 2011. С. 97-108.
  21. Гучок А.Е. Криминалистическая структура преступлений. —  Минск: БГУ,
  22. Долгин Н. Н. Терроризм – угроза обществу // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. № 2. Т. 2. С. 461-490.
  23. Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М.: Статус, 2010.
  24. Емельянова Н.Н. К вопросу о новой архитектуре информационной безопасности // Вестник Московского государственного открытого университета. №1 (38). 2010. С. 135-142.
  25. Иванов В.И., Корсаков К.А., Коршунова О.Н., Овчинникова Г.В., Серова Е.Б. Расследование терроризма: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Н. Коршуновой. — СПб., 2011.
  26. Извозчикова В. Управление информационными рисками в экономических системах // АПК: экономика, управление. 2009. № 8. С. 23-31.
  27. ИлларионовС.Н. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. — М.: Прогресс, 2012.
  28. Кашенков В. П. О противодействии уголовно-правовыми средствами вызовам и угрозам преступных посягательств на внутреннюю безопасность // Журнал российского права. 2010. № 3. С. 5 -17.
  29. Кобзева С.В. Противодействие распространению агрессивной информации : мировой опыт. -М.: ЛИБРОКОМ, 2011.
  30. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. – М.: Приор, 2012.
  31. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации. Коллектив авторов // Государство и право. 2011. № 7. С. 54-59.
  32. Корнаухова Т. В. От борьбы к профилактике терроризма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 4. С. 26-34.
  33. Котенко В.В. Информационное противодействие угрозам терроризма. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.
  34. Кохтюлина И.Н. «Информационная безопасность на внешнеэкономическом треке: современные методы анализа» // «Российский внешнеэкономический вестник» №2. 2009. С. 64-69.
  35. Лебедева И. Н. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. С. 228-234.
  36. Марьин М.И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности.—М.: Академия, 2013.
  37. Моисеев Н. Н. Грядущие десятилетия: трудности и перспективы // Социально-политический журнал. № 1-2. 2004. С. 30—50.
  38. Организованный терроризм и организованная преступность. Отв. ред.Долгова А.И.  — М.: Слово, 2009.
  39. Письмо ВАС РФ от 31.10.2000 № С1-7/УЗ-1121 «О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации».
  40. Профилактика (предупреждение) экстремизма и терроризма. // Методическое пособие для пропагандистов. Под общей ред. Л.Н.Панковой, Ю.В.Таранухи — М., Университетская книга,2010.
  41. РябинковА. Г. Информационно-психологические операции в борьбе с терроризмом и экстремизмом. – М.: ВИПК МВД, 2009.
  42. Терроризм и экстремизм: профилактика и противодействие: методические рекомендации / сост. Л. Е. Пистунова, Т. В. Душенина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008.
  43. Тоффлер А. Футурошок. — СПб.: Лань, 1997.
  44. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. М.: Статут, 2012.
  45. Черницкий А. М. Падшие звезды террора: 25 биографий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф