3.2. Маркетинговое исследование потребительских предпочтений при приобретении хлебобулочных изделий со съедобным покрытием
Хлебопекарная промышленность играет значительную социальную и стратегическую роль в жизни человека, удовлетворяя потребности населения в основном продовольственном продукте. Упаковка с точки зрения маркетинга – это оболочка товара, оформленная определенным образом, которая может быть составной частью продукта.
В условиях конкуренции между товаропроизводителями, обычно, решающим фактором становится инновационная упаковка. В связи с тем, что маркетинговое понимание рынка содержит в себе «совокупность потенциальных и реальных потребителей товара» целесообразно было провести исследование потребительских предпочтений и факторов, влияющих на выбор потребителя при приобретении товара в новой упаковке, с помощью метода анкетного опроса относительно нового товара.
Предпосылкой выбора данного метода послужило то, что опрос в маркетинговых исследованиях выступает как основной способ сбора первичной информации, имеет достаточно высокую точность полученных данных и определенную оперативность.
Спецификой данного метода является то, что он является незаменимым приемом получения информации о субъективных взглядах респондентов, их склонности, мотивы поступков, мыслей; высокий уровень стандартизации и др. Как инструментарий для проведения исследований использовали разработанную анкету, которая состоит из взаимосвязанных, поставленных в логической последовательности, вопросов (Приложение 1).
Анкета состоит из 9-ти вопросов, которые были разработаны исходя из поставленной цели и задач. Опрос респондентов проходил в торговых сетях города, в анкетировании участвовало 80 респондентов, 42 (52,5) женщины и 38 (47,5) мужчин, в возрасте от 18 до 70 лет. Состав семьи опрошенных респондентов чаще всего составлял 3 и более человек. Это лица с разным уровнем доходов и социальным положением. Среди опрошенных респондентов чаще встречались люди, ежемесячный доход которых составляет от 14000 до 50000 руб.
Обработку анкет маркетингового исследования проводили методом компьютерного статистического моделирования с помощью пакета анализа данных программного пакета Microsoft Excel.
По результатам компьютерной статистической обработки результатов опроса было установлено, что потребители часто покупают хлебобулочные изделия в упаковке на основе бумаги (рис. 3.1). Допустимая ошибка при ответе на этот вопрос: 0,12 т. е. очень мала. Дисперсия (0,91) – не существенная, что свидетельствует о значительный разброс ответов вокруг среднего значения. Чаще всего покупают хлебобулочные изделия в полиэтиленовых пакетах – 45 ответов (56,25%), упакованные из других полимерных материалов-25 ответа (31,25%), бумажных пакетах – 10 ответа (12,5%), что свидетельствует о низком потреблении в данной упаковке.

Следующим шагом было выявить степень важности различных факторов, которые влияют на выбор потребителей при покупке хлебобулочных изделий по 5-ти бальной шкале. Каждый фактор был проанализирован отдельно: внешний вид, вкусовые достоинства, цена, торговая марка и упаковка.
Внешний вид, как фактор, оказался не слишком важным для потребителей, на первое место его поставили лишь 5 респондентов (6,25 %), так как и вкусовые предпочтения. Для всех опрашиваемых важным фактором была цена – 40 респондентов поставили ее на 1 место (50 %), 20 – на второе (25 %;), и по 10 – на третье и четвертое (по 12,5 %). Стоит отметить, что многие респонденты не равнодушны к упаковке, на 1 место его поставили 30 респондентов (37,5 %), на второе – 25 (31,25 %), на третье – 15 (18,75 %) и на четвертое – 10 (12,5). Во время ранжирования фактор торговая марка ни один из респондентов не поставил на 1 и 2 место, что свидетельствует о том, что для потребителя при выборе хлебобулочных изделий не играет важную роль. По результатам ранжирования респондентами различных факторов во время приобретения хлебобулочных изделий по степени важности их можно распределить следующим образом: цена > упаковка > внешний вид > вкусовые предпочтения > торговая марка.
Опрос показал, что для большинства опрошенных важными факторами являются экологичность и безопасность упаковки (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 — График гистограммы распределения частот важности факторов экологичности и безопасности упаковки
Для большинства – 62 ответы респондентов (77,5 %) – экологичность и безопасность упаковки важна, лишь 12 ответов (15 %), что этот фактор не имеет значения и 6 ответов (7,5 %) совсем не задумывались над этим. Почти для всех не играет роли оформления упаковки, только 10 респондентов (12,5 %) оно было важным. Чаще всего хлебобулочные изделия покупают в торговых сетях – 62 ответа (77,5 %). Несколько меньшая доля респондентов отдают предпочтение покупке хлебобулочных изделий на рынке – 10 ответов (12,5 %), и наименьшее количество опрашиваемых готовят дома – 8 ответов (10 %). Большинство респондентов (75 %) тратят 1-5 % своего бюджета для покупки хлебобулочных изделий, что свидетельствует о слабой платежеспособности респондентов. Как проявили исследования, наиболее важным фактором при покупке хлебобулочных изделий является их цена, экологичность упаковки и безопасность.
Обобщая маркетинговое исследование следует отметить, что хлебобулочные изделия с съедобным покрытием будут пользоваться наибольшим спросом среди населения, которое может тратить на их покупку 1-5 % своего бюджета и для которых экологичность и безопасность упаковки имеют важное значение. Название производителя или торговая марка и возраст респондентов практически не влияют на приобретение хлебобулочных изделий со съедобным покрытием. Таким образом, разработанные хлебобулочные изделия с съедобным покрытием найдут свой сегмент в торговых сетях, как альтернативная замена синтетического упаковки на потребительском рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно проведенного исследования можно сказать, что инновационная стратегия – это согласованная сущность управленческих решений, влияющих на инновационную деятельность предприятия и имеющих долгосрочные последствия.
Инновационная стратегия обеспечивает динамичное развитие предприятия, влияет на выбор общей стратегии, определяет тип последней. По характеру выделяют шесть видов инновационной стратегии: наступательная; оборонительная; имитационная; зависимая; традиционная; «за случаем». Все эти виды подразделяются в свою очередь на подвиды. Каждая из этих стратегий имеет как преимущества так и недостатки. Разработка инновационной стратегии предполагает принятие стратегических задач (целей), оценку возможностей и ресурсов для их использования; анализ альтернатив; подготовку конкретных программ, проектов, бюджетов; оценку сильных и слабых сторон деятельности предприятия с учетом выбранных целей.
Важным этапом разработки инновационной стратегии и принципами планирования является адаптация предприятия к выбранному рынку; стабильность, как залог правильного выбора стратегии; обоснованность рынка; селективность, проведение анализа ключевых проблем и задач; соответствие целей стратегии целям предприятия.
Следовательно, успех инновационной стратегии малого предприятия зависит от объема необходимых ресурсов, которыми обладает предприятие, от способности к быстрым изменениям, гибкости менеджмента, неординарности создаваемых инновационных решений, умение оценить и спрогнозировать коммерческую выгоду, эффективности организационно – управленческих механизмов, благодаря которым реализуются инновационные проекты, уровня развития инновационной инфраструктуры, которая поддерживает деятельность предприятий этой сферы.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что выбор и разработка стратегии — сложный процесс, к которому нужен правильный подход.
Разработка новых видов съедобных покрытий из природных полимеров, наиболее перспективным из которых является нативный крахмал и его модификации, необходимо и актуально для развития пищевой упаковочной индустрии.
Среди природных пластификаторов наиболее широкое применение и доступность имеет глицерин, с целью создания биодеградированных и съедобных пленок.
Использование съедобных пленок является перспективным направлением упаковки для хлебобулочных изделий, с целью продления их срока хранения и придания функциональных свойств.
Перспективными функциональными компонентами съедобного покрытия для хлебобулочных изделий являются эламин как носитель большого количества минеральных веществ, прежде всего йода, а также пробиотические молочнокислые бактерии.
Установлена отпускная цена хлебобулочного изделия массой 250 г. В случае нанесения съедобного покрытия цена увеличивается на 1,30 руб. (съедобное покрытие без добавок); на 1,72 руб. (съедобное покрытие с эламином); на 3,58 руб. (съедобное покрытие с сухой пробиотической закваской); на 0,65 руб. (антибактериальное покрытие).
Комплексный показатель качества съедобного покрытия выше показателя упаковки — аналога (4,32 против 3,83), что подтверждает социальную эффективность от его внедрения.
Хлебобулочные изделия со съедобным покрытием будут пользоваться наибольшим спросом среди населения, которое может тратить на их покупку 1-5 % своего бюджета и для которых экологичность и безопасность упаковки имеют важное значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акутина Н.В. Ресурсо- и энергосберегающие технологии производства и упаковки пищевой продукции — основные принципы ее конкурентоспособности. Материалы V международной специализированной научно-практической конференции / 2016.
- Ануфриев И.О., Ромашкина Л.В., Буравлёв Н.А., Шашков И.В. Инновационные аспекты вспененной упаковки. Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 366-370.
- Белых Д.А., Касьянов В.К., Аверина Ю.М. Производство эко-упаковок российскими компаниями для кондитерской, мясной и фруктово-овощной продукции. Технологии, инновации, проблемы. Успехи в химии и используемых технологиях. 2018. Т. 32. № 14 (210). С. 49-51.
- Биловодская О.А., Клисинский Ю., Молибог М.А. Упаковка в процессе инновационной деятельности как часть управления распределением товара. Маркетинг и менеджмент инноваций. 2016. № 4. С. 31-42.
- Бородина Д.К. Инновационная упаковка хлеба как способ повышения конкуретоспособности предприятия хлебопекарной промышленности. В сборнике: Пищевые инновации в биотехнологии Сборник тезисов В.И. Под общей редакцией А.Ю. Просекова. 2018. С. 294-295.
- Будникова О.А. Теоретические и практические аспекты создания инновационной упаковки. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-4. С. 17-20.
- Гажур А.А., Масталыгина Е.Е., Пантюхов П.В., Сидельников Ф.Е. Развитие диетического питания в России и мире. Перспективы использования упаковки из термопластичной биоразлагаемой полимерной композиции в диетических кафе. В сборнике: Траектории развития материалы Первой международной научной конференции. 2018. С. 498-514.
- Доброхотова Т. Вклад в качество продукции от компании уплотн. Воздух. Мясные технологии. 2017. № 3 (171). С. 8-9.
- Инновационные решения в товароведении сырья, продукции и рециклинг вторичных ресурсов АПК. Материалы круглого стола / 2017
- Киселева М.М., Штрахштейн А.О. Внедрение инновационной автоматической линии нарезки и упаковки хлеба на примере ООО «Искитим-Хлеб». В сборнике: Современные тенденции, проблемы и перспективы развития инновационной экономики и предпринимательства в России Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. Под редакцией М.В. Хайруллиной. 2016. С. 131-136.
- Климова Е.В. Обзорная статья, посвященная преимуществам инновационной «умной» упаковки продуктов питания. (Польша). Экологическая безопасность в АПК. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 814.
- Климова Е.В. Преимущества инновационной «умной» упаковки продуктов питания. Обзор. (Польша). Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 285.
- Ковалева А.Д., Алешков А.В. Инновационная упаковка для пищевой индустрии: аспекты классификации. В сборнике: Потребительский рынок XXI века: стратегии, технологии, инновации материалы III Современные научно-практические конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права. 2017. С. 136-140.
- Колпакова В.В., Усачёв И.С., Сарджвеладзе А.С., Лукин Н.Д., Ананьев В.В. Термопластичный крахмал в составе биораэлагаемой полимерной пленки. Кондитерское и хлебопекарное производство. 2018. № 1-2 (174). С. 21-25.
- Конкурс инноваций на «молочной индустрии 2016» Переработка молока. 2016. № 5 (199). С. 58-61.
- Краковская Е.М. Инновационные технологии в промышленной графике и упаковке. В сборнике: Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского Материалы конференции. 2017. С. 467-468.
- Краснова А.И., Сивакс А.Н. Инновационные способы упаковки и маркировки товаров. В сборнике: Актуальные аспекты развития инновационной мезоэкономики Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2016. С. 156-162.
- Куркина Н. Упаковка / УПАК Италия — 2016: в фокусе — инновационные решения. Хлебопродукты. 2016. № 2. С. 68-69.
- Лишневская И., Колесник А. Инновационные упаковочные системы для переработанного мяса. Мясные технологии. 2016. № 8 (164). С. 16-19.
- Молодцов К.А. Инновационная упаковка, способная продавать продукт по всему миру!. Переработка молока. 2018. № 6 (224). С. 34-35.
- Нувальцева Е.П., Пашкова Е.Ю. Разработка биоразлагаемой одноразовой упаковки на основе растительных компонентов для продовольственных товаров. В сборнике: Вклад молодых ученых в научно-практические конференции. 2018. С. 421-423.
- Повышение спроса на облегченные многофункциональные упаковки. Переработка молока. 2017. № 7 (213). С. 20-23.
- Потехин Г.А. Экологически чистая упаковка: проблемы и перспективы использования. В сборнике: Общество и экономическая мысль XXI в .: пути развития и инновации материалы VI современные научно-практические конференции. 2018. С. 84-88.
- Разогрейте свой бизнес: инновационная термостойкая упаковка удовлетворяет изменяющийся спрос на рынке. Сфера: Мясная промышленность. 2017. № 3 (118). С. 36-37.
- Романова В.А., Апарина О.В. Упаковка пищевых продуктов и напитков: инновационные технологии и решения. В сборнике: Новые решения в упаковке продуктов питания. Научно-практическая конференция с участием РСВМ «Передовые пищевые технологии: состояние, тренды, точки роста», Секция: Новые решения в упаковке продуктов питания. 2018. С. 195-203.
- Снежко А.Г., Страхова П.А., Узденский В.Б. Инновационные решения для упаковки мясных продуктов. Мясные технологии. 2016. № 1 (157). С. 42-45.
- Ступникова О. Инновационная линия нарезки и упаковки продуктов питания на выставке anuga foodtec 2018. Мясные технологии. 2018. № 3 (183). С. 45.
- Султанкулова Р.Ч. Интеграция стратегических и инновационных производств экологически безопасных биоразлагаемых упаковок и управлений полимерными отходами. В сборнике: Пищевые инновации и биотехнологии материалы V научной конференции. ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)». 2017. С. 120-121.
- Тарасюк Е.В., Еремеева К.В. Инновационная упаковка для молочных продуктов. В сборнике: Молодежь в науке: новые аргументы сборник научных работ V-го Международного молодежного конкурса. 2016. С. 226-230.
- Товароведение, технология и экспертиза: инновационные решения и перспективы развития. Материалы национальной научно-практической конференции / 2018.
- Усачёв И.С., Сарджвеладзе А.С., Папахин А.С., Колпакова В.В., Лукин Н.Д., Ананьев В.В. Биоразрушаемая термопластичная композиция с нативным крахмалом для упаковочной продукции. Переработка молока. 2018. № 7 (225). С. 52-56.
- Федосов Д.А. Инновационная упаковка молока как элемент эффективного продвижения на рынке. В сборнике: Бизнес, общество и молодежь: идеи преобразований. Материалы В Всероссийской студенческой научной конференции (г. Саратов, 16 ноября 2016 г.): в 2 ч. — Часть 2. Редакционная коллегия: Кузнецова И.В. (отв. редактор); Жулина Е.Г .; Холоднова А.В .; Мухина И.В. , 2016. С. 46-48.
