Заявка на расчет
Меню Услуги

Институт императора и его роль в государственной системе Японии. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2 Институт Императора и его роль в государственной системе Японии

2.1 Конституционный и правовой статус Императора Японской Империи в результате реставрации Мэйдзи (период с 1889 по начало XX в.)

 

Провозглашение института императора

Период реставрации Мэйдзи (обновление Мэйдзи – Мэйдзи исин) начался в результате обнародования 03 января 2868 года манифеста о реставрации Императорской власти. Это ознаменовало девиз правления императора японской империи Муцухито на определенный период – Ицзин. В данный период правления императора в Японской империи осуществлялись реформы, которые открывали стране путь капитализма и перестраивали всю систему японского общества, ее структуру.

Провозглашение клятвы (еокадзе госэймон) молодого императора Муцухито (ему было 15 лет, годы жизни: с 1852 по 1912 гг.) при проведении церемонии вступления в должность правителя японской империи 6 апреля 1868 года определило пять принципов, которые определяли будущую судьбу японской империи и положили начало для кардинальных изменений истории страны [22].

Для внесения перестройки системы страны и проведения планируемых изменений, император японской империи представил документ, который затем стал проектом будущей конституции. Внедрение данной конституции предполагала с момента ее принятия установить разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в японской империи.

Закрепление законодательной власти, также как судебной власти было возложено на государственный совет. Государственный совет состоял из членов верхней и нижней палаты. Верхняя палата включала в своем составе самураев, даймё и представителей аристократии. Нижняя палата включала в свой состав самураев от различных кланов.

В принятой императором Муцухито конституции японской империи не было прямого указания на ее принятие и об учреждении Парламента. Однако статья 1 конституции японской империи проясняла момент относительно возможной деятельности в данном направлении.

Создание конституции японской империи и разработка ее текста заняло 8 лет. Проект по разработке конституции возглавлял, назначенный императором Муцухито, первый премьер-министр японской империи граф Ито Хиробуми (годы жизни: с 1841 по 1909 гг.), который в последствие стал главой тайного совета. При создании текста конституции, Хиробуми посещал различные страны в целях ознакомления с конституционными основами других стран, знакомился с международным опытом конституционного строительства, а также изучал возможность использования данных конституционных основ в новой Японии [20].

Несмотря на то, что общее руководство за созданием конституционных основ в обстановке строгой секретности было поручено Ито Хиробуми, Император Муцухито непосредственно принимал участие в ее разработке. Начиная от дачи конкретных указаний по содержанию текста конституции, редактированию статей конституции при их рассмотрении, и заканчивая утверждением статей конституции в окончательном виде.

Изучение японскими исследователями-правоведами всех 76 статей конституции японской империи показало наличие «прусских корней» в 46-ти статьях. Но в тоже время конституция Японии носит более консервативный характер, при котором полномочия Императора стали носить практически неограниченные права.

Идеологически и с точки зрения концепции, японская конституция периода Мэйдзи носит компромиссный характер, при котором одновременно уживаются как традиционный японский менталитет, так и западная приверженность конституционным основам.

Провозглашение разработанной Конституции было осуществлено в императорском дворце 11 февраля 1889 года на торжественной церемонии, что ознаменовалось Днем основания государства – японской империи. На торжественной церемонии Императором было заявлено: «Мы в силу верховной власти, унаследованной Нами от Наших предков-правителей, сим обнародуем настоящий неизменный основной закон для нынешних Наших подданных и их потомков… Права государственного верховенства Мы унаследовали от Наших предков и завещаем их Нашим потомкам. И Мы, и они будем осуществлять их в согласии с положениями конституции, ныне Нами даруемой и жалуемой народу». В ноябре 1889 года Конституция вступила в силу [16].

Вместе с конституцией принимался ряд императорских указов и законов, которые дополняли текст статей конституции японской империи. Среди принятых нормативных актов был Закон об императорском доме.

В Законе об императорском доме было представлено и определено:

  • состав императорской фамилии;
  • порядок престолонаследования;
  • правила церемоний восхождения на престол и осуществления коронации;
  • этикет обращения к императору;
  • правила поведения членов семьи императора;
  • расходы на содержание императорского дома.

В соответствие с Законом об императорском доме право занимать трон было у мужского потомка по мужской линии императорской фамилии. Правление императриц было решено считать «редкими исключениями».

В Законе об императорском доме имел право делать изменения только император, по рекомендациям тайного совета, который был практически единственным совещательным органом Императора. В члены тайного совета Император Муцухито самостоятельно производил отбор из совета семьи императора и представителей различных высших должностных лиц. Парламент не допускался к изменению положений закона.

Помимо Конституции и Закона об императорском доме были провозглашены и обнародованы Законы: об императорском парламенте, о выборах, об устройстве палат (палаты представителей и палаты пэров), о государственных финансах (устанавливался финансовый год, который сохранился по настоящее время: с 1 апреля текущего года по 31 марта следующего года).

Конституционные основы статуса императора

Основы конституционного статуса Императора японской империи, как следует из предыдущего анализа, представлены в Конституции от 11 февраля 1889 года. Общая структура Конституции состоит из 7 глав, разделенных на 76 статьи.

Конституционные основы и полномочия императора перечислены преимущественно в первой главе, которая состоит из 17 статей Конституции.

В соответствие со статьей 1 (перевод с японского языка: ст.1 «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией» [26]) закрепляются принципы национальной идентичности японцев (кокутай) во главе с императорской династией.

Дальнейшие статьи конституции перечисляют преимущественные права императора, которые сводятся к видам осуществления государственной власти.

Так, статьей 2 устанавливаются права императора, которые передаются по династическому принципу с учетом исторических традиций.

Статья 3 (перевод с японского языка: ст.2 «Особа императора священна и неприкосновенна») определяет личность императора как священную, а также устанавливает неприкосновенный статус императора [26].

В соответствие со статьей 4 определяется, что император является главой государства, который обладает всеми правами верховной власти, и осуществляющий власть в соответствии с постановлениями конституции.

Последующие статьи с 5 по 16 Конституции японской империи устанавливают конкретные властные полномочия и конституционные права императора.

Статьи с 5 по 8 конституции устанавливают и закрепляют законодательные полномочия и права императора:

  • согласует законодательную власть с парламентом (ст.5);
  • утверждает законы, указывает на их обнародование и исполнение (ст.6);
  • созывает парламент, открывает и закрывает заседания парламента, распускает палату депутатов, накладывать вето на решения парламента (ст.7);
  • для поддержания общественной безопасности или в случаях общественного бедствия издает императорские указы, которые имеют силу закона. В тоже время здесь предусматривается ограничение силы указов в случаях, если парламент не одобрит их (ст.8) [26].

За императором в соответствие со статьей 9 конституции была установлена исполнительная власть, позволяющая издавать указы, необходимые для исполнения законов, и которые не должны были вносить изменения в законы [26].

Император имел право в соответствие со статьей 10 устанавливать «организацию различных отраслей государственного управления», назначать и увольнять должностных лиц, как гражданских, так и военных [26].

Императору принадлежало верховное начальствование над армией и флотом (ст.11); император определял организацию и состав армии в мирное время (ст.12); император имел право объявлять военное и осадное положение (ст.14) [26].

Внешнеполитическая сфера также оставалась под контролем императора: он единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну (ст. 13).

Император имел право в соответствие со статьей 15 жаловать титулы, дворянство, чины, ордена и другие знаки отличия.

К полномочиям императора также относились верховные судебные полномочия в соответствие со статьей 16: он обладал правом амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Согласно конституции императорский престол наследовался по мужской линии, и допускалось регентство. Статья 17 конституции устанавливала положения о регентстве (осуществлении прав императора от его имени – при его малолетстве, болезни или отсутствии), которые должны быть осуществлены в согласовании с Законом об императорском доме [26].

Конкретизация отношений императора и парламента были осуществлено в ряде статей (с 33 по 37 статьи). Устанавливался состав парламента (палата пэров и палата депутатов). И определялось, что «ни один закон не может быть издан без одобрения парламента» (ст.37).

Главой 4 (статьями 55 и 56) конкретизировались отношения императора, тайного совета и министерства [26].

Предусматривалась личная ответственность министров за даваемые советы императору. Кроме того, любой издаваемый императорский указ или закон должен был иметь подпись государственного министра. Важнейшие государственные дела при запросе императора обсуждались тайным советом.

Пересмотр Конституции возможен был только по императорскому указу (ст. 73). Однако статутом императорского дома никакое постановление конституции не могло быть изменено. В тоже время изменения в статусе императорского дома не подлежали обсуждению в парламенте.

Таким образом, конституционный статус императора с принятием Конституции Японии стал преобладать императорской и правительственной властью. В соответствие с Конституцией 1889 г., император японской империи обладал достаточно широкими полномочиями государственной власти. В законодательных делах власть императора могла быть ограничена народным представительством, а в управлении империей – самостоятельным статусом правительства.

Правовой статус императора

Раскрыть правовой статус императора помогут правовые отношения между императором и государственными органами, которые закреплены законами и императорскими указами, которые в свою очередь базируются на нормах конституции японской империи.

Сложившиеся в результате реставрации Мэйдзи правовые основы заложили следующую систему государственного устройства страны, в которой императору отводилась достаточно широкая роль.

Роль императора в системе государственного устройства Японии представлена на рисунке 2.1.

Пришедший на трон император Муцухито сыграл важную роль в проведении радикальных политических и социально-экономических реформ, которые открыли путь капиталистического развития и ускоренной модернизации практически всех сфер японского общества.

Проводя анализ роли императора в системе государственного устройства в период реставрации Мэйдзи, стоит отметить, что правовые отношения императора и государственных органов можно разделить на несколько составляющих: отношения с парламентом; с министрами, с тайным советом, с советом старейшин, с советом адмиралов и генералов, с судебными органами.

Императорский парламент.

Состав японского императорского парламента (тэйкоку гикай) включал в себя две палаты: верхнюю (палата пэров – кидзокуин) и нижнюю (палата представителей – сюгиин). Формирование палаты пэров осуществлялось путем различными способами специальными указами императора. Палата пэров насчитывала до 400 человек, и ее членство было не постоянным.

Рисунок 3 – Роль императора в системе государственного устройства Японии в
период реставрации Мэйдзи

 

В состав палаты пэров входили:

  • утверждаемые решением императора пожизненные члены палаты пэров и по праву наследования: члены императорской фамилии, князья и маркизы, достигшие 25 лет;
  • утверждаемые решением императора и премьер-министром пожизненные члены палаты пэров: входило 125 человек за особые заслуги перед японской империей;
  • титулованные аристократы более низкого ранга: входили 150 депутатов – графы, виконты и бароны, которые избирались на 7 лет;
  • крупнейшие налогоплательщики: входило 66 человек, которые выплачивали в казну 300 и более иен в качестве поземельного налога или торговых и промышленных налогов;
  • утверждаемые императором кандидаты от каждой префектуры: один-два кандидата в зависимости от численности населения префектуры;
  • утверждаемые императором 4 представителя академии наук [22].

Состав палаты представителей избирался на 4 года в соответствие с Законом о выборах. В палату представителей входили: 295 депутата (по закону 1900 года), 466 депутатов (по закону 1925 года). Кандидат в депутаты палаты представителей должен быть мужчиной старше 25 лет, который платил прямой налог более 15 иен (значительная сумма по тем временам). Военнослужащие и женщины избирательных прав не имели. Председатель и заместитель председателя палаты представителей назначались императором из числа предложенных кандидатур.

Император осуществлял руководство деятельностью парламента. Он созывал сессии парламента, открывал и закрывал их, мог отсрочить заседания парламента, прервать их на 15 дней. Император мог распустить палату представителей, потребовать проведения закрытых заседаний.

Императором были ограничены компетенции высшего законодательного органа. Парламент рассматривал только поправки, которые предлагались самим императором. Парламент не мог выступать с инициативами. Запрещалось парламенту обсуждать вопросы относительно императорского дома.

Каждая палата была наделена правом законодательной инициативы, однако судьба инициативы полностью зависела от императора: утверждение законов, выдача указаний об обнародовании и исполнении. Император мог отклонить любой проект закона без объяснений причин.

Парламент имел право принимать и отвергать законопроекты, представленные правительством, утверждать императорские указы, изданные в период между сессиями, а также бюджет. Однако, как показала практика, данные ограничения императорской власти фактически не действовали, не было фактических случаев отказа парламента в одобрении указов императора. Также в бюджетной сфере парламент имел ограниченные возможности. Две трети бюджета находились вне пределов парламентского контроля, включая расходы на содержание вооруженных сил и расходы на государственный аппарат.

Формально палаты парламента были равноправные: решения принимались большинством голосов, заседания были публичными. Однако на практике палата пэров могла наложить право вето на решения палаты представителей. Кроме того положение верхней палаты утверждалось императорским указом, на который представители не могли оказать влияние.

Кабинет министров (правительство, государственные министры).

Состав кабинета министров определялся десятью министрами во главе с премьер-министром.

Отношения императора и кабинета министров были определены, как правило, специальным императорским распоряжением. Кабинет министров полностью зависел от императора, он мог формировать правительство вне зависимости от соотношения политических сил в парламенте.

В функции кабинета министров входило давать советы по государственным делам, неся при этом ответственность за данные советы.

Кабинет министров действовал в рамках императорских указов, которые были санкционированы тайным советом.

Тайный совет (сумицуин).

Состав тайного совета включал в себя представителей высших правящих кругов, которые назначались пожизненно, лично императором по рекомендации премьер-министра (тоже являлся членом тайного совета). Общая численность тайного совета составляла 27 человек, возрастом старше 40 лет. Тайный совет не зависел ни от парламента, ни от правительства. Сумицуин создавался еще до принятия конституции.

В функции тайного совета предписывалось обсуждение важнейших государственных дел, а именно:

  • толковать конституцию;
  • толковать императорские указы,
  • вносить изменение в законы,
  • решать вопросы, связанные с международными отношениями;
  • и дача советов и рекомендаций императору;
  • выдача рекомендаций императору на назначение высших должностных лиц [22].

Полномочия были настолько широки, что в 1890 году был принят специальный закон, который определял роль Тайного совета. Также его часто упоминали как «третью палату парламента».

Совет старейшин (гэнро).

При императоре существовало много совещательных органов. Среди них был также совет старейшин, который сыграл весьма значительную роль в политической жизни страны.

Состав гэнро включал в себя пожизненно назначаемых:

  • старейших членов императорского дома
  • бывших премьеров;
  • старейшин знатных феодальных кланов. К ним относят, как правило, представителей юго-западных княжеств, внесших особо значимый вклад в ликвидацию режима сёгуната.

Император без рекомендаций совета старейшин не принимал значительных решений. Особенно большой вес имело мнение гэнро при назначении премьер-министра.

Совет генералов и адмиралов.

Отличительной чертой японской политической системы являлось особое положение военной верхушки. Все дела, связанные со строительством вооруженных сил, были выведены из-под контроля кабинета министров и парламента. Принципы военной политики разрабатывались Советом генералов и адмиралов. Главы двух министерств – военного и военно-морского, являвшиеся одновременно командующими армией и флотом, имели право непосредственного доклада императору.

Судебные органы.

Суды делились на местные, районные и окружные – они назначались министром юстиции. Существовали также высшие суды: 7 апелляционных и один верховный. Председатели судов назначались императором, а члены судов – министром юстиции. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и опыт практической работы; судьям запрещалось участвовать в политической жизни, быть членами политических партий, и занимать общественные должности. Устанавливалась несменяемость судей.

Судопроизводство осуществлялось судами от имени императора, согласно соответствующему закону – Закону об организации суда 1880 года.

Подводя некоторые итоги, стоит отметить следующее. История Японии говорит нам о том, что на протяжении столетий императоры, будучи о лишенных каких-либо значимых административных прерогатив, не имели возможности оказывать влияние на принятие политических решений, на осуществление мер по управлению страной.

Однако императором Муцухито в результате реставрации, выполнил ряд действий, которые изменили конституционный и правовой статус Императора Японии.

Император Муцухито стал единственным правителем островов Восходящего солнца, который единолично принимал различные государственные постановления. Император Муцухито в результате преобразования общества мог не опасаться притязаний феодалов, всегда готовых к противостоянию.

Парламент, состоящий из двух палат, обладал правом законодательной инициативы, которое он разделял с министрами, обязанными напрямую отчитываться перед императором. Сам же император назначал Тайный совет – совещательный орган, который оказывал лишь ограниченное влияние на императора. Император в свою очередь выслушивал мнение тайного совета, но мог с ним не считаться.

После реставрации императорской власти принимались законодательные основы, которые повлияли на быстрый динамичный политический, экономический и социальный рост Японии в соответствии с «западной моделью» при сохранении многих черт традиционного японского общества. Изменение внутренней ситуации протекало наряду с развитием отношений с Западом, что позволяло японскому государству поддерживать достижения в области рыночной экономики, развивать современные отрасли промышленности, и формировать на этой основе мощный военно-промышленный потенциал.

За пятьдесят пять лет правления выдающийся император, каким был Муцухито (Мэйдзи), перевернул самые основы жизни страны и сделал из нее современное государство, в котором институт императора имел огромное значение.

 

2.2 Изменения в институте Императора во времена принятия Конституции Японии в период Второй мировой войны

 

Проблема статуса Императора Японии после Второй мировой войны

Изменения института императора в системе государственных органов Японии, а также роль института императора в общественной жизни японцев определялись во времена Второй мировой войны. В 1947 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, были выработаны решения по судьбе императора Хирохито, который возглавлял Японию в период проведения агрессивной политики, начиная с вторжения в Китай в 1931 году и до капитуляции Японии 15 августа 1945 г.

Хирохито являлся 124-м императором Японии, правивший с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года. Период правления императора Хирохито было самым долгим (62 года) в истории Японии. Во время правления императора Хирохито в японском обществе произошла коренная его трансформация.

Вторая мировая война стала поворотным событием для японского государства и общества. Впервые за свою историю Япония была оккупирована иностранными войсками, в результате чего ею на несколько лет были утрачены некоторые элементы государственного суверенитета. Наиболее болезненной проблемой для японского народа стала угроза статусу японского императора и возможность осуждения Хирохито как военного преступника [27].

Изменения, которым подвергся институт императора, заслуживают отдельного рассмотрения, поскольку позволяют лучше понять исключительные права императорской власти Японии и его роль в государственной системе Японии в период Второй мировой войны.

Издревле японский император был не столько светским правителем, сколько духовным символом Японии, тесно связанным с синтоистским пантеоном. В предвоенный период завершилось формирование концепции «кокутай», построенной на националистическом представлении о божественной власти императора и его особой роли в развитии Японии.

Традиционные верования о божественности императорской власти и непрерывности японской династии со временем укреплялись и в результате сформировали в Японии идею об уникальности японской нации.

К началу войны на Тихом океане представление о «божественности» императора, его непогрешимости и безусловной правоте прочно укрепились в сознании подавляющего большинства японцев. В этом смысле особенно показательны данные опросов японских военнопленных, которые проводил в своем исследовании американский автор Р. Бенедикта.

Опрашиваемыми японцы практически единодушно демонстрировалось воздержание от критических замечаний в адрес императора. И большинством их высказывания сводились к одному: «Япония без императора не Япония», «Нельзя представить себе Японию без императора», «Император – это символ японского народа, центр его религиозной жизни».

Хотя некоторыми военнопленными если и начиналась осознаваться ошибочность проводимой от имени императора политики, то ими всячески отрицалась его ответственность за эту войну, так они склонны были думать. что его обманула военная верхушка [27]. Тем не менее, союзниками все же было принято решение не лишать Японию ее монарха. Примечателен тот факт, что императора так и не осудил ни Токийский, ни Хабаровский трибуналы, несмотря на поступление таких предложений.

Во времена войны статус императорской власти использовался для разжигания японского национализма, который вылился во множественные случаи зверства японских военных на китайском фронте. В связи с этим, после окончания войны перед американской оккупационной администрацией встал вполне резонный вопрос об ответственности главы японского государства за военные преступления.

Проблему императорской власти послевоенного периода можно разделить на две составляющие. Во-первых, что делать с действующим главой государства императором Хирохито. Существовали все юридические основания объявить его военным преступником и подвергнуть суду Токийского процесса. С другой стороны, наличие у Хирохито реальной власти в предвоенный и военный период являлось очень спорным вопросом, и тогда можно было оценить его как жертву обстоятельств и заложника японских милитаристов.

Во-вторых, перед оккупационной администрацией встал вопрос о сохранении императорского строя Японии. С одной стороны, монархическая форма правления явно не соответствовала американским политическим ценностям. Влияние оккупационных властей на создание новой японской конституции является неоспоримым фактом, в связи с этим был большой соблазн полностью ликвидировать этот атрибут традиционной Японии. В тоже время на момент окончания войны, особенно после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, отношения к американцам в Японии оставалось враждебным и, в этих условиях, нельзя было грубо нарушать традиции японского общества.

Решить эти проблемы предстояло главе оккупационных властей американскому генералу Дугласу Макартуру. В 1945 году американский Конгресс единогласно проголосовал за решение о привлечении Хирохито к суду военного трибунала. Вашингтон требовал от Макартура в срочном порядке приступить к сбору информации относительно причастности Хирохито к нарушениям международного права со стороны Японии. Но, несмотря на четкие приказы Объединенного командования штабов, американский генерал не допустил обвинения императора и оправдывал его. Перед Макартуром стояла задача любой ценой не допустить отречения Хирохито. Он нуждался в покладистом императоре, соглашающемся играть роль «смиренного демократа» [13].

Несмотря на то, что большинство государств-победителей и даже многие члены императорской семьи были настроены категорически против продления власти Хирохито, обвиняя его в затягивании войны и «неоправданных» жертвах, по вопросу об ответственности императора за военные преступления оккупационные власти заняли самую мягкую из всех возможных позиций. В приговоре Токийского процесса есть большая глава «Господство военщины в Японии и приготовления к войне», в которой четко говорится, что гражданские советники императора в Тайном совете и при дворе не могли установить эффективный контроль над притязаниями военщины [28].

Хирохито не только не понес наказания за действия армии, главнокомандующим которой он официально являлся, но даже сохранил императорский пост и благополучно правил до 1989 года, стал главным героем нескольких произведений кинематографа демонстрирующих его особую роль для японцев той эпохи. Это особенно контрастировало с судьбой верхушки нацисткой Германии и их исторической оценкой. Даже некоторые японские историки признают несправедливость освобождения Хирохито от ответственности за военные преступления [29].

Вопрос о форме правления в послевоенной Японии был решен на основе компромисса между американскими требованиями и чаяниями большей части японского общества. Разработанная под американским контролем конституция сохранила императорскую власть как институт. Но император потерял практически все свои политические прерогативы. Впрочем, такая ситуация не была чем-то новым в истории Японии. Несколько веков сегунского правления императоры фактически являлись почетными пленниками военной элиты. Даже так называемая «реставрация Мэйдзи» не означала превращения императора в реального политического лидера, что отразилось в термине «сегунат Сацума». По мнению советских дипломатов, компромисс, достигнутый между Д. Макартуром и японскими правящими кругами по вопросу сохранения императорской системы, позволил США превратить Японию в плацдарм против Советского Союза [30].

Конституционные изменения в институте Императора

Конституция 1947 г. (состоящей из 11 глав и 103 статей) установили существование своеобразного строя, сочетающего парламентскую республику и номинальное сохранение конституционной монархии. Особые статьи закрепляли отказ японского государства от войны как средства политики и запретили организовывать армию и флот (исключение составил, так называемый Корпус обороны). В преамбуле Конституции провозглашается принцип народного суверенитета и закрепляется государственный приоритет Парламента.

Полномочия и правовой статус императора закреплены в главе 1 (состоит 8 статей). В соответствии со статьей 1 император считался символом нации, а его статус определялся «волей народа». В этой же статье также подтверждалась суверенная власть народа. Состоялась ликвидация всех прежних привилегий и государственных преимуществ императорского дома, упразднение Тайного совета, императорского бюджета, министерства и т. п. [31]

Номинально император сохранял определенные полномочия, относящиеся к государственным делам и которые были перечислены в статье 7. В данные полномочия входили функции: назначать премьер-министра по представлению парламента и главного судью верховного суда по представлению кабинета министров, созывать парламент, распускать палату представителей, объявлять всеобщие парламентские выборы. На императора возлагалось обнародовать поправки к конституции, законы, правительственные указы и договоры. Он также должен подтверждать назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц согласно закона, а также наделение полномочиями и выдачу верительных грамот послов и посланников. На него возлагалось также подтверждать всеобщие и частные амнистии, смягчать и отсрочивать наказания, восстанавливать в правах. Он должен жаловать награды, подтверждать ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимать иностранных послов, посланников и участвовать в церемониалах [31].

Однако все перечисленные полномочия, относящиеся к государственным делам, могли быть осуществлены императором только в строгом соответствии с законом, по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.

Роль императора в системе государственного устройства Японии во времена принятия Конституции Японии в период Второй мировой войны представлена в приложение Б.

Конституционные изменения в институте императора были весьма серьезные.

В целом регламентация прав императора была существенно сокращена: в новой конституции императору посвящалось 8 статей вместо предшествующих 17, значительно сокращался список его полномочий, статус его ставился в зависимость от воли народа и правительства.

Статус императора ограничивался «символом государства и единства нации», а государство по новой конституции 1947 г. переставало быть абсолютной монархией. Таким образом, император лишился прерогатив, зафиксированных в конституции 1889 г., также утверждался нерелигиозный характер государственной власти [31].

Япония, после принятия конституционных изменений стала конституционной парламентской монархией, при которой власть императора сведена до минимума, а высшим и единственным законодательным органом провозглашен парламент. Император остался только символом японской нации.

Изменения культа Императора в государственной системе Японии

На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не ограничивают рамки, определенные конституцией. Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархических настроений, стремятся к возрождению культа императора и занимаются распространением в массах идеи, что император в качестве «символа единства народа» стоит над классами и партиями.

В качестве изменений, оказавшем огромное влияние на государственный строй Японии, можно отметить обращение к японскому народу императора Хирохито 1 января 1946 года. Обращение к японской нации стало называться как: «декларация о человеческой сущности» «нингэн сэнгэн). В обращении развенчивается миф относительно божественного происхождения императора. В нем императором отрицается «ложная концепция божественного характера императорской власти». Большинство японцев, которые были воспитаны в духе идей государственного синто, восприняли это как настоящее потрясение и крушение их представлений. Однако принципы уважения и любви к императору, как к «символу государства и единства нации» продолжает поддерживать и использовать элита для формирования национальных ценностей. В качестве новой национальной идентичности была создана идеология «семейного государства» [24].

Важную роль в изменениях института императора сыграл тот факт, когда император Хирохито посетил генерала Д. Макартура, который возглавлял штаб оккупационных войск США. Макартур сначал был готов проводить жесткую политику в отношении императора японии, вплоть до осуждения трибуналом. Однако в связи с визитом императора, который в те времена невозможно было представить даже теоретически, Макартур оценил жест покорности главы японского государства – намерение сотрудничать с оккупационными войсками. Это затем оказало влияние на сохранении положения статуса для императора Хирохито [31].

После заявления императора Хирохито 1 января 1946 г. об отрицании божественности происхождения, Макартур начал утверждать, что «этим заявлением император ясно показывает, что выполняет руководящую роль по демократизации своего народа».

Стоит отметить, что укоренившаяся в сознании японцев особая роль императора с одновременной кампанией пропаганды «великодушия императора» способствовало в итоге хорошей службой в пользу сохранения императорской системы и продолжения правления императора Хирохито.

Многие политические партии Японии (включая мелкие, которых насчитывалось около 360 партий) поддерживали сохранение императорской системы. На этом фоне в тексте новой конституции зафиксировались положения о сохранение императорского института. Император был определен в качестве «символа японской нации», который отражал единство японского народа.

Процесс изменения культа императора (возрождение тэнноизма, от яп. тэнно – титул правителя, император) после вступления в силу Конституции 1947 г. может быть разбит на несколько этапов.

Первый этап может быть условно обозначен рамками конца 1940‑х – первой половины 1960‑х гг.: в стране создавались условия для того, чтобы возродить культ императора, но не «божественного» верховного правителя, а скромного, близкого к народу конституционного монарха. Второй этап – с середины 1960‑х до конца 1980‑х гг. – был направлен на то, чтобы ритуализовать общественную жизнь и узаконить те ее проявления, которые могли культивировать поклонение императору. Следующий этап изменения культа императора в развитии японской монархии уместно начать с 7 января 1989 г., когда после продолжительной болезни скончался император Хирохито, и на японский престол вступил его сын Акихито. Нынешним монархом представлялась собой уже иная эпоха – эпоха демократической конституции и высокоразвитого индустриального общества. Новым императором не раз демонстрировалась готовность быть ближе к простым людям и стараться жить проще [33].

В процессе изменений культа императора в Японии необходимо выделение нескольких его характерных особенностей. В первую очередь, это «очеловечивание» императора, произошедшее по выражению Ясуда Цунэо после поражения Японии во Второй мировой войне [34]. Была создана теория «народного императора», суть которой заключалась в том, что император выступает в качестве символа объединения народа против иностранной оккупации. Это же подтверждено исследователем Г. Е. Светловым, указывавшим на то, что императора рассматривали как фактор сдерживания недовольства народных масс тяжелым экономическим положением, которое сложилось в период оккупации, как оплот против нарастающего демократического движения [35]. В широкие слои народа происходило активное внедрение представления об «отце нации», переживающим вместе со своим народом ряд, выпавших на его долю невзгоды. Так, к примеру, записанные на пленку речи императора о тяжелом продовольственном положении передавали по радио, а с июня 1946 г. начались его поездки по стране. Все эти факты только подтверждают, что культ императора «эволюционировал» не вопреки американской оккупации, а благодаря. Сохранились свидетельства, что в апреле 1946 г. генерал Макартур, командующий оккупационными войсками, получил приказ «тайного содействович» популяризации личности императора не как существа божественного, а как человека [36].

Другая особенность в процессе изменения культа императора — сохранение представления о нем, как о главе синто. Уже после окончания оккупации была возобновлена религиозная деятельность императора. Так 2 июня 1952 г. Хирохито посетил главное святилище богини Аматэрасу – Исэ дзингу, чтобы сообщить своей «божественной» прародительнице о подписании мирного договора. Этот визит и последующие достигли своей цели – укрепить религиозный авторитет императора [35]. В 1974 г. состоялось восстановление обряда кэндзи додзи – перемещения меча и яшмовых подвесок, которые являются в соответствии с мифологией синто, двумя из «трех священных регалий» императорской власти. Во время очередной поездки императора в Исэ дзингу двое слуг постоянно сопровождали его с мечом и яшмовыми подвесками в руках. Это должно было показать неизменность «божественного» характера императорской власти. Следующий шаг -заявления императора Хирохито в августе 1977 г., в котором он отрицал, что в 1946 г. сам опроверг «лживую концепцию» о своей «божественной» сущности [25]. В 1979 г. консервативные силы добились закрепления в законодательном порядке системы летоисчисления по годам правления императора. Так постепенно восстанавливаются представления об «уникальном» характере японской государственности, увенчанной «божественным» императором.

Еще одна особенность в изменении культа императора — восстановились многие довоенные праздники и появились новые. С начала 1960‑х гг. правящей Либерально-демократической партией вместе с Ассоциацией синтоистских святилищ при поддержке правых и консервативных организаций началось движение за то, чтобы восстановить в качестве государственного праздника кигэнсэцу. Это означало официальное признание синтоистского мифа, в соответствии с которым японское государство основано в 660 г. до н. э. легендарным император Дзимму. И, как считает Г. Е. Светлов, содействовало росту политического престижа императора [35]. Пользуясь большинством в парламенте, ЛДП в 1966 г. провела закон, который объявил 11 февраля (день кигэнсэцу в довоенной Японии) национальным праздником – Днем основания государства.

Одновременно с этим праздником состоялось введение еще двух «новых» государственных праздников: «кэйроно хи» («день почитания старших» 15 сентября) и «тайику-но хи» («день физкультуры» – 10 октября), в проведении которых принималось участие императора. С 1 января 1948 г. вновь ввелась практика общения с народом, когда на Новый год и в свой день рождения император с императрицей и другими членами семейства приветствуют всех, кто явился с поздравлениями в императорский дворец в Токио [25]. С точки зрения Т. Г. Сила-Новицкой, использовать праздничные обряды, часто воспроизводящие структуру синтоистских «мацури» в качестве средства, направленного на социально-психологическое регулирование поведения масс, имеет ориентир на свойственное массовому сознанию большинства японцев иррациональное мышление, в котором глубокое подсознательное впечатление оставляют разного рода ритуалы. Также восстановление в виде общенациональных праздников многих обрядов государственного синтоизма преследовало цель развития ощущения общности у японцев в современном отчужденном обществе [25].

Однако изменения культа императора, которые происходили в период послевоенной Японии, конечно же не могло не вызвать острых дискуссий о месте императора в обновленном государстве. Так, в 1950‑х гг. в японском обществе развернулась дискуссия относительно ответственности императора за войну и её последствия. Амато Тэйю и Коидзуми Синдзо утверждали, что император является «каноном», он — «основа Японии и японского народа» и «его ни в коем случае нельзя вмешивать в политику» [34]. Сторонники другого взгляда утверждали, что императором несется ответственность за развязывание войны, и он должен добровольно отречься от престола в пользу принца. Это поможет Японии отказаться от статуса военной державы и возродиться как «новое мирное самостоятельное государство» [34]. Было и такое мнение, что императором может искупиться его вина единением с народом, «императорская семья должна перестать замыкаться в кругу знати, и императоры должны вступать в брак только с простыми японками».

Подводя некоторые итоги, стоит отметить следующее. Изменения в институте Императора во времена принятия Конституции Японии в период Второй мировой войны произошли в конституционном отказе от принципа тэнноизма, который утверждал идею божественного происхождения императорской власти. После нескольких десятилетий пропаганды концепции «кокутай», японцы впервые должны были воспринимать своего императора как обычного человека, а ни предка богов. Для многих это была духовная революция, поскольку ставила под сомнения всю догматику и практику синтоизма, а значит, разрывала связь с предками и традициями.

Западные ученые, оценивая изменения статуса императора, часто категорично утверждают, что «национальный символ утратил свой смысл» или «император был низведен до уровня простого смертного» [30]. Конечно, конституционная норма, к тому же принятая в период оккупации, не могла сразу заставить японцев пересмотреть свои представления о фигуре императора и вытеснить влияние синтоизма из политической жизни. Но это значительно ускорило процесс политической модернизации Японии, которая проходила под знаменем вестернизации.

Взвешенный подход американской оккупационной администрации к проблеме статуса японского императора, не только предотвратил рост враждебного настроения населения Японии, но и сыграл значимую роль в установлении союзнических отношений между США и страной восходящего солнца после окончания оккупации. В отличие от соседних восточных государств, Япония избежала политических потрясений, а фигура императора по-прежнему является одним из духовных стержней японского общества.

В заключение следует отметить, что изменения в культе императора, возникшие после принятия конституции 1947 года, как и любое историческое и культурное явление, имеет свои особенности. Они в свою очередь обусловлены исторической составляющей, тем как происходило формирование культа императора. Например, можно считать, что священность японской власти императора, ее политическая пассивность, полное подчинение и преклонение перед ней являются причинами удивительной жизнеспособности японской императорской династии [17].

 

2.3 Изменения и роль института Императора в государственной системе современной Японии

 

Роль института императора в эпоху Хэйсей

Современный этап Японии ознаменован императором эпохой Хэйсей, период которой длиться с 1989 года по настоящий 2019 год. Девиз эпохи – установление мира.

После ухода из жизни императора Хирохито (императора Сёва) 7 января 1989 г. в возрасте 89-ти лет императорский трон занял его сын, 55-летний Акихито. Церемония престолонаследия включала в себя церемонию по захоронению по синтоистским ритуалам, ушедшего из жизни императора Хирохито, а также церемонию восхождения на престол императора Акихито, также проводимая в соответствие с синтоистскими канонами. Церемония престолонаследия проводилась как государственный акт по решению министров (правительства). Однако некоторые политические партии были настроены против императора, смотивировав тем, что сочетание синтоистского ритуала как государственного акта было нарушением конституции. В результате чего, первая аудиенция у нового императора не досчиталась партий, который были настроены против объединения государственного акта с синтоистскими ритуалами [15].

Церемония престолонаследия сопровождалась провозглашением императором перед народом Японии своего «занятия трона». Новый император Акихито выступал с речью, которая подчеркивала:

  • желание Акихито поддерживать японский народ соблюдая конституцию;
  • провозглашение отказа Японии от войны на все времена;
  • что император является символом государства и единства.

Тем самым новый император Акихито свои намерения стать ближе к народу Японии и подчеркнул, что будет продолжать действовать по примеру своего отца. Речь императора Акихито на первой церемонии престолонаследования была произнесена на обычном японском языке, а не на церемониальном языке.

Образ императора с этого момента начал создаваться как миролюбивого и открытого представителя демократического общества Японии, на которого не давит груз довоенного прошлого.

Такой образ императора сложился еще со времен 1959 года, когда Акихито, еще находясь в статусе крон-принца (наследника престола), женился на простой девушке Сёда Митико – дочери владельца крупной мукомольной компании, а не на представительнице аристократических кровей, как того требовала традиция.

Свадьба принца Акихито 6 апреля 1959 года вызвала позитивный резонанс в японском обществе. Кроме того, Акихито уже, будучи императором, не раз изменял уклад жизни в императорской семье. Например, воспитанием своих детей (сына и дочери) императорская семья занималась самостоятельно, не привлекая гувернеров и нянек. Воспитанием же самого Акихито в детском возрасте занимались специально приглашенные японские наставники. Школьное обучение Акихито проходил в школе для аристократических семей, а потом со сверстниками их обычных семей. Также у наследного принца в годы американской оккупации была наставница из Америки – Элизабет Грей Вайнинг, помогавшая ему изучать английский язык и западную культуру. Тем самым, образование и воспитание, полученное императором Акихито еще, будучи принцем, отличает его приверженцем открытой, пацифистской и демократической монархии [25].

Новый император Акихито в отличие от своего отца Хирохито, периодически посещает другие страны, а также осуществляет поездки в японские префектуры. Например, его отец долгое время не решался посещать Окинаву, в связи с тем, что там погибло много мирных жителей (десятки тысяч) во время боевых действий, причем военные заставляли их кончать жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен к американцам. Акихито, в противоположность своему отцу, посещал Окинаву, проявив уважение к памяти погибших.

При поддержке правительства (кабинета министров) император Хирохито воздерживался от принесения извинений и упоминаний об агрессивных событиях японской императорской армии во времена Второй мировой войны на Окинаве. Это в свою очередь сохранило анти японские настроения в Голландии, т.к. около 140 тыс. солдат и гражданских лиц из Европы погибли от жестокого обращения в лагерях для военнопленных.

Изменения роли императора Акихито в государственной системе Японии коснулись оценки событий военного времени. Так, в октябре 1991 года во время визита в Японию королевы Нидерландов Биатрикс, а затем во время своего визита в мае 2000 года в Гаагу император Акихито, высказывал речь о том, что военные события прошлых лет его сильно «опечалили» и, что нужно делать все усилия по укреплению мира, чтобы такое не повторилось.

Неоднократные высказывания императора Акихито о приверженности миру были отмечены в различные годы его правления: при восхождении на трон, в 1991 году, 2000 году, в 2009 году. Он отмечал: «Важно для всех стран сотрудничать и продолжать действовать вместе, чтобы люди могли взаимно радоваться миру и процветанию» и указывал, что не стоит забывать об уроках, вынесенных в эпоху Сёва.

У современного императора высокий график активности. Ежегодно император Акихито участвует в более чем в двухстах мероприятиях. Среди таких мероприятий: сессии парламента, назначения членов правительства, вручение наград, встречи с послами, прием глав других государств и видных их деятелей. Также император откликается на различные трагические события в Японии, повлекшие человеческие жертвы. Среди трагических событий можно отметить такие как: природные катастрофы и стихийные бедствия. Император выражает сочувствия пострадавшим, посещает места временного проживания беженцев после стихийного бедствия [15].

Роль императора в государственной системе современной Японии высока. Император пользуется большим уважением в широких слоях японского общества, императорскую династию поддерживают. Существует приоритетное мнение японцев, что институт императора «гармонично сочетается с принципом народного суверенитета», принятый в современном японском обществе. В Японии практически отсутствуют сторонники не только отказа от императорской династии, но и внесения каких-либо изменений в нынешний статус императора.

В тоже время, со стороны императорской семьи делаются стремления не допускать «чрезмерной публичности» своей официальной и частной деятельности, которая отделяет их от простых японцев. За соблюдением этого следит Управление императорского двора [36].

Проблемы престолонаследия Императора

Итак, большинство японцев поддерживает императорскую династию, роль императора для них символична и гармонична. На этом фоне вопрос о сохранении династии императора является приоритетным. В связи с этим стоит упомянуть о единственной проблеме, которая широко обсуждалась в период с конца 90-х годов XX века по первые годы XXI века, являлось то, что у нового крон-принца Нарухито (сын Акихито) и его жены принцессы Масако не было детей после свадьбы 1993 года до декабря 2001 года.

В соответствие с законом об императорском доме наследовать престол должен был исключительно мужчиной по мужской линии императорской династии.

С 1 декабря 2001 г. когда у крон-принца и его супруги родилась дочь, принцесса Айко, встал вопрос о возможности изменения закона с тем, чтобы японский трон могла занять женщина. Кроме того, состояние здоровья супруги крон-принца не позволяло иметь других детей, а у младшего сына императора Акихито было две дочери. Поэтому правительством наряду с группой экспертов в октябре 2005 года была обсуждена тема престолонаследования по женской линии. По опросам общественного мнения японцев, восемь из десяти были не против того, чтобы императорский трон Японии занимала женщина. В тоже время были и такие, которые не принимают иного способа наследования, кроме как мужчинам по мужской линии [36].

В институт императора правительством предлагалось ввести изменения путем внесения правок в Закон об императорском доме. Изменения должны были приняты таким образом, чтобы отменить принцип права наследования только по мужской линии и ввести принцип наследования по первородству. Начал готовиться соответствующий законопроект.

Но в 2006 году у младшего принца Фумихито (младший сын императора Акихито) родился третий ребенок – мальчик, принц Хисахито, который в будущем имеет больше шансов (чем принцесса Айко) вступить на императорский престол Японии. Проблема наследования таким образом отступила.

На сегодняшний день Закон об императорском доме трактуется однозначно: первый сын Нарухито императора Акихито является первым претендентом на титул 126 императора Японии – крон-принцем.

Крон-принц Нарухито был рожден 23 февраля 1960 года. Получал образование в Англии, в оксфордском Мёртон-колледже и имеет магистерскую степень токийского университета Гакусюин. Нарухито занимается благотворительностью и на регулярной основе занимается представительством императорского дома в различных международных мероприятиях, в особенности, где предусматривается участие членов иностранных монархий.

Еще одно проблемой института императора в последние годы его правления стало намерение императора Акихито отречься от престола. Это произошло 8 августа 2016 г. император Акихито выступил с обращением к японскому народу, в котором поделился своими мыслями в отношении будущего императорской династии Японии.

По словам императора Акихито, состояние здоровье ему уже не позволяет выполнять в полной мере полномочия императора как «символа государства и единства нации». Император в речи обеспокоен тем, что во время болезни «это может привести к смятению в обществе и повлиять на жизни людей, как бывало в прежние времена». Также император Акихито говорил: «согласно конституции, император не имеет реальной политической власти. Даже в таких условиях, тщательно размышляя о долгой императорской истории нашей страны, я надеюсь, что императорский дом во все времена сможет быть со своим народом, чтобы вместе строить будущее нашей страны, и что обязанности императора как символа государства будут продолжать осуществляться беспрерывно и стабильно. Вот такие свои мысли я хотел здесь высказать. Я искренне надеюсь на ваше понимание» [38].

Изменения и роль института Императора в государственной системе современной Японии

Обращая внимание на слова императора в обращении, стоит отметить, что пожизненное правление императора было закреплено ещё в первой редакции Закона об императорском доме (1889 г.), по настоянию первого премьер-министра Японии графа Ито Хиробуми (1841-1909), который руководил подготовкой проекта конституции Мэйдзи. Граф Ито считал, что отречение императора от престола может быть использовано в борьбе за власть и стать причиной смуты. Поэтому он настоял на том, чтобы в законе был закреплён единственно возможный порядок престолонаследия к прямым потомкам по мужской линии: наследный принц вступает на престол сразу после смерти императора (Ст. 10). Несмотря на то, что после Второй мировой войны император был лишён политической власти, порядок престолонаследия был унаследован послевоенным Законом об императорском доме 1947 г. (Ст. 4) [39].

В результате появилось две проблемы престолонаследия, от решения которых зависит будущее императорской династии Японии.

Первая — невозможность отречения действующего императора, а вторая — вероятность остаться без наследного принца, поскольку принцессы покидают императорский дом после замужества, а мальчиков в последнее время рождается всё меньше. В 2005 г. была даже созвана специальная комиссия, которая предложила изменить порядок престолонаследия таким образом, чтобы право наследования передавалось по мужской и женской линиям в порядке старшинства.

Однако после того, как в 2006 г. у императора Акихито родился внук, принц Хисахито, общественная дискуссия по проблеме престолонаследия была отложена. В 2012 г. правительство Ёсихико Нода вновь вернулось к этому вопросу и предложило сохранить статус членов императорского дома для трёх внучек императора Акихито [40].

С приходом же к власти Синдзо Абэ (премьер-министр Японии с 26 декабря 2012 года), который известен как сторонник передачи трона по мужской линии, вопрос о возможности сохранения за женщинами принадлежности к императорскому дому больше не поднимался.

В тоже время результаты опроса, проведенные агентством «Кёдо цусин», показали, что большинство японцев (86%) выступают за пересмотр действующего законодательства и включение положения об отречении. Более того, согласно результатам опроса, большинство японцев выступают за то, чтобы навсегда закрепить за императором право отречения от престола.

Однако возникают вопросы: когда и по каким причинам будет отрекаться император? Не случится ли в дальнейшем так, что отречение императора будет использовано в политических целях, что снова приведёт к политическим катаклизмам или узурпации власти?

Конечно, сегодня, когда император Японии не имеет реальной политической власти, и нет видимых причин для беспокойства, однако никто не может предугадать, что может случиться в будущем. Важно помнить, что в Японии существует довольно сильное правонационалистическое лобби, которое выступает за пересмотр конституции и возвращение императору права верховной власти.

Кроме того, изменение японского законодательства в связи с желанием императора может быть расценено как нарушение конституции, что поставит правительство в сложную ситуацию. Поэтому первая реакция со стороны официальных лиц была довольно осторожной. В своём коротком комментарии в отношении выступления императора, премьер-министр Синдзо Абэ ограничился обещанием «приложить усилия для облегчения бремени государственных обязанностей императора» [41]. На брифинге для прессы, отвечая на вопрос журналиста «не противоречит ли выступление императора 4-й статье Конституции Японии, которая запрещает вмешательство императора в государственные дела», генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга подчеркнул, что «в своём выступлении император лишь выразил беспокойство, что в будущем ему станет тяжело по-прежнему выполнять свои обязанности».

Поэтому при правительстве Японии был сформирован «экспертный совет по обсуждению вопросов облегчения обязанностей императора» во главе с почётным председателем Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн) Такаси Имаи. В 17 октября 2016 г. в резиденции премьер-министра состоялось первое заседание экспертного совета, на котором с приветственным словом выступил премьер-министр Синдзо Абэ. До конца года совет провел 7 заседаний и выслушал мнения 16 экспертов. В отношении отречения императора мнения экспертов разделились: 8 экспертов высказались «за», 7 — «против» и один «воздержался». Главным аргументом противников отречения императора было утверждение, что «в нём нет необходимости, пока император может исполнять свою первостепенную обязанность – молиться за свой народ и государство». По их мнению, исторически отречение зачастую использовалось в политических целях, поэтому система пожизненного правления императора призвана стать прочной основой государственной власти. Учитывая исторический опыт, эксперты сошлись во мнении, что учреждать процедуру отречения императора не только хлопотное, но и опасное дело.

В качестве возможного решения было рассмотрено два варианта: ограничиться принятием специального закона, или частично изменить сам Закон об императорском доме. В результате правительство приняло решение ограничиться принятием специального закона, имея в виду внесение необходимых изменений в такие сопутствующие законы, как Закон об управлении императорского двора, Хозяйственный кодекс императорского дома и т. п. [42]

9 июня 2017 года специальный Закон был одобрен палатой советников парламента Японии. В голосовании участвовали 235 из 242 депутатов. Законопроект был принят единогласно.

В качестве особенностей принятия данного специального Закона необходимо отметить, что его действие документ будет рассчитано только на ныне действующего императора – Акихито, кроме того закон будет действовать только три года. По нему действующий император Акихито имеет право отречься от престола в течение трёх лет со дня опубликования закона. Точная дата отречения устанавливалась правительственным постановлением после обсуждения на императорском совете.

Таким образом, вопрос об отречении действующего императора был де-факто решен. Более того, стали известны сроки отречения Акихито и вступления на престол нового императора. Согласно заявлению премьер-министра Японии Синдзо Абэ в средствах массовой информации, по итогам заседания специального совета церемония отречения Акихито назначена 30 апреля 2019 г., а вступление на престол наследного принца Нарухито назначена на 1 мая 2019 г.

Подводя итоги, стоит отметить следующее.

Культурные изменения, произошедшие в эпоху Хэйсэй, показывают, что роль института Императора в государственной системе современной Японии носят спорный характер.

С одной стороны император является бесспорным символом нации и единства Японии, поддерживаемый большинством японцев. С другой стороны в императорской династии сохраняется приверженность принципу синтоизма и сохранения исторических традиций, что сказывается на внутреннем желании императорского двора вернуть реальную власть императору, как во времена реставрации Мэйдзи.

Так, например, во время обсуждения специального законопроекта в парламенте, генеральный секретарь кабинета министров Ё. Суга неоднократно подчёркивал, что «император отрекается от престола не по собственному желанию, а в результате применения законодательной процедуры». Тем самым, по его мнению, удалось избежать нарушения действующей конституции. Однако вряд ли можно отрицать, что все действия правительства, направленные на реализацию отречения императора, начались именно после обращения Акихито к нации в августе 2016 г. Несмотря на то, что в своём обращении император прямо не заявлял о намерении отречься, его обращение было истолковано именно так. Это подтверждают и результаты опроса общественного мнения, согласно которым большинство японцев высказались за отречение императора.

 

Заключение

 

Необходимость изучения института императора Японии была вызвана историческими мифами о происхождении императора, о его сакральных символических функциях в государственной системе Японии, а также беспокойством современной Японии о будущем императорской династии.

Изучение истоков становления института императора показало наличие синтоистских корней в статусе императорского дома. В японской религии синто наблюдаются множества схожих черт с материковыми образцами религий из Китая, Кореи. Так, например, сакральные черты носят погребальные курганы императоров – кофун, а также происхождение императора от потомков богини солнца Аматэрасу.

Изучение истории показало постепенную утрату императором реальной власти и переход ее в руки военной феодальной диктатуры – сёгунов. В результате этого в стране возникало двоевластие. Причины этого кроются в прошлой раздробленности императорского двора, при которых часты были случаи отречения императоров от престола, что вовлекало Японию в долгие годы междоусобных противостояний.

Анализ церемониальных функций императора в эпоху правления сёгунов на примере эпохи Эдо показал всю условность формального управления императорского двора. В эпоху Эдо – времена правления сёгуната Токугава, император являлся символом государства, который только требовался для поддержания реальной политической власти Японии, осуществляемо сёгуном. Император стал рассматриваться как лицо, стоявшее во главе всего японского народа, но только номинально, сохраняя при этом своего рода сакральный символ государства. В эпоху Эдо роль императора увеличивалась только в периоды кризисов и усиления внешней угрозы или внутренней нестабильности.

В ходе возникшего кризиса финансовой системы центральной власти во времена правления токугавского сёгуната и его неспособность улучшить экономическую ситуацию в Японии способствовали возвращению императору реальных функций управления страной. Произошло это важное для императорского дома событие с приходом императора Муцухито, который провозгласил о реставрации императорской власти, называемой реставрацией Мэйдзи.

С приходом реставрации императорской власти появились национальные символы: герб, флаг, девиз, гимн, праздники и гравюры императорских процессий, появления императора на знаковых мероприятиях. Осуществлялись реформы, которые позволили перестроить внутреннюю структуру японского общества.

Реформаторами эпохи Мэйдзи было установлено ряд прерогатив императора в системе государственной власти, которые были подробно определены в конституции 1889 г. Данная конституция предоставила главе японского государства права верховной власти. Одновременно за императором были не только сохранены, но и получили форму государственного ритуала его обязанности в качестве первосвященника «синто».

После поражения Японии во Второй мировой войне статус императора в системе государственных органов, его роль в политической и общественной жизни японского общества были изменены. Согласно новой Конституции Японии 1947 г. император перестал быть главой государства, получив представительские функции «символа японской нации и единства японского народа». Вытеснение синтоизма из политической жизни Японии позволило ей ускорить процесс модернизации страны в целом. Культ императора, его культурное влияние и священность постепенно были развеяны. Сам император и его политическая пассивность указывали на подчинение и преклонение перед оккупационным режимом.

Изучая современный период Японии, стоит отметить намерения и желания императора Акихито поддерживать японский народ, соблюдая конституцию. Император создал себе образ миролюбивого и открытого представителя демократического общества Японии.

В тоже время анализ событий, связанных с императорским домом Японии в 2016 году, показывает, что императорская семья сохраняет свою приверженность синтоизму и древним традициям. Желание императора Акихито отречься от престола вызывает некоторые опасения в японском обществе. Опасения связаны с тем, что есть опасность возникновения политических катаклизмов в случае отречения императора.

Но действующее правительство Японии неоднократно подчёркивало, что «император отрекается от престола не по собственному желанию, а в результате применения законодательной процедуры». Тем самым показывается, что император не обладает реальной политической властью в Японии, а выполняет свою функцию национального народного символа единства страны восходящего солнца.

Таким образом, анализ, проведенный по теме работы, показывает, что роль императора в государственной системе Японии носит двойственный характер. Формально он является бесспорным символом нации и единства Японии, поддерживаемый большинством японцев. С другой стороны, императорский дом сохраняет приверженность принципу синтоизма и сохраняет исторические традиции, что настораживает японцев в связи с риском возникновения политических катаклизмов. В любом случае, институт императора в Японии демонстрирует удивительную жизнеспособность японской императорской династии в течение длительного периода, что само по себе должно обращать на себя внимание.

 

Список использованных источников

 

  1. Рё-но гигэ (Гражданские законы с комментарием). – Кокуси тайкэй. Т. XII. Токио, 1900, разд. XXI, ст. 2.
  2. Ниида Нобору. Торё дзюи (Подборка гражданских законов Тан). Токио, 1964, разд. XXI, ст. 1.
  3. Кычанов Е. И. Преступление против императора по традиционному китайскому праву / Е.И. Кычанов // Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч. 1.: тезисы и доклады.– М., 1983.
  4. Нихон кодай хотэн (Древние кодексы Японии). Токио, 1892.
  5. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: Т. II. / под ред. Н. Я. Бичурин. – М., 1950.
  6. Ван ден Берг Л.В.С.. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов абу-Ханифа и ШафииЖ: пер. с голландского / Л.В.С. Ван ден Берг; предисловие Л.Р. Сюкияйнена. — М.: Наталис, 2005. — 240 с.
  7. Периханян А. Г. Сасанидский судебник «Книга тысячи судебных решений». — Matakdan Ihazar datastan: транскрипция и пер. пехлевийского текста / А.Г. Периханян. – Ер.: Издательство АН Армянской ССР, 1973. — 609 с.
  8. Дигесты Юстиниана, кн. 48, титул IV, ст. 1-10 [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер — Право и Юриспруденция. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/digest/
  9. Корецкий В.М. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / В.М. Корецкий. – М., 1961. – с.950.
  10. Die Jutsche Recht, кн. Ill, ст 7, 8; The Older Law of the Gulating: the Earliest Norwegian Laws, ст. 306.
  11. Воробьев M. В. Верховная власть по японскому праву VIII века (Опыт сравнительной характеристики) / М.В. Воробьев // Научная конференция «Государство в докапиталистических обществах Азии». Тезисы. – М., 1984.
  12. Kitabatake Chikafusa. A. Chronical of Gods and Sovereigns / A. Kitabatake Chikafusa; пер. с японского и вступительная статья П. Варли. – N. Y.– L., 1980.
  13. Сигрейв С. Династия Ямато / С. Сигрейв. – М., 2005. – 495 c.
  14. История Японии. С древнейших времён до 1868 г.: том I. М.: авт. А.Е. Жуков. – Институт востоковедения РАН, 1998. — 659 с.
  15. Панов А.Н. Институт императора и его место в государственной системе современной Японии // Ежегодник Япония. 2012. — №41. – С. 172-185.
  16. Стрельцов Д.В. История Японии / Д.В. Стрельцов. – М.: Аспект Пресс, 2015. — 560 с.
  17. Лих М. А. Институт монархии в Японии, его особенности // Вестник МИЭП. -2014. — № 2 (15). – С 56-62.
  18. Webb Н. The Japanese Imperial Institution in Tokugawa Japan / H. Webb. – N. Y. – L., 1968.
  19. Earl D.M. Emperor and Nation in Japan / D.M. Earl. – Seattle: University of Washington Press. – 1972.
  20. Подгорный А.В., Сафронов Б.В. Революция Мейдзи в Японии // Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства. – 2015. – С. 113-115.
  21. Фредерик Луи. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи / Луи Фредерик. – М.: Молодая гвардия, 2007. — 352 с.
  22. Мещеряков А.Н. Император Мейдзи и его Япония / А.Н. Мещеряков. – М.: Наталис, 2009. — 736 с.
  23. Пятистатейная императорская клятва (Япония, 6 апреля 1868) [Электронный ресурс] // Исторический факультет МГГУ. – Режим доступа: http://www.illuminats.ru/home/34-2009-10-23-23-02-38/1839-pyatistateynaya-imperial-oath
  24. Волкова Т. А. Особенности политического лидерства Японии // Социально-гуманитарные знания. – 2015. — № 5. — С. 311-317.
  25. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика / Т.Г. Сила-Новицкая. – М., 1990. – с.206.
  26. Конституция Японской империи 1889 г. [Электронный ресурс] // Тихоокеанский государственный университет. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/uf/iogip/study/studentsbooks/histsources2/igpzio55/
  27. Молодяков В.Э. История Японии. XX век / В.Э. Молодяков. – М.: ИВ РАН; Крафт+, 2007. – 528 с.
  28. Стенограмма Токийского процесса от 4 ноября 1948 г. С. 48–514.
  29. Николаев А. Н. Токио: суд народов. По воспоминаниям участников процесса / А.Н. Николаев. – М., 1990. – 402 c.
  30. АВП РФ. Ф. 0146, О. 30, П. 283, Д. 37, Л. 32 [Электронный ресурс] // Историко-документальный Департамент МИД России. – Режим доступа: https://idd.mid.ru
  31. Горячева Е. А., Кожевников В. В. О пересмотре конституции Японии // Россия И АТР. – 2018. – №1. – С. 133-147.
  32. Конституция Японии [Электронный ресурс] // Портал о Японии. – Режим доступа: http://info-japan.ru/reference/documents/konstituciya-yaponii-perevod
  33. Юдакова О. В. Эволюция института императора в Японии во второй половине XX — начале XXI вв. / Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2011. – № 8. – С. 55-56.
  34. Труш О. С., Ясуда Цунэо. Проблема традиции «император-символ» в Японии. / Реферативный журнал История. – 2007. — № 2. — С. 189-191.
  35. Светлов Г. Е. Синто путь богов / Г.Е. Светлов. — М., 1985. – 240 c.
  36. Стрельцов Д.В. Политическая система современной Японии. Д.В. Стрельцов : учеб. пособие. — Коллектив авторов. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 384 с.
  37. Гейн М. Японский дневник / М. Гейн. – М.: Из-во иностранной литературы, 1952. – 564 c.
  38. Послание Его Величества о Его Работе как Символе [Электронный ресурс] / Обращение императора Японии (на японском языке). – Режим доступа: http://www.kunaicho.go.jp/page/okotoba/detail/12#41 (дата обращения: 05.04.2019).
  39. Закон об императорском доме 1889 г. [Электронный ресурс] // Викитека. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1_%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5_(1889) (дата обращения: 10.04.2019).
  40. Такахаси Коитиро. Императорский дом Японии: какое будущее его ожидает? [Электронный ресурс] // Nippon.com – современный взгляд на Японию. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/currents/d00129/ (дата обращения: 27.02.2019).
  41. Встреча знающих людей о снижении бремени официальных дел Императора [Электронный ресурс] / Комиссия по вопросам для дальнейшего изучения от 23 января 2017 г. (на японском языке). – Режим доступа:: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/koumu_keigen/dai9/siryou.pdf (дата обращения 15.04.2019).
  42. О проведении экспертного совещания по снижению бремени официальных дел Императора [Электронный ресурс] / Решение премьер-министра от 23 сентября 2016 года (на японском языке) – Режим доступа: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/koumu_keigen/pdf/sechikonkyo.pdf (дата обращения 15.04.2019).
  43. Бенедикт. Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. М. Н. Корнилов, Е. М. Лазарева, В. Г. Николаев. — М., Спб.: Центр гуманитарных исследований. — 2017. – 256 c.
  44. Тасэ Ясухиро. Позволим императору уйти? [Электронный ресурс] // Nippon.com – современный взгляд на Японию. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/column/g00382/ (дата обращения: 12.03.2019).
  45. Эксперты обсуждают отречение императора [Электронный ресурс] // Nippon.com – современный взгляд на Японию. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/genre/politics/l10031/ (дата обращения: 05.03.2019).
  46. Japan after the Change of Power / Институт востоковедения РАН: Ассоциация японоведов. — М.: Восточная литература, 2011. — 199 с.
  47. Мельников А.П. Политическая культура Японии: традиции и современность // Вестник национальной академии Беларуси. – 2012. — №3. – С. 14-20.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф