Заявка на расчет
Меню Услуги

Инструменты и способы регулирования денежного предложения в РФ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


3.Проблемы инструментов денежного предложения в РФ и перспективы его регулирования

3.1. Анализ проблемы регулирования денежного предложения в РФ

В настоящее время происходит существенная трансформация денежно-кредитной политики Банка России, обусловленной переходом к гибкому образованию курса и режиму таргетирования инфляции. В результате роль  Банка России в формировании предложения денег постепенно меняется.  Если  до  кризиса  2008–2009  гг.  денежная  база  в  РФ  формировалась  преимущественно  в  результате  покупки  Банком  России  валюты  в  международные  резервы,  то  сейчас  основным  источником  денежного  предложения  служат  операции  РЕПО  ЦБ  РФ  с  коммерческими  банками.
В  современной  научной  экономической  литературе  существует  подход,  согласно  которому  предложение  денег  в  такой  ситуации  является  эндогенным  по  отношению  к  спросу  на  кредиты  и  решениям  в  отношении  структуры  портфеля  активов,  принимаемых  частным  сектором [34].  Это  означает,  что  сначала  происходит  увеличение  объема  кредитования,  а  затем  –  депозитов  (и  денежной  массы)  и  денежной  базы,  а  не  наоборот.  Иными  словами,  величина  денежного  предложения  в  значительно  меньшей  степени  контролируется  центральным  банком  (ЦБ),  а  во  многом  определяется  ситуацией  в  экономике. Такая  динамика  обусловлена  предпосылками  теории  эндогенного  предложения  денег,  в  соответствии  с  которыми  коммерческие  банки  принимают  решения  о  выдаче  кредитов,  а  затем,  в  случае  отсутствия  у  них  средств,  необходимых  для  выполнения  резервных  требований,  обращаются  за  ними  на  рынок  межбанковского  кредитования  или  прибегают  к  инструментам центрального банка  для  предоставления  ликвидности.
Прогресс денежного обращения в большинстве стран проявляется в изменении соотношения между наличным и безналичным денежным оборотом в пользу последнего. Соотношение между наличным и безналичным денежным обращением определяется уровнем развития платежно-расчетной системы страны. Кроме того, прослеживается тенденция к объединению способов наличного и безналичного денежного оборота.
Безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяют зависимость физических лиц от банков, делая банки «кровеносной системой» рыночной экономики [37].
Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег значительно меньше безналичного оборота, значение его в организации нормальных экономических отношений в хозяйстве велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния налично-денежного оборота во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.
Поэтому создание стройной системы платежей, всемирное развитие систем наличных и безналичных расчетов имеет особую значимость для России и является одной из основных проблем проводимых в стране экономических преобразований.
Для создания оптимальных условий развития наличного и безналичного оборота могут применяться различные меры.
Необходимо более широкое привлечение ведущих банков России к разработке государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность наличного и безналичного оборота в России.
Совместное финансирование государством и банковским сектором важнейших объектов экономики и другие формы развития наличного и безналичного оборота очень важно в условиях жесткой конкуренции. Финансовой основой эффективного роста экономики является крупный банковский капитал.
Для устранения ряда проблем в организации наличного и безналичного оборота в России для юридических лиц и населения можно предложить следующие направления по оптимизации расчетно-оборотных операций:
— развитие электронных расчетов — перевод наличных денег в электронные и обратно. Это позволит снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей;
— совершенствование нормативной базы и упрощение осуществления расчетов.
— предоставление кассовых операций юридическим лицам через Интернет, что делает операции с наличными денежными средствами более доступными, открытыми и относительно недорогими;
— введение и распространение автоматизированных кассовых центров (касс перерасчета, обмена валюты, выдачи денег по пластиковым картам, электронные платежи и другие), что позволит работать в круглосуточном режиме, обеспечивается быстрота и надежность кассовых операций, сокращается площадь центра обработки наличности, доступность и т.д.
Однако, высокая организация наличного и безналичного оборота не обеспечивает стабильности развития, так как на денежный оборот негативное влияние оказывают и такие факторы, как инфляция, повышенная рисковость, особенно в наличном обороте, высокие затраты на обслуживание оборотов, фальшивомонетничество и т.д.
Поэтапное внедрение новейших форм расчетов, обеспечение государственной гарантией расчетных операций, снижение инфляции, гибкая финансовая политика и другие эффективные меры помогут стабилизировать наличный и безналичный обороты в стране и обеспечить безкризисность развития экономики России в будущем.
В процессе интеграции в мировую экономику Россия получила возможность воспользоваться банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволит значительно сократить время перехода от «бумажных платежей» и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.
Уменьшение доли наличных денег в структуре денежной массы говорит об относительном ослаблении инфляционного давления со стороны совокупного спроса. Сдерживающее влияние на рост денежной массы оказывает накопление средств на счетах органов государственного управления в Центральном банке РФ.
Следует отметить, что нерациональное соотношение наличной и безналичной сфер отрицательно влияет на денежное обращение и кредитную сферу. Если безналичные деньги полностью оборачиваются в банках, то существенная часть наличности не участвует в банковском обороте. Эти явления уменьшают ликвидность и устойчивость банковской системы, вызывают сокращение средств в кредитной системе [26, c. 35].
В связи с этим развиваются следующие проблемы, препятствующие управлению денежной массой РФ:
1. Хранение населением рублевой наличности на руках.
2. Уход этих средств из денежного оборота.
3. Использование значительной части наличных денег при расчетах физических, а главное – юридических лиц, минуя банковские учреждения.
4. Уклонение от уплаты налогов.
5. Несоблюдение подтвержденных мировой практикой пропорций наличных и безналичных денег.
6. Недостаток в обращении монет или банкнот определенного достоинства.
7. Отсутствие в РФ институциональной структуры, позволяющей осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением.
Возможные пути решения вышеприведенных проблем заключаются в следующем:
1. Применение в России практики государственного страхования депозитов всех вкладов, которое должно повысить уверенность вкладчиков, увеличить депозиты населения и тем самым сократить налично-денежную массу в обращении.
2. Развитие и совершенствование банковских технологий в России, которые должны заключаться во внедрении пластиковых карточек.
3. Ускорение и повышение надежности безналичных расчетов, а также расширение спектра банковских услуг.
4. Ослабление налогового пресса на юридических лиц и стабильное налогообложение граждан. В связи с существенными издержками применения наличных денег в процессе уплаты налогов, предпочтительными должны стать безналичные платежи.
5. Структурирование налично-денежной массы с использованием наличных денег вне банков, в кассах коммерческих банков и деньги в кассах Банка России.
6. Проведение денежно реформы, которая могла бы уменьшить долю наличности в структуре денежной массы путем обмена старых денег на новую наличность до определенного предела, сверх которого – зачисление на счет.
7. Создание системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения [26, c. 35]. Ситуация в экономике и на финансовом рынке ставит перед Банком России непростые задачи. Геополитические проблемы и ухудшение внешнеэкономических условий на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности [25, с. 3]. Снижение темпов роста кредитования экономики, являющегося основным источником формирования денежной массы, вело к замедлению роста денежных агрегатов.
Денежный рынок РФ в настоящее время становится более зависимым от бюджетной эмиссии, нежели от рефинансирования от ЦБ РФ. Технически это означает, что для выполнения планов по инфляции (4% к концу 2017 года) регулятор сокращает объемы выдаваемого банкам рефинансирования, а ликвидность преимущественно поступает на рынок от Минфина через бюджетный дефицит. Учитывая объемы поступающих средств и тот факт, что предоставляются они на безвозвратной основе, это может стать выраженным инфляционным фактором в 2016 и 2017 годах.
В укрупненном виде потоки ликвидности на российском денежном рынке в 2015 году приводим на схеме.

Рис. 3 Потоки ликвидности на российском денежном рынке в 2015 году[40]

Как результат, на 1 января 2016 года первичное денежное предложение за счет рефинансирования от ЦБ РФ формировалось на 50%, а годом ранее на 1 января 2015 года доля Банка России составляла 77%. За год бюджетная доля выросла на 36%. В 2016 году возможно усиление его роли, так как наблюдается эмиссионный характер финансирования бюджетного дефицита. Обращаем внимание на это, потому что основным источником финансирования являются средства Резервного фонда. Резервный фонд фактически входит в состав золотовалютных резервов Банка России. И когда Минфин РФ извлекает средства из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета, золотовалютные резервы не снижаются на величину изъятия, а ЦБ РФ на эту величину проводит эмиссию рублей. Таким образом, Минфин РФ сегодня расходует средства, накопленные до кризиса, когда денежная эмиссия была весомой, денежные агрегаты росли темпами 40 и более %, а экономика страны росла свыше 7% в год.
В общем, финансирование от Банка России принципиально отличается от ликвидности, поступающей по бюджетному каналу, т.к. оно является платным. По факту 11% от объемов рефинансирования, регулятору поступает обратно как плата за пользование ресурсами. Например, в 2015 году средняя годовая задолженность банков перед Банком России была порядка 6,7 трлн. рублей, а среднегодовая ключевая ставка составляла 12,7%. Получается, за год банки заплатили ЦБ РФ 850 млрд. руб., процентов. Эти средства уходили обратно регулятору и из обращения изымались.
Таким образом, при переходе к эмиссии преимущественно через бюджет, банки, в которых сосредоточены счета компаний первичных бюджетополучателей, получают дополнительные выгоды в виде роста остатков на счетах клиентов юридических лиц. На практике это делает дешевле привлеченные ресурсов, используемых для обеспечения своей основной деятельности банков, в которых преимущественно обслуживаются компании-бюджетополучатели. Данные отчетов показывают, что 88% таких компаний обслуживаются в основном в государственных банках.
Часть средств полученных из бюджета компании разместят в банки на депозиты. а не на расчетные счета, т.е. практически эти ресурсы для банков окажутся не бесплатны. Сложно оценить объем платных и бесплатных средств. Но начисляемые проценты по вкладам увеличат объем средств у предприятий частного сектора экономики. Таким образом, общее предложение денежных средств увеличивается на величину процентов в случае финансирования из бюджета. Минфин при этом наращивает бюджетную эмиссию и предлагает экономике «бесплатные деньги».
Если посмотреть на объемы общей задолженности банков перед Банком России по всем кредитам и перед Минфином по депозитным аукционам, можно увидеть, что весь 2015 год ЦБ снижал предоставление ликвидности. Суммарный объем задолженности перед ЦБ РФ и бюджетным аукционам Минфина снизился на 3,2 трлн. руб. за год. А дефицит федерального бюджета в 2015 году вырос к предыдущему году на 1,620 трлн. руб., компенсировав, таким образом, половину снижения. Пока у нас нет данных о размере дефицита консолидированного бюджета в 2015 году. Весьма вероятно, что он будет близок к обозначенному выше суммарному сокращению задолженности перед ЦБ и Минфином. Иными словами, ЦБ уступает первую роль Минфину и постепенно уходит с рынка.

Рис. 4 Объемы средств связанных с государством компаний в пассивах различных групп российских банков (без учета средств Минфина)

Рис. 5 Задолженность банков перед ЦБ РФ и Минфином, трлн. руб.
Итак, в настоящее время изменяется основной источник предоставления ликвидности для рынка.
Фактически это некоторое снижение его роли в регулировании ставок, т.к. Минфин на сегодняшний день осуществляет эмиссию в таком масштабе, что ставки денежного рынка весьма близки или даже ниже ключевой ставки регулятора. На рис. 6 и 7 приведена динамика ставки денежного рынка RUONIA и средневзвешенная ставка на аукционах недельного РЕПО с ЦБ. Таким образом, Минфин локально подменяет и функцию ЦБ РФ по регулированию ставок и в последние полгода снижает ставку, наполняя рынок ликвидностью из бюджета.

Рис. 6 Динамика средневзвешенной ставки на 7-дневных аукционах ЦБ и ставки RUONIA

Рис.7 Спред средневзвешенной ставки на 7-дневных аукционах ЦБ и ставки RUONIA[39] В связи с описанными выше трендами важным параметром для прогнозирования параметров денежного рынка и инфляции в 2016 году становится уровень дефицита бюджета. При различных уровнях среднегодовой цены на нефть объем дефицита может существенно отличаться. Если при $50/барр. дефицит бюджета уже запланирован на уровне 3% ВВП, то при $30/барр. даже с учетом 10%-ого сокращения расходов бюджета он составит не менее 7% ВВП. В среднем сценарии, т.е. при цене на нефть в $40/барр., дефицит составит порядка 5% ВВП. Это оценочные параметры, сделанные исходя из имеющихся на данный момент вводных. Дефицит в 5% ВВП означает чистую бюджетную эмиссию порядка 6+ трлн. рублей в 2016 году. Сократить объемы рефинансирования на такую сумму ЦБ РФ не сможет, поэтому в случае, если экономический рост в этом году не запустится, это может стать значимым инфляционным фактором.
Сегодня формирование денежного предложения Банком России происходит без должного учета объективных потребностей реальной экономики. Центральный банк Российской Федерации недостаточно эффективно осуществляет прогнозирование изменения спроса на деньги, не учитывает потребности реальной экономики в них. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Банка России длительное время осуществлялся посредством валютных интервенций. Поэтому инвестиции в России носили вторичный характер, не оказывая влияния ни на проводимую денежно-кредитную политику, ни на развитие экономики России. Необходимо обеспечить переход на внутренние источники, механизмы и инструменты формирования денежного предложения с учетом объективных потребностей реальной экономики и финансового сектора. Необходимо, чтобы на увеличение денежной массы в обороте более значительное влияние оказывало действие кредитно-депозитного мультипликатора банковской системы. Требуется создать условия для возможности выгодного размещения кредитных ресурсов в инвестиции, чтобы рентабельность инвестирования превышала процентную ставку по кредитам. Это предполагает разработку и реализацию перечня мероприятий: от совершенствования самих механизмов и инструментов формирования денежного предложения и спроса, до проведения институциональных и инфраструктурных преобразований.
Скорректировать монетарную (в том числе, эмиссионную, валютную, кредитную и ценовую) политику Центрального банка как экономически значимую программу, определяющую государственную стратегию и тактику в монетарной сфере, должна научно обоснованная концепция денежно-кредитной политики, ориентированная в своей конечной цели на развитие экономики.
Сегодня возникает некое ключевое противоречие денежно-кредитной политики, которое, в частности, ориентировано на оптимальную структуру денежного обращения, а именно: противоречие между задачей обеспечения стабильности финансового сектора как важнейшего ключевого фактора расширения спроса на безналичные инструменты, и политикой инфляционного таргетирования, которое направлено на снижение инфляции и, при прочих равных условиях, на более быстрое укрепление рубля.
Поэтому в качестве первоочередной задачи для монетарных властей сегодня является политика обеспечения стабильности финансового сектора, которая может быть подорвана слишком резким укреплением рубля и быстрым снижением инфляции за счёт чрезмерно жёсткой денежной политики.
Одним из ключевых факторов оптимизации денежной эмиссии является модернизация банковского сектора страны. Лишь на первый взгляд представляется, что основой для осуществления эмиссии является только деятельность Банка России, а мультипликация и депозитная эмиссия, проводимая системой коммерческих банков, происходит как следствие и в рамках регулирования, осуществляемого центральным банком. Но, если банковская система слаба в силу элементарного недостатка кредитных ресурсов, то и депозитная эмиссия не произойдет в объемах, необходимых экономике. Более того, без участия коммерческих банков невозможна не только депозитная, но и денежная эмиссия вообще, поскольку любая эмиссия осуществляется через безналичную эмиссию при непосредственном участии банковской системы.

3.2. Эффективность традиционных способов и инструментов регулирования денежного обращения в РФ

В России основными инструментами и методами регулирования денежного обращения Центрального банка являются: 1) валютные интервенции; 2) рефинансирование кредитных организаций; 3) процентные ставки по операциям Банка России; 4) операции на открытом рынке и др.
Рассмотрим основные инструменты Банка России.
В конце 2008 — начале 2009 гг. и в 2014 г. Банк России проводил масштабные валютные интервенции, пытаясь предотвратить обесценение рубля в условиях быстрого снижения цен на нефть и оттока капитала из России. В результате объем международных резервов Российской Федерации сократился более чем на одну треть — с $598 млрд в августе 2008 г. до $380 млрд в феврале 2009 г., а также с $509,6 млрд до $385,5 млрд в течение 2014 г.
В то же время, проводя такие крупные валютные интервенции, Банку России удалось не допустить очень сильного снижения денежной базы. Среди факторов изменения денежной базы, в тот момент, на первое место вышло кредитование ЦБ РФ банковской системы, изменялись остатки на счетах органов государственного управления в ЦБ РФ, что существенно влияло на формирование денежного предложения в результате расходования средств Резервного фонда в 2009–2010 и 2014 гг. и затем накопления ресурсов в 2011–2013 гг. (рис. 8).

Рис. 8 Факторы изменения денежной базы в августе 2008 — декабре 2015 гг. [39]

В 2009 г. произошло существенное изменение валютной политики Банка России. Оно заключалось в снижении объема интервенций на валютном рынке, если сравнивать с предшествующими годами. Следствием стало замедление процесса накопления международных резервов. По официальным данным видно, что в основном Банк России использовал интервенции в моменты самого сильного укрепления номинального курса рубля к бивалютной корзине. Одновременно с этим ЦБ РФ практически не применял никаких рычагов регулирование валютного рынка в периоды, когда рубль слабел (рис. 9). Отход от данной практики произошел в 2014 г., в течение которого ЦБ РФ расходовал резервы, пока в конце года окончательно не отказался от интервенций. В итоге за 2014 г. в общем, такие действия Банка России привели к существенному сокращению денежного предложения, компенсированное, так же за счет расходования средств Резервного фонда.
Заметим что, как видно из рис. 8, в 2011 – 2013 гг. на счетах Правительства в ЦБ РФ происходило накопление, ни чем не компенсированное исходя из динамики денежного предложения по покупке иностранной валюты ЦБ РФ. К тому же, ЦБ РФ в 2013 г. продавал валюту из международных резервов. Получается что и бюджетная политика по формированию Резервного фонда и ФНБ, и интервенции ЦБ РФ вызывали сокращение денежной базы. Чтобы компенсировать данные факторы Банк России увеличивал с помощью операций РЕПО под залог ценных бумаг кредитование коммерческих банков, а так же кредитовал под залог нерыночных активов. Основным фактором роста денежного предложения в России сегодня являются именно операции рефинансирования ЦБ РФ.

Рис. 9 Валютные интервенции Банка России и динамика рублевой стоимости бивалютной корзины в августе 2008 — марте 2015 гг. [39]

Для достижения поставленной цели по инфляции Банк России воздействует прежде всего на цену денег в экономике – процентные ставки. Данное воздействие осуществляется через ключевую ставку, которая устанавливается Советом директоров Банка России на регулярной основе. Решения по денежно-кредитной политике принимаются Банком России независимо от других органов государственной власти, что закреплено в Законе о Банке России.
Действия ЦБ РФ с процентными ставками зависят от состояния экономики и динамики инфляции. Снижать волатильность ставок денежного рынка и постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям это важнейшее направление процентной политики Банка России. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Центральный банк отреагировал на первые финансовые потрясения поддержанием ликвидности банковской системы в 2007-2008 г. С февраля 2008 г. Центральный банк начал постепенное повышение ставки рефинансирования, на конец года ставка составила 13,0%. В 2009 г. в связи с необходимостью поддержания восстановления экономического роста произошло понижение ставки рефинансирования. В 2010-2013 г. изменения процентной ставки были незначительными в рамках проводимой денежной политики. В 2013 г. Банк России ввел новый индикатор процентных ставок – «Ключевая ставка», который должен предоставить игрокам денежного рынка актуальную информацию по стоимости ресурсов.
В 2014 г. в связи с введением экономических санкций против России резко увеличились инфляционные ожидания. Банк России принял решение о существенном повышении ключевой ставки.

Таблица 7
Ключевая ставка, на конец года, в % (ставка рефинансирования — до 2013 г.),

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
% 13,00 8,75 7,75 8,00 8,25 8,25 17 11%

 

Ключевая ставка Банка России на начало 2015 года составляла 17,00% годовых. В течение года Совет директоров Банка России принимал решения о ее постепенном снижении: со 2.02.2015 – до 15,00%; с 16.03.2015 – до 14,00%; с 5.05.2015 – до 12,50%; с 16.06.2015 – до 11,50% и с 3.08.2015 – до 11,00% годовых.
Ключевая ставка Банка России в январе 2016 г. была сохранена на неизменном уровне, что направлено на сдерживание инфляционных рисков, несколько возросших в том числе под действием внешних факторов. Процентные ставки по кредитным и депозитным операциям банковского сектора, а также доходности рынка облигаций в этих условиях в целом остаются стабильными.

Рис. 10 Доходность рынка облигаций, ключевая ставка Банка России и ставка денежного рынка, % годовых

В 2014-2015 г Банк России проводил реализацию денежно-кредитной политики в условиях структурного дефицита ликвидности банковского сектора. Ключевым инструментом предоставления денежных средств и воздействия на ставки рынка межбанковского кредитования оставались операции рефинансирования Банка России на аукционной основе. Объем предложения средств в рамках данных операций устанавливается Банком России на основе прогноза ликвидности банковского сектора.
Банк России в полной мере в рамках своих аукционных операций компенсирует потребности банковского сектора в ликвидности.
Для оперативного управления ликвидностью банковского сектора и воздействия на ставки денежного рынка Банк России в 2015 г. использовал аукционные операции репо (рис. 11).

Рис. 11 Структура операций рефинансирования Банка России в 2014 г.-2015 гг., млрд. руб.

Средняя задолженность кредитных организаций по операциям репо в 2015 году снизилась по сравнению с 2014 годом на 1,2 трлн. рублей и составила 1,5 трлн рублей, в том числе 1,4 трлн рублей – по операциям репо на аукционной основе. Для компенсации существенного превышения спроса на ликвидность над ее предложением Банк России в отдельные дни проводил аукционы репо «тонкой настройки» на срок от 1 до 6 дней. Потребность в проведении данных операций возникала в марте, апреле и июне 2015 года.
Для регулирования банковской ликвидности в практике ЦБ РФ используется такой дополнительный инструмент как операции по покупке и продаже ценных бумаг на открытом рынке, но в относительно небольших объемах. Низкая ликвидность, узость рынка государственных ценных бумаг снижает потенциал использования данного инструмента. Кроме того, Банк России из-за относительно небольшого размера собственного портфеля ценных бумаг, в период формирования профицита банковской ликвидности не может использовать этот инструмент в полной мере.
Таким образом, Банк России управляет процентными ставками денежного рынка в условиях структурного дефицита ликвидности, то есть наличия у банковского сектора устойчивой потребности в привлечении средств у центрального банка. В связи с этим Банк России проводит операции преимущественно по предоставлению ликвидности. Объем предложения средств на аукционах определяется Банком России на основе прогноза ликвидности банковского сектора.
Поправками в Бюджетный кодекс РФ от 25 декабря 2012 г. до 1 февраля 2016 г. действие данных статей Бюджетного Кодекса было приостановлено. На финансовое обеспечение расходов федерального бюджета теперь направляются все дополнительные нефтегазовые доходы, а так же доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. С точки зрения экономического содержания накопление средств бюджета в Резервном фонде (или ФНБ) в периоды высоких цен на энергоносители и расходование их в последующие годы в периоды низкой конъюнктуры по своей сути и воздействию на денежный рынок ничем не отличается от накопления налоговых и других доходов в течение одного бюджетного периода с последующим их расходованием в том же бюджетном периоде, т. е. в течение одного года.
Важным моментом является влияние отмеченной неравномерности исполнения бюджета на денежное предложение. В том случае, если счет казначейства открыт в Центральном банке, зачисление средств (налогов и др. доходов) на этот счет уменьшает денежную базу и денежную массу, а осуществление расходов увеличивает денежные агрегаты. Для предотвращения подобных колебаний денежных агрегатов в большинстве развитых стран органы власти стремятся сгладить влияние колебаний остатка на счете казначейства в ЦБ на денежное предложение. Это может осуществляться, например, с помощью операций по счетам казначейства в коммерческих банках или операций с краткосрочными ценными бумагами. Например, в случае если остаток на счете в ЦБ превышает некоторую минимальную величину, министерство финансов может разместить часть средств на депозитах в коммерческих банках или выкупить некоторый объем государственных краткосрочных облигаций. Величина таргетируемого минимального остатка средств бюджета на счете в центральном банке составляет, например, во Франции €100 млн, а в Швеции равна нулю и достигается за счет размещения временно свободных средств бюджета в банковской системе или на финансовых (как правило, облигационных) рынках. При этом в большинстве развивающихся стран задача сглаживания колебаний денежного предложения за счет операций казначейства возложена на ЦБ, который использует стандартные инструменты денежно-кредитной политики для стабилизации величины денежного предложения.
Следовательно, накопление средств бюджета в Резервном фонде (ФНБ) или их расходование с точки зрения денежной политики является сокращением денежной базы (когда происходит накопление средств) или просто денежной эмиссией (когда происходит расходование средств). Существование Резервного фонда в этом случае эквивалентно бюджетному правилу, которое стабилизирует бюджетную политику. По этому правилу профициты бюджета в условиях благоприятной конъюнктуры накапливаются на счетах бюджета в ЦБ, а в условиях негативной конъюнктуры, по тому же правилу, происходит эмиссия денег, что позволяет финансировать возникший бюджетный дефицит.
В условиях России накопление средств в Резервном фонде и ФНБ выглядит следующим образом: бюджет получает рублевые доходы и проводит расходы, меньшие по их величине, чем доходы, что сокращает денежную базу. В соответствии бюджетному правилу, когда цены на нефть высокие часть доходов поступает в Резервный фонд, и также учитывается на счете казначейства в ЦБ РФ в валюте.
При условиях, когда Минфин России финансирует дефицит бюджета из средств Резервного фонда или Фонда НБ, когда конвертация средств Резервного фонда или Фонда НБ в рубли проводится за счет средств ЦБ РФ, вне валютного рынка, влияние расходования данных средств не отличается от проведения денежной эмиссии. Одновременно с этим в зависимости от задач, которые стоят перед ЦБ РФ на этом этапе, и от текущей курсовой политики ЦБ РФ может проводить соответствующие операции по стерилизации за счет собственных внешних резервов, а так же и воздерживаться от них. Следовательно, внешние резервы при расходовании, по бюджетному правилу, средств Резервного фонда или ФНБ позволяет ЦБ РФ возникающую эмиссию стерилизовать.

Заключение

Проведя исследование данной темы, мы пришли к следующим выводам:
Предложение денег в обычном понимании это денежная масса в обращении, определенная совокупность платежных средств, которые обращаются в данный момент в стране. Современное устройство денежного предложения обуславливается контролем центральных банков за расширением или сжатием денежной базы при покупке или продаже иностранной валюты и правительственных ценных бумаг, за тем как используют коммерческие банки остатки на счетах клиентов для активных (кредитных) операций, а также за присвоением дохода, получаемого от эмиссии денег (сеньераж), как центральным банком, так и всей банковской системой. Денежный рынок является составной частью рынка финансового, в включающий в себя предоставление и получение краткосрочных (обычно, до года) кредитов. Инструменты денежного рынка — это коммерческие кредиты, межбанковские кредиты, депозитные сертификаты, сберегательные сертификаты, векселя и государственные краткосрочные ценные бумаги. Банк России регулирует денежное обращение, в соответствии с денежно-кредитной политикой, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с банковским законодательством. Эмиссия денег — исключительное право Банка России, который несет особую ответственность за равновесие в области денежного обращения. Основными игроками на денежных рынках обычно являются: Правительство (ЦБ РФ), различные правительственные организации местного или федерального уровня, банки и иные финансовые структуры, а также компании, которые имеют необходимость в краткосрочных займах или излишек фондов.

Денежный агрегат М2 включает денежный агрегат М1 и остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных средств населения привлеченных на срок, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, которые являются резидентами Российской Федерации. Денежная масса (М2) – это сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В составе денежной массы выделено два компонента: наличные деньги в обращении (М0) и безналичные средства. Состояние денежного агрегата М2 или Денежная масса (национальное определение), на 1 января 2016 года 35 трлн. 785,5 млрд. руб. против 33 трлн. 315,4 млрд. на 1 декабря 2015 года (по материалам Банка России). Как видим, месячный показатель увеличился на 2470,1 млрд. руб., или на 7,4%. Если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года денежный агрегат М2 вырос на 11,4%.
Уменьшение доли наличных денег в структуре денежной массы говорит об относительном ослаблении инфляционного давления со стороны совокупного спроса. На сдерживание роста денежной массы влияет накопление средств в Центральном банке РФ на счетах органов государственного управления. На сегодняшний день Банк России, при прогнозировании изменения спроса на деньги и формирование денежного предложения, не учитывает объективные потребности реальной экономики в них. Необходим переход на внутренние источники и инструменты, которые формируют денежное предложение с учетом реальных потребностей экономики и финансового сектора. Необходимо, чтобы на увеличение денежной массы в обороте более значительное влияние оказывало действие кредитно-депозитного мультипликатора банковской системы. Нужно создавать такие условия, при которых возможности выгодного размещения кредитных ресурсов в инвестиции, обеспечивали рентабельность инвестирования выше процентной ставки по кредитам. Это предполагает разработку и реализацию перечня мероприятий: от совершенствования самих механизмов и инструментов формирования денежного предложения и спроса, до проведения институциональных и инфраструктурных преобразований. Поэтому первоочередной задачей для монетарных властей являются действия по поддержанию стабильности финансового сектора, которые могут быть подорваны излишне резким укреплением рубля и быстрым снижением инфляции в результате слишком жёсткой денежной политики.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 28.12.2013 №410-ФЗ) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р//Справочная правовая система Консультант Плюс.
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. Утверждены Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.) // Справочная правовая система Консультант Плюс.
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года// Справочная правовая система Консультант Плюс.

7. Абрамова, М. А. Денежно-кредитная и финансовая система: учебник / М. А. Абрамова [и др.]; Финуниверситет; под ред. М. А. Абрамовой, Е. В. Маркиной. — М.: КНОРУС, 2014. — 448 с. — ISBN 978-5-406-03077-6.
8. Абрамова, М.А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: монография/ М.А. Абрамова. – М.: Курс: Инфра-М., 2013. – 380 с.
9. Вымятнина, Ю.В. Теория денег: уроки кризиса / Юлия Вымятнина – СПб.: Издательство европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. — 272 с.
10. Деньги, кредит, банки. Учебник. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2014.
11. Деньги. Кредит. Банки : учебник. Серия «Бакалавриат». / под ред. проф. Лаврушина О.И. М.: Кнорус. — 2013 – 448 с.
12. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. Н. Мартыненко, Ю. А. Соколова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 369 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
13. Новашина Т. С. Проблемы обеспечения устойчивости национальной денежной системы в условиях финансовой глобализации. М., 2014.
14. О координации денежно-кредитной и финансовой политики в России. / М.А.Абрамова, И.Е.Шакер, О.В.Захарова и др./ под ред. М.А.Абрамовой. -LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH  Co. KG Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbücken, Germany – 2012 – 289 с.
15. Юровицкий В.А. Денежное обращение в эпоху изменений. – М.: ГроссМедиа, 2014. – 496 с.

16. Абрамова, М.А. Дискуссионные вопросы категориальной характеристики современных денег и их отражение в базовых элементах денежной системы. /М.А. Абрамова// Финансы. Деньги. Инвестиции. — 2013. — №2 (46)
17. Абрамова, М.А. Особенности методологического подхода к анализу институциональных элементов национальной денежной системы и их роли в реализации ее функций. /М.А.Абрамова// Банковские услуги — 2013 — № 7 – С.22-24
18. Аболихина Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков / Г. А. Аболихина // Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 1. — C. 37–42.
19. Апокин А., Белоусов Д., Голощапова И. [и др.]. О фундаментальных недостатках современной денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2014. № 12.С. 8–100.
20. Арзуманова Л.Л. Денежное обращение и история его развития (финансово-правовой аспект): монография/ под ред. Е.Ю. Грачевой. – М: Проспект, 2013.
21. Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — 44 с.
22. Киюцевская А. Плавающий курс российского рубля: миф или реальность? // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 50–67.
23. Коростелев М.А. Правовой режим наличных денег: к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства России// Журнал российского права. 2012. N 12.
24. Кроливецкая, В.Э. Деньги и денежное предложение в условиях формирования новой модели развития российской экономики: автореф. дис. … д-ра. экон. наук : 08.00.10 /Кроливецкая Валерия Эдуардовна. – СПб. – 2014. – 40 с.
25. Кроливецкая В.Э. Деньги и денежное предложение в условиях формирования новой модели развития российской экономики // Монография. – 2013. – С. 11-23.
26. Кроливецкая В.Э. Деньги как фактор экономического роста: монография. СПб.: Алетейя, 2014.
27. Крылов О.М. Категории «денежный оборот» и «денежное обращение»: сравнительно-правовой анализ// Финансовое право. 2013. N 5. С. 10 — 13.
28. Лунтовский Г.И. Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития. // Деньги и кредит, 2013, №3, стр. 3
29. Ордов, К.В. Теория и методология взаимодействия денежно-кредитной политики и конкурентоспособности компания: дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.10 / Ордов Константин Васильевич. — М., 2012. – 320 с.
30. Совершенствование правовых и экономических основ современных денег. Монография. Коллектив авторов // Под руководством проф. Абрамовой М.А. Изд. «РИМ Университет». М.: 2014. С. 162
31. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник /коллектив авторов, под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной.- М.: Юрайт – 2014 – 551с.
32. Харитонова, Ю.Н. Тенденции развития денежной системы в современной рыночной экономике: автореф. дисс…канд.экон.наук: 08.00.01 / Харитонова Юлия Николаевна. – М.: 2012. – 22с.
33. Черемисов Д. И. Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 466-469.
34. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 4–12
35. Юров А.В. Состояние наличного денежного обращения в Российской Федерации. Реализация перспективных решений. — // Деньги и кредит, 2012, №6, с. 6.

36. Кроливецкая В.Э. Деньги и денежное предложение в условиях формирования новой модели развития российской экономики [Электронный ресурс]: автореферат… д-ра экон. наук, 2013. – Режим доступа: http://vak2.ed.gov.ru
37. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов / Проект Банка России от 06.11.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/
38. Сущность и экономическая основа денежного оборота//Интернет-ресурс: www.tomoney.info.
39. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //cbr.ru
40. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.gks.ru/
41. Мировые финансы – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //global-finances.ru/
42. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф