1 2
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
1.1. Сущность, содержание и особенности познавательной деятельности студентов
1.2. Виды, преимущества и специфика интерактивных лекций
1.3. Модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
2.1. Анализ познавательной деятельности студентов на констатирующем этапе исследования
2.2. Активизация познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций на формирующем этапе исследования
2.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению интерактивных лекционных занятий направленных на активизацию познавательной деятельности студентов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях традиционного образовательного процесса в учреждении высшего образования лекция остается основной формой обучения студентов. Однако отношение к ней в последние годы существенно изменилось. Появление компьютеров, оргтехники делает возможным использование электронных пособий, а также быстрое тиражирование конспектов лекций.
Студенты, ранжируя формы обучения, ставят лекцию на четвертое место после производственной практики, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы. По их мнению, электронные пособия по курсу могли бы сократить нерациональную работу по конспектированию лекционного материала и увеличить время на практику.
К сожалению, «среднестатистическая» лекция отличается некоторыми издержками, которые снижают ее эффективность. Учебная информация передается, как правило, вербально, без достаточного использования средств наглядности и при минимальной интеллектуальной активности студентов.
Актуальность темы исследований подтверждается многочисленными исследованиями и разработками в данной области отечественных и зарубежных специалистов (И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, Л. Ф. Красинская, Л. И. Савва, Т. Г. Галактионова, А. А. Вербицкий, Я. Р. Якупова и др.) и огромным интересом со стороны преподавателей учреждений высшего образования.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Известно, что знания не формируются аддитивным путем, т. е. простым наложением информации на уже имеющуюся. Необходима интенсивная мыслительная деятельность по осмыслению, переработке, систематизации материала. К сожалению, многие студенты останавливаются в своем интеллектуальном развитии именно на уровне пассивного воспроизведения некритично усвоенных знаний, не умея высказать собственное мнение по проблеме, провести сравнительный анализ альтернативных идей, обобщить материал, сделать выводы.
Отсюда возникают противоречия между теоретическими требованиями к активизации познавательной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС и недостаточной разработанностью в педагогической практике проблемы применения интерактивных лекций.
Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования: как должен быть организован процесс активизации познавательной деятельности студентов посредством использования интерактивных лекций?
Актуальность исследования послужила основанием для формулировки темы: «Интерактивные лекции как средство активизации познавательной деятельности студентов».
Объект исследования: процесс познавательной деятельности студентов.
Предмет исследования: особенности интерактивных лекций как средства активизации познавательной деятельности студентов
Целью исследования: спроектировать программу активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- Определить сущность, содержание и особенности познавательной деятельности студентов.
- Проанализировать виды, преимущества и специфика интерактивных лекций
- Разработать модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций.
- Провести анализ познавательной деятельности студентов на констатирующем этапе исследования.
- Представить работу по активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций на формирующем этапе исследования.
- Разработать методические рекомендации по подготовке и проведению интерактивных лекционных занятий направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– практические: тестирование, математическая обработка данных исследования.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики: В.И. Андреев, И.Г. Белявский, Е.В. Вострокнутов, В.Ф. Горбатюк, О.О. Денина, И.А. Зимняя, М.А. Мкртчян, Е.С. Полат, Н. И. Потапенко, Г.К. Селевко и др.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнены понятия «познавательной деятельности», выделены и охарактеризованы методы активизации познавательной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические рекомендации по применению интерактивных лекций для активизации познавательной деятельности студентов могут быть использованы преподавателями при проведении лекционных занятий.
База исследования: Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, кафедра «История Казахстана и социально-гуманитарные дисциплины».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
1.1. Сущность, содержание и особенности познавательной деятельности студентов
Проблема особенностей познавательной деятельности, создания условий, эффективно влияющих на активизацию познавательной деятельности студентов, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.
К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у студентов познавательного отношения к окружающему.
Познавательная деятельность позиционируется как важное новообразование личности, которое формируется и развивается в процессе жизнедеятельности человека. На активизацию познавательной деятельности влияют социальные условия, поэтому отметим, что познавательная деятельность не является имманентно присущим человеку от рождения [12].
По мнению В.А. Сластенина, познавательная деятельность формируется в зависимости от тех методов, средств и технологий обучения, которые применяются в рамках образовательного и воспитательного процесса [45].
Познавательная деятельность непосредственно влияет на формирование личности студента, что отражается в следующих аспектах развития:
- развивает силу, глубину интереса;
- характер отношения к познавательной активности;
- определяет роль познавательного интереса среди иных мотивов деятельности;
- формирует своеобразность познавательного процесса деятельности [37].
Ряд ученых (Б.Ц. Бадмаев, А.А. Бодалев и др.) рассматривают познавательную деятельность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной самостоятельностью они понимают:
- инициативную деятельность обучающегося, направленную на познание окружающей действительности;
- деятельность по поиску нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [3,8].
Подчеркивая природу познавательной деятельности, ряд ученых определяют ее как:
- состояние готовности к познанию;
- продуктивную деятельность, направленную на формирование устойчивых познавательных интересов и мотивов;
- составную часть мыслительной деятельности человека [4].
Выявляя сущность познавательной деятельности, стоит выделить аспекты личностного образования:
- выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания;
- определяющее качественные характеристики познавательной деятельности;
- образующееся в результате формирования в процессе деятельности личностных образований, выражающихся в стремлении к самопознанию и саморазвитию и обуславливающих качественную характеристику деятельности [16].
И. А. Чернышев, рассматривая познавательную деятельность раскрывает ее содержание в учебной деятельности через отношение обучающегося к процессу обучения, стремление овладеть способами познания и мобилизацию волевых усилий на достижение цели обучения [50].
Аналогичную точку зрения относительно понимания познавательной деятельности высказывают Н.В. Дерябина, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др. определяют познавательную деятельность, как интегративное качество личности:
- обеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов;
- выражающееся в степени ее субъектности при управлении собственным процессом познания, направленным на самореализацию [17, 52, 53].
Психолог Р.С. Немов считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [34].
Под познавательной деятельностью Т.Г. Думенко понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [18].
С точки зрения С.В. Чебровской познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [49].
Субъектом познавательной деятельности является обучающийся, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности.
Необходимо акцентировать внимание на рассмотрении познавательной деятельности студентов, для этого проанализируем возрастные особенности данной возрастной группы с целью определения специфики их становления.
У студентов появляется потребность в познании себя и своих личностных качеств, а также сравнении себя с окружающими, так как это необходимо для оптимальной организации его поведения.
Главное новообразование студентов – самоопределение. Студент начинает понимать себя и свои возможности, а также свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни.
Структура общения индивида меняется, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения.
Для студентов роль самооценки очень важна. Студенты с адекватной самооценкой положительно реагируют на свои ошибки и с удовольствием находят им решение. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и менее категоричными. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей [59].
У студентов с завышенной самооценкой формируется неправильное представление об их роли в обществе; пользуются большой свободой в семье.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.
Учитывая, что молодежь рассматривается с позиции кризисного возрастного перехода, то следует выделять и трансформацию системы ценностей, поскольку данный процесс детерминируется становлением у молодого поколения собственного образа «Я» как отдельной социальной единицей [43].
В период студенчества молодежь стремится проявить свои особенности с позиции интеллектуальных способностей, творческой активности, что является основой для получения нового социального опыта. В основе психосоциального развития студентов лежит становление и дальнейшее развитие самосознания и самостоятельности.
Основными критериями проявления самостоятельности у студентов выступают:
- Сформированность знаний в зависимости от изученного материала и достигнутой цели обучения.
- Устойчивость учебной мотивации в аспекте получения новых знаний, умений и навыков.
- Проявление обучающимися интеллектуальной инициативы в рамках получения новых знаний, их обогащения [31].
Исходя из устойчивости представленный критериев выделяются уровни самостоятельности студентов. Проанализируем каждый из них.
- Низкий уровень самостоятельности отражает то, что студенты не ориентируются на самостоятельное получение знаний в процессе обучения, при этом действуя по образцу. Обучающиеся только анализируют представленную информацию со стороны педагога, при этом отсутствует учебная мотивация либо имеет нестабильный характер.
- Средний уровень (активно-поисковый) – это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).
- В рамках высокого уровня проявления самостоятельности студенты успешно усваивают необходимый учебный материал, при этом ориентируются на самообразования посредством дополнительного изучения научной литературы [30].
Представленные психолого-педагогические особенности развития студентов накладывают отпечаток на специфику активизации их познавательной деятельности.
Познавательная деятельность студентов связана с профессиональным интересом, выступает в качестве ресурса и предпосылки для становления профессионала. Для студента важны устойчивые профессиональные мотивы учебной деятельности и вполне адекватные представления о своей будущей работе. В этом случае обучающиеся будут стремиться к постоянному познавательному развитию [28].
Рассмотрим компоненты познавательной деятельности студентов (Табл. 1).
Таблица 1 – Компоненты познавательной деятельности студентов
Представленные компоненты позволяют отразить особенности активизации познавательной деятельности студентов, что выражается в процессе формирования знаний, умений и навыков, отражающих содержательную сторону процесса обучения, а также характеризует основу получения профессиональных знаний, необходимых для последующего профессионального развития.
Отдельное внимание уделяется проявлению интереса к процессу обучения у студентов, где основной выступает именно мотивы обучения, поскольку именно мотивы обучения зарождают у студентов специфику познавательной деятельности с позиции обогащения знаний и практического опыта.
Немаловажное значение имеет и сформированные у студентов самоконтроль, самооценка, позволяющие объективно оценивать свои силы в процессе обучения, опираясь тем самым на анализ проделанной работы с позиции внесения необходимых коррективов.
Итак, познавательная деятельность представляет собой сознательную деятельность, которая направлена на изучение окружающей действительности. Если рассматривать специфику познавательной деятельности в аспекте образовательного процесса, то на каждом этапе обучения происходит усложнение представленного вида деятельности в силу широты охвата и содержательности изучаемого материала.
Обратим внимание на то, что познавательная деятельность студентов характеризуется сформированностью трех основных компонентов: содержательно-операционный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный. Представленные компоненты отражают ориентир студентов на получение новых знаний, умений и навыков, а также способность контролировать процесс обучения, анализируя особенности проделанной работы.
1.2. Виды, преимущества и специфика интерактивных лекций
Современное образования в рамках реализации ФГОС на этапе высшей образовательной ступени находится на стадии трансформации, что характеризуется внедрением новых форм и средств обучения студентов.
Стоит выделить, что ФГОС ВПО отражает внедрение компетентностного подхода, обуславливающего использование совершенного иных принципов построения образовательного процесса по сравнению с традиционным подходом.
В силу совершенствования образования и сложившихся особенностей происходящих событий в обществе в связи с распространением пандемии отмечается актуализация использования интерактивного обучения, которое представляет собой форму организации познавательной деятельности обучающихся, отражающую использование электронных средств взаимодействия педагога с обучающимися, направленного на диалоговое общение участников с целью формирования у обучаемых навыков совместной работы, а также ориентира на самостоятельную деятельность в процессе решения познавательных целей и задач [1].
Отличительные особенности интерактивного обучения:
- целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых;
- взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей [51].
Компонентами интерактивного обучения являются:
а) электронные информационные ресурсы: база данных информационно-аналитической системы образовательного учреждения; контент сайта образовательного учреждения; базы данных электронных справочно-правовых систем; другие базы данных и файловые системы, используемые в образовательном процессе;
б) автоматизированные средства доступа: официальный сайт образовательного учреждения; личный кабинет обучающегося; личный кабинет преподавателя;
в) пользователи: обучающиеся; работники;
г) средства вычислительной техники: серверное оборудование; компьютеры; ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие портативные, мобильные персональные компьютеры; средства организационной и множительной техники; мультимедийное оборудование и др.;
д) компоненты телекоммуникационной среды: локальная компьютерная сеть; беспроводная сеть Wi-Fi; узел доступа в Интернет [61].
Несомненными достоинствами интерактивного обучения в образовательном процессе являются:
- гибкое планирование образовательного процесса;
- возможность внеаудиторных коммуникаций преподавателей и студентов;
- доступа обучающихся к информационному и учебно-методическому обеспечению программ;
- дифференциация обучения;
- обеспечение наглядности представления практически любого материала;
- обучение современным способам самостоятельного получения знаний;
- повышение мотивации обучающихся [42].
Процесс применения интерактивного обучения базируется на следующих принципах, а именно:
1) Принцип наглядности. Позволяет использовать на занятии иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение обучающимися.
2) Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес обучающихся. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия.
3) Принцип прочности. Технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих занятий
4) Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на занятии выводить разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности [41].
Грамотное использование интерактивного обучения для активизации познавательной деятельности студентов способствует:
- повышению уровня познавательной активности студентов, при этом увеличивается показатель комфортности обучения, что положительно отражается на достижении поставленных целей и задач;
- активизации познавательной позиции студентов как субъектов образовательного процесса;
- снижению дидактических затруднений;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению активности и инициативности студентов на занятии;
- развитию информационного мышления;
- формированию информационно-коммуникационной компетенции [33].
Учитывая тот факт, что студенты отличаются высокими показателями любознательности, то дети легко усваивают специфику использования интерактивного обучения.
В системе интерактивного обучения особое внимание акцентируется на применении лекционного занятия в силу того, что лекция позволяет педагогу преподнести необходимую информацию для последующего обучения.
По мнению Б.Р. Мандель, интерактивная лекция направлена на предоставление необходимой учебной информации по отношению к обучающимся с целью оказания помощи в контексте получения необходимых знаний по определенному предмету [31].
Интерактивная лекция в системе образовательного процесса имеет следующие функции:
– методологическая;
– организационная;
– информационная [24].
При этом интерактивная лекция может выступать в качестве единственного основного источника информации в случае, например, отсутствия учебного материала. В процессе реализации занятия именно лекция предоставляет возможность раскрывать необходимые понятия, имеющие отношения к предмету или курсу, а также способствует формированию и развитию междисциплинарных связей, что является немаловажным условием для полноценного и разностороннего развития личности обучающихся.
А.А. Игнатенко указывает, что интерактивная лекция имеет ряд существенных достоинств, а именно:
- лектор полностью планирует и контролирует ход занятия;
- присутствует возможность охватить всю аудиторию слушателей;
- отсутствует высокие затраты, необходимые для проведения лекционного занятия [23].
Применение интерактивной лекции требует формирование нового подхода к процессу обучения, а именно введение, ряда интерактивных приемов:
- Активизация индивидуальной или групповой работы студентов во время лекции. Например, вместо того, чтобы задавать вопрос и спрашивать первого поднявшего руку студента, можно попросит всех подумать, обсудить свои мысли с соседом, и лишь затем позволить желающему ответить на вопрос, позволяя, таким образом, всем студентам принять участие в обсуждении заданного вопроса.
- Использование интерактивных видов деятельности. Студенты могут описывать предложенные им миниатюры, интерпретировать диаграммы, производить самостоятельные вычисления, принимать совместные решения по заданной проблеме.
- Оценка степени усвоения рассмотренного на лекции материала. Опрашивать студентов можно и индивидуально, предварительно предупредив, оценивается опрос или нет. Для этого раздаются карточки с разными вариантами ответов, одну из которых студенты должны поднять одновременно после того, как прослушали вопрос [19].
В.А. Полякова выделяет три основных преимущества, достигаемых при применении интерактивных приемов на лекции:
- для студентов – воспроизводя суть лекции, они лучше и на более длительный период запоминают учебный материал, а то, как преподаватель оценивает их работу, позволяет понять, что они поняли, а что нет по новой теме;
- для преподавателей – обратная связь со студентами позволяет улучшить лекцию, сделать ее более понятной;
- для образовательного процесса – возникновение взаимодействия – когда преподаватель не только анализирует деятельность студентов, но и изменяет свою деятельность в соответствии со сделанными выводами, а затем и студенты начинают вести себя по-другому, не желая быть пассивными слушателями, что ускоряет и улучшает образовательный процесс [38].
Существуют различные виды интерактивных лекций:
- Вводная лекция – представляет собой форму изложения, направленную на ознакомление обучающихся со спецификой учебного предмета или курса. В процессе лекционного занятия акцентируется внимание на специфике цели, задач, объекта, предмета курса. Отдельное внимание уделяется организационным особенностям, учебно-методической литературе и т.д.
- Лекция–информация. Ориентирована на изложение и объяснение обучающимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.
- Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.
- Проблемная лекция. В процессе доведения информации до обучающихся лектор ставит перед ними проблемный вопрос, на который в процессе всего занятия необходимо найти ответ. Обучающимся непосредственно взаимодействуют с лектором, тем самым прослеживается тесная их связь в контексте достижения учебной цели.
- Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала техническими средствами или аудиовидеотехникой (видео-лекция).
- Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
- Лекция с заранее запланированными ошибками ориентировано на активизацию познавательного интереса обучающихся. В процессе лекционного занятия студенты должны контролировать содержательный, методический аспекты лекции, а по окончанию занятия продемонстрировать и разобрать те ошибки, которые были замечены [39].
- Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы.
- Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы – дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы [40].
Представленные виды интерактивных лекций отражают особенности процесса обучения студентов, исходя из заявленных целей и задач процесса обучения, что способствует организации процесса обучения с позиции содержательности и доступности.
Итак, интерактивная лекция представляет собой форму опосредованного взаимодействия педагога со студентами, ориентированную на достижение цели и задач процесса обучения.
Преимуществами интерактивной лекции являются:
- лектор полностью планирует и контролирует ход занятия;
- присутствует возможность охватить всю аудиторию слушателей;
- отсутствует высокие затраты, необходимые для проведения лекционного занятия.
Основными видами интерактивной лекции выступают:
- Вводная лекция.
- Лекция–информация.
- Обзорная лекция.
- Проблемная лекция.
- Лекция-визуализация.
- Бинарная лекция.
- Лекция с заранее запланированными ошибками.
- Лекция-конференция.
- Лекция-консультация
1.3. Модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
В аспекте проведенного теоретического анализа по теме исследования нами было конкретизировано, что в системе современного профессионального образования роль интерактивной лекции велика, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.
При этом отсутствует методика разработки и реализации интерактивной лекции, что позволяет нам конкретизировать аспект данной работы. Ориентируясь на рассмотренные теоретико-методологические особенности применения интерактивной лекции, нами была представлена модель разработки данного вида лекции для последующей реализации, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций
Представим характерные особенности каждого из выделенных этапов Модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций:
- Определение цели работы.
При формулировке темы лекционного занятия важно, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно, исходя из наводящих вопросов, определить тематику интерактивного лекционного занятия, поэтому при постановке цели необходимо использовать наводящие вопросы, активизирующую познавательную деятельность студентов, что заставляет их вникать в процесс работы уже на стартовом этапе реализации лекционного занятия [2].
В процессе конкретизации темы интерактивной лекции следует опираться на реализацию целей тематики лекционного занятия. Содержательная особенность целей представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Цели интерактивной лекции
Отбор материала.
Второй этап подготовки интерактивного лекционного занятия включает отбор лекционного материала с целью составления содержательной основы лекции.
При отборе материала используются категории, отражающие важность выбранного материала для освоения обучающимися. Выделим данные категории:
«А» — суть данной категории информации заключается в том, что она выступает в роли фундамента для работы со студентами, при этом данный материал является основным в соответствии с требованиями и стандартами обучения по определенной дисциплине.
«Б» — материал второй категории также имеет важное значение для изучения, но при этом его поиск и анализ реализуются самостоятельно студентами, то есть изучение материала второй категории представляется обучающимися самостоятельно.
Формами контроля за изучением материала может выступать написание конспекта, составление отчета, проекта, презентации, что позволяет систематизировать теоретические знания и практические умения.
«В» — в аспекте данной категории материал может не изучаться студентами, но носит дополнительный характер. В рамках данного материала могут использоваться практические задания различного уровня, что позволяет охватить студентов разного уровня подготовки [15].
- Организация самостоятельной подготовки студентов.
Для организации самостоятельной работы студентов возможно применение проектной деятельности, поскольку позволяет обучающимся формировать и развивать не только познавательную, но и творческую самостоятельность, что предусматривается достижением решения проектных задач.
В процессе применения проектного метода работы студенты реализуют выполнение ряда задач и действий, что позволяет им добывать информацию, анализировать ее и достигать цели проектной работы, опираясь на собственный опыт и знания.
Проектная деятельность может интегрировать несколько заданий предметного и межредметного характера, при этом данный метод работы отражает описание проблемной ситуации, выдвижение гипотез исследования в контексте их дальнейшего достижения.
В процессе формирования самостоятельности у студентов также необходимо больше внимания акцентировать на применении эвристического метода работы.
Эвристический методы работы позволяет студентам самостоятельно выдвигать мнение относительно изучаемой темы. Данный метод способствует обучающимся формулировать и выражать свою точку зрения, опираясь на свои знание и на возможность самостоятельного изучения определенной темы с целью конкретизации процесса познания [20].
- Составление плана занятия.
В процессе изучения научной литературы мы определили, что интерактивная лекция имеет определенную логическую структуру. Структурные элементы интерактивной лекции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Определим основные структурные элементы лекционного занятия.
Вступительная часть лекции направлена на актуализацию темы, цели лекции. Именно данная структурная часть способствует формированию интереса у студентов к последующей работе, также способствует тому, чтобы студенты осознали важность и значимость последующей работы в контексте профессионального становления. Введение в лекцию должно отличаться краткостью, информативностью и четкостью [27].
Изложение – основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, проводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических
приемов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции [29].
П.И. Образцов считает, что основными требованиями к подготовке и чтению интерактивной лекции выступают:
- Научность, содержательность. Составные части этого элемента обеспечивают глубину раскрытия преподносимого материала, обстоятельность информации, обогащение студентов опытом, знаниями и позволяют добиться убедительности и наиболее сильного влияния на аудиторию.
- Связь теории с практикой. В процессе чтения лекции необходимо акцентировать внимание на анализе связи теоретического материала и практики в контексте демонстрации объективно подходящих примеров, имеющих актуальное значение для обучающихся в процессе подготовки.
- Систематичность, последовательность и доступность обучения, т.е. изучение материала в логической последовательности, по частям, обеспечивая взаимосвязь между ними, выделяя в каждом вопросе главное, подчиняя ему частности, идти при изучении от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.
- Умение достигать наибольшей взаимной связи с аудиторией, создание атмосферы сопереживания. Чем теснее взаимосвязь между лектором и студентом – слуховая, зрительная, интуитивная, – тем лучше идет
процесс усвоения учебного материала.
- Воздействие личности лектора на аудиторию.
- Умение организовать самостоятельную работу студентов с методической литературой [46].
В контексте заключения, как третьей части лекции, ставится цель – обобщить изученный материал, определить достижение поставленных задач, цели лекционного занятия.
Также важно определить следующие требования к реализации лекции в рамках изучения юридических дисциплин:
Лекция должна иметь:
1) четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
2) необходимую идейно–теоретическую направленность, твердый теоретический и методический «стержень», важную проблему;
3) законченный характер освещения определенной темы (проблемы);
4) тесную увязку с предыдущим материалом и четко выраженную связь с практикой [48].
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли права. После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции.
Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
– отбор материала для лекции;
– определение объема и содержания лекции;
– выбор последовательности и логики изложения;
– подбор иллюстративного материала;
– выработка манеры чтения лекции [30].
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки.
Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение [7].
Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
– взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
– взаимосвязь частей изучаемого материала;
– обобщение изученного материала;
– стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
– единообразие структуры построения материала [10].
В процессе организации и проведения лекции важно уделять внимание и отбору необходимого иллюстрационного материала, который должен отражать информацию, включенную в лекционное занятие, а также способствовать подкреплению материала визуально.
Речь лектора в процессе проведения лекционного занятия не должны иметь быстрый темп, но при этом важно не снизить темп речи до минимума, чтобы способствовать удержанию внимания обучающихся. Лучше всего в процессе объяснения не читать материал, а анализировать его со студентами, поскольку такой подход повысит интерес обучающихся к занятию.
- Планирование организации обратной связи.
В процессе реализации этапа обратной связи педагогом также могут использоваться различные методы, а именно: беседа, мозговой штурм, форма отчета и т.д.
Основная цель представлена этапа заключается в том, чтобы педагог определил сформированность представлений об изученном материале.
- Подготовка итогов, выводов.
Формы подведения итогов могут быть различными с использованием как фронтальной, так и индивидуальной работы парами, в малых группах и даже учебной группой.
Можно предложить следующие вопросы:
- Какова основная мысль лекции?
- Какая часть лекции оказалась наиболее трудной для понимания?
- Какие вопросы у вас возникали по мере прослушивания лекции?
- Какую часть лекции вы находите излишней, ненужной?
- Какие важные вопросы, по вашему мнению, остались неотмеченными? [9].
Можно предложить студентам представить, что мы делали на занятии (прошлом занятии) в виде экскурсии по музею, рекламного ролика, известного ток-шоу и т.д.
Успех интерактивного занятия во многом зависит от организации пространства в аудитории и материально-технического обеспечения. Чтобы студенты не просто получали идеи, а создавали их, для организации активного взаимодействия и эффективного конструирования знаний на основе собственного опыта под рукой должно быть все необходимое для работы обучающихся.
Можно продумать управление аудиторией с помощью специально разработанных карт:
- Карточки с номерами столов или групп.
- Карточки с номерами участников внутри группы или стола.
Важно продумать наличие маркеров, стикеров, скотча, клея, блокнотов флип-чарта и других необходимых для занятия принадлежностей и занести их в свой план [22].
Итак, нами была конкретизирована модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций, которая включает шесть этапов подготовки интерактивного лекционного занятия. Этапы взаимодополняемы, при этом между ними содержательно и процессуально прослеживается связь, что позволяет подойти к работке лекции целостно.
Выводы по первой главе
Первая часть работы отражает теоретические основы активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- Познавательная деятельность представляет собой новообразование личности, направленное на анализ окружающей действительности с целью достижения поставленных целей и задач формирование представлений.
Специфика познавательной деятельности студентов характеризуется сформированностью трех основных компонентов: содержательно-операционный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный.
Выделенные компоненты отражают ориентир студентов на получение новых знаний, умений и навыков, а также способность контролировать процесс обучения, анализируя особенности проделанной работы.
- Интерактивная лекция – форма опосредованного взаимодействия педагога со студентами, ориентированную на достижение цели и задач процесса обучения.
В системе интерактивного обучения роль данного вида лекций велика, поскольку они характеризуются следующими особенностями:
- для студентов –лучше и на более длительный период запоминают учебный материал;
- для преподавателей – обратная связь со студентами позволяет улучшить лекцию, сделать ее более понятной;
- для образовательного процесса – возникновение взаимодействия – когда преподаватель не только анализирует деятельность студентов, но и изменяет свою деятельность в соответствии со сделанными выводами.
Видами интерактивной лекции выступают: Вводная лекция. Лекция–информация. Обзорная лекция. Проблемная лекция. Лекция-визуализация. Бинарная лекция. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-конференция. Лекция-консультация
- Модель активизации познавательной деятельности студентов посредством интерактивных лекций включает следующие компоненты (этапы):
- Определение цели работы.
- Отбор материала.
- Организация самостоятельной подготовки студентов.
- Составление плана занятия.
- Планирование обратной связи.
- Подготовка итогов, выводов.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф