Глава 2. Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме игрового обучения английскому языку
Нами был проанализирован отечественный УМК «Английский в фокусе» для 3 класса авторов Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. на предмет использования языковых игр.
Данный УМК создан в соответствии с Примерными программами по иностранному языку, с Федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам. Также необходимо отметить, что УМК «Английский в фокусе» для начальной школы соответствует стандартам, которые разработаны Советом Европы в сфере обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels). Данный факт является отличительной особенностью анализируемого нами УМК.
УМК «Английский в фокусе» входит в Федеральный и региональный перечни учебников, которые рекомендованы к использованию в общеобразовательных учреждениях министерством образования и науки РФ.
«Английский в фокусе» является первым российским УМК, совместно разработанным российским издательством «Просвещение» (Россия) и британским издательством ExpressPublishing (Великобритания) специально для российской общеобразовательной школы. В его разработке приняли участие известные российские учителя-практики совместно с известными британскими авторами, предлагающими новый уникальный подход к изучению английского языка.
В основе УМК лежит коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку, который предусматривает соблюдение поэтапного формирования знаний и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции учащихся. Авторы УМК также придерживаются личностно-ориентированного подхода к обучению английского языку, что способствует обеспечению особого внимания интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.
Анализ данного учебника позволяет определить специфику и положительные стороны УМК «Английский в фокусе»:
– использование принципа устного опережения;
– в основе обучения находятся простые речевые ситуации общения;
– отмечается учет возрастных, типологических и психологических особенностей младших школьников;
– в процессе обучения учащиеся знакомятся со странами, язык которых изучают;
– в УМК присутствует большое количество иллюстраций, песен, игр, сказок;
– в наличие разнообразные мультимедийные компоненты, входящие в состав УМК.
Каждый юнит в УМК разделен на два урока. Каждый урок размещается на развороте учебника, что позволяет ученикам быстрее найти необходимый материал и задания. УМК построен с опорой на овладение учащимися лексикой английского языка. Также необходимо отметить, что грамматические правила здесь учащимся не поясняются, часто лексический материал не соответствует возрасту учащихся. Однако обучение строится на базе простых речевых коммуникативных ситуаций с применением драматизации и TPR. Объяснения к заданиям даются на английском.
Относительно языковых игр необходимо отметить, что в УМК для 3-го класса представлено большое их количество. Нами были обнаружены следующие из них (Приложение 1):
- Фонетические.
Для тренировки фонетических навыков применяются также игровые методы. К примеру, учитель называет букву, а учащиеся должны на картинке отыскать слова, которые на эту букву начинаются (Приложение 1, Рисунок 1).
Игры такого рода способствуют совершенствованию фонетических навыков и формирования фонетических представлений.
Обнаружены случаи, когда усвоение фонетических навыков, навыков произношения происходит параллельно с усвоением новой лексики, при этом используются опоры – аудиозапись песни, и изображения предметов для каждой лексической единицы (Приложение 1, Рисунок 2).
- Лексические игры.
К примеру, игры на повторение и усвоение лексики по теме «Colours» (Приложение 1, Рисунок 3).
Интересной представляется также игра, предполагающая повторение лексике по темам «Colours» и «Clothes» (Приложение 1, Рисунок 4).
Также нами обнаружены лексические игры, которые используются для работы с числами и для активизации умственной и познавательной активности учащихся (Приложение 1, Рисунок 5).
Также обнаружены игры для усвоения лексического материала по теме «Family» (Приложение 1, Рисунок 6).
- Грамматические
Среди грамматических игр обнаружены игры на усвоение форм глагола tobe (Приложение 1, Рисунок 7).
Как уже отмечалось ранее, грамматический материал в данном УМК не объясняется, а усваивается посредством практического использования в речи необходимых грамматических форм (Приложение 1, Рисунок 8).
Таким образом, анализ УМК «Английский в фокусе» для 3-го класса показал, что в нем активно используются разнообразные языковые игры (фонетические, лексические и грамматические). Это способствует повышению мотивации обучения, поскольку игра для младших школьников является одним из ведущих видов деятельности.
Для сравнения был также проанализирован зарубежный УМК для учащихся 3-го класса «MacmillanNextMove».
«MacmillanNextMove» является курсом английского языка, предназначенным для учащихся в начальной школе (1-4 классы) и для учащихся средней школы (5-7 классы).
Основу курса составляет знакомство школьников со странами и континентами. «MacmillanNextMove» дает изучающим возможность не только изучать английский язык, но и знакомиться с реалиями различных стран: Россия, Великобритания, США, Индия, Китай, Мексика, Перу, Япония и многими другими. УМК предполагает использование видеосюжетов и песен на основе фольклорных мелодий, позволяющих более полно составить представление об этих странах.
УМК представлен 10 разделами. Каждый раздел посвящён отдельной стране и содержит упражнения, способствующие развитию умений учащихся во всех видах речевой деятельности. Также в УМК представлен страноведческий материал.
Относительно языковых игр, представленных в УМК «MacmillanNextMove», отметим, что были обнаружены следующие виды игр (Приложение 2):
- Фонетических игр в данном УМК не было обнаружено. Отметим также, что формирование фонетических навыков происходит наряду с формированием навыков аудирования (Приложение 2, Рисунок 1).
Задания такого характера присутствуют в каждом уроке, представленном в данном УМК.
Либо используются подобные упражнения, однако они предполагают отработку отдельных звуков (Приложение 2, Рисунок 2).
- Лексические игры.
Среди лексических игр в данном УМК были обнаружены игры, предполагающие параллельное формирование навыков аудирования (Приложение 2, Рисунок 3).
- Грамматические игры.
Среди грамматических игр обнаружены игры, предполагающие восстановление предложения, слова которого записаны в разброс (Приложение 2, Рисунок 4).
Таким образом, в УМК «MacmillanNextMove» имеется небольшое количество игр, однако материал сопровождается большим количеством наглядного материала аудио файлов.
2.2. Функции игровой деятельности
Значительный вклад в обоснование педагогической теории игровой деятельности сделано психологами С.Л. Рубинштейном, А.А. Леонтьевым, Л.С. Выготским и учениками их научных школ, которые рассматривали игру с позиций системно-структурного анализа и ее культурно-исторического происхождения.
В середине XX в. в работах психологов, научные исследования которых были связаны с экспериментальным обучением детей 6-10 лет (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина и др.), подчеркнута необходимость разработки проблем педагогического руководства игровой деятельностью. Значительный вклад в теоретические основы руководства игровой деятельностью сделала Н.В. Кудыкина [22, стр. 86].
Известными педагогами XX века, которые работали с детьми школьного возраста или экспериментально исследовали ведущие педагогические проблемы, созданные педагогические парадигмы практической воспитательной работы педагогов с учениками в контексте различных видов игровой деятельности.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Анализ теоретических исследований игровой деятельности второй половины XX века показывает, что она рассматривается в школе преимущественно как дидактическое средство, применение которого приобрело особую актуальность в связи со снижением возраста детей, привлекаемых к систематическому школьному обучению.
Охват обучением шестилетних детей, которые, по сути, еще не вышли из дошкольного возраста, обусловливает необходимость систематического и многофункционального использования игры в учебно-воспитательном процессе [53, стр. 86].
Обобщение педагогических исследований использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе начальной школы позволяет утверждать, что она является многофункциональным педагогическим методом.
Основными педагогическими функциями игровой деятельности являются:
- обогащение эмоционально-чувственной сферы,
- обеспечение основ здоровья,
- креативная,
- адаптационная,
- диагностирующая,
- мотивационная,
- развивающая,
- воспитательная,
- учебно-познавательная,
- корректирующая (Рисунок 1)
Рисунок 1. Функции игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Отметим, что каждая конкретная игра одновременно выполняет несколько функций, однако определенные из них являются ведущими. Например, дидактические игры направлены преимущественно на решение конкретных учебных задач, подвижные – обеспечение основ здоровья и тому подобное.
В исследовании Н.В. Кудыкиной игровая деятельность − это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которой происходит ее познания учеником, усвоения культурно-исторического опыта и формирования детской личности. Специфика игровой деятельности в том, что ее производительность определяется креативностью ребенка, активным функционированием воображения и межличностным общением. Терминологическое словосочетание игровая деятельность рассматривается как обобщающее по отношению к понятию игра. Игра − это конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка, имеет конкретно-, многовидовой и многофункциональный характер [22, стр. 44].
Педагогическое руководство игровой деятельностью − это способ достижения цели учебно-воспитательного процесса путем целенаправленного применения системы педагогических приемов, адекватных особенностям конкретной игры и направленных на гармонизацию взаимодействия педагог-ученик через удовлетворение актуальных детских потребностей и реализацию личностного потенциала учащихся. При таких условиях игровая деятельность реализуется как педагогический метод.
Структуру развернутой игровой деятельности младших школьников и ее теоретическую модель можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Структурная модель игровой деятельности младших школьников
Таким образом, структурная модель игровой деятельности охватывает пять компонентов:
1) мотивационно-целевой,
2) содержательный,
3) процессуально-операционный,
4) контрольно-оценочный,
5) результативный.
Все компоненты игры взаимосвязаны, сущностные изменения составляющих игровой деятельности обусловливают ее преобразования в деятельность продуктивного характера (например, в трудовую, учебную).
Воплощается игровая деятельность в жизнь благодаря игровым технологиям. Важным при выявлении сущности учебно-игровых технологий считаем непосредственное разграничение понятий «игра» и «игровые технологии». Эти понятия хотя очень близки, но одновременно и существенно отличаются [53].
Чтобы выяснить этимологию понятия «игровая технология», следует обратить внимание на ее первый составляющая – игру.
Игра является сложным социокультурным феноменом, которому посвящено большое количество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Сейчас наукой накоплен огромный потенциал знаний об этом уникальном явление действительности. Наиболее общее определение игры находим в Большом энциклопедическом словаре: «Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [16, эл. ресурс]. В «Большом толковом словаре современного русского языка» понятие «игра» трактуется как действие по значению играть; занятия детей, подчиненное совокупности правил, приемов или основано на определенных условиях занятия, является развлечением. В педагогической науке «игра» трактуется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [18]. В педагогической психологии понятие «игра» рассматривается как конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка, имеющего конкретно исторический, многовидовой, креативный и многофункциональный характер [38]. Следовательно, понятие «игра» различными учеными толкуется по-разному: как развлечение, непродуктивная деятельность; как средство обучения и воспитания; как форма организации общественно полезной деятельности; как средство коммуникации и тому подобное.
Особое место нами отведено вопросу об использовании игры в учебных целях. Здесь сложность заключается в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат (не внутреннее, игровой, а практический).
Если говорит про педагогическую игру, то Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская под этим феноменом понимают имитацию реальной деятельности учителя в тех или иных искусственно воспроизведенных педагогических ситуациях [28, стр. 43].
Ученый П. Щербань педагогическую игру определяет в качестве практического группового упражнения с выработкой оптимальных решений применения методов и приемов в условиях, воспроизводящих реальные обстоятельства или психолого-педагогическую ситуацию. В процессе игры ее участники решают проблемные психолого-педагогические ситуации, их взаимодействие регламентируется определенными правилам, отражающие реальные условия и закономерности. Всего в ходе игры производятся коллективные решения по решению какой-то значимой проблемы.
Педагогическая игра имеет специфические признаки, среди них:
1) моделирование условий, имитирующие профессионально-педагогическую деятельность;
2) поэтапное развитие игры;
3) наличие сложных и проблемных ситуаций;
4) совместная деятельность участников игры;
6) описание психолого-педагогической ситуации и объекта игрового имитационного моделирования;
7) контроль игрового времени;
8) система оценок;
9) правила игры;
10) элементы соревнования [51].
Игровые методы относятся к имитационным методам активного обучения. Признаки имитационных методов: взаимодействие учащихся в условиях сочетания обучения и практики, наличие и распределение ролей (один из основных признаков игровых методов). Игровой метод обучения предполагает определение цели, направленной на усвоение содержания образования, выбор вида учебно-познавательной деятельности и формы взаимодействия учителя и ученика.
По мнению ученого Г.К. Селевко, игровая деятельность выполняет такие функции [39]:
− побудительную: направлена на развитие интереса учащегося к изучаемому, к процессу его усвоения, формирование положительной мотивации учения и тому подобное. Это реализуется в совместной деятельности учителя и ученика, характеризуется интеллектуальным напряжением и сопровождается положительными эмоциями;
− коммуникабельную: реализуется через организацию общения, регулирования межличностных отношений, возникновение механизма саморегуляции поведения. Игра – деятельность коммуникативная, хотя относительно чисто игровых правил и конкретна. Она вводит ученика в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, который выступает относительно каждого игрока как организация и коммуникативный начало, имеет множество коммуникативных связей;
− самореализации: реализация возможностей каждого участника игры. Это одна из основных функций игры. Именно в этом плане человеку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкуренция или достижения какой-либо цели. Процесс игры − это пространство для самореализации;
− развивающую: проявление и совершенствование различных качеств и способностей учеников (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, умение находить оптимальные решения), выявить интересы и склонности, и тому подобное;
− диагностическую: выявление отклонений в поведении, знаниях, умениях и навыках, а также в уточнении особенностей характера ребенка, его взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре человек на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-нибудь переживал;
− коррекционную: внесение позитивных изменений в характер будущей личности (например, корректировки таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, агрессивность, эгоцентризм и т.п.), в поиске способов решения различных жизненных ситуаций. Психологическая коррекция в игре происходит естественно при условии, что все ученики усвоили правила и сюжет игры; что каждый участник хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров; что процесс и цель сочетают всех участников игры.
− развлекательную: создание определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевного удовлетворения как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск.
2.3. Классификация игр
В нашей работе нас интересуют именно языковые игры на уроках английского языка. Языковые игры являются видом дидактических игр.
Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [13].
Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности [43, с. 80].
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное): одна из них – обучающая, которая принадлежит взрослому; а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра как самостоятельная деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены [47].
А.С. Шапиева и П.К. Магомедова разделяют игры на подготовительные и речевые. Подготовительные игры включают игры, направленные на выработку фонетических, грамматических и лексических навыков. Рассмотрим некоторые из них [25; 48]:
- Подготовительные игры.
1.1. Грамматические игры должны создать естественную ситуацию для употребления определенной грамматической структуры (например, «HideandSeek», «Whathaschanged?», «Whatwouldyoudo?»).
1.2. Лексические игры должны тренировать учащихся в употреблении определенной лексики в соответствующих ситуациях, способствовать запоминанию иностранных слов и словосочетаний (например, «Bingo», «ObjectsinthePicture», «CombinetheWords»).
1.3. Фонетико-орфографические игры должны тренировать учащихся в произношении звуков и написании слов.
- Речевые игры нацелены на усвоение учащимися умений выражать мысли в логической последовательности, применять на практике полученные языковые навыки.
Н.Ф. Адилова отмечает, что на практике в системе активного обучения используются такие модели учебной игры [2]:
- имитационные;
- операционные;
- сюжетные игры-соревнования;
- ролевые.
В имитационных играх во время занятия имитируется деятельность событий, конкретная работа людей (журналист, политик, эколог и др.), обстановка, условия, в которых происходит событие. Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, описание структуры и назначения имитируемых объектов. Примером может быть урок-путешествие, урок-экскурсия и тому подобное.
Операционные игры помогают отработать выполнение конкретных специфических операций (методика проведения дискуссии, конференции, беседы, диспута). В операционных играх моделируется процесс деятельности. Они проходят в условиях, имитирующих реальную обстановку (урок-расследование, урок-суд).
В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций. Между участниками распределяются роли с обязательным содержанием в соответствии с проблемной ситуации, вынесенной на обсуждение. Для проведения таких игр целесообразно использовать следующие типы нестандартных уроков: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказка, урок-композиция.
Ролевые игры могут эффективно использоваться на различных этапах обучения. Относительно возраста учащихся, целесообразно использовать различные ролевые игры для каждой возрастной категории, например, ролевые игры сказочного содержания – для учащихся младшего школьного возраста.
Значение ролевой игры невозможно оценить только развлекательно-учебными возможностями. Весь феномен ролевой игры заключается в том, что, будучи развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Д.Ш. Мустафаева выделяет следующие виды ролевых игр [29, стр. 146]:
— спонтанная, определяемая и разрабатываемая участниками без контроля и указаний руководителя игры;
— открытая, характеризуется отсутствием установленного течения и завершения игры;
— ролевая игра с участие протагониста, характеризуется наличием главного актера;
— общественные, сценические игры, имитационные игры.
Ролевая игра влияет на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Воспроизводя в игре отношения взрослых, ребенок осваивает правила и способы общения, приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, координировать их с другими детьми.
С помощью ролевой игры учителя иностранных языков развивают все виды речевой деятельности учащихся, и прежде всего устную речь, которая является ведущим видом речевой деятельности среди учащихся. Такое методическое средство способствует тому, что речь учащихся становится более содержательной, аргументированной, сложнее по структуре. Учителя понимают, что правильно организованная ролевая игра на уроке – вовсе не «пустое» занятие, потому что она не только приносит максимум удовольствия ребенку, но является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Ролевая игра помогает реализовать основной принцип – коммуникативной направленности англоязычного обучения. Она способствует повышению у учащихся мотивации изучения английского языка, позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и наклонности, моделируя ситуации реального общения [40].
Известно, что скука на уроках – самый опасный враг обучения. Знание, которые не подкрепляются, не согреваются положительными эмоциями, оставляют ученика холодным и пассивным, не затрагивают за живое, быстро забываются, вылетают из головы. Именно уроки, где есть ролевые игры, запоминаются учениками лучше. Урок можно дать, можно провести, но лучше выполнить, как выполняет свою роль артист на сцене. Именно так учителя школы пытаются поощрять учеников: чтобы они были как бы артистами, изучая ту или иную тему на уроке английского языка. Ученики имеют возможность развивать таким образом свои навыки англоязычной коммуникации. Использование ролевых игр сближает учителей с учениками, способствует развитию логического мышления учеников, тренирует их память, внимание, формирует познавательную, информационную компетентность [40].
Ролевая игра – это модель коммуникации в конкретной ситуации, где решаются конкретные коммуникативные задачи. Наличие ролей уже предполагает общение, коммуникацию. Как в любой модели, процесс коммуникации по сравнению с реальным процессом, конечно, упрощен.
Принципу речевой активности ролевая игра отвечает наиболее полно. Без проигрывания ролей, без проговаривания содержания роли не состоится игра, не будет общения. В игре учащийся поставлен перед необходимостью не просто воспроизводить речевые единицы – высказывания, а совершать речевые действия, языковые средства для которых он может заимствовать из опорного материала, реплик преподавателя, конструировать сам. При этом его речемыслительная деятельность служит выполнению конкретных речевых задач. Именно при наличии речевых задач, которые определяются содержанием ролей и правилами игры, у говорящего проявляются речемыслительная и речевая активность. В условиях решения коммуникативных задач игры развивают речевые умения, на основе которых и возможен перенос в реальное общение [52].
Помимо ролевой игры имеются и сценические представления-игры, которые представлены короткими сценами, событиями, смоделированными из повседневной школьной жизни [29, стр. 146]:
-психодрама, представляющая собой консультативный, терапевтический вид работы с группой, в ходе которой игротехник проводит драматическую импровизацию;
-социодрама представляющая собой совместное решение межличностных конфликтов;
— имитационная игра, характеризующаяся действиями в условном вымышленном пространстве, ориентированном на действительность, выработка модели решения проблемы;
— деловая игра, характеризующаяся действиями по специально заданному плану.
Анализ проблемы внедрения игры на уроках английского языка позволяет сформировать ряд подходов к квалификации игр. Существует определенная квалификация, предложенная С.Ю. Николаевой, которая отражает все характеристики языковой игры и представляет ее как эффективный метод обучения на уроке английского языка. Итак, есть следующие разновидности игр:
1) по функциям:
– учебные – способствуют развитию общих учебных умений и навыков (таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности), развития навыков владения родным и иностранным языками;
– воспитательные – моделируют поведение в игровых моделях жизненных ситуаций;
– развлекательные – создают благоприятную атмосферу на занятиях, превращая урок в увлекательное путешествие;
– учебно-воспитательные – способствуют овладению иностранным языком, учитывая аспект воспитания;
– коммуникативные – объединяют учащихся в единый коллектив, помогают установлению эмоциональных контактов, способствующих формированию навыков и умений общения.
2) по психическому воздействию:
– релаксационные – снимают эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при обучении;
– стимулирующие – симулируют процессы мышления, запоминания, воспроизведения действительности;
– направляющие – побуждают ребенка к действиям на уроке.
3) за использованием материала:
– лексические – направлены на усвоение лексических единиц, учитывая их особенности;
– фонетические – направлены на овладение спецификой произношения звуков английского языка и интонацией;
– грамматические – направлены на овладение грамматикой иностранного языка [26; 26].
Таким образом, мы видим, что существует несколько подходов к классификациям игр, используемых на уроках английского языка, однако общей чертой для большинства из них является выделение фонетических, лексических и грамматических игр.
В данной работе предлагаем использовать классификацию, предложенную С.Ю. Николаевой, за критерием «за использованным материалом», которая позволит определить четкое содержание работы в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Однако в контексте данной классификации в процесс обучения можно включать ролевые, имитационные, сюжетные и прочие игры, содержащие необходимый лексический, грамматический либо фонетический материал.
Также считаем необходимым отметить, что большая роль отводится ролевой игре, позволяющей педагогу моделировать коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков учащихся.
2.4 Использование игровых ситуаций на уроке
В наше время все больше расширяются связи России с зарубежными странами, и интерес к изучению иностранных языков постоянно растет. В методике преподавания иностранных языков существуют различные способы оптимизации учебной деятельности, в том числе и ролевая игра. Игры периодически освещаются в методической литературе, поскольку вызывают интерес преподавателей иностранного языка своей развлекательностью, обучающим действием, возможностью использования как средства эмоциональной разрядки, мотивации учебной деятельности, с целью тренировки для контроля знаний и навыков учащихся.
Достичь высокого уровня коммуникативной компетенции в иностранном языке, а, не находясь среди его носителей, очень трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание на уроке иностранного языка реальных и воображаемых ситуаций общения, используя для этого различные приемы работы. Одним из таких приемов является ролевая игра. Необходимость рационального построения, организации и применения ролевых игр в процессе обучения и воспитания школьников средствами иностранного языка требует тщательного и детального изучения этого вопроса.
В работе с младшими школьниками необходимо использовать фонетические, лексические и грамматические игры. Также важная роль отводится ролевой игре.
Согласно методическим принципам в каждой ролевой игре выделялось три этапа: подготовительный, собственно игра, заключительный этап.
Подготовительный этап включает:
– вступительную беседу учителя, при которой ученик знакомится с ролевой ситуацией;
– тренировки лексических единиц и грамматических структур;
– чтение текста, дополнительного материала;
– сбор информации для конкретной ситуации.
Заключительный этап, который предусматривает выполнение определенного задания.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Главным компонентом игры выступает роль и ее восприятие. Принятие роли осуществляется на разных уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом [5]. Любая игра − это новый опыт, который, в свою очередь, становится источником новых знаний, новых действий и новых идей. Игровые методы многоплановые, поэтому каждый из них способствует выработке определенного практического навыка. Из современных обучающих игр можно выделить игры-упражнения, игровые дискуссии, игровые ситуации, ролевые и деловые учебные игры, компьютерные деловые игры и тому подобное.
Игры-упражнения. К ним относятся кроссворды, ребусы, викторины и тому подобное. Применение этого метода способствует активизации определенных психических процессов, закреплению знаний, проверке их качества, приобретению навыков; игры-упражнения могут быть элементами самостоятельной работы студента, кружковых занятий, внеаудиторной работы и тому подобное.
Игровая дискуссия предполагает коллективное обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими участниками.
Ролевая игра (разновидность деловой игры) позволяет воспроизвести любую ситуацию в «ролях». Ролевая игра побуждает учащихся к психологической переориентации. Такой метод интенсифицирует умственный труд, способствует быстрому и глубокому усвоению учебного материала. Под влиянием изменения типа межличностных отношений ученики преодолевают психологический барьер общения. Учитель, который проводит игру, должен объяснить ее главную цель, раскрыть структуру, дать рекомендации каждому исполнителю ролей, предсказать ее результат. Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение обусловлено заданными условиями.
Деловая учебная игра. Это учебно-практическое занятие, которое предусматривает моделирование деятельности специалистов по решению какой-либо проблемы, принятия определенного решения, связанного с производственным процессом. Деловая учебная игра сочетает в себе признаки учебной и будущей профессиональной деятельности и является деятельностью коллективной.
Остановимся более подробно на игровой ситуации. Основой этого метода является проблемная ситуация. Сориентирована игровая ситуация на установление связи теории и практики по изучаемой теме: умение анализировать, делать выводы, принимать решения в нестандартных ситуациях. Игровая ситуация способствует усилению эмоционально-психологического состояния, возбуждает внутренние стимулы к учебной работе, снимает напряжение, усталость [32].
Игровые ситуации − один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Игровые ситуации как источник духовного развития детей рассмотрены в многочисленных трудах зарубежных, российских и казахстанских ученых. Роль игровых ситуаций в образовательном процессе рассматривали ученые и педагоги: П.Ф. Лесгафт, Е.М. Дементьев, А.П. Панфилова, В.В. Волина.
Младшие школьники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игровой ситуации, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игровые ситуации для освоения и применения нового опыта. В игровых ситуациях проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития.
Использование игровых ситуаций в образовательном процессе – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли.
Формирование ученика как самостоятельной, инициативной, вдумчивой личности будет успешным, если учитель позаботится об этом с первого проведенного урока. Поэтому многие практикующие педагоги считают, что одним из самых перспективных путей воспитания активных учеников, ведущим к вооружению их необходимыми умениями и навыками, является внедрение активных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимают учебные игры. Игра является незаменимым рычагом умственного развития ребенка. Игровую форму занятий создают с помощью игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Игры желательно проводить систематически на каждом уроке, начиная с элементарных игровых ситуаций.
Перед проведением игр с детьми необходимо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу. Чтобы игра не надоела, желательно вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу. Готовясь к занятию, четко продумывать последовательность игровых действий, организацию учащихся, продолжительность игры, ее контроль, подведение итогов и оценку. Потом необходимо объяснить условия игры – лаконично и понятно, с целью пробуждения интереса. Увлекшись игрой, ребенок не замечает, что учится, запоминает новое, ориентируется в чрезвычайных ситуациях, пополняется запас его понятий, представлений, развивается фантазия.
В классной комнате можно организовать игровой уголок, в котором будут собраны сказочные персонажи – Мудрая Сова, Хитрая Лиса, Серый Волк, Медведь Потапыч, Веселый Слоненок, Косой Зайка, Ежик, Винни-Пух.
Подбирая для младших школьников разнообразные игры, ученые рекомендуют вводить учащихся в ситуации познавательной активности, которая проявляется ситуативно и поддерживается благодаря внешней стимуляции со стороны учителя. Планируя организацию игровой деятельности на уроке иностранного языка, необходимо определить учебную, развивающую и воспитательную цель, каждая из которых направлено на решение задач, определенных программными требованиями для учеников начальной школы [11].
Использование на уроках дидактических игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое творческое настроение, облегчает усвоение учебного материала.
Дидактические игры на уроках иностранного языка могут применяться по-разному:
− весь урок может быть построен в виде сюжетно-ролевой игры (на урок приходит сказочный гость, и приносит новости по теме урока);
− как структурный элемент урока;
− во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, элементов соревнования) [33].
Для младших школьников целесообразно использовать такие дидактические игры:
1) для развития и коррекции познавательной деятельности (сравнение, восстановление и дополнения целого, изъятие лишнего, обобщение);
2) для развития иноязычной связной речи;
3) для развития эмоционально-волевой сферы (игры-инсценировки, игры с элементами сюжета) [46].
Предпочтение следует отдавать тем играм, которые предусматривают участие большинства детей класса, быстрый ответ, произвольное внимание и усвоения небольшого количества материала. Использование стихов, пословиц, загадок во время проведения игры способствует усвоению учебного материала. При этом дидактические игры должны соответствовать следующим требованиям:
1) соответствовать цели и теме урока;
2) обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний учащихся;
3) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными, обеспечивать постепенное осложнения операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и т.д. [7].
Игрой, ее элементами и игровыми ситуациями активизируется воспитательная функция учебно-познавательной деятельности. Так, создавая игровую ситуацию, можно привлекать внимание детей к традициям родного края. Рассказывая об обычаях и обрядах своей местности, ученики, общаясь с зверушками, с интересом выполняют работу и не чувствуют учебной нагрузки.
На уроках обучения грамоте, когда первоклассников начинают учить читать, можно использовать подвижные игры. Эти игры способствуют запоминанию изученных букв на начальном этапе, предотвращают забывание, а также развивают внимание и скорость реагирования. Вот некоторые из них.
Игра «Волшебник». «Волшебник» (учитель) стоит в центре круга с «волшебным» предметом в руках. «Дети-буквы» ходят по кругу (на груди у них прикреплены карточки с буквами). Учитель прикасается к определенным буквам, те выходят в центр круга, берутся за руки. Все хором читают получившееся слово или слог. Затем можно менять правила игры: одной из вариаций «волшебнику» (уже ученику) завязывают глаза. Тогда слова и слоги будут иногда неправильные, но их тоже нужно читать. Можно направлять учеников, подавая команды: «Хочу видеть слово «sky». «Дети-буквы» ищут друг друга, выбегают в центр круга, берутся за руки, образовав нужное слово [54].
Игра «Скорее ко мне». «Ученики-буквы» бегают, играют. Учитель подает команду: «Буквы «А» — ко мне!». Дети подбегают. Далее игра повторяется сначала (с другими буквами) [54].
Игра «Пою — не пою». «Дети-буквы» идут по кругу. Учитель молча прикасается к «ребенку-букве». Если эта буква обозначает гласный звук, ребенок ее пропевает, если согласный — просто называет и говорит, где в природе встречается, слышится такой звук. Эта игра помогает повторить гласные и согласные звуки, различать их; развивает музыкальный слух: учит различать звуки в природе.
Преимущество вышеупомянутых игр в том, что к ним не нужно заранее долго готовиться, главное — иметь набор карточек с написанными или напечатанными буквами.
Когда дети изучат значительное количество печатных и рукописных букв можно поиграть с ними в игру «Письменная, печатная» — каждому ребенку выдается листик с разными буквами в разном написании, и они должны по команде распределяться в группы соответственно заданию – одни к прописным буквам, другие – к печатным.
Также рекомендуется использовать такие игры, как: «Необычный зоопарк», «Волшебные животные», «Найди свою половинку», «Буквоцвет», «Цветы дружбы», «Букводождик», «Добавь слова», «Заселяем домики» [32].
Такие уроки обучения грамоте (чтения) с использованием подвижных игр имеют свои преимущества:
− во-первых, такие уроки можно проводить непосредственно на природе, на свежем воздухе, где есть возможность любоваться природой, замечать изменения в природе, чувствовать органическое единство с окружающим миром, привлекать к словесному оцениванию объекта природы;
− во-вторых, дети не устают и не воспринимают процесс чтения, как нечто неинтересное, принудительное.
На уроках чтения при расчитке можно применять игры на развитие памяти, выработки устойчивого внимания: «стоп — бегом» (при слове «бегом» все начинают читать на максимальной скорости, «стоп» — чтение останавливается), «Отгадай» (выборочное чтение), «Дождик» (начинают читать в произвольном темпе вслух, постепенно увеличивают силу голоса, доходят до вершины и начинают уменьшать). Есть игры, которые можно использовать для чтения в парах: «Луна или Попугаи», «Волчонок и Зайчик». Одно предложение читает один ученик, а второе – другой. Затем чтения повторяется снова. Во время чтения одним учеником второй внимательно следит за правильностью [32].
В процессе ознакомления детей с лирическим жанром желательно пользоваться различными игровыми приемами, которые способствуют развитию умений слушать, говорить и читать, позволяют формировать представление учащихся о стихотворной форме, рифме, систематизировать читательский кругозор, характеризовать авторов произведений, приобретать опыт разучивания стихов. Так, при знакомстве с рифмой можно использовать игру «Похожие хвосты» (мышка, Гришка, книжка, Тишка …). При выполнении игровых упражнений «Распутаем строки», «Рифма рядом», «Отгадай рифму» у учащихся формируется чувство ритма и рифмы, а также эти упражнения учат учеников высказываться точно, четко, правильно [32].
Большую роль на уроках следует отводить сказке, потому что благодаря ей человек познает мир не только умом, но и сердцем. На уроках чтения, изучая русские народные сказки, следует использую игровые ситуации, моделируя ролевые игры. Дети с удовольствием, надев маски сказочных персонажей, инсценируют отрывки любимых сказок. Младшим школьникам также очень нравятся такие творческие задания: придумай свою сказку, придумай конец сказки, измени сюжет сказки, замени сказочных персонажей и другие. Сочинение сказок способствует общему развитию личности учащихся, ведь ребенок, ярко фантазирующий в одном виде деятельности, легко переносит это качество и на другие. Такие задания развивают творчество, которое способствует креативности непосредственно в учебном процессе и в повседневной жизни.
Игровые ситуации на уроках английского языка можно использовать для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для более полного и глубокого их осмысления, формирования умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. На уроке можно предложить поиграть в «Магазин». «Продавец» и «Покупатель» быстро считают, а дети следят за правильностью расчетов. Так в игре учащиеся тренируются в основных математических операциях. В процессе проведения уроков с элементами игры реализуются идеи дружбы, соревнования, самоуправления, воспитания ответственности каждого за результаты своего труда, формируется мотивация учебной деятельности и интерес к предмету [32].
Именно внедрение на уроке развивающих игровых ситуаций способствует развитию познавательной активности школьников. Использование нетрадиционных уроков-игр позволяет практически применять математические знания детей. На уроках можно использовать и спортивные игры. Для этого заранее нужно приготовить карточки с примерами и ответами. На одних карточках ответы правильные, а на других неправильные. По очереди нужно показывать карточки, а ученики в ответ делают определенные движения (при правильном ответе – руки вверх, при неправильной – руки вперед). Гимнастические упражнения можно использовать разные.
Использование интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы») тренирует у детей сообразительность, скорость реагирования, память, умение обобщать [32].
Выполняя требования программы по основам здоровья, можно использовать практическую, игровую, индивидуальную и групповую деятельность учащихся. С целью закрепления изученного материала на уроках применяется игра «Фантазеры» (о чем может мечтать здоровый человек), игра-пантомима «Без слов» (рассказать, чем больше вы любите заниматься в своем уголке отдыха), «Угадай блюдо по описанию», которую учащиеся выполняют в парах. Не менее интересной является игра-путешествие по реке Аккуратность. Игры требуют от учеников собранности, выдержки, желание помочь отстающем, воспитывается культура, общение ребенка с коллективом [54].
Игры экологической направленности дают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может вызвать существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Во время таких игр у детей развивается готовность к правильному взаимодействию с окружающей средой. Во внеурочное время использование подвижных игр способствует формированию у учащихся таких положительных моральных качеств, как сострадание, сопереживание, доброту, милосердие.
Значительный учебно-воспитательный потенциал имеет игра-путешествие. Она дает возможность целостно организовать детскую деятельность в течение длительного времени. Сочетая в себе различные формы работы (экскурсии, викторины, конкурсы, беседы, праздники), игра-путешествие значительно усиливает интерес школьников к различным видам познавательной, художественно-эстетической и предметно-практической деятельности [32].
Игра-путешествие в природу дает возможность романтизировать процесс общения учеников и помогает реализовать потенциал коллективной творческой деятельности. Маршрут такой игры, как правило, предусматривает несколько «станций-остановок», в рамках которых дети реально или мысленно путешествуют и приобретают опыт общения на иностранном языке [54].
На уроках английского языка некоторые педагоги в качестве физминутки используют подвижные игры с элементами театрализации «Волк и козы», «Зайчик», «Волк в канаве», «Охотники и утки», «Гуси-лебеди», «Лисичка», «Петушки и волк», и другие. Также можно использовать комплексы театрализованной зарядки [37, стр. 305-310].
Чтобы занятия с учениками были успешными, надо играть и учиться. Ибо игра − это «волшебная палочка, которая превращает процесс обучения с сухого, скучного и формального занятия на яркую, интересную, увлекательную историю» [36, стр. 82-89].
Выводы по главе 2
- Анализ УМК «Английский в фокусе» для 3-го класса показал, что в нем активно используются разнообразные языковые игры (фонетические, лексические и грамматические). Это способствует повышению мотивации обучения, поскольку игра для младших школьников является одним из ведущих видов деятельности. В УМК «MacmillanNextMove» имеется небольшое количество игр, однако материал сопровождается большим количеством наглядного материала аудио файлов.
- Игровая деятельность выполняет такие функции: побудительную; коммуникабельную; самореализации; развивающую; диагностическую; коррекционную; развлекательную.
- Существует много классификаций игр, используемых на уроках иностранного языка, однако в рамках данной работы предлагаем использовать классификацию, предложенную С.Ю. Николаевой, за критерием «за использованным материалом», позволяющая определить четкое содержание работы в процессе обучения английскому языку в начальной школе.
Считаем необходимым отметить, что большая роль отводится также и ролевой игре, которая позволяет педагогу моделировать коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков учащихся.
- На уроках иностранного языка игры могут быть разнообразными. В игровой форме может быть организован весь урок, его часть, либо просто может использоваться игровая ситуация.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф