1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ИХ КОРРЕКЦИИ
1.1. Страх как психологический феномен
1.2. Виды и особенности страхов детей старшего дошкольного возраста
1.3. Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Обоснование процедуры и методов исследования
2.2. Описание и анализ полученных данных в констатирующем эксперименте
2.3. Опыт проведения программы с применением сказкотерапии и анализ ее эффективности
2.4. Рекомендации по коррекции страхов старших дошкольников путем применения сказкотерапии
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Возникновение страхов дошкольников обусловлено их возрастным развитием , и связаны с появлением самосознания, временной перспективы. Возрастные страхи, возникая на том или ином онтогенетическом этапе, чаще всего в отдельных случаях страхи могут быть представлены слишком интенсивно, закрепляться и усиливаться, приводя к личностному неблагополучию, к невротическому развитию личности. В этом случае страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной заторможенности, раздражительности (А.И. Захаров), «туннельного восприятия» (К.Э. Изард), могут сопровождаться развитием фобий, тревожности, аутоагрессии, общей социально-психологической дезадаптации. В связи с этим, профилактика и своевременная коррекция страхов дошкольников является основой сохранения эмоционального благополучия ребенка, создает условия для успешной социально-психологической адаптации, что подчеркивает социальную актуальность темы исследования.
Анализ возможных методов коррекции эмоциональной сферы дошкольников привел нас к выбору сказки как одного из оптимальных методов коррекции страхов. Применение сказки удобно, соответствует возрастным особенностям ребенка, может быть использовано в работе как детского психолога, так и воспитателя. В связи с этим, целью выпускной работы является анализ возможности применения сказкотерапии для коррекции страхов дошкольного возраста на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы.
Задачами выпускной работы являются:
1) проанализировать психологическое понимание феномена страха в психологии, выделить особенности страхов детей дошкольного возраста;
2) подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение страхов детей дошкольного возраста;
3) эмпирически изучить содержательные особенности детских страхов детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать программу коррекции страхов дошкольников с применением сказок.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможность коррекции страхов детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Гипотеза исследования – метод сказкотерапии, с использованием сказки, содержанием которой являются типичные страхи дошкольников и опыт их преодоления, позволяет корректировать страхи дошкольников. Коррекция в данном случае возможна благодаря механизму идентификации ребенка с героем, переживание в образе героя страха и опыта его преодоления.
Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ, сравнительный анализ, систематизация и обобщение; эмпирические методы: организационные методы (формирующий эксперимент), психодиагностические методы (стандартизированный метод опроса, проективный метод), методы количественного и качественного анализа данных.
В качестве методик исследования выступили следующие методики: тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), позволяющий диагностировать уровень страхов у детей; проективный рисуночный тест, рисунок на тему сказки «Дурной сон» (сказки Л. Дюсс), позволяющий дать качественный анализ детских страхов.
Исследование проводилось на базе Дошкольной организации «Еркемай» города Актобе (далее ДО «Еркемай»). В нем приняли участие 34 старших дошкольника в возрасте 6-7 лет.
Значимость работы. Теоретическая значимость ВКР заключается в обосновании применения сказки для коррекции страхов дошкольников. Практическая значимость ВКР состоит в возможности применения психологом, воспитателем, родителем разработанной программы занятий на основе сказок для коррекции страхов дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ИХ КОРРЕКЦИИ
1.1. Страх как психологический феномен
Проблема страхов в психологических исследованиях активно разрабатывалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
В зарубежной психологии выделяют несколько направлений, в русле которых осуществляется изучение страха. Психофизиологическое направление постулирует физиологические основы страха (Ч. Дарвин, К Ланге, С. Томпкинс, У. Кеннон и др.) [21]. Так Ч. Дарвин описал характерные проявления страха, такие как дрожание рук, ног, челюсти, изменения голоса, расширение глаз и пр. К. Ланге в эмпирической психологии эмоций рассматривал страх как синдром реакций, которые вызываются дискретными событиями и проявляются в трех измеряемых системах: а) в вербальных выражениях о субъективных переживаниях (субъективные компоненты), б) в моторном экспрессивном поведении (компоненты поведения или выражения) и с) в вегетативных изменениях (физиологические компоненты). В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх определяется как базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием» [17, с. 54].
Динамическое направление исходной причиной возникновения страхов считают первичную травму, бессознательный внутренний конфликт, по отношению к которому страх выступает как одна из форм защиты (В. Вундт, 3. Фрейд, Н.Я. Грот, У. Мак-Дугалл и др.) [40].
Когнитивное направление развивает представление о страхе как о реакции на наличие угрозы и невозможности ее избежать, при этом наличие угрозы субъективно и производится на основе интеллектуальных (когнитивных) процессов (М. Арнольд, P.C. Лазарус, Е. Сингер, С. Шехтер,). Таким образом, в контексте теории когнитивной психологии страх напрямую связан с получением и переработкой информации, отсутствие или недостаток информации о ситуации или объекте может привести к прогнозу опасного развития событий и вызвать переживание страха [21].
Исследования страха в отечественной психологии также обширны.
К психофизиологическим концепциям относят биологическую теорию П.К. Анохина, И.П. Павлова, Б.М. Теплова; теорию исследования межполушарной асимметрии и ее связи с возникновением эмоций (C.B. Бабенкова; Т.А. Доброхотова; М.С. Лебединский; Д.Б. Ольшанский, и др.). Так, И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, инстинкта самосохранения, выраженного пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. По мнению авторов данных концепция страх имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Физиологически страх проявляется в изменении функционирования организма, в т.ч. в изменении сердцебиения, частоты дыхания, окраса кожи (особенно кожи лица), активизации работы кишечно-желудочного тракта, и пр. Результатом включения физиологических механизмов в реакции страха по мнению Б.М. Теплова является снижения стеничности поведения: организм тратит слишком много энергии на обеспечение страха и в результате продуктивность обдумывания и реализации поведения снижается. Г.Г. Шанько отмечает, что страх – это разновидность низших эмоций защитно-приспособительного характера, часто встречающаяся у детей [18].
Ведущие отечественные психоневрологи (А.И. Захаров, А.Е. Личко и др.) подтверждают физиологические основы страха. Однако, по их мнению, в страхах людей присутствует много социально-обусловленного, страх часто появляется не столько в результате угрозы выживания, сколько в результате социального научения и негативного социального опыта. Хотя реакция страха и возникает помимо воли, непроизвольно. По мнению А.И. Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [14, с. 8]. Это аффективное отражение (страх) может варьироваться по степени выраженности от простого чувства волнения, беспокойства до чувства ужаса и паники. А.И. Захаров также в своих исследованиях описывает разные виды стразов по причине возникновения. Страх, который возникает в той или иной ситуации автор обозначает как ситуативный страх. Однако, по мнению автора, существуют особенности личности, которые создают предпосылки возникновения страха даже в объективно спокойной ситуации. Этот страх называется личностно обусловленным.
К психологическим концепциям страха отечественной психологии можно отнести исследования А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищева, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, А.В. Ярошевский и др. [32]. В частности, В.Н. Мясищев определял страх как эмоциональную реакцию на ситуацию. А.В. Ярошевский страх трактует как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида. Эта эмоция направлена на источник действительной или воображаемой опасности. С точки зрения А.С. Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила.
Е.П. Ильин определяет страх как рефлекторную защитную биологическую реакцию. Страх, по мнению Е.П. Ильина, проявляется как на физиологическом, так и на психологическом уровне. На физиологическом уровне влияет на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, потоотделение, функционирование желудка и кишечника, и др. Субъективно страх переживается как предчувствие, неуверенность, как полная незащищенность, ненадежность своего положения, как чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза (физическая и психологическая) своему существованию [18].
В настоящее время страх все в большей степени определяется как системное комплексное явление, проявляющееся на психологическом, психофизиологическом и социально-психологическом уровнях (Л.С. Акопян, А.Ф. Чернавский) [1; 2; 43]. При этом, разница между страхом как эмоциональным процессом и эмоциональным состоянием (с точки зрения определения страха) не принципиальна, считает Л.С. Акопян, потому что страх как психическое явление может проявляться и в форме процесса, и в форме состояния, и в форме свойства личности – индивидуальности (боязливость). Страх может быть охарактеризован следующими особенностями:
— первичность психологического компонента оценки ситуации для возникновения страха, при этом, реальной угрозы жизни и здоровью может не быть (воображаемая угроза, угроза социальному благополучию);
— сопровождение страха физиологическими и поведенческими реакциями;
— социальная природа возникновения страха, предполагающая научение страхам и способам его переживания;
— условно-рефлекторный характер страха предполагает, что появившись в одной ситуации, страх может закрепиться и приобрести рефлекторный характер.
Эмоцию страха можно охарактеризовать по следующим параметрам:
— интенсивности: в зависимости от интенсивности страха выделяют испуг, боязнь, опасение, ужас, паническое состояние (Н.Е. Осипов, О.А. Черникова); волнение, беспокойство или ужас (А.И. Захаров) [14];
— направленности: в зависимости от того, на что направлен страх, выделяют разные виды страхов, например, страх животных, огня, чужих людей, ран и порезов и др. (А.И. Захаров и др.) [14];
— уровню волевого контроля: эмоция страха, отмечает А.И. Захаров, появляется непроизвольно, с трудом контролируется волевыми усилиями (или не контролируется вообще) [14];
— причине: эмоция страха может быть социально-биологически индуцированной (социальное воздействие на формирование страха тех или иных биологических объектов); социально-социально индуцированной (социальное воздействие на формирование социального страха); социально-техногенно индуцированной (социальное воздействие на формирование страха реального или виртуального техногенного объекта) (Л.С. Акопян) [1].
Таким образом, изучение страха первоначально шло в контексте физиологии, и понималось как пассивно / активно оборонительная реакция (З. Фрейд, И.П. Павлов, Р. Герриг, Ф. Зимбардо и др.). В дальнейшем страх стал определяться как психическое (эмоциональное) состояние, и системное комплексное явление, в котором присутствует как физиологическая, так и социальная составляющая, при этом, роль социальной составляющей возрастает с возрастом (А.И. Захаров, Е.П. Ильин, P.C. Лазарус, А.Н. Леонтьев, А.С. Спиваковская и др.).
Мы в работе будем опираться на понимание страха как психического явления, проявляющегося в аффективном (эмоционально заостренном) отражении в сознании конкретной объективной или субъективной угрозы для жизни и благополучия человека (А.И. Захаров, А.Н. Леонтьев, Л.С. Акопян).
1.2. Виды и особенности страхов детей старшего дошкольного возраста
Разработке классификаций страха и описанию его основных видов и форм посвящены работы А.И. Захарова, А. Кемпински, Н.Е. Осипова, Ю.В. Щербатых и др. [18; 21; 45]. А.И. Захаров делит страхи на две большие группы: природные и социальные. По мнению автора, природные страхи основаны на инстинкте самосохранения. В структуре страхов автор выделяет семь основных подгрупп: медицинские, причинение физического ущерба, страх смерти, страхи животных и сказочных персонажей, страхи перед сном, социально опосредованные страхи, пространственные страхи. К социальным страхам автор относит страхи, связанные с социальным взаимодействием и выделяет среди них страх одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждение со стороны сверстников и т.д. [18].
Ю.В. Щербатых, предлагает свою классификацию страхов в зависимости от предмета страха: природные, социальные и внутренние. По мнению автора, природные страхи – это страхи, которые направлены на сохранение жизни и здоровья и отражают угрозу биологического характера. Социальные страхи направлены на сохранение социального статуса и отражают угрозы собственному социальному статусу. Социальные страхи могут возникать на основе природных, однако доминирующим предметом страха здесь является именно социальные отношения. Внутренние страхи направлены на сохранение внутреннего спокойствия и благополучия, внутреннего мира человека, основанные на осмыслении мира, отражают угрозы, продуцируемые воображением [45].
Л.С. Акопян предлагает классификацию страхов, выделяя три группы по источнику происхождения: обусловленные страхи (т.е. появившиеся в результате внешнего влияния, социального, техногенного и пр.), индуцированные (прямо или косвенно внушенные) и внутренне генерированные страхи (появившиеся в результате работы воображения на основе личностных особенностей) [1].
Также Л.С. Акопян отмечает, что содержание страхов зависит от этнической принадлежности и национальных особенностей (например, Л.А. Ибахаджиевой выделены особенности страхов чеченских детей).
Страх переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами. Выявлению возрастной специфики страхов дошкольников, их причинам и содержанию посвящены работы В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, В.В. Лебединского и др. [14].
Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет.
Основными факторами развития страхов в дошкольном возрасте являются индивидуально-типологические особенности личности, личностное и эмоциональное развитие, познавательное развитие дошкольника, социальное общение дошкольника (в т.ч. детско-родительские отношения, расширение социальной активности и др.), а также стрессовые ситуации. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Индивидуально-типологические особенности личности. Основу страхов закладывают врожденные или приобретенные индивидуально-типологические особенности дошкольников. В частности, выявлено, что толерантным к страху является флегматический тип темперамента, холерический и меланхолический типы темперамента облегчают развитие страхов (А.Ф. Чернавский) [45]; восприимчивость, впечатлительность, преобладающие чувства волнения и беспокойства способствуют развитию страхов (Л.В. Орлова) [31].
Познавательное развитие дошкольника. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного развития всех познавательных процессов. Особенно следует отметить развитие воображения и мышления. Воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности. Мышление представлено наглядно-действенной, наглядно-образной и логической формой, что позволяет ребенку выстраивать временную перспективу и прогнозировать последствия действий и ситуаций. Развитие когнитивных процессов и образного мышления у дошкольников обеспечивает процесс предвосхищения развития событий и его представленность в ментальном плане дошкольника, что создает основу для возникновения воображаемых страхов. Развитие самосознания дошкольника, которое характеризуется выделением себя из мира и отделением себя от мира, появление временного будущего и осознание конечности времени, опыт боли и травм также являются источниками возникновения страхов.
Социальное общение дошкольника. Социальное взаимодействие дошкольника представлено взаимодействием с родителями, сверстниками и некоторыми чужими взрослыми (воспитатели, врачи, родители других детей, чужие люди). При этом, содержание социальных отношений не всегда наполнено положительными событиями и эмоциями. В них присутствует опыт боли, агрессии как моральной так и физической (в форме наказаний, драк и пр.). Постепенно, с накоплением опыта и прогнозированием опасности тех или иных форм межличностных отношений, определенные стороны социального взаимодействия могут приобретать окраску страшных. В результате те ситуации, которые до настоящего времени воспринимались и оценивались дошкольником как возможно положительные или нейтральные, начинают оцениваться как пугающие. В этом случае говорят о появлении травмирующего опыта, травматизации ребенка (А.И. Захаров) [16].
Одной из ведущих социальных причин возникновения детских страхов является нарушение детско-родительских отношений, неправильное воспитание и неэффективное отношение ребенка с родителями, особенно с матерью (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.) [14; 32]. Основными причинами возникновения тревожного поведения являются: неэффективное родительское отношение, проявляющееся в отсутствии эмоционального контакта с детьми или чрезмерной его интенсивности; в отсутствии безусловного принятия, подавлении активности, инициативности и ответственности ребенка, в недоверии ему; неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям ребенка; или непоследовательность родителей при воспитании ребенка; предъявление ребенку противоречивых требований; стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей; авторитарный стиль воспитания в семье; гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам и др.
Также, родитель может «обучать» ребенка страхам. Чрезмерно тревожная мать, которая сама многого боится, демонстрирует свое поведение ребенку как вербально так и невербально. Так как родитель (мать) является для ребенка объектом подражания, он копирует «боящееся», тревожное поведение и усваивает его. В этом случае говорят о психологическом заражении страхом, о непроизвольном обучении ребенка со стороны родителей соответствующему типу эмоциональных реакций (страхам).
Характер взаимодействия между воспитателем и детьми в группе детского сада может также спровоцировать появление у ребенка страхов. Так, если воспитатель не учитывает индивидуальные особенности кого-то из детей, чрезмерно строг к нему или недостаточно внимателен, у ребенка может возникнуть страх перед посещением детского сада.
Изучение динамики развития страхов, исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер (врача, собаки и пр.). Примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходит страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества.
Существенное увеличение числа страхов у нормально развивающихся детей происходит в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет, А.И. Захаров) Это обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием дошкольника, а также расширением его социального опыта. Возрастной нормой по данным А.В. Захарова является от 6 до 8 страхов, при этом выделяются гендерные различия, количество страхов у девочек превышает количество страхов у мальчиков. Также, присутствуют возрастные закономерности содержания страхов. В 6 лет в связи с появлением временной перспективы появляются страхи, связанные со временем – страх будущего, страх смерти собственной и родителей. Страх смерти у старших дошкольников по данным А.В. Захарова максимально выражен, и зарождаясь в 6 лет, к 7 годам достигает своего максимума (особенно у мальчиков).
Также, типичными страхами для старших дошкольников по данным А.И. Захарова являются страх животных, страх сказочных персонажей и потустороннего мира, страх глубины, страшных снов, страх огня, пожара, нападения, войны, страхи заболеть, наказания. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни и связаны с возможной гибелью (смертью).
В 7 лет, ближе к моменту поступления в школу, в связи с возросшей значимостью социального мнения, появляются страхи, связанные с социальным взаимодействием: опоздать, сделать не так как положено, выглядеть в глазах другого глупым, смешным и пр. [16].
Современные исследования подтверждают выводы А.В. Захарова, сделанные 50 лет назад. Например, Ю.А. Кочетова в своем исследовании раскрывает содержание страхов современных дошкольников. По ее данным у детей 5-6 лет наиболее часто встречаются «магические страхи» (страх сказочных персонажей и др.), «школьные страхи» (наказания, опоздания, страх не соответствовать требованиям родителей, воспитателей) и «социальные страхи» (нападения, войны и др.). Для детей 6-7 лет характерны «школьные страхи» и «социальные страхи». Относительно «новым» является страх одиночества у дошкольников, что вероятно обусловлено глобализацией и отчуждением людей друг от друга. Также, исследователь подтверждает и гендерные различия: по данным Ю.А. Кочетовой у девочек 5-6 лет чаще, чем у мальчиков этого возраста встречаются «школьные страхи» и «социальные страхи». Вероятно, этос вязано с более ранним социальным и личностным взрослением девочек. У мальчиков 6-7 лет чаще, чем у девочек этого возраста встречаются «социальные страхи» [27; 28].
Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх для дошкольника выполняет охранительную функцию, оберегая его от опасностей, позволяя сохранить жизнь и здоровье. Однако, Л.С. Выготский обращает внимание на то, что страх может закрепиться как реакция и стать устойчивым. Тогда ребенок пребывает в состояния длительного страха, интенсивность которого со временем не уменьшается. Наоборот, интенсивность страха может увеличиваться, а содержание страха может расширяться на смежные с ним предметы. В результате возникает патологическое состояние страха, которые не мобилизует, а демобилизует. Страх закрепляется в личностное качество, становится устойчивой личностной чертой и начинает влиять на все сферы жизнедеятельности ребенка. При этом, создается основа для дальнейшего расширения сфер страхов, развития невроза. В этом случае необходима своевременная коррекция страха с целью предупрежедения подобного развития ситуации [11].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте осуществляется интенсивное развитие ребенка, его познавательной, эмоциональной, социальной, личностной сфер. Это развитие способствует осознанию себя, мира и своего места в мире, но одновременно с этим является фактором увеличения количества страхов. Помимо интенсивного развития, факторами появления страхов являются индивидуально-типологические особенности, социальное взаимодействие, те или иные травмирующие ситуации. Подавляющее большинство страхов в старшем дошкольном возрасте в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями, имеют временный характер и обусловлены закономерностями развития детской психики. Однако, в определенных условиях, в силу тех или иных причин, их количество увеличивается, интенсивность существенно растет, в этом случае говорят о невротичном развитии ребенка.
1.3. Сказкотерапия как метод коррекции страхов детей дошкольного возраста
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века. Данный метод был предложен М. Эриксоном для работы с эмоциональными расстройствами. Он в своей практике отметил высокую эффективность сказки для психотерапевтической коррекции. В отечественной психологии сказкотерапия стала применяться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С.К. Нартовой-Бочавер, Д.Ю. Соколовым и др. [10; 16; 36]. В отечественной психологии метод сказкотерапии определяют как вариант терапии искусством (И.В. Вачков, Л.Д. Лебедева) [9; 10; 11; 24]. При этом, исследователи уточняют, что сказкотерапия является активным, экспрессивным методом, т.е. позволяет активно влиять и менять отношения, представления, установки, мнения и ценности человека. И.В. Вачков определяет сказкотерапию как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и выстраивать особые уровни взаимодействия друг с другом.
В исследованиях А.В. Запорожца, который изучал восприятие дошкольниками сказки, описан механизм влияния сказки на ребенка. Слушая и воспринимая сказку, дошкольник уже способен воображать героев и выделять среди них положительных и отрицательных. При этом, дошкольник в силу возраста стремится идентифицировать себя с положительным героем, принимая ценности, поведение, образ мыслей и другие параметры героев. Отрицательный герой отвергается ребенком, при этом отвергается его поведение, мысли, эмоции, качества и пр. Можно сделать вывод, говорит Г.А. Урунтаева, что при слушании литературного произведения (сказки) дошкольник занимает позицию «внутри сказки» и стремится подражать во всем любимым героям. Так включается и реализуется механизм идентификации. Деятельность ребенка осуществляется во внутреннем, воображаемом плане, при этом ребенок приобретает значимый для него личный опыт за счет чего идет обогащение опыта. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в совокупности со всеми характеристиками, отдельные стороны не выделяются ребенком. А принятие героя и идентификация с ним происходит на основе эмоционального предпочтения. В результате, даже если сам ребенок ведет себя иначе, обращает внимание Г.А. Урунтаева, он все равно склонен отождествлять себя с положительным героем. А ввиду того, что герой воспринимается в целостности характеристик, дошкольник неосознанно начинает копировать выделенные характеристики героя, тем самым становясь таким [38].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок, которые могут быть использованы в сказкотерапии:
— художественные — народные или авторские сказки (русские народные сказки, сказки Л.Н. Толстого, Г.Х. Андерсена), мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты; сказки могут быть написаны с определенной целью под конкрентного человека / проблему сказкотерапевтом, или написанные самим клиентом.
— психотерапевтические — сказки, имеющие своей целью решение конкретной личностной проблемы, эти сказки создают основу для личностного роста; эти сказки не всегда имеют завершение, предполагая самостоятельное завершение сказки клиентом;
— психокоррекционные — сказки, направленные на решение определенных проблем с учетом возраста, оказывающие влияние на поведение ребенка;
— дидактические — педагогические сказки, сопровождающие обучение ребенка;
— медитативные сказки направлены на снятие психоэмоционального напряжения, главной особенностью таких сказок является отсутствие в них конфликтов и злых персонажей [16].
Независимо от того, какой вид сказки применяется, основные задачи, которые позволяет решить сказка (по И.В. Вачкову):
— «задача зеркала»: сказка может стать призмой, изменяющей восприятие ситуации, или целого мира. С помощью сказочной символа-метафоры то или иное явление можно рассмотреть в измененной форме и размере, посмотреть с другой стороны на что-либо, выделить новое иное содержание ситуации. Поэтому, можно сказать, что сказка несет в себе то, что скрыто, что может раскрыться впоследствии. Сказка может помочь ребенку увидеть самого себя, встретиться с собой, а значит, осознать свои эмоции (в т.ч. страхи) и гармонизировать свое личностное пространство;
2) «задача кристалла»: сказка является носителем множества смыслов, в т.ч. и тех смысловых содержаний, которые сознательно и / или бессознательно вложил в нее психолог (ее создатель или просто рассказчик), рассчитывая на благотворное психологическое воздействие. И эти «авторские» смыслы находятся среди множества других смыслов конкретного образа и «вычерпываются» слушателем вместе с прочими. То есть, сказка позволяет по-новому увидеть других людей и мир вокруг себя, а следовательно, построить новые более конструктивные отношения с конкретным социальным окружением и миром в целом [10].
И.В. Вачков отмечает, что, решая «задачу зеркала» и «задачу кристалла», т.е. развивая самосознание человека и раскрывая его потенциалы в отношениях с окружающим, сказка формирует способность индивида стать творцом собственного внутреннего мира и мира внешнего, повышая уровень субъектности.
Помимо этого, И.В. Вачков выделяет дополнительные уникальные возможности сказки. Опишем их подробнее.
Механизм влияния сказки основан на работе бессознательных процессов. Любая сказка содержит образ-символ, в ней присутствуют архетипичные герои (К.Г. Юнг). В результате этого, сказка обрабатывается на двух уровнях. На логическом уровне воспринимается сюжет сказки, логическая последовательность действий героев. При этом, На подсознательной уровне воспринимается образ-символ, метафора, которую несет в себе эта сказка. Этот образ-символ несет какой-то смысл, не всегда прямой и очевидный. В связи с тем, что восприятие сказки эмоционально, то ребенок воспринимает не только и не столько логический уровень сказки, сколько образный, внутренний. В некоторых случаях ввиду возраста ребенка логическое содержание ему не до конца доступно. Однако, образ, метафора, которую несет в себе сказка, усваивается ребенком и становится частью его внутреннего мира. А став частью внутреннего мира, этот символ начинает направлять и корректировать поведение ребенка, являясь потенциалом изменений ценностей, взглядов и позиций, отмечает И.В. Вачков, [10]. Таким образом, одним из главных свойств сказки является метафоричность. Метафора содержит глубинное ядро сказки. Метафора является основным средством психологического воздействия в сказке. От точности и глубины метафоры зависит эффективность сказкотерапии.
Содержанием сказок являются типичные жизненные ситуации, социальные проблемы, стили поведения в тех или иных ситуациях. Такое содержание позволяет не просто понять сказку, но пережить ее внутренне. В этом переживании ребенок осознает, понимает собственные мысли, эмоции, и сформировать к ним отношение. В рождении отношения к метафоре сказки, она способна порождать творческую активность, позволяющая найти выход из ситуации, решить проблему сначала на метафорическом уровне, а потом и на реальном.
Анализируя возможности применения сказки в старшем дошкольном возрасте, отметим, что при работе с дошкольниками необходимо не просто с ними взаимодействовать, но и при взаимодействии находиться на уровне дошкольника. То есть, речь должна соответствовать уровню понимания дошкольника, словарному запасу ребенка. В обычной беседе это не так просто выполнить. Применение сказки позволяет выстроить общение ср ребенком на доступном ребенку языке. Язык сказки позволяет выстроить единое семантическое поле между взрослым и ребенком, с применением слов-образов, доступных не только взрослому, но и ребенку. В этом случае преодолеваются возрастные и культурные границы непонимания.
Также, сказка позволяет преодолеть индивидуальные семантические границы. Каждое слово для каждого конкретного человека имеет свое уникальное значение. И взрослый может оказать корректирующее воздействие на ребенка при условии, что разговаривает с ребенком в его уникальной смысловой системе. Только в случае тонкой настройки и установления контакта хотя бы в важнейших смыслах между взрослым и ребенком возникает взаимодействие и осуществляется влияние. Именно поэтому, прямые словесные воздействия на другого (в т.ч. и ребенка) часто малоэффективны: психолог совсем не «попадает» в семантические элементы пространства ребенка или «попадает» не в те, отмечает И.В. Вачков [12].
В результате таких особенностей сказки, между взрослым и ребенком возникает понимание, формируется общее семантическое воздействие, что и позволяет реализовывать влияние и осуществлять коррекцию.
Таким образом, применение сказки для коррекции страхов дошкольников обусловлено ее доступностью для восприятия ребенка, эмоциональной привлекательностью, возможностью идентификации с главным героем и присвоением его опыта преодоления страха. Для того, чтобы сказка оказала требуемое воздействие, она должны основываться на ситуациях, близких к опыту ребенка, понятных ему; главный герой должен обладать повышенной эмоциональной привлекательностью для включения идентификации с ним; сказка должна давать опыт переживания страха и опыт его преодоления, который приносит победу (дополнительные вознаграждения) главному герою.
Выводы по главе 1
В первой главе работы был проведен анализ теоретической литературы по проблеме, в результате чего было сформулировано определение страха как психического явления, проявляющегося в аффективном (эмоционально заостренном) отражении в сознании конкретной объективной или субъективной угрозы для жизни и благополучия человека (А.И. Захаров, А.Н. Леонтьев, Л.С. Акопян).
Были выделены возрастные особенности страхов детей дошкольного возраста. Было установлено, что в связи с интенсивным психо-эмоциональным, личностным, когнитивным развитием, расширением социального взаимодействия и накоплением социального опыта, увеличение количества страхов у дошкольника является возрастной нормой. При этом, в дошкольном возрасте существует опасность закрепления страхов и развития невротичности личности. В связи с этим, следует выявлять детей с большим количеством страхов с целью коррекции страхов.
Одним из оптимальных методов коррекции страхов дошкольников является сказкотерапия. Эффективность данного метода в коррекции страхов обусловлена доступностью и понятностью сказки для детей дошкольного возраста; эмоциональной привлекательностью данной формы работы; возможностью через идентификацию с героем сказки получить опыт преодоления страха.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Обоснование процедуры и методов исследования
В опытно-экспериментальном исследовании мы изучали страхи дошкольников и возможность применения метода сказкотерапии для их коррекции. В исследовании приняли участие 34 старших дошкольника в возрасте 6-7 лет (средний возраст 6,4 года). Из них 17 девочек и 17 мальчиков.
На первом этапе исследования изучались содержательные и количественные характеристики страхов старших дошкольников. Для изучения страхов старших дошкольников были подобраны два теста: тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), позволяющий диагностировать уровень страхов у детей; проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх», позволяющий дать качественный анализ детских страхов.
На втором этапе проводился формирующий эксперимент. Для этого был проведен констатирующий эксперимент с целью первичного выявления актуальных страхов дошкольников, при этом выделялись и описывались содержательные особенности страхов дошкольников, выделялись ведущие (типичные) страхи, выявлялись дошкольники с повышенным количеством страхов.
После этого, дошкольники случайным образом были распределены на две однородные группы, одна из которых была обозначена контрольной, другая – экспериментальной.
В экспериментальной группе мы проводили занятия по сказкотерапии, с целью коррекции страхов. В контрольной группе таких занятий не проводилось. После завершения программы проводилась итоговая диагностика в экспериментальной и контрольной группах, а также анализ данных и их интерпретация была проведена повторная диагностика и выявлялись сдвиги.
На третьем этапе формулировались основные выводы исследования, разрабатывались рекомендации воспитателям и родителям с целью снижения интенсивности страхов дошкольников с применением сказкотерапии.
Для изучения страхов дошкольников применялись психодиагностические методы – методы выявления и измерения индивидуальных особенностей на основе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность.
Условия проведения диагностики с детьми дошкольного возраста (А.М. Прихожан). Диагностика дошкольников проводится в индивидуальном порядке. Диагностике должно предшествовать обязательное установление эмоционального контакта с ребенком. Ребенок должен находиться в хорошем физическом и психологическом состоянии. Сам процесс диагностики должен осуществляться в естественной ситуации для ребенка и сопровождаться положительными эмоциями. Проведение диагностики не должно нанести вреда дошкольнику.
Стандартизированное тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование удобно стандартной процедурой проведения и нормами обработки, что снижает влияние личности экспериментатора на результаты тестирования.
Тест «Страхи в домиках».
Авторы методики: А.И. Захаров, модификация М.А. Панфиловой.
Цель: выявление количества и содержания страхов старших дошкольников у детей старше 3-х лет.
Описание методики и хода исследования. Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься…». Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» – «не боюсь». При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список.
Анализ и интерпретация результатов. Психолог подсчитывает количество страхов, определенных ребенком в черный домик и в соответствии с возрастом и полом сравнивает с нормами, выделенными А.И. Захаровым (количественный анализ). Возрастные нормы количества страхов у дошкольников согласно средним нормам А. И. Захарова. Среднее число страхов в дошкольном возрасте: у девочек 5-7 лет (дошкольников) — 11-12; у мальчиков 5-7 лет (дошкольников) – 8-9. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка – это показатель преневротического состояния.
После этого психолог осуществляет качественный анализ страхов – анализирует содержание страхов. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов: медицинские страхи; страхи, связанные с причинением физического ущерба; боязнь животных; страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов; социально-опосредованные страхи; пространственные страхи.
Проективное тестирование – это метод диагностики личности, в котором отсутствует стандратизированный материал. Вместо этого, испытуемому необходимо каким либо образом отреагировать, оценить, описать ту или иную ситуацию. Предполагается, что руководствуясь законом проекции, человек продуцирует ту реакцию, которая значима именно для него. Особенностью данного метода является неопределенность стимульного материала, неоднозначность инструкции. Данные особенности создают условия для активизации испытуемого, как сознательного, так и бессознательного его уровня. И испытуемый, опираясь на свои приоритеты и ценности, реализует собственную интерпретацию. Через механизм проекции на эти процессы оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого, ценности, страхи, предпочтения, установки и пр. Именно поэтому, как считает Д.А. Леонтьев, по описанию, данному человеком в ситуации проективного теста, можно судить о его внутренних особенностях. Минусом данного метода тестирования является высокая субъективность и зависимость интерпретации от личности исследователя.
Рисунок на тему сказки «Дурной сон» (сказки Л. Дюсс).
Автор методики. Луиза Дюсс.
Цель: выявление актуальных страхов.
Описание методики и хода исследования. «Сказки Дюсс (Десперт)» – проективная методика исследования. Она была предложена детским психологом Л. Дюссом в 1940 году и переведена на английский язык Десперт. Одна из сказок называется «Дурной сон». Процедура обследования. Ребенку дается инструкция, показывается картинка (прил. 1). Далее его просят нарисовать ответ-рисунок.
Обработка и регистрируемые показатели. Анализируется рисунок, который нарисовал ребенок.
Для обработки данных мы применяли математические методы. Математические методы в психологии используются для обработки данных исследований и установления закономерностей между изучаемыми явлениями. Обработка данных может осуществляться вручную, а может с применением программного обеспечения. Итоговый результат может выглядеть как таблица; методы математической статистики в психологии позволяют и графически отображать полученные данные. Для разных типов данных (количественных, качественных и порядковых) применяются разные инструменты оценки. Математические методы в психологии включают в себя как позволяющие установить числовые зависимости, так и методы статистической обработки.
В качестве методов обработки данных для оценки эффективности проведенной программы мы применяли G-критерий знаков. Данный критерий предназначен для анализа направленности сдвига в выборке при первом и втором измерении. Критерий основан на выделении факта – улучшилось, ухудшилось, не изменилось. Однако, данный критерий не способен выявить интенсивность изменения. Ограничения критерия: количество человек в обоих замерах должно варьироваться от 5 до 300.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф