Скоро защита?
Меню Услуги

Использование метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


2.2. Описание и анализ полученных данных в констатирующем эксперименте

 

Анализ результатов опросника «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова) показал, что среднее количество страхов, приходящихся на одного старшего дошкольника равно 10,7 среди мальчиков и 10,4 среди девочек (прил. 2). Согласно нормативам методики, для девочек указанное количество страхов является нормальным и соответствующим возрасту (согласно данным А.И. Захарова у девочек возрастным нормативом является 11-12 страхов). Для мальчиков – количество страхов превышает средние показатели (возрастной норматив равен 9, рис. 1).

Рисунок 2.1. Среднее количество страхов обследованных старших дошкольников в сравнении с возрастными нормами

 

В исследовании Е.А. Коненко, Н.Н. Михайловой получены подобные результаты, которые автор объясняет повышенной восприимчивостью мальчиков к страху и большей самостоятельностью и независимостью девочек (как личностно более развитых) [25].

Распределение старших дошкольников по группам позволило выделить детей с разным количество страхов. Выделились дети с низким количеством страхов (относительно нормы) (24%), дети, у которых количество страхов, соответствует возрастным нормативам (47%) и дети, у которых повышено количество страхов относительно возрастной нормы (29%) (рис. 2). При этом, маленьким считалось количество страхов равное 8 и менее, у мальчиков – 7 и менее. Большим количеством страхов считалось свыше 14 – у мальчиков и 16 – у девочек (по данным А.И. Захарова, такое количество страхов указывает на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения).

Рисунок 2.2. Группы детей с разным количество страхов

То есть, в группе обследованных старших дошкольников присутствуют и спокойные дети, которые редко находятся в состоянии страха. И есть те дети, которые достаточно часто находятся в состоянии страха, у которых можно предположить опасность невротического развития личности.

Также был проведен качественный анализ ответов детей для выявления предметного содержания страхов. Выяснилось, что старшие дошкольники больше всего боятся (по степени выраженности):

— магических персонажей (76,5%);

— пожара (огня) (64,7%);

— нападения (55,9%);

— опоздания и наказания (55,9%);

— высоты-глубины (50%);

— своей смерти/смерти родителей (50%).

Также, у них выражены страхи:

— животных (44,1%);

— заболеть (44,1%);

— врача (38,2%);

-наказания (32,4%).

Меньше чем у 30% старших дошкольников встречаются страхи: когда остаешься один; заболеть, заразиться; мамы или папы; перед тем как заснуть; страшных снов (каких именно);. темноты; машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); в тесной маленькой комнате, помещении; воды; огня; пожара; войны; больших улиц, площадей;. врачей (кроме зубных); крови (когда идет кровь); уколов; боли (когда больно); неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников).

Следует отметить, что в исследованиях страхов детей данного возраста А.И. Захаров выделяет типичную триаду страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства [14]. На основании данных, полученных в нашем исследовании, можно констатировать, что у современных старших дошкольников сохраняются типичные для данного возраста страхи сказочных персонажей и страхи животных. Страх темноты и страх замкнутых пространств встречается у небольшого числа детей. Вместе с этим, появляются новые страхи, не типичные для данного возраста и не выделяемые А.И. Захаровым как ведущие. К ним относятся страх пожара, высоты/глубины и страх своей смерти и смерти родителей, что может быть связано с трагическими событиями, происходящими в стране и активно освещаемыми в СМИ. И также, «социальный страх» — нападения. В исследованиях же Ю.А. Кочетовой [27; 28], Е.А. Коненко, Н.Н. Михайловой [25] получены схожие данные с нашими результатами, они в своем исследовании выделили страхи сказочных персонажей, нападения, смерти родителей, социально-опосредованные страхи как ведущие. Это может указывать на то, что изменения культуры, общества которые постоянно происходят и в которых живут дошкольники, находят отражения в их страхах. Для дошкольников характерны страхи, отражающие современную социокультурную ситуацию.

Изучение рисунков согласно проведенной методики «Дурной сон» (сказки Л. Дюсс) подтвердило страх магических персонажей – дошкольники часто рисовали различных страшных персонажей современных мультфильмов (50%). Хочется отметить, что в рисунках не встречаются такие персонажи, как баба-яга, кощей бессмертный и другие, характерные для нашей культуры лет 20-30 назад. Место этих персонажей заняли персонажи современной культуры – персонажи мультфильмов (робокопы, монстры, дарт-вейдер и пр.).

Также, у дошкольников на рисунках присутствуют животные – дети рисовали волка, медведя, собаку с большими зубами, большую крысу нападающих на них (23,5%).

Были страхи, связанные с больницей, уколами, один ребенок нарисовал капельницу (17,6%).

Также встретились рисунки, на которых страх не был опредмечен. Дети рисовали страх в символах, линиях, штриховке (прил. 3). Здесь можно говорить о выраженной тревожности и невротичности (А.И. Захаров, Л.В. Орлова) [14; 31].

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста количество страхов различно: выделяются дети с низким (24%), средним (47%) и высоким (29%) уровнем страхов. При этом, количество страхов мальчиков превосходит возрастную норму, а количество страхов девочек соответствует возрастной норме. По содержанию представлены все страхи, среди которых наиболее часто встречаются страхи магических персонажей; пожара (огня); нападения; высоты-глубины; своей смерти/смерти родителей. В целом, можно сказать о том, что количество и содержание страхов большинства обследованных старших дошкольников соответствует возрастным нормативам.

 

2.3. Опыт проведения программы с применением сказкотерапии и анализ ее эффективности

 

С целью проверки гипотезы о том, что сказка, содержанием которой являются типичные страхи дошкольников и опыт их преодоления, позволяет корректировать страхи дошкольников, мы разработали программу работы с дошкольниками в русле направления сказкотерапии. Эту программу мы проводили в экспериментальной группе.

Для того, чтобы сформировать экспериментальную группу, мы всех дошкольников разделили на две равные по количеству группы: дети распределялись случайный образом (по списку, который был составлен в таблице с первичными данными), но при распределении на группы было соблюдено максимально возможное половое равенство. Метод случайного распределения мы применяли для того, чтобы экспериментальная и контрольная группа не различались по содержательным характеристикам отношения к другому, были однородными.

В итоге, в контрольную группу вошло 17 человек; в экспериментальную группу также вошло 17 человек. Экспериментальная группа была разделена на две подгруппы, одна включала восемь человек, другая – девять.

Цель программы: снижение количества и интенсивности страхов дошкольников.

Круг задач, которые необходимо решать в процессе коррекционно-развивающих занятии:

— смягчение эмоционального дискомфорта у детей, связанного со страхами;

— повышение их активности и самостоятельности в направлении преодоления страха;

— получение опыта преодоления страха;

— устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

— формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Сказки подбирались в соответствии с целями и задачами программы, при необходимости модифицировались.

При подборе сказок мы опирались на разработки И.В. Вачкова, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой О.В. Хухлаевой [10; 42]. А также, использовали сказки из произведения Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» [37].

Основной метод: сказка.

Дополнительный метод: беседа, арт-терапия, ролевые игры (проигрывание сюжетов сказок).

Также для коррекции страхов мы применяли следующие приемы работы на занятии:

1) «анатомирование» страха. Данный прием основан на анализе предмета страха – выделение в нем отдельных единиц, которые могут напугать. Например, если ребенок боится темной комнаты, его пугают тени и образы, можно показать ребенку процесс образования и изменения тени, пофантазировать, на что похожа тень, объяснить что тень исчезает при включении света.

2) Манипулирование предметом страха – ребенку должно быть показано, как он может изменять предмет страха. Например, в предыдущем примере, ребенку можно дать фонарик/лампу и показать, что включая его, ребенок «уничтожает» тень, которая вызывает у него страх. Таким образом, формируется ощущение превосходства ребенка над страхом, понимание возможности контролировать страх.

3) Рисование страха. Этот метод направлен на осознание и объективизацию страха. Страх может быть таким образом осознан, визуализирован и отделен от ребенка. И в дальнейшем можно применить прием манипулирования к этому страху – закрасить страх, смять, разорвать и пр. формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха;

4) привыкание к страху (десенсибилизация). Десенсибилизации способствуют такие методические приемы, как манипулирование с фонариком в темноте, куклой «пугающего» сказочного героя, а также обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры «Подружись с Бабой-Ягой» и т.д.

Количество занятий: 10.

Периодичность занятий: один раз в неделю.

Длительность одного занятия: 30 минут (общая длительность программы – 5 часов).

Условия проведения занятий:

Все занятия имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Количество упражнений и заданий варьировалось в зависимости от эмоционального и соматического самочувствия детей. Во время занятий дети располагались в свободной форме.

С целью динамического наблюдения систематически после каждого занятия заполняется «Дневник эмоций». На каждом занятии присутствует принцип обратной связи, который предполагал общение ребенка со взрослым.

Параллельно с занятиями, мы планировали форму участия родителей и воспитателей в коррекционном процессе. При необходимости возможно дублирование занятий, внесение игр на основе сказок в деятельность воспитателя.

Ход занятия. Детям рассказывалась сказка (например, «Пятая овечка» Гарриет Грундмана, Мышонок и темнота О.В. Хухлаевой). Каждая сказка обязательно анализировалась:

— с точки зрения страхов (когда проговаривались аналогичные страхи каждого ребенка);

— анализа персонажей (хороший-плохой персонаж, что чувствовал персонаж; надо ли ему было помогать? что было бы, если бы персонажу не помогли? хотели ли бы вы помочь ему; как бы вы могли помочь? Что бы вы делали, если бы оказались в такой же ситуации? Что бы вам могло помочь преодолеть страх? И пр.);

— возможности преодоления страха персонажем;

— другие варианты преодоления страшной ситуации.

В процессе обсуждения сказки, дети подводились к выводу – выводом служило положение о том, что любой страх так или иначе можно преодолеть.

Для того, чтобы сказка могла оказать необходимый эффект, ее сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности (табл. 2.1, И.Е. Куленцова) [29]:

Таблица 2.1. Структура сказки для оказания эффекта на эмоционально-личностное развитие дошкольника

После прослушивания и обсуждения сказки, на тему сказки либо проводилось рисование (с целью закрепления и более полного переживания страха и опыта его преодоления, например, сказка «мышонок и темнота»), либо ставилась игровая постановка с распределением ролей (например, сказка «пятая овечка», Гарриет Грундман).

Структура каждого занятии представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Структура занятия

Таким образом, с детьми экспериментальной группы мы проводили занятия, основным содержанием которых было – прослушивание, анализ и обсуждение сказок, содержанием которых являлся страх и опыт преодоления страха главным героем. Также, мы рисовали тематические рисунки.

Занятия дошкольники посещали с удовольствием. Активно обсуждали сказки. Сообщали, как они рассказывали эти сказки дома, как обсуждали с родителями их. Ни один ребенок в процессе занятий не отказался от обсуждения сказки и дальнейшей работы с ними. Было видно, что детям нравится. На последних занятиях дети часто вспоминали сказки самых первых занятий.

С детьми контрольной группы мы ничего не проводили. После завершения занятий была осуществлена повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группах.

Сравнение данных первичной и вторичной диагностики показало, что в контрольной группе и экспериментальной группе до проведения занятий среднее количество страхов не различалось (рис. 2.3, прил. 4).

В контрольной группе среднее количество страхов согласно результатам первичной диагностики было равно 10,5, в экспериментальной – 10,6.

Повторная диагностика показывает различия в среднем количестве страхов контрольной и экспериментальной группах. Так, если в контрольной группе среднее количество страхов снизилось на 0,2, до 10,3, то в экспериментальной группе – до 8. Анализ результатов каждого ребенка в контрольной группе показал, что в группе есть дети, у которых снизилось количество страхов по сравнению с первой диагностикой (8 человек, 47%), осталось неизменным (17,6%). Также, в контрольной группе были дети, у которых увеличилось количество страхов (35,4%). Применение статистических расчетов с применением G-критерия позволило установить типичный сдвиг в сторону снижения страхов, но не подтвердило значимость этого сдвига (прил. 4).

Рисунок 2.3. Динамика количества страхов в экспериментальной (Эг) и контрольной (Кг) группах после занятий

В экспериментальной группе у каждого ребенка количество страхов снизилось. Конечно, у всех детей эти изменения разной интенсивности – у кого-то стало на один страх меньше, у кого-то на два или три. Но изменения произошли у каждого ребенка. Применение статистических расчетов с применением G-критерия позволило установить типичный сдвиг в сторону снижения страхов и подтвердить значимость этого сдвига на уровне значимости р≤0,01 (прил. 4).

Рисование страхов как в контрольной, так и в экспериментальной группах показало различия не в содержании страхов, а в отношении к ним. Задание подразумевает рисование чего-то пугающего, страшного. Дети в обеих группах рисовали согласно инструкции. Однако, в экспериментальной группе рисование страшных рисунков дети сопровождали обсуждениями-комментариями, предполагающими активную позицию в преодолении страха. так, например, один ребенок, из экспериментальной группы рисуя собаку с клыками, сказал – «в следующий раз во сне я тебе мясо дам и ты добрым станешь». Это указывает на то, что страшная ситуация уже не оказывает такого негативного парализующего воздействия на этого ребенка. Несмотря на то, что страх животного у него видимо присутствует, он находит в себе силы преодолеть этот страх. Здесь мы можем наблюдать, как упражнения из занятий ребенок переносит в реальную жизнь (пока на рисунке). В контрольной группе дошкольники рисовали рисунки, не сопровождая их такими комментариями.

Таким образом, разработанная и проведанная нами программа коррекционных занятий с применением сказкотерапии доказала свою эффективность. У дошкольников экспериментальной группы снизилось количество страхов (р≤0,01) и изменилось отношение к пугающей ситуации (появилось стремление ее преодолеть). В контрольной группе таких изменений зафиксировано не было. Таким образом, считаем гипотезу работы доказанной.

 

2.4. Рекомендации по коррекции страхов старших дошкольников путем применения сказкотерапии

 

Сделанные нами выводы о возможных тенденциях личностного развития у дошкольников носят предварительный характер, нуждаются в дальнейшем изучении и уточнении. Однако полученные результаты могут явиться основой для учета особенностей доминирующих страхов у детей с целью организации коррекционно-воспитательной и профилактической работы с дошкольниками.

Л.В. Орлова, А.И. Захаров отмечают, что при подавлении страхов, они опускаются на глубинный, бессознательный уровень и составляют основу развития тревожности и невротичности. Вместе с этим, у дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться тревожность как черта личности, закладываются основы невротического развития личности. Поэтому, игнорирование страхов в эмоционально-личностное сфере дошкольников может негативно сказаться на его дальнейшем личностном и социальном развитии, привести к развитию неврозов и психосоматическим нарушениям как реакциям на постоянное состояние страха [14; 31].

Мы в качестве рекомендаций предлагаем работу с родителями и воспитателями. Работа с родителями и воспитателями позволит закрепить достигнутые результаты в работе с дошкольниками.

Работа с родителями.

— участие родителей в детско-родительских терапевтических группах (Т.А. Арефьева, Д.Н. Бежаева; А.И. Захаров; А.С. Спиваковская и другие);

— консультирование родителей и обучение их поведению в ситуации страха ребенка (Ю.Б. Гиппенрейтер; А.С. Зубкова, С.Г. Зубанова и другие);

Работа с воспитателями:

— обучение воспитателей навыкам эффективного общения с дошкольниками (М.В. Киселёва, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, К. Роджерс) [4; 5; 15; 22];

— обучение воспитателей элементарным приемам, снижающим интенсивность страхов дошкольников.

Мы предлагаем алгоритм действий, который необходимо реализовывать родителю в каждой ситуации страха с ребенком-дошкольником.

Внимание к эмоциям и страхам ребенка, проявление эмпатии, принятие и признание страха ребенка.

При появлении страха ребенка необходимо отнестись к жалобам серьезно, не считая их капризами и причудами ребенка. Недопустимо наказывать детей за страх и стыдить их, это еще больше усиливает напряжение ребенка и повышает тревожность, т.к. он остается один на один со своим страхом, без важного и надежного взрослого. Необходимо дать понять ребенку, что вы относитесь серьезно к его страху, и признать значимость страха в данной ситуации, объяснить, что и взрослый в данной ситуации тоже мог испугаться. Обязательно необходимо дать ребенку проговорить эмоции, которые он испытывает в данной ситуации. Также, в разговоре с ребенком необходимо уточнить причину и предмет страха – чего именно и почему боится ребенок.

При этом, между вами и ребенком устанавливается определенное единство, на основе которого и возможна коррекция страха.

Снижение количества психотравмирующих ситуаций.

При наличии актуального страха недопустимо создавать ситуации, провоцирующие появление данного страха, т.е. если ребенок боится темноты и спать один, нельзя оставлять его в комнате одного в полной темноте «чтобы привык», если боится животных – недопустимо оставлять в непосредственной близости с собакой. Подобные действия в большинстве случаев усилят и закрепят страх, возможно появление психосоматических нарушений, неврологичных нарушений (энурезов, заиканий и пр.).

Оказание моральной поддержки в ситуации страха.

Необходимо донести до ребенка то, что он в полной безопасности с вами, в своем доме, в вашей машине и другом постоянном месте его пребывания. При этом, можно указывать на ваши действия и ресурсы места. Например, я постоянно проверяю, что с тобой, я слежу за тобой. Или: ты может всегда закрыть дверь и окно, засовы не позволят никому войти сюда.

Обучение ребенка действиям в страшных для него ситуациях.

В общении с ребенком стоит не избегать страшных ситуаций, а обучать ребенка в них себя правильно вести. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха. Лучшим направлением работы будет обучение его конкретным действиям и правилам поведения в страшной для него ситуации. Например – перекрой газ, выйди из квартиры и постучись к знакомым соседям, набери телефон мамы и расскажи что случилось.

Переключение внимания ребенка.

Не допускайте зацикливания ребенка на страхе. Поговорив о страхе, обсудив эмоции и варианты решения страшной ситуации, переключите внимание ребенка на что-то другое, на игру, на предстоящий ужин, мультик, встречу с братьями и сестрами и пр.

Психотерапевтическая проработка страха в домашних условиях в подходящей ситуации (ситуации игры, беседы перед сном и пр.).

А) Сказка. Можно совместно ср ребенком сочинить сказку или рассказ на тему его страха. сказка должна иметь завязку, кульминацию, завершение. При этом, в сказке обязательно должен быть опыт преодоления страха.

Б) Рисунок страха. После того как ребенок нарисует, родитель может применить прием манипулирования – а именно, закрасить страх, проткнуть его ручкой, разорвать, смять. В процессе выполнения этих действий необходимо обсуждать с ребенком момент уничтожения страха и подчеркивать власть ребенка над страхом. Также, следует обращать внимание ребенка, что он может преодолеть страх, может им управлять, может его уничтожить.

В) Игра. Родители могут на наборе мелких наборов игрушек (свинка Пеппа и ее семья, набор животных, кукол, пони и пр.) проиграть ситуацию страха. При этом, ребенок выбирает себе персонажа сначала, того который боится. Потом того, который спасает боящегося. Таким образом, ребенок приобретает разный опыт и имеет возможность посмотреть на ситуацию со стороны, управлять ситуацией.

Г) Юмор. Выделение смешных особенностей страха (смешной одежды у бабы-яги, или смешного носа у чудища) позволяет ребенку посмотреть на страх с точки зрения юмора. Это снижает уровень серьезности страха и также способствует его разрушению.

Участие родителей в коррекционной работе страхов по нашему мнению необходимо, т.к. в исследованиях доказано определяющее влияние родителей на развитие тревожности и появление страхов дошкольников (Е.А. Хлыста) [41]. Изменение поведения и отношения родителя к дошкольнику со страхами будет сопутствовать закреплению результатов, полученных в процессе коррекционно-развивающей работы.

Работа с воспитателями.

Также, в качестве дополнительной работы с детскими страхами можно подключить воспитателей. Для работы со страхами дошкольников можно применять детские мультипликационные фильмы, в которых присутствует страх у главного героя и опыт его преодоления. Алгоритм работы с мультфильмом схож с алгоритмом работы в коррекционном занятии. А именно: после просмотра мультфильма можно рисовать на тему страха. При этом, можно использовать следующие приемы: нарисовать рисунок на тему «страх» (по сюжету мультфильма). После этого возможно: дорисовка «защитного объекта», закрашивание «страшного», уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать), дорисовка интересных, позитивных деталей, видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное».

В качестве таких мультфильмов мы можем рекомендовать следующую подборку: «Айболит и Бармалей»; «Ахи страхи»; «Бабка Ежка и другие»; «Верните Рекса»; «Доверчивый дракон»; «Как ослик счастье искал»; «Крошка Енот»; «Корпорация монстров»; «Котенок по имени Гав»; «Легко ли быть храбрым»; «Медвежонок и тот, кто живёт в речке»; «Муха цокотуха»; «Ничуть не страшно – привидение»; «Принцесса и людоед»; «Про бегемота, который боялся прививок»; «Тараканище»; «У страха глаза велики».

Таким образом, мы полагаем, что подключение родителей и воспитателей необходимо для профилактики возникновения и коррекции страхов дошкольников. И те и другие могут в своей повседневной деятельности осуществлять работу в контексте сказкотерапии, слушая и обсуждая тематические сказки, сочиняя и видоизменяя их, разыгрывая их, и тем самым позволяя детям осознать свой страх, выразить, посмотреть на него со стороны и получить опыт преодоления.

 

Выводы по главе 2

 

В опытно-экспериментальном исследовании были изучены страхи дошкольников (34 ребенка) и возможность применения метода сказкотерапии для их коррекции. В результате эмпирического изучения страхов было установлено, что:

— среди дошкольников присутствуют дети с низким количеством страхов (24%), средним количеством страхов (47%) и высоким количеством страхов (29%);

— основное содержание страхов обследованных дошкольников составляют страхи: магических персонажей; пожара (огня); нападения; высоты-глубины; своей смерти/смерти родителей, что соответствует возрастным особенностям детей;

— среди обследованных дошкольников присутствуют дети с показателями невротического развития личности: завышенным количеством страхов относительно возрастной нормы и неопредмеченными страхами.

Для оценки эффективности метода сказкотерпапии для коррекции страхов старших дошкольников мы разработали программу занятий, основанную на сказкотерапии. В основу занятий были положены сказки, содержанием которых был страх и опыт преодоления этого страха у главного героя. Каждое занятие предполагало работу по теме сказки, в т.ч. прослушивание, рисование, разыгрывание сказки, обсуждение собственного опыта страха, символическое преодоление страха. Для занятий случайным образом была сформирована экспериментальная группа из 17 человек (занятия шли в двух микрогруппах по 8 и 9 человек). Всего с дошкольниками было проведено 10 занятий. После этого было проведено повторное тестирование с детьми, входившими в экспериментальную группу и посещавшими занятия и с детьми, не вошедшими в экспериментальную группу и не посещавшими занятия.

Сравнительный анализ данных до и после занятий позволил установить достоверное снижение количества страхов среди детей экспериментальной группы (G-критерий, р≤0,01) и качественные изменения в восприятии страхов (настрой на преодоление страхов). Среди детей контрольной группы подобных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают гипотезу работы о том, что сказка, содержанием которой являются типичные страхи дошкольников и опыт их преодоления, позволяет корректировать страхи дошкольников

Выводы экспериментального исследования доказали эффективность метода сказкотерапии для коррекции страхов старших дошкольников. Основываясь на этом, мы разработали рекомендации для воспитателей и родителей, позволяющих им снижать интенсивность страхов у дошкольников. При этом, возможно применение традиционной сказки, сочинение сказок, просмотр тематических мультфильмов. Комплексная работа по нашему мнению будет более эффективной в коррекции страхов дошкольников и станет профилактикой развития невротичности личности дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение теоретической литературы по проблеме и ее анализ позволили проанализировать психологическое понимание феномена страха и определить его как психическое явление, проявляющееся в аффективном (эмоционально заостренном) отражении в сознании конкретной объективной или субъективной угрозы для жизни и благополучия человека (А.И. Захаров, А.Н. Леонтьев, Л.С. Акопян). Мы выяснили, что дошкольный возраст характеризуется повышением количества страхов, что связано с психосоциальным развитием ребенка.

Для изучения и выявления содержания страхов применялись тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) и проективный рисунок на тему сказки «Дурной сон» (сказки Л. Дюсс).

Эмпирическое изучение страхов дошкольников выявило, что у детей старшего дошкольного возраста количество страхов различно: выделяются дети с низким (24%), средним (47%) и высоким (29%) уровнем страхов. При этом, количество страхов мальчиков превосходит возрастную норму, а количество страхов девочек соответствует возрастной норме. По содержанию представлены все страхи, среди которых наиболее часто встречаются страхи магических персонажей; пожара (огня); нападения; высоты-глубины; своей смерти/смерти родителей. В целом, можно сказать о том, что количество и содержание страхов большинства обследованных старших дошкольников соответствует возрастным нормативам.

Для проверки предположение о том, что сказка, содержанием которой являются типичные страхи дошкольников и опыт их преодоления, позволяет корректировать страхи дошкольников, мы разработали программу и мы провели с половиной дошкольников (17 человек, экспериментальная группа). Остальные дошкольники составили контрольную группу.

Основным содержанием программы стали сказки, включающие в сюжет встречу главного героя со страхом и опыт преодоления страха. В процессе занятия рассказывалась сказка, выделялся и обсуждался страх, способы его преодоления, качества, которые помогают преодолеть этот страх, страх визуализировался (рисование), формировался символический опыт преодоления страха (ролевые игры, и др.).

Сравнительный анализ отношения количества страхов до занятий и после занятий с применением G-критерия доказал наличие сдвигов в сторону уменьшения количества страхов (ρ≤0,01). Дети выделяли меньше страхов, которых они боятся. При рисовании рисунков на тему «Дурной сон» рисование сопровождалось смехом, и символическим преодолением страхов. В контрольной группе сдвиги в количестве страхов дошкольников не зафиксированы.

В результате чего, мы считаем, что цель достигнута и возможность коррекции страхов дошкольников с применение сказкотерапии, – доказана.

По результатам проведенного эмпирического исследования были разработаны рекомендации родителям и воспитателям дошкольников с целью профилактики и коррекции возникновения страхов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акопян Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография / Л.С. Акопян. – Самара: ПГСГА, 2010. – 164 с.
  2. Акопян Л.С. Новый подход к классификации страхов / Л.С. Акопян // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – №4-6. – С. 1472-1480. https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-klassifikatsii-strahov.
  3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие./ Е.Е. Алексеева. – СПб.: Речь, 2008. – 283 с.
  4. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Аст-экспресс, 2005. – 211 с.
  5. Бежаева Д.Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников / Д.Н. Бежаева, О. А. Зиновенко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 53-56. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9922/.
  6. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин. // Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: МПСИ, 2006. – С. 350-357.
  7. Битнер А.Д. Страхи дошкольников / А.Д. Битнер // Сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 1033-1037. https://elibrary.ru/item.asp?id=28819288.
  8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  9. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
  10. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  11. Выготский Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Речь, 2009. – 1009 с.
  12. Грундман Г. Пятая овечка / Г. Грундман. – М.: Компас-гид, 2010. – 20 с.
  13. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины / Г.А. Дорофеева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2002. – № 5.– С.177-184.
  14. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей/
    А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
  15. Зубкова А.С. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, С.Г. Зубанова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.
  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2007. – 176 с.
  17. Изард К.Э. Страх и тревога / К.Э. Изард // Психология эмоций.– СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 752 с.
  19. Ионова Н.В. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет / Н.В. Ионова, В.А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1391-1395. http://e-koncept.ru/2014/54542.htm.
  20. Ионова Н.В. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Ионова, В.А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2291–2295. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85459.htm..
  21. Кемпински А. Страх / А. Кемпински // Психические состояния.– СПб.: Питер, 2000. – С. 229-235.
  22. Киселева М. В. Сказкотерапия / М.В. Киселёва // Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2007. – С. 33-45.
  23. Кожевников Т.С. Психология страха / Т.С. Кожевников. – Киров: обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена, 2016. – 44 с.
  24. Козлова Е.В. Социально–эмоциональное развитие старших дошкольников / Е.В.Козлова, А.В. Ворстер // Мир науки, культуры, образования. – №7 (19) – 2009. – С.178-181.
  25. Коненко Е.А. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста / Е.А. Коненко, Н.Н. Михайлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 547-549. https://moluch.ru/archive/95/21454/.
  26. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 246 с.
  27. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов / Ю.А. Кочетова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование».– 2012. – № 1. – С. 1-14. http://psyjournals.ru/files/50825/psyedu_ru_2012_1_Kochetova.pdf.
  28. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. к-та пс. наук: 19.00.13 / Ю.А. Кочетова; МГППУ. – М., 2013. – 26 с.
  29. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Куленцова. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 169 с.
  30. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: МГППУ, 2006. – 160 с.
  31. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезеса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста): автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. к-та пс. наук: 19.00.01 / Л.В. Орлова. – М.: ВШЭ, 2009. – 29 с.
  32. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер., 2009. – 192с.
  33. Погребицкая Ю.А. Психолого-педагогическая коррекция страхов детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии / Ю.А, Погребицкая // Инновационная наука. №12-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-strahov-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoschyu-skazkoterapii.
  34. Реан А.А. Психология детства / А.А. Реан. – М.: Издательство Прайм-Еврознак, 2008. – 192 с. Риман, Ф. Основные формы страха / Ф. Риман. – М.: Алетейя, 1999. – 336 с.
  35. Розин В.М. Страх и тревожность: природа феномена / В.М. Розин // Психология и психотехника. – 2014. – №5. – С. 493-502. http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=-29580.
  36. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М. : Класс, 2008. – 288 с.
  37. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
  38. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста /
    Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
  39. Щербакова Т. Н. Как снять напряжение с помощью сказки. Семинар – практикум / Т.Н.Щербакова // Школьный психолог. – – № 14. — С. 39-42.
  40. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб: Изд–во «Питер», 2008. – 252с.
  41. Хлыста Е.А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Хлыста // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-5. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-strahov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
  42. Хухлаева O.E. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.
  43. Чернавский А.Ф. Системное исследование страха: автореф. дисс. на соиск-е уч. степ. к-та пс. наук: 19.00.01 / А.Ф. Чернавский; ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького». – Екатеринбург, 2008. – 25 с.
  44. Шнейдер Л.Б. Детские страхи и способы преодоления / Л.Б. Шнейдер, М.С. Рогач // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2013. – №3. – С. 69-75.
  45. Щербатых Ю.В. Избавься от страха / Ю.В.Щербатых. – М.: Эксмо, 2011. – 304 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф