Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование наглядных методов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.1. Выявление уровня экологических представлений у детей старшей группы МДОУ «Детский сад №17» станица Григорополисская

Изучение уровня экологических представлений у детей старшей группы проводилось на базе МДОУ Детский сад № 17 «Светлячок» ст. Григорополисская. В изучении уровня принимали участие 12 детей 5-6 лет. В группе 5 девочек и 7 мальчиков.

В данном дошкольном учреждении педагоги работают по программе: «От рождения до школы » под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В данном дошкольном учреждении специально организованных экологических пространств типа комнаты природы, зимнего сада в здании нет, но элементы их встречаются во всех помещениях. В здании много комнатных растений, расположенных на стенах и специальных подставках. Все растения подобраны с учётом реальных условий их содержания (светло — и тенелюбивые, цветущие и не цветущие). Здание окружено зоной, которая включает в себя игровую площадку, зелёную зону, беседки. На территории садика произрастают как деревья, кустарники, так и травянистые растения. Много разбито клумб-цветников и грядок. Таким образом, на имеющемся участке есть все условия для обучения детей уходу за растениями, наблюдению за их развитием.

Целью исследования было: выявление условий эффективного использования наглядных методов в ходе работы по экологическому образованию  детей старшего дошкольного возраста.

Проведение диагностической методики по выявлению  уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: выявления уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста была взята за основу диагностическая методика автора Соломенниковой О.А. Это авторская методика диагностики, разработанная на основе ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Задания для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных.

Оборудование:

Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания. Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)? Что ты можешь рассказать о нем? Твое отношение к ним?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень: ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор; соотносит представителей фауны со средой обитания; знает характерные признаки; без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень: ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор; в основном соотносит представителей фауны со средой обитания; знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах; на поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими; проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего: ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к птицам, животным и насекомым.                .
Задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.

Оборудование.

Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения). Для чего нужны людям комнатные растения? Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень: ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям

Средний уровень: ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего: ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.(Табл. 1)

Таблица 1 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу животный мир

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение различать животных разных классов 2. Представления об образе жизни животных 3. Умение определить стадии роста и развития животных 4. Представления о животных, как о живых существах 5. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных 6. Умение работать с моделями животных
Настя К.  С  С  С  С  С  В
Артем Н.  Н  Н  Н  С  Н  С
Толик К.  С  С  С  С  С  С
Вероника Н Н С Н Н С
Настя Ч. С С С С С В
Соня О. В В С В В С
Коля К. С С С С В С
Дима П. Н С Н С Н Н
Альбина В В С В В В
Коля Д. С С С С С С
Света И. Н С Н Н С Н
Сабир М. С С С С С С

 

Таблица 2 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу растительный мир

Фамилия, имя ребёнка Умение различать растения разных экологических систем Представления об органах растения и их функциях Представления о стадиях развития и роста растений Представления о потребностях растений Представления об особенностях ухода за комнатными растениями Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям Представления о растениях, как о живых существах Умение группировать растения
Настя К.  В  В  В  С  В  С В В
Артем Н.  Н  Н  Н  С  С  Н Н Н
Толик К.  С  С  С  С  С  С С С
Вероника Н Н С С Н Н Н Н
Настя Ч. С С С С С С С С
Соня О. В В В С В С С В
Коля К. С С С С С С С С
Дима П. Н Н Н С С Н Н Н
Альбина В В В С С С В В
Света И. Н Н Н С С С Н Н
Сабир М. С С Н Н Н Н Н С
Коля Д. С С С С С С С С

 

Проведя диагностику в начале преддипломной практики для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира, было выявлено что 3 человека имеют высокий уровень знаний, 4 — средний уровень и 5 человек низкий уровень знаний, что отражает рисунок 1.

Рисунок 1 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу растительный мир

Также была проведена диагностика для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных, было выявлено что 2 человека имеют высокий уровень знаний, 6 человека средний уровень и 4 человек низкий уровень знаний, что отражает рисунок 2.

Рисунок 2 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу животный мир

 

На основании проведенной диагностики выявлено недостаточность знаний детей по разделу растительный и животный мир. Поэтому поставлена цель: организовать работу по экологическому образованию, с использованием наглядных методов для обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Организация работы по экологическому образованию с использованием наглядных методов детей старшей группы

 

Был составлен план работы по обогащению знаний экологического характера с использованием разных форм и наглядных методов.

1.Занятия (дидактические игры, картины, комнатные растения)

2.Прогулки (наблюдение в зимний и  весенний период за растениями и птицами)

3.Экскурсии (наблюдение за состоянием природы в  зимний и весенний период).

В ходе проведения практической работы необходимо выбрать наиболее эффективный способ повышения уровня экологических знаний старших дошкольников.

Задачи этапа проведения практической работы:

  1. Разработать комплекс мероприятий с использованием наглядных методов, на занятиях ДОУ по повышению уровня знаний по разделам растительного и животного мира старших дошкольников.
  2. Опробовать разработанный комплекс  с детьми  старшей группы.

Для улучшения наглядности в детском саду  были оформлены: уголок природы в старшей группе; общий цветник для организации труда в природе; зеленая зона на участке детского сада; опытнические зоны в; огород на окне; видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире).

Разработан ряд наглядных пособий, с помощью которых детей разного дошкольного возраста можно познакомить с различными растениями животными, показать их связи с природными условиями. Комплекты таблиц и картин о диких и домашних животных помогают решать задачи экологического воспитания дошкольников. На этих картинах показана принципиально различная внешняя среда: естественная, в которой живут дикие животные, и искусственная, созданная человеком специально для домашних животных. В первом случае дети знакомятся с различными формами приспособленности обитателей леса к среде во всех важнейших сферах их жизни (питание, передвижение, размножение и др.): удовлетворение потребностей осуществляется животными самостоятельно благодаря морфофункциональным адаптациям. Во втором случае демонстрируется в известном смысле противоположное состояние — в удовлетворении жизненных потребностей домашних животных значительную роль играет человек, он создает условия для их выживания.

Пособия можно использовать, чтобы дать детям представление о росте и развитии животных. «Рельефные таблицы» отчетливо демонстрируют два разных состояния животных: детское и взрослое. По картинкам можно проследить рост и развитие детенышей некоторых животных в течение года. Например возможность ознакомления детей с тем, как растут и развиваются медвежата и бельчата (рождение в зимне-весенний период, постепенное взросление к следующей зиме). Проведенная работа убеждает: картинки являются действенным средством формирования динамических представлений о природе, особенно на начальных стадиях обучения. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.

Для ознакомления дошкольников с многообразием животных
можно также использовать наглядные пособия. Установлено, что
дети знакомятся не только с конкретными представителями животного мира, но и получают обобщенные знания об отдельных
группах животных (домашних, диких, лесных и др.). При рассматривании картин, т.е. в процессе опосредованного знакомства с животными, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием — введение мерки и сравнение с ней животного. Разработано пособие, на котором в масштабе изображены разные животные (например, лошадь, слон, кит и др.), к нему прилагается отдельная карточка с изображением человека. Дети должны ставить карточку рядом с выбранным ими или названным воспитателем животным и оценивать его размер в сравнении с ростом человека.

Используя человека в качестве мерки, дошкольники могут убедиться: бурый медведь, а тем более слон — громадные животные. Самое большое удивление у них вызывает сравнение человека с китом. Перенося модельные размеры животных с пособия в реальные условия (т.е. соотнося с ростом воспитателя — взрослого человека), дети могли представить абсолютные размеры животных и таким образом понять, например, что кит не уместится в групповой комнате — настолько он огромный. Чтобы убедиться, что эта мерка доступна пониманию детей и может применяться в самостоятельной деятельности, им предлагается домашнее задание: рассмотреть какое-нибудь животное и описать его величину путем сравнения с человеком. Все дети успешно справляются с заданием: рассказывают о собаках, голубях, кошках, коровах и т. д., при этом словами и жестами демонстрируют размеры животных, сравнивая их с человеком. Результаты исследования позволили включить данный прием в методические рекомендации к картинкам пособий. Практика обучения дошкольников показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае дети подробно знакомятся с той или другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у старших дошкольников обобщенные представления о многообразии животного мира.

В группе, в хорошо освещенной части комнаты, был оформлен уголок природы. В его создании помогали родители.  В нем находился календарь природы, сделанный своими руками. Здесь отмечалось с помощью стрелочек время года, день недели, состояние погоды. С помощью условных знаков дети заполняли календарь погоды. Это позволило развить наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды. В уголке природы дети ухаживали за комнатными растениями: поливали, рыхлили землю, протирали листья от пыли, опрыскивали водой. Выращивали лук на перо в почве и воде. Добавляли лук детям на обед, тем самым показывали пользу растений для человека. Посадили фиалки в подарок мамам. В доступном месте находился природный материал для рассматривания и исследования: гербарии, семена, цветы вербы, шишки. В уголке находились дидактические игры, картинки с животными, литература, раскрывающие тайны окружающего мира. Фигурки животных для любимых игр. Ежедневно проводились прогулки на которых дети наблюдали за растительным миром и птицами.

Прогулка — это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое. На прогулке провели наблюдение за следующими явлениями:

Наблюдение за птицами. Посмотрели, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотрели, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросила у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

Наблюдение за синицами, как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

Наблюдение за ивой. Отметили, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Срезали веточку и поставили в воду. Сравнили, где скорее распускаются почки: на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

Наблюдение за осиной. В апреле ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

Проследили за появлением зеленой травки на проталинках, вырезали кусочек дерна с клевером, поставили на тарелочку и прикрыли влажным песком. Клевер зацвел гораздо быстрее, чем на улице.

Рассмотрели куст желтой акации. Вспомнили, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

Посмотрели на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

Наблюдали за гнездами грачей. Прислушались. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснили почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах — выводят птенцов).

Наблюдение за цветами. Нашли кустик маргариток, выкопали его, разделили и посадили на новое место. Дети наблюдали, как они примутся и зацветут. Обратили внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Также эффективным методом экологического образования стала природоведческая экскурсия «Весенний лес».

Целью экскурсии стало создание условий для формирования представлений о состоянии природы весной. Задачи: упражнять детей в умении различать деревья; формировать представление о состоянии природы весной; воспитывать у детей любовь к природе родного края; воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе; развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

У природы нет плохой погоды, а ранняя весна – замечательное время года, с наступлением которого всё вокруг преобразилось до неузнаваемости. Лес еще не освободился от белой шубы, но черные проталины и птицы, вернувшиеся из теплых стран вовсю гонят зиму прочь…По дороге в лес, ребятам было предложено быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны. С детьми определили состояние погоды (тепло — холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено, рассмотрели во что одеты дети. Поощрялись дети, замечающих приметы — улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце). Придя в лес, было предложено остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Полюбовались красотой леса, заметили, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега. Обратили внимание, как легко дышится лесным воздухом, ароматом сосен и елей. Послушали тишину, прислушались к природе. Уточнили, что слышен шелест ветвей, голоса птиц. Каждый ребенок высказывал свое мнение, пение какой птицы он слышит.   Было организовано наблюдение «Признаки весны». Заметили, что снег покрыт твердой корочкой — настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками. Дети порассуждали, на что сейчас похож снег? Сравнили ветви сосны и ветви ели. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково. Обратили внимание ,что весной солнце греет сильнее, снег тает и образуются проталины. На снегу ребята увидели следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок — опадает сухая хвоя с деревьев , были замечены маленькие «вертушки». Детям было рассказано еще об одной примете весны, «вертушки»- семена ели. Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по всему лесу. Понаблюдали как летят семена-«вертушки». Обсудили, что ними питаются и белки, и дятлы, и клесты. С приходом весны птицы стали оживленнее, больше поют. Ребята отметили что кроме сосен и елей вокруг поляны растут березы и рябина. Внимательно рассмотрели веточки и почки, из которых скоро появятся листочки, молоденькой рябинки. Понаблюдали, что под ногами растет мох, потрогали, определили цвет. Отодвинув мох, увидели корни трав, кустарников; заметили, корни некоторых деревьев глубоко в земле. Провели подвижную игру: «Раз, два, три — к дереву беги!». Собрали шишки, кусочки опавших веточек, сосновые иголки, мох для коллекции «Чудесный лес». В ходе экскурсии детям помогли подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделялось вопросам и вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь. По окончании основной части  у детей была возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях. На данной экскурсии дети были заинтересованы, охотно отвечали на заданные вопросы. Были увлечены наблюдениями. С большим удовольствием играли. Были задействованы все дети, никто не остался безучастным. Очень эмоционально делились своими впечатлениями о увиденном.

Также имели возможность поучаствовать в акции посвящённой Международному дню птиц. С целью привлечения детей и родителей к практической деятельности по охране птиц, привития любви к птицам, воспитания экологической культуры приняли участие в акции. «Международный день птиц» – экологический праздник, который отмечается ежегодно 1 апреля. В нашем детском саду с 24 по 31 марта прошла тематическая неделя «Наши пернатые друзья». На протяжении всей недели с детьми проводили беседы о птицах, читали сказки и рассказы, слушали птичьи голоса, делали разнообразные поделки, рисовали птиц и наблюдали за ними на прогулке. На занятиях дети рассматривали разных птиц, отгадывали загадки, придумывали небольшие рассказы о них, разгадывали кроссворд, слушали легенды, познакомились с перелетными птицами нашего края, услышали голоса птиц. Ребята узнали о том, что пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на общее состояние организма человека. Чтобы поддержать интерес детей к теме «Птицы» и закрепить их знания, были проведены дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и подвижные игры «Воробышек и автомобиль», «Кто где живёт». В играх дети систематизировали знания о птицах. Провели беседы «Птицы нашего края». Были организованы выставки рисунков «Птицы России», выставка книг «Птицы нашей родины». Совместно с родителями были изготовлены скворечники и развешаны на территории детского сада. Скворечники получились разные по величине и использованному материалу, сложные по конструкции и гениальные по замыслу. Всем им нашлось место на участке детского сада. Ребята остались довольны: пернатые друзья найдут себе домик по душе. Полученный результат: расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц; у детей на протяжении всей акции было положительное эмоциональное отношение к конкурсу и к его итогам; сформировались навыки заботливого отношения к птицам. Возникла готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.

По окончании проведенной опытно – практической работы дети узнали много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследовали опытным путем условия, необходимые для роста растений; научились правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка). Закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировалось представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. У ребят сформировались навыки ухода за растениями в уголке природы. Дети научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, что все живые организмы имеют равное право на жизнь, в природе все взаимосвязано, в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

 

2.3 Анализ опытно- практической работы. Условия, способствующие эффективности использования наглядных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста

После проведенной работы, была проведена повторная диагностическая методика. Результаты повторной диагностики по выявлению уровня экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. (Таблица 3и 4)

Таблица 3 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу животный мир

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение различать животных разных классов 2. Представления об образе жизни животных 3. Умение определить стадии роста и развития животных 4. Представления о животных, как о живых существах 5. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных 6. Умение работать с моделями животных
Настя К.  В  С  В  С  В  В
Артем Н.  Н  Н  Н  С  Н  С
Толик К.  В  В  В  В  В  С
Вероника С С С Н Н С
Настя Ч. В С С С С В
Соня О. В В С В В В
Коля К. В В В В В В
Дима П. Н С Н С Н Н
Альбина В В В В В В
Коля Д. В В С С С С
Света И. С С Н Н С С
Сабир М. В В В В С В

 

Проведя повторную диагностику для определения уровня знаний характерных особенностей мира животных, было выявлено, что 6 человек имеют высокий уровень знаний, 4 человека средний уровень и 2 человека низкий уровень знаний, что отражает рисунок 3.

Таблица 4 — Результаты диагностики уровня знаний детей по разделу растительный мир

Фамилия, имя ребёнка Умение различать растения разных экологических систем Представления об органах растения и их функциях Представления о стадиях развития и роста растений Представления о потребностях растений

 

 

 

Представления об особенностях ухода за комнатными растениями Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям Представления о растениях, как о живых существах Умение группировать растения
Настя К.  В  В  В  В  В  В В В
Артем Н.  С  Н  Н  С  С  Н Н Н
Толик К.  В  В  В  В  С  С С В
Вероника С С С С С Н Н Н
Настя Ч. В В С В В С С В
Соня О. В В В В В В С В
Коля К. С С С С В С С С
Дима П. С С Н С С С С Н
Альбина В В В В В В В В
Света И. С С С С С С С С
Сабир М. С С С С С Н С С
Коля Д. В В В В В С С С

 

Повторная диагностика по разделу растительный мир также показала хорошие результаты. Проведя повторную диагностику для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира, было выявлено, что 6 человек имеют высокий уровень знаний, 5 — средний уровень и 1человек низкий уровень знаний, что отражает рисунок 4.

 

Рисунок 3 — Результаты повторной диагностики уровня знаний детей по разделу животный мир

Рисунок 4- Результаты повторной диагностики уровня знаний детей  по разделу растительный мир

Можно сделать вывод о том, что знания детей старшей группы МДОУ «Детский сад № 17» по разделам растительного и животного мира заметно вырос. Так по разделу животный мир низкий уровень знаний остался только у 17% детей, от 33% , который был в начале опытно-практической работы. Высокий уровень поднялся до 50% и средний уровень составил 33%. Что еще раз свидетельствует о эффективности использования наглядных методов в ходе работы по экологическому образованию  детей старшего дошкольного возраста. Данные приведены на рисунке 3.По разделу растительный мир низкий уровень знаний остался только у 8% детей, от 42% , который был в начале опытно-практической работы. Высокий уровень поднялся до 50% и средний уровень составил 42%. Что еще раз свидетельствует о эффективности использования наглядных методов в ходе работы по экологическому образованию  детей старшего дошкольного возраста. Данные приведены на рисунке 4.

После проведенной диагностики детей можно сказать о том, что экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через наглядные методы оказалось эффективным и принесло хорошие результаты в улучшении знаний детей.

Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению экологических знаний старших дошкольников на занятиях с использованием наглядных методов достаточно эффективен.

Условия, способствующие эффективности использования наглядных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста:

-использовать разные виды наблюдений: распознающие, сравнительные, циклические, воссоздающие;

-организовывать наблюдения в разных формах работы (занятия, экскурсии, прогулки);

-включать разнообразные приемы при проведении наблюдений: игровые, практические, словесные, трудовые и поисковые действия.

-включать методы демонстрации, использовать разные средства (картины, модели)

Наличие разнообразных наглядных пособий в детском саду, содержательно отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Целенаправленное и систематизированное применение наглядных пособий в практике дошкольного воспитания можно рассматривать как метод ознакомления детей с животным и растительным миром.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей. Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения); определение свойств и характеристик особенностей поверхности, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.

Выводы по главе 2

В ходе работы были определены критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобран диагностический материал и оборудование и проведена диагностика уровня экологических знаний детей старшей группы. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников. На основании полученных в результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников с использованием наглядных методов. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению был использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, дидактических игр, театральной деятельности, моделирования, экскурсий.

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, была проведена повторная диагностика.

Анализ результатов повторной диагностики экологических знаний старших дошкольников показал, что уровень сформированности экологических знаний повысился .Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий с использованием наглядных методов по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников достаточно эффективен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования была проанализирована психологическая, педагогическая и методическая литература, а также составлен комплекс

занятий, которые можно применить в педагогическом процессе ДОО для экологического образования детей.

Для выявления уровня экологических знаний проведена диагностика по

методике О.А. Соломенниковой в ходе, которой было выявлено, недостаточный уровень знаний детей в экологическом образовании в области растительного и животного мира

Привлечено внимание дошкольников с помощью использования наглядных методов на занятиях, прогулках, экскурсиях. В процессе экологического образования организованы прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, птиц. Больше обращается внимание детей на экологоразвивающую среду, созданную в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего года. Организована регулярная и разнообразная деятельность детей в зеленой зоне учреждения, познавательное – проведение наблюдений, практическое – создание и поддержание необходимых условий для содержания живых существ, природносохранную – зимняя подкормка птиц. Использовано эмоционально-доброжелательное взаимоотношение с живыми существами. А также в работе использовано систематическое ознакомление детей за ростом растений; отражение различных наблюдений в календаре природе.  Проведены  походы в природу, где у детей сформировались широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, вызывающие яркий эмоциональный отклик. Очень хочется верить, что очень многое зависит от каждого из воспитателей. Детей с первых же шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за нее.

Таким образом, в процессе занятий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста при использовании  наглядных методов происходит умственное развитие детей. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядные методы обучения в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Все задачи исследования были решены, а цель теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий эффективного использования наглядных методов в ходе работы по экологическому образованию  детей старшего дошкольного возраста

достигнута, гипотеза подтверждена.

список использованных источников

 

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155. — Москва: Сфера, 2017. — 96 с.
  2. Ананьев,Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2014. – 264 с.
  3. Бобылева,Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.О.Бобылева // Дошкольное воспитание. –2013. – № 7. – С. 36–42.
  4. Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: [Текст] /   практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Т.М.Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2014. – 159 с.
  5. Бондаренко,Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /  Т. М. Бондаренко. — Воронеж : Учитель, 2010. – 173с.
  6. Васильева,А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] /                    А.И.Васильева. – Москва: Просвещение, 2016. – 126с.
  7. Венгер,Л.А. Развитие мышления дошкольников [Текст] / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – Москва: Академия, 2001. — 151 с.
  8. Вересов,Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н.Н.Вересов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 43-45.
  9. Виноградова,Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф.Виноградова. – Москва: Просвещение,1976. — 368 с.
  10. Гончарова, Е.В.  Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В.Гончарова. – Москва: Академия, 2008. – 291с.
  11.  Дик,Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников [Текст] / Н.Ф.Дик. – Москва: Русское слово, 2006. – 176с.
  12. Дыбина,О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.- Москва: Сфера, 2016.-192 с.
  13. Иванова,А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений./ А.И. Иванова. – Москва: Сфера, 2009. — 56 с.
  14.  Коломина,Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий [Текст] / Н.В.Коломина. – Москва: Академия, 2017. – 144с.
  15. Кондрашова,С. Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.Кондрашова –Электронные текстовые данные. — Режим доступа: //www.maam.ru/detskijsad/-formy-i-metody-yekologicheskogo-vospitanija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.свободный
  16. Меркулова,Н.В. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н.В.Меркулова // Электронные текстовые данные. //-Режим доступа: www. detskijsad44.ru свободный.
  17. Мир природы и ребенок [Текст] / под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г.Саморуковой. –  Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2016. – 318с.
  18. Николаева,С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам [Текст] /              С.Н.Николаева. – Москва: Академия, 2014. – 112с.
  19. Николаева,С.Н.  Система экологического воспитания дошкольников [Текст] /С.Н.Николаева. – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2014. — 256 с.
  20. Николаева,С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н.Николаева. – Москва: Академия, 2014. – 184 с.
  21. Николаева,С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / С.Н.Николаева. –  Москва: Академия, 2013. – 272 с.
  22. Николаева,С.Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкольных работников [Текст] / С.Н.Николаева. – Москва: Академия, 2014. – 120 с.
  23. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] /  Н.А. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2006. – 297с.
  24. Саморукова,П.Г. Методика ознакомления детей с природой [Текст] / под ред. П.Г.Саморуковой. – Санкт — Петербург: ЛИТЕРА, 2014. – 240с.
  25. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры [Текст] /  автор-составитель О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 285 с.
  26. Смирнова,В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду [Текст] / программа и конспекты занятий / В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова. –  Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2014. – 208 с
  27. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.-Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.- 112с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф