Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование народной сказки в формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

1.1 Теоретический анализ проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки.

1.2 Сущность и содержание понятия «патриотические представления» детей старшего дошкольного возраста

1.3 Потенциал народной сказки как средства формирования патриотических представлений у старших дошкольников и особенности его использования в дошкольных образовательных организациях

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

2.1 Диагностика уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию патриотических представлений у старших дошкольников средствами народной сказки

2.3 Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы по формированию патриотических представлений у старших дошкольников средствами народной сказки

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике в целом и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему патриотического воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной культуры, моральных норм и правил, отвечающих потребностям развития личности ребенка дошкольного возраста, и направленную на развитие нравственно здорового человека.

Патриотическое воспитание заключается в воспитании нравственных чувств ребенка с первых лет жизни, что является важной педагогической задачей. Ребенок не бывает от рождения сразу добрым или плохим, моральным или аморальным. Патриотические чувства, которые разовьются у него, прежде всего, зависят от воспитания родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями они его обогатят.

Патриотическое воспитание это длительный процесс, который предусматривает внутреннее изменение каждого участника (педагога и воспитанника), что затрудняет оценку эффективности проведенной деятельности, но не уменьшает значимости проводимой работы. Патриотическое воспитание детей – это важный способ постижения мира, себя, а также способ целенаправленного развития и формирования личности и умственных способностей ребенка.

По проблемам патриотического воспитания имеется немало исследований отечественных и зарубежных ученых: педагогические механизмы становления и развития патриотических чувств, представлений, суждений, убеждений и поведения детей дошкольного возраста рассматривали К.А. Гельвеций, A.M. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Чернышевский и др.

В советской педагогике специфика и закономерности патриотического воспитания и развития детей разрабатывалась такими учеными, как В.А. Сухомлинский, Л.М. Фарбер, И.А. Каиров, И.С. Марьенко и др. Значительное внимание проблеме воспитания патриотизма, единства моральных знаний и поведения уделяется в работах Р.И. Жуковской, Ф.С. Левин-Щириной, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, Н.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой, Е. И. Корнеевой, Л.А. Кондрыкинской.

В настоящее время в условиях обновления содержания дошкольного образования осуществляется поиск эффективных методов и форм работы. Вместе с тем в последнее время усиливается внимание к народным истокам, фольклорному искусству. Важнейшим средством патриотического воспитания дошкольников выступают народные сказки. В сказках живёт душа народа, его обычаи и нравы, отражается жизнь человека в обществе, особенности складывающихся взаимоотношений. Народные сказки с самого раннего детства способствуют формированию и детей дошкольного возраста первых представлений об окружающем мире, малой Родине, своем Отечестве.

Роль народной сказки в приобщении детей к народной культуре были предметом исследования известных ученых-педагогов и представителей педагогической общественности: Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л.Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др. Они отмечали большую роль, которую играет народная сказка в формировании патриотических, представлений дошкольника.

Однако, как показывает практика, сегодня в дошкольном образовании недостаточно используется воспитательный потенциал народной сказки; отсутствует системная работы по эффективному использованию народных сказок в формировании у дошкольников патриотических представлений; педагоги ДОО не всегда обращаются к доказавшим свою эффективность программам; ими не уделяется должного внимания обогащению форм и методов работы с народной сказкой как средством формирования патриотических представлений дошкольников.

Следовательно, возникает противоречие, между: необходимостью формирования всесторонне развитой и нравственно воспитанной личности, которая отражает ментальность российского народа, и реальным уровнем сформированности патриотических представлений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Все это определило выбор темы исследования: «Использование народной сказки в процессе формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».

Проблема исследования: каковы условия эффективного формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки.

Объект исследования: формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: использование народной сказки как средства формирования патриотических представлений у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия эффективного формирования патриотических представлений у старших дошкольников средствами народной сказки.

Гипотеза исследования: формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • определены особенности использования народной сказки в процессе патриотического воспитания старших дошкольников в дошкольных образовательных организациях;
  • осуществляется целенаправленная работа по формированию патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки;
  • в патриотическом воспитании детей в дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы и методы работы, способствующие реализации потенциала народной сказки в формировании патриотических представлений у дошкольников;
  • реализуется планомерная работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявить теоретические основы формирования патриотических представлений у дошкольников в педагогической науке.
  2. Раскрыть сущность и содержание понятия «патриотические представления «детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить потенциал народной сказки и особенности её использования в процессе формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
  4. Разработать комплекс мероприятий по формированию у старших дошкольников патриотических представлений посредством народной сказки.
  5. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по формированию патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки.

Теоретические основы исследования:

Формирование патриотических представлений детей дошкольного возраста посредством народных сказок носит комплексный характер и основано на базе:

  • исследований: Т. Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой, В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой о патриотическом воспитании детей;
  • исследований А.А. Анциферовой, З.И. Беляевой, Н.Ф. Виноградовой, С.Г. Журата, Г.А. Карбышевой, С.А. Козловой, Р.Ш. Халиковой о патриотическом воспитании дошкольников;
  • исследований, раскрывающих понятие русская народная сказка в работах В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Т.В.Зуевой, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Ю.М.Соколова, В.И. Чичерова и др. учёных;
  • исследований о значении сказок в формировании патриотических представлений дошкольников в работах М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. Луниной и др.

Методы исследования:

теоретические — анализ научной и научно-методической литературы, обобщение, систематизация;

эмпирические — целенаправленное педагогическое наблюдение за детьми, беседа, педагогический эксперимент;

математические — количественный и качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» № 23″ города Королева. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 2 группы дошкольников по 15 детей шестого года жизни и их родители, в количестве 30 испытуемых (мамы), и 4 воспитателя.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

Объем работы представлен 92 страницами печатного текста, 65 наименованиями списка используемой литературы, таблицей, 9 рисунками.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

1.1 Теоретический анализ проблемы формирования патриотических представлений у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

 

Важнейшими задачами патриотического воспитания являются воспитание любви к своей Родине и толерантного отношения ко всем людям планеты. Проблема патриотического воспитания рассматривалась в разные исторические эпохи, исходя из экономических и социальных условий жизни общества, а также в зависимости от идеологии, господствующей в нем. Понятие «патриотическое воспитание» является многоаспектным.

С древности педагоги и великие философы уделяли большое внимание проблеме патриотического воспитания молодежи. В учениях Конфуция, помимо основных общечеловеческих ценностей, наиболее значимыми выступают — почитание традиций, уважение к старшим, любовь к семье, своему народу и стране. Древнегреческая концепция воспитания обладала своей спецификой. Высшая цель каждого жителя Древней Греции — достижение блага для своего государства. В трудах Перикла (датируемых V веком до н.э.) идеалом человека назывался полноправный гражданин, сочетавший собственные и государственные интересы, отличавшийся богатой духовной культурой и высокой сознательностью. [44]

Гельвеций К.А. говорил о том, что истинная цель воспитания заключается в формировании у каждого человека глубокого понимания личного блага и блага общества. А появление нового поколения патриотов происходит тогда, когда ум людей раскрывается для знаний, а сердца — для гуманности. Говоря о важности патриотического воспитания, он отмечал следующее: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и Отечеству» [35].

Коменский Я.А. говорил о том, что ключевым направлением воспитания должно выступать формирование у детей стремления оказывать своими услугами пользу как можно большему количеству людей. В труде под названием «Великая дидактика», Коменский Я.А. пишет: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего общественного благополучия» [34, с. 215].

В Россию система подготовки воинов, защитников и патриотов пришла из Византии и стран Западной Европы. Однако в нашей стране патриотическое воспитание порастающих поколений базировалось на русских обычаях, с учетом русского национального характера. Патриотическое воспитание народа было продиктовано необходимостью защиты своей Родины. Оно заключалось в почитании национальных традиций и законов. О патриотическом воспитании, как становлении готовности к сознательному служению Отчизне писали такие авторы, как Карамзин Н.М., Жуковский В.А., Добролюбов Н.А. Так же Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К.Д. Ушинского: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного[60].

2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде — окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т. д. Необходимо также отметить, что Родина — это не только страна с ее языком, историей, обычаями, это еще и люди, населяющие ее. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому», — писал Я.А. Коменский[34].

3-й этап. Привязанность к физической среде с ее реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие белорусские писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич писала, что родной язык «…как цемент, связывает людей, он дает им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать».

5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу.

7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества [21].

Известный отечественный ученый Афанасьев А.Ф. исследовал проблему патриотизма. Он отмечал, что воспитание должно подготовить человека для общества — «взрастить» и образовать в нем понятие, волю и чувствование по духу, законам и требованиям общества, в котором человек будет жить. Ученый утверждал, что умственное и нравственное воспитание определяют религиозные чувства, любовь к истинному и прекрасному, национальному и отечественному [9, с. 394]. Чернышевский Н.Г. и Добролюбов Н.А. считали, что для патриотического воспитания человека нужно предоставить молодежи право свободного и нормального развития. Необходимо внушать им правильные взгляды на жизнь, представления о долге, правде, добре, чести, воспитывать трудолюбие и твердую волю [64].

После Октябрьской революции актуальность вопросов воспитания в духе патриотизма значительно повысилась. Смена идеологии воспитания патриотов была подчинена коммунистическим идеям воспитания, а также задачам интернациональных общественных отношений. В советский период педагогические исследования проблематики патриотического воспитания были разнообразными и многочисленными. Макаренко А.С., давая характеристику целям воспитания в советских школах, говорил о том, что каждый воспитанник должен быть трудолюбивым, честным, мужественным и смелым патриотом. Исследователь отмечал, что от настоящих патриотов требуется не только «героическая вспышка», но и напряженная, мучительная и длительная работа, иногда грязная, неинтересная и очень тяжелая. Ученый утверждал, что удел школы заключается в воспитании патриотов, преданных родине, обладающих чувством чести и долга, жизнерадостных, ответственных и обладающих организационными навыками . А.С. Макаренко особое значение придавал воспитанию единства моральных знаний и поведения. Раскрывая противоречия «между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением», он вооружает воспитателей практическими рекомендациями. Эти рекомендации говорят о том, как организовать патриотическое сознание ребенка [40, с.246].

В 1950-1960 годы среди педагогических исследований по данной проблеме особо выделяются труды Марьенко И.С., Хвалова Ф.И., Терентия М.А..Так, Марьенко И.С. в своих работах представил теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания, обосновал единство патриотического сознания на поведенческом и чувственном уровне, разработал практические рекомендаций по формированию патриотического сознания детей во внеклассной работе. Он определял нравственность в качестве неотъемлемой стороны личности, обеспечивающей добровольное соблюдение человеком существующих норм, принципов поведения и правил. Они находят свое выражение в отношении к труду, самому себе, другим людям, коллективу, обществу и Родине [41].

В исследованиях, проведенных такими учеными, как Пушмина В.Г., Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Виноградова Н.Ф., Анциферова А.А., воспитание патриотизма рассматривалось в качестве составляющей части нравственного воспитания при формировании у подрастающего поколения общественных представлений. В их научных трудах огромное внимание уделяется формированию позитивного отношения детей к разным явлениям социальной действительности и отмечается, что именно в данной сфере нравственного воспитания наиболее ярко проявляется взаимосвязь интеллектуального и нравственного компонентов личности[15].

В.А Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, фундаментом в общей системе разностороннего развития человека считал патриотическое воспитание детей. Его задача состоит в развитии целостной личности ребенка, привитии ему любви к Родине, становлении его в обществе и коллективе, формировании уважения и обязaнностей к окружающим людям и самому себе в целом. В.А Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать человека. Он считал, что «незыблемая основа нравственно-патриотического убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности нравственной сути того, что он видит, делает, наблюдает» [56]. По его мнению прямое влияние на формирование патриотических ориентиров, после родителей, лежит на педагоге. Если педaгог сумеет грамотно преподнести таковые ценности рaзвивающейся личности, то цели будут достигнуты.

Полнее всего взаимодействие сознания и чувств отражено в концепции патриотического воспитания Козловой С.А. Патриотическое воспитание объединяет в единое целое все стороны личностного развития: физическую, эстетическую, умственную, трудовую и нравственную. Это дает основания говорить о патриотизме как о довольно сложном нравственном качестве, которое включает в себя совокупность сознания и чувств во всех формах проявления. В качестве основных средств воспитания любви к Родине Козлова С.А. выделяет изобразительное искусство, музыку, художественное слово, поскольку они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее. По мнению Козловой С.А. роль личности воспитателя – важнейший аспект в формировании высших нравственных чувств. Так как, дети не могут познать окружающий общественный мир иначе, как через взрослых, то именно взрослые являются посредниками между детьми и обществом. Такое посредничество обладает довольно сложным характером. Воспитатель учит ребенка понимать окружающую действительность и относиться к ней определенным образом. Он учит детей способам участия в окружающей действительности, в доступной форме знакомит с принципами и нормами морали. При этом важно, что взрослый выступает и в качестве организатора жизни ребёнка, и в качестве объекта познания, и в качестве реального носителя тех моральных ценностей и качеств, к которым у ребёнка формируется то или иное отношение. Иначе говоря, взрослый сам выступает как образец поведения и отношения к окружающей действительности. Чем более идеальным будет образец, тем выше будет гарантия достижения успеха в воспитании [52].

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс взаимодействия взрослого и детей в совместном общении и деятельности, направленный на формирование и раскрытие в детях общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к природе родного края, истокам национальной культуры, воспитание эмоционально — действенного отношения, чувства привязанности и сопричастности к окружающим Главная задача патриотического воспитания заключается в том, чтобы превратить необходимые требования общества во внутренние стимулы самой личности каждого дошкольника, привить детям социально одобряемые нормы морали, сформировать необходимые представления и понятия о нравственности и патриотичности [42, с. 43].

Результатом патриотического воспитания является патриотизм. По сути, патриотизм является нравственным качеством, содержанием которого выступает любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам собственные интересы. Об уровне сформированности основ патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста можно судить по тому, ведёт ли он себя соответствующе в силу внутренних побуждений, определяется ли его поведение его собственными нравственными убеждениями и взглядами. Привитие ребенку таковых взглядов и соответствующих им стандартов поведения являются сущностью патриотического воспитания. Целью при этом выступает формирование совершенной гуманной личности[49].

В современной педагогике патриотизм рассматривается в качестве взаимосвязанной совокупности черт поведения и нравственных чувств, включающую любовь к Родине:

  • активный труд на благо Отчизны;
  • следование трудовым традициям народа и их умножение;
  • любовь и привязанность к родным местам, бережное отношение к обычаям и памятникам истории родной страны;
  • стремление к укреплению достоинства и чести Родины, умение и готовность ее защищать;
  • самоотверженность, мужество, воинскую храбрость;
  • дружбу и братство народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
  • уважение культуры и обычаев других народов и стран, стремление сотрудничать с ними.

Патриотизм — одно из нравственных качеств личности, формирующееся в дошкольном возрасте. Как и другие нравственные качества, патриотизм состоит из:

  • содержательного компонента, подразумевающего овладение детьми доступным их возрасту объемом понятий и представлений об окружающей действительности: об истории страны, жизни народа, социальном устройстве общества, традициях и культуре, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
  • эмоционально-побудительного компонента, выражающегося в положительном отношении личности к усваиваемым знаниям и окружающему миру (любовь к родному краю, городу, стране, гордость за боевые и трудовые успехи народа, любовь к родному языку, восхищение народным творчеством, уважение к историческому прошлому своей страны, любовь к природе родного края); проявление интереса к таким сведениям, потребности в расширении своего кругозора, стремление принимать участие в общественно полезном труде;
  • деятельного компонента, выражающегося в реализации осознанных и эмоционально прочувствованных знаний в деятельности (проявление заботы и помощь старшим, готовность выполнять задания взрослых, бережное отношение к общественному имуществу, природе, вещам, умение отражать полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно — волевых качеств, развитием которых обеспечивается действенное отношение к окружающему [22;39;50].

Выделим основные показатели и критерии для определения результатов патриотического воспитания (уровня сформированности патриотизма):

  • эмоционально — чувственный критерий (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный критерий (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный критерий (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический критерий (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) [11].

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста заключается в формировании у них потребности совершать добрые поступки и дела, в формировании чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как любознательность, находчивость, сочувствие, сострадание.

Патриотическое воспитание в дошкольном учебном заведении включает в себя обширный список задач:

  • воспитание у детей привязанности и чувства любви к своему городу дому, семье;
  • привитие бережного отношения ко всему живому, к природе; формирование уважения к труду;
  • воспитание чувства ответственности и гордости за доcтижения своей страны;
  • развитие толерантности, уважения к чужим народам, а также их традициям;
  • формирование чувства сопричастности и духовно — нравственного отношения к культурному наследию своего народа;
  • воспитание уважения и любви к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).Решение этих задач происходит в разных видах детской деятельности — в быту, играх, в трудовой деятельности и на занятиях, поскольку формируют в детях не только чувство патриотизма, но и отношения со сверстниками и взрослыми [24].

Содержание патриотического воспитания старших дошкольников:

  • приобщение ребенка к культурному наследию, традициям, праздникам, народным играм, фольклору, устному народному творчеству, прикладному искусству;
  • знакомство с историей и семейными традициями, семьей, членами семьи, другими родственниками, предками и родословной. Знакомство с детским садом, его воспитанниками, взрослыми, традициями, игрушками и играми. Знакомство со своим городом (селом), его традициями, гербом, историей, выдающимися жителями, достопримечательностями;
  • целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка деревьев, кустов и др.;
  • формирование у детей бережного отношения к природе и всему живому;
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
  • воспитание у детей привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • расширение представлений о городах;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование элементарных знаний о правах человека.

При отборе содержания знаний важно исходить из учета требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Для повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста требуются такие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия являются взаимосвязанными и взаимообусловленными [3; 12;42].

Таким образом, под патриотическим воспитанием понимается процесс взаимодействия взрослого и детей в совместном общении и деятельности, направленный на формирование и раскрытие в детях общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к природе родного края, истокам национальной культуры, воспитание эмоционально — действенного отношения, чувства привязанности и сопричастности к окружающим. Важнейшими составляющими патриотического воспитания являются содержательный, эмоционально-побудительный и деятельностный компоненты. Содержательный компонент процесса патриотического воспитания старших дошкольников предполагает овладение детьми доступным их возрасту объемом понятий и представлений об окружающей действительности: об истории страны, жизни народа, социальном устройстве общества, традициях и культуре, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны.


Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф