Меню Услуги

Использование образовательного ресурса дельфинария для стимулирования. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Условия организация внеурочной деятельности по биологии

 

На современном этапе образования важно заинтересовать учащихся учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по биологии. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса по биологии, она ориентирована на расширение и углубление базовых умений и знаний, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе

Новые социально-экономические условия диктуют школе задачу формирования успешной, свободной, нестандартно-мыслящей,ответственной личности. Определение ценности личности такими показателями как целостная индивидуальность, способность к самосознанию,самостоятельности мы связываем с участием младшего подростка во внеурочной деятельности. Исследование вопроса педагогических возможностей внеурочной деятельности в формировании учебной мотивации потребовало анализа нормативных документов, принятых в последнее время, а именно тех, в которых целеполагание направлено на обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников. Данная задача непосредственно отражает актуальность нашего исследования и необходимость создания педагогических условий формирования учебной мотивации подростка. Стоит отметить и тот факт,что в ФГОС внеурочная деятельность указывается при описании всех направлений обучения наряду с урочной системой.

Между тем подчеркивается, что внеурочная деятельность как система,не включающая различные балльно-числовые выражения мотивации,представляется весьма благодатным полем создания ситуаций успеха для подростков и, следовательно, формирования учебной мотивации. В связи стем, что оценка качества современного образования происходит в понятиях«компетенции» и «компетентность» мы проанализировали, как отражено понятие в их содержании. Внеурочная деятельность является одним из видов человеческой деятельности. Категория деятельности есть ключевая в понимании человека, его социальных характеристик, непосредственно сопряженных с личностью человека, представляющая собой форму взаимоотношения с объективным миром –природой, социальной средой, в некоторых немыслима сама жизнь человека, «ибо что такое жизнь, если она не есть деятельность». В общей теории деятельности выделены различные подходы, имеющие непреходящее значение для педагогического процесса. Это прежде всего выделение сущностных свойств деятельности таких, как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Л.П.Буева, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Э.Г.Юдин). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида они выражают единство объективного и субъективного в деятельности. Деятельность мы понимаем,как специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

В федеральных государственных образовательных стандартах основной школы внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения образовательной программы. Но в первую очередь – это «достижение личностных результатов». Это определяет и«специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов».

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальное,обще интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.) в отличных от урочной системы формах. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами внеурочная деятельность имеет три уровня результатов. Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.),первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В рамках нашего исследования внеурочную деятельность необходимо выстраивать так, чтобы подростки вначале могли бы приобрести знания, затем получить опыт и далее учиться выполнять самостоятельные действия. Именно пошаговое соблюдение данных условий будет способствовать осознанному выполнению самостоятельных действий подростками.

Внеурочные работы есть форма организации учащихся для выполнения после уроков работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы выполняются:в кабинете биологии,в уголке живой природы,на природе,на учебно-опытном участке.

Внеурочные работы организуются с таким расчетом, чтобы в течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение их учитель ставит учащимся отметки.

Внеурочные работы бывают по тематике близки, а в отдельных случаях даже совпадают с домашними экспериментальными. Разница состоит в том, что домашние работы более просты, они даются главным образом одновременно всему классу и выполняются дома. Внеурочные работы разнообразнее, сложнее, требуют известного оборудования, постоянного руководства и контроля со стороны учителя и предлагаются с учетом возможностей учащихся и пропускной способности живого уголка.

Внеурочные работы, как и домашние, иногда бывают предварительного характера, т. е. даются на уроках за несколько дней, недель и даже месяцев до изучения вопроса в классе.

Например, по ботанике: опыты с водными культурами-2 месяца; образование крахмальных отпечатков на листе-2 дня; выделение 02 листьями-3 дня; корневое давление — 2 дня; поднятие воды по стеблю: 3 дня; размножение бегонии — — 2 месяца, проращивание «рожков» спорыньи 20 дней и т.д.

Опыты с животными требуют еще более длительного времени. Внеурочные летние работы на школьном участке, например, закрепляя знания учащихся, полученные в VII классе, одновременно подготавливают опытные данные для уроков в следующем, VIII классе. По анатомии, физиологии и гигиене человека работы морфологического, гистологического и медицинского характера проводятся в порядке закрепления знаний после изучения соответствующего материала на уроке. Многие же физиологические работы проводятся предварительно, что дает возможность продемонстрировать на уроке результаты наблюдений и опытов (образование условных рефлексов и т.д.).

При длительных внеурочных работах учитель, не дожидаясь их окончания, систематически наблюдает за всем ходом, чтобы в надлежащий момент оказать помощь учащимся, а также контролировать, насколько добросовестно выполняют они свои задания. Будучи осведомленным о течении всех опытов, проводимых учащимися во внеурочное время, учитель располагает возможностью демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, а не только конечные результаты, включать и объяснение нового материала сообщения учащихся о проводимых ими опытах. При этом учитель использует лучшее из отчетов о работах учащихся прошлых лет. Такие примеры ценны в воспитательном отношении.

Особенно широкое применение они находят в преподавании ботаники. Это определяется содержанием курса, позволяющим выделить разнообразные и доступные возрасту учеников работы с относительно меньшей нагрузкой учащихся, а также возможностью добыть природный материал.

Возможности внеурочной деятельности по биологии в формирования учебной мотивации можно представить следующим образом:

  • выровнять стартовые возможности развития личности подростка;способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику ситуацию успеха;
  • содействовать самореализации личности подростка и педагога.

Внеурочная деятельность обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие младшего подростка. Во внеурочной деятельности имеются указанные возможности, с помощью которых можно решать следующие задачи в процессе формирования учебной мотивации:

  • обеспечить благоприятную адаптацию подростка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку младшего подростка;
  • улучшать педагогические условия для формирования учебной мотивации подростка;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности;
  • создавать ситуации мотивации для каждого подростка.

В соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения в основной школе у учащихся формируется ряд важных взаимосвязанных компетентностей: познавательная, личностная,самообразовательная, социальная, компетентное отношение к собственному здоровью.

В рамках нашего исследования мы выделили ряд компетентностей,лежащих в основе учебной мотивации младшего подростка и использовали их содержание в разработке критериев и уровневых показателей.

Познавательная компетентность:

  • учебные достижения;
  • умение учиться и оперировать знаниями.

Личностная компетентность:

  • развитие индивидуальных способностей и талантов;
  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • способность к рефлексии;
  • динамичность знаний.

Самообразовательная компетентность:

  • способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
  • ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
  • гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
  • постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Социальная компетентность:

  • способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

В основе реализации основной программы формирования учебной мотивации лежит личностно-деятельностный подход, который в соответствие с федеральными образовательными государственными стандартами предполагает решение следующих задач:

  • воспитание и развитие качеств успешного ученика, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,задачам построения российского гражданского общества на основе принципов рефлексии, практико-ориентированности, самостоятельного выбора, комплексного формирования компетентностей, вариативности;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание учебного сотрудничества, решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий ииндивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данные задачи ориентированы в основном на урочную систему школьного обучения. Однако, на наш взгляд, в основе внеурочной деятельности эти же задачи могут решаться не менее эффективно, если активно используются её возможности.

Особо значимыми в плане предмета нашего исследования являются: наделена сущностными свойствами любой деятельности (целеполагание, предметность,осмысленность, преобразующий характер; наличие многообразия видов внеурочной деятельности по биологии для самостоятельного и добровольного выбора в соответствии с собственным интересом; применение педагогом более широкого спектра методов, средств, технологий обучения, воспитания и развития; организованное общение со сверстниками, имеющими характер неформального взаимодействия; возможности самоопределения и самоорганизации; формирование субъектных свойств личности; поощрение активности и инициативы.

Рассмотрим подробнее, при каком варианте возможности могут играть положительную роль:

осознание подростком смысловой значимости учебной деятельности как ценности происходит, если подросток:

  • принимает на себя ответственность за процесс обучения;
  • понимает процесс и содержание учебной деятельности как опыт освоения окружающей действительности в различных формах;
  • конструктивно (как стимул к действию) принимает результаты учебной деятельности как собственные достижения и/или ошибки;
  • осознает значимость учебной деятельности для собственного личностного развития.

В данном случае процесс оценивания результатов обучения биологии происходит с участием всех членов класса без применения балльных оценок (отметок) в котором отмечаются:

  • уход от оценки личности и навешивания «ярлыков» (таких как«отличник» или «двоечник»);
  • понимание и доступность критериев оценивания для учащихся;
  • демократичность оценивания;
  • отсутствие уравнивания, свойственного балльной системе оценок.

Осознание подростком значения учебной деятельности особо проявляется в индивидуальной образовательной деятельности по биологии. К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности в рамках внеурочной формы можно отнести:

  • смысл деятельности (зачем я это делаю);
  • постановка личной цели (предвосхищающей результат);
  • план деятельности;
  • реализация плана;
  • рефлексия (осознание собственной деятельности);
  • оценка;
  • корректировка или переопределение целей.

Здесь мы видим, что отмеченные элементы отражают содержание критериев сформированности учебной мотивации.

принятие подростком позиции субъекта учебной деятельности:

Не приказной, не директивный характер обучения во внеурочной деятельности проявляется в отсутствии жесткой дисциплины урока, более неформальном характере общения, сотрудничестве в системах «учитель –ученик» и «ученик – ученик» для достижения поставленных целей,самостоятельности выбора направления внеурочной деятельности, участии учащихся в планировании содержания внеурочной деятельности и самостоятельности постановки целей, выборе деятельности с ориентацией на собственные, личностные интересы и способствует проявлению субъектной позиции подростка.

Постоянное обсуждение содержания технологий обучения в учебной группе способствует большей осознанности и принятию учебной ситуации,позволяет подростку быть активным субъектом собственной учебной деятельности.

Диалог между членами классного коллектива, учеником и учителем может выступать и как способ постановки цели, и как средство ее достижения,строится по принципу субъект-субъектного взаимодействия, где каждый ответственен за результат и способствует развитию учащегося в коммуникативном, личностном и интеллектуальном планах.

удовлетворение познавательного интереса, познавательной активности- ориентирует обучение на достижение результатов в решении проблем:

  • позволяет учащимся освоить субъектную позицию в постановке цели и достижении результата;
  • дает возможность активного познавательного поиска;
  • позволяет формировать мотивацию к активному осуществлению учебной деятельности.

Постановка проблем и создание необходимых знаний как процесс и результат удовлетворения познавательного интереса и потребностей в самостоятельности и активности (субъектности) младших подростков. Связь с практикой и проверка с ее помощью полученных результатов обучения дает возможность подростку формирования связи полученных знаний с личным опытом учащихся, интеграции различных сторон личности для эффективного достижения целей учебной деятельности.

Выявленные педагогические возможности связаны, прежде всего, с ориентацией на собственные, личностные интересы учащихся. Выбор того или иного вида внеурочной деятельности является добровольным и соответствует потребностям младшего подростка, что открывает широкий потенциал для реализации педагогического потенциала. Чувствуя себя успешным во внеурочной деятельности, младший подросток переносит самосостояние мотивации, полученное в стенах школы, на всю школьную деятельность, в том числе и учебную. В параграфе 1.1 мы обосновали, что помимо успеваемости, учебная мотивация отражает, прежде всего, мотивационно-ценностные и смысловые характеристики переживания деятельности.

Одной из потенциальных возможностей внеурочной деятельности подростка является то, что образовательная организация может задействовать материальные и нематериальные ресурсы учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, в частности в период каникул для продолжения внеурочной деятельности ресурсы тематических экскурсий.

Выявленные нами педагогические возможности внеурочной деятельности по биологии в формировании учебной мотивации школьника в содержательном плане включают следующее:

  • наличие многообразия видов внеурочной деятельности для самостоятельного и добровольного выбора учащимся в соответствии с собственным интересом и предпочтением;
  • возможность чувствовать собственную ответственность, как за выбор вида внеурочной деятельности, так и за процесс ее реализации и получаемые результаты, что способствует формированию субъектных свойств личности;
  • отсутствие директивных форм организации и балльной системы оценок;
  • поощрение активности и инициативы школьника;
  • организованное общение со сверстниками, имеющее характер неформального взаимодействия в рамках личностно-значимой деятельности,что способствует формированию коммуникативных компетентностей;
  • возможность применения учителем более широкого (в сравнении с урочной формой работы) спектра методов, средств, технологий обучения,воспитания и развития;
  • возможность создания эмоционально-насыщенных и личностно-значимых ситуаций успеха;
  • диалоговое обучение и сотрудничество;
  • развитие навыков рефлексии и самоанализа как результат отсутствия жесткого контроля и бальных оценок.

Таким образом, под внеурочной деятельностью по биологии в рамках реализации федеральных образовательных стандартов мы понимаем «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования».

Внеурочная деятельность по биологии обладает достаточными педагогическими возможностями в формировании учебной мотивации. Потенциальные преимущества внеурочной деятельности, в сравнении с другими видами деятельности, организуемыми для подростков в образовательной системе,способствуют более целям формирования учебной мотивации. В опытно-экспериментальной работе содержание педагогических возможностей внеурочной деятельности по биологии в аспекте формирования учебной мотивации младшего подростка заключалось в следующем:

  • наделена сущностными свойствами любой деятельности(целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер;
  • наличие многообразия видов внеурочной деятельности по биологии для самостоятельного и добровольного выбора в соответствии с собственным интересом;
  • применение педагогом более широкого спектра методов, средств,технологий обучения, воспитания и развития;
  • организованное общение со сверстниками, имеющими характер неформального взаимодействия;
  • формирование субъектных свойств личности;
  • поощрение активности и инициативы.

Таким образом, мы выявили возможности внеурочной деятельности по биологии, это:внеурочная деятельность наделена сущностными свойствами любой деятельности (целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер; наличие многообразия видов внеурочной деятельности для самостоятельного и добровольного выбора в соответствии с собственным интересом; применение педагогом более широкого спектра методов, средств,технологий обучения по биологии, воспитания и развития; организованное общение со сверстниками, имеющими характер неформального взаимодействия;возможности самоопределения и самоорганизации; формирование субъектных свойств личности; поощрение активности и инициативы.

 

1.2. Экскурсии в дельфинарий как повышение мотивации школьников к изучению биологии

 

 

В качестве внеклассной работы по биологии могут быть организованы экскурсии в дельфинарий.

Несмотря на положительные клинические эффекты от взаимодействия человека с дельфином,полученные отечественными и зарубежными исследователями в течение последних 20 лет,механизм данного явления далек от понимания. Ясно,что дельфинотерапия не укладывается полностью в рамки традиционной анималотерапии, где животные считаются лишь катализаторами процесса лечения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дельфины у большинства людей вызывают удивительное чувство необъяснимого восторга, радости и даже эйфории. Человек, хоть раз видевший дельфинов, на всю жизнь влюбляется в этих удивительных животных. Весь пляж замирает, всматриваясь вдаль, стоит только кому-нибудь крикнуть: «Дельфины!». Но наше общение с ними так затруднено! Счастливчик тот, кто сможет рассмотреть их поближе в море. Есть очень добрые и трогательные художественные и документальные фильмы про дельфинов, но показывают их недостаточно часто. Научные и художественные книги почти не представлены в книжных и интернет-магазинах. Удовлетворить стремление людей прикоснуться к загадочному миру дельфинов предлагает множество дельфинариев по всему миру с разнообразными программами. Это, как правило, действительно очень эффектные и яркие представления, несущие незабываемые ощущения и доступные большинству людей.

Было показано, что отставание в умственном развитии у некоторых больных связано скорее с недостатком физиологического внимания к соответствующему объему стимулов, чем с трудностями обработки информации. Осознавая тягу детей к животным, ученый использовал этот факт для привлечения и развития их внимания.

Исследования, посвященные общению дельфина с человеком и влиянию дельфина на развитие речи и памяти у людей, страдающих неспособностью к когнитивной деятельности, позволили сделать заключение о том, что эти животные стимулируют повышение концентрации внимания и могут способствовать улучшению мыслительной деятельности человека.

Анализ электроэнцефалограммы пациентов дои после дельфинотерапии выявил существенное снижение амплитуды доминирующей частоты в альфа–ритме, появление периодов синхронизации активности обеих полушарий мозга. Это состояние мозга типично для активизации информационного поля долгосрочной памяти.

Исследование гуморального гомеостаза пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями, выявило положительные изменения в иммунной и свертывающей системах в результате дельфинотерапии. Это позволило авторам рекомендовать данный метод для лечения рака.

Однако данный эффект не стабилен. Хорас Доббс приписывает улучшения состояния здоровья пациентов при дельфинотерапии классическойпсихонейроиммунологической доктрине,заявляющей, что физические недуги, вызванные физиологическими процессами, могут быть изменены с помощью «психогенных посредников».

В качестве основного фактора, способствующего высвобождению «психогенных посредников» –гормонов и медиаторов, могут быть акустические сигналы дельфинов.

Дельфинарии в Москве – это настоящие развлекательные комплексы, куда особенно любят ходить дети. Они работают по 5 дней в неделю, туда вместе в выходные или будние дни, когда в них устраиваются веселые представления, которые не оставляют равнодушными ни одного школьника. Поход в дельфинарий – это незабываемое событие для любого ребенка: умные и красивые животные, исполняющие трюки в воде, брызги, веселье, настоящее эксклюзивное шоу. В московском Дельфинарии на ВВЦ можно увидеть дельфинов-афалин, дельфинов-белух, моржей, а также северных морских котиков, чье забавное и уморительное поведение не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. Почти все представления в выходные дни собирают в Дельфинарии аншлаг.

В московском Дельфинарии на ВВЦ работают опытные тренера – благодаря этому Дельфинарий получил высокую оценку на международной арене. На каждом представлении, помимо трюков с дрессированными морскими животными, зрителям рассказывают о дельфинах интересные факты.

В Измайловском парке 5 июня 2015 открылся дельфинарий под открытым небом «Морской театр», как сообщила «Афише» пресс-служба Мосгорпарка. В дельфинарии уже поселились два дельфина и белуха (беззубый кит) по имени Платон.Обоих дельфинов привезли в «Морской театр» из Анапы, а белуху (длиной 4,5 метра) — из Московского зоопарка. Всем троим обитателям нового дельфинария по 20 лет, при том что средняя продолжительность жизни белух — 70 лет, а дельфинов — 30. Бассейноснащен системой фильтрации, очистки и циркуляции воды. За химическим составом воды — так называемой соленостью, которая важна для млекопитающих, — следят специалисты, дважды в сутки проводится ее мониторинг», — говорится в пресс-релизе «Морского театра». С дельфинами и белухой работают пять профессиональных тренеров.

Стационарные и передвижные дельфинарии – это возможность увидеть настоящее феерическое водное шоу, в котором принимают участие необычные артисты: дельфины, морские котики, сивучи, моржи, тюлени и даже белые киты. Младшему подростку обеспечена буря положительных эмоций и восторг от увиденных сложнейших номеров и трюков, доказывающих высокие интеллектуальные и артистические способности дельфинов и других морских млекопитающих.

Экскурсия в дельфинарий — это реальная возможность решения многих воспитательных задач:

  • воспитание гражданственности;
  • нравственных чувств и эстетического сознания;
  • трудолюбия, развитие творческого потенциала и детей, и родителей;
  • воспитание ценностного отношения к истории, к окружающей среде;
  • воспитание уважения к родителям, к семье, а это одно из важных направлений в нашей работе. А путешествия, экскурсии, различные поездки укрепляют взаимоотношения в семье, способствуют появлению общих интересов, а также созданию дружного коллектива ребят и родителей в классе.

Так как экскурсионная программа в дельфинарий преследует целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:

  • учебная; цель – усвоение детьми знаний по биологии;
  • знакомство с историей и культурой дельфинов;
  • общеобразовательная; цель – расширение общего культурного кругозора
  • культурно воспитательная;
  • цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием.

Подготовительный этап — это сбор и отработка материала через уроки биологии, рассказ о китообразных; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения о дельфинах.

После экскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители — выпускают свои фото- и видео сюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.

Таким образом, можно спланировать экскурсии и путешествия, распределив их по годам обучения.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4