Меню Услуги

Использование образовательного ресурса дельфинария для стимулирования

Страницы:   1     3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме развития учебной мотивации у детей во внеурочной деятельности по биологии
  • 1.1.  Психолого-педагогические подходы к пониманию учебной мотивации
  • 1.2.  Характеристика и уровни формирования учебной мотивации у учащихся 7 классов
  • 1.3.  Условия организация внеурочной деятельности по биологии
  • 1.4.  Экскурсии в дельфинарий как повышение мотивации школьников к изучению биологии
  • Глава 2. Исследование уровня учебной мотивации к урокам биологии у учащихся 7 классов
  • 2.1.  Цели, задачи и описание методик диагностики учебной мотивации учащихся 7 классов
  • 2.2.  Констатирующий этап. Определение уровня развития мотивации школьников к урокам биологии
  • Глава 3. Разработка методики по использованию экскурсионной деятельности в дельфинарий как повышение мотивации обучающихся к изучению биологии
  • 3.1.  Формирующий этап. Направления развития мотивации детей с использование экскурсий в дельфинарий
  • 3.2.  Контрольно-оценочный этап. Эффективность предложенных методических рекомендаций
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выпускной квалификационной работы.В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. указывается на то, что «именно успешность, лежащая в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание в учебном процессе». В частности, уровень учебной мотивации определяет темп овладения человеком творчеством, специальностью, мастерством.

Вместе с тем, анализ исследований, изучение массового педагогического опыта, опросы, проводимые среди учащихся и учителей, показывают, что в большинстве случаев респондентами учебная мотивация к изучению биологии отождествляется с учебной успеваемостью.Особую актуальность для педагогической науки и практики приобретает необходимость исследований педагогических условий и средств формирования учебной мотивации школьника, актуализируя при этом ресурс внеурочной деятельности. Содержание последней как формы организации образовательного процесса, отличной от урочной системы, представляется весьма благоприятным для формирования учебной мотивации к изучению биологии проведением конкурсов, открытых уроков, факультатив экскурсии в зоопарк, океанариум, дельфинарий.А как показывает практика, педагогическими коллективами возможности посещения дельфинарий в формировании учебной мотивации к изучению биологии не используются в полной мере. Требуется выявить педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся 7 классов, в которых исследуемый процесс использования образовательного ресурса дельфинария протекает более эффективно.

Таким образом, нами была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Использование образовательного ресурса дельфинария для стимулирования мотивации обучающихся к изучению биологии».

Объект исследования — учебная мотивация подростков к изучению биологии.

Предмет исследования – особенности использования образовательного ресурса дельфинария как повышение учебной мотивации подростков, к изучению биологии.

Цель выпускной квалификационной работы – выявить особенности использование образовательного ресурса дельфинария для стимулирования мотивации обучающихся к изучению биологии.

Гипотеза. В школах и других образовательных учреждениях можно проводить мероприятия, которые помогут детям лучше узнать этих животных, познакомят с их потребностями, уникальными способностями. Появляется интерес к изучению биологии и морских животных.

Задачи выпускной квалификационной работы:

  1. Определить психолого-педагогические подходы к пониманию учебной мотивации.
  2. Рассмотреть характеристику и уровни формирования учебной мотивации у учащихся 7 классов.
  3. Определить условия организация внеурочной деятельности по биологии;
  4. Изучить роль экскурсии в дельфинарий как повышение мотивации школьников к изучению биологии.
  5. Провести исследование уровня учебной мотивации к урокам биологии у школьников.
  6. Представить направления развития мотивации детей с использование экскурсий в дельфинарий.
  7. Определить эффективность предложенных методических рекомендаций.

Теоретическая база работы представлена трудами таких исследователей как: Д.А. Аккуин, М.М.Басимов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, К. М.Гуревич, П.Горностай, Т.Титаренко, Г.В.Икрин, М.А.Ильина, Н.В. Колмогорова, Е. Ю.Коржова, Г.В.Семенова, М.С.Волохонская, Г.Н.Левицкая,В.С.Мухина, Р.С.Немов, Е.С.Полат, М.С.Ткачева и другие.

Методы и методики исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;эмпирические методы. В их числе: сравнительный метод, метод тестирование.Математический метод (t- критерия Стьюдента).

Методики выпускной квалификационной работы:

  • Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д.Дубовицкой (Приложение 1),
  • Методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой (Приложение 2).

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 50 подростков, их них: 25 посещающие экскурсии (экспериментальная группа) и 25 не посещали дельфинарий (контрольная группа). Возраст испытуемых 13 – 14лет. Эмпирическое исследование учебной мотивации подростковк изучению биологии, проводилось в сентябре – ноябре 2015 года в Средней общеобразовательной школе №115 г. Москвы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе определена роль интереса к морским млекопитающим в повышении учебной мотивации младших подростков к изучению биологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в дипломной работе, могут быть использованы в школьной практике, как педагогами по биологии, так и родителями подростков для анализа причин неуспеваемости учащихся. В работе исследованы особенности учебной мотивации подростков к изучению биологии. Ознакомление с данными исследования позволит найти подход к обучению учащихся 7 классов с использованием экскурсий в дельфинарий.

Структура и объём выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 56 источников. Общий объем работы 74 страницы компьютерного набора.

 

Глава 1. Обзор педагогических исследований по проблеме развития учебной мотивации у детей во внеурочной деятельности по биологии

1.1.Психолого-педагогические подходы к пониманию учебной мотивации

 

Главным условием эффективности учебной деятельности школьников является внутренняя познавательная мотивация, положительное отношение к учению. На это условие указывал известный российский психолог С.Л. Рубинштейн: «Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только им поняты, но и внутренне приняты, т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях». Если учение приобретает для учащегося личностный смысл,усвоение новых знаний и способов работы приведет к его личностному развитию.

О развивающей функции мотивации и позитивного отношения к учению писал и другой выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев: «Чтобы знания воспитывали,надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. Однако, по мнению педагогов, одной из главных проблем современной практики образования является нежелание детей учиться, отсутствие познавательного интереса, отрицательное эмоциональное отношение к школе. Проблема структуры мотивационной сферы и содержания учебной мотивации школьников в психологии изучалась Божович Л.И., Марковой А.К., Матюхиной М.В., Элькониным Д.Б. и др. В исследованиях показано, что мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более «зрелых», иногда противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны мотивационной сферы (и сложные, диалектические отношения между ними) должны стать объектом управления учителя.

В ряде исследований подчеркивается тесная взаимосвязь мотивов и эмоций в структуре учебной деятельности. Проблема эмоциональных состояний и эмоционального отношения к школе и учению у детей и подростков исследовалась Андреевой А.Д.,Астаповым В.М., Воропаевой, И.П., Дусавицким А.К., Дьяченко К.И., Имедадзе Н.В.,Кочубеем Б.И., Новиковой Е.В., Прихожан А.М. и др. Показано влияние положительных и негативных эмоциональных состояний, возникающих у школьников в процессе учебной деятельности, на ее результаты и становление личности. Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования проблема мотивации и эмоционального отношения к учению на сегодняшний день нуждается в дополнительном изучении и уточнении в связи с изменившимися условиями жизни, потребностями детей и новой современной образовательной ситуацией.

Мотивация является одним из главных условий успешного обучения. Она является главным компонентом любой деятельности человека. Внутренняя мотивация побуждает человека к выполнению каких-либо действий. Исходя из этого, можно сказать, что личная заинтересованность ученика в процессе получения знаний играет ведущую роль. Таким образом, одной из основных задач учебного заведения является создание такой учебной ситуации, в которой учащийся самостоятельно решает, поставленные перед ним учебные задачи, приходя к правильному решению. В процессе этого решения он получает необходимые ему знания, умения и навыки. Полученные в ходе самостоятельной работы знания, характеризуются большей точностью и основательностью. Достигнув определённого решения, ученик может наблюдать важность и результативность своей работы, благодаря чему у него повышается вера в свои силы.

Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе учения. Учебная мотивация зависит от актуальных эмоциональных состояний, которые испытывают школьники. Среди них исследователями выделяются гнев и тревожность.

Тревожность – это устойчивое эмоциональное состояние школьника, которое предрасполагает его воспринимать практически любую учебную ситуацию как опасную,содержащую угрозу и реагировать на нее повышением тревоги, напряжения.

Еще одной негативной эмоцией, влияющей на отношение к учению, является переживание раздражения и гнева. Гнев у школьников является реакцией на трудности,неудачи в учебной деятельности. «Решающим условием возникновения гнева является ощущение несправедливости или необдуманности действий, из-за которых пострадали интересы субъекта»[6]. Показатели гнева у всех школьников находятся на среднем уровне. Однако, младшие подростки испытывают его реже, чем ученики более старшего возраста. Самый высокий показатель гнева наблюдается в среднем школьном возрасте.

Подростки проявляют эмоциональную неустойчивость, могут накричать, что-то сломать, их могут раздражать всякие мелочи. В этом возрасте повышается чувствительность к отрицательным оценкам и критике, развивается рефлексия, усиливается эгоцентризм,возникают трудности во взаимоотношениях с другими людьми. При этом ученик в этом возрасте проявляет избирательный интерес к одним учебным предметам, которые могут препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их,организовать свою учебную работу.

Источником учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у школьников является прежде всего педагог. Учитель транслирует свои эмоции ученикам, от его эмоционально-личностных характеристик зависит выбор способов педагогического воздействия и стиль обучения и общения с детьми. Поэтому внутренняя профессиональная мотивация, гуманистическая направленность и эмоциональная зрелость являются значимыми характеристиками педагога в плане формирования эмоционально-мотивационной сферы учеников.

Для создания учебной мотивации можно использовать внеклассные мероприятия и неформальное общение. В спокойной обстановке у школьника формируется положительное отношение к школе, учителю, предмету и т.д. Необходимо поддерживать высокий уровень мотивации на протяжении всего обучения. Для этого необходимо учитывать некоторые правила составления и преподнесения учебного материала: объём нового материала должен соответствовать возрастным особенностям учеников; вся новая информация должна иметь четкую и ясную для учеников связь с уже изученным ими материалом; новой информации не должно быть слишком мало; речь преподавателя должна быть грамотной и интересной; необходимо наличие практической составляющей на занятиях.

Н.Ю. Скороходова говорит о том, что технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке.

В связи с тем, что ученики имеют свободный доступ к большому количеству знаний, учителю необходимо научить его правильно использовать доступные источники информации. Исходя из этого, учителя стали использовать следующие виды работы: работа с электронными учебниками; работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора материала.

Использование компьютерных технологий на уроке создают комфортную эмоциональную обстановку, в которой ученики имеют возможность изучить более подробно ту или иную информацию, повышает их уровень мотивации и на этом фоне улучшается общая успеваемость.

Невозможно недооценить значение эмоций в жизни человека. В психологии эмоции понимаются, как субъективная реакция человека или животного на внешние или внутренние факторы. Эта реакция может проявляться в виде удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т.д.

По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Из этого следует, что эмоциональные состояния одинаково присущи как человеку, так и животному.

Важным компонентом в структуре мотивации личности играют эмоции. Эмоции носят всегда субъективный характер и придают определённую окраску ситуации для человека. Они помогают оценивать не только события прошлого и настоящего, но так, же участвуют в процессе прогнозирования и моделирования человеком ситуаций будущего.

Исходя из вышесказанного, видно, что управление эмоциями человека является одним из способов управления его мотивационной сферой, а также деятельностью. Эмоции влияют на жизнь человека, на процесс принятия решений. Но необходимо учитывать, что положительная роль эмоций не связывается напрямую с положительными эмоциями, а отрицательная – с отрицательными. В зависимости от личностных особенностей человека, отрицательные эмоции могут оказывать мотивирующее, побуждающее воздействие. А положительные являться фактором самоуспокоения человека. Всё это необходимо учитывать в работе с учениками. Вызывая у них определенные эмоции, можно добиться разнообразных результатов. Положительные эмоции очень важны на начальных этапах обучения. Они помогают ребенку поверить в собственные силы, вызывают интерес к предмету и желание учиться. Негативные эмоции в процессе обучения можно использовать, как метод мотивации в том случае, когда первый порыв к учёбе иссяк, и ребенок перестал видеть смысл в своей деятельности. В этой ситуации их можно использовать для «подстрекания» у ребенка азарта и желания доказать окружающим его превосходство.

Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.

Таким образом, для формирования учебной мотивации школьников необходимо учитывать такие факторы, как личная заинтересованность каждого учащегося в процессе получения знания, особенности изменения современных методов преподавания и эмоциональный компонент деятельности. Необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся, который приведет к раскрытию его индивидуальных способностей и укрепит личный интерес в процессе обучения.

 

1.2. Характеристика и уровни формирования учебной мотивации у учащихся 7 классов

 

Современная гуманистическая теория образования указывает на необходимость развития успешной, адаптированной к социальным условиям неопределенности, личности. В течение десятилетий наша педагогика утверждала, что основополагающим является воздействие на личность извне.

Недостаточно стимулировалась внутренняя активность личности, ее потребности, способность к самосовершенствованию, к самовоспитанию,самоактуализации, к мотивации в учении и жизни в целом. При этом именно современная гуманистическая педагогика выдвигает на первый планв развитии младшего подростка- мотивация.

Общаясь с успешными подростками, отслеживая их мироощущения, эмоции,формы деятельности, Г.Ю. Ксензова, пришла к заключению, что успешный подросток — тот, кто:

  • получает радость от учения (один из важнейших показателей);
  • умеет учиться, что означает умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать шаги для ее достижения, выбрать методы и инструменты для их воплощения в жизнь, оценить результат;
  • стремится представить свои мысли, работы одноклассникам, учителям, родителям, миру;
  • активно осваивает и расширяет свое образовательное пространство за счет участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах;
  • имеет успехи в изучении отдельных дисциплин;
  • имеет и не боится демонстрировать свое мнение по возникающим вопросам;
  • любую оценку своей работы воспринимает как руководство к дальнейшему действию, а не как желание все бросить или «почивать на лаврах»;
  • имеет позитивный личный статус.

Обратимся к антропоцентрической философии Д.Б. Эльконина иВ.В. Давыдова, которая в основу обучения ставит человеческие отношения,субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. При этом основными критериями мотивации обучения младшего подростка являются психологический комфорт, эмоциональный эффект, двигательная активность, безопасная образовательная среда. Успешная учебная деятельность, в соответствии сконцепцией Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, имеет в своей структуреследующие сформированные компоненты:

  1. мотивы учения, имеющие учебно-познавательное содержание;
  2. учебные операции;
  3. принятие учебных задач;
  4. учебные действия, включающие:
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  • преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением действий;
  • оценка усвоения общего способа решения учебной задачи.

Сформированность структуры учебной деятельности согласно данной концепции, определяется сформированностью действий контроля и оценки,т.е., по сути, рефлексивного компонента деятельности. Так, здесь учебная мотивация опосредована действиями контроля и оценки и включает развитые учебно-познавательные мотивы и принятие учебных задач как личностно-значимых. Такое понимание учебной мотивации отражает мотивационно-деятельностные аспекты феномена, однако личность здесь присутствует по большей части в когнитивном понимании, предполагающем акцент на усвоении общих способов решения учебных задач.

И в наукеи практике нередко происходит подмена понятий «успеваемость» и«мотивация обучения», которые являются далеко не равнозначными.

Школьная отметка призвана оценить только качество усвоенных знаний,умений на репродуктивном уровне, но она не отражает содержание нравственных достоинств учащегося и значимость достигнутого успеха, егоцену. Ряд психологических критериев оценки учебной мотивации выделеныТ.Ю. Кураповой:

  • положительная динамика развития;
  • положительная мотивация учения, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
  • способность к усвоению предлагаемых образовательных программ, высокая академическая успеваемость;
  • социальная адаптированность;
  • позитивные отношения между учеником и учителем;
  • позитивные отношения с одноклассниками;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • переживание благополучия и безопасности в семейной и школьной системах «даже отличник не может называться успешным, обладая высокой тревожностью и низкой самооценкой».

Так, по мнению В.Г.Рындак, обосновано положение, что в процессе учебной деятельности не последнее место занимает креативность, она находит отражение в обостренном «восприятии учащимся пробелов в знаниях, недостатков усвоения материала, дисгармонии знаний и умений». Степень включенности творческой составляющей в различные виды самостоятельной деятельности определяет несколько типов проявления умственной самостоятельности: воспроизводящей (по образцу),реконструктивной, эвристической и исследовательской. Воспроизводящий тип, при этом, относится к наиболее простым и отражает низкий уровень умственной самостоятельности, а исследовательский – высокий уровень.

Такое деление весьма условно, т.к. в подростковом возрасте воспроизводящие элементы в позновательном плане доминируют и являются базовыми, на основе которых уже становится возможна и реконструктивная,и исследовательская умственная деятельность.

Умственная творческая самостоятельность в нашем исследовании, как признак включалась в один из показателей учебной мотивации. Мы понимаем, что самостоятельность может проявляться в различных сторонах учебной деятельности, отражающей учебную мотивация: организация и самоорганизация учебной деятельности, ориентировка в мотивационно-познавательных предпочтениях. Итак, способность подростка к

самоорганизации, была принята нами как одна из составляющих учебной мотивации, понимаемая как самостоятельность в организации познавательной деятельности, сопряженная с целеполаганием и планированием.

Анализ работы Л.И. Анцыферовой, В.М. Малахова позволил рассмотреть самостоятельность как «наиболее существенный признак человека и как личности, и как субъекта деятельности». Человек как личность, подчеркивает, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный индивидуальный путь». Так, понимание учебной мотивации оказывается невозможным без включения в его содержание субъектных качеств самостоятельности, ответственности.

Основополагающим в определении учебной мотивации стали положения о единстве внутренней готовности школьника к познавательной деятельности созидающего характера и его способности овладевать умениями получения новых знаний и использования их в условиях неопределенности. Это позволило в структуре учебной мотивации выделить два уровня: внутренний – личностный (мотивационный) и внешний –процессуальный, познавательный.

Результатом анализа теоретических источников, обзора практики,характеристик успешных подростков, данных в работах Г.Ю. Ксензовой,Т.Ю. Кураповой, в настоящем исследовании были выработаны критерии и показатели учебной мотивации детей:

  • мотивационно – ценностный критерий отражен в стремлении ученика быть успешным в учебной деятельности; ориентации на учебную мотивация как ценность.
  • познавательный критерий определяется совокупностью знаний и представлений о феноменах «успех», «учебная мотивация», «внеурочная деятельность; знанием способов формирования учебной мотивации;
  • деятельностно – рефлексивный умеет спланировать шаги для достижения цели — содержание, методы, контроль за выполнением действий, оценка, результат, рефлексия; сформулировать цель своей не только учебной, но и любой деятельности; расширить свое образовательное пространство за счет участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах; умеет приводить аргументы в защиту своего мнения, уважать точку зрения другого человека;
  • любую оценку своей работы воспринимает как руководство к дальнейшему действию (не как желание все бросить). Имеет позитивный личный статус.

«Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью» (Л.С. Выготский). Содержание всех детских возрастов (от раннего, дошкольного до юношеского, студенческого)во многом определяется процессами и результатами учения, мотивация которого, в свою очередь, определяет ход развития всех сфер личности, как в когнитивном, так и в эмоциональном, поведенческом, характерологическом и других планах.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Подростковый возраст охватывает период от 11-13 до 14-15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Кризис подросткового возраста связан с изменениями социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение подростка в системе принятых в данном обществ отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление самосознания подростка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. В результате смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность. Младший подростковый возраст (11-13 лет) большинством авторов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан) характеризуется снижением познавательного интереса и, нередко, смещением на второй план или утратой мотивов ученияв целом (в сравнении с мотивацией общения со сверстниками). Именно в этом возрасте подросток проходит стадию эмоционального развития и переходит в стадию интеллектуального развития.

Анализ специфики младшего подросткового возраста позволяет утверждать, что это кризисный период, поскольку связан с изменениями социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Л.С.Выготский).

Ведущая учебная деятельность в подростковом возрасте начинает сменяться интимно-личностным общением. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление самосознания подростка,формируются навыки социального взаимодействия. В результате смены интересов часто страдает учебная деятельность. Младший подростковый возраст большинством авторов характеризуется снижением познавательного интереса и, нередко, смещением на второй план или утратой мотивов учения в целом (в сравнении с мотивацией общения со сверстниками)(Л.И. Божович, И.С. Кон). Именно в этом возрасте подросток проходит стадию эмоционального развития и переходит в стадию интеллектуального развития.

Вопросам формирования учебной мотивации во внеурочной деятельности посвятили свои труды Н.П. Аникеева, Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Но в силу достаточно обобщенного характера и ориентации преимущественно на формальные проявления мотивации в работах данных авторов не раскрывается в достаточной мере содержание педагогических условий формирования учебной мотивации как интегративного личностного качества во внеурочной деятельности. По сути большинство научно-педагогических источников содержат описания технологий и моделей, отвечающих такой системе образования, где качество усвоения знаний, умений и навыков отождествлялось со степенью учебной мотивации. Однако на сегодняшний день данное понимание оказывается явно устаревшим в силу потребностей общества в личности нового формата– отвечающей требованиям разносторонней развитости и мотивации в самом широком понимании. Мотивация в учении – это базис личностной мотивации во многих областях жизни. И дело здесь не в полученных знаниях и отметках, а в содержании переживаемых успехов в когнитивном,эмоциональном и деятельностном планах.

С опорой на рассмотренные положения и анализ практики выявлены возможности внеурочной деятельности, в формировании учебной мотивации младшего подростка. Доказано, что внеурочная деятельность,являясь одним из видов деятельности, обладает определенным педагогическим потенциалом эффективного формирования учебной мотивации младшего подростка, отраженного в совокупности возможностей. Она наделена сущностными свойствами деятельности(целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер),имеющих непреходящее значение для педагогического процесса (Л.П.Буева,Л.В.Денисова, В.О.Дженжер, В.П.Зинченко, В.Г.Рындак); расширение свободы выбора и действий подростка в позиции субъекта деятельности,моделирования взаимоотношений; проектирования многопланового содержания разнообразных форм совместной деятельности. Внеурочная деятельность обеспечивает, по мнению В.С.Безруковой, углубленность подростка в учебный предмет, способствует реализации личностных запросов на познание, возможность применения педагогом более широкого спектра методов, средств, технологий обучения, воспитания и развития;создания эмоционально-насыщенных и личностно-значимых ситуаций успеха. Для нас представляет интерес антропоцентрическая философия,которая в основу обучения ставит человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения (Б.М.Бим-Бад, В.И.Слободчиков). Здесь основными критериями мотивации обучения ребенка являются эмоциональный эффект,безопасная образовательная среда.

На основе проведенного психолого-педагогического анализа учебной мотивации возможно выделить следующие критерии сформированности учебной мотивации младших подростков (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Критерии сформированности учебной мотивации младших подростков

Критерии учебной мотивации Показатели
1 2
Мотивационно — ценностный —      стремление быть успешным в учебной деятельности;

—      учебно-познавательная мотивация;

—      признание учебной мотивации как ценности;

—      хорошее физическое и психическое здоровье;

—      положительная динамика развития способности к усвоению образовательных программ;

Когнитивный —       понимание содержания педагогической сущности понятий «успех», «мотивация», «ситуация успеха» «учебная мотивация», ключевых компетенций;

—      знание способов формирования учебной мотивации;

—       осознание противоречий, проблем, затруднений в учебной деятельности;

Деятельностно — рефлексивный -умеет спланировать шаги для достижения цели — содержание, методы, контроль за выполнением действий, оценка, результат, рефлексия;

-сформулировать цель своей не только учебной, но и любой деятельности;

-расширить свое образовательное пространство за счет участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах;

-умеет приводить аргументы в защиту своего мнения, уважать точку зрения другого человека;

— любую оценку своей работы воспринимает как руководство к дальнейшему действию (не как желание все бросить); -имеет позитивный личный статус.

 

В таблице обобщенно представлены выделенные нами критерии сформированности учебной мотивации. Мы видим, что мотивационно-ценностный критерий отражает выраженные учебно-познавательные мотивы и стремление к успеху. По сути сам по себе учебно-познавательный мотив представляет собой мотив достижения в узкой сфере учебной деятельности.

При этом важной оказывается и общая мотивация достижения как ориентация личности на успех в контексте жизни в целом и учебной деятельности, в частности.

Когнитивный компонент отражает смысловое содержание самооценки успеха в учении. Такое содержание определяется пониманием успеха,мотивации, ситуации успеха как обобщенных целеобразующих категорий,когнитивно очерчивающих для подростка желаемый результат деятельности и позитивные переживания этого результата (переживания успеха). Важноотметить, что в данном компоненте одну из значимых позиций занимает показатель «удовлетворенности содержанием различных сторон учебной деятельности». Без данной составляющей (или с выраженной неудовлетворенностью) как показал наш эксперимент, любые смыслообразующие единицы могут сводиться к простому преодолениютрудностей и не ориентировать младшего подростка на учебную мотивация.

Деятельностно-рефлексивный компонент сформированности учебной мотивации включает субъектные рефлексивные свойства личности.Субъектность может оцениваться как общая интернальность, как самостоятельность в постановке проблем, выдвижении гипотез, решении широкого спектра задач учебного и вне учебного плана. В связи с тем, что«учебная мотивация в своей основе содержит целевую детерминацию», в деятельностно-рефлексивном плане, мы считали, необходимым сделать акцент именно на способности целеполагания и планирования.

Итак, рассмотрено педагогическое содержание понятий «успех»,«мотивация», «учебная мотивация»; уточнено в соответствии с предметом исследования ключевое понятие «учебная мотивация школьника»рассматриваемое — уточнено содержание понятия «учебная мотивация подростка» как интегративная характеристика личности,рассматриваемая в контексте мотивационно-ценностного, интеллектуального и деятельностного развития, в котором находит отражение стремление быть успешным, «ориентация на учение как способ бытия»; ценностно-смысловая насыщенность его познавательной деятельности, удовлетворенность учебной деятельностью, и выступает показателем развитого целеполагания,личностных достижений, социальной комфортности, что увеличивает степень свободы подростка за счет выбора им возможностей внеурочнойдеятельности; выработаны критерии и показатели сформированности учебной мотивации 7 классов – мотивационно-ценностный,познавательный, деятельностно-рефлексивный.

 

 


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1     3   4