Заявка на расчет
Меню Услуги

Использование сказок А.С. Пушкина в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Задачи нравственного воспитания включают формирование:

— уважения к взрослым, сверстникам,

— навыков культурного поведения,

— ответ­ственного отношения к выполнению доступных пору­чений,

— организованности, самостоятельности,

— умения дружно играть и трудиться,

— стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено,

— справедливо оценивать свои поступки и действия сво­их сверстников.

Развитие нравственных чувств, воспитание нравствен­ных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач нравственного воспитания детей до­школьного возраста.

Здесь следует отметить, что в со­временных программах для дошкольных образователь­ных учреждений специально не выделяется раздел нравственного воспитания детей, нонравственность пронизывает все направления деятельности с детьми: игру, знакомство с культурой быта, развитие познава­тельной активности, речевое развитие ребенка, соци­альное развитие и т.п. [20]

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы.

В первую группу задач входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на все другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер и поэтому на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста объекта, и конкретные условия жизни.

Задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловые блока:

1 блок: воспитание гуманных чувств и отношений.

2 блок: воспитание патриотизма.

3 блок: воспитание трудолюбия.

4 блок: воспитание коллективизма.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику.

Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, моральных чувств.

Вторым средством воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Третьим средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учебная деятельность, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е.

она активизирует весь механизм нравственного воспитания.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов классификации методов воспитания. Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.

1 группа: методы формирования нравственного поведения (при — учение, упражнение, руководство деятельностью).

2 группа: методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа).

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1.Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

  1. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.
  2. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.
  3. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации.
  4. Методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
  5. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
  6. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка.
  7. Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.
  8. Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет.
  9. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основанием для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей [32] .

В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции – они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация.

Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество

1.2. Содержание программ ДОУ по вопросам нравственного  воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения в ДОУ. Рассмотрим задачи развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений в некоторых из них.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой выдвинуты следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
  2. Учить полно, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
  3. Учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев [14].

Программа «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер) ориентирована на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. Выделяется раздел «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи». Руководство восприятием детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений ведется по трем направлениям.

Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Одна из основных линий этой работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы. Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Рекомендуются и более сложные произведения, чем в средней группе. Однако допускается повторение произведений прочитанных ранее, их обыгрывание и обсуждение.

Второе направление: освоение средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение лексической и грамматической культурой речи, развитие связной и выразительной речи.

Третье направление: развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, способствующие развитию мышления и воображения детей.

Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом:

— развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки);

— развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе;

— развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей – планов [32] .

В программе «Радуга», разработанной авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой, выделяются следующие задачи.

  1. Продолжать развивать интерес у детей к художественной литературе.
  2. Совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений.
  3. Обращать внимание на художественно-изобразительные средства. Помогать ребенку, почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

В программе «Детство» разработанной преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени Герцена под руководством Логиновой и Бабаевой, предусмотрен раздел «Ребенок и книга», где рассматриваются вопросы, связанные с приобщением ребенка — дошкольника к миру художественной литературы. Задачи по развитию восприятия детей 5-6 лет художественной литературы ставятся таким образом;

Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней — важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы:

  1. Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной литературе, детали и другие);
  2. Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнения, усилие и другие), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать это свое эмоциональное отношение в выразительном чтении;
  3. Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героя.

Таким образом, мы видим, практически во всех проанализированных нами программах были представлены задачи по развитию восприятия литературных произведений детьми 5-6 лет. В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способности детей к восприятию литературных произведений, формирование интереса к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет педагогов тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего с отбором произведений детской литературы. Во всех вариативных программах рассматриваются приемы и задания по развитию восприятия литературных произведений, однако нам по содержанию и методическому обеспечению больше подходит программа «Детство», на которую мы будем опираться в своем исследовании [30] .

1.3.Сказки А.С. Пушкина как средство нравственного воспитания

В сентябре 1834 года А. С. Пушкин  набросал план издания цикла сказок, в которым расположил их не по хронологии, а согласно основным их идеям. После начальной сказки — баллады «Жених» (не входит в круг детского чтения) следовали сказки о царе Лебеди, о мертвой царевне, о Балде, о золотой рыбке, о золотом петушке. Этот план даёт ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и всех по отдельности сказок.

Пушкинские сказки, вошедшие в круг детского чтения, делятся на лиро – эпические (Сказка о царе Салтане…., «Сказка о мертвой царевне»), которые по сюжету, композиции и идее близки к волшебным фольклорным сказкам, и социально – иронические («Сказка о попе», «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке»), написанные в традициях фольклорных бытовых сказок.

Важно, что все сказки А. С. Пушкина предназначались взрослым и написаны были в пору творческого расцвета поэта. В 30 – годы А. С. Пушкина интересовала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались им с позиции «домашнего» человека. Под таким углом зрения легко было отделять добра от зла, правду от лжи. В сказках А. С. Пушкина « о людях» проблема любви, жизни, смерти – главная идейная линия повествования. Из всех жанров литературы именно сказка давала  возможность поэту наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. В них А. С. Пушкин размышляет о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему представляется, не только в минуты счастья. Неотъемлемая часть земного пути – печали и беды, и человек обязан принять их достойно. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и  народную, и общечеловеческую точку зрения на эти вопросы.

Лиро-эпические сказки заканчиваются счастливо, добро и зло в них однозначно,  положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений. Социально – иронические сказки заканчиваются справедливо, но несчастливо, отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло.

В лиро-эпических сказках внимание сосредоточено на семье, на  «домашних» чувствах героев, их социальный статус не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон,  царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «чувством доброты»: например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон  несчастлив из-за тоски к отцу, и все чудеса мира не могут его утешить. В социально – иронических сказках герои сталкиваются с  непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны ( как это принято  в фольклорной традиции), но вместе с тем подчеркнута их личная, психологическая мотивированная слабость (это уже  нормы литературы): поп – жалкий старик с «толоконным лбом», старуха сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон – глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняет их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью- то  силу.

По мнению А. С. Пушкина, мужчине природой назначено руководить и царствовать. Удел женщины – быть женой и матерью, скромной и простой, её поведение естественно и ограничено, что характеризует русских женщин вообще. Поэтому у героинь пушкинских сказок нет индивидуального имени. Даже собственное имя волшебницы – «Лебедь», вслед за народно-поэтическим «лебёдушка», становится символистическим. Оно олицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русских обрядовых (свадебных) песнях так называли девушек – невест  прекрасных и лицом, и душой. Когда главное своё дело  женщина выполняет хорошо – по достоинству и награда. Сына в «аршин» даёт Бог жене Салтана царице, которая «ждёт — пождёт с утра до ночи» своего мужа из дальнего похода, «в сочельник в самый, в ночь Бог даёт дочь, которую судьба тоже вознаграждает: за девическую скромность, за женскую кротость, за человеческую незлобивость. Для характеристики своих героинь в подобных случаях поэт находит и выразительный эпитет, и «говорящий» глагол, и меткое сравнение в традициях народной песни.

И царица над ребёнком,

Как орлица над орлёнком.

Таким образом, в сказках А. С. Пушкина воссоздаётся атмосфера идеальной национальной народной этики. Царица терпеливо ждёт мужа у окна и смотрит в поле «с белой  зори до ночи». Королевич Елисей  «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу».  Семеро братьев соблюдают обычай гостеприимства, определёнными этикетными формулами «вызывая» незнакомства, посетившего их дом. Царевна – девушка  дружно живёт в тереме с богатырями:

Им она не прекословит

Не перечат ей они.

А. С. Пушкин понимает, что нормы поведения и нравственности, проверены жизнью не одного поколения людей, выработаны в результате длительного взаимодействия человека с природой, потому художественное пространство сказок поэта неизменно включает в себя и природные стихии, и духовный мир человека.

Отличительной чертой А. С. Пушкина – человека и Пушкина – поэта было стремление к гармонике всегда и во всем. Как  автор сказок Пушкин – не подражатель, а творец: старую литературную схему, фольклор, он наполнил новым содержанием. В отличие  от законов фольклорного искусства в отношении к злу А. С. Пушкин не так суров и категоричен. В представлениях народа идея уничтожения противника имеет магический смысл, а у Пушкина действует этика гуманизма: всё людское зло презренно и обречено на гибель, исчезнет ненависть, корысть, зависть, тиранство и неизбежно восторжествует доброта и справедливость.

«Сказка о царе Салтане» — самая светлая и тёплая сказка А. С. Пушкина и не случайно написана она была в год женитьбы поэта. Поэтому основная тема этой сказки – тема дома и семьи. В ней также сконцентрировались и все основные темы творчества А. С. Пушкина: борьбы добра и зла, любви и свободы (свободной природности стихии), объединяет все эти темы идея стремления к гармонии. Но  неосуществимое стремление к «идеальному» в действительности в сказке становится реальным.

Последняя сказка А. С. Пушкина по времени написания и по месту в цикле сказок – «Сказка о золотом петушке»- самая таинственная, самая идейно жесткая и самая «недетская».

В отличии от «Сказки о царе Салтане», в которой всё заканчивается счастливо, никто кроме коршуна – чародея не умирает, в «Сказке о золотом петушке»-цепь трагических событий и трагическая развязка: смерть сыновей Дадона, смерть звездочета (убивает его Дадон), смерть самого Дадона. Золотой петушок является орудием казни царя – клятвопреступника и убийцей. Совершенно разные внутренние психологические импульсы подталкивали А. С. Пушкина к созданию этих двух сказок: «Сказка о царе Салтане…», по сути волшебная, добрая и семейная сказка. В «Сказке о золотом петушке» все мотивировки изменены в сторону приближения к «натуралистическим»  усилен её сатирический характер.

В отличии от других сказок А. С. Пушкина, в «Сказке о золотом петушке» отсутствует традиционный положительный сказочный герой. Его относительно «заменяет» золотой петушок, но – образ абстрактный и символический (в русских народных сказках петух символизирует храбрость и благородство), и не совсем понятно —  живой он или металлический  («Вдруг раздался лёгкий звон»). Хотя недаром сказка названа о петушке, т. е.  подразумевается, что он – главный герой, а например, не звездочет. Звездочет – таинственный и А. С. Пушкин говорит о нем с нежностью «Весь как лебедь поседел, но он непосредственно никого не наказывает, более того – он сам жертва. Образ царя снижен – он ленивый самодур. Само имя царя взято из сказки «Сказка о Бове Королевиче», где Дадон – «злой» царь. В юношеской поэме А. С. Пушкина «Бова» Дадон- имя  царя – «тирана», которого поэт сравнивает с  Наполеоном. Образ царя гротескный, Пушкин  иронизирует над ним:

……….. со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге.

Врагам царь даст «отпор» царствуя, «лёжа на боку». Диалог царя с воеводой дан в плане гротеска:

«Царь ты наш! Отец народа! – Возглашает

Воевода:-Государь! Проснись! Беда!»

«Что такое, господа?-Говорит

Дадон, зевая:

-А?.. Кто там?..беда какая?»

Но Дадон не просто безобидный лентяй, он совершенно безнравственная личность; не держит слова, влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей.

Царь Салтан это «царь – батюшка»: он великодушен, доверчив, любит свою семью. Чудо – ребёнок, богатырь Гвидон, следуя идейному смыслу сказки, тоскует по семейному счастью, трудится над восстановлением гармонии частного существования. Гвидон стремится привлечь к себе на остров отца с  помощью диковинок, каких «в свете нет». И жена ему нужна такая, чтоб «не можно глаз отвести». Гвидон властен по отношению и к природной стихии: он усмиряет непослушные волны, разговаривает с ветром.

Особое место в «Сказке о царе Салтане» занимают женские образы. Это и мать Гвидона – нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, как самая  лучшая из сестриц она поправу становится царицей, Салтану не интересны девушки, которые «весь крещеный мир» жаждут поразить своим ткацким или поварским искусством. А вот речь третей сестрицы ему по душе: как и Салтан, она ищет простого человеческого счастья, мечтает о семье, о детях. В беззащитной царице – матери поэт видит в первую очередь обыкновенную женщину. «Горькой вдовицей стонает и вопит» она день напролёт: при живом муже лишалась поддержки и вот с сыном- младенцем брошена на произвол судьбы, в «бездну волн». Центральный образ сказки – царевна Лебедь, «чистейшей прелести чистейший образец», который явился А. С. Пушкину в его невесте Н. Н. Гончаровой. Многие детали сказки связаны с реальными моментами сватовства и были вполне понятны только А. С. Пушкину и его жене (в частности, долгое сватовство поэта):

Ведь жена не рукавици:

С белой ручки не стряхнёшь,

Да за пояс не заткнешь.

Царевна Лебедь, прежде чем удовлетворить последнее и самое важное желание Гвидона, изложила перед ним кодекс народной семейной жизни, требования к жениху и призвала его пораздумать обо всём, чтоб «не раскаяться потом». Князь даёт клятву и просит у матери благословения «жить в совете и любви». Всё в лучших русских народных традициях. А. С. Пушкин  ввел в народный сюжет новую героиню, гармонично соединившую черты белой лебёдушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и  невесты-помощницы из сказок. Впервые появляется царевна Лебедь там, где рождаются сказки у лукоморья. Пейзаж пустынного пока острова напоминает начало пролога к «Руслану и Людмиле»: «Море синее кругом, дуб зелёный над холмом», сама же царевна – будто пена морская на гребне волны:

Глядь-поверх текучих вод Лебедь

Белая плывёт.

Возникает аналогия, ещё более глубокая, чем просто фольклорно-сказочная: мифологическая богиня рождается из морской пены. А. С. Пушкин  обожествляет свою царевну Лебедь и вообще женский образ. Она не просто исполняет желания, она сочувствует, благодаря её волшебной божественной силе воссоединяется семья и чудесный, утопический остров становится семейным, земным раем. Образ Лебеди ещё и выражение пушкинской идеи о том, что поэзией повелевает красота, она и есть высший смысл поэзии.

Отрицательные персонажи обеих сказок, как и фольклорные, каноничны и собирательны, созданы по закону широкого обобщения, поэт наделяет их постоянной чертой характера; ткачиха, повариха и Бабариха-злобные, завистливые и трусливые, Шамаханская царица коварна, безнравственная и алчная. «Милый идеал» Пушкина другой. Женщина – чудо природы, такое, как царевна Лебедь или «тихая» царица. Магией семьи владеет  именно женщина: «Дела в даль не отлагая», поджидает «приплода», живёт – поживает с супругом в согласии и любви. А носители темных сил — повариха с ткачихой, Бабариха, царь Дадон – не так уж страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства. В «Сказке о царе Салтане»  превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях, по мере  движения сюжета общий характер картины детализируется и дополняется новыми, не менее, сказочными сценами. Чудо следует за чудом.  Каждая деталь так преображается, что делается реальней и содержательней, чем это было в народной сказке.

В сюжете «Сказки о золотом петушке» нет чудес (кроме петушка), нет никаких превращений, да и событий происходит мало,  что происходит, описаны очень лаконично. «Сказка о золотом петушке» носит  эпический характер. Связано это, конечно с идейной подоплёкой сказки. А. С. Пушкину важно было показать не чудеса и волшебство, а свою идейную позицию, которую он  зашифровал здесь. Таинственная взаимосвязь между звездочетом, золотым петушком, Шамаханской царицей никак не проясняется в сказке, можно только гадать о ней. Зато четко  противопоставляются две диковинки (вполне реальные): Золотой петушок дан царю для добра, он резким криком будит сонное царство и вещает царю неприятную правду; Шамаханская царица, наоборот, воплощает зло, сладкую ложь, коварный соблазн. Забвение горькой правды ради сладкого обмана – главная вина царя Дадона. В финальном эпизоде немедленно вслед за смертью звездочета исчезает Шамаханская царица, то есть морок, наваждение рассеивается, а золотой петушок на глазах всей столицы убивает Дадона. Поэтика «Сказки о царе Салтане..» иная.  А С.Пушкин  использует здесь приёмы не только сказочной, но и былинной, песенной традиции.

Философский смысл любой сказки А.С.Пушкина, как и всего его творчества, утверждение любви и добра как основы мира. Любовь в Пушкинских сказках побеждает всё.

Таблица В.2

Группа « От Рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду

 

Средняя группа «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)  
Старшая группа «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

«У лукоморья дуб зеле­ный…» (из поэмы «Руслан и Людмила»)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

 

 

 

 

 

«У лукоморья дуб зеле­ный…» (из поэмы «Руслан и Людмила»)

Подготовительная группа «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»

 

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

«Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»)

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

 

 

 

 

 

 

«Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»)

Вывод по главе

В представленном теоретическом исследовании  мы попытались систематизировать имеющийся материал по  работе по сказкам А. С. Пушкина , а так же выявить значение сказок для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста  в дошкольном учреждении.

Формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе образовательного процесса в ДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего,  думающего и любящего, и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Сегодня потребность в сказке представляет особенно большой. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф