Меню Услуги

Исправление звукопроизношения при сигматизме свистящих у детей старшего дошкольного возраста с дислалией. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Логопедические основы коррекции сигматизма у детей дошкольного возраста

 

Недостатки произношения свистящих с,с`з,з` обозначаются термином сигматизм. Механизм образования фонемы с и з состоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель. Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям неба. Вдоль по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами [38,41,47 ].
Для устранения дефектов произношения свистящих звуков используют следующие приемы:

1. Упражнения для выработки воздушной струи, идущей по середине языка, упражнения для уточнения положения кончика языка за нижними зубами;

2. Постановка звука с, упражнения для подъема кончика языка вверх

3. Автоматизация звука с в слогах и словах, выработка кратковременной вибрации кончика языка с механической помощью;

4. Автоматизация звука с в предложениях, постановка звука з;

5. Автоматизация звука с в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука з в слогах, словах, выработка умения начинать вибрацию кончика языка с механической помощью, а продолжать без нее;

6. Автоматизация звука с при пересказах в самостоятельной речи, автоматизация звука з в предложениях, постановка звука ц в слогах;

7. Автоматизация звука з в рассказах, самостоятельной речи, автоматизация звука ц в словах;

8. Автоматизация звука ц в предложениях; в потешках, чистоговорках, в самостоятельной речи.

Постановка обычно начинается с глухого твердого с.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят т и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызывать звук с от звука ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.

Уклад органов артикуляции при произношении звуков с, с’, з, з’. При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния и 1—2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель — тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При произнесении мягкого с’ губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з’ в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Уклад органов артикуляции при произнесении звука ц. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами — 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мяг-кое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная .

Основные виды сигматизма. Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

• Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

• Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

• Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного т или, при звон-
ком, — д. При звуке ц артикуляция его упрощается и он становится одноэлементным, произносится как с или как т.

• Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ. Условием, способствующим выработке нормированных звуков и облегчающим процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, является адекватно выбранный прием и путь при котором учитывается артикуляторная близость звуков и естественные, присуще речи способы его реализации.

Сигматизмы свистящих звуков

Характеристика звуков с, с’, з, з’, ц и их артикуляция

В целях установления связи между всеми свистящими звуками, выявления основного (базового) звука необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их артикуляцию.

Для согласных звуков способ и место образования являются ведущими признаками, а у всех звуков данной группы эти признаки следующие: по способу образования они — щелевые (только ц — смычно-щелевой), а по месту образования — переднеязычные. Но произношение звуков з и з’ отличается от произношения сие’ наличием голоса. Артикуляция звуков с’ и з’ отличается от артикуляции с подъемом средней части спинки языка. Артикуляция звука ц отличается от артикуляции с добавлением смычки к щели.

Таким образом, в группе свистящих звуков с, с’, з, з’, ц основной является артикуляция звука с, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук с произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук з, добавив подъем средней части спинки языка, получим с’ и з’, добавив смычку перед щелью, получим ц. Поэтому и нарушения звуков с’, з, з’, ц бывают теми же, что у с.

Исправление звуков с, с’, з, з’, ц при различных видах нарушений

Отсутствие звуков с, с’, з, з’, ц

Звук с

Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук.

Подобрав два слова, например Саня и Аня, логопед предлагает послушать и показать, кого он назовет. Берет две куклы —девочку и мальчика, говорит: «Эту девочку зовут Аня, а этого мальчика — Саня». (Говоря слово Саня, выделяет звук с, произнося его более длительно.) Затем предлагает повторить. Ребенок два раза произносит слово Аня. «Скажи еще раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь? А теперь послушай, как я скажу. Сссаня. Будем учиться произносить звук с».

Постановка звука. Сначала надо выработать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого логопед предлагает ребенку подуть на слегка высунутый широкий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенок освоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы получить нужную воздушную струю.

Логопед говорит: «Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. Сделай и ты так же. Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу к передним зубам. Посмотри, как хорошо у тебя получилось! Прикрой рот. Теперь подуем… Видишь, воздух идет. А если на руку подуть, то почувствуешь холодную струйку воздуха. (Подносит руку ребенка к его подбородку тыльной стороной.) Теперь отдохни»

Во время паузы нужно приготовить ватный фитилек и научить ребенка держать его, приложив к подбородку так, чтобы на него попадала воздушная струя. Если струя воздуха слабая, надо попросить ребенка подуть на ватку сильнее, но чтобы при этом не надувались щеки. Полученную правильную артикуляцию нужно повторить 5—б раз, делая паузы, чтобы у ребенка не ослабевало внимание и чтобы он успевал контролировать свои действия.

Если на следующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз.

Полученный звук с ребенок не должен сразу пытаться произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры — логопед предлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п.

Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.

Автоматизация звука. Логопед рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, усы, весы, косы, колесо, фасоль, колбаса, лист, куст, мост, паста, маска, каска, доска, леска, хвост, лепесток, капуста; в конце: нос, пес, лес, колос, навес, пояс, овес, фикус, ананас, поднос, глобус, автобус, гладиолус, кекс, кактус, компас; а также картинки с двумя звуками с в названиях: сосулька, соска, пылесос, насос, космос и др.
С отработанными словами логопед вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с, и записывает под соответствующей картинкой в его тетради, например: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. В саду стоит скамейка и др.

Звук с’

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с’. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, се, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети, село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, сеет, свисток, стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с’ находится в середине: осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек, лисенок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед, насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, наконец, слова, которые заканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.

С отработанными словами логопед придумывает предложения, например: Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.
(Материал для автоматизации звука с’ в потешках, скороговорках смотрите в приложении № 2)

Звук з

Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее воспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи.

Сначала логопед произносит звук с, потом плавно переходит на звук з. Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь,— говорит логопед ,— с — тихий звук, «голос спит», аз — громкий, «голос проснулся», звонко поет песни».

Добившись правильного произношения звука з, можно приступать к его автоматизации в словах: звук находится в начале слова: зубы, запятая, завод, завиток, занавес, зонт, здание, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; в середине слова: мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудки, сазан, газон, кузов, кузовок, вокзал, изба, гнездо,азбука, узлы. Слова со звуком з в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с.
С отработанными словами воспитатель составляет предложения, например: У Зои заболели зубы. Запонка закатилась за вазу. Лиза забыла у Зои зонт и др.

Звук з’

После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з’. Вначале берутся слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з’ находится в начале слова: зелень, земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в середине: мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета, лезвие, тазик, козел.

С отработанными словами логопед придумывает предложения, например: У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.

Звук ц

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков тис, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Логопед говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Автоматизация звука ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец, пловец, палец, танец, певец, птенец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец, колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом в середине: лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница, лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица, единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, в которых ц находится в начале: цепь, цапля, цветок, цыпленок, цокотуха, цемент, цель.

С отработанными словами логопед придумывает предложения, например: Боец целится в цель. Танин отец — пловец. Володя молодец, дал Толе леденец и др.
(Материал для автоматизации звука ц в стихотворениях смотрите в приложении № 2)

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
Таким образом, каждый путь предполагает тщательного рассмотрения, это повлияет на исправления звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

 

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ

2.1. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Цель констатирующего этапа: выявить уровень нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего возраста с дислалией.
Нами был изучен ряд методик, направленных на выявления нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
(Л.Г.Кобзарева, Т.И.Кузьмина, Р.И. Лалаева, Л.В.Венедиктова). Из этого ряда методик была выделена методика Г.А.Волковой, так как она является модернизированной и рекомендованной к обследованию детей – логопатов в соответствии с современными требованиями коррекционного образования.
Методика представляет собой достаточно сложную схему дифференцированной диагностики детей дошкольного возраста с речевой патологией. Нами была сделана выборка, включающая задания на выявление нарушений звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста [ 42,43,712].

Задание 1

Повторение слоговых рядов.

Цель: выявление состояния слухового внимания и памяти, фонематического восприятия.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за мной: СА-ЗА-СА; ЗА-СА-ЗА и т.д.» Слоговые ряды составляются с включением оппозиционных (ТА-ДА) и сходных по звучанию и артикуляции звуков (ЦА-ЗА).

Задание 2

Выделение согласного звука на фоне слова.

Цель: выявление умения выделения звука из слова

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С», «Ц», «З» в словах: сани, коза, сошка, посуда, цапля, почка, лось».

Задание 3

Определение фонематического представления

Цель: выявление способностей подобрать слово на заданный звук.

Инструкция: предлагается ребенку подобрать слово на заданный звук « Назови слово со звуком (С),(З),(Ц).

Из предложенных картинок предлагается отобрать те картинки, в которых есть данный звук. Например:, на звук (С): самолет, стакан, сыр, сумка, сосна. и др.

Задание 4

Подбор пар картинок, названия которых отличается одним звуком.

Цель: выявление способности к звуковому анализу и сравнению.

Инструкция: «Я покажу тебе картинку, а ты выбери из этих картинок ту, название которой отличается только одним звуком. Например: РОСА – РОЗА».
В данной методике не предусмотрена система оценивания, поэтому мы разработали свои критерии оценивания ориентированные на программу обучения детей ФФНР Г.А Каше.

3 балла — ребенок выполнил задание правильно, быстро, самостоятельно;

2 балла — ребенок выполнил задание с ошибками, медленно, с использованием помощи взрослого (наводящих вопросов, повторов)

1 балл – задание выполнено неверно, ребенок не понимал инструкцию, даже после повтора.

Общий балл складывался из суммы баллов оценки за каждое задание. Таким образом, максимальный бал из 5-и заданий составил — 15 баллов, минимальный- 5 балла. При этом учитывались такие показатели как правильность и самостоятельность выполнения работы. В соответствии с этим были определены следующие уровни.

1 — уровень — 9- 12 баллов, звукопроизношение свистящих звуков  сформировано;

2 — уровень—5-8 баллов, звукопроизношение свистящих звуков недостаточно  сформировано, его процесс неустойчив;

3 — уровень—1-4 балла, звукопроизношение не сформировано, фонематическое представление находиться на очень низком уровне или также не сформировано.

Для изучения состояния исследуемого вопроса были отобраны следующие методы исследования:

1. Наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности;

2. Беседа с воспитателем с целью выяснения особенностей детей;

3. Изучение методической документации (индивидуальных карт развития);

4. Изучение документации воспитателя (перспективных и календарных планов работы)

5. Изучение предметно- игровой среды группы.

В группе, в состав которой входят дети 6 лет, т.е. по возрасту подлежащие обучению в старшей и подготовительной к школе группах. Дети однородны по возрасту, но уровень физического развития в основном средний. В группе часть детей испытывает трудности в обучении. В основе этих трудностей лежит снижение познавательной активности, неумение удерживать внимание. Некоторые ребята недостаточно дисциплинированы, не всегда быстро организуются на какую-либо деятельность. В основном в свободное время в группе преобладают игры с конструкторами, строителями, сюжетно-ролевые игры, а также занятия рисованием, часто детьми организуются подгруппы по интересам.

Изучение медицинской документации показало, что в группе есть дети, в анамнезе которых отметки об отклонении в нарушении звукопроизношения. Вследствие этого страдает познавательная сфера, что обуславливает трудности в звукопроизношении свистящих звуков.

Анализ перспективного плана показал, что работа по исправлению нарушений звукопроизношения включена в некоторые занятия по развитию речи в форме проведения дидактических игр. В календарных планах также не прослеживается систематическая подгрупповая или индивидуальная работа в этом направлении; имеются лишь отдельные темы с воспитанниками по исправлению звукопроизношения звуковой культуры (уточнение артикуляции отдельных звуков, работа над выразительностью чтения стихов при подготовке к праздникам). Как следствие, при таком подходе у детей имеются только отрывочные знания о звуках, о составе слова.

В группе имеется книжный уголок, учебная зона, конструкторы, крупный строитель, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Большинство настольно-печатных игр направлено на развитие логического мышления и логической памяти. Есть речевые игры, направленные на развитие связной речи и несколько игр на звукопроизношение. Таким образом, изучение предметно-игровой среды выявило недостатки в ее организации и помогло нам определиться в направлении дальнейшей работы. Далее мы приступили к процедуре обследования детей.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного Центра развития ребенка №53 «Радость» в течение трех месяцев. Для проведения экспериментальной части исследования у старших дошкольников мы отобрали группу детей в количестве 5 человек (приложение № 1). Критерием отбора послужило логопедическое обследование детей группы, которое было проведено логопедом Центра развития ребенка №53 «Радость» Хильченко Т.А. в октябре 2008 года. Ею была выделена группа в количестве 5 человек. В неё входили дети, имеющие незначительные нарушения звукопроизношения (неточность артикуляции некоторых звуков), обусловленное недостатками звукопроизношения.

Для определения уровня нарушений по звукопроизношению у детей экспериментальной группы была использована методика Волковой Г.А.

Результаты обработки и анализа полученных данных отображены в таблице №1.

Таблица № 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента

Уровень нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (по результатам констатирующего эксперимента)

Имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общий балл Уровень
Саша 2 2 2 2 8 2
Илья 2 2 3 1 8 2
Миша 1 2 3 1 7 2
Вася 1 3 2 1 7 2
Павлик 1 3 3 1 8 2

 

Количественный анализ данных, представленных в таблице №1, позволяет сделать вывод о том, что 5 детей экспериментальной группы имеют второй уровень нарушений звукопроизношения. Это выражается в том, что дети, имеющие сумму в 7 — 8 баллов, испытывают трудности в выполнении двух или трех заданий, например: в повторении слоговых рядов и выделении согласного звука на фоне слова, (Илья, Миша), испытывают затруднения в подборе картинок, название которых отличается одним звуком (Саша, Миша, Павлик, Вася). У остальных детей, также имеется нарушение звукопроизношения, с некоторыми заданиями дети справились и получили по 3 балла «Определение фонематического представления» (Илья, Миша, Павлик), но они допускали ошибки в других заданиях, темп их работы был значительно медленнее, они нуждались в постоянной стимулирующей или направляющей помощи экспериментатора.

Количественный и качественный анализ данной диагностики будет отображен в гистограмме.

Показатели выполнения заданий мы представили в гистограмме № 1.

Гистограмма № 1

 

Выявленные недостатки позволили нам наметить индивидуальную работу, направленную на исправление звукопроизношения у старших дошкольников. При организации индивидуальной работы нам было необходимо учитывать психолого-педагогические особенности каждого ребёнка экспериментальной группы.

Имеющиеся результаты анализа документации, а также недостатки организации педагогической среды группы указали на необходимость создания таких педагогических условий, при которых формирующая работа даст положительную динамику в развитии детей экспериментальной группы. Для этого необходимо было спланировать формирующую работу с опорой на знания индивидуальных психологических особенностей детей экспериментальной группы и уровень их подготовленности к исправлению звукопроизношения.


Страницы:   1   2   3   4

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.