Скоро защита?
Меню Услуги

Исследование адаптационных особенностей первоклассников в условиях Прогимназии

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения адаптационных особенностей первоклассников к Прогимназии

1.1 Понятие адаптации первоклассников к образовательной среде

1.2. Влияние адаптации к Прогимназии на физиологическое и психологическое здоровье первоклассников

1.3 Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников в Прогимназии

Глава 2. Эмпирическое исследование адаптационных особенностей первоклассников в условиях Прогимназии

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы. Наиболее значимой проблемой теоретического и практического осмысления в педагогике начальных классов является исследование адаптационного периода первоклассников, проблема создается посредством многообразия используемых понятий и терминологии, обусловленное их разноплановостью. Нельзя не отметить, что эволюция понятия «адаптация» имеет стремительный путь развития и возникнув в биологии, стремительно переместилось в другие отрасли наук и приобрело статус общенаучного. Данный термин, по своей сути, величает в себя «существенные характеристики явлений и процессов, наблюдавшихся и в других областях действительности и, соответственно, излучавшихся различными отраслями знания» [5,с.125]. Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность.

На сегодняшний день проблема социально-психологических условий адаптации детей в ситуации школьного обучения активно изучается педагогами, психологами, социальными работниками. Адаптация младшего школьника представляет собой особый и сложный период в его жизни: ребенок осваивает новую социальную роль ученика, с появлением одноклассников и учителей меняется социальное окружение ребенка. Вхождение ребенка в школьную жизнь, его адаптация происходит на всем протяжении начальной школы, что требует от него довольно сложной психологической перестройки. Новый опыт учебной деятельности, к сожалению, не всегда способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, повышенное эмоциональное напряжение в ходе обучения – данные факторы могут способствовать формированию у младших школьников трудностей в процессе адаптации к школе.

Теоретическая основа ВКР представлена в трудах следующих авторов: Л.Н. Волошиной, А.И. Прихидько, О.А. Саньковой, Н.В. Соколовской, Н.Е. Шустовой и др.

Объект исследования – социально-психологическая адаптация первоклассников к образовательной среде.

Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Гипотеза исследования – процесс адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе является более успешным в условиях Прогимназии, по сравнению с детьми средней общеобразовательной школы (у первоклассников Прогимназии более высокий уровень адаптированности и учебной мотивации).

Цель исследования: изучить различия в особенностях социально-психологической адаптация детей младшего школьного возраста в условиях Прогимназии.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить адаптацию первоклассников в условиях Прогимназии.
  3. Изучить адаптацию первоклассников общеобразовательной школы.
  4. Выявить особенности адаптации первоклассников в условиях Прогимназии.

Экспериментальной базой выступала МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» Кировского района города Саратова.

Методологическая основа исследования – положения теории Л.С. Выготского, отражающие роль среды в развитии личности ребенка; подходы к изучению возрастных задач младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), подходы к изучению социально-психологических условий адаптации детей к школьному обучению (Л.Н. Волошина, А.И. Прихидько, О.А. Санькова, Н.В. Соколовская, Н.Е. Шустова и др.).

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с целью повышения их адаптации к школе, а также в консультировании родителей по вопросам обучения ребенка.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (психодиагностические методики), статистические методы обработки данных.

Структура работы обусловлена ее содержанием и задачами, и включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения адаптационных особенностей первоклассников к Прогимназии

1.1 Понятие адаптации первоклассников к образовательной среде

 

Первый год обучения в Прогимназии является важным этапом в становлении личности ребёнка, его отправной точкой к гармоничному развитию и дальнейшим успехам в учебной и общественной деятельности. То, как учащиеся чувствуют себя в коллективе, какие трудности испытывают при общении с другими детьми или учителем, как преодолевают эти препятствия и приобщаются к обществу, являются важными моментами в организации учебного процесса. От благополучной адаптации зависит личностный рост ребёнка, его самочувствие в среде сверстников. Под адаптацией многие авторы понимают приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Младший школьный возраст характеризуется усложнением характера волевой сферы личности, изменением ее удельного веса в структуре поведения, в связи с чем у ребенка начинает появляться стремление преодолевать трудности. Развитие воли в младшем школьном возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, системой соподчинения мотивов. В учебной деятельности младшего школьника важнейшим проявлением воли является способность к волевому усилию, способность выдерживать длительное волевое напряжение, эмоциональную нагрузку.

Отличительными характеристиками волевого поведения младших школьников в учебной деятельности являются:

— осознанность, целенаправленность, осуществление действия по собственному решению;

— после выполнения необходимой деятельности школьник способен проверить свои результаты самостоятельно, исправить ошибки, сделать необходимые выводы.

В школьном обучении произвольность поведения, высокий уровень сформированности волевых качеств, является необходимой основой для успешности учебной деятельности. Сформированные волевые качества младшего школьника позволяют ему эффективно выполнять учебные задания, следовать школьному режиму, регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, самостоятельно ставить цели и достигать нужного результата, что в свою очередь способствует успешности в процессе обучения.

Самостоятельность школьника представляет собой способность ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без посторонней помощи и побуждения с чьей-либо стороны. В этом процессе на передний план выходят такие характеристики младшего школьника, как познавательная активность, интерес, творчество, инициатива, способность ставить перед собой цели, способность к планированию.

Учебная деятельность младшего школьника формируется постепенно, из предыдущего периода игровой деятельности через приобретение нового опыта. Ребенок обучается не только знаниям, но и способам их применения в жизни.

В концепции Д.Б. Эльконина, конечная цель учебной деятельности представляет собой сознательную учебную активность ребенка. Данный автор отмечает, что «в самостоятельный вид деятельность постепенно превращается учебная деятельность первоклассника, в процессе которой им формулируется учебная задача, производятся учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность постепенно превращается в самообучение» [57,с.49].

За ребенком прочно закрепляется стремление занять новое социальное положение, при параллельном формировании внутренней позиции. Е.А. Бауэр выработан новый термин, обозначающий внутреннюю позицию ребенка — «центральное личностное новообразование», которое он характеризует как сущность личности ребенка в младшем школьном возрасте. Именно этот критерий является определявшим, по его мнению, в поведении, деятельности, отношению к действительности, к самому себе и окружающим [2, с.3].

Проблема адаптации личности ребенка является одной из наиболее сложных в психолого-педагогической практике. Адаптация в одной сфере жизни ребенка не означает благополучного приспособления в другой. Кроме того, адаптация может быть полной (в случае, когда на воздействия среды психические и психофизиологические функции организма не имеют существенного сдвига) и частичной.

С точки зрения С.Т. Посоховой, под социально-психологической адаптацией понимается способность человека заранее предусматривать возможные изменения поведения при установке на новые, неожиданные требования среды [31, с.27].

Изучая проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи, Л.Н. Волошина определяет адаптацию как процесс освоения условий социальной среды с помощью установленных правил социального взаимодействия. В этом процессе Л.Н. Волошина обозначает два аспекта: объективную и субъективную сторону [3, с.8].

Объективная сторона социально-психологической адаптации заключается в том, что ребенок со дня своего рождения приобретает различные социальные качества и на протяжении дальнейшей жизни с помощью значимых взрослых ребенок продолжает адаптироваться, осваиваться в мире.

Субъективная сторона социально-психологической адаптации обусловлена индивидуальными особенностями, качествами, способностями ребенка. В данном аспекте важное место отдается активизирующей роли субъектности самого ребенка.

Таким образом, эффективному развитию социальной адаптации способствует взаимодействие обеих составляющих: как объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень и т.д.); условий непосредственной среды обитания (семья, ДОУ, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.), так и субъективных (личностные характеристики, творческие способности).

В своем исследовании социально-психологической адаптации детей и подростков Л.Н. Волошина понимает адаптацию как уровень и содержание фактических достижений личности ребенка во взаимодействии с окружающей средой: гибкость, умение подстраиваться под изменяющиеся условия [3, с.8].

Адаптивность как характеристика личностного развития формируется в процессе онтогенеза, что открывает широкие возможности целенаправленного развития способности ребенка к социальной адаптации с учетом биологических предпосылок.

По мнению М.В. Ростовцевой, уже во взрослом возрасте человек социально адаптивен, если выбранная им стратегия адаптации отвечает его базовым потребностям и при этом способствует налаживанию эффективного взаимодействия с социальной средой [38, с.33].

Учитывая точку зрения Н.Е. Шустовой, можно отметить, что «ключевыми критериями успешной адаптации являются: внутренний комфорт (эмоциональное благополучие) и внешняя адекватность поведения (способность гибко выполнять требования среды)» [49, с. 70].

Изучение проблемы адаптации к условиям среды становится актуальным при поступлении ребенка в образовательное учреждение. С точки зрения Н.В. Соколовской, процесс адаптации ребенка содержит три фазы:

1) острая фаза (признаки: колебания в физическом здоровье и психологическом самочувствии, что может приводить к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита (фаза длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза (признаки: сдвиги в картине здоровья и самочувствия уменьшаются, возникая лишь эпизодически (фаза длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации (признаки: ускорение темпа развития, возникновение новых умений, навыков; развитие отношений со сверстниками) [46, с. 85].

Рассмотрение адаптации в единстве ее составляющих является, по мнению А.А. Налчаджан, существенным критерием формирования адаптации в качестве категории, занимающую важную роль в объяснении активного функционирования ребенка в окружающей среде [25, с.23].

В процессе школьного обучения потребность ребенка учиться, осваивать мир, постепенно формируется, перестраивается, совершенствуется.

По Э. Эриксону, центральное новообразование младшего школьного возраста – появление чувства компетентности, способствующее полноценному развитию личности. Если ребенок не чувствует себя успешным в учебной деятельности, основной для этого возраста, то в его личностном развитии могут возникать нарушения [58, с. 205].

По мнению И. А. Ивановой, отрицательное течение адаптации приводит к школьной дезадаптации, которая проявляется в устойчивом отказе ребёнка от посещения школы вследствие недоступности для него школьной программы и межличностных конфликтов в школьной среде [12, с.141].

Самоукина Н. В. считает, что начало обучения — это стресс для каждого ребёнка, так как поступление в школу вносит большие изменения в его жизнь, что является поводом не только для радости и гордости, но и волнения, переживаний, напряжения и тревоги [42, с.55]. Таким образом, можно сделать вывод, что психосоциальная адаптация проходит у всех детей по-разному.

Обозначенные нами элементы влияют на физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка. По мнению Воробьёвой Е., преимущества в адаптации к школе имеют дети, посещающие детские сады и «малышки», поскольку в этих учебных заведениях идёт процесс целенаправленного педагогического воздействия, благодаря которому формируются элементы готовности к школьному обучению [4, с. 74]. Затруднения, возникающие из-за недостаточной готовности ребёнка к школе, могут сказываться на его успеваемости, быть причиной дезадаптации, способствовать возникновению школьных неврозов.

Практика показывает, что продолжительность периода адаптации первоклассников к школьной среде составляет пять-шесть недель, из которых наиболее сложные первая — четвёртая недели. Иванова И. А. и Самоукина Н. В. разработали несколько условий возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к Прогимназии [12, с. 84].

Первое условие — меняется социальная позиция: из дошкольника он превращается в ученика, появляются такие обязанности, как делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным и дисциплинированным.

Второе условие — смена ведущего вида деятельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью, которая построена на основе произвольных усилий ребёнка.

Третье условие – его социальное окружение. От отношения педагога к своим подопечным, зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.

Четвёртое условие — оптимизация активности ребенка в обоих направлениях.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок стремится занять новое социальное положение, у него постепенно формируется внутренняя позиция, определяющая его поведение, деятельность, отношение к действительности, к самому себе и окружающим. В процессе школьного обучения потребность ребенка учиться, осваивать мир, постепенно формируется, перестраивается, совершенствуется. Меняется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, потребность в успешности и т.д.

 

1.2. Влияние адаптации к Прогимназии на физиологическое и психологическое здоровье первоклассников

 

Задачей адаптационного процесса является проблема гармоничного приспособления потенций организма ребенка к процессам природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы. Нарушение равновесия между организмом ребенка и окружающей средой приводит к различным отклонениям в его психофизическом развитии. Именно поэтому необходима такая организация социальной адаптации, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению ребенка к существующим условиям, позволяла бы формировать социальные навыки, ориентировку в окружающей среде, позволяла бы ему проявлять свои возможности, свой потенциал в исследовании окружающего мира, человеческих отношений.

Прогимназия – особое образовательное учреждение, которое ориентируется на работу с мотивированными детьми, имеющими устойчивую положительную мотивацию к учению, высокую познавательную активность. Прогимназия даёт образование повышенного уровня по сравнению с общеобразовательной школой, готовит учащихся к творческому интеллектуальному труду. Учащиеся прогимназии имеют следующие особенности:

  • развитый интеллект,
  • высокий уровень творческих возможностей и проявлений,
  • активная познавательная потребность.

Поэтому Прогимназия, работая в условиях эксперимента, использует новые, более эффективные методы управленческой деятельности. Один из аспектов, которому уделяется особое внимание, – соблюдение преемственности на уровне «Детские дошкольные учреждения – группы раннего развития – прогимназия – гимназия». Необходимо, чтобы все факторы работали на соблюдение образовательных, психологических, социальных целей обучения учащихся на всех ступенях.

Обратимся к наиболее сложной школьной проблеме – переход учащихся из ДОУ Прогимназии к начальной ступени образования.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Сущность преемственности заключается в том, что на каждой ступени развития закрепляются и расширяются положительные качества личности, воспитанные на предыдущей ступени.

По мнению Пантелеева А.Б., именно в период адаптации детей отмечается наибольшая восприимчивость к негативным воздействиям и напряжение физиологических процессов, неблагоприятное течение этого периода способствует росту расстройств, а в дальнейшем и формированию хронической патологии, прогимназия призвана снизить данные факторы. Согласно данным того же автора, среди факторов, способных повлиять на течение адаптации преобладают социальные, наибольшее значение из которых, имеют авторитарные и эмоциональные отношения в семье, неудовлетворительные условия проживания. Всё это может привести к низкой психологической готовности ребёнка к обучению [29, с. 45].

Признаками эффективной адаптации ребенка к учебной деятельности являются такие аспекты как положительное эмоциональное самочувствие, высокая познавательная активность и успешность в процессе обучения.

В плане признаков дезадаптации необходимо отметить нарушения эмоционально-личностного развития детей и нарушения их поведения. Поведение ребенка в этом отношении выявляет, прежде всего, его эмоциональное состояние, влияющее на поступки, направленность действий.

В своем подходе к рассмотрению нарушений поведения у детей В.Д. Еремеев выделяет четыре варианта:

— отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (младший школьник больше любит играть с детскими игрушками, чем учиться);

— нарушение общепринятых норм, не являющиеся по своей сути правонарушениями (повышенная раздражительность, агрессивность, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость – если их не преодолеть, они могут приводить к правонарушениям);

— поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

— отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у детей и подростков с психопатическими чертами личности [11, с. 169].

Причиной нарушения поведения может стать дезадаптированность ребенка в ситуации освоения новых ролей, обязанностей, что предъявляет повышенные требования к психике детей и требует активного приспособления к новой общественной организации.

Одной из причин возникновения нарушений поведения ребенка также можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение или низкая степень участия со стороны учителей, родителей.

Нарушения поведения ребенка может проявляться в нескольких плоскостях, что выражается в особенностях отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.).

Нарушения поведения впоследствии могут проявляться как качества личности и черты характера ребенка (капризность, упрямство, раздражительность, неорганизованность, агрессивность, высокая тревожность).

А.М. Прихожан считает, что под детской тревожность следует понимать «переживание эмоционального дискомфорта взаимообусловленного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием угрожающей опасности» [34, с.9] Детская тревожность свидетельствует о неудовлетворенности значимых потребностей первоклассника.

В.В. Давыдов в свою очередь, заявляет, что первоклассник постоянно переживает неуверенность, неполноценность, вследствие чего закрывается, обособляется от других[6, с. 19].

На признак школьной дезадаптации может указывать тревожность ребенка, о чем говорят А.В. Микляева, П.В. Румянцева. Тревожность первоклассники могут испытывать в процессе обучения, что негативно сказывается физиологическом и психо-эмоциональном развитии первоклассника.

Биологические факторы, способствующие нарушению адаптации — вегетативные нарушения: частые боли различной локализации, нарушение сна и аппетита. Поэтому появление у первоклассника признаков школьной дезадаптации требует немедленного проведения комплексной работы учителя, психолога и родителей, по её устранению, ведь именно поддержка нужна ребёнку в этот сложный период. Такие авторы, как Цукерман Г. А., Самоукина Н. В., Иванова И. А., предлагают ряд рекомендаций, при выполнении которых, процесс адаптации может пройти менее болезненно.

Так, Цукерман Г. А. рекомендует в первые недели адаптации к школе уделять ребёнку больше внимания, интересоваться его школьной жизнью, помогать с домашним заданием, следить за его настроением, насколько сильно он устаёт и не слишком ли велики нагрузки, говорить и советоваться с учителем [53, с. 84]. Лучше забирать ребёнка сразу после занятий, спрашивать его о впечатлениях и о том, что он узнал нового на уроках. Перед тем, как оставлять детей в группе продленного дня лучше убедиться хорошо ли ребёнку в школе, хочется ли ему остаться. Немало важным является соблюдение режима дня первоклассником. Полноценный сон помогает ребёнку восстановить свои силы после трудного дня и не «спать» на уроке, когда он может прослушать важную информацию и не понять материал занятия.

Прогулки и физические упражнения являются важной частью режима дня, также помогающей ребёнку взбодриться.

В случаях, когда ребёнок посещает дополнительные внешкольные учреждения, различные кружки и секции, стоит задуматься, справится ли он с такой нагрузкой, если да, то для семилетнего ребёнка продолжительность таких занятий не должна превышать одного часа. Телевизор, компьютер и прочие современные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, но это не значит, что они должны быть с нами всегда, поэтому необходимо ограничить их использование до 2–3 раз в неделю по 30 минут.

Для более успешного течения периода адаптации Е. Воробьёва предлагает дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов. По её мнению, это способствует облегчению процесса усвоения ребёнком учебного материала. Автор считает, что систематическое применение двигательных игр-разминок позволит снизить эмоциональное и физическое напряжение детей, поможет им собраться, настроиться на работу в классе, восстановить внимание и работоспособность, снять напряжение, связанное с периодом адаптации к новым социальным условиям и требованиям [4, с. 52].

Цукерман Г. А. и Поливанова К. Н. предлагают учителю в адаптационный период создавать условия для эмоционального комфорта учащихся, доброжелательную атмосферу в классе для развития у детей уверенности в себе, объяснить правила школы и помочь детям осознать себя в роли учеников, сплотить класс в дружный коллектив [53, с.102]. Самоукина Н. В. считает, что в работе с первоклассниками необходимо использовать методики, направленные на развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности школьников, а также для оказания психологической помощи самому учителю. Ею разработана система уроков «Уроки общения в начальной школе», которая успешно используется учителями для улучшения психологической адаптации учащихся [42, с. 33].

Г. А. Цукерман разработала курс, который включает в себя дидактические игры на классификацию, конструирование, рассуждение, внимание, запоминание. Она отмечает, что усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники [53, с. 52]. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что адаптация к школе это процесс, через который проходят все дети, но не все с ним справляются успешно. Задача учителя и родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить признаки дискомфорта у ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям и настроиться на получение знаний, умений и навыков, перейти в новую социальную роль ученика и успешно реализовать себя в школе.

 

1.3 Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников в Прогимназии

 

Среди факторов, влияющих на адаптацию ребенка к первому классу можно выделить:

  1. Возраст. Чем старше возраст ребенка, тем больше срок адаптации в школе.
  2. Пол ребенка. Исследования показывают, что девочки адаптируются быстрее мальчиков.
  3. Темперамент ребенка. Сангвинники – достаточно быстро привыкают к новой образовательной среде, если круг общения их заинтересует. Холерики – если общение в Прогимназии будет происходить без перевозбуждения нервной системы – то они так же легко адаптируются. Дети-холерики могут вести себя очень возбужденно, это может проявляться на переменах. У сангвиников и холериков быстрее восстанавливаются и образуются новые привычки. Флегматики – внешне легко адаптируются, но внутренне чаще всего переживают стресс.Нельзя раздражаться по поводу их медлительности, надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами, терпеливо закреплять приобретенные навыки. Меланхолики всегда очень болезненно переносят период адаптации.При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им.
  4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. Если с ребенком систематически занимаются дома, учат взаимодействовать с детьми и взрослыми, формируют культурно-гигиенические навыки, учат игровым действиям, то ребенок растет общительным и самостоятельным и периодадаптации в Прогимназии заканчивается довольно быстро.Считается, что дети, которые приветствуют новизну, адаптируются легче и быстреесвоих более осторожных сверстников. Кроме особенностей самого ребенка на сроки и степень тяжести адаптации кдетскому саду большое влияние оказывает ситуация в семье.
  5. Стиль воспитания в семье. Самым существенным фактором риска со стороны семьи является взаимодействие по типу «Ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Такой ребенок не адаптируем к дошкольным учреждениям. Он капризен, и отстает от своих ровесников в умении справляться с элементарными навыками: не способен сам умыться и одеться. Такой ребенок в детском саду испытывает психический дискомфорт.

Следующее-это явление родительского программирования (воспитание по типу гиперопека), которое может влиять на ребенка неоднозначно. С одной стороны, через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры. С другой стороны, чтобы заслужить любовь родителей, ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям.

Формируется «приспособившийся» ребенок, который живет за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае — за счет проживания не своей жизни. Всякого рода запреты – «нельзя, а то укусит, упадешь, испачкаешься и т.п.» — формирует в характере чрезмерную осторожность, страх. Ограничение взрослыми общения ребенка со сверстниками, взаимодействия с окружающим миром, освоение новых видов деятельности тормозит естественную живость и познавательную активность дошкольника. В результате может возникнуть «страх новизны». Такие дети чаще всего демонстрируют повышенную тревожность. Они боятся осваивать велосипед, коньки, прокатится с горки. Ребенок чрезмерно волнуется, если на него обращают внимание незнакомые взрослые, дети. Он будет в этот момент теребить одежду, грызть ногти. Такие дети, вырастая, становятся неудачниками, им очень трудно жить в коллективе Прогимназии.

Противоречивое воспитание. Об этом мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами, потиворечащими друг другу. В такой семье малыш не в состояние усвоить, что можно ему делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно рано или поздно это способствует развитию невроза.

  1. Конфликты между родителями. Вызывают у ребенка глубокий внутренний конфликт, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того вызвать развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей могут произойти изменения в поведение: появляется боязливость, покорность, склонность к депрессиям, недостаточная способность к аффектам и фантазированию.
  2. Многодетность семьи. Дети из таких семей чаще всего очень быстро адаптируются к любой обстановке.
  3. Личностные особенности преподавателя. Как показали исследования, учитель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести, с одной стороны, к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а с другой – к развитию тревожности, фрустрации потребности безопасности, психосоматическим заболеваниям. Личностные особенности педагога задают стиль общения с детьми, определяют степень эмоционального благополучия ребенка в группе. Недостаток похвалы со стороны учителя приводит к тому, что детям становится неинтересно с педагогом. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с коллегами по работе, то и у детей, возможно, будет формироваться заниженная самооценка, такой ребенок будет испытывать страх и иметь эмоционально неустойчивую психику.

Преподаватель начальных классов Прогимназии должен быть наделен следующими качествами:

  1. Проявление искреннего интереса к ребенку: учитель должен удовлетворять потребность ребенка в общении. Неискренность, покровительственный тон, манипулирование, отсутствие интереса к деятельности ребенка – все это может стать причиной отчуждения между малышом и преподавателем;
  2. Человеческие качества учителя: учитель должен быть красивым, добрым, понимающим. Строил свою учительную систему на принципедейственной любви. Содействовал развитию ребенка, принимал егожизненный опыт, даже негативный, не ограничивал естественныепотребности малыша в движении, человеческой ласке, общении. Проявлятьснисходительность. Педагог должен красиво одеваться, культурно говорить.Речь должна быть грамматически правильной;
  3. Профессиональные качества учителя: наличие не только педагогических способностей, знание особенностей этого возраста, но и нестандартноевладение умениями, которые необходимы в общении с такими детьми.Сильная мотивационно – эмоциональная заряженность на работу с детьмиименно этого возраста;
  4. Хорошее здоровье: слабое здоровье учителя может сказаться на самочувствии первоклассников.

Подводя итог теоретической части исследования, можно сформулировать следующие основные выводы:

  1. Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок стремится занять новое социальное положение, у него постепенно формируется внутренняя позиция, определяющая его поведение, деятельность, отношение к действительности, к самому себе и окружающим.
  2. Адаптация понимается как уровень и содержание фактических достижений личности ребенка во взаимодействии с окружающей средой: гибкость, умение подстраиваться под изменяющиеся условия. Адаптационные особенности оказывают влияние на успешность учебной деятельности младших школьников, которая подразумевает как высокие учебные результаты, так и субъективное ощущение благополучия, удовлетворенности в учебе, это в свою очередь, стимулирует ребенка к высокой результативности труда, развивает инициативность, творчество.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование адаптационных особенностей первоклассников в условиях Прогимназии

 

2.1 Организация и методики исследования

 

Для диагностики психологической адаптации первоклассников использовались следующие методики: 1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, 2. Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург , 3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), 4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой), 5. Изучение поведенческих особенностей учащихся.

Использование методик изучения школьной адаптации предполагало изучение особенностей адаптации и дезадаптации ребенка в ситуации школьного обучения. Цветовой тест Люшера, по которому проводился мониторинг, был разделен на две группы: оценивающая эмоциональную сферу и оценивающая энергетическую сферу (работоспособность) ребенка.

Для выявления уровня учебной мотивации первоклассника, мы применили методику для определения школьной мотивации М.Р. Гинзбурга.

Для изучения поведенческих особенностей учащихся был использован метод наблюдения и фиксации увиденного в анкете.

Результаты исследования обрабатывались с помощью метода подсчета средних значений по показателям методик с целью выявления уровня адаптации младших школьников.

Помимо отмеченных методик, в целях обобщения картины исследования нами были разработаны и применены иные анкеты (Приложение 2).

Исследование проводилось в два этапа, с целью охвата большей аудитории респондентов. Выбор диагностических методик был обусловлен возрастом детей.

Отметим, что нами выделялось две группы детей, первые – это дети плавно перешедшие из детского сада Прогимназии в первый класс прогимназии (группа А), и вторые, — дети, пришедших в СОШ № 67 из разных мест (Группа Б).

Цель исследования состоит в выявлении существующих различий между процессом психологической адаптации первоклассников, плавно перешедших из детского сада Прогимназии в первый класс Прогимназии (группа А), и детей, пришедших в СОШ № 67 из разных мест (Группа Б).

Количество детей группы А составило 28 детей, детей группы Б – 23 человека.

В следующем параграфе предлагается проанализировать результаты исследования.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф