1 2
2.2. Анализ результатов исследования
Понятие адаптация включает в себя три составляющие, а именно физиологическую, психологическую и социальную адаптацию. Поэтому нами были выбранны эти методики т.к. они направленны на установление: сформированности мотивов к обучению; стабальности эмоционального и энергетического фона (работаспособность); уровня тревожности.
Рассмотрим особенности адаптации детей в первом классе. Первым выявляемым критерием была внутренняя позиция ребенка. «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова) – помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, понимает ли, для чего ходит в школу.

Исследование по данному критерию показало существенные различий между двумя группами, из данных показателей видно, что лучше адаптируются к образовательной среде дети, начавшие процесс обучения в Прогимназии в наиболее раннем возрасте.
Расчёт U-критерия Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 180.
Полученное эмпирическое значение Uэмп(180) находится в зоне значимости.
Следующий оцениваемый критерий – Мотивация к обучению.
Диаграмма 2. Мотивация к обучению
Из анализа становится ясным, что мотивация в группе А значительно выше, нежели в группе Б.
Расчёт U-критерия Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 187.
Критические значения Полученное эмпирическое значение Uэмп(187) находится в зоне значимости.
Диаграмма 3. Тревожность
Анализируя данный критерий, можно отметить повышенную тревожность в группе Б по сравнению с детьми из группы А, в несколько раз большую. Следующим этапом должно быть выяснение существенности различия данных результатов. Расчёт U-критерия Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 198
Критические значения
Полученное эмпирическое значение Uэмп(198) находится в зоне значимости.
Диаграмма 4. Эмоциональное состояние
Данный критерий анализа так же показывает большее снижение настроения у группы Б. Следующим этапом должно быть выяснение существенности различия данных результатов. Расчёт U-критерия Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 234 Критические значения
Полученное эмпирическое значение Uэмп(234) находится в зоне неопределенности.
Диаграмма 5. Работоспособность
Каждая группа показала очень высокую работоспособность в ходе наблюдения. При этом в группе А данный критерий оказался чуть выше, нежели в группе Б. При опросе дети отмечали, что им помогает то, что и в Прогимназию приходили преподаватели и проводили с ними занятия. Следовательно, можно предположить, что в группе Б данные занятия отсутствовали, из чего может прослеживаться более высокое процентное соотношение по данному критерию. Расчёт U-крития Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 234
Критические значения
Полученное эмпирическое значение Uэмп(234) находится в зоне неопределенности.
Диаграмма 6. Поведение
По данному критерию можно отметить, что дети из группы А проявили себя более дисциплинированно. При наблюдении за исследуемыми, было отмечено, что дети из группы А усваивают материал лучше нежеле дети из группы Б.
Расчёт U-критерия Манна-Уитни данного показателя дал следующий результат UЭмп = 157.5
Полученное эмпирическое значение Uэмп(157.5) находится в зоне значимости.
Анализируя результаты данных методик мы видим, что у детей младшего школьного возраста, обучающихся в Прогимназии группы А, выявлены более высокие результаты. По сравнению с младшими школьниками средней общеобразовательной школы, ученики Прогимназии характеризуются высокой активностью и инициативностью в учебном процессе, они соблюдают правила поведения и на занятиях, и на переменах. Взаимоотношения учеников Прогимназии с одноклассниками теплые, дружеские, основанные на взаимопомощи и поддержке. Они с уважением относятся к учителю, слушают его, взаимодействуют. Учебный процесс при этом сопровождается положительными эмоциями, любопытством, интересом. Общий балл по адаптации в группе младших школьников Прогимназии выше, чем у детей средней общеобразовательной школы.
У младших школьников группы Б учебная активность на уроках характеризуется чередованием положительных и отрицательных ответов, в усвоении программных материалов школьники совершают ошибки. На уроках в целом выполняют требования учителя, но иногда отвлекаются. На переменах детям свойственно проявлять высокую степень активности, взаимодействовать между собой. В общении младших школьников присутствует малая степень инициативности, обращения друг к другу. Отношение детей к учителю характеризуется старательностью, но в общении они в меньшей степени открыты, по сравнению с учениками Прогимназии из группы А. В эмоциональном плане у детей средней общеобразовательной школы в целом преобладает спокойное состояние, но иногда присутствуют эпизодические спады настроения (цикличность, быстро меняется настроение, неустойчивость эмоций).
По методике М.Р. Гинзбурга, дети группы Б характеризуются переходным уровнем от положительного отношения к школе, но при этом школа привлекает детей внеучебной деятельностью до хорошей школьной мотивации, т.е. также можно говорить о среднем уровне мотивации к учебной деятельности. Детям нравится чувствовать себя учениками, иметь все школьные атрибуты, общаться со сверстниками. Младшие школьники группы Б в целом справляются с учебной деятельностью, но при этом познавательный интерес выражен в меньшей степени, чем у школьников Прогимназии из группы А.
При анализе изучения уровня адаптации были выявлены следующие результаты (Приложение № 4).
Диаграмма 8а. Уровень адаптации у группы А
Диаграмма 8а. Уровень адаптации у группы Б
Исходя из приведенных данных можно констатировать, что адаптационный период прошел весьма успешно, так как адаптации значительно выше у детей из группы А, в группе Б выявлена существенная зона дезадаптации и неполной адаптации. Обучающимся группы Б можно рекомендовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение в целях коррекции трудностей процесса адаптации.
Основные проблемы возникающие в процессе адаптации связаны с усвоением знаний, взаимоотношениями с одноклассниками, поведением на уроках и переменах. Причины низкого уровня адаптированности связаны с низким уровнем готовности к школе, что прослеживается из диагностики уровня готовности к школе в рамках «Школы будущего первоклассника» в ДОУ Прогимназии.
Следует отметить также, что школой, классными руководителями и учителями созданы все условия для успешного прохождения обучающимися процесса адаптации. На уроках применяются физкультминутки, частая смена видов деятельности, визуализация программного материала, игровые технологии, разноуровневое обучение. Процесс адаптации с каждом годом, проходит более успешно при введении новых ФГОС.
Для «сглаживания» адаптационного периода следует:
- Следить за режимом дня.
- Встреча из школы должна проходить в спокойной обстановке.
- Ответы на вопросы, заданные ребенком должны носить четкий, лаконичный характер и должны быть адресованы в доброжелательной манере.
- Необходимо оказывать ребенку психо-эмоциональную поддержку.
- Нельзя давать оценку ребенку, необходимо оценивать поступки.
- Необходимо поддерживать в ребенке стремление стать школьником.
- Следует следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией вовремя.
- Нужно обсуждать с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе, разъяснив их необходимость.
- Ребенок имеет право на ошибку! У ребенка может не сразу что-то получаться по учебе. Родителям следует терпеливо к этому относится.
- Необходимо совместно с первоклассником составить распорядок дня, следить за его соблюдением.
- Нельзя пропускать трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, необходимо постараться справиться с ними на первом году обучения.
- Следует осуществлять поддержку первоклассника в его желании добиться успеха.
- Следуя данным рекомендациям, ребенок будет себя чувствовать спокойно и уравновешенным. Следовательно, у него будет формироваться положительная атмосфера, что в дальнейшем поможет ему благополучно пройти школьные кризисы, которые могут повлечь за собой к школьной дезадаптации ребенка.
В целях коррекции прохождения процесса адаптации первоклассников к образовательному процессу в Прогимназии была разработана специальная программа из нескольких занятий.
Цель программы: развитие учебной адаптации, мотивации и учебно-познавательных мотивов у первоклассников.
Задачи программы:
- формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
- расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
- знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
- формирование знаний о различных знаковых системах;
- формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
- формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Таблица 2 Программа по коррекции процесса адаптации первоклассников
Подводя итог данной главе, отметим, что все выявленные различия в адаптационных особенностях младших школьников, можно говорить о том, что ученики из группы А отличаются высокой учебной мотивацией (внутренней), активностью и инициативностью в учебном процессе, дисциплинированностью, ответственностью, теплыми и дружескими отношениями со сверстниками, положительными эмоциями в ходе обучения, наличием любознательности. Ученики группы А характеризуются выраженной положительной мотивацией к учебной деятельности, они успешно справляются с заданиями, а в рисунках на школьную тему изображают учебные ситуации; школьные события. Это говорит о заинтересованности учебным процессом, эмоциональной включенности детей. Общий балл по адаптации к школьному обучения в этой группе школьников более высокий. Ученики группы Б отличаются менее выраженной учебной мотивацией (она скорее является внешней), отвлекаемостью, частой сменой эмоций. Их отношение к школьному обучению неустойчиво: интерес то появляется, то исчезает. Общий балл по адаптации к обучению в школе в этой группе школьников более низкий, по сравнению с учениками из группы А. Выявленные результаты могут быть обусловлены более мягкими и при этом эффективными условиями обучения детей, выраженным личностно-ориентированным подходом в обучении, по сравнению со средней общеобразовательной школой с традиционной системой обучения.
Заключение
Подводя итог бакалаврской работе, отметим, что нами была достигнута цель, поставленная в начале исследования, посредством решения обозначенных ранее задач. Первая глава носит теоретический характер и в ней мы рассмотрели теоретические аспекты изучения адаптационных особенностей первоклассников к Прогимназии. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что изучение особенностей адаптации детей к школьному обучению является важной областью теоретического и практического исследования, поскольку позволяет выявить особенности отношения ребенка к школе, учебному процессу, что в свою очередь способствует повышению учебной активности младших школьников, их эффективному личностному развитию.
Необходимо уже в начальных классах школы уделять внимание формированию творческого отношения школьников к учебе, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств творческой личности как самостоятельность, активность, инициативность, являющиеся основой внутренней мотивации учения и способствующие успешной адаптации ребенка в учебном процессе.
Вторая часть работы, была посвящена эмпирическому исследованию адаптационных особенностей первоклассников, в условиях Прогимназии.
Анализ результатов исследования показал, что ученики Прогимназии отличаются высокой учебной мотивацией (внутренней), активностью и инициативностью в учебном процессе, дисциплинированностью, ответственностью, теплыми и дружескими отношениями со сверстниками, положительными эмоциями в ходе обучения, наличием любознательности. Общий балл по адаптации к школьному обучения в этой группе школьников более высокий. Ученики средней общеобразовательной школы отличаются менее выраженной учебной мотивацией (она скорее является внешней), отвлекаемостью, частой сменой эмоций. Их отношение к школьному обучению неустойчиво: интерес то появляется, то исчезает. Общий балл по адаптации к обучению в школе в этой группе школьников более низкий, по сравнению с учениками Прогимназии. Выявленные результаты могут быть обусловлены более мягкими и при этом эффективными условиями обучения детей, выраженным личностно-ориентированным подходом в обучении, по сравнению со средней общеобразовательной школой с традиционной системой обучения.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение. Общение между детьми — необходимое условие психического развития ребенка, которое становится его основной социальной потребностью. Проведенное исследование доказывает, что необходимо более подробно изучать межличностные отношения детских коллективов для того, чтобы социализация дошкольников проходила наиболее успешно.
Список использованных источников
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. — М., 2001. – 241с.
- Бауэр, Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: дисс. … д-ра. психол. наук. М., 2012. – 503 c.
- Волошина, Л.Н. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования / Л.Н. Волошина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 504 с.
- Воробьёва, Е. Адаптация учащихся: Методическая копилка / Е.Воробьева // Школьный психолог. – 2005. – № 18. — С.27–38.
- Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. – 508 с.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – М., 2012. – 160 с.
- Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы образования подрастающего поколения, 2010. — С. 222-225.
- Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – М., 2012. – 160 с.
- Долгая, Н.А. Деятельность социального педагога-психолога по адаптации подростков в кадетском корпусе / Н.А. Долгая // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, — Ростов-на-Дону, 2009. — №2. — С. 153-158.
- Долгая, Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса / Н.А. Долгая // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала. — 2011. — №4. — С. 54-57.
- Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
- Иванова, И. А. Проблема адаптации первоклассников / И.А. Иванова// Проблемы Науки. — 2015. — № 4 (34). — С.141–143.
- Киселева, Е. К вопросу об особенности развития самостоятельности младшего школьника / Е.К. Киселева // Материалы конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность, 2014. – С. 7-10.
- Кляйн, М. Детский психоанализ / М. Кляйн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. – 160 с.
- Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М.Ю. Кондратьев. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
- Кравченко, Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. … канд. психол. наук: 19.00.14. — СПб., 2006. — 167 с.
- Коноводова Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников / Ю.А. Коноводова// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2012. – С. 10-15.
- Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Сборник «Общество и политика» / Ред. В.Ю. Большаков. – СПб., 2010. – С. 476-510.
- Лукьянова М.И., Калинина, Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов/ М.И. Лукьянова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2011. – 64 с.
- Лусканова Н.Г. Анкета для определения школьной мотивации, 2012 / [Электронный ресурс]: http://vestishki.ru/node/1205(дата обращения:30.10.2018)
- Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: дис. … канд. пед. наук. — Тамбов, 2006. — 213 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – М., 2012. – 144 с.
- Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш – М.: Вентана-Граф, 2009. – 112 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция/ А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2012. – 248 с.
- Налчаджан А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии/ А.А. Налчаджан. – СПб.: Речь, 2010. – 283 с.
- Никитина М.В. Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы, 2012 / Фестиваль педагогических идей, 2009 / [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/213806/ (дата обращения:30.10.2018)
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. — М. : АКАДЕМИЯ, 2003. — 234 с.
- Осенникова, М.В. Создание эффективной модели ученического самоуправления в условиях школы-интерната VI вида с целью социализации учащихся в современном обществе / М.В. Осенникова. – М., 2012. – 213с.
- Пантелеев, А.Б. Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования: дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. – 217 c.
- Петронюк, И.С. Особенности социализации подростков в условиях кадетского корпуса / И.С. Петронюк// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — №55. – С.52-59.
- Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности/ С.Т. Посохова. – СПб., 2012. – 78 с.
- Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/ А.И. Приходько // Психологические исследования.- 2009. — №4. — С.10-14.
- Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А.М. Прихожан. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2012. – 304 с.
- Прихожан, А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2012. –155 с.
- Пятова, Л.А. Образовательная самостоятельность младших школьников / Л.А. Пятова// Информация и образование: границы коммуникаций. — 2014. — №6. — С. 335-336.
- Подчасый, И.П. Проблемы адаптации детей к школе / И. П. Подласый / / Курс лекций по коррекционной педагогике : Учеб. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 185 с.
- Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности/ С.Т. Посохова. – СПб., 2012. – 78 с.
- Ростовцева, М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.В. Ростовцева. – Красноярск, 2010. – 127 с.
- Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности / О.С. Савльева// Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». — 2009. – С. 10-15.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Садовников. – Самара, 2011. – 208 с.
- Садым, А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения/ А.М. Садым. – Краснодар, 2012. – 247 с.
- Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинг / Н.В. Самоукина. — М.: Психотерапия, 2008. — 241 с.
- Санькова, О.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе / Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М., 2006. – 22 c.
- Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко// Школьные технологии. — 2009. — №6. — С.5-20.
- Собкин, В.С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников / В.С. Собкин // Социологические исследования. 2009. — №8. — С. 106-115.
- Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: «Учитель», 2011. – 188 с.
- Телегин, М.В. Воспитательный диалог как средство социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов / М.В. Телегин// Начальная школа, — 2012. — №2. — С. 17-22.
- Телегин, М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М.В. Телегин. – М: ООО «АЛВИАН», 2009. – 224 с.
- Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико-методологические основы/ Н.Е. Шустова. – Николаев, 2010. – 56 с.
- Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов. – М.: Владос, 2010. – 351 с.
- Хорни, К. Женская психология: пер. с англ./ К. Хорни – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2013. – 222 с.
- Хохлова, В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения / В.А. Хохлова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 72-75.
- Цукерман, Г. А. Поливанова К.Н Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г.А. Цукерман. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с.
- Шульга, В.В. Технология развития учебно-познавательной самостоятельности младших школьников / В.В. Шульга // Общество: социология, психология, педагогика.- 2014. — №3. — С. 36-39.
- Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация: теоретико-методологические основы/ Н.Е. Шустова. – Николаев, 2010. – 56 с.
- Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. – М., 2012. – 560тс.
- Эриксон, Э. Детство и общество/ Э.Эриксон. – СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2011. – 416с.
- Яблоновская, Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: дис. … канд. психол. наук: 13.00.01. — Челябинск, 1997. — 257 с.
1 2
