Скоро защита?
Меню Услуги

Исследование безработицы и занятости населения в городах Китая. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


2 Анализ состояния занятости и безработицы в Китае

2.1 Социально – экономическая характеристика трудовых ресурсов Китая

 

Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов страны имеют большое значение. Они являются индикатором развития экономики, качества уровня жизни, а также результативности социально-экономической политики, проводимой в стране. Китай – это страна, которая лидирует по количественным показателям экономически активного населения, в связи с этим требуется тщательная качественная, экономическая и социологическая оценка трудовых ресурсов данной страны. Что впоследствии позволит спрогнозировать их эволюцию.

Китай (Китайская Народная Республика, КНР) — социалистическое (коммунистическое) государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира; занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде. Является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, постоянный член Совета безопасности ООН. Одна из ведущих космических держав мира, обладает крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих, ядерным оружием. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по ВВП (ППС). С 2010 года китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП[14]. КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами. Китай состоит в таких международных организациях, как ООН, АТЭС, G20, Всемирная торговая организация (ВТО; с декабря 2001 года), а также ШОС и БРИКС [34].

Анализ населения по возрасту и полу является базой для построения планов социального и экономического развития и имеет важное значение для любой страны, в том числе и для Китая. Динамика данных показателей позволяет оценить общие тенденции рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Половозрастная структура также позволяет сделать прогнозы будущих показателей общей численности населения, состава трудовых ресурсов и изменений в показателях воспроизводства населения.

По данным сайта Национального бюро статистики Китая общая численность населения на 2018 год составляла 1 401 295 763 человека. Из них мужское население 727 595 877 человек, а женское – 673 699 886 человек [38]. Процентное соотношение женского и мужского населения наглядно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Соотношение мужского и женского населения в Китае

 

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что количество мужчин на 3,8% больше чем женщин, что составляет 53,9 млн. человек. Если обратиться к более подробной характеристике – половозрастной структуре, представленной на рисунке 2, то можно сделать следующие выводы:

  • доля мужского населения преобладает над женским в широкой возрастной группе от 0 до 55 лет;
  • в возрасте 55 – 70 лет доля мужского населения резко уменьшается и количество женщин в данном возрастном промежутке больше количества мужчин;
  • начиная с 70-летнего возраста, количество женского и мужского населения уравнивается.

Рисунок 2 – Половозрастная структура населения Китая

В демографической статистике используются различные группировки населения по возрасту. С точки зрения социально-экономического прогноза важнейшими возрастными группами следует считать группы в возрасте 0—14, 15—64 и 65 и более лет, которые позволяют выделить население трудоспособного возраста [26]. Обращаясь к совокупной возрастной характеристике Китая, можно отметить, что доля трудоспособных в возрасте от 15 до 64 лет составляет большую часть от всего населения страны и равна 73,5% или 1 030 779 150 тыс. человек. По данным выборочного исследования доля мужчин в трудоспособном возрасте составляет 51,08%, доля женщин 48,92%. Численность населения, не достигшего трудоспособного возраста (от 0 до 14лет), составляет 246 459 899 тыс. человек или 17,6 %. На долю населения старше 65лет приходится 8,9%. Общая возрастная структура населения изображена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Возрастная структура населения Китая

Количество населения Китая, насчитывающее более 1 млрд. 400 тыс. человек, придает всем проблемам, связанным с рынком труда Китая, масштабность, глубину и напряженность. Численность населения Китая растет быстрыми темпами, что приводит к напряженной ситуации на рынке труда, когда предложение рабочей силы в несколько раз превышает спрос на нее. Рассмотрение проблем занятости и безработицы невозможно без учета таких факторов, как демография, внутренняя и внешняя миграция населения.

Рост населения становится проблемой в случае экономического кризиса, стагнации или медленного экономического развития, так как данные явления увеличивают количество безработных и ситуация на рынке труда становится более напряженной. Регулированию роста населения в Китае уделяется особое внимание, поскольку прирост даже на 1% обуславливает увеличение населения страны на 13 млн. человек. В мировом масштабе население КНР занимает одну четвертую долю от всего населения планеты.

В истории Китайской народной республики было два скачка рождения детей: 1954-1957 гг. и 1962-1975 гг. В эти периоды население страны ежегодно увеличивалось более чем на 20 млн. новорожденных, что способствовало принятию государством стратегия планового деторождения. В рамках данной стратегии в 1979 году была начата 4-я по счету реформа под названием «одна семья – один ребенок», целью которой являлось сокращение численности населения. Однако в условиях низкой смертности в возрасте 0-14 лет с конца 70-х годов в работоспособный возраст входило более 20 млн. человек ежегодно. К концу ХХвека количество трудоспособного населения насчитывало более 900 млн. человек. Эффект от «политики одного ребенка» был зафиксирован лишь в 2013-2014 гг., когда численность трудоспособного населения уменьшилась на 3,7 млн. человек. Несмотря на принятые меры, коэффициент рождаемости составил 12,08 промилле, а коэффициент смертности – 7,16. Естественный прирост населения составил 4,92 [38].

Одной из важных характеристик населения является соотношение жителей сельской и городской местности. Для Китая данный показатель имеет особое значение. Долгое время количество сельского населения было значительно больше городского. Внутренняя миграция из села в город была ограничена особой системой регистрации, что способствовало расслоению общества и усилению дискриминации. В последнее десятилетие ограничение миграции было ослаблено, что позволило сельским жителям жить и работать в городах. Динамика численности городского и сельского населения за последние 14 лет отражена на рисунке 4.

Увеличение численности городского населения является естественным процессом экономического развития Китая. Создание на базе городов промышленного производства, осуществление экспортоориентированной стратегии экономического развития, рост инвестиционных вложений в городскую инфраструктуру способствует ускорению урбанизации Китая [11].

Однако сельская промышленность играет большую долю в экономике Китая, являясь самым масштабным источником занятости и наиболее привлекательным сектором для инвестиций, а также основным каналом китайского экспорта.

Рисунок 4 – Динамика численности городского и сельского населения 2000-2013 гг.

Проводимая в КНР политика реформ и открытости повлияла на трудоспособное население сельских районов в двух направлениях:

  • возможности свободного выбора профессий и автономного ведения хозяйственной деятельности;
  • разрешения ведения бизнеса в городской местности.

В итоге было трудоустроено около 125 млн. работников на предприятиях сельской местности. В города переехало около 60-80 млн. сельских жителей. Соотношение городского и сельского занятого населения сравнялось лишь в 2010 году. Однако, как говорилось выше, возможности переселения сельского населения в город долгое время контролировались системой «Хукоу» [39].

Данная система представляет собой особый вид регистрации, в которой отражаются все данные о членах семьи и роде их занятий. Основные функции системы следующие:

  • регистрация всех жителей и хранение информации о населении, что позволяет идентифицировать личность, место жительства и семейные связи;
  • основа для распределения ресурсов и субсидирования отдельных групп населения. Эта функция определяет направление развития китайской экономики и влияет на движение капитала, товаров и человеческих ресурсов, чаще всего в пользу городских центров с большими инвестициями и субсидиями;
  • контроль и регулирование внутренней миграции, особенно из сельских районов в городские;
  • социальный контроль. Благодаря системе «Хукоу» проводится целенаправленный мониторинг и контроль отдельных сегментов населения с различными политическими взглядами, что способствует политической стабильности Китая.

В конце 1990-х началась программа по ослаблению системы «Хукоу», поскольку было признано, что она является препятствием для экономического развития. Вступление Китая в ВТО также обусловило освобождение движения рабочей силы. Сельским жителям была предоставлена возможность легальной работы в городах с помощью покупки временного разрешения на проживание в городе. Однако система все еще остается сильным сдерживающим фактором миграции из сельской местности в городскую.

КНР является лидером по абсолютной численности экономически активного населения, которая составляет 793 млн. человек. Можно выделить следующие специфичные для работоспособного населения Китая характеристики:

  • масштабность и быстрый рост;
  • значительная доля в общей численности населения;
  • длительный период продолжающегося роста [34].

Большое число трудоспособного населения не является проблемой, если в стране имеются все ресурсы для создания условий продуктивного трудоустройства. Уровень социально-экономического развития Китая пока не позволяет в полной мере обеспечить страну необходимым количеством рабочих мест.

На протяжении многих лет экономический рост происходил экстенсивным путем, то есть приращением количества рабочей силы и объемов инвестиций, при этом производительность труда оставалась на невысоком уровне. Причины, объясняющие такое развитие, заключаются в слабом поощрении квалифицированных специалистов, способных предоставлять более высокие результаты труда. В действительности личные связи играют в Китае большую роль при трудоустройстве, при этом профессионализм и квалификация отходят на второй план. Происходит нерациональное использование трудовых ресурсов, что в свою очередь снижает конкурентоспособность человеческого капитала страны. Если не стимулировать развитие работников и не полностью использовать человеческий капитал, фирмам не удастся добиться высоких экономических результатов.

В среднем в трудовые отношения в Китае вступают в 20 лет, около 80% молодежи от 17 до 23 лет выходят на рынок труда, однако сталкиваются со сложностями трудоустройства. Приблизительно каждый седьмой в возрасте до 22 лет долго не может трудоустроиться, однако переходя 23-летний рубеж, молодежь с легкостью находит работу. Около 70 % работают на производстве или в сфере услуг. Почти половина работающей молодежи занята на частных предприятиях – 47 %, 35 % – на государственных.

Часто молодые люди заняты трудом, не требующим специальных знаний и навыков, однако с приобретением необходимого опыта, число работающих на административных и управленческих должностях увеличивается. Молодые сотрудники чаще всего сталкиваются с отсутствием социальных гарантий, ненормированным рабочим днем (средняя продолжительность рабочей недели составляет 48 часов, в возрасте 15–19 лет, в сельской местности – 53 часа), низкой оплатой труда и неофициальным трудоустройством [29].

В сфере высоких и информационных технологий позиции молодых специалистов существенно лучше: обследование 2000 крупных фирм в данной отрасли показало, что 57 % руководителей, 62 % менеджеров среднего звена и 56 % первоклассных специалистов (уровня заместителя руководителя) не достигли возраста 35 лет.

Согласно общенациональному опросу, проводимому в 2012 году, большинство занятых, особенно в сельской местности, удовлетворены своим нынешним положением, 40 % не планируют менять место работы. Основные причины желающих сменить место работы, следующие:

  • более высокий заработок – 63%;
  • карьерные перспективы – 16%;
  • лучшие условия труда и безопасность – 9%

Итак, согласно опросу, можно сделать вывод, что более половины сотрудников, не задумываясь, сменили бы место работы, если бы им предложили более высокую заработную плату. Основными причинами дифференциации заработных плат являются региональные различия и отраслевой фактор. В восточной части Китая уровень оплаты труда выше, чем в стране в целом, большинство молодых специалистов стремятся трудоустроиться именно в этих районах. Поэтому в таких крупных мегаполисах, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу или Шэньчжэнь, конкуренция на рынке труда довольно высока.

Дифференциация заработной платы по отраслевому фактору также заметна. Наиболее высокие доходы отмечаются в областях логистики и транспорта, далее в сфере информационных технологий, средств массовой информации, культуры и спорта, энергетики, финансовых услуг и производства; самая низкая стартовая заработная плата зафиксирована в сфере образования и медицины.

Сотрудники иностранных компаний имеют доходы выше, чем сотрудники государственных предприятий, а на коллективных и частных фирмах заработные платы ниже, чем в среднем по стране.

По статистике, выпускники, окончившие престижные вузы, владеющие английским языком и высоким уровнем коммуникабельности, имеют большее преимущество при трудоустройстве и более высокие заработные платы. Также стоит отметить, что каждый четвертый молодой специалист устраивается на работу при помощи семейных связей [29].

Согласно результатам опроса, проведенного среди студентов 26 вузов Пекина, при выборе работы основными ориентирами молодежи являются карьерные перспективы, стабильность и уровень дохода. Из рисунка 4 видно, что возможность работы по специальности и небольшие нагрузки на работе не являются решающими факторами при выборе работы.

Рисунок 4 – Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере

Необходимо отметить, что более половины опрошенных, хотели бы открыть собственный бизнес, а 10% на момент опроса уже двигались в данном направлении. Помимо этого около 60% предпочитают трудоустройство в государственном секторе, несмотря на то, что на иностранных предприятиях более высокий уровень оплаты труда. Работа в государственных организациях обеспечивает сотрудников социальными гарантиями, стабильностью и различными льготами, поэтому данный сектор является наиболее привлекательным при трудоустройстве.

Как и во всех экономически развитых странах в Китае, крупнейшем по численности населения государстве, рынок труда играет одну из ключевых ролей. Это связано, прежде всего, с тем, что занятость по своей природе решает две задачи. С одной стороны, она является основным источником заработка, социальной защищенности и материального благополучия человека. С другой — она призвана способствовать развитию производства и росту экономики. Социально-экономические преобразования, проводимые в Китае с 1979 года, превратили КНР из отсталой, нищей страны в процветающую державу. Успех политики реформ и открытости отчасти объясняется тем, что с самого начала она была ориентирована на решение насущных для народа проблем и прежде всего проблемы занятости. Но проводимые ранее реформы не искоренили проблемы занятости населения как таковой. В последние годы проблема занятости вновь оказалась на переднем плане, поскольку она затрудняет экономическое развитие и повышение жизненного уровня народа.

Далее будут рассмотрены основные проблемы занятости и безработицы в КНР, а также охарактеризованы причины их появления

 

2.2. Анализ проблем занятости и безработицы в городах Китая

 

Экономические реформы, проводимые в Китае, обусловили переход государства к рыночной экономике. Результатами данных преобразований стали быстрое экономическое развитие и кардинальные социальные изменения. Однако высокий и устойчивый рост ВВП сопровождается повышением уровня безработицы и снижением уровня участия рабочей силы. Для того чтобы проанализировать текущие проблемы занятости и безработицы в городах Китая, необходимо обратиться к закономерностям проявления данных проблем в последние десятилетия, рассмотреть тенденции и масштабы участия трудовых ресурсов в производстве товаров и услуг.

Официальный зарегистрированный уровень безработицы Китая определяется министерством труда и социальной защиты. Безработными признаются люди, которые в оцениваемый период соответствуют следующим критериям одновременно:

  • находятся в трудоспособном возрасте: мужчины с 16 до 50 лет, женщины с 16 до 45 лет;
  • зарегистрированы в системе «Хукоу» и имеют городские карты регистрации;
  • могут и желают работать;
  • состоят на учете в местных биржах труда.

Уровень безработицы в Китае рассчитывается путем деления суммы зарегистрированных безработных на сумму занятых в городах. В данные расчеты не входят те, у кого имеются сельскохозяйственные карты регистрации, пенсионеры, а также жители Гонконга, Макао, Тайваня и других близлежащих стран.

До 1978 года официальный учет безработных не осуществлялся, так как хозяйство было плановым, и рабочие места распределялись государством. Однако в связи с экономическими преобразованиями уровень безработицы стал учитываться, как важный социально-экономический показатель. Динамика уровня безработицы с 1978 по 2014 гг. отражена на рисунке 4.

Рисунок 5 – Динамика уровня безработицы в Китае в период 1978 – 2014 гг.

Проанализировав представленный материал, можно сделать несколько выводов:

  • 1978 — 1979 гг. характеризуются высоким уровнем безработицы, в связи с тем, что большое количество молодых людей переехали из села в город и были в поиске работы;
  • в 1980 — 1988 гг. наблюдается снижение уровня безработицы, как следствие начала политики реформ и открытости;
  • в начале 1990-х банкротство государственных предприятий привело к массовым сокращениям работников, что послужило росту безработицы. По данным статистики в период с 1995 по 2002 гг. от увольнений пострадали 45 млн. работников, в том числе 36 млн. сотрудников государственного сектора;
  • в 2002 – 2008 гг. ситуация стабилизировалась;
  • кризис 2008 – 2009 гг. был причиной следующей волны увольнений, официальный уровень безработицы в стране увеличился почти на 2,5 процента в 2010 – 2012 гг.

Многие исследователи считают, что уровень безработицы в Китае занижен, и причина кроется в официально принятом в Китае определении безработных, которое насчитывает несколько недостатков:

  • официальный уровень безработицы учитывает только городских жителей, в связи с этим сельское население остается не включенным в статистику. Данный недостаток порождает два явления:
  1. отсутствует статистика занятости сельских жителей;
  2. сельские жители, переехавшие в город и не получившие разрешение на работу, не учитываются в статистике безработных, даже если они не имеют работы и активно занимаются ее поиском;
  • официальная статистика не включает в себя безработных мужчин старше 50 и женщин старше 45 лет. При этом официальный пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55/50 для женщин;
  • безработные, не состоящие на учете в биржах, не учитываются;
  • сотрудники, попавшие под сокращение, долгое время не признаются безработными, поскольку они по-прежнему формально имеют связи с их бывшими работодателями, что проявляется в получении выплат после увольнения. Однако если обратиться к международным стандартам, уволенный сотрудник, который желает работать и активно ее ищет, должен быть признан безработным [40].

Тем не менее, проблемы занятости и безработицы охватывают как официально признанных безработных, так и не учтенных людей, ищущих работу. Рисунок 6 отражает хронику событий, которые оказали большое влияние на рынок труда, в различные периоды.

Рисунок 6 – Основные изменения на рынке труда

Проводя анализ состояния рынка труда Китая в последние десятилетия, можно выделить следующие ключевые события:

  • ослабление системы «Хукоу» в 1980 г. обусловило увеличение миграционных потоков в города. Большой приток людей из сельской местности с целью трудоустройства в городе способствовал увеличению уровня безработицы;
  • массовые сокращения работников в период с 1990 года. Причиной массовых увольнений в этот период являлась реформа государственных предприятий. Реформа была проведена в связи с чрезмерными расходами на персонал (социальные пособия, бесплатная медицинская помощь сотрудникам и членам их семей, пенсии), что вело компании к банкротству;
  • реформа образования 1999 года, направленная на увеличение количества студентов, получающих высшее образование. Целью реформы была отсрочка выхода на рынок труда выпускников колледжей, что позволило бы снизить уровень безработицы. Как следствие количество студентов увеличилось в несколько раз.

На сегодняшний день проблемы занятости и безработицы обусловлены следующими причинами:

  • большой численностью населения в целом и трудовых ресурсов в частности. Темпы роста трудовых ресурсов превышают темпы роста экономики, что обуславливает превышение предложения рабочей силы, несоизмеримое со спросом на нее, и ведет к росту безработных;
  • индустриализация и экономическая перестройка обуславливают высвобождение большого количества работников из тех отраслей, где машинный труд заменяет человеческий. Работники устаревающих отраслей не могут перейти в другие отрасли, ввиду отсутствия необходимой квалификации;
  • наличие избыточного количества персонала на государственных предприятиях обуславливает наличие неполной занятости. Доходы частично занятых очень малы.
  • повышение производительности труда в сельскохозяйственной отрасли приводит к высвобождению большого количества рабочей силы, которая мигрирует в город в поиске работы. Причиной миграций из села в город служит также различие в размерах заработных плат. Из-за многолетнего сдерживающего фактора системы «Хукоу» в сельской местности образовалась излишняя рабочая сила, которая в настоящее время оказывает высокое давление на занятость в городах
  • неравномерность экономического развития разных регионов страны. Высокие темпы роста экономики наблюдались в восточных прибрежных регионах, а рост безработицы — в центральных и западных [22, 30, 32, 34].

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько видов безработицы, присущих рынку труда Китая на сегодняшний день: фрикционная, вынужденная (структурная, институциональная и региональная) институциональная, скрытая.

Фрикционная и структурная безработица не опасны, они формируют естественный уровень безработицы, который в Китае в последние годы держится на достаточно невысоком уровне – 4,1. Наличие институциональной и региональной безработицы объясняется влиянием системы регистрации «Хукоу», которая, несмотря на преобразования, является ограничивающим фактором внутренней миграции населения и возможности свободного выбора места работы. Скрытая безработица является следствием того, что официальная статистика не учитывает безработных мужчин старше 50 лет и женщин старше 45 лет, несмотря на то, что выход на пенсию официально происходит с 60 лет для мужчин и в 55/50 лет для женщин. Скрытую безработицу также пополняют безработные имеющие сельскохозяйственные карты регистрации, поскольку они также не учитываются в официальной статистике.

Проблемы занятости и безработицы, появляющиеся на рынке труда являются неизбежным фактором развития экономики страны. Государству необходимо выстраивать социально-экономическую политику с учетом тенденций рынка труда, а также качественных и количественных характеристик трудовых ресурсов.

 

2.3. Приоритетные направления в области решения проблем занятости и безработицы населения в городах Китая

 

Как показал анализ, на сегодняшний день главными задачами в сфере занятости и безработицы населения являются ведение более эффективной политики в сфере занятости населения, всестороннее стимулирование роста занятости и обеспечение стабильности на рынке труда.

Для выравнивания спроса и предложения на рынке труда государственная политика может основываться на следующих приоритетных направлениях:

  • поощрения мобильности рабочей силы между регионами и предприятиями;
  • ослабления контроля над пропиской, чтобы дать возможность провинции развивать свой потенциал;
  • возможности участия людей в программах общественного или частного секторов и их поощрение;
  • обеспечения надежной правовой основы для системы трудовых контрактов;
  • поощрения людей обеспечивать их собственное благосостояние посредством участия в программах общественного или частного секторов;
  • упорядочивания экономической и производственной (отраслевой) структуры;
  • поддержки негосударственного сектора экономики, а именно развития средних и мелких предприятий;
  • создания и совершенствования системы социального обеспечения.

Решение этих задач позволит государству обеспечить сохранение стоимости рабочей силы на уровне роста производительности труда. Это поможет поддержать экономический рост и обеспечить Китаю возможность продуктивной занятости его огромной и быстро возрастающей рабочей силы.

Следует отметить, что проблему дефицита рабочих мест можно решить через развитие трудоемких производств, расширение сферы услуг и направление туда работающих, развитие малого, индивидуального и частного бизнеса.

Широко распространено мнение, что для решения проблем занятости необходимо поддерживать весьма высокий темп экономического роста. Практика экономического развития большинства развитых стран свидетельствует, что между экономическим ростом и занятостью имеется прямая взаимосвязь. Однако быстрый экономический рост в Китае обусловил увеличение уровня безработицы. Интенсификация производства, отказ от экстенсивного пути развития, рост качества трудовых ресурсов и их производительности являются фактором автоматизации рабочих мест, что в свою очередь обуславливает сокращение количества сотрудников и ведет к структурной безработице. Поэтому устойчивый экономический рост должен сопровождаться грамотной политикой занятости.

Взаимосвязь между капиталовложениями и занятостью также является важным фактором трудоустройства населения. Правительственные инвестиции стимулируют расширение занятости, так как развитие капиталоемких отраслей будет благоприятствовать поддержанию экономического роста, что вызовет цепное развитие других отраслей и производств, породив тем самым новый рыночный спрос.

Перестройка производственной структуры в Китае находится как раз на этапе перехода от экономики, где главную роль играет вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство), к экономике, где господствует третичный сектор (сфера услуг). Первичный сектор (сельская промышленность) давно не в состоянии поглощать рабочую силу, а во вторичном секторе на сегодняшний день происходит вытеснение трудовых ресурсов из-за автоматизации производства. В будущем третичный сектор станет ведущей частью народного хозяйства по трудоустройству рабочей силы, но для этого необходимо его усиленно развивать. Проблемы занятости населения Китая, как нам представляется, могут найти свое решение в негосударственном секторе экономики. Государственный сектор в ходе его перестройки уже не способен больше быть главным каналом трудоустройства. В течение определенного периода развитие негосударственного сектора будет залогом повышения уровня занятости рабочей силы в стране.

Помимо мер, расширяющих спрос на рынке труда, большое внимание необходимо уделять вопросам сокращения предложения рабочей силы. Меры по уменьшению предложения рабочей силы заключаются, во-первых, в продолжении политики планирования рождаемости; во-вторых, в сокращении участия подростков в производстве; в-третьих, в осуществлении системы домашнего узкоспециализированного труда и гибкой системы работы, при которых практикуются деление рабочего места между несколькими людьми, неполный рабочий день для работников и т.д.

Необходимо отметить, что политика «Одна семья – один ребенок» уже повлияла на состояние рынка труда. Китай переходит в качественно другое состояние — от избытка трудовой силы к её сокращению. Сочетание процесса урбанизации с политикой ограничения рождаемости способствует старению китайского населения, удорожанию рабочей силы, её дефициту в ряде отраслей, росту её качественных характеристик, что отражается в увеличении выпускников высших учебных заведений. Межрегиональная миграция является одним из главных источников высоких темпов роста Китайской экономики, а также роста благосостояния китайского населения. Главным вектором межрегиональной миграции является перемещение из внутренних регионов в приморские провинции — экспортную базу Китая. В КНР складывается дефицит на дешёвую молодую рабочую силу. Её истощение в сельских районах КНР в перспективе послужит причиной сокращения внутренней миграции в Китае, а также импорт дешёвой рабочей силы из развивающихся азиатских стран в крупнейшие китайские приморские агломерации. Китайская внешняя миграция значительно уступает по своим размерам миграции внутренней. Мигранты из КНР в основной своей массе предпочитают развитые страны, уровень жизни в которых значительно превосходит китайский. В качестве одной из последних тенденций можно отметить временную производственную миграцию китайского населения в развивающиеся страны. Российское направление для китайских мигрантов не является приоритетным и продолжает терять свою привлекательность, что выражается в их оттоке из России и объясняется значительным отрывом российского ВВП на душу по паритету покупательской способности от развитых стран, а также ростом благосостояния населения в КНР.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать несколько выводов:

Во-первых, социально-экономическая характеристика трудовых ресурсов Китая показала, что страна является самой многонаселенной в мире. Демографический фактор оказывает серьезное влияние на развитие страны, поскольку прирост населения даже на 1% обуславливает увеличение численности на 12 млн.человек. В связи с чем, в Китае была провозглашена политика «Одна семья – один ребенок», целью которой было ограничение рождаемости. Эффект от данных мер был зафиксирован лишь в 2013 году, когда численность трудоспособного населения уменьшилась на 3,7 млн. человек. Одной из важных характеристик населения является соотношение жителей сельской и городской местности. Основным сдерживающим фактором внутренней миграции в Китае долгое время являлась система регистрации «Хукоу». Политика реформ и открытости, проводимая в КНР, позволила жителям села вести бизнес в городах и дала возможность свободного выбора профессий. Китай является абсолютным лидером по абсолютной численности экономически активного населения. Однако социально-экономическое развитие страны пока не позволяет в полной мере обеспечить население необходимым количеством рабочих мест, что затрудняет повышение уровня жизни в стране.

Во-вторых, в ходе анализа проблем занятости и безработицы, было выяснено, что официальная статистика безработицы учитывает лишь городских жителей, при этом верхняя возрастная граница учета безработных на 10 лет ниже установленного пенсионного возраста. Также отсутствие статистики безработных, зарегистрированных в сельской местности, является ограничивающим фактором для оценки реального уровня безработицы в стране. Данные факторы являются источником появления скрытой безработицы. Также было определено, что помимо скрытой безработицы Китаю присущи и другие виды безработицы: фрикционная, структурная, институциональная и региональная. Источниками появления проблем на рынке труда Китая являются большая численность населения, экономическая перестройка, интенсификация производства и рост производительности труда, избыточность персонала на государственных предприятиях и неравномерность экономического развития регионов.

В-третьих, в ходе анализа проблем занятости и безработицы, было определено, что для преодоления дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, политика занятости может развиваться в следующих направлениях:

  • дальнейшее поощрение мобильности рабочей силы между регионами и предприятиями;
  • последующее содействие внутренней миграции;
  • упорядочивание экономической и производственной структуры;
  • поддержка негосударственного сектора экономики;
  • совершенствование системы социального обеспечения.

Также были определены векторы для дальнейших исследований в области занятости и безработицы в Китае:

  • региональные аспекты безработицы;
  • особенности внутренней и внешней миграции;
  • факторы, влияющие на дифференциацию заработных плат;
  • изучение трудового законодательства КНР и особенностей трудоустройства в стране.

 

Заключение

 

В современных условиях проблема занятости и безработицы населения является одной из наиболее актуальных и все чаще выступает предметом научных исследований, и изучается в практике управления. Сложное положение с занятостью и безработицей в стране и регионах поставило перед экономической наукой проблему разработки теоретических основ, новых подходов к управлению занятостью населения, рекомендаций по регулированию рынка труда. Для развития экономики необходимо обеспечивать адекватность трудовых ресурсов требованиям и спросу на современном рынке труда.

Уровень безработицы считается одним из наиболее важных индикаторов национального благосостояния и стабильности любой территориальной единицы, индикатором состояния социума в целом, и, особенно, индикатором эффективности социально-экономических реформ.

Рынок труда призван решать важнейшие вопросы занятости населения и устранения безработицы, а именно: распределение трудовых ресурсов, создание условий и стимулов для их эффективного использования, повышение мобильности рабочей силы, усиление экономической и иной мотивации труда, адаптация населения к меняющимся рыночным отношениям, создание условий для эффективного производства и воспроизводства квалифицированных кадров. Новые условия хозяйствования, определяющиеся процессами глобализации и информатизации общества, предъявляют особые требования к качеству рабочей силы, к уровню подготовки и квалификации.

Цель данной работы заключалась в исследовании проблем занятости и безработицы в городах Китая.

В теоретической части были рассмотрены взаимосвязь понятий занятость и безработица, основные механизмы их регулирования, а также основные тенденции развития рынка труда в мире. Было выяснено, что занятость и безработица – это тесно связанные между собой составляющие рынка труда. Рынок труда – это экономическая среда, в которой утверждается определенный уровень занятости населения и размеры заработной платы через механизмы спроса и предложения. Занятость можно рассмотреть как комплекс социально-экономических отношений, связанных с предоставлением рабочих мест и участием населения в хозяйственной деятельности. Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Безработица является обратной стороной занятости. Данные явления имеют обратную зависимость – увеличение занятости чаще всего влечет за собой снижение безработицы, соответственно сокращение уровня занятости – увеличивает безработицу. Однако факторы, которые влияют на занятость, отличны от факторов обуславливающих безработицу. По мере развития рыночной экономики регулирование рынка труда в целом, а также занятости и безработицы в частности, становится все более сложной задачей.

Основным рычагом воздействия на рынок труда является государственная политика занятости. Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Для стабилизации ситуации на рынке труда государство проводит политику, направленную на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильных трудовых ресурсов.

Все меры, перечисленные выше, направлены на получение рациональных социально-экономических результатов, в сфере решения проблем безработицы, достижения высокого уровня занятости населения, согласованности профессионального образования требованиям рынка труда.

На протяжении последних десятилетий происходит процесс глобализации рынка труда, формирования единого механизма удовлетворения предложения рабочей силы вне зависимости от конкретного места проживания человека. Причинами этого принципиально нового процесса стали усиление международных связей на фоне углубления международного распределения рынка труда, в частности, формирование международных объединений, которые предусматривают наличие единых рынков труда. Сегодня можно говорить о создании в мире предпосылок для формирования интегральной модели рынка труда. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень безработицы в каждой стране. Однако, это не означает исчезновения национальной специфики рынков труда и стратегий их регулирования, обусловленные социально-экономической, социополитической и исторической спецификой каждой отдельной страной.

В практической части были рассмотрены основные характеристики трудовых ресурсов Китая, проблемы занятости и безработицы в стране, а также выделены приоритетные направления социально-экономической политики КНР, которые будут способствовать решению данных проблем.

КНР является лидером по абсолютной численности экономически активного населения, которая составляет 793 млн человек. Можно выделить следующие специфичные для работоспособного населения Китая характеристики:

  • масштабность и быстрый рост;
  • значительная доля в общей численности населения;
  • длительный период продолжающегося роста.

На сегодняшний день проблемы занятости и безработицы обусловлены следующими причинами:

  • темпы роста трудовых ресурсов превышают темпы роста экономики, что обуславливает превышение предложения рабочей силы, несоизмеримое со спросом на нее и ведет росту числа безработных;
  • индустриализация и экономическая перестройка обуславливают высвобождение большого количества работников из тех отраслей, где машинный труд заменяет человеческий. Работники устаревающих отраслей не могут перейти в другие отрасли, ввиду отсутствия необходимой квалификации
  • наличие избыточного количества персонала на государственных предприятиях обуславливает наличие неполной занятости. Доходы частично занятых очень малы.
  • повышение производительности труда в сельскохозяйственной отрасли приводит к высвобождению большого количества рабочей силы, которая мигрирует в город в поиске работы. Причиной миграций из села в город служит также различие в размерах заработных плат. Из-за многолетнего сдерживающего фактора системы «Хукоу» в сельской местности образовалась излишняя рабочая сила, которая в настоящее время оказывает высокое давление на занятость в городах
  • неравномерность экономического развития разных регионов страны. Высокие темпы роста экономики наблюдались в восточных прибрежных регионах, а рост безработицы — в центральных и западных.

Проблемы занятости и безработицы, появляющиеся на рынке труда являются неизбежным фактором развития экономики страны. Государству необходимо выстраивать социально-экономическую политику с учетом тенденций рынка труда, а также качественных и количественных характеристик трудовых ресурсов.

Как показал анализ, на сегодняшний день главными задачами в сфере занятости и безработицы Китая является ведение более эффективной политики в сфере занятости населения, всестороннее стимулирование роста занятости и обеспечение стабильности на рынке труда. Для выравнивания спроса и предложения на рынке труда государственная политика может основываться на следующих приоритетных направлениях:

  • поощрение мобильности рабочей силы между регионами и предприятиями;
  • ослабление контроля над пропиской, что даст возможность провинции развивать свой потенциал;
  • возможность участия людей в программах общественного или частного секторов и их поощрение;
  • обеспечение надежной правовой основы для системы трудовых контрактов;
  • поощрение людей обеспечивать их собственное благосостояние посредством участия в программах общественного или частного секторов;
  • упорядочивание экономической и производственной (отраслевой) структуры;
  • поддержка негосударственного сектора экономики, а именно развитие средних и мелких предприятий;
  • создание и совершенствование системы социального обеспечения;

Решение этих задач позволит государству обеспечить сохранение стоимости рабочей силы на уровне роста производительности труда. Это поможет поддержать экономический рост и обеспечить Китаю возможность продуктивной занятости его огромной и быстро возрастающей рабочей силы.

Научная новизна работы заключается в том, что была проведен всесторонний анализ трудовых ресурсов Китая, охарактеризованы причины появления проблем занятости и безработицы и выделены векторы дальнейшего развития политики занятости в стране.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших исследований в области проблем занятости и безработицы в Китае, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом.

 

Список использованных источников

 

  1. Конвенция МОТ № 160 «О статистике труда»: [по состоянию на 13 марта 2015 г.: принята Административным Советом Международного Бюро Труда 7 июня 1985]. — Режим доступа http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c160_ru.htm
  2. Проект резолюции о статистике трудовой деятельности/ 20-я Международная конференция статистиков труда. Женева, 10-19 октября, 2018. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/CIS_Labourstat/Comments%20on%20the%20draft%20Resolutions%2020%20MKST.pdf
  3. Абрашкин, М.С. Основные направления регулирования рынка труда / М.С. Абрашкин // Вопросы региональной экономики – 2014. – №2. – С. 115-120.
  4. Бейсенова, М.У., Исахметов, Т.И., Исатаева, Г.Б. Современная концепция формирования рынка труда: сущность, факторы и формы ее проявления / М.У. Бейсенова, Т.И. Исахметов, Г.Б. Исатаева. // Фундаментальные исследования – 2013. – № 10-1. – С. 158-162.
  5. Букаева, М.С. Особенности регулирования рынка труда в условиях глобализации / М.С. Букаева // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2013. – №4. – С.167-172.
  6. Вахтерова, Е.О., Гоман, И.В. Государственное регулирование рынка труда / Е.О. Вахтерова, И.В. Гоман // Вестник самарского государственного университета – 2014. – № 8(119). – С. 168-171.
  7. Вишневская, Н.Г. Роль государственной службы занятости населения в минимизации молодежной безработицы: теория и практика / Н.Г. Вишневская // Науковедение – 2014. – № 3. – С.20.
  8. Вукович, Г.Г. Рынки труда промышленно развитых стран в условиях глобализации / Г.Г. Вукович // Общество: политика, экономика, право. – 2011. – №2. – С.121-124.
  9. Горшкова, В.И. Некоторые аспекты экономической теории рынка труда / В.И Горшкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3 – С. 407
  10. Гоффе, Н.В. Влияние кризиса на занятость и безработицу / Н.В.Гоффе // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. — № 8. – С. 27-38.
  11. Изотов, Д.А, Мотрич, Е.Л. Демографические вызовы для экономики КНР / Изотов Д.А, Мотрич Е.Л. // Россия и АТР. – 2014. – №3. – С. 61-83.
  12. Ильин, И.А., Ефимова, Е.А. Воспроизводственные и региональные аспекты рынка труда / И.А. Ильин, Е.А. Ефимова // Современные производительные силы. – 2012. – № 1. – С. 138-147.
  13. Кирюхина, И.С., Кулик А.М. Особенности государственного регулирования рынка труда / И.С. Кирюхина, А.М Кулик // Актуальные вопросы развития современного общества – 2014. – №4. – С.285-289.
  14. Классификация безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economicportal.ru/ponyatiya-all/klassifikaciya-bezraboticy.html
  15. Кривицкая, Н.А., Иванова, Н.А. Профессиональная подготовка безработных в системе мер государственной политики / Н.А. Кривицкая, Н.А Иванова / Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – № 1(40). – С. 75-78.
  16. Кязимов, К.Г. Рынок труда и содействие занятости населения: учебное пособие / К.Г. Кязимов. – М. : Академия труда и социальных отношений, 2013. – 114 с.
  17. Мелоян, В.Г., Савина, Ю.В. Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда / В.Г. Мелоян , Ю.В. Савина // Новые технологии. – 2012. – № 1. – С. 158-163.
  18. Морокова, А.А. Основные особенности мирового рынка труда. Воздействие общемировых тенденций на российский рынок труда / А.А. Морокова // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2009. – № 1. – С. 243-246.
  19. Низова, Л.М Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения / Л.М. Низова // Вопросы региональной экономики вопросы региональной экономики. – 2010. – № 4. – С.13.
  20. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учебное пособие / Ю.М. Остапенко – М.:ИНФРА-М, 2011. – 272 с.
  21. Потылицын, Н.К., Ершова, Т.Б. Прогнозирование занятости и безработицы по уровню тренда / Н.К. Потылицын, Т.Б Ершова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2014. – № 3. – С. 110-120.
  22. Промахина, И.М., Ван, Л. Эконометрический анализ взаимосвязи экономического роста и безработицы в Китае / И.М. Промахина, Л. Ван // Вестник РУДН, серия Экономика. – 2008. – № 3. – С. 82-94.
  23. Салтанова, С.П., Смирнов, В.П. Познание сущности рынка труда / С.П.Салтанова, В.П. Смирнов // Вестник чувашского университета. – 2011.– №4. – С. 466-469.
  24. Сер, Л.М Безработица среди молодежи: динамика развития, факторы влияния / Л.М Сер // Труд и социальные отношения. – 2012. – № 8. – С. 46-51.
  25. Cоколова, Г.Н. Рынок труда в регионах республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица / Г.Н. Cоколова // Социологический альманах. – 2012. – №3. – С. 230-244.
  26. Спиридонов, С.П. Обеспечение занятости экономически активного населения — необходимое условие улучшения качества жизни / С.П. Спиридонов // Век качества. – 2010. – № 1. – С.14-15.
  27. Това, П.А. Международная ситуация в сфере занятости населения / П.А.Това // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2011. – № 1. – С. 16-21.
  28. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words
  29. Троцук, И. В., Скрынникова, М.В., Цзиньфэн Цзи Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере и положение молодых специалистов на рынке труда КНР / И.В. Троцук, М.В. Скрынникова, Цзи Цзиньфэн // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 12. – С.41-46.
  30. Хунчунь, Ю. Бо, Л. Анализ современного состояния, причин и мер по разрешению безработицы в Китае / Ю. Хунчунь, Л. Бо // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: социология. Реферативный журнал. – 2003. – №2. – С.38-41.
  31. Цапова, Н.Ю Зарубежный опыт регулирования занятости // Н.Ю.Цапова// Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – № 5. С.105-111.
  32. Цзяюнь, Д. Сравнение проблем безработицы в Китае и развитых странах / Д. Цзяюнь // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал — 2003. – № 2. – С.30-31.
  33. Чистик, О.Ф Статистический анализ напряженности на рынке труда в регионах Российской Федерации / О.Ф Чистик // Вестник самарского государственного экономического университета. – 2014. – №2(112). – С.104 –109.
  34. Чэнь, Вэй Современный Китай: проблема занятости / Вэй Чэнь // Вестник РУДН, серия Международные отношения – 2009. – № 3. – С. 61 – 75.
  35. Экономика труда: учебник / Д.Г. Щипанова, М.В. Меркунова — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 332 с.
  36. Экономика труда: учебник / Ю.П.Кокин, П.Э. Шлендера. – М.: Магистр, 2008. – 686 с.
  37. Сountrymeters.info [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://countrymeters.info/ru/China#population_2019
  38. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.stats.gov.cn
  39. Liu, Y., Shen, J. Jobs or Amenities? Location choices of interprovincial skilled migrants in China // Population, space and place. – 2013. – № 20. – P. 592-605.
  40. Liu, Q. Unemployment and labor force participation in urban China// China Economic Review. – 2012. – №23. – P.18–33.
  41. Paik, W. Local Village Workers, Foreign Factories and Village Politics in Coastal China: A Clientelist Approach //The China Quarterly. – 2014. Vol. 220/ — P. 955–967.41

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф