Заявка на расчет
Меню Услуги

Исследование организации сестринской помощи при лейкозе на базе ГБУЗ Ленинградской клинической больницы. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3


2.3. Исследование качества оказания сестринского ухода за пациентами с лейкозом

 

Организация исследования

В исследовании принимали участие 30 человек ГБУЗ Ленинградской областной клинической больницы, Онкогематологического отделения №2, 18 женщин и 12 мужчин в возрасте от 42 до 60 лет.

Целью исследования – определение роли медицинской сестры при оказании помощи больным лейкозом.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— Изучить этиологию и предрасполагающие факторы лейкозов.

— Изучить клиническую картину и особенности диагностики лейкозов.

— Определить методы обследований и подготовку к ним.

— Изучить принципы лечения и лейкозов.

— Обозначить манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

— Изучить особенности сестринского процесса при данной патологии.

— Провести анализ деятельности медицинской сестры при лейкозе у взрослых и сделать выводы.

Методы исследования: теоретический, эмпирический, эксперимент.

Гипотеза исследования: знание медицинской сестрой принципов оказания помощи взрослым больным лейкозом позволит улучшить качество, оказания помощи таким пациентам, что кардинально повлияет на качество их жизни в процессе лечения и реабилитации. Проведенный анализ деятельности медсестры позволит выявить погрешности в ее работе или отсутствие таковых, что даст возможность сделать выводы относительно качества оказанной помощи.

Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе были изучены теоретические вопросы по проблематике, распространенности, факторов риска, диагностике и лечении лейкозов у взрослых.

На втором этапе было определено место медицинской сестры при оказании помощи больным лейкозом. Использовались различные клинико-лабораторные методы для постановки диагноза. Определенны основные жалобы больных лейкозом, поставлен сестринский диагноз и определенны пути решения проблем больных лейкозом.

На третьем этапе проведен анализ деятельности медсестры, оценены результаты ее деятельности и сделаны выводы.

Характеристика группы исследования

Для наглядности деятельности медицинской сестры у взрослых с лейкозами были отобраны пациенты со следующими диагнозами: острый миелоидный лейкоз встречался у 10 (33,3%) человек, острый эритробластный лейкоз был у 6 (20%) человек, острый лимфобластный лейкоз диагностирован у 12 (40%) пациентов и острый мегакариобластный лейкоз 2 (6,6%) больных пациентов (см. рис. 1).

Рис. 1 Распределение взрослых с лейкемией за нозологическими единицами

 

По половому признаку взрослые больные лейкозом распределялись следующим образом: 18 (60%) пациента составили женщины и 6 (40%) мужчины (см. рис. 2).

Рис. 2 Распределение пациентов больных лейкозом по половому признаку

Осуществляя I этап сестринского процесса – сестринское обследование, была заполнена медицинская документация – письмо первичной сестринской оценки (см. Приложение 1). Мы наблюдали за работой медсестринского персонала.

При сестринском обследовании были выявлены жалобы на:

  • боль в суставах и при глотании,
  • быструю утомляемость,
  • общую слабость,
  • снижение массы тела,
  • геморрагическое высыпание на коже,
  • повышенную температуру тела.

Все жалобы были распределены в зависимости от значимости их проявлений для каждого пациента, то есть на такие, на которые он в первую очередь обострял свое внимание.

Так приоритетными жалобами на боль в суставах и при глотании были у 12 (40%) человек, быструю утомляемость у 6 (26,6%) человек, общую слабость у 4 (13,3%) пациентов с лейкозом, снижение массы тела у 3 (10%), геморрагическое высыпание на коже 1 (3,3%) человек, жалобы на повышенную температуру тела выявляли 2 (6,6%) человек (см. рис. 3).

Рис. 3 Первоочередные жалобы пациентов с лейкозом

Как видно из представленного рисунка наибольшее внимание пациенты концентрируют на болевых ощущениях.

Для оценки интенсивности боли использовали модифицированную лицевую шкалу боли Verbal Descriptor Scale (Gaston-Johansson F., Albert М., Fagan E. et al., 1990) (см. Приложение 2). Мы общались с самими пациентами определяя их шкалу боли.

Так, 6 (20%) пациентов из 25 оценили интенсивность боли в 10 баллов (нестерпимая боль), 5 (16,6%) оценили интенсивность боли в 8 баллов (очень сильная боль) и 12 (63,3%) пациентов оценили боль в 6 баллов (сильная боль) (см. рис. 4).

Рис. 4 Интенсивность боли у пациентов больных лейкозом

Болевые ощущения у взрослых имеют огромное значение, так как обострение внимания на данной проблеме приводит к развитию у взрослых других болезненных состояний, таких как отсутствие аппетита, ограничение движений, депрессия.

Исходя из полученных данных обследования пациента, переходили к осуществлению II этапа сестринского процесса – определение проблем пациента. Результатом, которого являлось выявление нарушений потребностей пациента. На данном этапе определялись проблемы испытуемых (настоящие, приоритетные, потенциальные).

Настоящие проблемы: выраженная слабость (не может встать с кровати), озноб, проливные поты, боль в горле при глотании, боль в суставах, обильное геморрагическое высыпание.

Приоритетные проблемы: боль в горле при глотании из-за проявлений стоматита (изъязвления), боли в суставах, вследствие чего – ограничение подвижности с вытекающими из этого последствиями.

Потенциальные проблемы: риск развития инфекционных осложнений (наличие дефекта в клеточном иммунитете, раневая поверхность на слизистой оболочке рта), риск кровотечения, риск травматизации (возможность падения) из-за слабости, риск снижения массы тела из-за депрессии и невозможности глотать.

III этап сестринского процесса предполагал составление плана необходимой помощи пациенту.

Проводились беседы о необходимости соблюдения диеты и режима питания, режима труда и отдыха, приеме лекарственных препаратов. Подготовка больного к медицинским манипуляциям.

Цель: уменьшение боли в горле и суставах, избежать развития инфекционных осложнений и кровотечений.

Краткосрочная цель: снижение уменьшения боли в горле, во рту и суставах будет достигнуто через 7 дней лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит отсутствие боли во рту и горле до момента выписки, снизится уровень лихорадки, уменьшатся или исчезнуть области высыпаний, улучшится общее состояние больного.

IV этап предполагал реализацию плана сестринского ухода.

Реализация потребности в приеме пищи.

Больные принимали пищу в постели. Тяжелобольных медицинская сестра кормила сама. Кормление больного проводилось малыми порциями с достаточными паузами, чтобы больной имел возможность хорошо пережевывать и не поперхнутся. Поили больного из поильника или обычного небольшого чайника. Исключалась горячая пища.

Питание было высококалорийным, с достаточным содержанием животных и растительных белков, жиров и углеводов. Исключались свежие овощи и фрукты в связи с возможностью инфицирования, ограничивали употребление копченостей, жареных блюд и тугоплавких жиров. По назначению врача использовали противорвотное средства (мотилиум, церукал и др.). Следили за достаточным водным насыщением организма и проводили коррекцию недостаточности потребления жидкости в виде чая, разбавленных фруктовых и овощных соков, минеральных вод.

Особое значение уделялось парентеральному питанию у ослабленных пациентов. В таких случаях применяли концентрированные растворы глюкозы, аминокислотные препараты и жировые эмульсии.

Реализация потребности в гигиенических процедурах.

Медсестрой проводился контроль чистоты тела пациентов, своевременно менялось нательное и постельное белье, особенно эпизодов лихорадки. Регулярно менялось положение тела, предоставлялось ему полусидячее положение.

Большое внимание уделялось мероприятиям, направленным на предупреждение геморрагий, кровоточивости десен, носовых и других кровотечений, раздражений, повреждений и инфицирования кожи и слизистых оболочек. Медсестра следила за соблюдением пациентом правил личной гигиены, ежедневно осматривала кожные покровы и видимые слизистые, проводила туалет кожи тяжелобольным (обтирание мягкой чистой тряпкой, смоченной дезинфицирующим раствором; особое внимание уделяется складкам кожи, местам трения и усиленного потения (паховые складки, половые органы, вокруг заднего прохода, под молочными железами); подмывание больного 2-3 раза в день, особенно после взимания физиологических потребностей), рекомендовала чистить зубы мягкой щеткой, постоянно полоскать рот холодным физиологическим раствором, раствором калия перманганата (1 кристаллик на стакан теплой воды) или водой. Для лечения стоматита проводились аппликации (наложения стерильных марлевых салфеток, смоченных 0,1% раствором фурацилина или отваром ромашки) несколько раз в день.

Реализация потребности в нормальной температуре тела.

Медицинской сестрой проводился постоянный мониторинг температуры тела, отчет о котором записывался в соответствующий раздел истории болезни. При необходимости по назначению врача применялись антипиретики.

Болевой синдром снимался с помощью анальгетиков, в том числе – наркотического происхождения.

После реализации плана сестринского процесса проводился V этап – оценка эффективности всех предыдущих мероприятий.

Анализ деятельности медсестры у взрослых с лейкозами

После реализации сестринской деятельности, через 7 дней, был проведен анализ работы медицинской сестры.

Данные полученные при анализе дали возможность сделать вывод об высоких показателях деятельности медсестры при оказании помощи взрослым с лейкозом, про что свидетельствуют следующие результаты: так жалобы на боль в суставах и при глотании которые встречались у 12 (40%) человек до сестринского вмешательства остались только у 2 человек (6,6%) после реализации сестринского процесса, быстрая утомляемость как остаточное явление встречалось у 1 (3,3%) человека, общая слабость у 1 (3,3%) пациента с лейкозом, снижение массы тела было устранено у всех человек группы наблюдения, геморрагическое высыпание на коже устранено у всех, жалобы на повышенную температуру тела остались у 1 (3,3%) человека, что наглядно демонстрирует рисунок 5.

Рис. 5 Регресс жалоб пациентов с лейкозом после сестринского вмешательства

Особое значение при применении сестринского процесса имеет снижение болевых ощущений у пациентов с лейкозом, так как именно боль больше всего ухудшает качество жизни пациентов.

После реализации сестринской деятельности интенсивность боли в 10 балов (нестерпимая боль) не была оценена ни одним из пациентов, интенсивность боли в 8 балов (очень сильная боль) была оценена 1 (1,3%) пациентом, интенсивность боли в 6 баллов (сильная боль) была оценена 4 (13,3%) пациентами, интенсивность боли в 4 балла (умеренная боль) оценена 3 (10%), интенсивность боли в 2 балла (слабая боль) была расценена 10 (33,3%) и в 0 баллов (отсутствие боли) оценили интенсивность болевых ощущений 12 (40%) человек, что свидетельствует о высоком качестве борьбы с болью (см. рис. 6).

Рис. 6 Регресс болевых ощущений у пациентов с лейкозом

Кроме того, с целью улучшения качества оказания медицинской помощи медицинской сестрой больным с лейкозом было проведено анкетирование, в котором принимали участие взрослые, что дало возможность определить уровень компетенции медицинской сестры гематологического отделения (см. Приложение 3). Анкета очень проста в использовании.

По данным анкетирования были получены следующие результаты: показатели работы медсестры, как «высокие» оценили 27 (90%) пациентов, удовлетворены работой медсестры 3 (10%) больных, деятельность как «неудовлетворительную» не оценил никто из опрошенных (см. рис. 7).

Рис. 7 Оценка работы медсестры по данным анкетирования

У всех без исключения пациентов, находившихся на лечении в отделение онкогематологии, удалось избежать развития осложнений основного заболевания, что имеет огромное значение в лечении и последующей реабилитации данных больных.

Таким образом, для повышения шансов на успешное лечение пациентов, страдающих лейкозами медицинская сестра должна:

  • обладать достаточными профессиональными знаниями;
  • соблюдать правильный режим ведения данных пациентов;
  • тщательно придерживаться всех предписаний врачей;
  • предоставлять своевременную и полноценную психологическую поддержку больным и их родным;
  • избегать дальнейших инфекционных осложнений;
  • решать проблемы, связанные с нарушением потребностей пациентов;
  • проводить разъяснительную работу и обучение правильному поведению, и питанию, отказ от вредных привычек среди членов семей пациентов.

 

2.4. Риски медицинской сестры при оказании помощи пациентам с лейкозом

 

Любая профессия связана с риском заболевания. Причины могут быть разные: неисправное оборудование, нарушение норм безопасности, развитие скрытых заболеваний, несоблюдение гигиены и т. д. Вероятность попасть в зону риска достаточно высока для медицинских сестер, так как по роду своей деятельности они работают непосредственно с больным людьми, кровью, острыми предметами.

Опасности медсестры

Риск заразится, постоянно подстерегает медработников на рабочем месте. И неважно где они трудятся: в государственной или частной клинике, в больнице или на дому.

К заболеваниям относятся:

  • вирусные инфекции (ОРВИ, грипп);
  • инфекционные болезни;
  • заболевания органов дыхания;
  • аллергия;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • неврозы и психологические проблемы.

Профилактика заражения

Снизить риск заражения для медсестры можно при соблюдении нескольких факторов:

  • не нарушать технику безопасности;
  • периодически проходить медосмотр;
  • при первых признаках недомоганий обращаться к специалистам.

Администрация учреждения здравоохранения обязана следить за выполнением техники безопасности. Для этих целей создать, соответствующие нормам санитарии, рабочие места, обеспечить средствами индивидуальной защиты, проводить разъяснительные работы (семинары, тренинги), устраивать периодическую проверку знаний (аттестацию) и выборочный контроль.

Наиболее опасными являются действия, связанные с нарушением целостности кожи и поражения слизистых оболочек.

Основные требования безопасности:

  • соблюдать личную гигиену;
  • не пренебрегать средствами защиты (использовать перчатки, маски, очки, халаты и другие приспособления), по мере использования менять на новые средства;
  • обеспечить наличие аптечки первой помощи;
  • использованные шприцы, пробирки помещать в контейнер для дальнейшей утилизации;
  • не разбирать шприцы, не отделять иглы от капельниц;
  • не приступать к работе даже в защитных средствах при наличии открытых ран и мокнущего дерматита кожи;
  • регулярно проводить дезинфекцию рабочего места и предметов труда многоразового использования.

Экстренные меры защиты

При тщательном соблюдении техники безопасности существует вероятность порезаться, уколоться, а при соприкосновении с биологическими выделениями человека (моча, пот, слюна, ушная сера, рвотные массы) – вероятность заражения. Поэтому медицинским работникам следует четко знать свои первые действия экстренной помощи самому себе.

Повреждение кожи рук. Не снимая перчатки вымыть руки с мылом, избавиться от перчаток, обработать любым антисептическим средством.

Поражение слизистой оболочки глаза. Промыть водой или специальным раствором несколько раз.

Повреждение носоглотки. Сплюнуть, несколько раз прополоскать рот и нос.

При попадании инфекции на обувь, мебель, пол, оборудование, немедленно обеззаразить неоднократным протиранием поверхность антисептическим средством.

Соблюдая технику безопасности и личную гигиену, используя средства защиты, следя за своим здоровьем, медицинская сестра в состоянии сама снизить процент риска профессионального заболевания.

Стресс в работе медсестры, согласно исследованиям, является наиболее сильным.

Самыми беззащитными перед лицом стрессовых ситуаций являются добросовестные работники, полностью отдающие себя профессии, предъявляющие к себе слишком высокие требования. В их предоставлении идеальный сотрудник должен отбросить все человеческие эмоции, целиком отдавая себя работе. Существует классификация психотипов медицинских сестёр, подверженных нервным сбоям под влиянием работы:

  • Педанты, которым присуща полная отдача на службе, стремление к перфекционизму, точности, доведению любого дела до конца. При малейшем отклонении от идеала человек перестаёт испытывать удовлетворение от работы, раздражается. Часто такое самоотверженное служение профессии негативно и отражается на нервной системе работника.
  • Демонстративные трудяги, стремящиеся доказать всему коллективу, что именно они его лидеры. Обычно несговорчивы, не умеют уступать. Растрачивая множество усилий на показную деятельность, такие сотрудники на самом деле очень быстро утомляются. Пребывают в постоянном страхе потерять свой авторитет перед коллегами.
  • Эмпаты. Сердобольные медсестры, склонные проявлять сочувствие к каждому пациенту, воспринимать его проблемы, как собственные. Подобная сентиментальность приводит к нервным сбоям и депрессиям.

Поскольку работа медсестры связана с ответственностью за жизнь и здоровье человека (хоть и в меньшей степени, нежели у врача), она не может позволить себе расслабиться. Люди в белом – это медработники, которым доверяют человеческие жизни. Подобные обстоятельства накладывают отпечаток на психику и нередко становятся причиной эмоционального выгорания, стресса в профессиональной деятельности.

Рабочие условия и их влияние на нервную систему

Прогрессирование эмоционального спада во многом зависит от конкретного занятия медицинского работника и его загруженности. Необходимость успеть всюду, расторопность, работа круглые сутки – такое способен выдержать активный человек, стойкий, хладнокровный человек.

Дополнительными факторами формирования психического сбоя могут быть:

  • перевыполнение рабочего плана (что характерно для сферы медицины);
  • частые ночные дежурства;
  • чрезмерная загруженность;
  • наличие плохих рабочих условий;
  • множество рутинной работы и т.д.

Нагрузке подвергается опорно-двигательный аппарат и зрение (вследствие сидячей и канцелярской работы). Поскольку работник медицинской сферы должен быть всегда готов выполнять свою работу, у него нет возможности позволять себе много отдыхать.

Среди факторов риска возникновения стрессов у медсестер — постоянное напряжение.

Последствия производственных издержек Перенапряжение на работе, физическое и моральное, способно привести работника медицины к серьёзным проблемам с психикой. Эти люди подвержены серьёзной угрозе развития соматических заболеваний: от частых головных болей, скачков артериального давления и неврозов до тяжёлой формы депрессии. На фоне переживаний иммунитет слабеет.

Таким образом, адекватное восприятие и хладнокровность, профессиональная отстранённость приобретаются с годами, и их выработкой нужно заниматься. От стресса в профессиональной деятельности медицинского работника никуда не деться, важно уменьшить его влияние. Человек, который сознательно решил работать в сфере медицины, должен быть готов к подобным трудностям и иметь соответствующий склад характера. При этом важно сохранить баланс и уметь отделять работу от личной жизни.

 

2.5. Разработка рекомендации по совершенствованию профессиональных компетенций медицинской сестры при уходе за пациентами с лейкозами

 

Таким образом, для эффективного общения медицинской сестры с пациентами необходимо соблюдать этико-деонтологические аспекты в своей профессиональной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лейкемия или лейкоз крови – это злокачественное заболевание костного мозга, вызванное нарушением его функций кроветворения. При данном типе патологии из незрелых клеток образуют бласты, которые замещают собой здоровые клетки крови. Определить лейкоз можно по характерным симптомам и при помощи специальных анализов. Заболевание считается очень опасным, но при своевременном лечении врачам удается достичь стойкой ремиссии и продлить жизнь пациента.

Прогноз лейкемии зависит формы заболевания, распространенности поражения, группы риска больного, сроков постановки диагноза, ответа на лечение и др. Хорошим прогнозом лейкемии считается вероятность 5-ти летней выживаемости 70% и более; риск рецидивов — менее 25% .

Хроническая лейкемия при достижении бластного криза приобретает агрессивное течение с риском летального исхода из-за развития осложнений. При правильном лечении хронической формы можно добиться ремиссии лейкемии на долгие годы.

Следует помнить, что рецидив может наступить в любой момент. Поэтому, соблюдение мер предосторожности, наблюдение у врачей не должны прекращаться на протяжении всей жизни. Лечиться тяжело, а поддерживать организм еще тяжелее.

А роль медсестры в лечении пациентов с лейкозом трудно переоценить. Именно средний медицинский персонал осуществляет уход, исполнение и контроль за исполнением врачебных назначений. Медсестра осуществляет организацию противоэпидемического режима и контроль за его соблюдением.

Сестринский персонал ограничивает контакт больного с окружающими людьми и посещение им мест большого скопления людей, разъясняя пациенту о необходимости данных мер. Помимо вышеперечисленного медсестра осуществляет контроль за приемом лекарственных средств, выполнением назначений врача, сдачей анализов.

Не зависимо от формы лейкоза, выбора схемы лечения все пациенты нуждаются в соответствующем уходе, при грамотной организации которого шансы на выздоровление повышаются. Поэтому главной задачей сестринского ухода при лейкозах является создание комфортной и безопасной атмосферы вокруг больного.

Как показало проведенное исследование, не последняя роль в диагностике и предоставлении медицинской помощи при лейкозах принадлежит правильно организованному сестринскому процессу.

В работе доказано, что использование всех этапов сестринского процесса при лейкозе дает возможность улучшить качество жизни пациентов в процессе лечения.

Анализ деятельности работы медицинской сестры продемонстрировал, что цель работы достигнута и результат – улучшение качества жизни пациентов при лечении в стационаре, является именно результатом глубоких теоретических знаний и практических навыков. У всех пациентов посредством верно организованного сестринского процесса удалось добиться позитивной динамики в течении болезни, а также удалось избежать развития осложнений. Работа медсестры также была позитивно оценена самими пациентами, про что свидетельствуют данные анкетирования.

Подводя итог, можно сказать, что без лечения лейкоз приводит к гибели больного в течение нескольких месяцев или даже недель. Однако использование современных протоколов лечения дает очень хороший результат.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анализ причин поздней диагностики острого лейкоза / Н.В. Нагорная, Е.В. Вильчевская, Е.Н. Марченко [и др.] // Здоровье. –2014. — № 1 (36). – С.84-89.
  2. Бершадская М.Б. Причины лейкоза. – М., 2016. – 86 с.
  3. Бирюкова Е.Г. Инновации в работе медсестер / Е. Г. Бирюкова, Е.Ю. Варфоломеева, И.М. Спивак // Сестринское дело. – 2015. – № 5. – С.33-35.
  4. Белканова С.Н. Роль медицинской сестры при проведении химиотерапии / С.Н. Белканова // Старшая медицинская сестра. — 2016. — № 3. — С. 3-16
  5. Винник Т.И. Основные причины возникновения сепсиса – на руках медсестер / Т.И. Винник // Медсестра. – 2015. – № 3. – С.27-28.
  6. Воробьев А.И. Руководство по гематологии: в 3 т. – Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Ньюдиамед, 2015. – 280 с.
  7. Выполнение диагностических процедур. Методические рекомендации для медсестер // Сестринское дело. – 2015. – № 1. – С.33-37.
  8. Гематология и иммунология / Под ред. Н.А. Алексеева. — СПб.: Гиппократ, 2016. – 1044 с.
  9. Гематология: руководство для врачей / Н.Н. Мамаев, С.И. Рябов. — СПб.: СпецЛит, 2015. – 543 с.
  10. Глузман Д.Ф. Диагностика лейкозов. Атлас и практическое руководство. — К.: Морион, 2013. – 224 с.
  11. Глузман Д.Ф. Иммуноцитохимическая диагностика опухолей кроветворной и лимфоидной тканей. – К.: ДИА, 2014. – 216 с.
  12. Грицаев С.В., Мартынкевич И.С., Мартыненко Л.С. и др. Возраст и кариотип – факторы риска у больных первичным острым миелоидным лейкозом // Клинич. онкогематология. – 2014. – № 4. – С.359-364.
  13. Диагностика лейкоза / Под ред. М.Д. Алиева, В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой. – М.: Издательская группа РОНЦ, 2012. – 684 с.
  14. Онкология. Национальное руководство / Под ред. М.Д. Алиева, В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевич, С.А. Маяковой. — М.: Издательская группа РОНЦ, 2014. – 678 с.
  15. Дурнов Л.А. Злокачественные новообразования кроветворной и лимфоидной ткани. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 2015. — 272 с.
  16. Ермолин А.Э. Дифференциальная диагностика и лечение острых и хронических лейкозов. — М.: Бином, 2014. — 200 с.
  17. Лейкозы у взрослых / Г.Л. Меткевич, С.А. Маякова. — М.: Практическая медицина, 2017. — 384 с.
  18. Медицинская реабилитация в терапии. Руководство для студентов и врачей. Под редакцией В.Н. Сокрута, В.Н. Казакова. – Донецк, 2013. – 600 с.
  19. Меткевич Г.Л. Лейкозы у взрослых / Г.Л. Меткевич, С.А. Маякова. — М.: Практическая медицина, 2016. — 384 с.
  20. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 512 с.
  21. Мышкина Л.В. Особенности работы медсестры с онкологическими пациентами / Л.В. Мышкина, Н.И. Костина // Медсестра. – 2015. – № 7. – С. 33-41.
  22. Нагорная Н.В. Дисэлементоз у взрослых с дефицитом железа и пути его коррекции / Н.В. Нагорная, Е.В. Бордюгова, А.В. Дубовая // Современная педиатрия. – 2014. – №1(41). – С.41-47.
  23. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций: учеб. пособие / Н. В. Широкова [и др.]. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 160 с.
  24. Сестринский уход в гематологии и онкологии: практ. рук. / под ред. Е.В. Самочатовой, А.Г. Румянцева. — Москва: Литтерра, 2015. – 196 с.
  25. Сисла Б. Руководство по лабораторной гематологии: Пер с англ. / Под общей ред. А.И. Воробьева. — М.: Практическая медицина, 2015. — 340 с.
  26. Сопина З. Е. Управление качеством сестринской помощи: учеб. пособие / З.Е. Сопина, И.А. Фомушкина. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 176 с.
  27. Теория сестринского дела: учебник / Г.М. Перфильева [и др.]. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 256 с.
  28. Филенко А.Б. Психологическое сопровождение средним медицинским персоналом пациентов в химиотерапевтическом отделении / А.Б. Филенко, Т.Е. Акрытова // Медсестра. — 2015. — № 7. — С.33-36.
  29. Цветкова Л.К. Обязанности медсестры, связанные с химиотерапией / Л.К. Цветкова // Медицинская сестра. — 2015. — № 1. — С.9-11 .
  30. Янкина О.В. Роль психологической поддержки пациентов при проведении химиотерапии / О.В. Янкина // Медсестра. — 2016. — № 4. — С.29-30.

1  2  3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф