Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования собирательного образа внутреннего туриста
1.1. Понятия «турист» и «внутренний турист», классификация туристов, проблема исследования собирательного образа внутреннего туриста в современной научной литературе
1.2. Подходы к исследованию туристских потребностей
Глава 2. Анализ объекта исследования и выбор диагностического инструментария для организации эмпирического исследования собирательного образа внутреннего туриста-посетителя Московской области
2.1. Московская область как объект внутреннего туризма, анализ туристского потока
2.2. Методология, методы и процедура социологического анализа собирательного образа внутреннего туриста-посетителя Московской области
2.3. Методология, методы и процедуры психологического анализа собирательного образа внутреннего туриста-посетителя Московской области
Глава 3. Рекомендации по привлечению туристов в Московскую область
3.1. Результаты социально-психологического анализа собирательного образа внутреннего туриста-посетителя Московской области
3.2. Разработка нового турпродукта
3.3. Рекомендации по продвижению туристского предложения Московской области
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Актуальность исследования собирательного образа внутреннего туриста обусловлена тем, что ключевая проблема в современной туристской отрасли заключается в идентификации, стимулировании и удовлетворении текущих потребностей туристов. На сегодняшний день внутренний туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными и культурно-историческим ресурсами для развития различных видов внутреннего туризма. Однако задача выявления и удовлетворения текущих потребностей туристов на внутреннем туристском рынке затруднена, так как на потребительское поведение туриста влияют множество факторов, как внешних (политические и социально-экономические), так и внутренних (психические свойства личности современного туриста, мотивация выбора турпродукта, привычное поведение, характерологические особенности и т.д.). Понимание и использование туристских мотивов и поведенческих реакций, психических свойств личности туриста, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристской организации, продвижения туристского направления на внутреннем рынке.
Практическая значимость выявления, изучения и использования социальных и психологических характеристик современного внутреннего туриста, таким образом, очевидна. Выявив социальные поведенческие факторы, характерологические особенности и мотивы, руководство и персонал туристской организации может вырабатывать, апробировать и применять эффективные приемы, способствующие привлечению потенциального туриста и придания ему статуса постоянного, и в конечном итоге воздействовать на характер и объем туристского спроса и сбыта на внутреннем рынке туризма.
Объект исследования – Московская область как объект внутреннего туризма.
Предмет исследования – собирательный образ внутреннего туриста-посетителя Московской области.
Исходя из актуальности, сформулирована цель исследования – составить собирательный образ внутреннего туриста (на примере посетителей Московской области).
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Дать определения понятиям «турист» и «внутренний турист».
- Изучить проблему исследования собирательного образа внутреннего туриста в современной научной литературе.
- Рассмотреть Московскую область как объект внутреннего туризма.
- Выявить туристские мотивы и поведенческие особенности внутреннего туриста-посетителя Московской области.
- Выявить личностно-характерологические особенности внутреннего туриста-посетителя Московской области.
- Разработать рекомендации для туристской организации по выработке эффективных управленческих приемов, способствующих привлечению потенциального внутреннего туриста-посетителя Московской области.
Рекомендации будут разрабатываться для турфирмы «Дмитровское БПиЭ» как организации, где проходила преддипломная практика. «Дмитровское БПиЭ», помимо международных туров, предлагает так же и широкий спектр внутренних туров.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; социологический анализ, психологический анализ личности внутреннего туриста, обработка результатов анкетирования и психологической диагностики. В комплексном исследовании приняли участие 100 человек – внутренние туристы, посетители экскурсии «Древний Дмитров».
Новизна исследования заключается в том, что традиционно изучение феномена «русского туриста» и составление его собирательного образа производится с помощью инструментов социологического анализа. В данной работе предложена методология и процедура исследования собирательного образа внутреннего туриста с помощью комплекса методик социологического и психологического анализа. Изучая не только социологические, но и психологические аспекты туристов, их характерологические особенности, мотивы, желания и потребности, туристская организация может разработать и предложить актуальный турпродукт.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по созданию и продвижению нового турпродукта туристской организации «Дмитровское БПиЭ», которые могут быть использованы и другими туристическими фирмами для совершенствования своей деятельности в направлении развития внутреннего туризма.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и Приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования собирательного образа внутреннего туриста
1.1. Понятия «турист» и «внутренний турист», классификация туристов, проблема исследования собирательного образа внутреннего туриста в современной научной литературе
Понятийный аппарат по проблеме туризма широко освящен в современной научной литературе такими авторами как Н.К. Алексеева, М.Б. Биржаков, Г.А. Бондаренко, Ю.С. Воронов, В.П. Губа, В.Г. Гуляев, А.П. Дурович, В.Ю. Карпов, Ю.А. Киреева, М.А. Рындач, В.П. Самарина и мн.др.
Прежде чем обратиться к понятиям «турист» и «внутренний турист», рассмотрим понятие туризма в целом как актуального для современности социально-культурного явления. Впервые термин «туризм» был употреблен в 1830 году французом В. Жекмо от французского слова «tour» (прогулка) в обозначении путешествия с последующим возвращением на постоянное место жительства [26, С.9].
Важно отметить, что ранее, когда туризм не являлся преимущественно международным явлением, в каждой стране по-разному определялось понятие «туризм». В частности, в России санаторно-курортные учреждения и туристские организации управлялись разными государственными учреждениями, поэтому понятие «туризм» ограничивалось походами и туристскими путешествиями и отделялось от понятия «отдых в санаториях, домах отдыха и пансионатах». В других странах также различные виды рекреационной деятельности определялись часто различными друг от друга понятиями [24, С.16].
С развитием туризма и созданием международных туристских организаций возникла потребность в общепринятом определении туризма. Одними из первых, кто дал более-менее точное определение понятия «туризм», были К. Крапф и В. Хунзикер: «туризм – это взаимоотношения, возникающие в результате путешествия, не связанного с получением какой-либо выгоды и длящегося до тех пор, пока путешествующий не остается в постоянном месте пребывания» [26, С.11]. Таким образом, самое первое определение понятия «туризм» отражало в себе два условия: перемещение путешествующего за пределы постоянного места жительства и отсутствие какой-либо выгоды.
Одно из первых официальных определений туризма было дано в 1954 году международной организацией ООН: «туризм – это активный отдых, который положительно влияет на физическое развитие человека и укрепление его здоровье, связан с перемещением за пределы постоянного места жительства» [26, С.12]. В Монте-Карло ученые Академии туризма дали следующую, более развернутую, характеристику этого понятия: «туризм – это все формы временного выезда людей с места постоянного пребывания для удовлетворения познавательных интересов, в целях оздоровления или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [26, С.13]. В данном определении указываются условия перемещения путешествующего за пределы постоянного места жительства и отсутствия какой-либо выгоды, а также добавляется третье условие – временный характер путешествия.
Сегодня наиболее часто в научной литературе используется классическое определение: «туризм – это формы временных перемещений людей в другую местность в переделах своей страны или в другую страну в целях отдыха или в лечебных, оздоровительных, познавательных, гостевых, профессионально-деловых целях без получения прибыли» [2, С.29]. Конечно, в современной научной литературе используются и другие понятия, однако все толкования соответствуют критериям:
– изменение места: туризм предполагает поездки за пределы обычной среды проживания;
– временное пребывание и проживание в другом месте: место пребывания временное и не совпадает с постоянным местом жительства;
– цель временного пребывания не связана с получением прибыли и оплатой труда из местного финансового источника: главной целью поездки не является оплачиваемая трудовая деятельность. Если человек въезжает в другую страну или в другую местность в пределах своей страны с целью работы, оплачиваемой из местного финансового источника, то это носит характер миграции.
Итак, три выше названные критерия положены в основу понятия «туризм», однако это не полный перечень базовых критериев, так как, помимо, туристов есть особые категории людей, в отношении которых указанных базовых критериев недостаточно. Например, соответствуют критериям, но при этом не являются туристами такие категории людей, как: беженцы, транзитные пассажиры (формально в страну не въезжающие), заключенные, а также лица, сопровождающие данных людей. В данном случае представляет ценность критерий цели туризма, который отличается досуговым и гуманистическим содержанием. Важно отметить, что цель туризма – это также и тот критерий, который позволяет разделить такие близкие друг другу понятия, как «туризм» и «путешествие». В теории туризма на сегодняшний день указываются шесть целей, по которым туризм отделяется от путешествия: познавательная, оздоровительная, спортивная, профессионально-деловая без получения прибыли, религиозная, гостевая или ностальгическая (посещение мест исторического проживания, посещение родственников) [3, С.27].
Особую ценность представляет и критерий взаимоотношений и взаимодействия туристов с обслуживающими структурами, так как туризм обязательно включает в себя совокупность таких элементов, как сервис, туристские продукты, объекты посещения, предлагаемые людям, оставляющих место постоянного проживания с целью временного посещения других дестинаций [25, С.13].
Итак, анализ научной литературы, позволил определить туризм как совокупность форм временного выезда людей с места постоянного пребывания для удовлетворения познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных, гостевых или ностальгических целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Выявлены также критерии и признаки, которые отделяют туризм от путешествий или других форм перемещений:
– временное перемещение с последующим возвращением на постоянно место жительства;
– перемещение в другую местность или страну (дестинацию), отличную от места постоянного пребывания;
– гуманистическая направленность целей перемещения;
– цель временного пребывания не связана с получением прибыли и оплатой труда из местного финансового источника;
– взаимоотношения и взаимодействия туристов с обслуживающими структурами, по отношению к которым турист выступает субъектом туристской деятельности.
В России понятие «туризм» закреплено законодательно. В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регламентировано, что «туризм – это временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в рекреационных, лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания» [1]. Там же закреплено и понятие туриста: «это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в рекреационных религиозных, лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания» [1]. Таким образом, в России критерий временного пребывания в дестинации определен законодательно и представляет собой период от 1 дня до 6 месяцев.
В зависимости от типов туризма (международный туризм и внутренний) туристы подразделяются, соответственно, на туристов международных и внутренних. Международный турист – это человек, путешествующий в какую-либо страну с соблюдением критериев временного проживания, целей гуманистической направленности и без получения какой-либо выгоды от поездки. Турист внутренний – это человек, который покидает место своего постоянного проживания с целью посещения места, расположенного не ближе 80 км от места проживания, но в пределах страны. Внутренний туризм можно классифицировать следующим образом: лечебно-оздоровительный (санатории, базы отдыха, отдых на море); рекреационный (осмотр достопримечательностей); зрелищно-развлекательный (поездки на ярмарки, карнавалы, спортивные матчи, премьеры) активный и спортивный туризм (охота, рыбалка, участие в турнирах, горный и горнолыжный спорт, сплавы по реку, турпоходы), деловой туризм (профессионально-деловые поездки на конференции, семинары, тренинги). Таким образом, внутренний туризм может иметь цели профессиональные, развлечения, личные, другие, исключая индивидуальные дневные перемещения к месту работы. Для местного туриста нет необходимости оставаться в пункте назначения более 24 часов, это означает, что он может остаться на ночь в пункте назначения или вернуться домой в тот же день.
Существуют различные типологии туристов.
- Так, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта их можно разделить на четыре категории [25, С.218]:
– «экономные» покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;
– «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
– «этичные» покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
– «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена для них не играет роли.
- В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы [25, С.219]:
– люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
– люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т. п.);
– люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).
- Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы туристов [24, С.143]:
– S-тип – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт. Избегает суеты, но приветствует контакты с приятными людьми;
– F-тип – отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт. Этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит. Кредо такого туриста – общество, удовольствие, смена впечатлений;
– W1-тип – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо – физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
– W2-тип – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятия хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, альпинист);
– А-тип – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у туриста данного типа;
– В-тип – любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три группы: «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; «эмоциональные любители культуры и природы»; «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.
- В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют шесть групп [25, С.223]:
– любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей, их привлекают солнце, песок и море;
– любители удовольствий. Очень предприимчивые туристы, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу;
– любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
– любители спортивного отдыха. Все внимание туристов-спортсменов сконцентрировано на соревнованиях. Как хобби спорт для них очень важен. Они не страшатся физических нагрузок.
– отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: П1, П2 и П3. Туристы типа П1 посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу; для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.
– любители приключений. К этому типу относятся искатели необычных впечатлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьезному риску. Для таких туристов риск – это возможность испытать себя
- Классификация в зависимости от стиля жизни туристов предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолировано, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и явлениям. В основу такой классификации положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов [25, С.229]:
– любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие – это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.
– тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых – это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса «люкс». Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.
– семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
– всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.
Однако, следует иметь в виду, что выделенные классификационные группы постоянно изменяются и границы между ними расплывчаты.
Собирательный образ туриста – это обобщенный портрет типичного среднестатистического туриста [10, С.82].
Попытки обрисовать собирательный, обобщенный портрет типичного среднестатистического российского туриста неоднократно предпринимались в российской профессиональной прессе и, реже, в научной литературе. В частности, среди современных исследований собирательного образа российского туриста можно отметить работы таких авторов, как Д.И. Кагарманов, М.А. Ковалева, Ю.Е. Кошурникова, И.Е. Карасев, О.В. Лысикова, Л.А. Меньшиков, А.В. Морозов, Ф.В. Сущинский, С.И. Яковлева, В.О. Токарева, В.А. Шашмурина, Н.Б. Шипулина. Однако, в данных исследованиях сами авторы указывают на многие трудности исследования собирательного образа современного туриста и неточности в подобного рода работе.
В частности, в своих исследованиях Л.А. Меньшиков отмечает, что, во-первых, туристы как объекты исследования изучаются зачастую с помощью результатов опросов представителями туристских организаций. Во-вторых, приведенные в отчетах туристских организаций цифры основываются на общих статистических показателях, охватывающих категорию туристов в целом, не подразделяя их по гендерным особенностям или по видам туристов. На основе такой статистики практически невозможно определить, кто, сколько раз и с какими целями прибывал на место дестинации. Например, в анкетах, в качестве цели въезда на место дестинации респонденты указывают «туризм», не уточняя его истинную цель, хотя на самом деле, туристическая поездка респондента может быть сопряжена с деловыми встречами или посещением исторических мест, или наведыванию родственников, или с целью оздоровительной и др., но это не уточняется в анкете. Или, например, человек указывает в анкете, что раз в месяц выезжает в другой регион на 1-2 дня, но являются ли подобного рода посещения действительно туристскими, не известно, так как это могут быть поездки из одного город в другой за товаром в коммерческих целях, а не с целью посещения достопримечательностей региона или одного из его городов [20, С.56].
Соглашаясь с мнением Л.А. Меньшикова, В.О. Токарева отмечает еще одну трудность в исследовании собирательного образа туриста по результатам статистических показателей от туристских организаций: респондентами выступают туристы, обращающиеся к туристским организациям за приобретением путевок. Соответственно, из поля внимания исследователя исчезает сегмент туристов, которые осуществляют поездки самостоятельно, не прибегая к услугам туротрасли. Это позволяет говорить о несоответствии теоретических и эмпирических данных [29, С.134].
И.Е. Карасев отмечает, что в туротрасли статистика зачастую искажается неточностями в показателях [12, С.88]. В частности, по данным Федерального агентства по туризму, в период с января по сентябрь 2017 года туристами было совершено всего 85 поездок в Бельгию, а число туристов составило 4145 человек [33]. Однако, как отмечает И.Е. Карасев, эта цифра в реальности намного больше, так как подавляющее число российских туристов посещают сегодня Бельгию проездом, в составе комбинированных туров и, соответственно, число «транзитных» туристов, останавливающихся в Бельгии проездом на 2-3 дня, может в несколько раз превышать число туристов «прямых». Аналогична и ситуация на внутреннем туристском рынке [12, С.89].
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет также утверждать, что при исследовании образа туриста применяются преимущественно социологические методы с последующей статистической обработкой данных и игнорируются психологические аспекты изучения феномена туриста, в то время как деятельность любой туристской организации ориентирована на работу с клиентами, туристами, которые покупая туристские услуги, приносят прибыль туротрасли. Изучая не только социологические, но и психологические аспекты туристов, их характерологические особенности, мотивы, желания и потребности, туристская организация может разработать и предложить актуальный для данного сегмента потребителей турпродукт.
Таким образом, в данном разделе работы мы рассмотрели понятия «туризм», «турист» и «внутренний турист» и выявили критерии и признаки, которые отделяют данные понятия, от других форм и видов путешествий и людей, их совершающих; рассмотрели типы туристов. Выявлено также, что анализ феномена «русского туриста» и составление его собирательного образа провести довольно сложно: это долгий и трудоемкий процесс, требующий, помимо инструментов социологического анализа, использование методов и процедур психологического анализа, возможно и использование обычных статистических методов, но они могут вызвать серьезные искажения реальной картины вещей. Важно также отметить, что с развитием международного туризма растет и число научных публикаций о социально-психологических характеристиках и особенностях международных туристов, в то время к проблеме внутреннего туризма уделяется недостаточное, по нашему мнению, внимание.
Как и любой другой рынок, туристский рынок функционирует согласно законам спроса и предложения. В случае, когда предложение на рынке выше спроса, цены на туристские продукты падают, что, как следствие, приводит к снижению эффективности деятельности туристских организаций. И наоборот, если предложение ниже спроса, цены на туристские продукты повышаются, а это, в свою очередь, приводит к возможности производить большее количество туристских продуктов.
Однако спрос на туристские продукты обусловлен не только необходимостью в данном продукте, существует много факторов и мотивов покупок. Мотив – это побудительная причина, являющаяся поводом к действию и основой выбора действия или поступка в той или иной ситуации. А.Маслоу в своих исследованиях выявил, что в основе мотива к действию лежат человеческие потребности, которые расположены в порядке иерархии (от более значимых к менее значимым). Пирамида иерархии потребностей по А.Маслоу представлена на рис.1.
Рисунок 1 – Пирамида потребностей по А.Маслоу
Таким образом, в основе мотивов к действию лежат физиологические потребности и потребность человека в самосохранении (утоление жажды и голода, безопасность, сон и отдых, место жительства и т.д.). Затем, после удовлетворения базовых потребностей, свою значимость приобретают социальные потребности (любовь, дружба, встречи и общение с другими людьми), затем – потребность в уважении и самоутверждении.
Пирамида Маслоу наглядно показывает, как и в какой очередности удовлетворяются человеческие потребности, это позволяет маркетологам строить программы удовлетворения потребностей и продвижения продуктов. Идеальный продукт должен при этом удовлетворять все иерархические уровни человеческих потребностей.
Выше сказанное имеет прямое отношение и к туристскому продукту. На рис. 2 смоделирована иерархия туристских потребностей. Модель наглядно показывает, как качественный туристский продукт, удовлетворяет все уровни человеческих потребностей.
Рисунок 2 – Иерархия туристских потребностей
Таким образом, туристский продукт должен быть направлен на удовлетворение всех уровней человеческих потребностей. В основе мотивов к выбору туристского продукта лежат физиологические потребности и потребность человека в самосохранении (это безопасный проезд до места, обеспечение жильем и питанием во время отдыха). Затем, после удовлетворения базовых потребностей, свою значимость приобретают социальные потребности (развлечения, познание нового, общение с другими людьми), затем – потребность в уважении и комфорте, а затем – потребность в самоутверждении (престиж и популярность тура).
Движущей силой эффективного процесса продажи туристского продукта на рынке туруслуг выступают не только мотивы и человеческие потребности, но и факторы, влияющие на формирование туристских потребностей. А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко выделяют пять факторов:
1) природные;2) социально-экономические; 3) материальная база туриндустрии; 4) инфраструктура; 5) туристские предложения [10, С. 167]. Содержание факторов, влияющих на формирование туристских потребностей, представлено на рис.3.
Рисунок 3 – Факторы, влияющие на формирование туристских потребностей
Таким образом, в исследовании туристских потребностей для формирования спроса на рынке туриндустрии решающее значение имеет учет человеческих потребностей и мотивов, а также факторов, влияющих на их формирование. Для каждого конкретного сегмента туристского рынка изучением потребностей занимается туристский маркетинг.
Туристский маркетинг – это система оперативной деятельности по согласованию предлагаемых на туристском рынке продуктов и услуг, пользующихся спросом, и которые туристские организации могут предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты. Туристский маркетинг включает в себя следующие направления деятельности:
1) анализ материальной базы, рекреационных условий и инфраструктуры;
2) анализ направлений развития спроса;
3) установление соответствия между имеющимся спросом и возможным предложением.
И.Е. Карасев в своих исследованиях отмечает, что вид туризма и класс обслуживания являются основными мотивами выбора туристских услуг. Однако, необходимо учитывать и специализацию обслуживания с учетом возрастных и психофизиологических особенностей туристов. Величина потоков туристов на конкретную материальную базу зависит от наличия средств, учитывающих возрастной принцип, психофизиологические особенности туристов, а также состав семьи туристов. Так, для молодых людей необходимо преобладание развлекательных и спортивных мероприятий; для семей с детьми – специфические услуги по питанию (четырехразовое питание, детское меню) и проживанию (оборудование номеров с установкой детского кресла, детской ванны, детской кровати), дополнительные услуги по присмотру за детьми (услуги няни, детская комната, детские развлекательные мероприятия и др.); для пожилых людей – диетическое питание, специфические досуговые услуги, размеренный график досуговых мероприятий [12, С.90].
Таким образом, маркетинг туристский маркетинг можно определить, как систему оперативной деятельности по реализации туристского продукта, выявление потребностей клиента и их удовлетворению путем предоставления соответствующих услуг с учетом психофизиологических и возрастных потребностей туристов.
В.П. Самарина в своих исследованиях формулирует следующие принципы туристского маркетинга при исследовании туристских потребностей и формированию эффективного турпродукта:
1) систематическое обновление турпродукта и форм обслуживания (современных туристов привлекают новые формы туробслуживания);
2) систематическое изучение потенциала рынка (спрос и предложение должны быть сбалансированы на рынке, чтобы избежать просчетов в работе туристской организации, например, аренда чартера и выкуп рейса того класса, на который существует спрос; выкуп оптимального количества билетов на самолет и др.);
3) учет социально-экономической и политической ситуации (туристские организации должны чутко реагировать на события, происходящие в мире или в отдельно взятой стране, например, в России при резком сокращении уровня заработной платы, значительно понизился спрос на международные туристские продукты среди россиян, и, наоборот, увеличился спрос на внутренние виды туризма, соответственно, российские туристские организации увеличили предложения по направлению внутреннего туризма, что позволило им стабилизировать доходы);
4) учет региональных различий (в разных странах и регионах сроки отпускных и каникулярных периодов могут быть разными, что необходимо учитывать при организации туров и туристского обслуживания);
5) учет климатических и сезонных различий;
6) соответствие цели маркетинговой политике и рекламному бюджету (хорошая идея, заложенная в основе туристского продукта и характеру его обслуживания должна соответствовать цели турпрдукта и быть достаточно информативна для потенциальных потребителей, так как, например. туристическая программа, рассчитанная на узкий сегмент спроса или на конкретное одноразовое событие (чемпионат, спортивное мероприятие), может не покрыть затрат на крупную рекламную кампанию);
7) апробирование нововведений до их массового внедрения на туристские рынок (целесообразно проводить предварительные социологические опросы, а также эксперт-туры для новых турпродуктов с целью выявления их недостатков и корректировки);
8) составление тактических и стратегических планов (определение целей и задач, а также ресурсов, необходимых для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей);
9) анализ и управление жизненным циклом турпродукта (планирование современных улучшенных предложений и сокращение торговой линии; распределение денежных средств и рабочей силы между существующими турпродуктами и пакетами туров в соответствии возможностям извлечения прибыли с учетом всех составных элементов жизненного цикла продукта);
10) своевременная и правильная оценка конкурентов (серьезная проработка вопросов конкурентоспособности турпродукта, корректировка средств привлечения клиентов, особенностей их обслуживания).
Таким, образом, грамотное ведение маркетинга, изучающего туристские потребности в их иерархии и взаимосвязи, помогает разрабатывать и предлагать потребителям разнообразные виды, типы и категории туристского обслуживания, адреснонаправленные на конкретную группу потребителей.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф