Заявка на расчет
Меню Услуги

Исследование особенностей самовосприятия женщины в зависимости от брачного статуса. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Концептуальные основы психологической работы с самовосприятием женщин

В психологическом словаре термин «самовосприятие» трактуется как «процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими» [6, с. 61].

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Самовосприятие связывается с психологическими особенностями функционирования самосознания, проблематике которого посвящено значительное число работ. Данная проблематика разрабатывалась в зарубежной психологии в рамках различных направлений: интроспективного (А. Пфенер, Т. Липпс и др.); психоаналитического (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Эриксон); диспозиционно-личностного (Г. Оллпорт); экзистенциально-гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл); социально-психологического (Ч. Кули, Д. Мид, Т. Шибутани); когнитивного (Д. Мар, У. Найсер); психолого-педагогического (Р. Бернс). В наибольшей мере изучены такие образования самосознания, как «Я-образ» и «Я-концепция».

У. Джемс (интроспективное направление) замечает, что «Я-личностное» – двойственное образование, так как в нём соединяются две стороны: «Я как сознание» (чистый опыт) и «Я как объект» (содержание этого опыта). «Я как объект – это все то, что человек может назвать своим, а поэтому следует выделять четыре составляющие, располагая их в порядке значимости: “Я-духовное”, “Я-материальное”, “Я-социальное” и “Я-физическое”», – пишет У. Джемс [10, с. 290].

К. Роджерс (гуманистическая психологии) понимает под «Я-концепцией» сложно структурированное образование, отражающее то, как человек видит себя в связи со своими ролями, отношениями, ценностями. По мнению учёного, «Я-концепция» состоит из «Я-реального» и «Я-идеального», расхождение между которыми регулируется поведением. «Я-концепция» – и результат восприятия человеком самого себя, и механизм, интегрирующий и контролирующий поведение. Человек реагирует на внешние стимулы, выстраивает своё поведение в зависимости от самовосприятия [14, с. 119].

С точки зрения наличия у человека позитивного самовосприятия рассматривает развитие самосознания А. Маслоу [41]. Р. Мэй определяет «Я-образ» как совокупность самовосприятий, поскольку «человек воспринимает различные характеристики собственного “Я”. Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый, целостный образ» [25, с. 135].

«Я-концепцию» как совокупность всех представлений человека о себе, сопряжённую с их оценкой, определяет Р. Бернс. Описательная (когнитивная) составляющая «Я-концепции» – «Я-образ» – это представление человека о самом себес. Оценочная составляющая – «самооценка». Как считает Р. Бернс, «Я-концепция» определяет не просто то, как представляет себя человек, «но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем» [3, с. 332].

Большинство авторов включают в «Я-концепцию» три компонента: когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный. Р. Бернс определяет эти компоненты так:

  • «Я-образ» – представление человека о самом себе, психологические, ролевые, статусные характеристики, жизненные цели;
  • самооценка – аффективная оценка этого представления, совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний;
  • потенциальная поведенческая реакция, конкретные действия, вызываемые «Я-образом» и самооценкой [3, с. 346].

Р. Бернсом выстроена иерархическая структура «Я-концепции». Её вершину составляет «Глобальная Я-концепция» – совокупность установок человека, направленных на себя.

«Глобальная Я-концепция» включает три модальности:

  • «Я-Реальное» – представления индивида о том, каков он на самом деле;
  • «Я-Идеальное» – представления о том, каким бы индивид хотел быть;
  • «Я-Зеркальное» – представления о том, каким его видят другие люди.

Каждая модальность имеет физический, социальный, умственный и эмоциональный аспекты [3].

В психоанализе доказано, что значительное расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» ведет к невротизации [40]. Самооценочные выводы делаются человеком не только на основе наблюдений за собственным поведением, но и во многом определяются образцами поведения значимых для него людей.

О. Тзенг включает в «Я-концепцию» такие измерения, как «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее». Эмпирическое исследование показало, что эти три измерения независимы, то есть в самосознании будущее не есть экстраполяция настоящего, а настоящее не выводимо из прошлого [37, с. 67].

Когнитивная теория самовосприятия разработана Д. Бемом. Для этого учёного самовосприятие – склонность человека, на основании рефлексии собственных устойчивых предпочтений и поведенческих паттернов, делать обобщающий вывод о своих личностных особенностях. Самовосприятие, наряду с рефлексией и самоанализом, является для Д. Бема ведущим источником самопознания. Человек действует как внешний наблюдатель, старается взглянуть на себя «со стороны». Объектом анализа становится внутренний мир человека [38, с. 161].

Особый интерес для нас представляют работы пластического хирурга М. Мольца – автора теории «психокибернетики». Ему удалось объяснить, каким образом самовосприятие влияет на изменение человека, особенно при достижении им поставленной личной цели. Как отмечает исследователь, самовосприятие состоит из большого количества представлений, многие из которых сохранились на подсознательном уровне, причём с учётом прошлого опыта успехов и неудач, а также в результате общения с другими людьми. Самовосприятие контролирует действия человека, мотивы поведения, способности, и поэтому может, – как помочь в достижении целей, так и воспрепятствовать. В случае закрепления позитивной самооценки у человека усиливается позитивное самовосприятие, что способствует самоактуализации личности.

Если самовосприятие максимальным образом соответствует своему «Я-реальному», то происходит обретение адекватной и реалистичной «Я-концепции», и на этой основе самореализация и самораскрытие личности. Своей многолетней практикой в качестве пластического хирурга М. Мольц доказал, что изменение самовосприятия позволяет человеку реализовать потенциальные возможности. Поэтому следует согласиться с выводом, что человек может изменить себя посредством самовосприятия. А для этого нужно, прежде всего, создать в собственном сознании новый, более идеальный и более продуктивный «Я-образ». Необходимо скорректировать самовосприятие так, чтобы оно соответствовало поставленной задаче [24].

В российской науке проблематика самосознания сосредотачивается вокруг трёх групп вопросов:

  1. историко-культурные, философские аспекты самосознания, связанные с моральным самосознанием, выбором, ответственностью (И.С. Кон, А.Г. Спиркин) [16; 35];
  2. становление самосознания в контексте развития личности (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова) [4; 32; 43];
  3. социально-перцептивные аспекты, связанные с особенностями самооценки, ее связью с оценками окружающих, с самосознанием других людей (А.В. Захарова, А.И. Липкина, В.В. Столин и др.) [12; 18; 37].

Самосознание как структура, по В.С. Мерлину, образовано компонентами: 1) сознание своей тождественности; 2) сознание собственного «Я» как деятельного и активного начала; 3) осознание своих психических качеств и свойств; 4) определённая система социально-нравственных самооценок» [23, с. 225]. Согласно М.И. Лисиной, «Я-образ» имеет сложную архитектонику. Имеется центральное «ядро», в котором в наиболее переработанной форме представлено знание о себе как субъекте, на основе чего формируется самооценка. Есть также «периферия», куда поступают свежие сведения человека о себе, что влияет на изменение представлений о себе [19].

Ещё С.Л. Рубинштейн отмечал: «Развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к более углублённому самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой» [33, с. 332]. Э. Эриксон рассматривал развитие самосознания личности как последовательную смену стадий со своими особенностями. «Я-образ» формируется на основе эго-идентичности, возникающей на биологической основе под воздействием определённой культуры [45]. Как показали лонгитюдные исследования, основы самовосприятия формируются у детей уже к семи – восьмилетнему возрасту и далее на протяжении всей жизни человека демонстрируют достаточно высокую стабильность и устойчивость к изменениям [47].

В качестве общего момента, который отмечают зарубежные и российские психологи, выступает признание того, что самовосприятие развивается и как интраиндивидуальный (присущий личности), и как интерсубъективный (возникающий в процессе взаимодействия) процесс. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в меняющихся социальных условиях, он должен всё время обращаться к своему «Я», углублять знания о себе.

2.2. Механизмы воздействия на самовосприятие женщин в ходе тренинговой работы

Перспективной формой психологической помощи женщинам является метод интенсивного группового общения. Интенсивный групповой опыт позволяет перестроить существующие установки, практически овладеть спектром оптимального участия в общении, развить положительное отношение к себе и другим, понять перспективы собственной самореализации [3, с. 366].

Активная групповая работа (Л.А. Петровская относит все её проявления к «социально-психологическому тренингу») может включать в себя спектр форм: ролевое обучение, невербальные методики, групповой анализ самооценок и оценок, видеотренинг и др. [28]. Личностно-развивающие методики носят общее название тренинга личностного роста. Не менее эффективным средством развития самовосприятия признаны методы модификации поведения на основе бихевиористских методик. В последнем случае «Я-концепция» женщин совершенствуется в результате достижения большего соответствия между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Тренинг уверенности приводит к более позитивному самовосприятию [3, с. 375].

Участницам тренинга сначала следует глубже понять себя как индивидуальность. Участвуя в работе, женщины постепенно понимают, что главное – принять себя такой, какая она есть сегодня. Принимая себя со всеми недостатками и слабостями, признав их и поняв одновременно свои сильные стороны, женщины могут двигаться вперед, к тренингу личностных качеств. В то же время, индивидуальность и самооценка женщин будет развиваться в контексте успешного социального взаимодействия. То есть активные методы групповой работы оказывают влияние не только на поведенческую, но и на эмоциональную и когнитивную сферу «Я-концепции».

Человеку, с точки зрения гуманистической психологии, присуще стремление к актуализации собственных потенциальных возможностей. Но выбор методов, путей, способствующих достижению этой цели, как замечает А. Маслоу, часто даётся с трудом. Поэтому развитие осознания собственных способностей должно идти параллельно логическому анализу мыслей, чувств, поведения, взаимодействия с другими людьми. Необходимо формировать у женщин осознание себя как субъектов выбора, отвечающих за свои эмоции, мысли, поведение. Важно и развитие такого качества, как умение логически определять, насколько реалистичны собственные цели и планы [22]. Рассматривая возможности развития у человека позитивного самовосприятия, К. Роджерс отмечает: результатом должно быть принятие себя, вера в свои силы, способность сделать верный выбор в отношении самого себя, брать на себя ответственность за свою жизнь [30].

Начало нашего курса «Развитие самовосприятия» строится как система психологических ситуаций, в которых женщинам предоставляется свобода выбора – выбора личностных смыслов, средств для самоопределения и самореализации. Такой тренинг строится совместными усилиями психолога и клиенток. В качестве базовых тренинговых методик нами выбраны: ролевой тренинг – модификация психодрамы Я.Л. Морено, «теория действий» П.М. Ершова – последователя идей К.С. Станиславского.

Заметим, что ещё Л.С. Выготским и А.Р. Лурией ролевые игры и игры-драматизации были отнесены к художественным играм, в которые люди играют с большей убедительностью, чем актёр в пьесе [8]. Действует правило: человек легче усваивает динамичные процессы, когда сам в них активно участвует (М. Форверг). Драматизация способствует чувственно-познавательной вовлечённости, включает все системы психического функционирования. Возбуждение или, напротив, скованность, характерные для человека в ролевой игре, связаны с претворением «Я» в новую социальную форму, нарушением привычной самотождественности, необходимостью применения активного воображения в конструировании нового варианта своей личности [11, с. 25–26].

К группе художественно-ролевых игр относят подражательные, режиссёрские, импровизационные игры; в их процессе женщина может освоить различные роли и опыт конкретных людей, развить продуктивное воображение. К таким играм относится, например, импровизационная игра, где участницы импровизируют на заданный сюжет, тему. В ролевых играх находит выход эмоциональный характер восприятия, а драматическое искусство даёт возможность проявить себя разносторонне (в качестве актёра, автора, зрителя). В условиях ролевой игры женщин сталкивают с ситуациями, сходными со случаями, характерными для их реальной жизни. Так участницы тренинга начинает осознавать необходимость изменения своих установок, совершенствования коммуникативных навыков.

Театр стал «лабораторией», откуда получили начало: ролевая теория, сценическая модель и подходы к изучению самосознания человека, теория символического взаимодействия, методы психотерапевтической драматизации и др. Так, в практике актёрского тренинга по системе К.С. Станиславского особым образом переработанный приём «физических действий» становится проводником в глубину психической жизни актёра. Но великий режиссёр также отмечал, что «суть не в физическом действии, а в тех условиях, предлагаемых обстоятельствах, которые его вызывают» [36]. Физические действия, выполненные в известных и предлагаемых обстоятельствах, при повторении могут вернуть ощущение данных обстоятельств, поскольку моторная и эмоциональная стороны психики органически взаимосвязаны.

В качестве самостоятельной техники широко используются психодрама или ролевая игра. В нашем случае метод заключается в импровизированном разыгрывании женщинами заданной проблемной ситуации, в ходе которой они исполняют различные роли, становятся персонажами ситуации. Помимо «действенного» осознания проблем, метод помогает участницам отработать на практике и закрепить более эффективные, новые формы поведения в значимых ситуациях [39].

Особо подчеркнём необходимость использования вербальных средств как знаковых опосредований психических процессов. Вербальные средства, как подчеркивал Л.С. Выготский, связаны с разумным пониманием и намеренной передачей мыслей [7]. Вербализация знаний о себе позволит женщинам развивать способность анализировать и объяснять своё поведение и поведение других людей.

Объединяет блоки нашего тренинга то, что почти во всех упражнениях используется лексика, несущая положительную информацию. Это способствует стабилизации психологических структур, упрочению у женщин чувства личной идентичности. Ведь неадекватное самовосприятие может быть устранено в ходе тренинга путём формирования умения воспринимать и ценить положительные стороны собственной личности. Как показывает опыт, этому может способствовать специальный отбор языковых средств, которые психолог использует в ходе коррекции самовосприятия участниц группы.

Слова способствуют переориентации психики с отрицательного самовосприятия на положительное. Язык является формой, через которую человек может осознавать и изменять себя. То, что личность может обозначить словом, назвать, выразить, приобретает для неё большее значение, чем явления неназванные [1; 42]. Чем больше женщина использует слова и выражения, относящиеся к особенностям её личности и внутреннему миру, тем эффективнее процесс понимания и описания себя, больше возможностей сознательной коррекции самовосприятия,

В диалогически ориентированном тренинге чрезвычайно важны профессионализм и личность психолога.

Основные принципы, по которым работает практический психолог, таковы:

  • принцип профессиональной компетентности – владение приёмами, инструментарием, технологиями реализации своих обязанностей;
  • принцип ненанесения ущерба подопечным – ни процесс, ни результаты работы не должны наносить вред здоровью, интересам, социальному положению человека;
  • принцип беспристрастности – не допускать предвзятое отношение, исключать формирование выводов, осуществление действий, противоречащих научным данным;
  • принцип конфиденциальности – любой материал не подлежит никакому распространению;
  • принцип позитивно ориентированной, гуманистической направленной активности [13; 20; 29].

Наиболее значимыми специфическими психологическими качествами психолога-профессионала являются:

  • эмоционально-волевая стабильность и терпеливость, устойчивость к стрессам;
  • эмпатия и рефлексия, чуткость и проницательность;
  • аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений;
  • общая психофизическая активность [29; 30].
К. Роджерс подчёркивал: содержанием процесса полноценного становления личности является возрастание соответствия (конгруэнтности) между «Я» и опытом.

Для этого необходимы определённые условия:

  • должно уменьшиться обусловленное принятие человека;
  • должно увеличиться безусловное уважение к себе.

На тренинге создаётся атмосфера безусловного позитивного отношения «значимого другого», эмпатического понимания. Благодаря этому «…угроза редуцируется, процесс защиты устраняется, и обычно угрожающие опыты точно символизируются и интегрируются в Я-концепцию» [48, р. 23]. «Я всегда страстно желаю создать в группе психологически безопасную атмосферу для человека. Мне кажется, я всегда чувствую, если кто-то из участников испуган или обижен, и именно в такие моменты я подаю ему знак (словом, жестом, мимикой и т.п.), что я его понимаю и переживаю вместе с ним его страх или обиду. Я всегда необычайно терпелив как к целой группе, так и с отдельными участниками», – пишет К. Роджерс [30, с. 21].

Для психолога, ведущего тренинг по развитию самовосприятия женщин, важно самому иметь позитивное самовосприятие: это является важнейшим фактором эффективности работы. Во-первых, понимание участниц группы возможно только путём вхождения в их внутренний мир через эмоциональное сопереживание. Это возможно только для психолога с собственной положительной «Я-концепцией». Во-вторых, посредством установления изоморфии (одинакового настроя на уровне чувств) расширяется консенсуальная область психологического пространства, что позволяет участницам постепенно принять изменяющийся «Я-образ» [46]. Такая настройка может иметь место только вследствие самообновления, саморазвития личности психолога – руководителя тренинговой группы. То есть психолог должен представлять собой модель соответствующего самоощущения и поведения. Психолог (ведущий группы), в соответствии с идеалами гуманистической психологии, является для подопечных моделью самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники [5, с. 20].

В качестве таких эталонов психолог-ведущий демонстрирует модели вступления в контакт, ориентации в проблеме партнера, ведения диалога и т. п. Участницы сознательно, а чаще бессознательно подражают образцам поведения, поскольку усвоение новых коммуникативных навыков происходит через моделирование. Лидерство рассматривается как один из процессов межличностного влияния участников групповой деятельности – идентификации. З. Фрейд рассматривал идентификацию в качестве решающего условия группообразования. Причём первичным моментом образования группы является идентификация её членов с лидером, а уже затем – и друг с другом [17].

Помочь женщинам преодолеть эмоциональные барьеры, а также осознать структуру своей личности можно на основе трансактного анализа. Э. Берн отметил существование в сфере межличностных отношений игр особого класса, которые люди используют для манипулирования поведением друг друга, преследуя при этом неосознаваемые и осознаваемые цели. Эти игры включают элементы неосознаваемого самоизменения, эффект маски, поддельного самопредъявления. Манипуляции препятствуют доверительным и откровенным взаимоотношениям, отнимают много сил и ресурсов.

Но люди играют в них, потому что это помогает заполнить психологическое время, привлечь внимание, сохранить привычный уровень самоуважения и др. Трансакция, по Э. Берну, – это соизменение партнёров по общению в ходе не только общей деятельности, но и взаимодействия их мыслей и чувств по отношению к себе и другим. Понять динамику трансакций (положительных и псевдотрансакций) помогает учёт трёх эго-состояний (Родитель – Взрослый – Ребёнок). У одних людей преобладает состояние «Родитель», они постоянно дают наставления и советы, донимают окружающих различными указаниями, но также готовы бескорыстно помочь. Состояние «Взрослый» делает людей объективными, серьёзными, несколько суховатыми. Человек с преобладающим состоянием «Ребёнок» будет самонадеян, хвастлив, эмоционально неустойчив [2].

На заключительных этапах работы тренинговой группы возникают проблемы, связанные с дальнейшим будущим её участников, с применением нового опыта в реальной жизни. Внимание на важности данного момента акцентировал К. Роджерс, который указывал, что основной заботой руководителя группы являются те поведенческие изменения, которые происходят после работы с ней [30]. Главными критериями эффективной деятельности психолога является сохранение и перенос клиентами в реальную жизнь полученных умений и навыков, позитивных личностных изменений, сохранение тенденций к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следует учитывать, что «пульт управления» механизмом самоотношения может иметь у разных индивидов разную локализацию по отношению к внешнему и внутреннему «локусу контроля». Женщины с внешним локусом контроля (экстерналы) больше зависят от ситуативных факторов (нормативные модели, мнения других участниц группы); тогда как интерналы опираются на внутренний локус контроля и собственные ощущения и мнение. Следовательно, групповые методы имеют у различных участниц разный эффект. Экстерналы больше подвержены групповому воздействию, чутко реагируют на обратную связь, податливы к воздействиям психолога. Однако приобретаемые ими поведенческие навыки нестабильны. Интерналы, показывая в группе низкий уровень обучаемости, обнаруживают затем стойкий отсроченный эффект тренингового воздействия.

Рассмотренные выше механизмы и закономерности развития восприятия в групповой работе стали основанием для разработки курса «Развитие самовосприятия» для женщин.

 2.3. Задачи, принципы, структура, этапы курса для женщин

«Развитие позитивного самовосприятия»

Цель работы в рамках проекта: формирование позитивного самовосприятия женщин в ходе специально разработанного психологического курса.

Курс направлен на развитие всех структур самовосприятия женщин:

  • когнитивной – уточнение знаний о себе, своём «Я-образе»;
  • аффективной – позитивное самоотношение, адекватное оценивание своих возможностей;
  • поведенческой – закрепление собственной «Я-концепции» в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции.

Курс «Развитие позитивного самовосприятия» направлен на развитие важных коммуникативных задач:

  • развитие представлений женщин о себе и других людях, развитие психологической наблюдательности;
  • пробуждение интереса к другой личности, развитие умений вести диалог с позиции личностного роста и равенства;

Результаты тренинга зависят и от соблюдения общепринятых принципов:

  • активности на занятиях;
  • открытой обратной связи. Обратная связь – открытое и аргументированное высказывание каждой участницей группы своих соображений об аспектах, способах разрешения проблем и т. д. К обратной связи предъявляются требования: конструктивного характера; избегания прямых оценок и категоричности суждений; ориентировка на лучшее в человеке; помощь товарищам по группе; неотсроченность. Руководитель группы корректирует содержание высказываний от оценочных категорий к описательным;
  • «здесь и теперь» – обсуждаются только личностные проявления и характеристики участников группы, наблюдаемые в ходе занятия [29, с. 329];
  • доверительности в общении. Создание доверительной, доброжелательной атмосферы в группе – важнейшая задача психолога [2; 20; 31; 34].

Кроме основных принципов, необходимо соблюдать и принципы, обуславливающих успешнсть проведения тренинга:

  • добровольность и конфиденциальность участия в тренинге;
  • безопасность участников, их защищённость от грубости;
  • одобрение, взаимная поддержка участников;
  • гибкость ролевой тактики;
  • «экологичность» коммуникаций, в том числе право участниц отвечать на некоторые вопросы только «с глазу на глаз»; невторжение в личное пространство без специальной просьбы [29, с. 331].

Программа курса для женщин «Развитие самовосприятия» состоит из трёх взаимосвязанных тематических блоков:

  1. вводно-мотивационного;
  2. деятельностно-реконструктивного;
  3. эмоционально-познавательного.

Каждому блоку соответствует ряд тренингов, направленных на решение частных задач и работающих на достижение общей цели – формирование положительного самовосприятия женщин. Общая структура курса представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура курса для женщин «Развитие позитивного самовосприятия»

 Структура курса для женщин «Развитие позитивного самовосприятия»

Первый блок (вводно-мотивационный) включает комплекс упражнений, направленных на формирование личного идеала, на осознание себя «автором собственной биографии». На этом этапе также закладываются основы ролевого тренинга в форме свободных игр-драматизаций, направленных на создание особой творческой атмосферы в группе, а также на осознание своих личностных особенностей, оптимизацию отношения женщин к себе.

Участницам предоставляется возможность спонтанной игры. Необходимо соблюдать требование о минимальном количестве ограничений; техника психолога наименее директивна. Во время ролевых игр психолог наблюдает и отмечает особенности поведения женщин, подлежащие психологической коррекции.

Второй блок (деятельностно-реконструктивный) направлен на осознание женщинами себя в системе межличностного общения, оптимизацию межличностных отношений в семье, на работе и т. д. В рамках этого блока особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её коммуникативных и социально-перцептивных способностей, осознанию привычных способов общения женщин, анализу ими ошибок в межличностном взаимодействии.

Третий блок (эмоционально-познавательный) ориентирует на развитие личностной идентичности, формирование творческой индивидуальности женщин. На данном этапе у женщин закрепляются новые поведенческие паттерны, отрабатываются умения самоанализа. Здесь в большей мере, чем в предыдущих блоках, используются вербальные средства, широко используются слова и выражения с положительным значением. В ходе психологического тренинга, благодаря системе специальных упражнений, позитивные стороны личности получают более отчётливое и точное выражение.

На этом следует сосредоточить особое внимание. Известно, что формулирование желаний и целей через грамматическую форму отрицания способствует усилению состояния негативной оценки личности. Нельзя также обозначать нежелательные состояния не глаголами и прилагательными, а существительными, поскольку это закрепляет у человека отрицательное отношение к себе. Поэтому в процессе тренинга необходимо вырабатывать у женщин умение использовать существительные для обозначения и закрепления положительных состояний и качеств.

Рассмотрим далее содержание работы в рамках каждого этапа, стадии и цикла занятий.

2.4. Содержание работы по развитию позитивного самовосприятия женщин

Групповая динамика следует следующим стадиям и включает соответствующие тренинги (циклы занятий):

  • стадия знакомства (тренинг «Мы – актёры и режиссёры»);
  • стадия агрессии («Тренинг уверенного поведения»);
  • стадия работоспособности (тренинг «Сам себе Взрослый, Ребёнок и Родитель»);
  • стадия угасания (тренинг «Формирование индивидуальности»).

Группа, составленная из людей, ранее незнакомых друг другу, обозначается в литературе термином «stranger groups». Длительно функционирующие группы имеют уже определённую структуру межличностных и ролевых отношений и называются «family groups» [15].

Стадия знакомства в нашей программе носит условное название: «Мы – актёры и режиссёры». Ролевой тренинг обогащает участниц новыми представлениями о них самих; в игре есть возможность получить новое, эмоционально прочувствованное знание – коллективный продукт творческих усилий. Женщины начинают понимать многомерность собственного «Я-образа», множественность ролевых самопроявлений, обогащают представления о себе на основе сопоставляемых оценок

Снятию аутоагрессии способствует следующий цикл занятий – «Тренинг уверенного поведения», где роль «агрессора» позволяет женщинам в определённой мере выразить негативные чувства.

В следующий цикл – «Сам себе Взрослый, Ребёнок и Родитель» включены проблемные ситуации. Доверительная атмосфера группы позволит перейти на более глубокий уровень самораскрытия участниц, что способствует увеличению самопринятия, создает основу для построения более полного «Я-образа».

Последней стадии работы – «стадии угасания» соответствует цикл занятий «Формирование индивидуальности», где женщины обучаются также упражнениям для самостоятельной домашней работы.

Занятия вводно-мотивационного блока направлены на формирование личного идеала женщины.

Первое занятие «Мой идеал женщины» – одно из самых жёстко структурированных. На первом занятии женщины знакомятся с групповыми нормами, здесь же ставится задача создания психокоррекционного эмоционального потенциала. Задача психолога – задать тон последующим занятиям, сделать прорыв к активности, к вере в свои возможности.

По мнению К. Роджерса, каждый имеет представление о себе, которому он хотел бы соответствовать («Я-идеальное»), и реальный образ, вытекающий из собственного опыта («Я-реальное»). Для личностей с положительной «Я-концепцией» характерно более высокое совпадение идеального и реального образов [30]. Данный механизм сокращения расстояния между идеальным и реальным «Я» и необходимо задействовать в тренинге. В ходе работы расхождение у женщин между «Я-идеальное» и «Я-реальное» необходимо сократить.

В первой части занятия задаётся идеальный образ того, к чему следует стремиться в ходе всего тренинга. Вначале участницы, анализируя свой собственный опыт, находят у себя недостатки, несовершенства (в личностном, коммуникативном и других планах). О своих затруднениях каждая участница рассказывает группе. Затем психолог предлагает создать образ идеальной женщины в двух аспектах: представление о женщине, наиболее принимаемом сознанием участниц группы, обладающей, по мнению участниц, качествами настоящей, «идеальной женщины». Первый «портрет» рисуется вербальными средствами и анализируется в группе совместно. Затем каждая женщина «рисует» в своём воображении портрет идеальной женщины визуальными средствами. Такое «рисование» совершается под музыку. По окончании занятия участницы делятся с группой чувствами, которые вызвало это упражнение.

Во второй части занятия проводится сеанс положительной обратной связи – обмен письмами-сообщениями между участницами группы. В каждой необходимо найти положительные личностные черты. Это упражнение в конце занятия позволяет участницам получить о себе некоторый багаж знаний, первоначальный импульс, необходимый для веры в себя, даёт мотивацию для последующих занятий.

В рамках ролевого тренинга женщинам может быть предложено провести инсценировку басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» (в любом ключе – трагическом, комическом, лирическом и др.). Участницы разбиваются на триады, где две участницы – «актёры» (Лисица, Ворона), а третья – «режиссёр». Психолог наблюдает, какими приёмами пользуются «режиссёры», показывая «актёрам» трактовку образов, отмечает стиль руководства (либеральный, авторитарный, демократический). Каждая из участниц триады должна побывать в роли «режиссёра». После показа инсценировок все участницы группы комментируют работы каждой триады; обсуждается также логика аргументов и стиль «режиссёров».

Деятельностно-реконструктивный блок включает в себя тренинг уверенного поведения, на котором отрабатываются элементы межличностной коммуникации, даются упражнения по овладению системой общения в заданных ситуациях. На этом этапе позиция психолога более активна. Психолог применяет различные приёмы: отражения, интерпретации, демонстрации более адекватных способов поведения и т. д. Женщины учатся осознавать свои трудности, преодолевать их на рациональной и волевой основе. В этом блоке тренинга женщины сталкиваются с необходимостью коллективно анализировать наиболее значимые для них проблемные ситуации, в которых они часто совершают типичные ошибки.

На этом этапе можно опираться на технологическую схему, разработанную М.В. Осориной и Е.В. Сидоренко [27]. В качестве материала здесь берутся конкретные жизненные ситуации, трудные ситуации общения (на основе теста Розенцвейга).

Последовательность работы:

  • Знакомство с проблемой. Психолог делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и её цель, предлагает конкретную ситуацию, которая будет предметом анализа. Формы предъявления ситуации различны: чтение описания ситуации, показ отрывка видеозаписи, воспроизведение сценки в лицах. Ситуация должна быть короткой, с малым числом персонажей (два – три лица), давать возможность выбора различных вариантов решения. Например, психолог предлагает проанализировать, от чего зависит успех либо неуспех просьбы, обращенной женщиной к мужчине и т. п. Описывается ситуация, психолог предлагает участницам придумать несколько реплик от лица женщины.
  • Сбор «банка» типичных реакций женщин. Собираются разные предложенные варианты поведения женщин в предложенной ситуации, выявляются наиболее характерные. Каждая участница даёт свой вариант того, что бы она сказала, будучи на месте персонажа ситуации. После того, как все высказываются, психолог пополняет «банк» наиболее интересными предложениями. Всё это будет материалом для последующего анализа. В некоторых случаях материал может быть собран психологом заранее и предложен группе в игровой форме.

Психологические задачи этого этапа: знакомство участниц с широким спектром ответов людей на заданную ситуацию, обогащение поведенческого опыта, эмоциональное прочувствование ситуации; сравнение участницами множества решений, выбор и его обоснование на основе определённых критериев.

  • Обсуждение и анализ предложенных вариантов решения проблемной ситуации. Критерии оценки эффективности действий женщин двуедины: во-первых, успешное выполнение практической задачи; во-вторых, сохранение либо формирование положительного отношения друг к другу. Негативны реплики, пренебрегающие интересами другой стороны, не ценящие время другого, содержащие манипуляции (попытка разжалобить, напугать), не доверяющие другому самому принять решение.

Психологические задачи: научить рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи, имеющие условия, правила, модели поведения, предсказуемые последствия отдельных ходов; повысить самоконтроль участниц группы в ситуациях общения; научить различать внутреннюю психологическую структуру ситуации (позиции участников, их мотивы и цели, отношение партнеров и др.) сквозь внешнюю оболочку конкретных взаимодействий персонажей; воспитать наблюдательность и точность в обработке психологической информации (на основе пофразового разбора ответов).

  • Обобщение результатов анализа ситуации и постановка глубинной психологической проблемы. Материал, полученный группой на предыдущих этапах, показывает, что человек может добиваться своего по-разному. Психолог должен научить участниц осознавать свои цели и значимость взаимодействия с партнером. Важно сформулировать глубинную проблему, лежащую в основе трудной ситуации. Например, неуспех ситуации может быть связан с внутренним ощущением превосходства (или, напротив, подчинённого положения). Женщины узнают, что поведение в ситуации без осознания того, «кто я и для чего я это делаю», обречено на неуспех.
  • Создание группой идеальной модели поведения. Группа обсуждает и принимает новую, более адекватную установку в отношении разбираемой ситуации и действующих лиц и формирует идеальную модель поведения в рассматриваемой ситуации. Например, не смешивать ситуацию просьбы с ситуацией требования, отчётливо формулировать объём просьбы, учитывать возможности партнёра и его интересы и др. Данную модель участницы под руководством психолога могут начать осваивать в процессе тренировочных упражнений.

В целом, в течение тренинга уверенного поведения женщины отрабатывают умение действовать в общении с пяти позиций: «Жертвы», «Обвинителя», «Компьютера», «Флюгера», позиции равенства и личностного роста. Особенно важно формирование последней позиции, предполагающей принятие и понимание ценностей своей и другого человека.

После тренинга уверенного поведения проводится устная беседа о самочувствии участниц во время выработки новых навыков коммуникативного поведения. Известно, что формированию новых навыков общения мешают эмоциональные барьеры – страх, стыд, смущение. Одно из средств избавления от барьеров – самораскрытие.

Следующий цикл занятий – «Сам себе Взрослый, Ребёнок и Родитель» – направлен на помощь женщинам в преодолении эмоциональных барьеров. Цель этого цикла – через концепцию трансактного анализа Э. Берна помочь женщинам осознать структуру своей личности.

Первые занятия («Я люблю тебя, Малыш!») направлены на приведение в состояние любви, покоя, комфорта состояние «Я-Ребёнка», которое продуцирует чувство вины, неуверенности, иррациональные страхи. Участницы подводятся к мысли о том, что следует взять ответственность за формирование собственной личности на себя самих.

На втором занятии цикла участницы цикла анализируют состояние «Я-Родитель». Далее с помощью упражнений женщинам предоставляется возможность закрепления в сознании полезных качеств состояния «Родитель», отрицательные стороны – осознать и контролировать при общении с другими людьми.

Участницам предлагается вспомнить идеальный образ женщины, созданный в начале тренинга, и включать в этот образ качества из своего состояния «Я-родитель», а также из состояния «Родителя» друзей, близких людей. Разыгрывание ролевых ситуаций и упражнения помогают сознательно сосредоточить внимание на потребностях других и пытаться ответить на эти потребности соответствующим образом. Новое состояние «Я-Родитель» обеспечивает потребность «Я-Ребёнка» в доверии, что создаёт эмоциональную основу для саморазвития участниц тренинга.

На следующем занятии блока женщинам даётся информация о том, как следует формировать состояние «Я-Взрослый». Сила Взрослого проявляется в обуздании автоматических реакций, в выдержке. После упражнений для укрепления «Я-Взрослого» женщинам предлагаются ситуации, в которых ключевой является позиция равенства и личностного роста.

Заключительный цикл занятий «Формирование индивидуальности» направлен на помощь женщинам в осознании индивидуального и неповторимого в своей личности. Открытие «Я» связано с открытием собственного авторства в индивидуальном способе жизни, в реализации собственного взгляда на жизнь.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф