2. Анализ источников формирования и оценка эффективности использования финансовых ресурсов государственных организаций на примере ТФОМС МО
2.1. Краткая характеристика исследуемого учреждения
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования был создан как самостоятельное некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение в 1993 году.
Первым исполнительным директором Фонда года была В.Г. Бутова — кандидат медицинских наук, осуществлявшая руководство Фондом до 1995 года. Руководство первого состава правления Фонда осуществлял В.А Солодкий — первый заместитель начальника Главного управления здравоохранения Администрации Московской области. Современный состав Правления ТФОМС МО представлен в Приложении 1.
Законодательной основой введения на территории Московской области обязательного медицинского страхования стали четыре документа:
- Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- решение Малого Совета Московского областного совета народных депутатов совместно с Администрацией Московской области от 09.06.1993 № 7/49 «О создании Московского областного фонда обязательного медицинского страхования»;
- постановление Главы Администрации Московской области от 21.02.1994 N 31/1 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» в Московской области»;
- постановление Главы Администрации Московской области от 27.09.1994 № 223 «О введении обязательного медицинского страхования населения Московской области».
Интересы Фонда сегодня представляют 15 филиалов, расположенных в муниципальных образованиях Московской области. Общее число граждан, застрахованных по ОМС в Московской области, составляет более 8,0 млн. чел., тогда как на истоках развития системы обязательного медицинского страхования в 1994 году это был 1 млн. человек.
Общее количество медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Московской области – 482, из которых 64 медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях.
В сфере обязательного медицинского страхования работают 9 страховых медицинских организаций: ЗАО «МАКС-М», ОАО «РОСНО-МС», ОАО «МСК УралСиб», ООО «СМК РЕСО-МЕД», ОАО «СК «СОГАЗ-Мед, ЗАО ВТБ Медицинское страхование», ООО «МСК «МЕДСТРАХ», ЗАО «СМК «МиБ», ООО «РГС-Медицина».
Структура ТФОМС МО может быть представлена следующим образом:
- Руководство Фонда.
- Управление планирования и экономического анализа.
- Управление экономических расчетов.
- Управление организации обязательного медицинского страхования.
- Управление вневедомственной экспертизы и защиты прав застрахованных.
- Управление информационного обеспечения.
- Контрольно-ревизионное управление.
- Административно-хозяйственное управление.
- Управление бухгалтерского учета и сводной отчетности.
- Управление правового и кадрового обеспечения.
- Самостоятельные отделы.
Контакты Фонда: адрес: 115114, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 7, стр. 1.
Телефон: 8(495)223-71-20 доб. 10-01, факс: 8(495)223-71-20 доб. 11-84.
E-mail: general@mofoms.ru.
2.2. Анализ источников формирования финансовых ресурсов
Перейдем к структуре доходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2014–2015 гг. Основные направления источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО представлена на рисунке 1.
Структура доходов территориальных фондов различна в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и объема трансфертов.
Структура доходов ТФОМС МО за период 2014-2015 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО за период 2014-2015 гг.
Наименование показателя | 2014 год | 2015 год | Отклонение | ||
Млн. руб. | % | Млн. руб. | % | ||
Субвенции ФФОМС | 18710,0 | 98,4 | 19591,9 | 98,6 | 881,9 |
Прочие межбюджетные трансферы (межтерриториальные расчеты) | 271,3 | 1,4 | 280,6 | 1,4 | 9,3 |
ЕКВ медицинским работникам | 39 | 0,2 | 34 | 0,2 | -5 |
Прочие поступления (возврат субсидий, субвенций в бюджет ФФОМС) | 0 | 0 | -46 | — 0,2 | — 46 |
ИТОГО | 19020,3 | 100 | 19860,5 | 100 | 840,2 |
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что в исследуемом периоде 2014-2015 гг. финансовые ресурсы территориального Фонда обязательного медицинского страхования Московской области увеличились на 840 млн. руб. или на 4,42%.
При этом субвенции федерального Фонда обязательного медицинского страхования в исследуемом периоде выросли на 881,9 млн. руб., что в относительном выражении составляет 4,71% — это наиболее существенный рост в общей динамике источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО.
Прочие межбюджетные трансферы в исследуемом периоде выросли на 9,3 млн. руб. или на 3,43%. Но в исследуемом периоде наблюдается и отрицательная динамика источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО. Так ЕКВ медицинским работникам в исследуемом периоде сократились на 5 млн. руб. или на 12,82%.
Отрицательное значение в исследуемом периоде имеет и показатель «Прочие поступления (возврат субсидий, субвенций в бюджет ФФОМС)». То есть в 2015 году ТФОМС МО пришлось вернуть в ФФОМС 46 млн. руб.
Но в общем картина выглядит благоприятной и в 2014-2015 гг. можно наблюдать значительный рост источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО. Графически структуру данных источников можно представить в виде рисунка 1.
Разобравшись с источниками формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО в 2014-2015 гг., перейдем к рассмотрению наиболее интересного момента данного исследования – анализу направления использования финансовых ресурсов.
2.3. Анализ направления использования финансовых ресурсов
Направления использования финансовых ресурсов ТФОМС представляется наиболее интересным моментом в процессе функционирования Фонда. Поэтому анализу данного показателя следует уделить повышенное внимание.
Для начала графически представим основные направления использования финансовых ресурсов ТФОМС МО за 2015 год, представив сведения на рисунке 2.
Рассмотрим теперь более подробно основные направления расходования финансовых ресурсов ТФОМС МО.
Итак, в расходы Фонда в 2015 году составили 19 786,3 млн. рублей или 99,3 % от утвержденных бюджетных назначений. А нормированный страховой запас утвержден и сформирован в сумме 1 710,0 млн. рублей.
Основные направления расходования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС МО в 2015 году включают:
- дополнительное финансовое обеспечение ТП ОМС в сумме 964,2 млн. рублей;
- оплата медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Московской области гражданам, застрахованным на территориях других субъектов РФ, в сумме 288,7 млн. рублей;
- оплата медицинской помощи ТФОМС других субъектов РФ, оказанной гражданам, застрахованным на территории Московской области, в сумме 457,1 млн. рублей.
Направления расходования НСЗ ТФОМС МО в 2015 году представлены в виде рисунка 3.
Отдельное место в бюджете Фонда в 2015 году занимало финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам. Названные выплаты, введенные с 2012 года, положительно повлияли на привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты, а с 2013 года дополнительно в рабочие поселки, что позволило укрепить кадрами сельское здравоохранение. Всего для работы в сельские населенные пункты и рабочие поселки в 2012-2015 годах было привлечено 385 молодых специалистов.
Информацию о количестве медицинских работников, участвующих в программе «Земский доктор» и получивших выплаты в размере 1 млн. руб. в 2012-2015 гг., графически можно представить в виде рисунка 4.
За 2015 год из бюджета Фонда направлено на осуществление ЕКВ 34,0 млн. рублей.
Принимая во внимание социальную значимость вопроса, финансовое обеспечение данного направления продлевается на 2016 год. Соответствующие изменения, связанные с увеличением возраста медицинских работников до 50 лет и дополнением «поселок городского типа», внесены в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Указанные выплаты производятся за счет средств ОМС и средств областного бюджета в соотношении соответственно 60 и 40 процентов. Для этого в бюджете ТФОМС МО на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 54,0 млн. рублей на выплаты 90 медицинским работникам.
Но все же важнейшим направлением использования финансовых ресурсов ТФОМС МО является реализация Территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области.
Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области (ТПОМС) за последние три года выросла в 1,3 раза и составила в 2015 году 19 752,3 млн. руб. Подушевой норматив финансового обеспечения ТПОМС в 2015 году составил 8 469,4 рублей на 1 застрахованное лицо, что выше федерального норматива на 208,7 рубля или 2,5 %. В сравнении с 2013 годом средний подушевой норматив вырос в 1,3 раза.
Графически динамику подушевых нормативов финансирования за счет средств ОМС в 2013-2015 гг. можно представить в виде рисунка 5.
В 2015 году продолжено дальнейшее погружение высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в систему обязательного медицинского страхования. На 2015 год перечень ВМП утвержден программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В 2015 году в рамках ТПОМС за счет средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями Московской области оказывалось 64 вида ВМП (453 метода лечения) по 16 профилям, в том числе сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, акушерство и гинекология, неонатология, онкология, офтальмология и др.
В 2015 году оплачено 5317 случаев оказания жителям области высокотехнологичной медицинской помощи с ростом к 2014 году на 34 %.
Следует отметить, что 211 жителей Московской области получили высокотехнологичную медицинскую помощь за пределами области. С 2015 года установлены единые для всех субъектов Российской Федерации нормативы финансовых затрат на оказание ВМП. Стоимость оказанной медицинской помощи составила 720,3 млн. руб., что на 94,1 млн. руб. или 15 % выше уровня 2014 года.
Далее рассмотрим финансовое обеспечение профилактических мероприятий в системе ОМС Московской области. Сохранение и укрепление здоровья населения на основе развития профилактических направлений, формирование здорового образа жизни являются важнейшими приоритетными направлениями социально-экономической политики региона. Наиболее эффективными механизмами реализации поставленных задач являются диспансеризация, медицинские осмотры детского и взрослого населения, направленные на раннюю диагностику заболеваний, в том числе социально-значимых.
Начиная с 2013 года, данные мероприятия финансируются из средств обязательного медицинского страхования в рамках ТПОМС. Объем средств обязательного медицинского страхования, направляемых на профилактические мероприятия, ежегодно увеличивается. В результате индексации тарифов, проведенной в 2015 году, тарифы на оплату законченных случаев диспансеризации и профилактических осмотров населения возросли в среднем от 2,6 до 13%.
Общая сумма средств ОМС, направленных в 2015 году на финансовое обеспечение профилактических мероприятий, составила 1 018,1 тыс. рублей. На диспансеризацию определенных групп взрослого населения области было направлено 447 392,0 тыс. руб. Диспансеризацию прошли 371 510 человек.
Медицинские осмотры прошли 150 717 человек взрослого населения на сумму 83 647,9 тыс. руб. и 461 083 несовершеннолетних жителей области на сумму 466 616,7 тыс. руб.
Численность прошедших диспансеризацию в 2015 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), составила 3 736 человек.
Объем средств, направленных на эти цели, составил 11 854,7 тыс. руб. Численность пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые прошли диспансеризацию в 2015 году, составила 2 677 8 583,8 тыс. руб. (100 % от годового плана).
Итоги выполнения плановых объемов диспансеризации и медицинских осмотров взрослого и детского населения в 2014-2015 гг. представлены на рисунке 6.
В 2016 году на финансовое обеспечение профилактических мероприятий из средств ОМС запланировано более 1,2 млрд. рублей.
Теперь рассмотрим осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС. В 2015 году Фондом проверено 99,1 тыс. случаев, предъявленных к оплате медицинскими организациями Московской области за медицинскую помощь, оказанную иногородним гражданам. Сумма средств, перечисленная медицинским организациям за помощь, оказанную гражданам, застрахованным на территории других субъектов РФ, составила 288,7 млн. рублей.
В рамках межтерриториальных расчетов проверено 251,4 тыс. случаев, предъявленных территориальными фондами иных субъектов РФ за медицинскую помощь, оказанную жителям Московской области в других субъектах РФ. Сумма средств, перечисленных Фондом в другие субъекты РФ за оказание медицинской помощи жителям Московской области, составила 422,9 млн. рублей.
Общее увеличение объёмов оказания медицинской помощи за 2015 год в сравнении с предшествующим годом составило 138,4 млн. рублей. Наиболее возрос поток счетов, предъявленный Московским городским фондом ОМС, ТФ ОМС Белгородской области, ТФ ОМС Краснодарского, ТФ ОМС Ямало-Ненецкого автономного округа.
Анализ расчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объёме, установленном базовой программой ОМС, показал тенденцию к увеличению суммы оплаченных счетов за медицинскую помощь, оказанную жителям Московской области вне территории страхования (входящий поток) по сравнению с выставленными ТФОМС Московской области счетами в другие территориальные фонды ОМС за пролеченных иногородних граждан в медицинских организациях Московской области (исходящий поток).
Средняя стоимость одного случая по счетам от медицинских организаций Московской области составляет 2 913,5 рублей. По счетам, поступившим от других субъектов РФ вышеуказанный показатель — 1 681,9 рублей.
По состоянию на 01.01.2016г. численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в регионе, составила 2 335 509 человек, обеспечено полисами единого образца — 92 %. За 2015 год выдано временных свидетельств – 237 711; полисов ОМС единого образца – 249 935.
В системе обязательного медицинского страхования Московской области в 2015 году осуществляли деятельность 112 медицинских организаций, из них 85 – бюджетные учреждения здравоохранения Московской области, 10 — федеральные государственные учреждения здравоохранения, 17 – негосударственные медицинские организации, а также 3 страховые медицинские организации: ООО «МСК «ИНКО-МЕД», Московский филиал ОАО «РОСНО-МС»; Московский филиал ОАО «СК «СОГАЗ-Мед».
Специализированная медицинская помощь, предоставляемая в рамках ТПОМС, включает проведение в медицинских организациях диализной терапии больным, страдающим тяжелой почечной патологией, как в стационарных, так и в амбулаторных условиях (дневной стационар).
Начиная с 2013 года на территории Московской области проводилась активная модернизация диализной службы в рамках государственно-частного партнерства. На сегодняшний день услуги гемодиализа и перитонеального диализа оказываются в 6 медицинских организациях области. На лечении методом гемодиализа находится более 300 пациентов с хронической болезнью почек 5 стадии.
Объемы медицинской помощи и, соответственно, их финансирование увеличились за последние 4 года более чем в 2 раза, со 144, 4 млн. руб. в 2012 году до 315,1 млн. руб. в 2015 году.
Современные технологии оказания медицинских услуг по диализной помощи населению способствовали снижению уровня осложнений, повышению качества жизни больных, достижению хорошей реабилитации, что позволяет рассматривать таких пациентов в качестве реальных кандидатов на трансплантацию.
В рамках ГЧП в Московской области оказываются дорогостоящие, высокотехнологичные медицинские услуги онкологическим пациентам. Сегодня пациенты получают доступ к современным методам диагностики, которые им необходимы и при этом отсутствуют в государственном лечебном секторе, в ООО «Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний». Ожидаемый результат реализации проекта ГЧП в онкологии — снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями до 22,0%. Так, позитронно-эмиссионный томограф (ПЭТ) позволяет выявить очаги злокачественного опухолевого процесса на самых ранних стадиях заболевания, определить область его распространенности, что значительно повышает шансы пациентов на благополучный исход лечения. Роботизированная инновационная система «КиберНож» оказывает точное воздействие на очаг поражения сфокусированными в мощный пучок лучами, что в ряде случаев дает возможность избежать хирургической операции и госпитализации в стационар круглосуточного пребывания.
Финансирование данного направления до 2015 года осуществлялось в порядке финансирования текущей деятельности БУЗ Онкологический диспансер №5 в рамках региональной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи жителям Московской области. В 2015 году за счет средств ОМС на базе Центра выполнено 1632 дорогостоящих диагностических исследования с объемом финансирования 52,1 млн. рублей.
Контроль за использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования осуществляется ТФОМС путем проведения проверок в порядке, установленном приказом ФФОМС «Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования».
В 2015 году ТФОМС проведены контрольные мероприятия в 3 страховых медицинских организациях (100 % от плана 2015 года) и 54 медицинских организациях (105,9% от плана 2015 года).
В указанных организациях проведено 36 проверок (138,9% от плана 2015 года), из них:
- в страховых медицинских организациях – 9 проверок (в 3 раза больше плана), в том числе 3 плановые комплексные и 6 внеплановых тематических проверок в целях контроля обоснованности обращения СМО за предоставлением целевых средств из нормированного страхового запаса ТФОМС;
- в медицинских организациях – 27 проверок (109,8 % от плана), в том числе 21 плановая комплексная проверка, 3 внеплановые контрольные проверки и 3 тематические проверки.
Проведение внеплановых проверок медицинских организаций обусловлено обращениями УЭБ и ПК ГУ МВД России по Воронежской области, Государственной инспекции труда в Воронежской области, а также необходимостью осуществления контроля за исполнением медицинскими организациями предписаний ТФОМС об устранении нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе плановых комплексных проверок, в том числе в рамках контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования для достижения целевых прогнозных показателей, предусмотренных в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы работников медицинских организаций.
В ходе контрольных мероприятий в медицинских организациях оценивалась достоверность отчетных документов, законность и целесообразность финансово-хозяйственных операций, проводился анализ финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, проверка использования фонда оплаты труда, обеспечения сохранности денежных средств, медикаментов, продуктов питания, медицинского оборудования, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 9. ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях реализации материалов контрольных мероприятий руководителям медицинских организаций направлены требования о возврате в бюджет ТФОМС использованных не по целевому назначению средств ОМС.
В рамках контроля за деятельностью страховых медицинских организаций проверены следующие основные вопросы:
- организация и проведение обязательного медицинского страхования;
- организация и проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- защита прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрение обращений и жалоб застрахованных лиц;
- выполнение требований к размещению страховыми медицинскими организациями информации;
- достоверность и своевременность представления в ТФОМС отчетов о деятельности СМО в сфере ОМС и отчетов о поступлении и расходовании средств ОМС.
По результатам контрольных мероприятий выявлено невыполнение нормативных актов, регламентирующих деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, в 3 страховых медицинских организациях (100 % от проверенных).
Страховым медицинским организациям предъявлены штрафные санкции:
- за нарушение порядка выдачи полиса обязательного медицинского страхования;
- за нарушение сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении;
- за представление в ТФОМС недостоверной отчетности;
- за нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц.
Штрафные санкции уплачены в бюджет ТФОМС МО в полном объеме.
В 2015 году в СМО и ТФОМС от застрахованных граждан поступило 334 263 обращения, что на 393 875 обращений меньше (54%), чем за 2014. В 2014 году – 728 138 обращений. Соотношение обращений, поступающих в последние годы в СМО и ТФОМС МО, сохраняется и составляет 98,7% и 1,3%, соответственно.
Наблюдается положительная динамика снижения количества жалоб: в 2015 году на 52 жалобы меньше, чем в 2014 году, что в процентном соотношении составляет 16,7%, в том числе количество обоснованных жалоб уменьшилось на 39, что на 24,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Основные причины обращения застрахованных граждан в СМО и ТФОМС МО представлены на рисунке 7.
Таким образом, по результатам работы в данной части можно сделать ряд основных выводов:
- Московский областной фонд обязательного медицинского страхования был создан как самостоятельное некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение в 1993 году.
- В исследуемом периоде 2014-2015 гг. финансовые ресурсы территориального Фонда обязательного медицинского страхования Московской области увеличились на 840 млн. руб. или на 4,42%. При этом субвенции федерального Фонда обязательного медицинского страхования в исследуемом периоде выросли на 881,9 млн. руб., что в относительном выражении составляет 4,71% — это наиболее существенный рост в общей динамике источников формирования финансовых ресурсов ТФОМС МО.
- Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования Московской области (ТПОМС) за последние три года выросла в 1,3 раза и составила в 2015 году 19 752,3 млн. руб. Подушевой норматив финансового обеспечения ТПОМС в 2015 году составил 8 469,4 рублей на 1 застрахованное лицо, что выше федерального норматива на 208,7 рубля или 2,5 %. В сравнении с 2013 годом средний подушевой норматив вырос в 1,3 раза.
- В 2015 году в рамках ТПОМС за счет средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями Московской области оказывалось 64 вида ВМП (453 метода лечения) по 16 профилям, в том числе сердечно-сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, акушерство и гинекология, неонатология, онкология, офтальмология и др. В 2015 году оплачено 5317 случаев оказания жителям области высокотехнологичной медицинской помощи с ростом к 2014 году на 34 %.
- В рамках межтерриториальных расчетов проверено 251,4 тыс. случаев, предъявленных территориальными фондами иных субъектов РФ за медицинскую помощь, оказанную жителям Московской области в других субъектах РФ. Сумма средств, перечисленных Фондом в другие субъекты РФ за оказание медицинской помощи жителям Московской области, составила 422,9 млн. рублей.
- В системе обязательного медицинского страхования Московской области в 2015 году осуществляли деятельность 112 медицинских организаций, из них 85 – бюджетные учреждения здравоохранения Московской области, 10 — федеральные государственные учреждения здравоохранения, 17 – негосударственные медицинские организации, а также 3 страховые медицинские организации: ООО «МСК «ИНКО-МЕД», Московский филиал ОАО «РОСНО-МС»; Московский филиал ОАО «СК «СОГАЗ-Мед».
- В указанных организациях проведено 36 проверок (138,9% от плана 2015 года), из них: в страховых медицинских организациях – 9 проверок (в 3 раза больше плана); в медицинских организациях – 27 проверок (109,8 % от плана), в том числе 21 плановая комплексная проверка, 3 внеплановые контрольные проверки и 3 тематические проверки.
- В 2015 году в СМО и ТФОМС от застрахованных граждан поступило 334 263 обращения, что на 393 875 обращений меньше (54%), чем за 2014. В 2014 году – 728 138 обращений. Соотношение обращений, поступающих в последние годы в СМО и ТФОМС МО, сохраняется и составляет 98,7% и 1,3%, соответственно. Наблюдается положительная динамика снижения количества жалоб: в 2015 году на 52 жалобы меньше, чем в 2014 году, что в процентном соотношении составляет 16,7%, в том числе количество обоснованных жалоб уменьшилось на 39, что на 24,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф