Заявка на расчет
Меню Услуги

Изучение готовности к инновационной деятельности библиотекарей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения готовности к инновационной деятельности библиотекарей
1.1. Сущность основных понятий темы исследования
1.2. Классификация инноваций в библиотечном деле
1.3. Особенности инновационной деятельности сотрудников библиотек педагогических вузов
Вывод

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава II. Эмпирическое исследование изучения готовности к инновационной деятельности библиотекарей
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.2. Формирующий эксперимент
2.2.3. Контрольный эксперимент
2.3. Рекомендации библиотекарям к участию в инновационной деятельности
Вывод
Заключение

Введение

Актуальностьㅤ Преобразования социально-экономической жизни страны способствовали наиболее существенным изменениям в экономике, образовании, науке, и культуре. науки Инновационное развитие страны определялось «Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» [3]. Инновационной деятельности в библиотеках способствуют Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.) [1] и Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994 г.) [2].

Противоречие.

Между требованиями, которые выдвигает соответствие действительности, и недостаточным уровнем профессиональной подготовки сотрудников к инновациям, наличие психологических барьеров условием реализации которых являются психолого-педагогические способы и методы обновления ими своих профессиональных знаний, умений и изменение способа мышления между необходимостью развития инновационного потенциала библиотечного работника и отсутствием разработок для решения этого вопроса.

Изученность проблемы. В библиотековедении накоплен многолетний опыт изучения инновационных процессов. Он отражен в публикациях российских ученых С.А. Басова, А.Н. Ванеева, Е.С. Мартина, С.Г. Матлиной, В.А. Минкиной, Н.С. Карташова и других исследователей.  Среди зарубежных ряд публикаций, переведенных на русский язык, выделим работы П.Ф. Дракера, Э. Роджерса, Р. Агарвала-Роджерса. Опыт изучения инновационной деятельности библиотек Тувы отражён в публикациях Н.Х.О Наныкпан, О.Ф. Фенцель. О. взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов в информационном пространстве в работе Национальной библиотеки имени А.С. Пушкина, рассказывают автор публикаций Н.Н. Чооду и др.

Объект исследования: инновационная деятельность библиотекарей.

Предмет исследования: готовность библиотекарей к инновационной деятельности.

Цель исследования: изучение готовности к инновационной деятельности библиотекарей Научной библиотеки ТувГУ.

Гипотеза исследования. Психолого-педагогическими условиями к участию в инновационной деятельности сотрудников библиотек педагогических вузов являются следующие условия:

  • выявление информационной потребности Выявление и взаимодействия с пользователями для полного удовлетворения информационных потребностей
  • выявление: эмоциональной, познавательной, личностной и организационной готовности сотрудника библиотеки педагогического вуза;

3)внедрение изменений сопровождается риском сопротивления сотрудников к инноватике. для преодоления, которого требуются психодиагностика и коррекция личности библиотекаря, а в частности СЭВ

С учётом специфики предмета исследования, исходя из его цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
  2. Проведение диагностических методик по выявлению эмоциональной, познавательной, личностной и организационной готовности сотрудников библиотеки
  3. Описание и обобщение результатов исследования.
  4. Разработка рекомендаций к инновационной деятельности библиотекарей НБ ТувГУ.

Теоретико-методологическую основу исследования определили: Исследования выпускной квалификационной работы выполнено с учетом разработок в области, психологии, культурологии и библиотековедения. В основе методологии были использованы: теории личности, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области психологии и социологии — Б.Г.Ананьевым [6], А.Н.Леонтьевым [39], А. Маслоу [42], А.Р.Лурия [41] и др.; концепции библиотековедения по развитию кадров, инноватике в профессиональной деятельности библиотекарей, представленные в трудах ,Ю. Н. Столярова [63], С. А. Езовой [26], Е. Ю. Качановой [33],М.Я.Дворкиной[20], И.В.Домбровской[24], С. Г. Матлиной [45],Н.Т.Чуприна[75]

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение), эмпирические (анкетирование, тестирование, изучение опыта работы), описательная статистика результатов с помощью функции анализа данных Microsoft Excel) обработки полученных данных, регистрация.

База исследования: Научная библиотека ТувГУ и Республиканская Национальная библиотека им.А.С.Пушкина.

Выборка исследования: Эмпирическая часть исследования проводилась на базе научной библиотеки ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». В исследовании приняло участие 27 работников Научной библиотеки и 14 сотрудников Публичной библиотеки г. Кызыла.

Возрастной состав варьирует от 25 до 70 лет. Половой состав выборки составляет 100% женщин. Образовательный уровень библиотекарей, принявших участие в исследовании, составляет высшее и средне — специальное образование. Стаж работы в библиотечной деятельности респондентов составляет от 2-х до 40 лет. Все сотрудники состоят в браке, имеют детей, а также внуков. Некоторые респонденты находятся в пенсионном и предпенсионном возрасте.

Практическая значимость: заключается в том, что материалы исследования в будущем могут быть полезными руководителям библиотек при работе с библиотекарями по внедрению инновационных технологий в библиотечной деятельности.

Апробация работы.

  1. Научный доклад на тему «Изучение информационных потребностей студентов Кызылского педагогического института». Ежегодная научно-практических конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» секция Инклюзивное образование 25.02.2017 г.
  2. Доклад на тему «Изучение и пути улучшения информационной потребности студентов Кызылского педагогического института». Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Библиотеки вузов в XXIвеке: современные и перспективные направления деятельности в сфере науки и образования». Дата 25-27 апреля 2017г.
  3. Научная статья на тему «Изучение и пути улучшения информационных потребностей студентов КПИ». Сборник «Библиотеки вузов в XXI веке: современные и перспективные направления деятельности в сфере науки и образования». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Иркутск,25-27 апреля 2017г.
  4. Научный доклад на тему «Особенности развития синдрома профессионального выгорания библиотекарей. (На примере Публичной библиотеки и Научной библиотеки)». Ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и сотрудников Секция «Интеграция библиотек в образовательную и исследовательскую деятельность». 26.10.2019 г.
  5. Участие в VIII Международном конкурсе научных работ PTSсience. Номинация «Научные работы по психологии и педагогике». Диплом лауреата I степени. Доклад на тему «Особенности развития синдрома профессионального выгорания библиотекарей»

Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Сущность понятия инновационная деятельность

В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия [2].В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные, эмоциональные и волевые.[2]Для отечественной психологии характерны два аспекта: 1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее, отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения, так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики;

2)введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения. [2] Понятие «деятельность» в различные периоды развития нашего общества учеными трактовался по-разному. Деятельностьэто:

  1. Занятие, труд. Научная деятельность. Педагогическая деятельность. [1].
  2. Специфическая активное взаимодействие с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания. Основные виды человеческой деятельности — игра, учение, труд [7].
  3. динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [2].

Для Рубинштейна деятельность представляет собой один из важнейших уровней изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с мир. В формировании человека и его психики, деятельность играет существенную роль. Тем самым он значительно отличается от другого, не-деятельностного подхода, который в 20-30-е годы был господствующим. Согласно этому альтернативному подходу, главной «производящей причиной» развития человека и его психики является знак, речь, символ и т.д. В исследованиях роль речи изучалась односторонне, без учёта практической деятельности, в которой человек и его психика формируются и проявляются [3, с 79-80].

Когда речь выступает вне её взаимосвязи с деятельностью, её начинают рассматривать как самодовлеющий и самодостаточный фактор психического развития человека в этом качестве речь анализировалась с позиции культурно-исторической теории, разработанная Выготским [3, с 79-80]. По Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е.  состоянием нужды в определённых условиях нормального функционирования индивида. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность — это совокупность действий, которые вызываются мотивом. Принцип деятельности лежит в основе деятельного подхода, применяемого в научном познании (психология, педагогика, лингвистика) [5].

По мнению, Р.С. Немова деятельность можно определить, как специфический вид активности человека, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало в природе. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер [6].

А.Р. Луриа считает, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее число наших действий не имеет в своей основе каких- либо биологических влечений или потребностей. Другая отличительная черта, сознательной деятельности человека заключается в том, что в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательна, определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта [8].

Принцип деятельности в философии сформулирован уже античными мыслителями. Однако выражался он в особой форме, так олицетворением деятельности человеческого начала является Бог демиург Платона, творящий космос и мир вещей [5, с78].

Философы эпохи Возрождения с деятельностью связывают понимание сущности человека [5]

Марксистская философия даёт другую трактовку деятельности, вводя понятие практики как основы существования и развития общества, а вместе с ним развития познания [5].

Исторический прогресс обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей [6]. Сознательная деятельность по своей специфике сильно отличается от лично изменчивого поведения животных. Понятие «инновация» происходит от английского слова «обновление» и означает «нововведение» [9]. В начале XX века этот термин исследовал учёный — экономист Йо́зеф Алои́з Шумпе́тер. По мнению, учёных- экономистов инновационная деятельность — это эффективный инструмент в бизнесе, позволяющий предпринимателю использовать нововведения для развития своего бизнеса. Инновация характеризуется как процесс реализации идеи, замысла, а, в свою очередь, нововведение является результатом этого процесса. Среди зарубежных ряд публикаций, переведенных на русский язык, выделим работы П.Ф. Дракера, Э. Роджерса, Р. Агарвала-Роджерса.

Важными отечественными источниками по методологии инновационных процессов являются исследования А.И. Пригожина, Н.И. Лапина, И.В. Бестужева-Лады, Г.Г. Воробьева, Д.И. Кокурина, Ю.П. Морозова, А.Г. Аганбегяна и др.

Интерес учёных, библиотековедов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х годов и связывался с развитием методической работы библиотек [20].

Развитию инновационной деятельности в библиотеках способствуют Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.) [13] и Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994 г.) [14].

. В основу терминологии инноватики в библиотечном деле составляют понятия: «инновация», «новшество», «нововведения».

«Новшество» — новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение [1]. В результате большинство библиотечных разработок так и остаётся в библиотечном деле под «новшеством» мы понимаем описании технологии или услуги, а также это результат освоения новой идеи, закреплённый на документе и воплощённый в жизнь.

В отличие от новшества, «нововведение» — это новое правило, вновь установленный порядок [1]. Мнения, специалистов по определению инноваций в библиотечном деле расходятся, так «ядром» изучения инновационной деятельности библиотеки с общественной точки зрения является системный подход к исследованию библиотеки, предложенный Ю.Н. Столяровым [16].

Но, по мнению, Е.Ю. Качановой, под инновациями в библиотечном деле, следует понимать реализованные в библиотечной деятельности результаты библиотековедческих исследований и передовой практики, связанных с разработкой новых объектов, отличающихся от других новыми свойствами и имеющие временной цикл [20].

В деятельности библиотек «нововведение», мы понимаем, как   промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не понятен конечный результат изменений, не проанализирован с точки зрения целесообразности дальнейшего использования. Из этого следует, что рассмотренные понятия в современном библиотековедении наполнены несколько иным пониманием. Инновация в библиотековедении характеризуется отсутствием результата развития библиотек.  Следует отметить, что при создании новшества не подчёркивается большое значение закрепления конечного результата в документе.

Отношение сотрудников к нововведениям, их целям и задачам оказывает непосредственное влияние на их осуществление. С новшеством сотрудники, как правило, связывают определенные ожидания как положительных, так и отрицательных изменений. К числу положительных изменений относятся: характер работы, величина заработка, численность коллектива, отношения с коллегами по работе и начальством. К отрицательным изменениям: увеличение рабочей нагрузки в процессе инноваций, понижения статуса в коллективе, и др. Исследователи приходят к выводу, что неподготовленность сотрудников библиотек, к библиотечным инновациям восприятию информации по программам повышения профессиональной квалификации т.к. в группы образовательных программ попадают специалисты, имеющие разный уровень подготовки, приводит к снижению работоспособности, даже синдрому эмоционального выгорания. Так же нельзя исключить психологические барьеры, которые возникают у сотрудников при развитии инновационных процессов в библиотеке.

Теоретических работ по вопросам библиотечных инноваций немного. Специальные исследования проведены специалистами Е.С. Мартиным, Н.А. Толканюк, Н.Т. Чуприной. В последующие годы к этой проблематике обращались А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, С.А. Басов и др. По мнению Ю.Б. Авраевой, главные новшества в библиотеках проявляются в изменении характера и приоритетов методической деятельности — на смену инспекторским функциям приходят консультационные, обучающие, коммуникативные [15].

Многие специалисты считают, что для совершенствования деятельности библиотек, главная роль отводится нововведениям. Однако, «нововведения», причисленное в большинстве работ к понятию «библиотечная инновация», рассматривается авторами, как процесс внедрения в деятельность библиотек достижений библиотечной науки и передового опыта. Изучение, научных изданий показало, что в российском библиотечном деле осуществлялись работы по определению сущности основных понятий (А.Н. Ванеев, С.А. Басов, Н.А. Толканюк и др.); разработке классификаций инноваций (С.Г Матлина, Н.А. Толканюк, Н.Т.Чуприна и др.) установлению последовательности инновационных процессов (А.Н. Ванеев, С. Г. Матлин и др.) выявлению особенностей управления изменениями (С.Г Матлина, Н.А. Толканюк, Н.Т.Чуприна и др.)

В работах С.Г Матлиной, Н.Т.Чуприна, Н.С.Картошова обнаружены факторы, содействующие и препятствующие нововведениям, определена роль сфера деятельности для инновационной активизации сотрудников библиотеки, определены требования к специалистам — непосредственным участникам инноваций. Некоторые специалисты своих работах концентрировали потребность стратегического управления изменениями (С.С. Серейчик, Н.Т.Чуприна).

В работах С. Г. Матлина и С.А.Басова указывалось в первую очередь применения в библиотечной деятельности положений общей теории инновации. Основные параметры инновационной готовности, а также структура и содержание инноваций отражены в работах Б.Г. Ананьева, В.Б. Бычина, А.А. Деркача, Д.А. Донского, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Крутецкого, О.В. Ливенцевой, В.Д. Шадрикова. Объектом изучения библиотечной инноватики по мнению учёных, являются результаты научных исследований и практических разработок, направленные на изменения и совершенствование деятельности библиотек, а предметом – специфика и пути их продвижения до стадии реализации в работе библиотеки. [20].

Об инновационной деятельности в библиотеках Тувы писала Н.Х.Наныкпан. В научной работе «Инновации как важный фактор в развитии Национальной библиотеки Республики Тыва» Н.Х. Наныкпан указывает на специфику библиотечного дела Тувы, связанную с социокультурными параметрами этнического развития республики. После появления письменности в Тыве в 1931 году была создана первая библиотека. С ее созданием начинается отсчет летописи библиотечного дела республики.

За годы, прошедшие со дня придания статуса Национальной библиотеке, в ее развитии прошли определенные эволюционные процессы, библиотека приобрела новые черты. Профессиональное развитие библиотекарей республики является приоритетным направлением инновационной деятельности Национальной библиотеки. Для профессионального роста сотрудников Национальная библиотека, как методический центр для сельских библиотек республики используют различные формы и методы работы, такие как творческая лаборатория, школа «Молодой лидер библиотечного дела Республики Тыва» и др. [45]

Таким образом, в библиотеках Республики Тыва наблюдаются изменения, нацеленные на улучшение традиционных приемов и методов работы, повышение социальной значимости библиотечных услуг и продукции.  Авторы публикации дают объективную оценку роли национальной библиотеки по сохранению и развитию историко-культурного наследия и культурных традиций тувинского народа. Раскрываются взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов библиотеки в информационном пространстве.

Как отмечалось ранее, деятельность современных библиотек направлена на популяризацию чтения, удовлетворение информационных потребностей читателей, просветительской деятельности. Каждый читатель будь то это студент, или учащийся школы, имеет свои четко выраженные информационные потребности. В толковом словаре русского языка, потребность объясняется как надобность, нужда в чём – ни будь, требующая удовлетворения. [1,572]

Различные учёные по-разному объясняли сущность человеческих потребностей: С. Л. Рубинштейн считает, что потребность – это состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие.

Леонтьев считает, что Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания. Курт Левин, под потребностью понимал динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определённым действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности.

Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряжённости.

 Информационная потребность – 1) это потребность в различных сведениях, которые извлекаются потребителем из первичных и вторичных документов, и других источников информации. Изучение информационных потребностей различных групп читателей, в конечном итоге позволит определить и профиль комплектования фонда библиотеки, и полнее удовлетворить запросы читателей; качественное и оперативное обслуживание пользователей библиотеки; 2) осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума.

Изучению информационных потребностей посвящены работы Д. И. Блюменау, С. Валентинова, Коготков Д. Я. Опыт информационного обслуживания студентов в вузовских библиотеках нашел отражение в публикациях библиотекарей-практиков А. В. Шмидта, Н. М. Свергуновой, Е. Ф. Марковой, О. В. Левченко, Н. А. Дроновой. [5].

Использование новых инновационных технологий в библиотечной деятельности позволяет наиболее эффективно использовать их в работе с пользователями, что, безусловно, обусловливает высокие требования к профессиональному уровню специалистов в различных областях знаний. Большой объем тестовой и эмоциональной информации, возрастающие требования технических знаний, увеличение умственных, эмоциональных и информационных нагрузок, в совокупности эти факторы позволяют утверждать, что в работе библиотекарей, существует опасность профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в (1974). Выражается нарастающим эмоциональным истощением здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи.

Это люди, работающие в системе «человек — человек»: врачи, педагоги, юристы, библиотекари и т.д. На сегодняшний день в литературе, посвященной СПВ, указывается на расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности.

Другие психологи рассматривают выгорание как «состояние, в котором человек не ожидает вознаграждения от выполняемой работы, напротив — ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации и контролируемых результатов или вследствие недостаточной компетенции. Иными словами, психологическое «выгорание» выступает как сложное психологическое явление, как процесс, состояние, механизм формирования защитных реакций, как результат изменений в поведении и деятельности личности профессионала.

Еще в 70-х годах известный американский исследователь Кристина Маслач, дала краткое, но емкое определение синдром «эмоционального выгорания». К. Маслач считает, что эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсо­нализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимаю­щихся разными видами помогающих профессий [2].

Соответственно синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем описанным в определении К. Маслач симптомам:

  1. эмоциональное истощение; у работника появляется хроническая усталость, снижается настроение (иногда при одной только мысли о работе), также наблюдаются расстройства сна, усиливается подверженность болезням;
  2. деперсонализация / дегуманизация; отношение к коллегам и к тем, кто нуждается в помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое функционирование и всячески избегает нагрузок; переживание собственной несостоятельности; человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность классических исследованиях опрос Селье, а позднее Лазаруса, Розермана и знаний Фридмана https было эмоций показано, что иногда длительное может воздействие этапе стресса мной приводит дома ко многим ооржак негативным последствиям.[41]

Проблема профессионального выгорания, при всем разнообразии работ зарубежных учёных (Maslach С., Jackson S., 1981; Aronson Е., Pines А., 1983; Shirom А., 1989; Leiter М., 1997 и др.), а в 20 веке и отечественных исследователей (Форманюк Т.В., 1994; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2005; Мальцева Н.В., 2005; Орел В.Е., 2005 и др.), остается важным на сегодняшний день вопросом для научной и экспериментальной области изучения.

Не отрицая значения практических исследований зарубежных авторитетов в этой области, можно отметить, что наиболее полно и методологически основательно проблема деятельности, различные ее стороны и аспекты, разрабатывались именно в отечественной психологии. [1]

В отечественной литературе впервые синдром эмоционального выгорания упоминается в работах Б. Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» (аналогичный понятию «выгорание»), для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек — человек» и связанного с межличностными отношениями. В. В. Бойко знаний определяет фазам эмоциональное давних выгорание было как видеть выработанный рост личностью больше механизм смогу психологической ответ защиты себя в форме работе полного эмоций или очень частичного работе исключения между эмоций этого в ответ работе на психотравмирующие такие воздействия [43].

И хотя термин «выгорание» не употреблялся, однако его сущность была определена довольно четко. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что единой точки зрения на обозначение, сущность и содержание данного явления в настоящее время не существует.

Библиотечная профессия относится к таким видам деятельности, в которых человек начинает со временем испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности, прежде всего из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми. В библиотековедении термин «выгорание» применяется чаще всего как синоним психической перегрузки, сопровождающей профессиональную деятельность по обслуживанию читателей, при этом особое внимание уделяется организационным факторам. [50]

Некоторые исследователи указывают, что недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с психофизическими свойствами специалистов. Эти специалисты должны обладать развитыми психофизическими качествами: быстротой реакции, координацией движений, статической выносливостью, силой, равновесием, подвижностью и устойчивостью нервных процессов, способностью к активной саморегуляции психического состояния, хорошим состоянием функциональных систем (сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной), опорно — двигательного аппарата. [12].

Таким образом, анализ литературы дает возможность сделать вывод: «синдром эмоционального выгорания» – это очень сложный процесс, при котором происходит истощение в эмоциональной, умственной и физической сфере человека, по причине длительного эмоционального напряжения.

1.2. Классификация инноваций в библиотечном деле

Важнейшей задачей инновационной политики любого предприятия или организации является выбор объектов изменений, позволяющий установить виды будущих, реальных изменений

Основными характеристиками библиотечных инноваций следует считать объект изменений и уровень новизны:

Е.Ю. Качанова в своей научной работе даёт подробную характеристику и классификацию библиотечных инноваций.

К главным библиотечным инновациям по мнению Качановой Е.Ю. относятся: технологические и управленческие (организационные и социальные) Продуктные и управленческие инновации подчеркивают уникальность деятельности библиотеки. Технологические нацелены на сглаживание различий и расширение возможностей библиотек по использованию совокупных информационных ресурсов. Они являются связующим звеном изменений, обусловливают необходимость создания новых услуг/продукции, применения новых методов управления персоналом и библиотекой в целом. По уровню новизны инновации подразделяются на базисные (радикальные) и улучшающие (модифицирующие).

Базисные инновации предусматривают технологическую модернизацию библиотеки на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования [20,22-23].

По мнению, Е.Ю.Качановой именно организационные инновации наиболее актуальны для современных библиотек. Самыми заметными, «видимыми» инновациями в библиотеках являются организационные инновации. В библиотеках открываются новые отделы; в информационно-библиографическом обслуживании используются новые формы. Чуприна Н.Т в своей диссертации предлагает следующий вариант классификации библиотечных инноваций:

  1. Организационные (направлены на установление внешних коммуникаций библиотеки, адаптацию во внешней среде, формирование региональной библиотечной политики, изменение структуры библиотеки);
  2. Продуктные (ориентированы на расширение ассортимента услуг, появление принципиально новых услуг, продвижение их в сообщество);
  3. Методико-технологические (связанные с разработкой и использованием новых методик внутренней работы библиотеки, библиотечных услуг, техник и технологий);
  4. Управленческие (направлены на непрерывное профессиональное развитие сотрудников библиотеки и реализацию творческого потенциала каждого).

А особенностями библиотечных инноваций, которые подчёркивают их, но и в тоже время является проблемой, на наш взгляд составляет оценка эффективности инноваций, так называемые критерии развивающейся библиотеки.

В соответствии с теорией П.С. Карташова такими критериями могут выступать следующие:

— актуальность нововведения;

— его соответствие общей идее развития данной библиотеки;

— результативность нововведений;

— творческая новизна;

— уровень методической разработки идеи;

— возможности потенциальных участников освоения новшества;

— финансовые затраты

Инновация предполагает внесение изменений в любой элемент библиотечной системы, в качестве объекта развития могут выступать объекты внутри библиотеки и социально значимые результаты ее деятельности. Другой учёный — исследователь проблемы Е.Ю. Качанова выявила и упорядочила индикаторы изменений под влиянием инновации по такому аспекту их характеристики, как объект изменений [25].

В качестве таких объектов исследователь рассматривает следующие:

— услуги, продукция библиотеки;

— средства библиотечного производства;

— технологические процессы; организационное развитие библиотеки;

— социальная база инновационных процессов.

Применительно к каждому из вышеперечисленных объектов инноваций Е.Ю. Качанова в качестве признаков этих изменений определяет так называемые индикаторы. Это может быть:

1) увеличение ресурсной базы библиотеки, изменения в структуре этой базы;

2) внедрение средств автоматизации;

3)Школой инноваций в технологических процессах определяются новые технологические приемы и методы в обслуживании, обеспечении комфортности и доступности услуг и продукции;

4) новые приемы и методы организации информационной среды;

5) внедрение приемов обеспечения рентабельности и эффективности основных технологических процессов. Организационное развитие библиотеки, по мнению автора, определяется такими индикаторами изменений, как:

1) структурные изменения библиотеки;

2)изменения в практике планирования работы библиотеки;

3) изменения в методике изучения и оценки рынка;

4)изменения общественных коммуникаций библиотеки и библиотечных ценностей.[59].

Таким образом, характер библиотечных инноваций определяется общими закономерностями и принципами инновационной деятельности в производственной сфере. Объектом библиотечных инноваций являются:

—  библиотечные услуги и продукция;

— Новые библиотечные технологии;

— организационное развитие библиотеки;

— социальная база изменений.

Социальный характер библиотечных инноваций обусловливает критерии оценки их эффективности — в основном они дают не экономический, а социальный эффект.

 

1.3. Особенности инновационной деятельности сотрудников библиотек педагогических вузов.

Образовательная концепция высшего профессионального образования в условиях информатизации и цифровизации влияет на изменения в содержании деятельности библиотек педагогических вузов. Сейчас перед библиотеками стоит задача их изменений из инертных, бездеятельных «хранилищ фондов» в информационно-образовательные центры с внедрением инновационных информационно-поисковых и образовательных технологий. В постоянном процессе инновационного развития и эксперимента находится Научная библиотека Тувинского Государственного университета.

Сегодня она представляет собой скоординированные точки доступа из 5 абонементов,8 читальных залов, научного читального зала основными функциями которых являются обеспечение учебно-воспитательного процесса и научной деятельности ТувГУ. Ежедневно в работу сотрудника библиотеки входит обеспечение процессов, связанных со сбором, обработкой, хранением документов, а также с их распространением среди пользователей.

Библиотека университета ведёт штрихкодирования фонда и внедрение автоматизированной посещений и книговыдачи. Это, усовершенствовало абонементное обслуживание пользователей: учет пользователей и их формуляров, запись в формуляр пользователя выданной литературы, контроль срока возврата книг. Университет постоянно развивается: открываются новые факультеты, специальности. Поэтому библиотека старается быть динамическим учебно-вспомогательным подразделением, чувствительным ко всем изменениям и новшествам.

Сегодня острым является вопрос не количественного увеличения фонда, а улучшения его качественного состава с необходимой литературой для обеспечения учебно-воспитательной функции и научной миссии ТувГУ.  Научная библиотека ТувГУ обладает уникальным фондом печатных и электронных изданий. Всего общий фонд составляет 443 617 экз., в том числе: учебных изданий –186 243 экз., учебно-методических –30 660экз., научной литературы –193 193экз., художественной – 33 429экз., на иностранном языке – 92экз [61].

В библиотечный фонд НБ за 2019г. всего поступило 4 269 экз. книг, что на 13 % меньше, чем в 2018 г. Большое место в формировании фонда занимают электронно-библиотечные системы, на приобретение которых было увеличено финансирование.   Пользователям библиотеки предоставлен доступ к 9 ЭБС: «Университетская библиотека онлайн», Elibrary.ru, IPR-books, «Консультант Студента», «Юрайт», НЭБ, также подключен электронный читальный зал Президентской библиотеки, имеется доступ к ЭБС «Лань.

Профессиональная деятельность библиотекарей библиотек вузов многоаспектна. Она включает организаторскую, педагогическую, психологическую работу с пользователями библиотеки, иметь творческий подход в своей деятельности.

Впервые 27 мая в честь Общероссийского дня библиотек библиотеке для студентов ТувГУ в этот день был организован «Библиотечный диктант», где студенты могли показать свои теоретические и практические знания по поиску информации. во время проведения Всероссийской акции «Библионочь-2019», 19 апреля, звучали необычные стихи, мероприятие объединило всех любителей книг и чтения. Таким образом, все вышеперечисленные возможности информационно-образовательной среды научной библиотеки могут быть эффективно использованы для повышения уровня профессионального развития будущих специалистов разных профилей.

Коллектив вузовских, а также как и других библиотек чаще всего состоит из женщин, например, коллектив Научной библиотеки на 100% состоит их женщин, в возрасте от 25-70 лет. С высшим и средне-специальным образованием. В коллективах, где преимущественно библиотекари женщины ярко проявляется особенность женской психологии: женщина ценит устойчивость, равновесие своего положения. Поэтому любые перемены в профессиональной деятельности изначально могут восприниматься женским коллективом отрицательно. Поэтому в работе используются инновационные подходы и к решению проблем повышения профессиональной компетентности библиотечных специалистов.

Особое место в системе обучения библиотекарей занимает овладение современными информационными технологиями. Положительно зарекомендовали себя как формы профессионального общения ежегодные научно-практические конференции, которые организуются на базе библиотеки. Библиотека каждый год принимает участие в конференциях, семинарах и круглых столах и др. мероприятиях.

Для преподавателей и сотрудников, аспирантов и магистрантов проводились семинары и вебинары по использованию информационных ресурсов, по составлению библиографических списков литературы, проводились тематические обзоры и обзоры новых поступлений.  Информационные технологии позволяют экономить время и, не выходя из дома, получать профессиональную информацию.

Сайты научных вузовских библиотек можно использовать для получения информации. В 2019 г. сайт библиотеки был обновлён добавлены новые интересные рубрики, версия сайта для слабовидящих пользователей, интерфейс сайта стал более удобным в использовании. На сайте доступны виртуальные выставки различной тематики, размещена информация о новых поступлениях. В разделе удаленные сетевые ресурсы размещена информация о доступе к лицензионным и открытым ресурсам. Библиотека ведет свои страницы ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Инстаргаме и на YouTube.

Информационная активность пользователей характеризуется систематичностью обращения к новой информации. обращений к веб-сайту Научной библиотеки составило 39 109 (на 1.12.2019). Вся профессиональная деятельность библиотекаря вузовской библиотеки тесно взаимодействует с педагогическими функциями вузовской библиотеки. Библиотекари Научной библиотеки преподают студентам курс «Основы информационной культуры студента»

Таким образом, Библиотечно-информационная деятельность предъявляет разные требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, также требования и личностного характера к сотруднику библиотеки. систематическое внедрение и постоянное совершенствование форм и  методов воздействия информационно-образовательной среды научной библиотеки создаст все необходимые предпосылки для эффективного процесса профессионального развития будущих специалистов и их личностного роста .

Вывод по I главе

Таким образом, на основе изучения работ рассмотрены сущность понятий инновационной деятельности, новшества, инноваций, информационной потребности, профессионального выгорания. Инновационная деятельность — это изменение с целью внедрения и использования новых видов товаров, средств, рынков и форм организации в промышленности деятельности библиотек «нововведение», мы понимаем, как промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не понятен конечный результат изменений, не проанализирован с точки зрения целесообразности   дальнейшего использования, для совершенствования деятельности библиотек, главная роль отводится нововведениям.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что инновация – это внедренное новшество. Основными параметрами инновации являются: новизна, повышение качества библиотечных услуг, внедренное новшество, временной и тесно связанный с ним пространственный параметры. Длительность инновации определяется временем, за которое инновационная идея реализуется в готовый объект, т. е. внедряется, но длительность перенесенной инновации возрастает, что связано со временем овладения инновационной идеей субъектами в новом месте, социально-экономическими условиями ее реализации.

Деятельность современных библиотек направлена на популяризацию чтения, удовлетворение информационных потребностей читателей, просветительской деятельности. Каждый читатель будь то это студент, или учащийся школы, имеет свои четко выраженные информационные потребности. В толковом словаре русского языка, потребность объясняется как надобность, нужда в чём – ни будь, требующая удовлетворения. [1,572]

Инновационная деятельность библиотекарей позволит эффективнее изучить информационных потребностей различных групп читателей, что в конечном итоге позволит определить профиль комплектования фонда библиотеки, а также   полнее удовлетворить запросы читателей, качественнее обслужить пользователей библиотеки. Внедрение инновации в библиотековедении требует высокопрофессиональных специалистов, способных качественно удовлетворять возросшие информационные потребности пользователей. В этих условиях многократно увеличивается нагрузка на личность работника библиотеки, повышение психоэмоционального напряжения, что   может способствовать эмоциональному выгоранию специалистов библиотек. Синдром эмоционального выгорания ввёл в психологию американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году. К. Маслач одна из ведущих специалистов по СЭВ считает, что эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсо­нализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимаю­щихся разными видами помогающих профессий [3].

Иными словами, психологическое «выгорание» выступает как сложное психологическое явление, как процесс, состояние, механизм формирования защитных реакций, как результат изменений в поведении и деятельности личности профессионала.       В библиотековедении термин «выгорание» применяется чаще всего как синоним психической перегрузки, сопровождающей профессиональную деятельность по обслуживанию читателей, при этом особое внимание уделяется организационным факторам. [50]

Библиотечная профессия рассматривалась многими учёными-библиотековедами В. Давидович [20], Ю.Н. Столяров [50], A.C. Чачко [59].

Интересные точки зрения на характер труда библиотекаря и требования к нему содержатся в трудах H.A. Рубакина Л.Б. Хавкиной К.И. Рубинского, В.В. Стасова и других крупных теоретиков, и практиков библиотечного дела. Важное значение для уточнения социально-профессионального портрета библиотекаря имели многочисленные исследования профессионального чтения и информационных потребностей библиотечно-информационных специалистов. Их результаты получили отражение в научных работах и публикациях М.Д. Афанасьева, В.А. Ермаковой, О.М. Масловой.

Таким образом, современное состояние профессии специалист по информационным ресурсам и ее дальнейшей перспективы развития в XXI веке продолжают оставаться одним из направлений научных интересов.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф