Меню Услуги

Уровень и качество жизни населения как индикатор социальной безопасности региона (Нижегородская область). Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.3. Уровень и качество жизни населения как фактор обеспечения социальной безопасности территориальных образований

Качество жизни – это сложная социально-экономическая категория. Изучение качества жизни населения в условиях развития рыночной экономики остается одной из актуальных задач экономического анализа. О качестве жизни населения можно судить, всесторонне оценив уровень жизни, материальное положение населения, а также социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый промежуток времени. Рынок сам по себе не способен вывести экономику из кризиса. Для этого необходимо на базе глубокого анализа реальной экономической ситуации заложить основы подъема производства и качества жизни населения.

Реализация целей и задач, обеспечивающих повышение качества жизни населения и сформулированных в основных законодательных актах РФ, по нашему убеждению, наиболее эффективно может осуществляться в рамках региональных программ качества (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Вместе с тем понятие качество жизни имеет длительную историю, и на протяжении многих десятилетий волнует и занимает умы прогрессивного человечества: философов, экономистов, социологов, политологов, биологов, экологов и др. Принципы получения высокого качества человечеству известны также очень давно. Стремление к совершенству, к совершенству близлежащего мира – это не всегда отчетливо понимаемые, но всегда реально существующие потребности, которые сопровождают человека в течение всей его жизни.

Степень удовлетворения этих потребностей не может быть ни нулевой, ни стопроцентной. В связи с этим можно утверждать, что качество необходимо человеку постоянно. Именно качество – не всегда осознаваемая, часто неверно понимаемая, но всегда объективно главная, единственная цель человека.

Социальная безопасность региона является одной из актуальных проблем развития современного общества, так как от ее состояния зависит целостность и устойчивость функционирования и развития социума в целом, обеспечение защиты жизненно важных интересов его членов. Это качество социальных отношений, характеризующееся предоставлением любому члену общества возможности реализовать свой внутренний потенциал, находясь вне угрозы экономической, социальной и физической деградации, даже при снижении уровня и качества жизни.

С позиций системного подхода к социальной безопасности предъявляются определенные требования. Социальная безопасность должна быть активной, комплексной, непрерывной, универсальной, целенаправленной, конкретной и надежной.

Современная наука располагает необходимым методологическим аппаратом и информационными технологиями для регулярного отслеживания состояния социальной безопасности как в отдельных регионах, так и в обществе в целом. Объективная оценка социальной безопасности региона имеет большое значение и напрямую зависит от качества и точности данной оценки.

Каждое социальное явление с целью его изучения и измерения предполагает наличие определенных критериев. Выделить критерии социальной безопасности достаточно сложно с учетом многоаспектности и многогранности этого явления. Так как в науке еще не разработана единая критериальная основа для изучения социальной безопасности, тем более что большинство ученых занимаются исследованием какого-либо отдельного вида безопасности.

Специфика подхода к оценке социальной безопасности региона заключается в том, что социальную безопасность предлагается рассматривать не только как собирательную характеристику, но и акцентуироваться при определении данного понятия исходя из общественной направленности его реализации, реализации в интересах общества и отдельных индивидов. Таким образом, включается управленческий аспект, в наиболее формализованном виде выражающийся в социально-экономическом развитии региона через развитие необходимых индикаторов социальной безопасности.

Выбор системы индикаторов социальной безопасности региона производится на основе выявления наиболее значимых сторон деятельности региона с учетом требований их согласованности друг с другом, периода оценки и достоверного измерения значений показателей. Однако одновременно удовлетворить всем требованиям не всегда удается и приходится идти на определенный компромисс.

Принципиально важно исходить из того, что оценка социальной безопасности региона должна осуществляться на основе использования различных наборов показателей, имеющих количественное (абсолютное или относительное) выражение, и экспертную оценку.

Анализ научной литературы показал отсутствие среди исследователей единого мнения по выбору факторов и показателей, влияющих на социальную безопасность региона. Такой список показателей не может быть строгим, он должен изменяться под воздействием современных реалий социального и экономического развития общества.

Поэтому необходимо определить базовые показатели, характеризующие уровень развития социальной безопасности любого региона, а их комплексная оценка позволит говорить об уровне социальной безопасности региона. Только в этом случае анализ социальной безопасности региона будет отражать количественные и качественные изменения в социальной сфере. Сложность разработки подобной методики связана с набором и учетом множества разнонаправленных социальных показателей.

В основе объективной оценки социальной безопасности региона можно использовать процедуры индикативного анализа. Индикативный анализ позволяет не только оценить уровень социальной безопасности отдельного региона, но сравнивать его с другими регионами, а также отслеживать его изменение под воздействием отдельных угроз.

В соответствии с индикативным методом анализа сущность оценки социальной безопасности реализуется в системе индикативных показателей. Индикативный показатель (индикатор) социальной безопасности – это показатель состояния социально-экономической среды региона, значение которого отражает степень воздействия определенной угрозы на социальную безопасность региона.

Популярная методика расчета уровня социальной безопасности региона включает 23 индикатора, разбитых на 6 блоков: демография, рынок труда, благосостояние и социальная защита, правопорядок, здравоохранение, образование и духовно-культурное развитие. Выбор индикаторов и блоков проводился на основе обобщения существующих научных взглядов на понимание социальной безопасности региона.

В данной методике, основными внутригосударственными социально-экономическими факторами, влияющими на социальную безопасность населения, являются:

1) благосостояние, уровень жизни населения;

2) демографическое развитие;

3) рынок труда, занятость;

4) образовательный и научный потенциал;

5) уровень медицины, показатели здоровья населения.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

С учетом этого предлагаемый инструментарий оценки социальной безопасности базируется на структурной модели, интегрирующей комплекс сфер: демография, рынок труда, благосостояние и социальная защита, правопорядок, здравоохранение, образование и духовно-культурное развитие. В таблице 1 в приложении представлена сравнительная оценка регионов России по блокам социальной безопасности.

При рассмотрении пороговых значений индикаторов уровня жизни населения применяются следующие наиболее важные показатели: — доля людей имеющих доходы ниже прожиточного минимума; — разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения; — продолжительность жизни; — уровень смертности; — уровень занятости; — уровень безработицы. Исследования на мировом уровне доказывает, что возникновение угроз в социальной сфере будет минимальным, когда население имеющее доходы ниже прожиточного минимума составят 7-10%, а разница между богатыми и бедными будет 8%.

Наименьшая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума отмечается в следующих регионах: Белгородской области, Республике Татарстан, Ямало-Ненецком автономном округе – 6,5 %; Республике Дагестан – 7,1 %; Московской области – 7,2 %. В этих регионах обеспечивается высокий уровень материального обеспечения населения. Наибольшая доля бедного населения в Республике Калмыкия – 30,8 %; Республике Тыва – 28,1 %; Чеченской Республике – 21,8 %; Алтайском крае – 20,5 %; Республике Марий Эл – 20 %. Это регионы с наименьшим материальным обеспечением и большой долей бедного населения.

Количественная оценка отношения среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, произведенная на основе статистических показателей, позволила выявить следующую картину. В целом по субъектам Российской Федерации наблюдается тенденция в сторону уменьшения доли населения с среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. По субъектам Российской Федерации в 2016 году наименьшая доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума отмечается в городе Москве, Тюменской области – 5 раз; Ямало-Ненецком автономном округе – 4,8 раз; Республике Татарстан – 4,3 раза; городе Санкт-Петербурге – 4,2 раза. Наибольшая доля бедного населения в Республиках Калмыкия, Тыва – 1,8 раз; Республике Алтай и Алтайском крае, Еврейском автономном округе – 2,2 раза.

Количественная оценка отношения среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму позволила выявить следующую картину. В целом по Российской Федерации средний размер пенсий с 2010 по 2016 гг. рос быстрее, чем размер прожиточного минимума. По Российской Федерации в 2016 году наибольшее значение демонстрируют такие регионы, как Тюменская область – значение 1,8 раз; Белгородская, Орловская и Тамбовская области – 1,7 раз; Брянская, Калужская, Кемеровская области, Республика Татарстан и город Санкт-Петербург – 1,6. Наименьшее значение в городе Москве – 1,0; Камчатском, Хабаровском краях, Амурской области и Еврейском автономном округе, Чеченской республике – 1,1; Смоленской области, Забайкальском крае – 1,2.

Жилищная обеспеченность – это один из основных показателей благосостояния населения. В целом по субъектам Российской Федерации наблюдается тенденция повышения общей площади жилых помещений на одного жителя. Наибольшие значения по данному показателю демонстрируют Московская область – 29,8 кв.м, Чукотский автономный округ – 29,7 кв.м, Магаданская область – 29 кв.м, Новгородская область – 28,7 кв.м, Тверская область – 28,6 кв.м, Псковская область – 28,5 кв.м, Курская область – 27,4 кв.м и другие регионы.

Наименьшее значение по данному показателю в Республике Тыва – 13,2 кв.м, Республике Ингушетия – 13,3 кв.м, Чеченской Республике – 16,1 кв.м, Республике Дагестан – 16,9 кв.м, Республика Алтай – 18,9 кв.м, Ямало-Ненецком автономном округе – 19 кв.м, Ханты-Мансийском автономном округе – 19,2 кв.м, г. Москве – 19,9 кв.м, Забайкальском крае – 20 кв.м. Данные показатели ниже общероссийских значений.

Таким образом, социальная безопасность – это такое состояние общества, в том числе всех его основных сфер производства, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ, а также осуществляется защита общества в целом и каждого гражданина в отдельности от внутренних и внешних угроз, гарантируется минимальный риск для жизни и развития личности. Социальная безопасность обеспечивает устойчивость и эффективность функционирования и развития всего социума, своевременно, адекватно реагирующего на негативные внешние и внутренние воздействия. Социальная безопасность направлена на сохранение целостности социума и его сущностных качеств, а также учитывает согласованное развитие природы, общества и техногенной сферы, их взаимовлияние.

 

ГЛАВА II. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Социально-экономическая характеристика Нижегородской области РФ

Нижегородская область – один из наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации. На его долю приходится около 1,7 % совокупного валового регионального продукта России.

Область территориально граничит с Рязанской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской областями, Марийской, Мордовской и Чувашской республиками. Она находится на слиянии двух крупнейших рек – Волги и Оки – и на пересечении международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», что определяет развитую транспортную систему:

1) международный аэропорт, который функционирует по 11 внутренним линиям и 3 международным;

2) автомобильные дороги, плотность которых превышает среднероссийский показатель почти в 5 раз; действующее шоссе Москва – Нижний Новгород;

3) железнодорожный транспорт: плотность железнодорожных путей превышает среднероссийский показатель в 3 раза. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода можно преодолеть за четыре часа на скоростном поезде;

4) речной транспорт: суда «река-море», порты, имеющие выходы во все моря, омывающие европейскую часть страны.

В области имеются 28 городов, среди них закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), и 55 поселков городского типа.

Население области на 1 января 2017 года составляет 3260,3 тыс. человек. По численности населения область занимает 3-е место в Приволжском федеральном округе и 11-е место по России. Плотность населения – 42,6 человека на кв. км (55-е место в России). Область относится к числу регионов с пониженным уровнем урбанизации — 70,6 процента при среднем по Российской Федерации — 73,9 процента (40-е место в России). Плотность сельского населения увеличивается вблизи городов и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех крупных сельских поселений области. Средний возраст работающих — 40 лет, практически каждый второй из них имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Население области представлено более чем 100 национальностями: русские — 93,08 процента, татары – 2,9 процента, мордва — 3,1 процента, другие национальности – 0,9 процента.

Социальная сфера области представлена государственными и муниципальными учреждениями образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обслуживания:

1) сеть дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ) в области составляет 254 единицы. Численность детей в ДОУ составляет 33,4 тыс. человек. Численность детей не обеспеченных местами на 01.01.2017 — 817 человек. Общее число общеобразовательных школ всех типов и видов в области составляет 225 единиц с численностью учащихся более 57 тыс. человек. Следует отметить, что часть зданий и сооружений учебных заведений нуждается в капитальном ремонте. Не все школы обеспечены водоснабжением и водоотведением, центральным отоплением.

2) Высшее, начальное и среднее профессиональное образование представлены: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (10,4 тыс. учащихся) и 10 филиалами негосударственных ВУЗов и ВУЗов субъектов Российской Федерации (8,4 тыс. учащихся), 13 учреждениями среднего профессионального образования (8,5 тыс. учащихся), 11 учреждениями начального профессионального образования (3,9 тыс. учащихся). Всего в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории области, обучается более 31,4 тыс. учащихся.

3) Медицинское обслуживание Нижегородской области представлено следующими учреждениями. Амбулаторно-поликлиническая помощь предоставляется в 60 амбулаторно — поликлинических учреждениях, в том числе 33 центрами общей врачебной (семейной) практики, 11 специализированными диспансерами, 5 стоматологическими поликлиниками. Доврачебная медицинская помощь организована в 233 фельдшерско — акушерских пунктах, 50 фельдшерских пунктах и 15 здравпунктах. Стационарную, в том числе специализированную медицинскую помощь населению оказывают 40 больничных учреждений. Высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется в 2 медицинских организациях государственной системы здравоохранения. На территории области функционирует 2 станции и 4 отделения переливания крови, 3 станции и 29 отделений скорой медицинской помощи, 6 санаториев, из которых 2 предназначены для взрослых, 3 — для детей, 1 — для детей с родителями, 1 специализированный дом ребенка, 7 прочих учреждений. По учреждениям здравоохранения процент обеспеченности по большинству показателей близок к нормативному, однако отмечается, что удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания находится на невысоком уровне по причине низкого развития материально-технической базы и информатизации учреждений здравоохранения, а также дефицита кадров отдельных специальностей.

На социально-экономическое развитие региона влияют экономические, социальные и политические факторы. В настоящее время деятельность Правительства области строится на основе «Стратегии развития региона до 2020 года». Для достижения главной стратегической цели Правительства области – высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни – в экономике был взят курс на диверсификацию ее структуры в пользу высокотехнологичных секторов, проведение модернизации на основе развития научно-технического и инновационного потенциала региона, улучшения инвестиционного климата; в социальной сфере – на развитие человеческого капитала через создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области; в сфере управления – на повышение эффективности исполнительной власти.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Нижегородская область – это мощный научно-промышленный комплекс со специализацией на обрабатывающие производства. По итогам 2016 года в Нижегородской области объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах составил более 1 трлн. рублей. По данному показателю регион занял 2-е место в Приволжском федеральном округе и 7-е место в целом по Российской Федерации. Такое высокое место в ПФО связано со значительным объемом отгрузки продукции в металлургии и в производстве транспортных средств.

Регион является лидером по производству автобусов, на его территории сосредоточено 47,3 % российского производства грузовых автомобилей и 20,1 % стальных труб. На территории Нижегородской области функционируют такие крупнейшие предприятия, как: ООО Автозавод «ГАЗ» и ОАО «ГАЗ», выпускающие грузовые, легковые автомобили и автобусы; ОАО «Выксунский металлургический завод», производящий сталь и стальные трубы; ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» выпускающий бортовые системы для летательных аппаратов; два завода, на базе которых производится авиационная техника военного и гражданского назначения – ОАО «НАЗ «Сокол»» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»; ОАО «Завод «Красное Сормово», занимающийся производством сухогрузных теплоходов, танкеров. К числу производителей специализированных пассажирских транспортных средств, действующих на территории Нижегородской области, относят ООО «Павловский автобусный завод» и ОАО «Павловский автобус» и другие.

В Нижегородской области действует развитая инфраструктура инновационной деятельности:

— 2 территориальных инновационных кластера (Саровский инновационный кластер и индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии);

— 2 технопарка в сфере высоких технологий (Нижегородский технопарк информационных технологий в поселке Анкудиновка и технико- внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Дивеевского района);

— Фонд посевных инвестиций;

— Нижегородский инновационный бизнес- инкубатор (ГУ «НИБИ») и др.

Нижегородская область занимает второе место по развитию малого бизнеса среди субъектов РФ (по данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам 2016 года). Этому способствовала Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011–2015 годы. В 2015 году исполнилось 5 лет с начала реализации в Нижегородской области федеральной программы «Ты – предприниматель», которая ориентирована на стимулирование деловой активности молодѐжи. В программе приняли участие 15 тыс. чел., с еѐ помощью только в 2015 году открылись 107 новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особое внимание Правительство области уделяет развитию сельского хозяйства как залога продовольственной безопасности региона, а значит – благополучия его жителей. Деятельность агропромышленного комплекса определяется государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы и государственной программой развития АПК Нижегородской области. Увеличение объѐмов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса региона является одним из приоритетных задач в работе министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. С целью уменьшения зависимости продовольственного рынка от поставок импортной продукции и повышения самообеспеченности региона основными продовольственными товарами в Нижегородской области реализуется 9 экономически значимых программ:

  1. Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014–2017 годы.
  2. Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014–2016 годы.
  3. Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014–2016 годы.
  4. Развитие мясного скотоводства в Нижегородской области на 2015–2017 годы.
  5. Развитие семеноводства сельскохозяйстенных культур Нижегородской области на 2015– 2020 годы.
  6. Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015–2017 годы.
  7. Развитие овощеводства защищенного грунта в Нижегородской области на 2015–2017 годы.
  8. Развитие льняного комплекса Нижегородской области на 2015–2020 годы.
  9. Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Нижегородской области на 2015–2017 годы.

Реализация программ поддержки сельского хозяйства оказывает влияние на основные показатели эффективности сельскохозяйственного производства. Так, объѐм производства продукции сельского хозяйства в 2016году сложился на уровне 73,5 млрд. рублей. За 2016 год в нижегородских хозяйствах всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей произведено 134,3 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), 619,8 тыс. тонн молока, 1329,5 млн. шт. яиц птицы, валовой сбор зерна составил 1150,1 тыс. тонн (в весе после доработки). По ряду видов производств сельскохозяйственной продукции Нижегородская область в настоящее время уже достигла значений самообеспечения. Регион полностью обеспечивает себя зерном и зернобобовыми культурами (на 103,9 %), картофелем (на 112,9 %), яйцами и яйцепродуктами (на 139,2 %).

В настоящее время Нижегородская область находится на 57-м месте по природно-ресурсному потенциалу, заняла 4 место в РФ по инновационному потенциалу, по потребительскому потенциалу – 9 место, по трудовому, производственному, финансовому, институциональному – 10 место, по туристическому –12.

Таким образом, Нижегородская область в структуре субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций, интенсивно развивается и улучшает свои социально-экономические показатели.

2.2. Динамика показателей уровня жизни Нижегородской области

Общая характеристика уровня жизни населения Нижегородской области в 2014-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Показатели уровня жизни населения области в 2014-2016 гг.

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год
1. Среднедушевые доходы в месяц, руб. 27929,8 30837,1 30340
темп роста (%) 114,0 110,4 98,4
2. Реальные располагаемые денежные доходы,
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
105,2 96,2 92,5
3. Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций, руб. 25497,1 26480,7 28171,9
темп роста (%) 108,2 103,9 107,0
4. Реальная заработная плата по полному кругу организаций
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
99,8 90,0 101,0
5. Средний размер начисленной пенсии (по состоянию на 01.12), руб. 10675,4 11873,4 12222,6
темп роста (%) 108,4 111,2 102,9
6. Сводный индекс цен
(в % к предыдущему году)
108,5 115,5 105,9
7. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума      
% 8,5 9,6 9,8
тыс. чел 279,40 314,2 319,8

 

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Реальные располагаемые денежные доходы – это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

При этом реальные располагаемые денежные доходы населения, т.е. доходы за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен, составили 92,5%, что практически на среднероссийском уровне (по России – 96,0%).

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2016 год составила 8822 рубля (величина прожиточного минимума определяется и устанавливается Правительством Нижегородской области ежеквартально, за год — оценка на основании данных за I-IV кварталы соответствующего года). При этом уровень среднедушевых доходов по области в 3,5 раза выше прожиточного минимума. За чертой бедности, т.е. с доходами ниже прожиточного минимума, оценочно, по итогам 2016 года, находилось 9,8 % населения области, против 9,6% в 2015 году (в течение последних пяти лет наибольшее значение данного показателя отмечалось в 2011 году – 12,5%).

Динамика прожиточного минимума в Нижегородской области за 2014-2016 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика прожиточного минимума Нижегородской области в 2014 – 2016 гг., руб.

Показатели Годы
2014 2015 2016
На душу населения 7322 8771 8754
Для трудоспособного населения 7870 9473 9398
Для пенсионеров 6059 7279 7233
Для детей 7336 8976 8987

 

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Прожиточный минимум на душу населения в 2015 году вырос на 1449 рублей по отношению к 2014 году, увеличение составило 20 %. В 2016 году наблюдается небольшая отрицательная динамика показателя прожиточного минимума на душу населения по сравнению с 2015 годом (около 1 %). Причиной этого является уменьшения стоимости продуктов питания на 21 руб., услуг – на 15 руб., непродовольственных товаров – на 15 руб.

Рис. 1. Динамика прожиточного минимума в среднем на душу населения

 

Рис. 2. Динамика прожиточного минимума по категориям населения

 

Основное влияние на уменьшение среднегодовой величины прожиточного минимума в 2016 году оказало снижение стоимости картофеля и овощей в потребительской корзине.

В таблице 3 приведены показатели прожиточного минимума за 4 квартал 2016 года.

По сравнению с третьим кварталом 2016 года в среднем на душу населения прожиточный минимум снизился на 90 руб. или на 1%, в том числе: для трудоспособного населения – на 108 руб., для пенсионеров – на 57 руб., для детей – на 79 руб.

Рассмотрим изменение индекса потребительских цен. На рисунке 1 представлена потребительская инфляция в Нижегородской области
2014 – 2016 гг., выраженная в %, к предыдущему году.

Таблица 3. Прожиточный минимум в IV квартале 2016 года, руб.

  В среднем на душу В том числе по социально-демографическим группам
трудоспособные пенсионеры дети
Величина прожиточного минимума 8639 9282 7158 8802
Стоимость потребительской корзины 8050 8258 7158 8802
в т.ч. продукты питания 4054 4156 3602 4441
непродовольственные товары 2003 2056 1781 2186
услуги 1993 2046 1773 2175
Расходы по обязательным платежам и сборам 589 1024

 

За январь-декабрь потребительская инфляция увеличилась на 5,9% к соответствующему периоду 2015 года (в 2015 г. – на 15,5%). В наибольшей мере замедлился рост цен на продовольственные товары – за январь-декабрь цены выросли на 4,3% (годом ранее – на 18,3%).

Такая динамика в основном обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию вследствие насыщения рынка картофелем и отечественными овощами. Так, по сравнению с январем-декабрем предыдущего года цены на картофель снизились на 37%, на овощи – на 16%.

Рис. 3. Потребительская инфляция в Нижегородской области
2014 – 2016 гг., % к предыдущему году

 

Кроме того в анализируемом периоде отмечено снижение цен на мясо и птицу – на 3,6%, в том числе: куры подешевели на 3,7%, свинина – на 6%.

Продовольственные товары без учета овощей, картофеля и фруктов подорожали на 5,3%. Наиболее значительный рост цен – на 14,8 % – отмечен на кондитерские изделия. Масло и жиры подорожали на 14,3%, чай – на 14,2%, рыбопродукты – на 10,1% (в том числе сельдь соленая – на 25,2%), молоко и молочная продукция – на 7,5%, фрукты и цитрусовые – на 6%.

Рассмотрим распределение населения области по размеру среднедушевого денежного дохода. По данным таблицы 1 по итогам 2016 года 319 тыс. человек или 9,8% от общей численности населения области имели среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума (2015 год –9,6%). Дифференциация населения по уровню доходов в 2016 году сохранилась на уровне предыдущего года и составила 14,6. На рисунке 4 представлено распределение населения Нижегородской области по размеру среднедушевого денежного дохода в 2016 году.

Рис. 4. Распределение населения Нижегородской области
по размеру среднедушевого денежного дохода в 2016 году

 

В среднем за 2016 год показатели по заработной плате демонстрируют улучшение относительно предыдущего года. В номинальном выражении среднемесячная заработная плата составила 28171,9 руб., увеличившись на 7% к уровню 2015 года (год назад – 3,8%). В реальном выражении заработная плата увеличилась на 1% (год назад отмечалось снижение на 10%).

В анализируемом периоде увеличение номинальной начисленной заработной платы отмечено во всех наблюдаемых видах экономической деятельности за исключением строительства, где отмечено снижение на 0,6%.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечены в финансовой деятельности (112,7%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (109,9%). В таблице 4 представлена среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций) в 2016 году, руб.

Таблице 4. Среднемесячная заработная плата в Нижегородской области в 2016 году, руб.

Виды деятельности Средняя заработная плата в месяц, руб.
Финансовая деятельность 52002,7
Операции с недвижимым имуществом 37837,9
Транспорт и связь 33867,8
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 34437,7
Производство и распределение эл/энергии, газа и воды 33812,5
Обрабатывающие производства 31707,3
Образование 24355,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 22693,6
Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг 21553,5
Торговля, ремонт автотранспортных средств 18875,3
С\х, охота и лесное хозяйство 18065,2
Строительство 17655,1
Добыча полезных ископаемых 16086
Гостиницы, рестораны 14588,6

 

Таким образом, подводя итоги данного параграфа следует отметить, что показатели уровня жизни населения Нижегородской области не значительно отличаются от показателей по РФ. Наиболее слабым местом, с точки зрения социальной безопасности, является показатель дифференциации населения по уровню доходов. Хотя значение данного показателя в 2016 году сохранилось на уровне предыдущего года и составило 14,6 , оно значительно выше порогового уровня (8 раз).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3