Меню Услуги

Уровень и качество жизни населения как индикатор социальной безопасности региона (Нижегородская область)

Страницы:   1   2   3

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
  • 1.1. Уровень и качество жизни населения: сущность, основные показатели и критерии оценки
  • 1.2. Социальная безопасность, факторы влияния и место в системе национальной безопасности
  • 1.3. Уровень и качество жизни населения как фактор обеспечения социальной безопасности территориальных образований
  • ГЛАВА II. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 2.1. Социально-экономическая характеристика Нижегородской области РФ
  • 2.2. Динамика показателей уровня жизни Нижегородской области
  • 2.3. Качество жизни населения Нижегородской области
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ И УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 3.1. Основные направления государственного регулирования качества и уровня жизни
  • 3.2. Мероприятия по повышению уровня жизни и улучшению качества жизни населения
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе становления общества рыночных отношений объективно становится необходимым обращение к проблемам социальной безопасности как фактора уровня и качества жизни населения. Это обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, в современных условиях при рассмотрении проблем уровня и качества жизни населения доминирующая роль уже не принадлежит только экономическим факторам. Становится все более очевидным, что экономическое развитие общества само по себе не способно в полной мере решить экологические, культурные и социальные проблемы. Закономерно появляется необходимость разработки новых критериев развития современного общества, связанных в первую очередь с самим человеком, его умением создавать новые знания и обладать информацией, его действиями в инновационной обстановке. Во-вторых, переход к рыночной экономике, развитие различных видов собственности привели к появлению проблем, ставших причиной социальной дестабилизации и неуверенности в завтрашнем дне для значительной части населения страны. В-третьих, становление новой социальной системы сопровождается расслоением общества на бедных и богатых, ростом безработицы. Активизируются факторы социальной дезорганизации: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, что приводит к снижению уровня социальной безопасности и увеличению уровня социальной напряженности.

Поэтому в настоящее время оптимальной является политика обеспечения социальной безопасности, ориентированная на достижение достойного качества жизни, открывающая широкие возможности для сохранения устойчивого существования и функционирования социальных субъектов, удовлетворения и реализации необходимых потребностей и интересов, усиления способности государства к эффективному предотвращению или устранению социальных рисков.

Таким образом, уровень и качество жизни как выражение удовлетворенности населения своей жизнедеятельностью во многом детерминируется состоянием социальной безопасности, условиями, созданными обществом, государством для развития общества, реализации его потребностей.

Исходя из вышесказанного, темой дипломной работы является исследование уровня и качества жизни населения Нижегородской области, применительно к социальной безопасности региона.

Объект исследования – Нижегородская область РФ.

Предмет исследования – уровень и качество жизни населения области.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

— провести теоретическое исследование влияния уровня и качества жизни населения на социальную безопасность региона;

— дать социально-экономическую характеристику Нижегородской области;

— изучить показатели уровня и качества жизни населения области применительно к социальной безопасности;

— выработать рекомендации для повышения уровня жизни и улучшения качества жизни населения Нижегородской области.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




 

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

1.1. Уровень и качество жизни населения: сущность, основные показатели и критерии оценки

Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения. Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода. Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни. В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.). Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни. Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей. Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие. От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной общей производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества», который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30%) находится далеко за чертой бедности. При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся. Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, килокалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Анализ содержания потребительской корзины. Норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчёта. Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары — 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.

Перейдем к изучению понятия – качество жизни населения. Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

Зачастую категорию «качество жизни» ориентируют на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи: с увеличением роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ; возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства; необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.

Ряд исследователей применяют систему индикаторов качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т.д. При этом они указывают на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т.п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного ощущаемого человеком качества жизни.

Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными. Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующее:

  1. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения «утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности.
  2. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения.
  3. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.

Стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально – экономическую ситуацию.

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:

  1. Здоровье: возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла; влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
  2. Индивидуальное развитие путём обучения: усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества; возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения; использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом; сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп.
  3. Занятость и качество трудовой жизни: наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить; характер трудовой деятельности; удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью.
  4. Время и досуг: возможность выбора своего времяпрепровождения.
  5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами: личная возможность приобретения товаров и пользования услугами; количество людей, испытывающих материальные лишения; степень равенства в распределении товаров и услуг; качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах; защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей.
  6. Личная безопасность и правовые органы: насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму; справедливость и гуманность правовых органов; степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
  7. Социальные возможности и социальная активность: степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры.

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:

1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)

2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)

3) Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

1.2. Социальная безопасность, факторы влияния и место в системе национальной безопасности

Анализ многочисленных источников по проблемам социальной безопасности позволяет определить, что в настоящее время сложилось несколько подходов в интерпретации данного понятия. Один из возможных подходов в определении понятия «социальная безопасность» получил распространение за рубежом. Для этого подхода характерно ассоциировать понятие «социальная безопасность» с понятием «социальное обеспечение». Согласно данному подходу, решение проблем обеспечения социальной безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан является основополагающим аспектом обеспечения безопасности в целом.

Для ряда современных российских исследователей характерен подход, рассматривающий социальную безопасность как комплексное понятие, используемое для обозначения безопасности населения страны от целого комплекса разных угроз и опасностей. Среди них – угрозы безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и др. Социальная безопасность определяется как совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений. Социальная безопасность – это, прежде всего, часть более общей категории – национальной безопасности, и что социальная безопасность – это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

В широком смысле понятие «социальная безопасность» определяется как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, которые определяют социальную независимость государства; стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения; способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию; уровень и качество жизни; уровень безработицы; стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному минимуму; безопасность и охрана труда; социальное партнерство; уровень социального обеспечения и социального страхования; степень развития социальной сферы и т.д.

В современных исследованиях выделяют как минимум четыре основных критерия оценки социальной безопасности. Система социальной безопасности того или иного государства оценивается по ее способности: предотвратить возникновение ситуации социального взрыва; предотвратить деградацию социальной структуры; обеспечить устойчивость социальной структуры при вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; поддержать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического.

В узком смысле социальная безопасность связана с обеспечением защиты от угроз жизненно важных интересов человека и общества, прежде всего в социальной сфере. Объектом социальной безопасности в широком значении выступает вся жизнедеятельность общества, классы, социальные группы и общности, а также отношения между ними, в узком смысле – социальная сфера общества. Субъектами обеспечения социальной безопасности являются государственные институты и учреждения, негосударственные и общественные организации и объединения, обязанные и обязующиеся осуществлять защиту жизненно важных интересов объектов. Целью социальной безопасности является обеспечение устойчивого, стабильного и эффективного функционирования и развития личности и общества в условиях меняющейся внутренней и внешней среды.

Среди основных факторов, обеспечивающих социальную безопасность, можно выделить политические, правовые, социальные, экономические, идеологические и другие. Иногда выделяют две группы факторов: внешнестрановые (действующие на страну извне) и внутристрановые (факторы социальной безопасности).

На наш взгляд, основными внутригосударственными социально-экономическими факторами, влияющими на социальную безопасность населения региона, являются:

  • демографическое развитие;
  • благосостояние, уровень и качество жизни населения;
  • рынок труда, занятость населения;
  • образовательный, научный потенциал и духовное развитие;
  • уровень развития медицины, показатели здоровья населения;
  • обеспечение правопорядка.

В условиях социально-экономической неустойчивости общества, низкого показателя уровня жизни населения объективно становится необходимым обращение особого внимания к проблемам обеспечения социальной безопасности. В современных условиях оптимальной является социально-экономическая политика, ориентированная на достижение достойного качества жизни граждан, открывающая широкие возможности для сохранения устойчивого жизнеобеспечения человека, различных социальных групп и общностей, общества в целом и государства с учетом гармонизации их интересов и потребностей, усиления способности государства к эффективному предотвращению или устранению социальных угроз, рисков и опасностей. Социальная безопасность рассматривается как условие развития социальной сферы, при котором обеспечивается ее устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, высокое качество жизни, создание условий для развития личности.

Одним из недостатков существующих концепций социальной безопасности является отсутствие механизмов её достижения и обеспечения. Проблема механизмов предотвращения угроз и обеспечение социальной безопасности сегодня недостаточно разработана в научной литературе. Возникает естественный и закономерный вопрос о том, что может, образно говоря, стать «тем рычагом», который сможет повысить качество жизни и обеспечить социальную безопасность. Очень часто к числу таких механизмов относят совершенствование нормативно-правовой базы, формирование культуры безопасности, экономический рост. Ряд авторов считает, что достижение социальной безопасности возможно только через решение внешнеполитических проблем, проблем окружающей среды. Другие учёные связывают решение проблем обеспечения социальной безопасности с изменением в налоговой политике государства. Современная налоговая политика, которая даёт средства на социальные программы и содержание бюджетной сферы, несовершенна. Её несовершенство заключается в том, что, отвлекая средства, она оказывает тормозящее влияние на развитие экономики. А экономика, по их мнению, – тот рычаг, который позволит повысить качества жизни. Если не удастся изменить механизмы налоговой политики, то выход, как они считают, надо искать в инвестициях и дотациях. Инвестиции и дотации помогут компенсировать отрицательное воздействие налоговой политики. Все названные выше механизмы не затрагивают самого человека и как объекта, и как субъекта социальной безопасности. Нам представляется, что при определении механизмов обеспечения социальной безопасности следует обращаться к самому человеку, создавать условия, способствующие его развитию. Обратимся к характеристике такого пути обеспечения социальной безопасности, как экономический рост. Следует заметить, что экономический рост может стать механизмом обеспечения социальной безопасности только в том случае, если он будет ориентирован на обеспечение достойного качества жизни. Однако такой экономический рост возможен только при наличии высокого образовательного и здравоохранительного уровня населения. Ряд исследователей к числу механизмов обеспечения социальной безопасности относит проведение социологического мониторинга. Данные мониторинга необходимы при разработке программ развития социума, при оценке их реализации. Необходимость использования мониторинга для обеспечения социальной безопасности обусловлена и тем, что даёт возможность охватить всю социальную сферу, оценить результативность социальной политики со стороны её качественных показателей. Кроме того, несомненное преимущество мониторинга заключается в его способности систематически наращивать, интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и создавать на этой основе постоянно обновляющиеся многопредметные информационные банки данных. Но одного мониторинга для обеспечения социальной безопасности недостаточно, нужны и экономические, и социальные, и медицинские механизмы. Мониторинг следует рассматривать как вспомогательный механизм в политике обеспечения социальной безопасности. На наш взгляд, основными механизмами обеспечения социальной безопасности станут образование и здравоохранение. Образование и здравоохранение – это отрасли, развивающие, сохраняющие и поддерживающие человеческий капитал. Значимость этих сфер актуализируется в связи с изменением движущих сил развития общества, с появлением нового типа экономики – «экономики знаний», возрастанием роли интеллекта, знаний, информации. Важнейшей целью развития цивилизации было и остаётся стремление к обеспечению достойного качества жизни. Рассмотрение образования и здравоохранения как механизмов, способных обеспечить достойное качество жизни, а через него и социальную безопасность, связано с тем, что в постиндустриальную эпоху эти сферы призваны сыграть ведущую роль в жизнедеятельности общества. Проблема обеспечения социальной безопасности через достижение достойного качества жизни не получила достаточного освещения в современной литературе. Хотя, как нам представляется, – это единственный путь, следуя которому можно создать условия, необходимые для достижения социальной безопасности. Существуют различные пути достижения высокого качества жизни населения. Это может быть путь количественного и качественного экономического роста, который был проделан развитыми постиндустриальными странами. Такой путь развития предлагается многими учёными и для России. По их мнению, ориентация на экономический рост приведёт к спасению экономического и научно-технического потенциала страны, расширению ресурсного потенциала страны. Но сегодня, когда движущей силой развития общества становится человеческий капитал, достижение высокого качества жизни возможно только через развитие образования, здравоохранения. Поиск путей обеспечения достойного качества жизни должен идти от социальной сферы к сфере экономической. Обеспечение достойного качества жизни может осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, поддержка экономически слабых слоёв населения. Во-вторых, защита населения от различного рода социальных рисков: пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и потере кормильца, поддержание минимального дохода семьи, страхование от безработицы, болезни и т. п. В данном случае задачей становится смягчение ударов социальных рисков. Эти два направления ориентированы на решение текущих задач, на сохранение и поддержание жизненного уровня населения. В-третьих, решение таких социальных проблем, как формирование среднего класса, модернизация образования и здравоохранения, экологические проблемы. Все эти задачи ориентированы на будущее, на повышение уровня и качества жизни как основы социальной безопасности. В-четвёртых, регулирование сверхдоходов отдельных граждан посредством введения прогрессивного налогообложения. В мировой практике состояние социальной безопасности оценивается по шкале, включающей в себя двадцать показателей. В число этих показателей входит соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных; доля населения, живущего на пороге бедности; разница между минимальной и средней заработной платой; уровень безработицы, преступности, потребления наркотиков и алкоголя, коэффициент депопуляции, старения населения, средняя продолжительность жизни. Ряд авторов к числу индикаторов состояния социальной безопасности относят доверие. Доверие возникает на основе экономического благополучия нации, существующих в обществе норм и ценностей. По степени доверия Ф. Фукуяма делит всех на общества «с высоким уровнем доверия» и «общества с низким уровнем доверия». Первую группу стран образуют Япония, США и Германия. Эти страны характеризуются экономическими успехами, причины которых он видит в доверии. Доверие, способствуя экономическому успеху, выступает и индикатором социальной безопасности. Вторая группа стран – это Франция, Италия, страны Восточной Европы и бывшего СССР, которые отличаются низким уровнем экономического развития, а стало быть, и низким уровнем социальной безопасности. Мы понимаем, что такое разделение стран несколько условно и относительно, как условен и относителен сам принцип классификации.

Принято выделять такие характеристики состояния социальной безопасности, как продолжительность и качество жизни. Высокая продолжительность жизни и её качество свидетельствуют о достаточном уровне социальной безопасности. И наоборот. Заслуживают внимания критерии социальной безопасности, выделенные В. Н. Ковалёвым. Он предлагает всё социальное пространство разделить на четыре зоны: зона социального благополучия, зона социального риска, зона социальной угрозы, зона социальной деградации. Каждая из зон измеряется по таким критериям, как: демографическая ситуация и охрана здоровья; трудозанятость, профессия, квалификация; образование и социальная адаптация; уровень и качество жизни; жилищно-бытовая обеспеченность; доступ к информации и ценностям культуры; охрана материнства и детства; социальное обеспечение и обслуживание; охрана окружающей среды; личная безопасность и неприкосновенность. Предложенная методика оценки социальной безопасности интересна. Однако нам представляется важным высказать ряд замечаний. Во-первых, мы не можем согласиться с тем, что в числе критериев не названо качество жизни. Качество жизни – это основа социальной безопасности. Во-вторых, не ясен процесс дальнейшей обработки показателей. В-третьих, непонятно, что лежит в основе оценки – статистические данные или результаты социологических исследований.

Связующим звеном между качеством жизни и социальной безопасностью становится социальная политика. В современной литературе существуют различные концепции социальной политики. Среди этих концепций следует назвать такие, как концепция знания как нового способа достижения достойного качества жизни, концепция среднего класса и «шведская модель». В целом, все эти модели социальной политики ориентированы на развитие человеческого потенциала, творческой инициативы, формирование постматериалистических ценностей, достижение высокого качества жизни. Современные процессы, происходящие в мире, подтвердили жизненность и правильность данных моделей социальной политики. Реализация и результаты, достигнутые государствами, использующими эти модели, ещё раз доказали, что основными механизмами достижения высокого качества жизни и социальной безопасности будет образование и здравоохранение. Повышение качества жизни должно рассматриваться как важнейший приоритет развития современной цивилизации, как общечеловеческая идея, способная повлиять на весь ход развития мира. Приоритетом должны стать каждый конкретный человек и его семья. Ясно, что необходимы целенаправленные действия со стороны государств по повышению уровня благосостояния, поддержки семьи, здоровья населения, уровня его образованности. Качество жизни и социальная безопасность – это два понятия, представляющие разные стороны одного и того же процесса. Поэтому качество жизни нерасторжимо связано с социальной безопасностью. Образование и здравоохранение являются важнейшими факторами, определяющими развитие экономики, поскольку именно от них зависит формирование производительной силы общества – человеческого капитала. Поэтому главным приоритетом в развитии государства и общества должна быть сфера образования и здравоохранения. Выделение здоровья в качестве одного из механизмов обеспечения социальной безопасности обусловлено тем, что в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности человека, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности. Поэтому не только без развитой экономики не может быть качественной современной системы образования и здравоохранения, но и наоборот, без развитой системы образования и здравоохранения не может быть развитой экономики. Средства, вложенные в образование и здравоохранение, являются одновременно и самым эффективным вложением в экономику. Для сегодняшней России наиболее вероятны три пути её развития. Первый путь связан с превращением страны в сырьевую базу, источник дешёвой рабочей силы для развитых стран Запада и Востока. Этот путь развития приведёт к свёртыванию наукоёмких производств, росту национального долга, оттоку капитала и людских ресурсов за рубеж, однобокому развитию топливно-энергетического и сырьевого комплекса. Второй вариант связан с идеологией устойчивого развития, в основе которого лежит формирование потребительского общества и обеспечение высокого уровня доходов. Но при выборе этого пути Россия будет повторять развитие Запада второй половины XX века. И, наконец, третий путь, ориентированный на создание постиндустриального общества. Он предполагает формирование новой системы ценностей, превращение знаний, интеллекта, информации в движущую силу развития общества, в человека как главный стратегический ресурс развития общества. Гуманизация всех сфер общественной жизни, обращение к человеку, повышение его образовательного и здравоохранительного потенциала – всё это позволит обеспечить достойное качество жизни, а на его основе обеспечить состояние социальной безопасности. Только та концепция социальной безопасности, в основу которой будут положены образование, здравоохранение, способна защищать и развивать жизненные силы социальных субъектов, обеспечивать такое качество социальных отношений, при котором все члены общества должны ощущать отсутствие угроз своей жизнедеятельности.


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1   2   3