Заявка на расчет
Меню Услуги

Календарь — портфолио как средство развития исследовательских умений старших дошкольников

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников через использование календаря — портфолио

1.1. Понятие исследовательской деятельности, исследовательских умений с позиции теоретиков

1.2 Возрастные особенности старших дошкольников: показатели исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

1.3 Содержание календаря – портфолио как средства развития исследовательских умений старших дошкольников

Глава 2. Практические аспекты проектирования календаря — портфолио для развития у старших дошкольников исследовательских умений2

2.1 Обоснование выбора диагностического инструментария и проведение диагностики на определение уровня исследовательских умений старших дошкольников

2.2 Разработка содержания страниц календаря — портфолио для развития исследовательских умений старших дошкольников. Пояснительная записка

2.3 Описание результатов частичной апробации применения календаря -портфолио в образовательной деятельности старших дошкольников для развития исследовательских умении; выработка рекомендаций воспитателю по его реализации

Заключение

Список информационных источников

Приложение

 

Введение

 

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию гребенка как личности с его индивидуальными способностями и особенностями развития.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, что выражено в повышенном внимании к исследовательским методам обучения и к проектированию. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В современных технологиях Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова, А.И. Ивановой данная деятельность организуется в старшем дошкольном возрасте в виде экспериментирования или вербального исследования.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров). Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития исследовательской деятельности ребенка и выявление комплекса педагогических условий, которые в наибольшей степени способствовали бы успешному протеканию развития исследовательской деятельности в процессе изучения величины и измерительной деятельности.

Познавательное и исследовательское развитие дошкольников, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Основными формами развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. Необходимо помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом ребенке индивидуальную «изюминку» познания, творчества и развить исследовательские умения через использование технологии «Календаря — портфолио».

Календарь — портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, коммуникативной, является важным элементом практико – ориентированного, деятельного подхода к образованию, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.

Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется не равномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накоплением субъективного опыта.

Календарь – портфолио дошкольника рекомендован к регулярному использованию в качестве накопительно – измерительного инструмента для психолого – педагогического сопровождения детей как в детских образовательных организациях, так и в рамках семейного и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.

Календарь — портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

— создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

— поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

— поощрять его активность и самостоятельность;

— формировать навыки учебной деятельности;

— укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с дошкольным образованием.

Однако возможности исследовательской деятельности не используются в воспитательно — образовательном процессе через использования календаря -портфолио. Поэтому, считаем данную тему актуальной. В связи с этим анализ информационных источников позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания страниц календаря — портфолио в этом направлении.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему: какое содержание страниц календаря — портфолио будет способствовать успешному развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: Календарь — портфолио как средство развития исследовательских умений старших дошкольников.

Объект исследования – процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – календарь – портфолио как средство развития исследовательских умений старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – на основе теоретического анализа и информационных источников спроектировать содержание календаря – портфолио, которое будет способствовать развитию исследовательских умений старших дошкольников и доказать его влияние на развитие индивидуальных особенностей детей.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников;

— рассмотреть методические аспекты использования календаря — портфолио для развития у старших дошкольников исследовательских умений;

— подобрать диагностику и провести исследование на определение уровня развития исследовательских умений старших дошкольников;

— разработать страницы (задания) календаря — портфолио для развития исследовательских умений дошкольников;

— описать результаты использования календаря — портфолио в образовательной деятельности детей;

— представить рекомендации воспитателю по его применению.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: учение о развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков); теории и методика проведения учебных исследований в детском саду (А.И. Савенков).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого – педагогической, научно – методической, справочно – энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития исследовательских умений детей дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование).

База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» — филиал «Уфимский детский сад «Малышок».

В исследовании участвовало 10 детей группы старшего дошкольного возраста, 2 педагога и законные представители детей старшего дошкольного возраста — родители.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и реализации педагогических рекомендаций формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста через использование календаря — портфолио.

 Практическая значимость исследования состоит в том, что педагогические рекомендации и практические аспекты проектирования календаря -портфолио успешно сформируют у старших дошкольников исследовательские умения. Такая значимость актуальна в наше время и должна быть реализована социальным институтом в совокупности «педагог-ребенок-родитель» воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка информационных источников.

Старший дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 5 до 7 лет.

Исследовательские умения — сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений.

Календарь – портфолио — это рабочие листы с заданиями на различные, важные для детей темы.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников через использование календаря — портфолио

 

1.1 Понятие исследовательской деятельности, исследовательских умений с позиции теоретиков

 

Исследовательские умения человека формируются во время исследовательской деятельности. По определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность — это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами, и наличными обстоятельствами, определяющими реальность, и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности»[13].

Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась и изучалась многими исследователями:

«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, созданию атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития»[15].

По мнению, Овида Декроли: «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемой инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей»[15].

Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы[60].

Таким образом, в XIX в. психологической основой активности ребенка признаются его способности, стремления и потребности к деятельности. Общественники — демократы рассматривали активность ребенка в познании окружающего мира как природное свойство, которое определяло социальное и эстетическое проявления. Весьма характерным для психолого-педагогической мысли XIX века было рассмотрение личности в ее взаимосвязи с обществом. Везде на первом плане — личность, ее цели, ее действительность, ее нравственное содержание, детерминированное общественными отношениями.

В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулированы общие положения в системе образования:

— познавательное развитие предполагает формирование познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой Родине и Отечестве, представлений о социо — культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому, развитие познавательных интересов и исследовательских умений дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

По определению А.И. Савенкова «исследовательское обучение» — это подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего»[61]. В педагогике уже накоплен значительный опыт в формировании исследовательских умений у детей. Можно обозначить следующие направления в изучении исследовательских умений детей дошкольного возраста:

— их отождествление с исследовательской активностью ребенка, когда исследовательские умения рассматриваются как показатели развития исследовательской активности, как формы ее внешнего выражения (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракс);

— их выделение в самостоятельный объект изучения исследовательские способности, которые рассматриваются как результат взаимодействия трех относительно автономных составляющих — поисковой активности, дивергентного и конвергентного мышления (А.И.Савенков, А. Деметроу);

— их рассмотрение в рамках изучения проблемы формирования исследовательского поведения дошкольников, когда исследовательские умения определяются как специальные умения, необходимые для организации исследовательского поиска (А.Н. Поддьяков)[53].

П.В. Середенко считает, что «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию» [64].

В научной литературе было множество попыток создать классификацию исследовательских умений. Например, на сегодняшний день существуют классификации умений, выстроенных по функциям деятельности (Н. В. Кузьмина, З.Ф. Есарева, В.А. Николаев и другие), а также по логике процесса деятельности, в том числе и исследовательской (М.В. Владыка, И.Г. Бердников, Н.М. Яковлева и другие). Так, Н.Н. Шушарина и К.П. Кортнева утверждают, что можно развивать такие исследовательские умения, как:

— охватывать всю проблему в целом;

— корректно ставить исследовательскую задачу;

— оценивать методы решения поставленной задачи;

— планировать исследовательскую деятельность;

— искать оптимальное решение поставленной задачи;

— реализовывать выбранную исследовательскую методику;

— оценивать ее информативность и точность с помощью прикладных занятий [34].

Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». С.Л. Рубинштейн указывал, что для детей дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности. А.И. Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования — наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость[62].

А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске:

— видеть проблемы;

— задавать вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— умения и навыки проведения экспериментов;

— структурировать полученный в ходе исследования материал;

— делать выводы и умозаключения;

— доказывать и защищать свои идеи[60].

Таким образом, проведя анализ психолого – педагогической литературы (Н.Е. Веракс, А. Деметроу, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков), мы пришли к выводу, что формирование исследовательских умений — это умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.

Учеными (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева) доказано, что ребенок активно познает окружающий мир, очень восприимчив к образовательному влиянию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования его познавательной активности.

 

1.2 Возрастные особенности старших дошкольников: показатели исследовательских умений

 

Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем они разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Развитие и формирование дошкольника проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Особенностями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.

К психологическим особенностям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других черт и свойств личности.

Педагогические особенности возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные этапы дошкольного детства.

В процессе оценки развития исследовательских умений старших дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивных прогрессивных изменений во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В старшем дошкольном возрасте активно формируется самооценка, развиваются творческие способности. Ребенок нуждается во взаимодействии со сверстниками.

Т.М. Бабунова [5] в своих исследованиях делает вывод о том, что для успешной социализации дошкольнику старшего возраста необходимо находиться в коллективе ровесников. Сравнение себя с другими дает мощный стимул для развития всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ребенок стремится взаимодействовать со сверстниками. Дети объединяются в подгруппы по интересам. При выборе того или иного микроколлектива большую роль играют личные симпатии. Для детей большое значение имеет возможность проявлять свою индивидуальность. Так, О.М. Дьяченко [13] указывает: «Раскрытие потребностей происходит в процессе взаимодействия с равными себе. Дети старшего дошкольного возраста стремятся в первую очередь к коллективной деятельности, чтобы быть принимаемыми группой. Им необходимо выстраивать индивидуальные связи, заводить новых друзей, поддерживать отношения со сверстниками». Важным в процессе оценки образовательных достижений детей старшего дошкольного возраста является то, что дети уже способны сами оценивать результаты своего труда.

М.В. Рыжаков [28] отмечает: «Ребенок учится делать выводы из своих поступков и действий, то есть постепенно приходит осознание, что в результате определенных шагов последует вполне конкретная реакция».

О.В. Дыбина [23] обращает внимание на то, что речь старших дошкольников становится правильно оформленной, грамотной, изобилует сложными предложениями. Это дает возможность ребенку вербально выразить имеющиеся знания, сформулировать полный и развернутый ответ, вступить в обсуждение того или иного вопроса с воспитателем, выразить свою точку зрения. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, умеет договариваться. У него начинает выстраиваться собственное мнение по поводу какой-то ситуации или человека, появляются личные симпатии. Так у Т.В. Лаврентьевой [12] находим: «Ребенок начинает осознавать, что общество выдвигает к нему определенные требования, и ему отныне приходится соответствовать возложенным на него ожиданиям. Он стремится к самостоятельности. Ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Половая идентификация детей старшего дошкольного возраста полностью сформирована, они начинают больше общаться с представителями своего пола. П.Г. Нежнов [17] описывает: «У девочки появляется потребность иметь подругу, играть с ней в куклы, делиться секретами, а на мальчиков она пока смотрит без особенного интереса. Мальчики могут с некоторым пренебрежением отзываться о девочках, считая их слабыми, зато гордятся при этом собственной силой. Половая идентификация во многом влияет на интересы детей в играх, творчестве». Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте на стадии формирования, дети ещё не могут сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого им не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах.

Г.А. Урунтаева [31] утверждает: «При оценивании ребенка необходимо учитывать, что когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) дети только замыкаются и перестают доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку».

Т.М. Бабунова [5] считает: «Дети старшего дошкольного возраста способны к получасовым занятиям. Внимание становится произвольным. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Старший дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому мышлению, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению». Она подчеркивает важность воображения этого возрастного периода, умение ребенка отделить возможное от невозможного. «Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности», говорит автор. Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В старшем дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи, совершенствуются все психические познавательные процессы.

В старшем дошкольном возрасте проявляются творческие способности. В ходе занятий следует обязательно понаблюдать за ребенком и сделать соответствующие выводы: что получается лучше, что хуже, к чему душа лежит, какие природные склонности имеются. Необходимо экспериментировать, получать новый творческий опыт.

О.В. Дыбина [23] отмечает, что старший дошкольный возраст является важным этапом во всестороннем развитии личности. Именно в этот период маленький человек принимает основные уроки социума, учится эффективно взаимодействовать с окружающими. Родители и педагоги должны всячески поддерживать ребенка во всех его начинаниях, способствовать формированию устойчивого интереса к различным полезным занятиям, развивать творческое мышление.

Исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение:

К 5 годам дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путем созидания[27].

К 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир — это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий[38]. Итак, на протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

— постановку цели и планирование-прогнозирование возможных эффектов действия;

— контроль над выполнением действий; — оценку результатов и их коррекция[41].

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение[46].

Таким образом, по формированию исследовательских умений, мы пришли к следующим выводам, что:

— освоение способов исследовательских умений в процессе жизнедеятельности дети старшего дошкольного возраста обязательно приобретут опыт, который выражает особенность и уникальность его жизни;

— в опыте детей дошкольного возраста могут быть и созидательные элементы, и элементы переживания, и элементы отношения к себе, людям, окружающей жизни. Все эти элементы составляют опыт ребенка по разрешению жизненно значимых для него задач.

Рассмотрев особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в процессе оценки развития исследовательских умений старших дошкольников необходимо учитывать развитие познавательных процессов, социальную ситуацию развития в определенном периоде, уровень развития самооценки, ведущий вид деятельности, сформированность произвольности различных процессов, возможность принимать и подчиняться правилам и принятым нормам, умение принимать решение, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, а так же возможность проявить творческие способности и т. д. Для достижения этого возможно использовать нетрадиционный подход — создание календаря -портфолио, о котором далее пойдет речь.

 

1.3. Содержание календаря – портфолио как средства развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

 

Концепция общероссийской системы оценки качества образования определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся.

Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценкки и самопрезинтации личных достижений ребенка, поэтому средством развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста является календарь – портфолио ребенка.

Календарь — портфолио — это:

-способ фиксирования, накопления и оценки, и индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок — родитель»;

— метод оценивания реальных достижений дошкольника;

— коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс достижения в определенной области;

— своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;

— коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;

— инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

Календарь – портфолио дошкольника является информационно-комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному сопровождению ребенка в поликультурном и многогранном образовательном пространстве); измерительного инструмента (портфолио как измерительно – накопительный инструмент, включающий карты наблюдения/внешней диагностики, самодиагностики и тестовой оценки в игровой деятельности дошкольника) и дидактического материала (рабочие листы для ребенка с целью определения его компентентностных зон развития и образования дошкольника).

Календарь – портфолио раскрывает перспективы развития ребенка, показывает те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Г.А. Окушова в статье «Развитие детской успешности как ключевое направление образовательных инноваций» [21] подчеркивает, что качественная оценка образовательных достижений дошкольников должна осуществляться средствами, обеспечивающими рост личностных достижений ребенка. В качестве такого средства автор предлагает рассмотреть портфолио (далее календарь — портфолио)

Г.Б. Голуб [9] делает выводы, что собирая календарь — портфолио дошкольника, мы можем не только зафиксировать успехи малыша, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития». Тем самым автор определяет календарь — портфолио в качестве средства оценки образовательных достижений дошкольника.

Н.А. Ермолаева [15] делает следующие выводы: «Портфолио позволяет увидеть «картину» значительных образовательных достижений в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте…».

Календарь — портфолио как средство оценки образовательных достижений ребенка направлено на изучение:

– деятельностных умений ребенка;

– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

– личностных особенностей ребенка;

– поведенческих проявлений ребенка;

– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

– особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми и т.д.

Сбор календаря — портфолио осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада:

1). Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в результатах, избегание в оформлении данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к ребенку.

2). Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно.

3). Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:

– не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

– учитывать половозрастные и социо-культурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

4). Принцип компетентности, который раскрывается в правилах: сотрудничества (согласие, добровольность участия в сборе календаря — портфолио); в доступности для педагога методов сбора календаря — портфолио; во взвешенности и корректном использовании сведений.

5). Принцип персонализации требует от педагога обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Оценка образовательных достижений дошкольника посредством календаря — портфолио проводится в несколько этапов:

Первый этап – проектировочный. Определяем цели портфолио.

Второй этап – практический. Формируем портфолио. Для этого необходимо обозначить время и длительность сбора данных, а также способы фиксации результатов.

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап – целеобразователъный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка. Результаты используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате сбора календаря -портфолио информация и сделанные на ее основе выводы, помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие образовательные достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Во-первых, календарь — портфолио способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование календаря — портфолио способствует достижению положительных результатов деятельности индивидуально каждого ребенка.

Оценка исследовательских умений и образовательных достижений посредством календаря — портфолио способствует самопознанию и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.

Взрослому важно в процессе исследования дошкольника, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации, что ребенок смог увидеть проблему, сформулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи; самостоятельно действовать на этапах исследования. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание и умение.

Таким образом, изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что оценка образовательных достижений проводится посредством календаря — портфолио на основе мониторинга, педагогических диагностик, которые могут быть авторскими, либо разработанными педагогами и методистами дошкольного образования.


1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф