Путешествие в мир Некто 1917
«Некто 1917». Как оказалось, это не номер таинственного незнакомца. Это интригующее название художественной выставки в Государственной Третьяковской галерее, на которой мне довелось побывать на исходе 2017 года – года столетия Октябрьской революции.
Если честно, когда у меня в руках оказался пригласительный, то я долго думала идти или нет. Столько сегодня разной, порой даже противоречивой информации, да и ассоциации с красными знамёнами и прочей революционной атрибутикой как-то не воодушевляли. Но отказать своему молодому человеку я не смогла уже после первого аргумента – упоминания классиков русской живописи: Кустодиева, Петрова-Водкина, Григорьева, Нестерова, Рылова. Ведь это мои любимые художники! Они – мои друзья из далекого детства.
Помню, как гостила у бабушки, и у нее были комплекты художественных открыток с репродукциями картин, в числе которых были и эти авторы. И мы разглядывали их долгими зимними вечерами, согреваясь возле самовара горячим чаем на алтайских травках с облепиховым вареньем и медом, укутав ноги в шерстяную шаль. Становилось тепло и волшебно от буйства красок и эмоций. Это было больше похоже на наш ритуал, который сопровождал каждую нашу встречу с бабулей. Еще тогда, в далеком детстве я представляла себя на этих картинах, и очень-очень хотела увидеть их воочию…
И вот, моя мечта сбылась! Я стою напротив великолепного холста, принадлежащего кисти Бориса Кустодиева – русского, советского художника, академика живописи, члена Ассоциации художников революционной России. Картина «Масленица» датирована 1916 годом. Предреволюционный год. На холсте изображено народное гуляние, являющееся неотъемлемой частью быта русского народа, и, пожалуй, его самым любимым праздником перед Великим постом. Автор как бы подглядывает с горы из-за заснеженных деревьев за радостью людей и природы приходу весны. Русские тройки, ярмарочные шатры, кружащие в прогреваемом весенним солнышком только что прилетевшие предвестники весны – грачи… Всё это свидетельствует об окончании зимы и наступлении праздника Масленицы. Русский колорит во всём: традиционная одежда – тулупы, яркие расписные женские платки, валенки, заснеженные купола церквей, ленты, дети, галдящие на горке… Кажется, что вот-вот кто-то выйдет ещё, судя по свежим следам в снегу. Настолько всё реалистично! Так и хочется запрыгнуть в телегу, запряженную тройкой гнедых и прокатиться с ветерком!
Тема загадочной русской души отражена и у другого, не менее известного художника того времени Михаила Нестеров. Его картина «На Руси. Душа народа» написана в 1914-1916 гг. Практически в то же самое время, что и «Масленица». Картина повествует нам о другом, не менее важной части традиций русского народа – Крестном ходе в ознаменование праздника. Вдали раскинулись холмы. Действие происходит на берегу реки. Мы видим весьма реалистично толпу людей разных сословий, среди которых церковные служащие с плащаницей, интеллигенция и простой люд. дети, женщины, мужчины, старики. Юродивый полуобнаженный старец возносит руки к небу, глядя на него, бабы в платках и сарафанах сокрушаются. Мы будто слышим их шёпот, их причитания. Центровым же героем выступает мальчик-подросток с красным лоскутком в руках, лаптях на ногах и узелком за спиной. Его взор устремлен вдаль, шаг направлен вперед. Он дышит полной надежд грудью. Мальчик отделился от толпы и вот-вот рванет в омут революции с головой…
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин подарил нам холст «Полдень. Лето». Картина написана в предреволюционное лето 1917 года. Солнце в зените. Русские избы вдалеке. Вся природа пышет изобилием ярких красок, ароматами лета. Русский народ в традиционных ярких костюмах занят своими делами. Причем кто чем: у кого-то это полуденный сон рядом с сохами-косами, кто-то занимается с детьми, например, вот эта женщина, кормящая дитя. А кто-то по воду отправился, кто-то готовится к обеду… А вон там, внизу, рядом с мирно жующими сочную траву коровами, проезжает телега, запряженная гнедой кобылой. Весьма забавно коровы наблюдают за ней. Сие действие раскинулось на несколько холмов. И, опять же, художник, как и Борис Кустодиев свою «Масленицу», будто подглядывает за происходящим из-за веток деревьев и наливных яблочек.
Картину «Закат» Аркадий Рылов также написал в 1917 году. Здесь нет людей, но несмотря на это, картина не менее эмоциональна, чем предыдущие полотна. Нашим главным собеседником здесь выступает природа. Буйство ярких вперемешку с мрачными тонами и полутонами, создает тревожное состояние. Тревога необъяснима, но весьма ощутима. Закат царской России, наступающий огонь революции… Всё это мы ощущаем через цветовую гамму, выбранную автором, символы и знаки.
Уже в послереволюционной России, точнее стране Советов, в 1921 году Борис Григорьев написал картину «Лики России». Здесь мы не видим того позитива, и буйства русского духа, как ранее на полотнах. Здесь мы встречаемся с задумавшимися, даже несколько растерявшимися деревенскими жителями. Да и природа вокруг будто замершая в ожидании. Вроде всё те же деревенские избы, курицы в колеснице, вольно шагающие кони, вдали на фоне голубого неба ликуют купола церквей. Только люди уже не те. Погрустневшие, тоскующие, померкшие. И шума-гама мы не слышим. Только тишина. Пугающая звоном тишина… Художник описал новую Россию, где герои нового мира просто «предстоят» перед зрителем – русские мужики и бабы с застывшими маскообразными, почти безобразными лицами. И это – «лики России»! Такой контраст названия и первоначального впечатления подталкивает зрителя к размышлениям, требует сосредоточенно всматриваться в нее, чтобы понять смысл увиденного.
Этот культпоход произвел на меня неизгладимые впечатления. Я как будто вернулась в детство, одновременно попутешествовала во времени на сто лет назад и соприкоснулась с великой историей нашей великой страны!
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
