2.3. Результаты исследования
Анализ маркировки был проведен для 3 образцов макаронных изделий (таблица 16).
Таблица 16 — Результаты анализ маркировки макаронных изделий
Требование | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
наименование продукта | Макаронные изделия из твердых сортов пшеницы Группа А высший сорт «Джирандоле» №34 | Макаронные изделия «Спагетти №5» Группа А высший сорт | Макаронные изделия «Спагетти №1» Группа А высший сорт |
наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)); | ООО «Барилла Рус», Россия, Московская обл., г. Солнечногорск, Бутырский тупик, д. 1.
| ||
наименование организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя на территории государства, где реализуется продукция (при наличии); | ООО «Барилла Рус», Россия, Московская обл., г. Солнечногорск, Бутырский тупик, д. 1.
| ||
масса нетто | 500 г | 500 г | 500 г |
товарный знак изготовителя (при наличии); | нет | нет | нет |
состав продукта | Мука из твердой пшеницы высшего сорта, вода | ||
Продолжение таблицы 16 | |||
пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава | нет | нет | нет |
группу продукта, сорт | Группа А высший сорт | ||
информация о наличии генно-модифицированных организмов (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму); | Не представлена | Не представлена | Не представлена |
пищевая и энергетическая ценность | Энергетическая ценность- 359 ккал; Белки – 14 г; жиры – 2 г; углеводы 69 г | ||
дата изготовления и дату упаковывания | 21.02.2018 | 09.01.2018 | 27.12.2017 |
срок хранения | 2 года: до 21.02.2020 | 2 года: до 09.01.2020 | 2 года: до 27.12.2019 |
условия хранения | При температуре не более 40°С и относительной влажности воздуха не более 75% | При температуре не более 40°С и относительной влажности воздуха не более 75% | При температуре не более 40°С и относительной влажности воздуха не более 75% |
способ приготовления | Варить 5 минут в кипящей подсоленной воде | Варить 5-7 минут в кипящей подсоленной воде | Варить 3 минуты в кипящей подсоленной воде |
информация о подтверждении соответствия | Знак соответствия имеется | Знак соответствия имеется | Знак соответствия имеется |
Как показано в таблице 16, маркировка макаронных изделий «Барилла», выбранных для исследования (Образцы №1,2,3), полностью соответствует требованиям [12].
Органолептическая оценка проводилась группой экспертов, данные были обобщены, рассчитано среднее значение и произведен расчет с учетом весомости показателей. Для оценки использована 5-балльная шкала. Исходные данные обобщены и приведены в приложении В, итоговые результаты усредненной оценки, характеристики показателей качества, комплексный показатель качества исследованных образцов макаронных изделий приведены в таблице 17.
Таблица 17 — Органолептическая оценка макаронных изделий
Показатель | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
Цвет | Светло-желтоватый, характерный для макаронных изделий из пшеницы | Светлый, характерный для макаронных изделий из пшеницы | Светлый, характерный для макаронных изделий из пшеницы |
Итоговая балльная оценка группы экспертов, с учетом весомости показателя | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
Форма | Плотные спирали | спагетти | Тонкие спагетти |
Итоговая балльная оценка группы экспертов, с учетом весомости показателя | 1 | 1 | 1 |
Запах | характерный | характерный | характерный |
Итоговая балльная оценка группы экспертов, с учетом весомости показателя | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Продолжение таблицы 17 | |||
Вкус | Соответствующий макаронным изделиям из твердой пшеницы | Соответствующий макаронным изделиям из твердой пшеницы | Соответствующий макаронным изделиям из твердой пшеницы |
Итоговая балльная оценка группы экспертов, с учетом весомости показателя | 1,6 | 2,0 | 2,0 |
Сохранность формы сваренных макаронных изделий | Форма сохраняется у 90% изделий | Форма сохраняется у всех изделий | Форма сохраняется у всех изделий |
Итоговая балльная оценка группы экспертов, с учетом весомости показателя | 0,8 | 1,0 | 1,0 |
Комплексный показатель качества | 5,3 | 6 | 6 |
Как показано в таблице 17, комплексный показатель качества для образца №1 составляет 5,3, а для образцов №2 и №3 – по 6. Из этого следует, что потребительские свойства образцов №2 и №3 не уступают друг другу, и при одинаковой весомости исследуемых свойств образец №1 незначительно уступает. На основании балльной оценки была определена категория качества оцениваемых образцов. Для этого результаты усредненной оценки по 5-балльной шкале привели к 100-балльной и принимали за высшую категорию качества комплексный показатель более 90; за первую – более 80; за вторую – более 60. Поскольку все образцы получили в ходе оценки высокие баллы, дальнейшую градацию не рассматривали. При пересчете образец №1 получил 88 баллов, образцы №2 и №3 по 100 баллов, таким образом, образец №1 отнесен к первой категории качества, а образцы №2 и №3 – к высшей. Основным показателем, оказавшим негативное влияние на комплексный показатель качества образца №1 являлись вкус и сохранность формы.
Физико-химические показатели макаронных изделий марки «Барилла» включают показатели влажность, кислотность, зола, сухое вещество, перешедшее в варочную воду, приведены по данным протоколов испытаний поставщика макаронных изделий, которые были использованы при подтверждении соответствия (результаты приводятся по данным поставщика макаронных изделий в ООО «Агроторг»). Результаты приведены для макаронных изделий Макаронные изделия «Спагетти №5» Группа А высший сорт, как это показано в таблице 18.
Таблица 18 — Результаты экспертизы качества макаронных изделий по физико-химическим показателям (на примере образца Макаронные изделия «Спагетти №5» Группа А высший сорт)
Показатель | Влажность изделий, %, не более | Кислотность изделий, град., не более | Зола, нерастворимая в 10% растворе HCl, % , не более | Сухое вещество, перешедшее в варочную воду, %, не более |
Норматив [8] | 13 | 4 | 0,2 | 6 |
Результат анализа | 11 | 3,4 | 0,04 | 1 |
Как показано в таблице 18, макаронные изделия полностью соответствуют требованиям стандарта [8], и по все показателям значительно превосходят норматив, например, по показателю «Сухое вещество, перешедшее в варочную воду, %, не более» фактическое значение равно 1% при нормативе не более 6%.
Оценка наличия металломагнитной примеси и зараженности вредителями проведена нами в ходе собственного исследования по всем 3 образцам (Макаронные изделия из твердых сортов пшеницы Группа А высший сорт «Джирандоле» №34, Макаронные изделия «Спагетти №5» Группа А высший сорт, Макаронные изделия «Спагетти №1» Группа А высший сорт).
Результаты определения металломагнитной примеси.
В образцах макаронных изделий № 1, №2 и №3 торговой марки «Барилла» не было выявлено металломагнитной примеси.
Результаты определения зараженности вредителями и загрязненности показывают, что в исследованных образцах № 1, №2 и №3 следов загрязнений или вредителей обнаружено не было.
Показатели безопасности
Согласно требованиям стандарта, микробиологические показатели безопасности нормируются только для яичных и овощных макаронных изделий. Так как объектами исследования являлись макаронные изделия без добавок, исследование данных показателей проводить не требовалось.
Химические показатели безопасности включают содержание токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов и радионуклидов, приведены по данным протоколов испытаний поставщика макаронных изделий, которые были использованы при подтверждении соответствия (результаты приводятся по данным поставщика макаронных изделий в ООО «Агроторг»). Результаты приведены для макаронных изделий Макаронные изделия «Спагетти №5» Группа А высший сорт (таблица 19).
Таблица 19 — Результаты экспертизы безопасности макаронных изделий «Барилла» «Спагетти №5» Группа А высший сорт по данным сертификационных испытаний
Показатели | Допустимые уровни, мг/кг, не более | Результат анализа, мг/кг |
Токсичные элементы | ||
Свинец | 0,5 | <0,05 |
Мышьяк | 0,2 | <0,05 |
Кадмий | 0,1 | 0,03 |
Ртуть | 0,03 | <0,001 |
Микотоксины | ||
афлатоксин В | 0,005 | Не обнаружено |
дезоксиниваленол | 0,7 | Не обнаружено |
Т-2 токсин | 0,1 | Не обнаружено |
зеараленон | 1,0 | Не обнаружено |
охратоксин А | 0,005 | Не обнаружено |
Нитрозоамины | 0,015 | Не обнаружено |
Нитрозоамины | 0,001 | Не обнаружено |
Продолжение таблицы 19 | ||
Пестициды | ||
ГХЦГ | 0,05 | <0,002 |
ДДТ | 0,02 | <0,002 |
2,4-D кислота, ее соли и эфиры | Не допускается | Не обнаружено |
гексахлорбензол | 0,01 | <0,002 |
Ртутьорганические пестициды | Не допускается | Не обнаружено |
Как показано в таблице 19, макаронные изделия полностью соответствую требованиям безопасности по химическим показателям. Например, в исследованных образцах не было выявлено даже следовых концентраций микотоксинов, что свидетельствует о высоком качестве исходного сырья.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МАГАЗИНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ «ПЯТЕРОЧКА»
3.1 Организационно-экономическая характеристика розничного магазина сети «Пятерочка»
«Пятёрочка» — это российская торговая сеть продовольственных магазинов формата «у дома», которая находится в управлении компании «X5 Retail Group». «Пятерочка» — это название магазинов ООО «Агроторг». Предприятие функционирует в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в соответствии с учредительными и регистрационными документами. Сеть работает с 1999г. С 2013 года в рамках программы обновления сети был проведён ребрендинг, на новом логотипе торговой сети изображено стилизованное яблоко с зелёным листом с целью символизировать свежесть продукции (рисунок 6), также следует отметить смену позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет на сегодняшний день, более 12000.
Магазины «Пятерочка» в группе компаний «X5 Retail Group» управляются региональными офисами ООО «Агроторг». В рамках компании ООО «Агроторг» функционируют коммерческий и финансовый департаменты, департамент маркетинга, дирекция по управлению персоналом, служба безопасности и департамент развития. Структурная схема процессов управления представлена в приложении Г. Торговая сеть «Пятёрочка» располагает собственной системой логистики. Аналитическая деятельность по формированию ассортимента, изучению спроса, наблюдением за динамикой рынка осуществляется региональными офисами управляющей компании «X5 Retail Group». Структура торгового ассортимента магазина определяется на уровне торговой сети и зависит от региона расположения, площади магазина и в меньшей степени от – соседствующих торговых предприятий [27] .
Торговая сеть «Пятерочка» использует для снабжения распределительные центы. Поставки товаров через распределительные центры дают партнёрам компании ряд преимуществ, таких как:
- Снижение транспортных расходов;
- Расширение представленности ассортимента товаров в магазинах;
- Сокращение объёма документооборота внутри компании и связанных с этим расходов;
- Снижение трудозатрат на подготовку сопроводительной документации для товара (сертификатов соответствия свидетельств о государственной регистрации).
Распределительный центр представляет собой современное складское сооружение площадью 25000 – 40000 м2 и оснащен различными зонами, включая сухую часть, а также отсеки с отрицательными и положительными температурами.
Каждый розничный магазин «Пятерочка» самостоятельно организует рабочий процесс. Директор магазина организует и контролирует работу сотрудников. Магазин получает от офиса планы по товарообороту на различные отчетные периоды и обеспечивает минимизацию потерь и соблюдение стандартизованных в рамках всей компании бизнес-процессов. При это магазин самостоятельно, в лице директора, взаимодействует с проверяющими и контролирующими органами (например, с Роспотребнадзором), ведет отчетность и анализирует плановые показатели магазина. Магазином формируется заказ товаров, осуществляется приемка, списание и обеспечение допустимых правилами торговли сроков годности товаров, производится планирование товарных запасов и ротация. Сотрудниками магазина самостоятельно проводятся локальные и плановые инвентаризации, при этом план инвентаризаций разрабатывается региональным офисом. Директор магазина несет полную материальную ответственность.
Основной (торгово-оперативный) персонал включает в свой состав администратора торгового зала, продавцов, контролеров-кассиров, то есть работников, занятых обслуживанием покупателей в торговом зале.
Администратор контролирует состояние выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, соблюдение правил торговли, принимает решения по претензиям и спорным ситуациям, возникающим при обслуживании покупателей и т. д.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, контроль за работоспособностью торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов в торговом зале, уборка тары после выкладки, либо опустошения, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей (консультирование, помощь в ориентировании в торговом зале), учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Форма продажи товаров для всех магазинов федеральной торговой сети «Пятерочка» — это торговля методом самообслуживания.
Торгово-технологический процесс в магазине «Пятерочка» представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса сети в целом. Технологический процесс, осуществляемый непосредственно розничным магазином, обеспечивает обработку товарных потоков. Начиная с поступления товара в магазин и завершаясь полной подготовкой их к продаже. Данный процесс включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение на складских площадях магазина, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Все эти процессы осуществляются без участия покупателей, за исключением фасовки фруктов и овощей, конфет.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса магазина представляет непосредственное обслуживание покупателей, так как оно связано с межличностными и психологическими контактами и отражает сложные экономические отношения распределения и обмена. В магазинах «Пятерочка» обслуживанием покупателей заняты продавцы, которые совмещают это с выкладкой товаров и продавцы-кассиры. При этом качество обслуживание определяется не только самим процессом, но также всем комплексом предшествующих ему работ производственных, транспортных и торговых подразделений компании.
Следует отметить, что формирование ассортиментной политики, выбор и проверка потенциальных поставщиков, аудиты действующих поставщиков, организация логистики внутри торговой сети, а так же первичная приемка и экспертиза качества товаров осуществляется региональным офисом и распределительным центром. Розничный магазин своевременно должен подавать заявки в распределительный центр для обеспечения необходимого и достаточного уровня товарных запасов, ритмичности поставок. И затем, проводить приемку по количеству и качеству доставленных товаров. Эти операции осуществляют директор магазина, заместитель директора, товаровед магазина, в зависимости от размера магазина. Такое распределение показывает, что структура торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самодеятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина.
Важную роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли в целом, а так же на качество обслуживание покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Маркетологи компании ведут активную аналитическую деятельность по исследованию тенденций в потребительских предпочтениях и спросе. Одним из достоверных источников используемой информации для них служит отчетность магазинов торговой сети. Например, как в структуре чека изменяется набор товаров. В 2017 году сохранилась динамика роста продаж товаров первой необходимости, реализуемых по доступным ценам. Эти товары в магазинах «Пятерочка» маркируются желтым ценником и специальным логотипом «Первая цена». Рост продаж товаров этой категории начался в 2015 году, в разгар очередного экономического кризиса в нашей стране. До кризиса, доля товаров группы «Первая цена» составляла около 5%, в 2016 году она выросла до 8%. Понимая эти тенденции, маркетологи сети еще в I квартале 2015 года поменяли ассортиментную матрицу, добавили в ассортимент значительное количество товаров «Первой цены», чтобы обеспечить потребительский спрос, и снизили глубину ассортимента в более высоких ценовых категориях [28]. Это мероприятие по обновлению ассортимента, а не просто расширению в пользу недорогих товаров, объясняется небольшими торговыми площадями и необходимостью их максимально эффективного использования.
В магазинах «Пятерочка» имеется собственная торговая «Красна цена». Необходимо отметить, что раньше товары под маркой «Красная цена» продавались во всех сетях «X5 Retail Group», а теперь только в «Пятерочке».
Экономические показатели регулярно публикуются в общем доступе (это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств). Анализ официальных данных [29] показывает, что наблюдаются стабильные темпы роста товарооборота от года к году.
Динамика изменения капитальных затрат следующая. В 2015 году объем капитальных затрат составлял составил 71 млрд рублей, из них 55% было потрачено на открытие новых магазинов, около 24,4% – на реконструкцию существующих, остальное было инвестировано в логистику, IT, поддержание бизнес-процессов в целом. В 2016 году компания продолжила реконструкцию магазинов, поэтому с точки зрения структуры капитальных затрат соотношение останется довольно близким. С точки зрения объема капитальные затраты несколько снизились, в сравнении с предыдущим периодом.
В первую очередь, источником средств для этого процесса явлется операционный денежный поток, который создается в достаточно большом объеме, он фактически равен прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации. Отношение чистого долга к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации у «X5 Retail Group», на конец 2015 года составило 2,45. Средняя стоимость заимствований в компании в 2016 годуснизилась до 11,9% с 12,67% в 2015 году [30]. Средний по сети показатель рентабельности находится в диапазоне 7-7,3%.
3.2 Поступление, приемка и хранение на примере товарной группы макаронные изделия в розничном магазине сети «Пятерочка»
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относятся: разгрузка транспортных средств, перемещение товаров в зону приемки, приемка товаров по количеству и качества, доставку товаров в складскую зону магазина, подготовка к продаже или непосредственное в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже и поступившего объема). Осуществляются процессы хранение товаров, подготовки их к продаже, перемещение товаров в торговый зал, выкладка товаров на торговом оборудовании.
Транспортные средства, доставляющие товары в магазин, прибывают по графику, в заранее определенные временные интервалы, поэтому без задержки могут быть приняты и разгружены. Разгрузку осуществляют с соблюдением сетевого стандарта выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие в магазин товары выгружают в зону приемки. Приемка товаров проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность (товароведом магазина, а так же директором и заместителем директора). Приемке и оприходованию подлежат только товары, в полной отвечающие требованиям качества. Не принятые товары подлежат возврату.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с данными, внесенными в соответствующие графы счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Приемка без товарно-сопроводительной документации исключена.
Приемку товаров по количеству проводят непосредственно в ходе выгрузки. Если в процессе приемки выявляется недостача, то приемку товаров приостанавливают и о выявленной недостаче составляют акт за подписями сотрудников магазина, принимавших товар. Директор магазина ведет коммуникацию с распределительным центром по выявленной проблеме.
Приемка товаров по качеству осуществляется в зоне приемки в максимально короткий срок. По результатам составляются акты о результатах проверки качества поступивших товаров. Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров дополняют фотоматериалами и направляют в распределительный центр.
Макаронные изделия поступают в магазин упакованными в групповую упаковку (картонные короба или термоусадочная плотна пленка), которые размещены на паллетах, обернутых в стрейч-пленку. К паллете прикреплен «паллетный лист», содержащий информацию о наименованиях, количестве и сроках годности уложенных макаронных изделий. При приемке по качеству особое внимание уделяется сохранности формы упаковки, отсутствию поврежденных, сломанных макаронных изделий.
3.3 Размещение и выкладка продовольственных товаров на примере группы макаронные изделия
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования. Хранения осуществляется на стеллажах, где предусмотрено хранение групповой упаковке, либо непосредственно на паллетах, в 1 ярус. Для товаров каждой группы предусмотрено пистонное место хранения в соответствии со схемой размещения в магазине. Схема размещения разрабатывается для всех магазинов сети по общим принципами, но в каждом магазине имеет особенности, связанные с условиями, имеющимися в помещении.
После приемки товары размещаю в помещении для хранения, либо в торговом зале. В магазине «Пятерочка» предусмотрено минимальное врем складского хранения, что обусловлено высокой оборачиваемостью, ритмичностью поставок, малыми площадями вспомогательных помещений (30% от общей площади магазина). Частично объем товара перемещается непосредственно в торговый зал, оставшаяся часть подлежит складскому хранению с соблюдением оптимального режима и товарного соседства. А так же с отслеживанием срока хранения.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном виде на стеллажах или в холодильной и морозильной камерах. В помещении для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим.
Как правило, 50% от объема поставки макаронных изделий в тот же день подлежит выкладке в торговом зале, остальные размещаются на складской площади на стеллаже, исключая соседство с продуктами, имеющими резкий характерный запах. На стеллажах закреплены места хранения товаров по группам. Таким образом, все поступившие виды макаронных изделий размешаются совместно, в транспортной таре на заранее предусмотренном месте. По правилам, коробки или поддоны выставляют так, чтобы обеспечить удобный просмотр маркировки. По мере необходимости, макаронные изделия перемещают в торговый зал. Программные средства, производящие учет товарных остатков, ограничивают возможность очередного заказа, если имеется большой запас на складе или в торговом зале.
Макаронные изделия, как и другие товары, перемешают в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи и избежать возможного повреждения товара, так как торговое пространство магазина организовано так, чтобы обеспечить максимальную экономическую эффективность. Для перемещения товаров используют тележки.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на подбор товаров и в то же время сформировать для покупателя путь, обеспечивающий максимально полный обхват товарных групп, а так же увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина, при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина «Пятерочка» осуществляется с учетом следующих основных требований:
- предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении товарных групп и в совершении покупки с учетом востребованности товарных групп (товары первой необходимости размещены максимально далеко от входа и кассового узла).
- Создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазин (широкий удобный вход, по возможности проектируется отдельно от выхода)
- Предоставление покупателям необходимой информацией (красочная, заметная система навигации на подвешенных к потолку табличках)
- Оптимального использования товарных площадей магазина (минимально необходимое место между торговым оборудованием, использование торцевых и островных стеллажей, холодильных витрин, размещение недорогих крупногабаритных сезонных товаров за переделами кассовой зоны)
- Обеспечение сохранности материальных ценностей (визуально контролируются сотрудниками охраны, контролерами-кассирами, а так же посредством видеонаблюдения)
- Организации рациональных товарных потоков и расчетных операции с покупателями.
При размещении товаров в торговом зале, как и на складе, соблюдаются правила товарного соседства. За каждой товарной группой закреплена постоянная зону размещения.
Макаронные изделия, как товар, пользующийся спросом, наряду с хлебобулочными изделиями и крупами размещается вдали от кассового узла, как это показано на рисунке 7.
3.4 Технология продажи и методы стимулирования продвижения на примере макаронных изделий, реализуемых в магазине «Пятерочка»
Технология розничной продажи товаров методом самообслуживания предусматривает определенную последовательность взаимосвязанных операций, конечной целью которых является продажа товаров потребителям с наименьшими затратами на обслуживание и наилучшим уровнем и качеством сервиса, который может быть предоставлен.
Например, площадь магазина составляет 620 м2, из них 70% – площадь торгового зала, и 30 %- площадь подсобных помещений, оборудовано 6 контрольно-кассовых узлов. Количество персонала – 17 человек.
Основными принципами организации продажи товаров в магазинах сети «Пятерочка» являются:
- максимальное сокращение операций обработки товаров в зоне обслуживания;
- приближение товаров к покупателям и создания лучших условий для свободного ознакомления с товарами и их отбора, фасовки;
- сочетание в контрольно-кассовом узле операций по взвешиванию товаров, продаже ряда наименований товаров, расчету за проданные товары и отпуска их покупателям
- расположение контрольно-кассового узла на выходе из торгового зала;
- неограниченный доступ покупателей в торговый зал и свободный доступ ко всем товарам в торговом зале;
- обязательное наличие ценников на все реализуемые товары и размещение их в непосредственной близости месту выкладки;
- — возможность в любой момент получить консультацию или помощь со стороны продавца при поиске товара или ценника;
- использование для сбора и доставки товаров в к контрольно-кассовому узлу специальных брендированных корзин или тележек;
- ориентация покупателя в торговом зале путем применения рекламных средств, информационных указателей, определенной системы размещения торгового оборудования;
- четкое распределение в магазине входных и выходных потоков покупателей.
Самообслуживание представляет собой метод продажи, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, свободно выложенным в торговом зале магазина на пристенном и островном оборудовании, полную возможность самостоятельно осматривать и выбирать товары без помощи продавца, а оплачивать покупки в узле расчета, расположенном при выходе из торгового зала магазина.
Методы стимулирования продвижения товаров в магазине «Пятерочка» включают рекламу, промо-акции, программу лояльности.
Реклама в продвижении товаров и всей марки сети магазинов «Пятерочка» довольно важна. Для развития сети «Пятерочка», выбран запоминающийся слоган «Пятерочка выручает!», который работает во взаимодействии с программой лояльности «Выроучай-карта». На сегодняшний день «Пятерочка» — это первая сеть дискаунтеров, которая имеет собственную программу лояльности.
За годы работы сеть «Пятерочка» уже несколько раз меняла рекламный слоган: начав работу в 1999 г. в годы кризиса, «Пятерочка» делала акцент на цене товаров, работая в формате «жесткого дискаунтера» под лозунгом «Низкие цены каждый день!». Постепенно, двигаясь в формат «мягкого дискаунтера», сеть предложила своим клиентам дополнительное преимущество — гарантированное качество товара и беспроблемный обмен или возврат купленной продукции в случае обнаружения проблем с качеством. Этому этапу был посвящен слоган: «Гарантии качества и низкие цены!». В 2005-2008 г. сеть магазинов провела первую программу рестайлинга магазинов: магазины полностью реконструировались, были оснащены новым стеллажным и холодильным оборудованием, кассовыми узлами новой системы и дизайна, системами вентиляции и кондиционирования, освещения. Изменен также ассортимент «Пятерочки» — он был расширен до 4500 наименований. В 2015 году стартовала новая программа рестайлинга, целью которой можно считать придание магазинам более современного внешнего вида, обновление торгового оборудования, оптимизацию технологических процессов, перераспределение доли торговых и вспомогательных площадей.
Важным элементом в стимулировании продаж в сети «Пятерочка» являются еженедельные акции: «Удачная покупка», «Корзина доброты» «Дополнительные баллы по карте «Выручай-карта», «2+1», «3+1».
Промо-акции предусматривает распродажу, продвижение или рекламные акции непродовольственных товаров во всех магазинах сети «Пятерочка». Требования для выбора поставщика товаров для промо-акций приведены в приложении Д.
Требования, предъявляемые торговой сетью к товару, для его реализации в ходе промо-акции:
- Товар должен соответствовать установленным критериям, которые определяются для каждого вида товара.
- Покупка товара не должна требовать от покупателя дополнительной примерки или проверки.
- Период продажи товара составляет одну неделю, затем планируется его ротация.
- Акция проводится в магазинах в определенном регионе
- Выкладка товара предусмотрена на отдельном промо-оборудовании при входе/выходе в магазин (зависит от планировки магазина).
- Политика ценообразования на товар, участвующий в акции — ниже уровня минимальной цены локального рынка (для каждого региона)
- Весь непроданный в акцию товар возвращается поставщику на условиях возврата.
Политика выбора поставщиков федеральной сети магазины «Пятерочка» определяет на тендерной основе необходимые и достаточные критерии к Поставщикам для входа в сеть:
- Вся продукция потенциального поставщика имеет стабильно высокое качество.
- Вся рассматриваемая к вводу в торговый ассортимент сети продукция поставщика должна быть востребована на рынке и иметь лидирующее положение по продажам в своей товарной группе.
- Логистические возможности поставщика обеспечивают бесперебойное движение товаров и соответствующих документов в распределительные центры.
- Поставщик предоставляет сети «Пятерочка» эксклюзивные условия поставки товаров.
Торговая сеть «Пятерочка» имеет собственную торговую марку: «Красная цена». Товар под маркой «Красная цена» это: хлебобулочные изделия, бакалея, мясные и рыбные изделия, напитки, хозяйственные товары и другие продаются по более низким ценам по сравнению с аналогичными товарами. Товар имеет соответствующий узнаваемый дизайн упаковки.
Наличие в ассортименте собственной торговой марки обеспечивает индивидуальный набор товаров, который не может быть предложен другими магазинами, работающих в той же ценовой категории. Кроме того, их наличие позволяет увеличить товарооборот за счет предоставления населению возможности приобретать достаточно качественные товары по доступным или низким ценам. Снижение цены на частные марки достигается за счет поставок больших объемов товаров, уменьшения расходов на рекламу товара, маркетинг и других затрат, не связанных с производственными процессами и сырьем.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Макаронные изделия занимают существенное место в рационе питания населения России. Они представляют собой высушенное пшеничное тесто в различных формах. Разнообразие видов в товарной группе достигается за счет введения обогащающих добавок в рецептуру (яйца, яичный порошок, витамины, экстракты овощей), а так же различных традиционных и оригинальных форм.
Макаронные изделия обладают высокой пищевой и энергетической ценностью, хорошей усвояемостью. Макароны используются как в домашней кулинарии, так и на предприятиях общественного питания. В состав макаронных изделий входят усвояемые углеводы 70 – 79%, белки 9 – 13%, жиры до 1%, минеральные вещества до 0,5%, клетчатка 0,1 – 0,6%, влага не более 13%. Энергетическая ценность составляет в среднем 250 ккал (1046 кДж) на 100 г продукта.
На рынке представлены как отечественные так и импортныые макаронные изделия. В числе наиболее крупных и конкурентоспособных российских изготовителей в отрасли можно выделить следующие компании: «Экстра М» (бренды «Экстра М» «De Cecco», «Знатные», «Саоми»); «Макфа»; «СИ групп» (бренды «Паста Зара», «Мальтальяти», «Шебекинские»), в совокупности они занимают по разным оценкам от 18 до 25% рынка макаронных изделий. Наблюдается колебание доли российских изготовителей в объеме рынка в стоимостном выражении: и доля российских изготовителей колеблется в диапазоне 92-95%. Импортные поставки составляют от 5 до 8%, страны-изготовители – это Италия, Корея, Вьетнам и др. Рынок испытывает на себе эффект импортозамещения. Потребители стали отказываться от дорогостоящих импортных торговых марок макаронных изделий в пользу более доступных по цене отечественных.
Следует отметить, что многие иностранные торговые марки (в том числе и «Барилла»), теперь изготавливаются на российских предприятиях, что позволяет снизить розничную цену конечного продукта и повысить его доступность.
Анализируя торговый ассортимент реализованной продукции можно сделать вывод, что за исследованный период (2017 год) наблюдается увеличение продаж макаронных изделий. Это выражено тем, что возрастает качество и разнообразие макаронных изделий, обладающих ценой, доступной широким слоям населения.
Результаты анализа маркировки макаронных изделий показывают, что на всех 3 исследованных образцах макаронных изделий «Барилла» представлена полная информация для потребителей.
Экспертная балльная оценка макаронных изделий показала, что образец №2 и №3 по органолептическим показателям превосходят образец №1. Соответственно уровень качества образцов №2 и №3 позволяет отнести их высшей категории качества, а образец №1 — к первой категории. Образец №1 незначительно уступает по уровню качества, что обусловлено показателями вкуса и сохранности формы после варки.
По физико-химическим показателям все исследованные образцы макаронных изделий (№1,№2,№3) по все показателям значительно превосходят норматив, например, по показателю «Сухое вещество, перешедшее в варочную воду, %, не более» фактическое значение равно 1% при нормативе не более 6%.
В образцах макаронных изделий № 1, №2 и №3 торговой марки «Барилла» не было выявлено металломагнитной примеси, не наблюдалось зараженности вредителями и загрязненности.
Поскольку объектами исследования являлись макаронные изделия без добавок, исследование микробиологических показателей проводить не требовалось и безопасность данных изделий обусловливается только химическими показателями. Результаты испытаний показывают отсутствие в образцах микотоксинов, концентрации пестицидов были обнаружены в следовых количествах: ГХЦГ, ДДТ и гексахлорбензол – менее 0,002 мг/кг,другие пестициды не обнаружены. Так же, токсичные элементы содержатся в концентрациях, близких к пределу обнаружения методов анализа: кадмий – 0,03 мг/кг; свинец и мышьяк – менее 0,05 мг/кг. Показатели безопасности макаронных изделий во многом зависят от качества применяемого исходного сырья – пшеничной муки и воды.
Ассортимент макаронных изделий, реализуемых магазином «Пятерочка» имеет базовую широту – 35 наименований, из них одновременно представлены в торговом зале – 25 наименований, коэффициент широты составляет 71,43%. Существенным ограничивающим фактором является доступная складская площадь магазина и площадь выкладки в торговом зале. Коэффициент полноты равен 67%. Обновляемости ассортимента в ходе наблюдения составляла от 48 до 56%, что свидетельствует об очень высокой скорости обновления ассортимента. Это объясняется тем, что для проведения промо-акций в рамках каждой товарной группы избираются разные торговые марки и наименования товаров, что позволяет удовлетворить запросы наиболее широкого круга потребителей.
В структуре ассортимента магазина «Пятерочка» нет выраженного преобладания какой-либо торговой марки, наибольший удельный вес имеют марки Barilla, Agnesi, Макфа – по16%. При этом в структуре преобладают макаронные изделия группы А (92%), высшего сорта (86%), макаронные изделия группы В и второго сорта не представлены. По форме в структуре преобладают спагетти (20%), но широко представлено большое количество форм коротких формованных макаронных изделий (фигурных, спиралей, бантиков, трубочек, рожков).
Макаронные изделия в магазине «Пятерочка» хранятся с соблюдением требований по условиям и срокам хранения.
Реализация макаронных изделий осуществляется методом самообслуживания. Расчеты с покупателями производятся посредством использования контрольно-кассового оборудования.
Для совершенствования ассортимента и торгово-технологической деятельности магазина «Пятерочка» можно предложить
— повысить устойчивость ассортимента макаронных изделий
— в рамках рекламной деятельности информировать потребителей о доступных товарах отечественного производства
— увеличить количество работающих контрольно-кассовых узлов в часы «пика»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Электронный ресурс: Обзор российского рынка макаронных изделий Режим доступа: http://ab-centre.ru/articles/obzor-rossiyskogo-rynka-makaronnyh-izdeliy
- Электронный ресурс: Исследование «Рынок макаронных изделий. Текущая ситуация и прогноз 2018-2022 гг.». Режим доступа: http://alto-group.ru/otchot/marketing/263-rynok-makaronnyx-izdelij-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html
- Электронный ресурс: Элементы питания. Режим доступа: https://www.kommersant. ru/doc/2665959
- Бахарева А. А. Материалы VII международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум – 2015». Обзор российского рынка макаронных изделий
- Электронный ресурс: Химический состав пищевых продуктов. Режим доступа: http://kvakino.narod.ru/eda/eda_tabl.htm
- Электронный ресурс: Сункина В., Жаворонкова И. Какие продукты подорожают вне зависимости от санкций и слабеющего рубля Режим доступа: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20 fd22f8c995e#xtor =AL
- Электронный ресурс: Рынок макаронных изделий показывает рост производства. Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/rost-proizvodstva-makaronnyih-isdeliy-v-rossii-v-yanvare-maye-2016-goda-smenilsya-padeniem/
- ГОСТ 31743-2012. Изделия макаронные. Общие технические условия
- Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник: М.:Феникс, 2013. — 494 c
- Электронный ресурс: Ассортимент макаронных изделий. Режим доступа: https:// vproizvodstvo.ru/klassifikator/vidy_sorta_ makaronnyh_izdelij/
- ГОСТ 31749-2012. Изделия макаронные быстрого приготовления. Общие технические условия
- ГОСТ 14849-89 Изделия макаронные. Правила приемки и методы определения качества
- ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»
- А. Котик. Труфанов О. В., Труфанова В. А. Словарь токсикологических терминов, Харьков: НТМТ, 2006.— 100 с
- Электронный ресурс: Сырье для производства макаронных изделий. Портал Пищевик Режим доступа: http://mppnik.ru/publ/1006-syre-dlya-proizvodstva-makaronnyh-izdeliy.html
- Нилова Л.П. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров, СПб. : ГИОРД, 2016.— 448 с
- А. П. Нечаев, С. Е. Траубенберг, А. А. Кочеткова. Пищевая химия, СПб. : ГИОРД, 2015. — 672 с.
- ГОСТ 31463-2012 Мука из твердой пшеницы для макаронных изделий. Технические условия
- Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение зерномучных, плодоовощных, кондитерских и вкусовых товаров. Учебное пособие. М.: Академия, 2010.- 80 с
- СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
- ГОСТ 17527-2003 Упаковка. Термины и определения
- ТР ТС 005/2011Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки»
- ТР ТС 022/2011Технический регламент Таможенного союза. «Пищевая продукция в части ее маркировки»
- Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. М.: Дашков и К, 2013, 508с.
- ГОСТ 31964-2012 Изделия макаронные. Правила приемки и методы определения качества
- ГОСТ 31750-2012 Изделия макаронные. Методы идентификации
- Электронный ресурс: Х5 Ритейл групп- о компании. Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/Pages/About/Structure.aspx
- Электронный ресурс: Х5 Ритейл групп- партнерам. Режим доступа: https://shopandmall.ru/news/X5_Retail_Group_podvodit_itogi_pervogo_kvartala
- Электронный ресурс: Бухгалтерская отчетность ООО «АГРОТОРГ» Режим доступа: https://e-ecolog.ru/buh/2015/7825706086#dds
- Электронный ресурс: Технологии продаж. Режим доступа: https://www.business.ru/article/696-kak-organizovat-tehnologiyu-prodaj-v-roznichnom-magazine
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф