Меню Услуги

Коллизии в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Вид работы: Проект

Тема: Коллизии в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование предпринимательской деятельности – это одна из исторически сложившихся форм деятельности людей, возникающая в ходе взаимодействия и разрешения противоречия между общим и частным экономическими интересами. Отношения предпринимательства носят товарно-имущественный характер и складываются у субъектов с конкретными интересами в целях получения экономической выгоды. Предпринимательство способствует повышению материального и духовного достатка общества.

Правовое регулирование является важнейшим инструментом оптимизации условий для осуществления коммерческой деятельности. Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в организации правильного функционирования экономической системы страны при участии предпринимателей в мировой экономике посредством разделения труда для получения оптимальных выгод. Инструменты регулирования предпринимательства зависят от государственных целей и интересов по усовершенствованию экономической ситуации в стране с учетом проблемных зон и вероятности рисков.

В своем послании Федеральному собранию в 2016 году Президент Российской Федерации, особый акцент поставил на устойчивом развитии экономики, финансового сектора, предпринимательства во всех сферах экономики, развития социальных отношений в свете санкций, введенных со стороны Запада против России. Он подчеркнул, что намечена реализация новых планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы, связанные со свободой предпринимательства и импортозамещения. «Два года назад мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку, как у нас говорят в народе, пренебречь своими фундаментальными национальными интересами. Однако, повторю, главные причины торможения экономики кроются, прежде всего, в наших внутренних проблемах. Прежде всего, это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата. Сейчас спад в реальном секторе прекратился, наметился даже небольшой промышленный рост.

Поручаю Правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике. Мы серьёзно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение – и прежде всего на местах. Обращаю внимание, в каждом регионе страны базовые сервисы для бизнеса: разрешение на строительство, доступ к инфраструктуре и так далее и тому подобное – должны в полной мере соответствовать требованиям федерального законодательства и лучшим региональным практикам».[1]

На развитие экономики любого государства оказывает влияние механизм государственного регулирования. Механизм государственного регулирования делится на два направления: прямой и косвенный. Прямой механизм подразумевает непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности страны (государство- большой собственник). Косвенный механизм, в отличие от прямого механизма, заключается в основном в фискальной и денежно-кредитной политике. С помощью таких методов государству удается регулировать основные закономерности функционирования предпринимательства и отечественной экономики. Так как мы находимся в рыночной экономике, то это напрямую оказывает воздействие на рыночный механизм, представляющий взаимодействие и взаимосвязь основных элементов рынка, таких как, спрос, предложение, цена, конкуренция, а также экономические законы рынка. От того как применяется, насколько проработан механизм, настолько и будет зависеть от этого развитие предпринимательской среды, а в целом и социально-экономическое развитие страны.

Таким образом, с помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой оперативной информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность основывается на реализации положения законодательства о том, что каждый гражданин российской федерации в пределах своей деятельностной формы может выступать свободным субъектом экономических отношений и преследовать различные цели.

Федеральными стандартами, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства в РФ, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Налоговый Кодекс РФ, Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Нормативно-правовой основой развития предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которым определены основные цели и принципы государственной политики, полномочия органов государственной власти в данной сфере. Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития предпринимательства; определяет понятия субъектов предпринимательства; инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, виды и формы такой поддержки в нашей стране. [2]

В действующей редакции от 29.12.2015 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в ст. 4 описаны условия для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, касающиеся уставного капитала, среднесписочной численности работников и размера дохода. Но до 01 августа 2016 г. применяются условия, установленные настоящей статьей в редакции закона, действовавшей до 1 января 2016 года (ред. от 29.06.2015 г.), касающиеся уставного капитала, средней численности работников и размера выручки. Следовательно, до 01 августа 2016 г. применяется Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». С 01 августа 2016 г. Необходимо применять Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».[3] То есть, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна быть до ста человек для малых предприятий, до пятнадцати человек для микропредприятий; предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий — 120 млн. рублей, для малых предприятий – 800 млн. рублей.

С 1 июля 2016 года этот же нормативный акт дополняется статьей 4.1 «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам предпринимательства вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей. Ведение единого реестра субъектов предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Так же перечни субъектов федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов предпринимательства в Российской Федерации будут формироваться на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. согласно Федерального закона № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вводятся так называемые «надзорные каникулы» для субъектов  предпринимательства: установлен запрет на проведение плановых проверок органами государственного и муниципального контроля (внеплановых проверок это не касается).[4] Но не все категории предпринимателей смогут им воспользоваться. На налоговые проверки, на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Таким образом, задачей государственной политики в целях нормативного регулирования деятельности субъектов предпринимательства в Российской федерации является государственная поддержка и создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса в стране.

В нормативно-правовых документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения хозяйственно-экономической деятельности субъектов  предпринимательства, организации учета и налогообложения субъектов предпринимательства. Динамика появления новых нормативных документов, а также изменения действующих, предельно высока. Это объясняется существенной ролью  бизнеса в экономике нашей страны.

Одной из форм возможного развития отрасли предпринимательского права должно стать понимание того, насколько оно соответствует институциональному совершенствованию законодательства и для каких целей осуществляется предпринимательская деятельность. В начале нынешнего века происходит бурное развитие теоретической базы предпринимательского права, основанное на законных формах ведения бизнеса. Школа российской экономической мысли во главе с А.В. Гумеровым выводит в число ведущей тенденции развития предпринимательского права государственно-частное партнерство[5]. такое заключение делается на основе анализа разновременных данных о наиболее общих случаях вывода бизнеса из теневого оборота и реализации принципов западного менеджмента и методов ведения предпринимательской деятельности.

Для определения сути обеспечения равных прав доступа граждан к предпринимательской деятельности в условиях становления свободного рынка необходимо сформулировать методологическую основу предпринимательства. Первичный этап заключается в повышении информационной прозрачности всех действий со стороны государства. очевидно, что государство является крупнейшим предпринимателем-монополистом, его регулятивные функции и возможности применения санкций к участникам рынка приводят к тому, что программы развития и формирования класса предпринимателей остаются лишь формой, а на деле предпринимательские структуры испытывают сильное давление со стороны государства. Реализация гражданами условий по ведению бизнеса остается на уровне рисковых операций, в то время как государство за счет самих граждан обеспечивает налоговую базу и возможности реструктуризации бизнеса. В этой связи необходимо четкое определение того, является ли, с одной стороны, предпринимательство рисковой формой деятельности и, с другой, —          может ли государство выступать в качестве равноправного игрока на данном рынке. Необходимо дифференцировать тип экономики — капиталистическое участие частных структур или государственный сектор с включениями частной инициативы.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




При этом целью государства является необходимость обеспечения среды для развития всего социального пространства. Частичные допуски на рынок предполагают рекомбинации и реверс по участникам-         замещение одних игроков другими. Для исключения подобного замещения необходимо выделить отрасли и игроков рынка, которые занимают ведущую нишу и определяют место страны в деятельностной парадигме. В таком случае каждый из участников рынка получит доступ к той части экономической сферы страны, которая позволяет варьировать действия по достижению поставленных целей и где как раз допускается рисковость действий.

Важным направлением последовательного становления институционализма в предпринимательском праве остаются вопросы сотрудничества и сближения государства и частных лиц. Необходимо заметить, что государство дает возможность участия в проектах малого и среднего бизнеса только моносубъектам предпринимательской деятельности. Для реализации более крупных форм хозяйствования необходимо создание множественных сущностей, которые определяются перечнем требований к тому или иному роду деятельности. Допуск к формированию и структурированию частных государственных контрактов необходимо оформлять и для малых форм бизнеса. При этом достигается более высокий уровень ответственности, когда значительные активы, которые не могут быть реализованы в ходе осуществления проекта, служат гарантией для успешной сделки и дальнейшего сотрудничества между предпринимателями и властными структурами.

Существующие формы государственно-частного партнерства не отличаются возможностями для гибкого сотрудничества и построения равновесных институтов развития предпринимательской деятельности. Представляется, что для реализации этого направления в дополнение к внесенному правительством проекту Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» следует указать в приложении в качестве важнейшего показателя построения целостной системы предпринимательского права и возможности достижения синергетического эффекта на единые критерии к видам предпринимательской деятельности и оценке их эффективности. В текущей же конструкции государственно-частного партнерства какое бы то ни было прогнозирование некорректно, так как верификация любой построенной модели направлена на то, что выявить лишь степень допуска сторонних организаций в государственные проекты с неразделенной прибылью.

Активизация предпринимательской деятельности предполагает изменение ситуации в сторону максимального благоприятствования в плане налоговых амнистий, снижения величины сборов налогов, упрощения системы налогообложения. Постепенная либерализация этих составляющих государственной политики по отношению к бизнесу позволит направить вектор в сторону развития государственно-частного сотрудничества, опираясь на уже имеющееся законодательство.

Регулируя предпринимательскую деятельность, государство реализует ее по следующим направлениям (возлагает на себя следующие основные функции):

  1. Создавая нормативно-правовую базу. Государство разрабатывает и принимает законы и подзаконные акты, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности и т.д.
  2. Оказывая влияние на оперативно-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности с использованием экономических рычагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений и т.д.
  3. Обеспечивая строгое соблюдение правовых предписаний при осуществлении предпринимательской деятельности через систему контрольно-ревизионных мер. Осуществляя государственный контроль (надзор), что способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельности (проведение проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности на предмет выполнения ими обязательных требований к товарам, работам, услугам в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми актами).
  4. Обеспечивая защиту прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.

При этом важно отметить, что регулирование предпринимательской деятельности, а в более широком смысле, экономики, может осуществляться только на основе ясно выраженной государственной экономической политики, которая не всегда может быть четко сформулирована и надлежащим образом оформлена, определенно стабильна и предсказуема, что говорит о ней, как величине «переменной», зависящей от конкретной реальной ситуации на рынке, решаемых государством на данном этапе задач и условиях развития конкретных рыночных отношений.

В юридической литературе преобладает следующая трактовка понятия «субъект права» — это реальный (не абстрактный) носитель субъективного права и обязанности, т.е. физическое или юридическое лицо, наделенное определенным объемом юридических прав и обязанностей. Под статусом субъекта права понимается его правовое положение, характеризуемое системой юридических прав и обязанностей, т.е. стабильным правовым состоянием субъекта. По нашему мнению, в тех сегодняшних условиях, когда развиваются, устанавливаются и усложняются экономические связи, субъектами предпринимательской деятельности могут выступать не только индивидуальные предприниматели и предприятия, но и их группировки, такие как производственно-хозяйственные комплексы, которые, как правило, не признаются субъектами права, но обладают некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности – холдинги, финансово-промышленные группы.

Как считают специалисты в области юриспруденции, государственное регулирование – это система мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативно-правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности: создание условий цивилизованного функционирования рынка, стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, решение макроэкономических проблем.

Контроль и последующее госрегулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой, т.е. финансовый, экологический, санитарный, а также контроль за качеством и сертификацией продукции; и косвенный, который включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику.

В рамках реализации существующей системы регулирования предпринимательских отношений в зависимости от вида правонарушения к участнику предпринимательских отношений могут быть применены меры следующих видов ответственности:

— гражданско-правовая ответственность – может быть применена к субъекту предпринимательской деятельности – лицу, нарушившему обязательства в рамках имущественных отношений: факт неуплаты неустойки, отказ от возмещения убытков и т.д.

— административно-правовая ответственность —  применяется за совершение административного проступка, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях, в виде уплаты штрафа, предупреждения.

— уголовно-правовая ответственность —  наступает за совершение субъектом предпринимательских отношений преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, к примеру – осуществление незаконного предпринимательства. К уголовной ответственности может быть привлечено только конкретное физическое лицо – то есть индивидуальный предприниматель. Юридическое лицо не может привлекаться к уголовной ответственности.

Таким образом, степень вмешательства государства и представляющих его органов строго регламентирована установленными законодательством основаниями и границами полномочий данных органов.

Антимонопольное регулирование как одно из направлений государственной политики должно охватывать несколько самостоятельных аспектов влияния контрактных отношений на конкуренцию, экономическую эффективность и благосостояние потребителей: снижение благосостояния потребителей в результате монополистической деятельности вертикальных рыночных структур, возникающих на основе нестандартной контрактации.

Эффективность вертикальных ограничений может иметь разнонаправленный характер и определяется  целями участников предпринимательских отношений, а так же от того насколько эффективная деятельность, реализованная этими участниками. В настоящее время в зарубежной практике применения конкурентного права к контрактным отношениям антимонопольные органы отказались от безусловного вменения участникам вертикальных соглашений целей ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков.

Прикрепленные файлы:

52b520dfa8100311

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.