ВВЕДЕНИЕ
В условиях нарастающей глобальной нестабильности сравнительно слабыми финансово-экономическими и политическими звеньями мирового сообщества становятся отдельные государства Европейского союза. В силу высокой степени интегрированности и хозяйственной взаимозависимости европейских стран это неизбежно сказывается на положении Евросоюза в целом, рождая в рамках этого объединения разломы и линии повышенного внутриполитического и межстранового напряжения. Последнее особенно заметно, поскольку государства ЕС существуют в разных политических циклах.
Серьезным испытанием для многих стран Европы стала проблема мигрантов и беженцев, вызвавшая цепную реакцию конфликтов внутри Евросоюза, подорвавшая саму основополагающую идею европейского интеграционного проекта. Все это – проявления системного многоуровневого кризиса институтов Объединенной Европы. Связи с этим на сегодняшний день изучение проблематики отношений Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе является актуальной.
Объектом исследования выступает система взаимоотношений институтов Европейского Союза.
Предмет исследования – проблематика отношений Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе.
Цель исследования заключается в анализе системы институтов Европейского союза в частности всестороннем изучении проблематике отношении Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета на современном этапе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю становления и формирования Европейского союза;
- Анализировать организационную структуру и нормативные аспекты Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета;
- Выявить особенности взаимодействие и соотношение Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета;
- Определить роль и места Европейского Союза в современном мире.
Степень научной разработанности темы. Проблематика особенностей Европейского союза в последние десятилетия находилось в свете интересов как отечественных так зарубежных исследователей. Среди многочисленной плеяды исследователей можно особо выделить – Д.Д.Ландо, В.И.Самарин[1], Е.С. Громогласова[2], Б.Роджер[3] и др.
Теоретические и методологические аспекты исследования. Теоретические базой исследования послужили нормативные документы Евросоюза, современные научные исследования, посвященные данной тематики.
В работе широко применяли общенаучные методы как описание, наблюдение, а также методы сравнительного анализа.
Структура работы. Данный реферат состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных источников.
История формирования Комиссии Европейского Союза и Европейского Совета
История Европейского Союза насчитывает уже почти 60 лет. За это время он прошел путь от скромной отраслевой группировки к мощному многопрофильному объединению, которое во многом определяет лицо Европы и является одним из центров современного мира.
Европейские сообщества включают Европейское сообщество (до определения Маастрихтским договором в 1992-ом году – Европейское экономическое сообщество) и Евратом[4]. Эти сообщества состоят из одних и тех же организаций и структур управления.
Для того понять внутреннюю политику и внутренние взаимоотношения организации следует подробно изучить историю формирования институтов власти Евросоюза а также сущность деятельности данных структур.
Комиссия Европейского Союза является уникальным институтом. С появлением ЕЭС, возникшим как ответ европейских наций, переживших ужасы Второй мировой войны, на почти столетнее соперничество Франции и Германии, впервые появилась возможность создать наднациональные институты, которые смогли бы преодолеть сопротивление национальных правительств и народов и постепенно прокладывать дорогу к поставленной цели. По мысли «отцов-основателей» ЕЭС именно такому наднациональному институту, каким являлась Комиссия Европейского экономического сообщества, отводилась главная роль в процессе сначала экономического, а затем и политического объединения стран Западной Европы. Один из известнейших председателей Комиссии (1985– 1995 гг.) Жак Делор на праздновании тридцатилетия образования ЕЭС в Риме отмечал: «Комиссия была стратегической силой, созданной отцами-основателями, для того чтобы проталкивать интеграционный проект, несмотря на политические и геополитические грозы»[5]. И хотя в полной степени Комиссия не оправдала возлагавшихся на нее задач, тем не менее, в настоящее время она остается одним из важнейших инструментов, приводящих в действие интеграционную машину Европейского Союза.
Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза.
Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства.
Европейская Комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.
Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.
Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз.
В 1974 г. в Париже на встрече глав государств – членов Европейского экономического сообщества было решено создать Европейский совет. Причина создания такого органа вытекала из хода развития ЕЭС после принятия в 1966 г. «Люксембургского компромисса»[6].
У истоков создания Евросовета лежала идея президента Франции Шарля де Голля проводить в неформальной обстановке встречи лидеров стран ЕС, чтобы поддерживать роль национальных государств в рамках интеграционного образования.
European Council — это высший политический орган Европейского Союза. Состоит из глав и правительств стран-участников, а также их заместителей – министров иностранных дел. Председатель Еврокомиссии также является членом Европейского совета.
Заседания проводит глава или премьер-министр государства, председательствующего в данное полугодие в Совете.
Роль Совета – в определении основных стратегических направлений развития Евросоюза, выработке генеральной линии политической интеграции. Европейский совет наделен и политической функцией – правом изменять основные договора европейской интеграции.
Заседания Европейского совета проходят не меньше двух раз в год (фактически четыре раза – по 2 встречи при каждом полугодовом председательстве страны-члена ЕС) в Брюсселе или в государстве-члене ЕС, представитель которого возглавляет на данный момент Совет Евросоюза, и длятся два дня[7].
На встречах Евросовета его участники обсуждают общую ситуацию, острые политические проблемы Евросоюза, ситуацию в мировой экономике и международных отношениях. В результате определяются приоритетные направления деятельности, принимаются стратегические программы и решения.
При необходимости созываются внеплановые заседания, на которых рассматривается, как правило, один крупный вопрос, требующий принятия экстренного политического решения.
По итогам встреч председательствующая сторона (Presidency conclusions) делает необходимые заключения в виде политического документа, который в дальнейшем трансформируется в правовые решения и акты. В свою очередь, они принимаются соответствующими институтами Европейского союза. Государства, поддержавшие решения Европейского Совета, обязаны их выполнять.
Необходимо отличать Европейский совет от Совета Европы и Совета ЕС. Формально Евросовет не входит в структуру институтов ЕС. Здесь осуществляется «церемониальное» руководство, то есть значимости и легитимности принятым решениям придает присутствие политиков самого высокого уровня.
Организационная структура Комиссии Европейского Союза и порядок членство в Европейском Совете
Согласно статье 17.5 Лиссабонского договора Комиссия состоит из 28 членов, включая председателя Комиссии[8]. Причем каждая страна – член ЕС должна быть представлена в Комиссии. Количество членов Комиссии должно было составлять две трети от количества государств-членов, включая должность председателя Комиссии, если Европейский Совет, действуя единогласно, не изменит данное соотношение.
Члены Комиссии будут выбираться от тех стран, чья очередь выдвигать своего представителя подошла по системе ротации, которую должен установить Европейский совет, действуя единогласно, принимая во внимание демографический и географический фактор государств-членов. В настоящее время такого решения Совета еще нет. Государства-члены с общего согласия выдвигают кандидата на пост председателя Комиссии, учитывая результаты прошедших выборов в Европарламент и сложившуюся там конфигурацию политических сил. Действуя квалифицированным большинством, Совет предлагает Европейскому парламенту его кандидатуру. Европейский парламент после обсуждения должен проголосовать за предложенную кандидатуру.
Утвержденным считается кандидат, набравший более половины голосов от списочного состава Европарламента. В случае неутверждения предложенной Европейским советом кандидатуры последний имеет месяц, для того чтобы предложить другую кандидатуру. После утверждения Парламентом кандидатуры председателя он совместно с государствами- членами и Европейским советом формирует состав Комиссии. Только пост вице-президента и Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности не подлежит согласованию с председателем.
После формирования состава Комиссии они должны пройти процедуру голосования в Европейском парламенте. И хотя каждый кандидат предстает перед «своим» профильным комитетом, который должен одобрить его назначение, состав Комиссии голосуется Европейским парламентом списком. Для того чтобы быть одобренным, Комиссия должна, так же как и в случае с председателем, набрать половину голосов плюс один от списочного состава Парламента. После одобрения состава Комиссии Парламентом, Европейский совет назначает Европейскую комиссии нового состава. Комиссия избирается сроком на пять лет через полгода после выборов Европейского парламента.
Такое совмещение сроков функционирования Комиссии и Европейского парламента было введено Маастрихтским договором в 1992 г. для усиления координации между этими двумя органами[9].
Несмотря на то что члены Комиссии назначаются и выдвигаются национальным государством, согласно договорам они должны быть независимы от них в своей работе. Это существенное противоречие сглаживается следующими положениями. Во-первых, Европейское сообщество устанавливает размер оплаты и пенсий членам Комиссии, тем самым обеспечивая им финансовую независимость от своего государства. Во-вторых, членами Комиссии выдвигаются опытные и авторитетные в своем государстве люди, которые могут отстаивать свою собственную позицию и имеют каналы, чтобы довести ее до лиц, принимающих решения.
Так, в Комиссии Жака Сантера (1995– 1999 гг.) было два бывших премьер-министра, три бывших министра иностранных дел и один бывший министр финансов. В-третьих, так как Комиссия принимает решение коллегиально, в процессе выработки решения все равно необходимо идти на определенные компромиссы, и именно члену Комиссии бывает больше всех понятно, до какого предела может пойти национальное государство в отстаивании своих прав без нанесения существенного ущерба Европейскому Союзу и в конечном итоге самому государству. И, в-четвертых, члена Комиссии может отстранить от выполнения его обязанностей только Суд Европейских сообществ строго в соответствии со статьей 247 Лиссабонского договора.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
