Меню Услуги

Комплекс игр и упражнений как средство повышения функциональных возможностей мелкой моторики руки в процессе подготовки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ К ПИСЬМУ

1.1. История проблемы подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к письму

1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ

1.3. Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОУ

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ К ПИСЬМУ

2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

2.2. Содержание работы по применению комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время центральным вопросом дошкольного воспитания является подготовка ребенка дошкольного возраста к поступлению в первый класс. Необходимо заострить внимание, в каких вопросах не стоит торопиться и почему что — то не получается или получается что — то не очень хорошо. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения [27].

При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой — учебной деятельностью. Благополучность адаптации ребёнка к среде зависит от того, насколько подготовленный он придёт. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. В школе начинается активное использование не только устной речи, но и письменной. Поэтому педагоги и родители должны представлять себе, что такое процесс письма и какими навыками должен владеть ребенок, чтобы этот процесс проходил правильно [7].

Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль [12].

Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени [15].

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков и выступают средством воспитания и развития ребёнка. Представителями фольклорного жанра были Д.К. Ушинский, К. Чуковский, М. Горький, Э. Маршак. Идеи использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях активно поддерживали Е.А. Усова, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. В 19 веке люди хорошо понимали значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни («мастер золотые руки», «большой умелец», или «руки — крюки») [7].

Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики [4].

Настоящее современное общество — мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость мелкой моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук; что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [27].

С другой стороны, в психолого-педагогической сфере идет обсуждение важности подготовки ребенка к обучению в школе, но преимущественно раскрываются использование традиционных форм работы с детьми.

Актуальность темы позволило достаточно конкретно сформулировать цель: выявить эффективность использования комплекса игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики руки детей с ОВЗ к письму.

Объект: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Предмет: повышение функциональных возможностей мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством комплекса игр и упражнений.

Гипотеза: Если в процессе подготовки руки систематически использовать комплекс игр и упражнений, то это повысит функциональные возможности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, так как игра является ведущей и привлекательной деятельностью для детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Подобрать и апробировать комплекс игр и упражнений в повышении функциональных возможностей мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ;
  3. Разработать методические рекомендации по организации и применению комплекса игр и упражнений в процессе подготовки руки старших дошкольников с ОВЗ.

Методологические основы исследования: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  2. Педагогический эксперимент;
  3. Статистические методы обработки результатов.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный нами комплекс игр и упражнений может быть использован в работе по повышению функциональных возможностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в процессе подготовки руки к письму – воспитателями, педагогами ДОО, а также будет интересен студентам педагогических колледжей.

База исследования: МБДОУ ЦРР – д/с «Аленушка» г. Вилюйска, в ходе эксперимента участвовали воспитанники старшей группы, в количестве 24 человек.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ К ПИСЬМУ

1.1. История проблемы подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к письму

 

Перестройка общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает начало обучения детей шестилетнего возраста, в связи с этим серьезное внимание ученых в области педагогики, психологии, физиологии, медицины приковано к 5 — 6-летним детям, этот возраст рассматривается как переходный от старшего дошкольного к младшему школьному (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), он представляет большой интерес для специалистов, так как понимание психофизических особенностей ребенка в этом возрасте позволяет рационально строить учебно-воспитательный процесс. Осуществление этого процесса происходит с учетом смены ведущей деятельности ребенка, состояния его готовности к обучению, успешность школьного обучения во многом будет зависеть от физической, личностной и умственной готовности ребенка к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую, ранее не известную систему требований, ставящих перед ним, ранее не встречающиеся задачи. Изучение готовности ребенка к школе как бы подводит итог всей воспитательной работе с дошкольником, направленной на его всестороннее физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие [7].

Обращает на себя внимание тот факт, что уровень готовности к школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается весьма различным, при большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения, выделяется значительная группа детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости [13].

Общеизвестно, что успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на определенном уровне дошкольной готовности, установлено — к моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как объективной действительности, в частности, важное значение для обучении грамоте имеет осознанная ориентировка в звуковой структуре речи, в ее словарном составе [13].

Е.Н. Водовозова была сторонницей индивидуального подхода к детям, учета их свойств и особенностей. По ее мнению, особые качества каждого отдельного ребенка развивать, а не подавлять, если они положительны. У детей есть много общего в их недостатках, но одновременно с этим у каждого ребенка они имеют свои оттенки, по-разному проявляются — поэтому невозможно исправлять одним и тем же средством двух детей. Педагогические указания, правила воспитания следует применять, считаясь с личностью ребенка [31].

Наряду с этим Е.Н. Водовозова отводила значительное место так называемым «механическим» работам. Круг этих работ был ею расширен другими занятиями, издавна введенными в некоторых русских семьях. Сюда относились постройки из кубиков, выкладывание из плоскостных геометрических форм (цветных мозаик), рисование красками и карандашами, лепка из глины, работа из бумаги (огибание, плетение и переплетение, вырезание и наклеивание), раскладывание и переплетение лучин, выкладывание), вышивание, работа по дереву, работа с природными материалами (горох, солома, семена), занятия с сургучом, стеариновым огарком, гипсовые работы.

Все занятия Е.Н. Водовозова попыталась расположить в некоторой системе, по возрастам, с постепенным усложнением [31].

Как отмечалось, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [20].

Е.И. Тихеева в первые годы своей педагогической деятельности подчеркивала значение родного языка в начальном обучении детей. Центральное место в ее педагогической теории занимала методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Она была приверженцем семейного воспитания. Как Е.И. Тихеева считает: «Сущность задачи детского сада заключается в том, чтобы усвоить и принять все методические приемы, на которые опирается развитие речи детей в семье, по возможности расширять, разнообразить их и проводить уже не в узких рамках семьи, а несравненно более широких условиях общественности» [33].

В качестве источника развития речи ребенка — дошкольника Е.И. Тихеева видела внешний мир, окружающие предметы и явления, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками — средствами развития. Но не меньшее значение она придавала и обучению детей дошкольников: развитию умений наблюдать, рисовать, а главное — свободно говорить на родном языке. Делу развития речи ребенка должна служить, по мысли Е.И. Тихеевой, любая деятельность, которой он увлечен: рисование, лепка, строительные материалы, игрушки, картины. Все получаемые детьми из результатов его творческой деятельности, должны соединяться со словом.

Одним из положений методики, которые лежат в основе развития речи, является то, что речь детей развивается в процессе различных видов деятельности, особенно в игре и труде, они же создают условия для общения в развитии языка [33].

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу над тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он претупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [19].

М. Монтессори рекомендовала использовать определенные дидактические материалы для развития словарного запаса, а также специфический материал способствовал развитию мелкой моторике у детей. То есть вся педагогическая методика М. Монтессори была построена на развитии сенсорных способностей ребенка при помощи дидактических игр, лепки из керамической глины, плетения ковриков, вырезания картинок, так как под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев развивалась мелкая моторика [33].

А.И. Воскресенская является одой из первых разработчиков программы подготовки ребенка к обучению грамоте. Она утверждала, что активность детей проявляется в осмыслении того, что говорит им воспитатель. Учить детей самостоятельно мыслить — важнейшая задача воспитателя. Большое внимание следует обратить на воспитание у детей умения сдерживать свои импульсивные двигательные реакции (не вовремя вставать, оборачиваться и др.), воспитывать привычки управлять своими действиями. Это важно при подготовке к письму (умение держать карандаш, проводить линии в ограниченном пространстве, например, между линейками, в клетках) [11].

Автор отмечает, что на занятиях (рисование, аппликация, конструирование, лепка) следует научить детей определять части листа бумаги и расположение рисунка, узора (верх, низ, правая и левая сторона, середина, верхний правый угол и т.д.), видеть составные части изображаемых предметов, их расположение, соотношение по величине.

По словам А.И. Воскресенской, чтобы облегчить обучение детей чтению и письму, необходимо постоянно развивать способность к зрительному анализированию целого (рисунка, узора, картин). С этой целью полезны систематические упражнения с таблицами, так называемого зрительного диктанта. Таблицы представляют собой набор комбинаций из линий, геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Воспитатель показывает детям таблицу, разбирает из каких частей составлен узор, затем дети по памяти воспроизводят его у себя на листе. Подобные упражнения проводятся и методом слухового диктанта: воспитатель, не показывая таблицу, дает словесное описание узора; дети должны представить его, запомнить и воспроизвести. Начинать эти упражнения следует с самых простых узоров, затем перейти к более сложным [11].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей 6 лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению [11].

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 — 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина [2].

 

1.2. Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

 

Особенности развития мелкой моторики при работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги дошкольных образовательных учреждений все чаще в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу своих особенностей выделяются среди сверстников в группе. Такие дети с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях. «Дети с ограниченными возможностями здоровья» — это определение не так давно появилось в педагогическом словаре, но уже сегодня стало актуальной проблемой обучение и воспитание этих детей. Специалисты, работающие с такими детьми в ДОУ, утверждают, что практически в каждой группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с особыми образовательными возможностями. Это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребенком образовательной программы. Категория таких детей достаточно разнообразна: в нее входят дети с ранним детским аутизмом, дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а так же дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дети с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и проблемами с социальной адаптацией. Стоит отметить, что дети с особенностями в развитии быстро утомляются, отличаются пониженной работоспособностью. У таких детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, а также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными. Степень развития мелкой моторики у такого ребенка определяет самые важные качества для его будущего — внимание, концентрацию и воображение, координацию в пространстве, речевые способности. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют руки ребенка, исключительно важны для его психического и умственного развития. Двигательная активность — основа развития каждого человека. Различают крупную и мелкую моторику. Та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве — это крупная моторика. А основу деятельности человека составляют навыки мелкой моторики — это совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать свои движения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием познавательных процессов и речи ребенка, уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику ребенка нужно с раннего возраста. Ребенок познает окружающий его мир с помощью тактильно-кинестетических ощущений. Руки являются одним из главных органов, которые приводят в движение процесс мыслительной деятельности детей. Детям старшего дошкольного возраста с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь для дальнейшего предотвращения ухудшения проблем со здоровьем. Если в ДОУ поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а педагог знакомится с полученными ими данными [5].

Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является педагог. Чтобы выяснить, как развивается ребенок, педагог беседует с родителями, изучает медицинскую документацию, наблюдает за ним. Во время наблюдения за ребенком педагогу нужно очень внимательно отнестись к развитию движений разного характера. К примеру, следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким ребенком, педагог отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на координацию движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. В таблице приведены данные, которые могут помочь педагогам сориентироваться в диагностике психомоторного развития детей по возрастным этапам детей младшего дошкольного возраста: Психомоторное развитие здорового ребенка 1,5-2 лет ходит самостоятельно, бегает, может ходить по лестнице вверх и вниз, бросает игрушки, поднимает. Чашку держит одной рукой, самостоятельно открывает и закрывает двери. Ребенок опрятен, даже при условии пользования памперсами с рождения. Участвует в процессе одевания и раздевания. Психомоторное развитие здорового ребенка 3 лет двигательная функция к этому времени уже значительно сформировалась. Он может некоторое время стоять на одной ноге, прыгать, бросать и ловить мяч. Рисует линии, точки, закругляет линию, держа карандаш в одной руке, выполняет раскраску. Ест самостоятельно, но неопрятно. С небольшой помощью раздевается и одевается. Психомоторное развитие здорового ребенка 4 лет у здорового ребенка значительно развита моторика. Он свободно ходит, много бегает, умеет выполнять движения в заданном ритме. Самостоятельно одевается, раздевается, ест. Учится ходить на лыжах. Конструирует из кубиков, делает поделки из песка, работает с крупной мозаикой; с книжками раскрасками справляется без помощи. Знает основные цвета и формы. Ребенок различает пространственные направления (направо, налево, под, над, к). Умеет правильно держать карандаш, рисует красками. Может рисовать по заданию. Психомоторное развитие ребенка 1,5-2 лет с нарушениями в развитии не ходит. С детьми не играет. Шагать по лестнице, даже с поддержкой, не может. Чашку не удерживает, дверь открыть не может. Цвета не всегда различает, даже по аналогии. Сам сесть на стульчик не может. Сам из кружки не пьет. В процессе одевания-раздевания участия не принимает. Психомоторное развитие ребенка 3 лет с нарушениями в развитии ходит с посторонней помощью, координация движений недостаточна (ребенок бросает мяч и тут же падает). Сам не ест, рисует только хаотичные линии. Сам не одевается и не раздевается. Психомоторное развитие ребенка 4 лет с нарушениями в развитии двигательные возможности резко ограничены. Самостоятельно не одевается, ест с помощью взрослых. Ручные действия значительно отстают в своем развитии. Ребенок путает основные цвета и формы, путает понятия «право-лево» [7].

Следуя рекомендациям таблицы, каждый педагог ДОУ может своевременно выявить ребенка с неярко выраженными отклонениями в психофизическом развитии и определить отличительные особенности развития здорового ребенка и ребенка с нарушениями в развитии. Как показывает практика, дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям). Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться ими действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек. Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности детей с нормальным психомоторным и речевым развитием. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные действия (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру и т.п.). Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, при воздействии качественного воспитательного процесса, способен правильно развиваться в психическом и личностном направлении. В физиологическом плане рука ребенка старшего дошкольного возраста несовершенна, она постоянно растет и развивается. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и сопровождается нарушением речевых навыков. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Все ученые, изучающие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ необходимо проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. В работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики рук, нужно придерживаться некоторых правил: — учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение; — задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности; — работу проводить регулярно, систематически; — соблюдать временной распорядок, чтобы не вызвать переутомления ребенка; — повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру; — заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Специфика работы педагога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ заключается в особом сочетании методов и приемов. Педагоги используют разнообразные методы, направленные на изучение ребенка, разработку и апробацию содержания, форм и технологий образования, и педагогические методы как способы воспитания и обучения детей с ОВЗ для развития мелкой моторики: — метод практических упражнений; — словесный метод; — метод дистанционного управления; — метод наглядности; — метод стимулирования двигательной активности; — игра. Упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, развивают речь. В процессе работы развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму. С этой целью используются традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики. Традиционные методы развития мелкой моторики: — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щетками и т.д.); — игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения); — графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.; — художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем и т.д.; — предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.; — игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.; — кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней и другие. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. При обучении детей самомассажу используют поглаживание, растирание, легкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание. Несложные массажные упражнения, под воздействием которых достигается нормализация мышечного тонуса, улучшается координация произвольных движений, снимается излишнее напряжение, развивается ручная умелость. Самомассаж рук благотворно влияет на развитие речевых навыков, способствует развитию внимания, произвольному переключению движений. Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, способствующие развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры развивают речь: обогащают словарь, общую осведомленность, способствуют развитию правильного произношения, формируют чувство ритма. Для развития мелкой моторики используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Игры можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, игры — организаторы режимных моментов, игры — коммуникаторы, игры на формирование элементарных представлений о своем организме и практических умений заботы о своем здоровье, игры для создания положительного настроения и т.д. [8]

Все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д; — Су-Джок терапия; — пескотерапия и другие. Нетрадиционные художественные техники способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, внимания и усидчивости, зрительного восприятия и глазомера, наблюдательности и эстетической отзывчивости, изобразительных навыков и умений. В работе с дошкольниками приемы Су-Джок терапии активно используются для развития мелкой моторики пальцев рук, стимулируют речевые зоны коры головного мозга, обеспечивают развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, а так же с целью общего укрепления организма. Пескотерапия — игра с песком — важный способ развития ребенка. Играть с песком можно не только на улице, но и в группе детского сада. Играя с песком, дети развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряженность. В песочных играх можно развивать мотивацию речевого общения; формировать первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь; формировать связную речь; обучать чтению и письму. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, развивается фонематический слух и восприятие у детей. Песок может сделать занятия более интересными, увлекательными и продуктивными. Таким образом, развивая мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и развития речи. Особенности развития мелкой моторики у таких детей заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально — психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторики эти серьезные проблемы можно успешно решить [25].

 

1.3. Направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях ДОУ

 

Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонко — координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга [18].

Овладение письмом — длительный, трудоемкий процесс. Значительное число пяти- шести — семилетних детей испытывают трудности в освоении письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно — напряженного, тревожного состояния ребенка в школе [3].

Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснять родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной технике письма.

Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание — и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно [11].

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

  1. развитие ручной умелости;
  2. развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;
  3. развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  4. развитие изобразительных и графических умений детей [3].

Как отмечает Т.И. Гризик, кандидат педагогических наук, письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Беседы с педагогами, наблюдения за их работой, ее анализ позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты в процессе подготовки детей дошкольников к обучению письму [15].

Положительным является то, что все понимают необходимость и значимость такой работы, и большинство воспитателей имеют практический опыт. Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон подготовки (например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) [33].

Вместе с тем анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников [33].

Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого [33].

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по 4 основным направлениям:

1.Развитие руки.

2.Подготовка к технике письма.

3.Аналитико-синтетическая деятельность.

4.Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание [33].

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка [33].

Т.И.Бабаева обращала свое внимание на этот вопрос тоже и выделяет следующие компоненты по подготовке руки к письму:

— развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

— развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.)

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

— развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений) [3].

Содержание работы по подготовке руки старших дошкольников к письму. Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно готовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание — и специально подобранные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно [11].

В детском саду абсолютно все занятия направлены на развитие ребенка: физическое воспитание, экологическое воспитание, развитие речи, сенсорное воспитание и т.д. На каждом из занятий воспитатель продумывает те или иные комплексы упражнений и заданий на развитие и тренировку мелких мышц кистей рук и пальцев [26].

Богата разными видами работа по изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму [25].

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т.д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну картинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть [3].

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки:

— штриховать в заданном направлении

— не выходить за контуры фигуры

— соблюдать параллельность линий

— не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки — трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. Способ штриховки сообщает воспитатель [3].

Учитель — новатор Е.Н. Потапова успешно применяет работу с линейками — трафаретами и штриховкой подготовке к письму шестилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картина обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми и т.д. У каждого ребенка должен быть свой личный альбом для штриховки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игры «От дома к дому», «Кто быстрее — кто ровнее?», «Парашютисты». Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо [3].

В начале каждого занятия надо показать детям как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно. Через 2-3 минуты непрерывного письма (обычно за это время ребенок заполняет одну — две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассмотрение работ, затем заполняются еще две строки. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки [3].

В ручную умелость относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку можно сложить пополам лист бумаги, сделать ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье [24].

Могут организовываться небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняют их названия, знакомятся с образцами вышивок. Знакомятся с иголкой, видами швов, постепенно осваивают шитье [9].

Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать сначала пуговицу с двумя отверстиями, затем с четырьмя [3].

Таким образом, мелкая моторика развивает зоны головного мозга, отвечающие за функции речи. Но и крупная моторика посредством физических упражнений тренирует и укрепляет связь с другими структурами головного мозга, что благоприятно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить руку дошкольника к процессу письма, сформировать образ графических изображений. Гризик Т.И. и Бабаева Т.И. раскрывают основные направления подготовки руки к письму. Подробно излагают содержание каждого направления, которые находят свою реализацию на занятиях в детском саду.

Вывод по первой главе. Уровень готовности к школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается весьма различным, при большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения, выделяется значительная группа детей, которых характеризует недостаточный уровень так называемой школьной зрелости.

Стоит отметить, что дети с особенностями в развитии быстро утомляются, отличаются пониженной работоспособностью.

Особенности развития мелкой моторики у таких детей заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка. Детям старшего дошкольного возраста с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь для дальнейшего предотвращения ухудшения проблем со здоровьем.

Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.


Страницы:   1   2