1.3 Методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка
При конкуренции появляется трудность оценки уровня конкурентоспособности частных кредитно-финансовых учреждений. Проблема заключается в определении плюсов и минусов в их работе и соответствующей разработке стратегии поддержания и укрепления конкурентных сторон.
Добиться поставленной цели можно при наличии оперативной и беспристрастной методики оценки конкурентоспособности, которая основывается на:
- системе внутренней отчетности;
- системе сбора информации внешней среды;
- системе изучения и анализа информации;
- — системе маркетинговых исследований и работ.
Итак, большая роль в системе сбора внешней маркетинговой информации отводится данным о конкурентах, помогающим делать точные выводы о конкурентных преимуществах банка. Комплексный анализ внешней и внутренней среды банка проводится с использованием таких инструментов, как SWOT-, PEST-анализ, матрица оценки конкурентов, анализ конкурентных сил Портера и др.
Рассмотрим эти методы подробнее. Английская аббревиатура SWOT – анализа означает комплекс — «сильные стороны — слабости — возможности — угрозы».
Анализ по методу SWOT направлен на выявление сильных и слабых сторон банка, всестороннее изучение возможностей и угроз внешней среды. За счет их сравнения можно сформировать стратегические цели и саму стратегию.
Для более детализированного исследования и изучения внутренней среды банка используют SNW-анализ – это выявление сильных, нейтральных и слабых сторон финансовой организации.
Разделение позиций на сильные и слабые стороны является отличительной чертой SWOT-анализа, но в SNW-анализе система оценки дополняется нейтральной позицией, которая соответствует, обычно среднеотраслевым значениям оценки того либо другого фактора по таким же финансовым учреждениям. С помощью такого подхода можно провести изучение нейтральной позиции того либо другого фактора, влияющего на финансовую деятельность банка.
Метод PEST-анализа является полезной методикой изучения рынка, позиции банка, потенциала и направления бизнеса. С помощью PEST-анализа определяются причины наружного окружения финансовой компании, выделяются максимально важные и значимые. В итоге PEST — анализа выбираются главные факторы макросреды, которые будут создавать возможности и угрозы для банка в прогнозируемом периоде.
Анализ конкуренции по М.Портеру определяет уровень конкуренции в отрасли по пяти позициям:
— по соперничеству уже имеющихся конкурентов между собой.
— по появлению новых конкурентов.
— по появлению товаров-заменителей.
— по способности поставщиков торговаться.
— по способности потребителей торговаться.
Матрица оценки конкурентов используется для оценки применительно к анализируемому банку и конкурентам. В практике управления она является одним из популярных инструментов. Суть методики заключается в сравнении конкурентов по определенному списку критериев. Оценку проводят эксперты с помощью пятибалльной системы.
Оценка конкурентоспособности банка опирается, как правило, на финансовый анализ и может проводиться по частным, разработанным различными авторами методикам.
Одна из таковых методик была разработана профессионалами под управлением Кромонова В., по ней рассчитываются такие коэффициенты, как: генеральный показатель надежности, показатель мгновенной платежеспособности, кросс-показатель, генеральный показатель ликвидности, показатель защищенности капитала, показатель фондовой капитализации прибыли. Все коэффициенты составлены таким образом, что чем они больше, тем лучше. После расчета коэффициенты складываются с определенными весами, и выходит показатель надёжности. Методика довольно доступна, но носит личностный характер, не считая того, вызывает вопрос обоснованности показателей «фильтра Кромонова», так называются условия, нужные для участия банка в рейтинговом списке.
Методы оценки конкурентоспособности подразделяются на графические, матричные, количественные и комбинированные. Одним из методов является метод анализа иерархий, разработанный американским ученым Томасом Саати и широко используемый при решении многокритериальных задач. Данный метод предполагает декомпозицию проблемы на составные элементы и их обработку экспертом, проводящим исследование. Достоинством метода является совокупность качественных и количественных оценок, возможность учета разнообразных мнений экспертов, вербальных характеристик, масштабируемость, учет противоречивых характеристик.
По мнению Томаса Саати, экономические свойства продукта умеренно превалируют по степени влияния на общую конкурентоспособность продукта, так как среднестатистического потребителя при размещении собственных средств на депозит в большей степени будет интересовать уровень дохода, который он сможет получить, чем прочие характеристики продукта. А уровень ликвидности и активов будут говорить о надежности финансовой организации, что также очень важно для потребителя. При этом нельзя умалять важность потребительских характеристик, поэтому автором была выставлена оценка, характеризующая превышение важности одного фактора над другим на уровне ниже среднего. Попарное сравнение показателей позволяет сделать вывод, что экономические свойства продукта в большей степени влияют на показатель конкурентоспособности.
Среди потребительских характеристик уровень риска при размещении средств на депозит и сила бренда автором были выделены как наиболее весомые факторы конкурентоспособности, оценка которых отражает заметное превалирование по степени значимости над прочими факторами. Вопрос репутации банка, надежности сохранности сбережений встает перед потребителем в первую очередь наряду с уровнем процентной ставки при выборе банка для размещения депозита.
Методика рейтингового агентства Banks-rate достаточно ординарна, при помощи ее все желающие лица могут без помощи других рассматривать финансовое состояния требуемого российского банка. Сущность ее состоит в том, что берутся балансы финансовой компании за прошедшие 3 года, потом производится на их базе расчет ряда сводных коэффициентов, которые потом представляются в динамике (помесячно). За счет этого появляется возможность оценки эффективности работы того либо другого банка, выделить главные направления и акценты в его работе, выявить «запас прочности», также найти возможности его предстоящего развития.
Кроме того, выделим методику оценки деятельности коммерческого банка на базе балансовых уравнений. Она была описана Масленченковым Ю. и Комановым В., для ее проведения нужно выстроить измененное балансовое уравнение «Активы=Пассивы», созданное для изучения продуктивности использования обратных средств коммерческого банка. Главная задача методики заключается в оценке профессионального использования существующих в распоряжении банка пассивов (но не величины доходности и уровня платежеспособности), также всесторонне изучить разные стороны денежного состояния коммерческого банка исходя из убеждений сбалансированности меж доходностью и платежеспособностью. В соответствии с данным способом оценки банковской деятельности, нужно рассматривать публикуемую отчетность за два периода.
В соответствии с исследованиями, не все методики, которые созданы для определения надежности, устойчивости, состоятельности финансовой компании, имеют смысл при оценке ее конкурентоспособности, в связи с тем, что возможность использования того либо другого способа определяется специфичностью расчета общего уровня конкурентоспособности, который предполагает разное, не постоянно полноценное, изучение банковской деятельности.
Например, в методике оценки конкурентоспособности банков, которую дает Буздалин А.В., лежат способы многокритериального оценивания. В качестве критериев автор рекомендует проводить оценку: общей величины активов, общей величины обязательств, общего размера собственных средств банка, размера вкладов физлиц, размера бюджетных счетов. Отдельно автор подчеркивает выраженную статистическую зависимость данных критериев: наиболее высокое значение какого-нибудь из них должно сопровождаться ростом значений других критериев, которые определяют преимущество 1-го банка над соперниками. Однако при всем этом разумеется, что итог оценки 5 критериев, которые по собственной сути являются данными баланса, не может считаться итоговым показателем конкурентоспособности банка.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» оценивает финансовые учреждения по собственной уникальной методике, которая базируется на финансовом анализе деятельности банка. В соответствии с данным анализом определяется текущая платежеспособность и ликвидность, производится качественная оценка особенностей риска банков, которые отражают общую устойчивость. При всем этом в качестве финансово-экономических факторов анализируется размер бизнеса банка, достаточность капитала, структура и качество активов, структура и диверсификация обязательств, оценка платежеспособности, расчетные коэффициенты и показатели ЦБ России, эффективность деятельности и рентабельность банка.
Среди основных факторов качественного анализа выделяется: история, репутация и значимость банка, организационная структура и управление кадрами, стратегия развития банка, эффективность кредитной политики, управление финансовыми ресурсами и потоками, управление рисками и система принятия решений в банке, региональная банковская политика и филиальная сеть, техническая оснащенность, структура собственников и качество корпоративного управления. Также надо выделить операционную среду деятельности банка, включающую оценку внешних факторов, которые так или иначе могут повлиять на деятельность банка, например, требуется анализ макроэкономических тенденций, структуры банковской системы и уровня конкуренции, государственного регулирования, правовой среды деятельности банка.
Анализ данных факторов предполагает субъективную оценку целой системы показателей, которая проводится специалистами агентства, в результате чего, рейтингуемые банки разбиваются на четыре класса конкурентоспособности: A, B, C и D. Несмотря на определенную субъективность, данный рейтинг достаточно полно оценивает уровень банковской конкурентоспособности, так как основывается на подробном анализе внутренней и внешней среды банков.
Рассмотрим методику оценки конкурентоспособности банка авторов Спицына И.О. и Спицына Я.О. По ней осуществляется сопоставление положения анализируемого банка с положением основных конкурентов по ряду критериев: абсолютной и относительной доли рынка, тенденции доли рынка, относительной доходности деятельности, относительному качеству и стоимости предоставляемых услуг, появлению новых услуг, степени концентрации клиентов, относительной капиталоемкости деятельности банка. Затем осуществляется экспертная оценка важности показателей, все они приводятся к единой пятидесятибалльной шкале, и на основе шкалы выполняется расчет степени банковской конкурентоспособности.
Данная методика отличается от других охватом количественной и качественной характеристики деятельности банка.
Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. указывают, что оценка конкурентоспособности банка проводится не только конкурентами, клиентами, но и иностранными инвесторами, для которых конкурентоспособность кредитной организации соответствует инвестиционной привлекательности. Авторы считают, что банковская конкурентоспособность определяется как экономическими факторами, так и факторами неэкономического характера, в связи с чем, выделяют двадцать наиболее важных качественных критериев оценки банка корпоративными клиентами и физическими лицами: уровень доверия к банку, квалификация персонала, уровень популярности банка, качество предоставляемых услуг, соответствие политики банка интересам региона, развитость филиальной сети и.др.
Таким образом, анализ приведенных методик оценки конкурентоспособности коммерческого банка позволяет сделать следующие выводы:
— значительная часть методик основывается на оценке количественной стороны внутрибанковской работы, при этом качественные показатели банковской работы не учитывается, соответственно, это заметно уменьшает полноту результатов анализа деятельности банка;
— некоторыми авторами предлагаются качественные показатели неконкретного характера, зачастую они представляют собой ответы на вопросы анкеты (к исключениям можно отнести ряд рейтингов, в частности, «Эксперт РА»);
— большинство методик предполагают получение субъективной оценки, так как в их основе лежит использование экспертных оценок, хотя и в разной степени;
— в основе значительной части методик лежит система внутренней информации, при этом не учитывается или учитывается в малой степени состояние внешней среды, а она имеет большой вес в формировании конкурентоспособности банков;
— как правило, при оценке конкурентоспособности не анализируется эффективность продуктовой и тарифной политики. Это серьезный недостаток рассмотренных методик, так как основной вид деятельности кредитной организации — оказание услуг клиентам;
— при оценке качественных показателей производится суммирование произведений результатов их балльной оценки коэффициента значимости, что говорит о недостаточности исследовании методов и возможности их применения в банковской области.
Выводы:
Изучение теоретических основ конкуренции в современной банковской сфере позволило сделать следующие выводы:
- В экономической литературе вопрос о банковской конкуренции относится к дискуссионным, что объясняется отсутствием общепринятого определения «конкуренция». При этом, большинство экономистов не отождествляют, а разделяют понятия банковской конкуренции и конкуренции в банковской сфере. Исследование различных определений позволило заключить, что банковской конкуренцией называют конкуренцию на рынке банковских услуг, участниками которого могут быть как банки, так и небанковские кредитные организации, а межбанковской конкуренцией является конкуренция в банковском секторе.
- На конкурентоспособность финансово-кредитной организации влияет ряд факторов, которые можно подразделить на количественные и качественные. К количественным показателям банковской конкурентоспособности можно отнести величину активов, размер собственного капитала, показатели надежности кредитной организации и ряд других. Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность банка, выделяют имидж банка, доступность банковских услуг в регионах, клиентоориентированность банка и другие
- Методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка в большинстве своем основываются на анализе количественной стороны внутрибанковской работы. Но зачастую не учитываются качественные показатели банковской работы, что является отрицательной стороной, так как заметно уменьшает полноту результатов анализа деятельности банка. Также нужно отметить, что при применении значительной части методик получается субъективная оценка, так как в их основе лежит использование экспертных оценок, хотя и в разной степени. Также недостатком методик является отсутствие анализа эффективности продуктовой и тарифной политики.
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «МКБ»
«Московский кредитный банк» (публичное акционерное общество) является крупнейшим российским банком и среди них занимает 10 место по активам-нетто.
По оказываемым услугам банк в основном привлекает клиентские деньги, причем эти средства достаточно диверсифицированы (между юридическими и физическими лицами), а вкладывает средства в основном в кредиты, причем больше в кредиты юридическим лицам (т.е. является корпоративным кредитным).
Банк обслуживает клиентов в розничном, корпоративном (в т.ч. малом и среднем), инвестиционном и международном сегментах, его отличает:
— развитая линейка процентных и непроцентных продуктов и услуг для каждого сегмента;
— развитая региональная сеть и дистанционные каналы;
— комплексные предложения клиентам.
Высшим органом управления ПАО «Московский кредитный банк» является Общее собрание акционеров. Банк проводит ежегодно годовое Общее собрание акционеров. Годовое Общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов – Председателя Правления и Правления.
В таблицах 2 и 3 представим структуру баланса (активов и пассивов) ПАО «МКБ» за 2015-2017 гг.
Таблица 2 Динамика и структура активов ПАО «МКБ» за 2015-2017 гг, млн. руб.
| Наименование показателя | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | Абсол. отклонение | Относ. Отклонение,% |
| Наличность | 53001 | 114127 | 94254 | 41253,00 | 177,83 |
| Обязательные резервы | 5918,7 | 7227,9 | 8855 | 2936,30 | 149,61 |
| Ссудная задолженность, в т.ч. кредиты | 1003881 945983 | 1184633 1162384 | 1670324 1628826 | 666443,00 682842 | 166,39 172,18 |
| Финансовые инструменты | 153677,1 | 137329 | 129660 | -24017,10 | 84,37 |
| Средства в расчетах | — | 21 | 264,8 | — | — |
| Дебиторская задолженность | 6765,9 | 2864 | 7094 | 328,10 | 104,85 |
| Требования по получению процентов | 8289,3 | 12961 | 11159 | 2869,70 | 134,62 |
| Имущество | 6859 | 6565 | 6598 | -261,00 | 96,19 |
| Прочие активы | 2146 | 2451,9 | 2246,9 | 100,90 | 104,70 |
| Долгосрочные активы, предназначенные для продажи | — | 622 | 1010 | — | — |
| Отложенный налог на прибыль | — | 962 | 2248 | — | — |
| ИТОГО АКТИВОВ | 1240538 | 1469763,8 | 1933713,7 | 693175,70 | 155,88 |
Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что на конец 2017 г. величина активов ПАО «МКБ» составила 1933.71 млрд.руб., то есть по сравнению с концом 2015 г. активы банка увеличились на 55,88%. Наибольший удельный вес в структуре активов приходится на ссудную задолженность.
Пассивы банка представим в таблице 3.
Таблица 3 Динамика и структура пассивов ПАО «МКБ» за 2015-2017 гг, млн. руб.
| Наименование показателя | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | Абсол. отклонение | Относ. отклонение |
| Источники собственных средств | 83143 | 83661 | 110954 | 27811,00 | 133,45 |
| Резерв на возможные потери | 52861 | 89021 | 106763 | 53902,00 | 201,97 |
| Привлеченные средства | 1092502 | 1280092 | 1693605,9 | 601103,90 | 155,02 |
| Прочие обязательства | 10975 | 15944 | 21093,8 | 10118,80 | 192,20 |
| Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости | 561 | 1045,8 | 1297 | 736,00 | 231,19 |
| ИТОГО ПАССИВОВ | 1240538 | 1469763,8 | 1933713,7 | 693175,70 | 155,88 |
Анализ таблицы 3 свидетельствует о росте значительном росте таких статей пассива, как резерв на возможные потери и финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости. Данные статьи баланса увеличились на 101,97% и 131,19% соответственно, по сравнению с 2016 г. Источники собственных средств также увеличился, но в меньшей степени, чем другие статьи баланса, в частности, их рост составил 33,45%.
На внутреннем рынке межбанковских кредитов ПАО «Московский кредитный банк» банк работает как в сторону привлечения, так и размещения. В последние месяцы в большем объеме привлекает средства.
Прибыльность источников собственных средств, которая рассчитывается по балансовым данным, увеличилась за 2017 год с 3.21% до 12.56%. При этом рентабельность капитала ROE увеличилась за год с 3.89% до 7.48%. Показатели прибыльности за 2015-2017 гг представим в таблице 4.
Таблица 4 Показатели рентабельности ПАО «Московский кредитный банк» за 2015-2017 гг, %
| Наименование показателя | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | Абсол. отклонение |
| Рентабельность активов | 0,56 | 0,42 | 0,91 | +0,35 |
| Рентабельность капитала | 4,77 | 3,89 | 7,48 | +2,71 |
Прибыль банка после налогообложения на 1 января 2018 г. составила 13 939 458 тыс. руб., увеличившись в несколько раз по сравнению с 2017 г (тогда прибыль банка после налогообложения составила 2 688 705 тыс. руб.) Рейтинг кредитоспособности банка МКБ от аккредитованных рейтинговых агентств (по состоянию на 15 апреля 2016 г.) представлен в Приложении 1.
За прошедший месяц данные рейтинговых агентств не менялись. Анализ кредитоспособности по рейтингам ведущих агентств свидетельствует о том, что прогноз по большей части негативный. Это говорит о преобладании отрицательных тенденций в кредитной политике банка.
Наращивая кредитный портфель ПАО «Московский кредитный банк» продолжает активную работу, направленную на создание комфортной бизнес среды, разрабатывает новые программы для дальнейшего развития сегмента малого и среднего бизнеса и реализует адресный подход к действующим и потенциальным заемщикам. В таблице 5 рассмотрим динамику кредитного портфеля ПАО «Московский кредитный банк».
Таблица 5 Динамика кредитного портфеля ПАО «Московский кредитный банк», тыс.руб.
| Наименование показателя | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | Абсол. отклонение | Относ. отклонение |
| Межбанковские кредиты | 130525385 | 77817545 | 51792417 | -78732968 | 39,68 |
| Кредиты юр. лицам | 697139146 | 982242393 | 1482056001 | 784916855 | 212,59 |
| Кредиты физ. лицам | 118319083 | 102324404 | 94977865 | -23341218 | 80,27 |
| ИТОГО | 945983614 | 1162384342 | 1628826283 | 682842669 | 172,18 |
Анализ кредитного портфеля позволяет сделать несколько выводов. В первую очередь, очевидно, что ПАО «МКБ» специализируется на выдаче кредитов юридическим лицам. Данное направление заметно преобладает в структуре кредитного портфеля, кроме того, оно увеличивается с каждым годом. По данным на 1 января 2018 г по сравнению с январем 2016 г. кредиты юридическим лицам увеличились на 112,59% и составили 1 482 млрд.руб. На кредиты физическим лицам приходится меньший удельный вес и доля данного направления уменьшается с каждым годом в кредитном портфеле ПАО «МКБ». По итогам 2017 г выдача кредитов физическим лицам уменьшилась почти на 20% и составила 94,98 млрд.руб. Кредиты банкам занимают также крайне невысокую долю в кредитном портфеле ПАО «МКБ» и показывают тенденцию к уменьшению. За 3 года снижение произошло более, чем в 2 раза – на 60,32%. Доля ПАО «МКБ» на рынке кредитования физических лиц составляет 0,72%, тогда как на рынке кредитования юридических лиц почти в 3 раза больше – 2,1%.
Рассмотрим качество кредитного портфеля, проанализировав степень обеспеченности выданных кредитов (таблица 6).
Таблица 6 Степень обеспеченности выданных кредитов, тыс.руб.
| Наименование показателя | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | Абсол. отклонение | Относ. отклонение |
| Ценные бумаги, принятые в обеспечение по выданным кредитам | 85682389 | 105707266 | 115868345 | 30185956 | 135,23 |
| Имущество, принятое в обеспечение | 207656531 | 227402541 | 226820676 | 19164145 | 109,23 |
| Драгоценные металлы, принятые в обеспечение | 0 | 0 | 0 | — | — |
| Полученные гарантии и поручительства | 4088012198 | 4599206395 | 5482789471 | 1394777273 | 134,12 |
| ИТОГО | 4381351118 | 4932316202 | 5825478492 | 1444127374 | 132,96 |
Анализ таблицы 6 позволяет предположить, что банк делает упор на диверсифицированное кредитование, формой обеспечения которого являются гарантии и поручительства. Общий уровень обеспеченности кредитов достаточно высок и возможный невозврат кредитов, вероятно, будет возмещен объемом обеспечения.
Сравним кредитные предложения ПАО «МКБ» по потребительским кредитам с другими банками (таблица 7).
Таблица 7 Условия потребительских кредитов ПАО «МКБ» и других российских коммерческих банков
| Характерные особенности | ПАО «МКБ» | ПАО «Авангард» | ПАО «Росбанк» | АО «Альфа-банк» | АО «Банк Русский стандарт» |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Подтверждение дохода и трудовой занятости | необязательно | необязательно | обязательно | Не обязательно | необязательно |
| Сумма кредита | до 3 миллионов рублей | до 5 миллионов рублей | до 4 миллионов рублей | До 3 млн руб. | До 5 млн руб |
| Процентная ставка | от 10.9% в рублях | от 14% в рублях | от 11,5% | От 14 | От 15,8 |
| Срок кредита | До 15 лет | До 10 лет | До 5 лет | До 10 лет | До 15 лет |
Анализ таблицы 7 позволяет сделать вывод о том, что условия кредитования ПАО «МКБ» выгодно отличаются от условий других коммерческих банков. Процентную ставку по нецелевому потребительскому кредиту ПАО «МКБ» предоставляет одну из самых низких – от 10,9%, при этом срок кредита может быть до 15 лет. Но данная процентная ставка действует при сумме свыше 750 тыс.руб, при условии наличия положительной кредитной истории в ПАО «МКБ». Кроме того, требуется страхование жизни при получении данного кредита.
Тем не менее, в кредитной политике банка присутствуют отрицательные тенденции. Об этом свидетельствует:
— негативные прогнозы рейтинговых агентств по оценке кредитоспособности банка;
— основной формой обеспечения кредитов является гарантии и поручительства. С одной стороны, это хорошо, банк таким образом страхует себя от рисков, с другой стороны, если планируется активное развитие кредитования малого и среднего бизнеса, то необходимо предоставить и более лояльные условия выдачи кредитов, сосредоточившись на методике оценки кредитоспособности заемщика.
— предоставление недостоверных сведений об услугах. Банк предлагает крайне низкие ставки в своих рекламных слоганах, также говорится о выдаче кредитов без страховки и залога. Тем не менее, по отзывам клиентов с сайта banki.ru можно сделать вывод, что выдача кредитов идет или под высокий процент, или со страховкой.
Таким образом, анализ финансовой деятельности и статистические данные за прошедший год кредитной организации Акционерное общество «МКБ» свидетельствуют о наличии некоторых негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. Это свидетельствует о недостаточно эффективной кредитной политике.
