Заявка на расчет
Меню Услуги

Конкурентоспособность коммерческого банка и пути ее повышения (на примере ПАО «Московский кредитный банк »). Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Оценка уровня конкурентоспособности ПАО «МКБ»

 

Оценку конкурентоспособности банка начнем с оценки внешней среды. Для анализа внешней среды воспользуемся методом PEST –анализа.

PEST-анализ – это инструмент, применяемый для выявления аспектов внешней среды, в частности политических, экономических, социальных и технологических.

Рассмотрим факторы внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность исследуемого банка (таблица 8). Безусловно, все факторы внешней среды оказывают влияние на ПАО «МКБ». Политические факторы регулируют банковскую сферу и во многом её ограничивают.

Таблица 8 PEST-анализ деятельности ПАО «МКБ»

Политические факторы Экономические факторы
— государственное регулирование в отрасли (возможное изменение законодательства);

— государственное регулирование конкуренции (поддержка государственных банков, к которым не относится ПАО «МКБ»)

— нестабильная политическая ситуация стране;

— политика ЦБ РФ, направленная на сокращение числа банков

— инфляция (от неё зависит уровень заработной платы персонала, уровень дохода у банка)

— повышение или уменьшение кредитной ставки;

— изменение спроса на банковские услуги;

— изменение политики налогообложения банков;

— кризис (сокращение работников, неблагоприятное положение с финансами)

Социальные факторы Технологические факторы
— изменение в стиле и уровне жизни (люди начинают ценить удобство и комфорт, предпочитают приобретать вещи в кредит)

— отсутствие банковских специалистов нужной квалификации;

— бренд и репутация банка

— развитие банковских технологий;

— использование возможностей сети Интернет (онлайн-выдача кредита);

— научно-технический прогресс.

 

Кроме того, введенные в 2014 г. санкции Европейского Союза и США оказали двойственное влияние на развития ПАО «МКБ». С одной стороны, поддержка государства, имеющая место быть в России в настоящее время, оказывает положительное влияние. С другой стороны, санкции привели к дестабилизации экономики и затяжному кризису, что отрицательно сказывается на деятельности банка.

Возможность получать новые технологические разработки для банка (например, онлайн-консультации и другие Интернет-технологии) означает наличие способности оказывать наиболее высокий уровень услуг. Тем не менее, наиболее значимыми являются экономические факторы – их совокупный вес составил 21 балл. Наименьшее влияние оказывают социальные факторы – их значение эксперты оценили в 8,4 балла.

Для анализа внутренней среды воспользуемся методом SNW, где N – нейтральная позиция, фиксирующая среднерыночное состояние, так как чтобы победить в конкурентной борьбе иногда достаточно такого положения дел, при котором позиция предприятия относительно всех своих конкурентов по большинству ключевых позиций находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S. SNW-анализ проводится на основании экспертных оценок. В качестве экспертов выступало руководство центрального офиса ПАО «МКБ» и специалисты отдела маркетинга. SNW-анализа для исследуемого банка представлен в Приложении 2.

Данные анализа свидетельствуют, что, по мнению экспертов, банк имеет среднюю (по 11 характеристикам) и низкую (по 4 характеристикам) позицию на рынке. И 4 позиции представляет сильную сторону – это уровень технической оснащенности, имидж банка, квалификация персонала и ассортимент оказываемых услуг.

На основе данных PEST и SNW-анализа проведем комплексный SWOT- анализ.

Для SWOT-анализа необходимо определить сильные и слабые стороны организации и провести оценку рынка, то есть выделить возможности банка и угрозы, стоящие перед ним. Для анализа были использованы следующие параметры оценки возможностей и угроз для деятельности банка: спрос, конкуренция, сбыт, экономические, политические, международные факторы.

Сильные и слабые стороны ПАО «МКБ», а также возможности и угрозы банка представлены в таблице 9.

Таблица 9 Сильные и слабые стороны ПАО «МКБ», возможности и угрозы банка

Сильные стороны (S) Возможности (О)
Имидж банка

Высокий уровень технической оснащенности

Квалифицированный персонал

 

Расширение клиентской базы.

Выход на новые рынки (к примеру, осуществление трастовых операций, расширенные виды вкладов – вклады с премиальной ставкой)

Уход конкурентов с рынка (отзыв лицензий у многих коммерческих банков)

Снижение налогов и пошлин

Развитие технологий

Слабые стороны (W) Угрозы (T)
Большая текучесть кадров

Низкий уровень затрат на продвижение услуг банка на рынок (слабая организация маркетинга).

Низкие проценты по вкладам населению (непроработанная ценовая политика);

Отсутствие стратегии организации

Слабая активность по внедрению новинок

Неполный ассортимент

Расширение ассортимента оказываемых услуг конкурентов.

Экономическая ситуация

Снижение спроса на банковские услуги

Появление новых конкурентов.

 

 

SWOT-анализ позволил наглядно сформировать угрозы и возможности банка. Можно сделать вывод, что с помощью некоторых возможностей банка существует вероятность нейтрализовать часть основных угроз. Например, за счет разработки эффективной маркетинговой стратегии можно снизить угрозу снижения спроса на банковские услуги.

Проведенный анализ показал, что наибольшее влияние на банковский рынок оказывают экономические факторы внешней среды; движущими силами отрасли являются изменения в долгосрочных темпах роста отрасли, изменение в государственной политике и регулирование, конкуренция в отрасли является достаточно жесткой. Основными негативными моментами деятельности банка на рынке является слабая маркетинговая политика. Из преимуществ можно выделить высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы, имидж ПАО «МКБ».

SWOT-анализ деятельности ПАО «МКБ» позволил выявить такую проблему, как неполный ассортимент. Это свидетельствует о необходимости разработки новой стратегии маркетинга банка.

В рамках изучения внешней среды банка построим матрицу оценки конкурентов на основании данных руководства ПАО «МКБ» (это даст возможность определить, как само руководство оценивает позиции банка). Показатели оценки конкурентоспособности были получены на основании опроса экспертов. Экспертами выступили топ-менеджеры ПАО «МКБ» — начальник отдела по работе с юридическими клиентами, начальник отдела продаж физическим лицам, главный бухгалтер, начальник отдела маркетинга.

ПАО «МКБ» входит в 10 крупнейших банков по размеру чистых активов. Поэтому к числу основных конкурентов ПАО «МКБ» относятся: АО «Банк Русский стандарт», ПАО «Авангард», АО «Альфа-банк», ПАО «Росбанк» и ПАО «Райффайзенбанк». Сравним финансовые результаты данных банков на основе показателей рентабельности активов и капитала банков за 2017 г.

Результаты анализа показателей рентабельности банков представлены в таблице 10.

Таблица 10 Сравнение финансовых результатов ПАО «МКБ» на 01.01.2018

Ключевые факторы оценки ПАО «МКБ» ПАО «Авангард» ПАО «Росбанк» АО «Альфа-банк» АО «Банк Русский стандарт» АО «Райф-файзенбанк»
Рентабельность активов 0,91 0,57 1,14 2,17 1,00 3,51
Рентабельность капитала 7,48 3,98 8,22 17,24 5,51 21,84

 

Как можно видеть из данных таблицы 10, по показателям рентабельности ПАО «МКБ» имеет средние по эффективности финансовые результаты. В частности, у них выше, чем у ПАО «Авангард» и АО «Банк Русский стандарт» рентабельность капитала, а вот по рентабельности активов хуже показатели только у ПАО «Авангард».

Результаты анализа конкурентов представлены в таблице 11.

Таблица 11 Матрица оценки конкурентов ПАО «МКБ»

Ключевые факторы оценки ПАО «МКБ» ПАО «Авангард» ПАО «Росбанк» АО «Альфа-банк» АО «Банк Русский стандарт» АО «Райф-файзенбанк»
Объем продаж 4 3 4 5 3 4
Маркетинговая политика 4 5 4 5 3 4
Ассортимент услуг 3 4 4 5 4 5
Уровень квалификации персонала 4 3 4 4 5 5
Качество оказания услуг 3 4 3 4 4 4
Имидж банка 4 4 5 5 3 5
Сбытовая сеть 3 4 5 4 4 4

 

Наглядно матрица оценки конкурентов ПАО «МКБ» представлена на рис.3. Матрица оценки конкурентов позволяет сделать вывод, что ПАО «МКБ» отстает от своих конкурентов по ряду позиций. К слабым сторонам банка относятся качество оказания услуг, ассортимент услуг.

Рис.3. Матрица оценки конкурентов ПАО «МКБ»

 

По мнению экспертов – руководства банка, по объему выданных кредитов ПАО «МКБ» занимает среднюю позицию – как уже было отмечено, данный банк входит в 10 крупнейших банков по активам, но АО «Альфа-банк» находится выше его по этому показателю. Примерно на одном уровне ПАО «МКБ» находится с Росбанком и Райффайзенбанком, а ПАО «Авангард» и АО «Банк Русский стандарт» находятся ниже по рейтингу. Качество оказания услуг и ассортимент ПАО «МКБ» является слабым местом. Анализ отзывов, представленных на портале Банки.ру, показал, что средняя оценка обслуживания крайне низкая – 2,24 балла из 5. Среди основных претензий клиентов можно отметить:

— навязывание дополнительных услуг;

— некорректная работа мобильных приложений банка;

— предоставление в рекламе недостоверных сведений, вводящих в заблуждение.

При этом, квалификация персонала высокая, это сильная сторона банка, но из-за высокой текучести персонала, качество оказания услуг недостаточно. В ПАО «МКБ» регулярно проводится обучение персонала. В связи с этим имидж банка достаточно высок, но по причине отсутствия широкой сбытовой сети (филиалы ПАО «МКБ» мало распространены по России, в основном банк сосредоточен на Москве и области) имидж также нельзя отнести однозначно к сильной стороне. Ассортимент услуг также относится к слабым сторонам анализируемого банка. В частности, было отмечено, что банк не предлагает проведение трастовых операций и расширенных депозитных вкладов). При этом, его ближайшие конкуренты реализуют данные услуги. ПАО «Росбанк» в 2017 г сосредоточился на направлении обслуживания юридических лиц, ПАО «Авангард» также успешно привлекает юридических лиц на обслуживание расчетных счетов. Все это свидетельствует о недостаточно полном ассортименте.

 

2.3. Оценка конкурентной позиции ПАО «МКБ»

 

Проведем оценку конкурентоспособности услуг банка по методике Спицина. Абсолютная и относительная доля российского рынка, обслуживаемая ПАО «МКБ» и банками-конкурентами указана в таблице 12.

Таблица 12 Абсолютная и относительная доля российского рынка, обслуживаемая ПАО «МКБ» и банками-конкурентами на 1.01.2018

Наименование банка Совокупная стоимость активов, млрд.руб. Абсолютная доля рынка, % Относительная доля рынка, % Ранг
1 2 3 4 5
ПАО «МКБ» 1933,7 2,27 27,17 2
АО «Альфа-Банк» 2700,8 3,17 37,95 1
ПАО «Авангард» 141,3 0,17 1,99 6
ПАО «Росбанк» 962,6 1,13 13,53 4
АО «Банк Русский стандарт» 408 0,48 5,73 5
АО «Райффайзенбанк» 970,3 1,14 13,63 3
Итого занимаемая доля рынка 7116.7 8,35 100,00
Совокупные активы российского банковского рынка 85191,8 100,00  —

 

Наибольшая доля из рассматриваемых конкурентов принадлежит АО «Альфа-банк», его относительная доля рынка 37,95%. ПАО «МКБ» также является очень крупным, он расположен на втором месте. Его относительная доля рынка 27,17%. На последнем месте из рассматриваемых банков находится ПАО «Авангард» с относительной долей рынка в 1,99%.

Далее была проведена оценка сравнительных преимуществ по качеству и цене оказываемых услуг применительно к основным направлениям деятельности банка: кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, операции с ценными бумагами, вкладные операции, обслуживание пластиковых карт, прочие услуги.

Оценить качество услуг можно с помощью следующих параметров:

— ассортимент;

— потребительские свойства услуг;

— условия их предоставления;

— способы продвижения;

— качество послепродажного обслуживания;

— уровень консультационного обслуживания.

Важность каждого из указанных параметров была определена с помощью анонимного опроса клиентов ПАО «МКБ», весомость показателей представлена в Приложении 3.

Основываясь на имеющейся информации о деятельности банков-конкурентов, проведем балльную оценку уровня развития параметров для каждого из них. С этой целью предлагаем использовать, согласно методике И.О. Спицына, Я.О. Спицына, пятидесятибалльную шкалу по следующему принципу:

50 – высокий уровень;

40 – уровень выше среднего;

30 – средний уровень;

20 – уровень ниже среднего;

10 – низкий уровень.

Разработанные балльные оценки уровня качества услуг банков представлены в Приложении 4. Сравнительный анализ уровня качества услуг, оказываемых банками – основными конкурентами, представлен в таблице 13.

Оценка качества обслуживания и профессионализм персонала оценивались на основе отзывов на сайте banki.ru.

Таблица 13 Сравнительный анализ конкурентоспособности услуг, оказываемых ПАО «МКБ» и банками-конкурентами

Наименование показателя Балльные оценки
МКБ Авангард Росбанк Альфа-банк» Русский стандарт Райффайзенбанк
Потребительские свойства услуг 40 40 50 50 30 50
Ассортимент 30 30 40 50 40 50
Условия предоставления услуг 30 40 50 40 40 40
Стоимость услуг 30 40 40 50 30 50
Способы продвижения услуг 20 40 40 50 50 40
Качество обслуживания 50 30 50 40 40 40
Профессионализм персонала 50 40 50 40 50 40
Итого 290 280 360 350 320 340
Ранг по уровню качества 5 6 2 1 4 3

 

Согласно полученным данным, по качеству услуг ПАО «МКБ» находится на предпоследнем месте, практически все банки выигрывают по данному показателю. Но нужно отметить, что такая ситуация возникла из-за недостаточно широкого ассортимента и способа продвижения услуг, непосредственно по уровню консультационного обслуживания банк получил максимальный балл.

Согласно методике И.О. Спицына, Я.О. Спицына, необходимо проанализировать также частоту появления новых услуг. Данную информацию можно получить с официальных сайтов банков. Наглядно представим ее в таблице 14.

Таблица 14 Количество новых услуг ПАО «МКБ» и банков-конкурентов за 2015-2017гг

Наименование банка 2015 г. 2016 г. 2017 г. Итого за 3 года
ПАО «МКБ» 2 4 1 7
АО «Альфа-Банк» 5 4 3 12
ПАО «Авангард» 3 3 2 8
ПАО «Росбанк» 3 4 1 8
АО «Банк Русский стандарт» 3 2 4 9
АО «Райффайзенбанк» 4 4 3 11

 

Анализ показал, что за последние три года банки существенно увеличили количество новых услуг в своем ассортименте. Лидером среди конкурентов является АО «Альфа-Банк», предложивший своим клиентам за три года 12 новых услуг. Для частных клиентов это – новые виды вкладов, проекты по перечислению средств на счета пластиковых карт. Райффайзенбанк и АО «Банк Русский стандарт» также уделяют значительное внимание вопросам разработки и предложения новых услуг своим клиентам, общее количество которых за три года составило 11 и 9 соответственно. ПАО «МКБ» и ПАО «РОСБАНК» и ПАО «Авангард» обладают меньшими объемами деятельности по сравнению с конкурентами, а следовательно, меньшими возможностями по разработке и предложению новых услуг клиентам. В таблице 15 представим основной перечень услуг коммерческих банков по кредитам и депозитам, сравним их наличие у ПАО «МКБ» и основных конкурентов

Таблица 15 Услуги коммерческих банков по кредитам и депозитам

Наименование услуги МКБ Авангард Росбанк Альфа-банк» Русский стандарт Райффайзенбанк
Потребительский кредит + + + + + +
Кредитные карты + + + + + +
Ипотечное кредитование + + + + + +
Автокредитование + + + + + +
Рефинансирование + +
Кредит в магазине (товарный кредит) + + + +
Накопительные счета + + + + + +
Депозиты + + + + + +
Индивидуальные банковские сейфы и ячейки + + +
Проведение трастовых операций +
Расширенные депозитные вклады (вклады, подразумевающие расширенные возможнос + + + +

 

Среди услуг, которые есть у конкурентов и отсутствуют у ПАО «МКБ» можно отметить рефинансирование, товарный кредит, проведение трастовых операций, индивидуальные банковские сейфы и расширенные депозитные вклады. В общей сложности ПАО «МКБ» предлагает 4 вида кредитов для физических лиц, 5 видов вкладов, два вида накопительных счетов. Другие банки предлагают на порядок больший набор кредитов.

Нами были проанализированы такие показатели деятельности заявленных банков, как тенденция доли рынка, относительная доходность деятельности, относительная капиталоемкость. На третьем этапе была дана полная оценка конкурентоспособности ПАО «МКБ» по методике И.О. Спицына, Я.О. Спицына. Относительная доходность деятельности оценивалась на основе рентабельности активов – так, рентабельность активов ПАО «МКБ» на 1 января 2018 г. составила 0.91%, ПАО «Авангард» — 0,57%, лидером является АО «Альфа-банк» с рентабельностью активов 2,17%. С помощью метода суммы мест по данным критериям оценки построили матрицу Р, согласно методике, которая позволит выявить наиболее конкурентоспособный банк (таблица 16).

Таблица 16 Матрица Р – общее определение позиции ПАО «МКБ» относительно банков-конкурентов

Критерии оценки ПАО «МКБ» ПАО «Авангард» ПАО «Росбанк» АО «Альфа-банк» АО «Банк Русский стандарт» АО «Райф-файзенбанк»
Абсолютная доля рынка 2 6 4 1 5 3
Относительная доля рынка 2 6 4 1 5 3
Относительная доходность деятельности 4 5 3 1 6 2
Относительное качество услуг 5 6 2 1 4 3
Появление новых услуг 5 4 4 1 3 2
Сумма мест 25 37 26 8 33 16
Оценка конкурентоспособности 3 6 4 1 5 2

 

Оценка конкурентоспособности по методике И.О. Спицына, Я.О. Спицына позволила определить, что среди своих ближайших банков-конкурентов ПАО «МКБ» находится на третьем месте после Альфа-банка и Райффайзенбанка. При этом, если сравнить полученные данные с матрицей конкурентоспособности, построенной на результатах опрос топ-менеджера банка, то можно сделать вывод, что руководство здраво оценивает положение ПАО «МКБ» на рынке и знает свои слабые стороны.

Выводы:

Оценка конкурентоспособности банка показала, что слабыми сторонами является низкое качество оказания услуг и ассортимент услуг. Соответственно, в качестве улучшения деятельности можно предложить несколько направлений совершенствования:

  1. Выход на новые рынки (трастовые операции, товарные кредиты и расширенные депозитные вклады)
  2. Улучшение качества оказания услуг

SWOT-анализ показал, что ПАО «МКБ» не занимается таким видом деятельности, как трастовые операции, товарные кредиты и не предлагает своим клиентам расширенные депозитные вклады. Трастовые операции (управление имуществом или иные услуги по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица) — это одно из направлений, которое развиваются наиболее быстро. Расширенные депозитные вклады – это вклады с премиальными ставками (если клиент не воспользуется правом досрочного изъятия, то по окончании срока производится пересчет процентов, исходя из повышенных премиальных ставок). Товарные кредиты – это кредиты, которые можно оформить прямо в магазине при покупке какого-либо товара.

Анализ отзывов на качество оказываемых услуг ПАО «МКБ», представленных на портале Банки.ру, говорит о необходимости изменения политики банка в вопросах оказания услуг. Наибольшее количество жалоб поступает из-за навязываемых дополнительных услуг и недостоверной рекламной информации. Это свидетельствует о том, что качество услуг низкое не из-за квалификации персонала (по данному показателю банк находится на хороших позициях по сравнению с конкурентами), а по причине неверной мотивации сотрудников, которые получаются бонусы за оформление дополнительных услуг. Соответственно, в данном направлении руководству рекомендуется изменить схему мотивации, установив премии за качество оказываемой услуги и за получение благодарственного отзыва.

Повышение конкурентоспособности для ПАО «МКБ» требует развития таких направлений деятельности, как улучшение качества оказываемых услуг и выход на новые рынки (расширение ассортимента оказываемых услуг за счет внедрения трастовых операций, товарных кредитов и расширенных депозитных вкладов). Для достижения каждой цели необходимо осуществление ряда мероприятий, от успеха которых прямо зависит высокая конкурентоспособность банка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель выпускной квалификационной работы — оценка конкурентоспособности коммерческих банков на примере ПАО «Московский кредитный банк» — была достигнута за счет решения поставленных задач.

Понятие «межбанковская конкуренция» является довольно сложным, носящим определенные специфические черты. В российском законодательстве однозначной трактовки данного понятия не существует в силу наличия достаточно большого количества точек зрения на толкование данного термина. Классифицировать межбанковскую конкуренцию можно по различным признакам. При определении сущности межбанковской конкуренции необходимо выделить то, что она представляет собой протекающий во времени и имеющий определенные несвойственные другим видам конкуренции особенности процесс, направленный на поддержание финансовой стабильности и приносящий положительный эффект лишь при достижении определенного уровня.

Анализ приведенных методик оценки конкурентоспособности коммерческого банка позволяет сделать следующие выводы:

— значительная часть методик основывается на оценке количественной стороны внутрибанковской работы, при этом качественные показатели банковской работы не учитывается, соответственно, это заметно уменьшает полноту результатов анализа деятельности банка;

— некоторыми авторами предлагаются качественные показатели неконкретного характера, зачастую они представляют собой ответы на вопросы анкеты (к исключениям можно отнести ряд рейтингов, в частности, «Эксперт РА»);

— большинство методик предполагают получение субъективной оценки, так как в их основе лежит использование экспертных оценок, хотя и в разной степени;

— в основе значительной части методик лежит система внутренней информации, при этом не учитывается или учитывается в малой степени состояние внешней среды, а она имеет большой вес в формировании конкурентоспособности банков;

— как правило, при оценке конкурентоспособности не анализируется эффективность продуктовой и тарифной политики. Это серьезный недостаток рассмотренных методик, так как основной вид деятельности кредитной организации — оказание услуг клиентам;

— при оценке качественных показателей производится суммирование произведений результатов их балльной оценки коэффициента значимости, что говорит о недостаточности исследовании методов и возможности их применения в банковской области;

Анализ финансовой деятельности и статистические данные за прошедший год кредитной организации Акционерное общество «МКБ» свидетельствуют о наличии некоторых негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. Это свидетельствует о недостаточно эффективной кредитной политике.

Анализ внешней среды показа, что наибольшее влияние на банковский рынок оказывают экономические факторы внешней среды; движущими силами отрасли являются изменения в долгосрочных темпах роста отрасли, изменение в государственной политике и регулирование, конкуренция в отрасли является достаточно жесткой. Основными негативными моментами деятельности банка на рынке являются высокие издержки и слабая маркетинговая политика. Из преимуществ можно выделить высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт работы, имидж ПАО «МКБ».

В настоящий момент наиболее высокий уровень конкуренции среди банков внутри отрасли, по итогам анализа он составляет 6,3 балла. Наиболее крупными игроками на банковском рынке являются государственные банки ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ» и ряд других крупных коммерческих банков.

С помощью методики Спицына была проведена оценка конкурентоспособности банка. Согласно полученным данным, по качеству услуг ПАО «МКБ» находится на предпоследнем месте, практически все банки выигрывают по данному показателю. Качество оказания услуг и ассортимент ПАО «МКБ» является слабым местом. Анализ отзывов, представленных на портале Банки.ру, показал, что средняя оценка обслуживания крайне низкая – 2,24 балла из 5. Среди основных претензий клиентов можно отметить:

— навязывание дополнительных услуг;

— некорректная работа мобильных приложений банка;

— предоставление в рекламе недостоверных сведений, вводящих в заблуждение.

При этом, квалификация персонала высокая, это сильная сторона банка, но из-за высокой текучести персонала, качество оказания услуг недостаточно. В ПАО «МКБ» регулярно проводится обучение персонала. В связи с этим имидж банка достаточно высок, но по причине отсутствия широкой сбытовой сети (филиалы ПАО «МКБ» мало распространены по России, в основном банк сосредоточен на Москве и области) имидж также нельзя отнести однозначно к сильной стороне. Ассортимент услуг также относится к слабым сторонам анализируемого банка. В частности, было отмечено, что банк не предлагает проведение трастовых операций и расширенных депозитных вкладов). При этом, его ближайшие конкуренты реализуют данные услуги.

Оценка конкурентоспособности банка с помощью SWOT-анализа и по методике Спицына показала, что слабыми сторонами является качество оказания услуг и ассортимент. Соответственно, в качестве улучшения деятельности было предложено несколько направлений совершенствования:

  1. Выход на новые рынки (трастовые операции, товарные кредиты и расширенные депозитные вклады)
  2. Улучшение качества оказания услуг

Повышение конкурентоспособности для ПАО «МКБ» требует развития таких направлений деятельности, как улучшение качества оказываемых услуг и выход на новые рынки (расширение ассортимента оказываемых услуг за счет внедрения трастовых операций, товарных кредитов и расширенных депозитных вкладов). Для достижения каждой цели необходимо осуществление ряда мероприятий, от успеха которых прямо зависит высокая конкурентоспособность банка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ИСТОЧНИКИ

Опубликованные

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 21.10.1994 года № 51-ФЗ; в ред. от 03.07.2016 года № 18-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  3. Федеральный закон № 2872-1 от 29.05.1992 «О залоге» (в ред. от 21.11.2011)
  4. Федеральный закон № 102- ФЗ от 16.07.1998 «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в ред. от 06.12.2011).
  5. Федеральный закон №218-ФЗ от 30.12.2004 «О кредитных историях» (в ред. от 03.12.2011).
  6. Федеральный закон № 152- ФЗ от 11.11.2003 «Об ипотечных ценных бумагах» (в ред. от 30.11.2011).
  7. Федеральный закон № 17-ФЗ от 03.02.1996 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 28.07.2004, с изм. от 29.12.2006).
  8. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (в ред. от 19.10.2011).
  9. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности [Электронный ресурс]: [утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П] офиц. текст: по сост. на 18.12.2014:– URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173637;dst=0;ts=13FDC8319F6FD6A7426557037B38D0E9;rnd=0.4241073853955145

Неопубликованные

  1. Маркетинговый отчет ПАО «МКБ» за 2017 г.

ЛИТЕРАРУРА

  1. Абаева Н.П., Хасанова Л.Т. Конкурентоспособность банковских услуг. Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 118 с.
  2. Александрова Н. Банки и банковская деятельность для клиентов./Под ред. Н.Александровой – С-Пб, ПИТЕР.-2015.-417 с.
  3. Банковское дело: Учебник для вузов./Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2014. – 415 с.
  4. Банковское дело: Учебник для вузов./ Под ред. Колесникова В.И. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 564 с.
  5. Банковская система в современной экономике: учебное пособие / коллектив авторов; под. ред. проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 368 с.
  6. Бачалов А.Г., Самойлов Г.О. Банковская конкуренция /А.Г.Бачалов, Г.О.Самойлов – М.: Экзамен, 2016 – 256 с.
  7. Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров / Н. П. Белотелова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2013. — 400 с.
  8. Бобрик М.А. Санкции против России и проблемы кредитного процесса: какая взаимосвязь?/А.А.Бобрик// Банковское кредитование – 2014 — № 6 – с. 1-4
  9. Вороханова Ю. М., Щипакина Н. К. Методы и инструменты оценки конкурентоспособности банковской системы России // Science Time. — 2015. — № 4. — С. 139–148
  10. Глотова, А.С. Финансовая устойчивость региональных коммерческих банков / А.С. Глотова // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.В. Никулиной. — Белгород, 2014. — С. 194-198.
  11. Девяткин Е. А. Теория и практика конкуренции: учебно-методический комплекс / Е. А. Девяткин. – М.: ЕАОИ, 2013. – 232 с.
  12. Демкович В.И. Организация работы с клиентами малого и среднего предпринимательства в коммерческом банке: Практические аспекты / В.И. Демкович // Деньги и кредит– 2014. — № 6. – с.12-24
  13. Дубинин С.К. Политика Банка России в сфере регулирования банковских рисков/С.К.Дубинин // Деньги и кредит. — 2015.-№4.-с.6
  14. Жоламанова М. Т., Изимова С. А. Современные методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 226-232
  15. Захаров, В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития /В.С.Захаров // Деньги и кредит. – 2014. — №9. — С. 39-44.
  16. Идрисова С.К., Гасанбекова Э.А. Направления повышения конкурентоспособности банковских продуктов в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2014. №10. С.77-89.
  17. Ковалева О.А. Тенденции развития межбанковской конкуренции на современном этапе /О.А.Ковалева // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. 181 – №3 (049). – С. 74-77
  18. Красникова Е.И. Рожков М.Н. Проблемы оценки конкурентноспособности кредитных услуг // Вестник АмГУ. 2017. Выпуск 39. С.109-114.
  19. Куницына H. H., Краюшкин B. C. Разработка методики интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 2. — С.303–306.
  20. Куршакова Н.Б. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности услуг региональных банков: Дис. … д-ра экон. наук. Спб., 2014. 418 с
  21. Лаврушин О.И. Банковские риски: учебное пособие / кол. авторов под ред. д-ра экон., проф. О.И. Лаврушина и д-ра экон. наук, проф. Н.И. Валенцевой. – 2-е изд., стр. – М.: НОРУС, 2014.-631 с.
  22. Маневич, В.Е. Кредитно-денежная политика банков и ипотечная динамика в России /В.Е.Маневич// Бизнес и Банки. – 2013. — № 7. – С. 1-5.
  23. Мовсунов К. Р. Мониторинг кредитов малому бизнесу: игра на опережение / К.Р. Мовсумов // Банковское кредитование. – 2013. — № 5. – с.7-13
  24. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / под ред. А.Ю. Юданова. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: КноРус, 2015. – 464 с.
  25. Спицын В. В. Особенности развития современной банковской системы России / В. В. Спицын, К. Е. Субботина, О. А. Кобзева // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 614-617
  26. Финогеев Д.Г., Щербаков Е.М. Оценка кредитоспособности юридических лиц на примере крупнейших банков Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 398.
  27. Харитонова М.В. Оценка кредитоспособности юридических лиц в ПАО «МКБ России» /М.В.Харитонова// Экономика и социум – 2017 — № 2 (33) – с.3- 6
  28. Хусаинов Р.В. Как банки меняют свою кредитную политику в условиях санкций / Р.В.Хусаинов// Банковское дело – 2014 -№ 6 – 12 с.
  29. Цаплев Д.Н. Особенности транзакционного подхода в анализе межбанковской конкуренции /Д.Н.Цаплев// Наука и экономика. – 2017. — №3 (11). – С. 27- 35.
  30. Черкашенко В. Н. Управление рисками кредитования малого и среднего бизнеса / В.Н. Черкашенко // Банковское кредитование. – 2015. — № 4. – с.3-11
  31. Швидкий А.И., Мирошниченко А.А. Методы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка: российский и зарубежный опыт /А.И.Швидский, А.А.Мирошниченко// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-4. – С. 667-672
  32. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. канд. экон. наук А. А. Лобанова и А. В. Чугунова. — М.: Альпина, 2015. — 487 с.
  33. Saaty Thomas L. On the Measurement of Intangibles. A Principal Eigenvector Approach to Relative Measurement Derived from Paired Comparisons. Cloud of Science, №1 (2015): 5-39

АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алферов В.Н., Худякова В.В. Мониторинг кредитоспособности заемщиков как механизм антикризисного управления /В.Н.Алферов, В.В.Худякова// Электронный научно-экономический журнал «Стратегии бизнеса» — № 4 (36) – 2017 – URL: http://www.strategybusiness.ru/jour/article/viewFile/308/288
  2. Банки для бизнеса: обзор кредитов для бизнеса в российских банках [Электронный ресурс] – URL: http://www.123credit.ru/biz/kredity_dlia_biznesa/TabID/58/Default.aspx
  3. Информационно-аналитический бюллетень Внешэкономбанка по вопросам малого и среднего предпринимательства «НАВИГАТОР РОССИЙСКОГО МСП» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/br/msp/nav/201504.pdf
  4. Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, процедурах управления рисками и капиталом банковской группы по итогам 2014 года / ОПАО «Московский кредитный банк» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rshb.ru/disclosure/.
  5. Кожахметова Н.Г. Совершенствование методики оценки кредитоспособности заемщика /Н.Г.Кожахметова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. [Электроннный ресурс] – URL: info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf
  6. Модель кредитного скоринга Дюрана // Анализ финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. – URL: http://afdanalyse.ru/ publ/finansovyj_analiz/1/model_kreditnogo_ skoringa_djurana/16-1-0-140
  7. Особенности банковской конкуренции [Электронный ресурс] – URL: http://nbj.ru/publs/banki-i-biznes/2017/03/22/osobennosti-bankovskoi-konkurentsii/index.html
  8. Официальный сайт банка МКБ [Электронный ресурс] – URL: https://mkb.ru/
  9. Рынок кредитования малого и среднего предпринимательства в 2014 году [Электронный ресурс]/ А. Соболь, А. Шамрай, Д. Барабано, Н. Литянская – URL: http://www.mspbank.ru/userfiles/files/az/2015-04-itogi_2014_goda.pdf
  10. Сметанкин А.С. Основные направления развития конкурентной стратегии кредитных организаций / Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». – 2016. [Электронный ресурс] – URL: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk_3/32_3v_smetankin.doc
  11. Уткин Э.А. Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. [Электронный ресурс].URL: http://bibliotekar.ru/biznes-37/index.htm
  12. Устав публичного акционерного общества «Московский кредитный банк» [Электронный ресурс]– URL: https://mkb.ru/
  13. Устойчивость и надежность банка. Финансовый анализ банка ПАО «Московский кредитный банк» [Электронный ресурс] – URL: http://analizbankov.ru/bank.php?BankId=moskovskiy-kreditnyy-bank-1978&BankMenu=nadezhnost
  14. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nalog.ru
  15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф