1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ приемов активизации познавательной деятельности студентов
1.1 Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Приемы активизации познавательной деятельности студентов
1.3 Специфика конструирования приемов активизации познавательной деятельности студентов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности студентов
2.1 Описание программы эмпирического исследования
2.2 Анализ данных исследования
2.3 Разработка приемов активизации познавательной деятельности студентов и определение эффективности проведенной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов
В директивных образовательных документах подчеркивается необходимость повышения качества образования, указывается необходимость всестороннего развития личности обучающегося.
В современном образовании происходит смена приоритетов: усвоение готовых знаний на уроках заменяется на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого обучающегося, с учетом его особенностей, возможностей и уровня подготовленности [25].
Активизация познавательной деятельности при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно–воспитательного процесса в образовательной организации. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной работы. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий обучающихся. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности [4].
Актуальность темы исследования состоит в необходимости рассмотрения методов, приёмов, форм и средств обучения, которые оказывают влияние на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения.
Цель исследования: выявить эффективность процесса активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения.
Объект исследования: познавательная деятельность обучающихся на уроках географии.
Предмет исследования: организация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии в процессе изучения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование активных методов и приёмов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии будет эффективно при изучении.
Задачи:
- Изучить теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
- Рассмотреть формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- методика диагностики уровня познавательной активности обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями географии и экологии для изучения, ознакомления с мероприятиями по улучшению экологической обстановки природной среды района.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности на уроках географии» раскрыта сущность познавательной деятельности, рассматриваются принципы, факторы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 32 источников.
В приложении приведены тест для определения уровня познавательной активности обучающихся в образовательной организации.
Глава 1. Теоретический анализ приемов активизации познавательной деятельности студентов
1.1 Понятие познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
Одной из важнейших задач, которые общество ставит перед учреждениями образования, является развитие познавательной деятельности подрастающего поколения. Практическое решение этой задачи зависит от того, насколько удается развивать у молодежи познавательные процессы и стремление к самореализации.
Поисковая учебно-познавательная деятельность направлена на открытие чего-то нового, неизвестного ранее. Перед воспитанником возникают проблемы, которые он должен решить самостоятельно или сотрудничая с окружающими. Для решения этих проблем ребенку необходимы определенные черты, качества и навыки, которые должен формировать и развивать педагог. Их перечень входит в основные понятия проблемы поисковой деятельности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов организация поисковой деятельности невозможна.
Прогрессивных педагогов всегда влекла к себе проблема формирования и развития познавательных процессов. В основе этой проблемы лежит осознание связи между этими частями учебной деятельности. Такую составляющую поисковой учебно-познавательной деятельности школьников, как познавательная активность ученые пытались развивать еще в древней Греции. Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые вошел в обиход как «сократическая беседа», от имени знаменитого философа Сократа, который вел с студентами философские беседы, которые имели целью выяснения истины не прямым сообщением, а собственным умом студента [Головань].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей его жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М.С. Матюшкин, И.А. Харламов, Г.Н. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятия субъектом активной позиции по отношению к познанию окружающего нас мира.
Прежде чем определить сущность понятий «познавательная деятельность», «познавательная активность», рассмотрим понятия, тесно с ними связанные — «активность» и «деятельность».
Активный — лат. aсtivus — деятельное, энергичный. Активность — усиленная деятельность, деятельное состояние [Годовикова: 57]. Подтверждение связи активности и деятельности находим также в работах философов. В философии термин «активность» применяется, как правило, в тесной связи с толкованием понятия «деятельность». Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, приобретение знаний, распознание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области
Ученые часто отмечают взаимозависимость понятий активности и познания (поскольку познание — это активная деятельность индивида), усиление одного понятия другим: «активность познания», «познавательная деятельность», «познание, направленное на поиск неизвестного». Так, Аристотель, рассматривая познавательную деятельность человека, отмечал, что знания не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникают, функционируют и развиваются в процессе активной продуктивной деятельности. Итак, активность познания тесно связана с познавательной деятельностью, они взаимосвязаны и человек получает знания, т. е. познает, активно действуя.
Познавательная активность и познавательный интерес возникают при наличии познавательной потребности, как потребности в деятельности, направленной на получение новых знаний.
Информационными в контексте нашего исследования являются работы психологов, которые определяют сущность, особенности развития, разнообразие активности человека в течение всей жизни. И.И. Ильина, учитывая теорию установки и классификацию форм активности, разработанные Д. Узнадзе, дает собственную, усовершенствованную классификацию форм активности человека, в которой прослеживается тенденция развития познавательной активности от удовлетворения любознательности в более ранние годы жизни, обучения на более высоком уровне развития в школьные года и, в конце концов, — к умственному труду на высшей ступени развития личности.
Таким образом, познавательная активность — это черта человека, которая проявляется в стремлении к самостоятельной деятельности и живого участия во всем.
Определение понятия «активность» в трудах философов, педагогов, психологов также вытекает из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. В некоторых исследованиях активность рассматривается как широкая, всеобъемлющая категория, которая включает в себя деятельность. Последняя же трактуется при этом как специфическая для социальной системы форма активности, т. е. активность выступает относительно деятельности родовым понятием.
В.Е. Милерян определяет активность как чрезвычайно высокий этап развития деятельности. Поэтому, по мнению автора, понятие «активность» шире, чем «деятельность».
В работах других ученых эти понятия отождествляются. Например, у Г.И. Щукиной это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученной задачи»; у Т.Н. Доленко — «сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимое для усвоения знаний, формирования умений и навыков». З.А. Абасов считает, что, несмотря на диалектическую взаимосвязь этих понятий, их нужно различать.
Познавательная активность проявляется в умении ребенка видеть проблему, формулировать ее, находить пути решения, формировать свое мнение об изученных явлениях. По определению Ю.Н. Косенко, познавательная активность — это интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется в процессе обучения и влияет на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития ребенка; это и цель, средство и результат активизации учебно-воспитательного процесса. То есть, познавательная деятельность — особая, потому что субъектом ее является воспитанник, студент, при этом формируется его сознание, интеллект.
Но обучение может протекать по-разному, именно это влияет на конечный результат — на характер усвоения знаний, умений и навыков. Если не происходят изменения в сознании ребенка — это называется репродуктивный характер протекания деятельности. В основе — заучивание услышанного и прочитанного без сознательного осмысления содержания. Если же это происходит в условиях самостоятельного поиска, творчеств, то при этом знания проходят другой путь: через мнение, волю и саму личность в целом. Деятельность учащихся не сводится к только лишь слушанию педагога и воспроизведению услышанного, а включает наблюдения за фактами в речи, осмысление и сопоставление, применение знаний на практике. То есть, в зависимости от характера познавательной деятельности различают три уровня самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В некоторых работах называется еще и четвертый уровень — репродуктивно-вариативный.
Итак, исходя из анализа многочисленных исследований, под познавательной активностью будем понимать черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, которая предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также проявляется в качестве познавательной деятельности.
В своей сути поисковая учебно-познавательная деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и длительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом аналитико-прогностическом режиме, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями. Этим поисковая деятельность как технология обучения отличается от технологий эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи в одной группе образовательных технологий.
Итак, познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также проявляется в качестве познавательной деятельности.
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности.
Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.
«Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…» [14, с.249].
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. [8, с.40]
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [6, с.82-83].
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё [4, с.38].
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными.
В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности. Имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг, их прочтение.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
Деятельность неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов.
Итак, деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению.
Деятельность человека очень многообразна, мы же будем рассматривать деятельность как познание.
В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике.
Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний [13, с.18-20].
К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.
Естественно, что содержание, как тех, так и других видов
познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе обучения. Без этого преподаватель не может целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности — особая задача, нередко исследовательская.
Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе — необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность — это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Понятие «познавательной активности» Лисина М.И. определяет следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений: 1)определённой, конкретной деятельности индивида; 2)состояния, противоположного пассивности; 3)для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности [13, с.18].
Итак, активность-деятельность, активность-готовность к деятельности и активность-инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом «активности» выступают такие словосочетания, как «умственная энергия» и «нервно-психическая энергия».
Активность всегда связывают с деятельностью, а в структуре деятельности — прежде всего с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив.
В отечественной педагогике под познавательным интересом понимается особая избирательная направленность личности на процесс познания. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее [12, с.36].
Любопытство, вызванное, например, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес [6, с.6].
Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае студент обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д.
Однако любознательность студента обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором студент понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду студента, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.
Итак, познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки. При этом под уровнем развития познавательного интереса можно понимать произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
1.2 Приемы активизации познавательной деятельности студентов
Познавательная деятельность личности – это сознательная деятельность, направленная на приобретение информации, формирование знаний и опыта.[5]. Правильная её организация оказывает непосредственное влияние на результат работы преподавателя и успешность студентов. Умение преподавателя организовывать и управлять этой деятельностью является одним из основных показателей его педагогического мастерства. Ориентируясь в способностях каждого студента и в его возможностях, мастер должен уметь выбирать такие методы, приемы и технологии преподавания, которые позволят достичь поставленные учебные и воспитательные цели. На занятии одни студенты всегда активны, быстро и с интересом выполняют любые операции познания и задания преподавателя, а другие – инертны и равнодушны к учению. Почему? Ведущие педагоги мира считают, что можно так организовывать процесс обучения, чтобы у всех студентов был высокий познавательный интерес и активность. [3]. Для этого необходимо сформировать познавательный интерес, который развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов происходит через само содержание учебных предметов, дающих эту возможность, а также путем организации познавательной деятельности обучающихся. [3]. И если студент в результате правильно организованной познавательной деятельности включился в постоянный поиск новых сторон в предмете своего интереса, начал устанавливать в нем более глубокие связи и отношения, если появилось старание и стремление больше и всесторонне заниматься этим объектом, — значит у него удалось сформировать отличительные черты познавательного интереса. Поэтому так важен глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Удивление – это сильный стимул познания, его первичный элемент. [3] Любопытство движет процесс познания, в любопытстве формируется любознательность. Положительные эмоции и волевые усилия стоят у истоков активного познания. Познавательный интерес и любознательность включают психофизиологические процессы активного добывания знаний, активного отыскания ответов на интересующие вопросы и приобретение опыта. И чем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. [7] Но, ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. Роль преподавателя заключается в создании таких условий для формирования познавательного интереса, как психическое состояние студента, которое руководит личностным образованием. В настоящее время четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие — как качество личностного образования. [2]. Преподавателю необходимо помнить, что познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности. Активность всегда связана с деятельностью, прежде всего, с потребностью в знаниях и умениях, с интересом к ним, с мотивами для познания. Входе активного познания изменяются не только знания, умения и опыт, но и сама личность студента; начинают устойчиво формироваться новые убеждения. [1] И все способности человека развиваются в процессе деятельности, тем более, если она интересна и активна. Нет другого пути развития познавательных способностей, кроме организации познавательной деятельности, а для эффективности и успешности – активной познавательной деятельности. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что обучающийся должен учиться сам. Роль преподавателя – осуществлять управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, активизировать, координировать, консультировать его деятельность. [2] Формирование творческой личности, одна из главных задач концепции модернизации российского образования. Важнейшим требованием к современному процессу профессионального обучения является активная, самостоятельная, осознанная деятельность студентов, их целеустремленные усилия для успешного выполнения задач. Новая система образования направлена на личностно-ориентированное обучение. Чтобы создать такую систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, мы сегодня кардинально меняем парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения педагога и обучающегося в учебном процессе. [2]. Ориентировать обучающихся на самостоятельное добывание знаний и активизировать процесс познания в русле этой самостоятельности – задача современного педагога. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. [6] Говоря об активности познавательной деятельности, мы имеем в виду: интерес и стремление студента к ней, готовность и сознательность выполнения заданий, стремление повысить свой личный уровень, систематичность обучения. Но активность познания невозможна без самостоятельности. [2] Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга, активные студенты, как правило, самостоятельные; низкая собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Современная гуманистическая психология рассматривает обучение как процесс, направленный на центральную фигуру этого обучения – студента. Именно студент является основным участником любого образовательного процесса и этот процесс должен соответствовать его ценностям и интеллектуальным способностям. Преподаватель же призван облегчать процесс обучения, создавать атмосферу взаимного доверия и живого общения, то есть способствовать реализации личности обучающегося в процессе обучения.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация — это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Пути активизации, используемые в педагогической практике, включают разнообразные формы, методы, средства обучения, их сочетания, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучаемых.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся рассматривается как ключевая для повышения эффективности, мотивации и качества учебного процесса. Все новые технологии самостоятельного обучения предполагают повышение активности обучаемых: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Они вынуждают обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, взаимодействовать со специализированными компьютерными программами, мультимедийными обучающими системами, использовать текущий тестовый контроль. Режим обучения с помощью этих средств вызывает даже чрезмерное напряжение сенсорных органов и умственных сил обучаемых.
Огромное значение в повышении мотивации к обучению имеют методы активного обучения, которые в последнее время приобрели огромную популярность. Эти методы позволяют организовать познавательную деятельность обучающихся таким образом, что учебный материал становится предметом активной умственной и практической деятельности каждого участника учебного процесса. Поиск эффективных методов и приёмов активизации познавательной деятельности в просвещении диктуется требованиями современности. Наряду с тем в системе образовательных отношений сущность проблем теоретического и прикладного характера сводится именно к формированию мотивации участников учебного процесса. Постоянное и беспрерывное развитие образования обусловлено социальными, экономическими, информационными, техническими и технологическими процессами. Поэтому вопросы активизации учебной деятельности относятся к наиболее актуальной проблеме современной педагогической науки и практики. Решение этих вопросов побуждает преподавателей к применению новых педагогических технологий. Среди инновационных методов значительное место занимают активные методы обучения.
Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя — самостоятельное овладение студентом знаниями в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д. Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Наиболее часто используется классификация методов активного обучения для СПО и Высшей школы предложенная Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Активные методы обучения опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.
Современные активные методы обучения включают с себя:
игровое/социальное/имитационное моделирование;
деловые игры;
анализ конкретных ситуаций (кейсы);
метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.
От господства всеобщего лозунга «СИС — сиди и слушай» к активному: «ДИД — думай и делай!».
1.3 Специфика конструирования приемов активизации познавательной деятельности студентов
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
- включать студентов в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
- использовать дидактические игры и дискуссии;
- использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих студентов к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Все методы активного обучения делятся на:
— неимитационные, реализуемые на традиционных видах занятий,
— имитационные, игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий.
Неимитационные методы активного обучения
Основное отличие этих методов от других методов активного обучения — отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности.
При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.
На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов — контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.
На лабораторных или практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.
Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих.
Достаточно длительная активная деятельность студента достигается в период его производственной практики, если он назначается на конкретную должность. Практикант вынужден регулярно и самостоятельно принимать управленческие и производственные решения, т.е. активно обучаться.
Важные формы активного обучения — олимпиады и научно-технические конференции, в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике.
К активному обучению относится и широко практикуемая научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Таким образом, практически на всех традиционно используемых в вузах видах занятий можно применить методы активного обучения.
В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают учащихся к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.
Имитационные методы активного обучения.
Опыт внедрения методов активного обучения в такие традиционные формы занятий, как лекции, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты, свидетельствуют о высокой эффективности этих методов, их влиянии на повышение качества подготовки специалистов.
Но традиционными формами обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, почти не затрагивается третий уровень подготовки специалиста — приобретение им еще в стенах института навыков предстоящей профессиональной деятельности.
Трудность получения этих навыков связана с тем, что такая деятельность, как правило, носит коллективный характер, т.е. большинство реальных решений принимается в процессе взаимодействия с коллегами по работе.
В жизни на каждом шагу проявляется вероятностный характер производства, происходят срывы из-за непредвиденных обстоятельств, таких как задержки поставок материально-технических ресурсов.
Необходимо умение не только быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, но и эффективно достигать поставленных целей. Без такого умения затягивается адаптация молодого специалиста на производстве, а принимаемые им решения зачастую далеки от оптимальных.
Вот эти навыки предстоящей деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении на имитационных игровых занятиях.
Основная отличительная черта таких занятий — это имитация предстоящей трудовой деятельности: производственно-хозяйственной, проектно-конструкторской, преподавательской.
Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
- Метод дискуссииприменяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
- Метод самостоятельной работы учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.
В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
Выводы по 1 главе
Анализ научной и психолого–педагогической литературы по проблеме исследования показал, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. ФГОС трактует, что развитие познавательной деятельности сегодня является одной из ведущих задач модернизации российского образования.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами, разделяется на три этапа:
- выделение познавательной цели;
- выбор и применение способов действия;
- контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся необходимо создавать соответствующие условия, пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, а также следует придерживаться некоторых принципов активизации познавательной деятельности обучающихся:
- принцип проблемного обучения;
- принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно– познавательной деятельности характеру практических задач;
- принцип взаимообучения;
- принцип исследования изучаемых проблем;
- принцип индивидуализации;
- принцип самообучения; – принцип мотивации.
Для того чтобы вызвать наибольший интерес обучающихся к уроку, учителю необходимо применять разносторонний подход к занятиям, учитывая факторы, побуждающие к активной познавательной деятельности, а именно: интерес, творческий характер учебно–познавательной деятельности, состязательность.
Для разработки элективного курса по географии, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения оценки экологического состояния Зонального района Петропавловского края, целесообразно применять методы, описанные авторами И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:
- объяснительно–иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично–поисковый метод;
- исследовательский метод.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф